Семинар-практикум для педагогов “Как эффективно выстроить общение с родителями”
материал по психологии (подготовительная группа)

Логинова Раиса Владимировна

Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении с родителями.

Задачи:

1. Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении;

2. формирование умения конструктивно выстраивать контакт, сдерживать любое проявление негативных эмоций;

3. обучение приемам вербального и невербального 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультирование педагогов85.01 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

 “Как эффективно выстроить общение с родителями”

Педагог – психолог МК ДОУ «Детский сад № 137» Логинова Р.В.

Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении с родителями.

Задачи:

1. Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении;

2. формирование умения конструктивно выстраивать контакт, сдерживать любое проявление негативных эмоций;

3. обучение приемам вербального и невербального взаимодействия с людьми.

Ход занятия.

Работа с семьей- это кропотливый труд. И воспитатель, и родитель –взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Достижение взаимопонимания между детсадовскими и домашними воспитателями – процесс сложный и многогранный. Общение выгодно обеим сторонам. Воспитатели приобретают в лице родителей добрых и надёжных помощников, отцы и матери обогащаются педагогическими идеями, методами и подходами к детям. Однако, чтобы воспитатели и родители понимали друг друга, необходимы взаимное желание к установлению истины.

Воспитателю принадлежит ведущая роль в организации общения. Чтобы выстроить его, важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, грамотно избегать опасные конфликтные ситуации.

Обсуждение: - Как вы думаете, что может стать причиной конфликта между педагогами и родителями?(ответы педагогов).

- Хвалить детей очень важно, но педагог не может не сообщать родителям о ребенке какие-то тревожащие моменты. Но как это делать грамотно и безболезненно нам подскажет …

Притча “Страшный сон”

Однажды Император увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:

"Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких".

Эти слова вызвали гнев Императора. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:

"Я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных".

Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились. "Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?" - спрашивали они. На что последовал ответ:

"Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того как сказать".

Вопросы для обсуждения:

- В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудреца?

- Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка – как первый или второй толкователь?

- Будет ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя? Почему?

Одну из причин трудностей взаимодействия с семьей ребенка я бы условно обозначила «особенные родители». Не все зависит от педагогов, поэтому в следующем упражнении я бы хотела, чтобы мы постарались понять родителей, увидев их с разных сторон.

Упражнение «Обвинители и адвокаты» (на ватмане). 

Цель: умение находить и принимать в каждом человеке как положительные, так и отрицательные черты характера.

Создаются 2 команды (по 3 человека): одни- обвинители, другие- адвокаты. По очереди они пишут на плакате:

Претензии к родителям: они…

Хвалим родителей: но зато они…

Кроме перечисленных причин нашему общению с родителями может мешать несформированность таких наших коммуникативных навыков, как: грамотная речь педагога, богатый словарный запас, умение слушать и слышать, владение техникой активного слушания, невербальными средствами общения- мимикой, пантомимикой.

А начинается любое общение с выбора правильной дистанции с оппонентом.

Информация о дистанции в межличностном общении.

Расстояние между собеседниками играет важную роль в налаживании контакта, понимании ситуации общения. Если люди заинтересованы друг другом, разделяющее их пространство уменьшается, они стремятся находиться поближе.

Упражнение «Эти разные сантиметры…» 

Цель:помочь педагогу выбрать оптимально комфортное расстояние для общения с родителями.

В упражнении участвуют 2 человека. Между ними натянута нить с мерками допустимых расстояний до оппонента. «Педагог» держа конец нити, стоит на месте. «Родитель» говорит фразу «Здравствуйте! Можно мне узнать, как сегодня вел себя мой ребенок?». «Педагог» отвечает. Далее «родитель» перемещается на следующую метку и снова задает этот вопрос. И так далее, пока родитель не дойдет до метки «интимное расстояние» (0,5м.).

Обсуждение: оба участника высказываются, на каком расстоянии им было комфортнее общаться.

Ведущий: -Для лучшего понимания этих особенностей, а также для того, чтобы правильно разграничивать ситуации и рамки контакта, следует знать основные пределы допустимого расстояния между собеседниками:

Интимное расстояние (до 0,5 м) – интимные доверительные отношения между близкими людьми, друзьями. Также может быть допустимо в спорте, где допустимым является телесное соприкосновение.

Межличностное расстояние (от 0,5 м — до 1,2 м) – комфортное расстояние во время дружественной беседы, где допускаются прикосновения друг к другу.

Социальное расстояние (от 1,2 м – до 3,7 м) – неформальное взаимодействие в социуме, во время деловой встречи. Чем больше расстояние, вплоть до крайней границы, тем отношения формальней.

Публичное расстояние (более 3,7 м) – комфортное расстояние для лектора, который совершает публичное выступление перед большой группой людей.

Такие рамки расстояний и их значимость зависит от возраста, пола человека, его личностных особенностей. Детям комфортно находится на более близком расстоянии от собеседника, а подростки закрываются и желают отстраниться от других. Женщины любят более близкие расстояния, независимо от пола их собеседника. Уравновешенные, уверенные в себе люди не обращают особого внимания на расстояние, тогда как нервные тревожные люди стараются находиться в отдалении от других.

А теперь я хочу посмотреть, владеете ли вы средствами невербального общения.

Упражнение «Окно».

Цель:  тренировка эмоциональной выразительности в невербальной передаче информации собеседнику.

Ведущий: - Общение составляет суть нашей профессии и поэтому, я думаю, эта тема актуальна для нас. Ведущую роль в общении несут не только то, что говорит человек, не лингвистические способности, а то, что он при этом делает. То есть ведущим являются невербальные каналы коммуникации: глаза и контакт с помощью глаз, лицо и лицевая экспрессия, жесты, позы, тактильные ощущения (касания), дистанция во время общения.

Давайте потренируем умение понимать невербальное общение.

Инструкция: необходимо передать текст команде, как будто между вами толстое стекло. Вас видят, но не слышат, кричать бесполезно. Необходимо с помощью жестов, мимики, пантомимики передать заданный текст.

ПРИМЕРЫ текстов: Один в паре – это педагог, второй- родитель.

«Добрый день! Я хочу сказать вам, что ваш сын дерется с другими детьми, кричит, падает на пол. Сходите к психологу».

«Здравствуйте! Я прошу вас сдать деньги на спектакль – 150 рублей. Будет показана новая сказка «Волк и 10 поросят»».

«Доброе утро! Как там погода, метет? Вы не могли бы помочь нам почистить участок? Только лопаты у нас нет. Возьмите совочек и ведро».

Вы - педагог. По ту сторону стекла - родительский комитет. Попробуйте им объяснить, что необходимо приобрести для группы в магазине (не менее 5 наименований)

 Психологическая зарядка

Работа в детском саду - это почти всегда напряженность, снижение работоспособности, усталость. Получить заряд бодрости, нам всегда помогает зарядка. Предлагаю сделать несколько упражнений не простой, а психологической зарядки.

  1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом - левым, повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».
  2. Напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь до ста».
  3. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь удача».
  4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуты в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
  5. Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо».
  6. Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут и я помогу».
  7. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
  8. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «И все у меня получается».

 Игра «Стиральная машина»

Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений; воспитание желания говорить друг другу комплименты.

Психолог: Для чего нам нужна стиральная машина? Правильно, для стирки белья. В машину мы загружаем грязное белье, а достаем чистое. Я хочу предложить вам сыграть в игру «Стиральная машина». Но наша машина не простая, а волшебная. В нашей чудо-машине будут стираться не белье, а люди. После «стирки» мы будем сияющими, счастливыми, улыбающимися. Как поднять настроение родным и близким? Правильно, добрыми комплиментами, нежными словами.

Играющие встают в два параллельных ряда лицом друг к другу. Игроки по очереди проходят через образовавшийся «коридор», остальные произносят комплименты, добрые слова в его адрес.

Обсуждение: легко ли говорить комплименты? Приятно ли их получать?

Выдача памяток педагогам: Подарок Мотивационная открытка

Обратная связь.

Участники по очереди высказывают свое мнение о семинаре-практикуме по схеме:

- Что я узнал нового/интересного?

- Что из этого я буду применять в своей работе?

- Какие эмоции я испытал в процессе?

МК ДОУ «Детский сад № 137»

Семинар-практикум для педагогов

 “Как эффективно выстроить общение с родителями”

C:\Users\617E~1\AppData\Local\Temp\{DFDA8ED6-BD96-4627-BA6B-C6327BE4A067}.tmp

Педагог- психолог Логинова Р.В.

Новокузнецк

2024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Как эффективно выстроить общение с родителями"

Семинар-практикум для педагогов по эффективному и бесконфликтному общению с родителями.Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанник...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Как эффективно выстроить общение с родителями"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Как эффективно выстроить общение с родителями"...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Как эффективно выстроить общение с родителями?»

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Как эффективно выстроить общение с родителями?»Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями во...

Семинар-практикум для педагогов "Как эффективно выстроить общение с родителями"

Полезная информация для педагогов от том как эффективно выстроить общение с родителями...

Семинар-практикум "Как эффективно выстроить общение с родителями"

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи:актуализировать существующие проблемы во взаимодействии п...

Семинар-практикум Как эффективно выстроить общение с родителями

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Семинар-практикум для педагогов "Как эффективно выстроить общение с родителями"

Педагоги и родители должны быть партнерами  в деле образования и воспитания детей. Как педагогу быть компетентным в общении с родителями? Данный семинар-практикум посвящен именно этому вопросу....