Отчет по самообразованию на тему "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы»
материал (подготовительная группа)
Опыт работы пообучению детей игре в шахматы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobr_shahmaty.docx | 27.66 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
№1 «Сказка»
Отчет по самообразованию
за 2019-2020 учебный год
воспитателя Абдразаковой Елены Рахимзяновны
на тему
«Развитие интеллектуальных способностей
детей старшего дошкольного возраста
через обучение игре в шахматы»
г.Мегион.
2019-2020 уч.г.
«Шахматы не только способствуют росту
интеллекта, они дисциплинируют ум человека»
Макс Эйве.
Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы»
Актуальность.
Сегодня шахматы самая распространённая настольная игра, сочетающая в себе элементы спортивного мастерства, науки просчитывать многоходовые комбинации и искусства, психологического владения игрой и молчаливого воздействия на противника. Безусловно, игра в шахматы имеет большое воспитательное значение, она учит логически мыслить, развивает усидчивость и концентрацию внимания, учит проявлять выдержку и не поддаваться панике во время игры, планировать свои действия на 3-5 шагов вперёд, способствует становлению настоящей творческой личности. Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому обучение игре в шахматы необходимо начинать как можно раньше. Об этом говорят педагогические и физиологические исследования ученых всего мира. Мы знаем о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5-6 лет высоки.
Планируя работу над темой, определила для себя следующую цель:
- повысить собственную профессиональную квалификацию по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста»:
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить методическую литературу по данной теме;
- провести начальную диагностику знаний детей;
- познакомить детей с основными шахматными понятиями.
- Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач, активизировать мыслительную деятельность дошкольников.
- воспитывать у ребенка такие качества, как настойчивость, выдержка, воля, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.
Дата начала работы над темой: сентябрь 2019 г.
Дата окончания работы над темой: май 2020 г.
В начале работы над темой самообразования мною была изучена методическая литература и нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.12 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
- Программа развития шахмат в Российской Федерации на 2011-2018 гг. Одобрена решение Наблюдательного Совета Общероссийской общественной организации «Российская шахматная федерация» Протокол № б/н от 02 ноября 2011г.
- Методическая литература под редакцией И.Г. Сухина «Там клетки чёрно белые чудес и тайн полны» 1 и 2 часть, специально разработанная для дошкольников.
- Рабочие программы 1-4 годы обучения «Шахматы школе» под редакцией И.Г. Сухина
- «Малыши играют в шахматы» под редакцией В.Г. Гришина
- Интернет- ресурсы
В начале и конце учебного года была проведена диагностика уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста. Первичная диагностика показала, что 90 % детей не знакомы с игрой в шахматы, а 10 % имеют небольшие знания. В результате первичного обследования было выявлено следующее:
Дети не знают:
• шахматные термины;
• названия шахматных фигур;
• правила хода и взятия фигур;
• размещение доски между партнерами;
• начальное положение фигур;
• правила шахматного кодекса;
• не различают линии шахматной доски;
• историю возникновения шахматной игры;
• выдающихся шахматистов.
Диагностическое обследование проводилось в форме дидактических игр и упражнений, что соответствует ведущей деятельности детей в дошкольном возрасте.
Месяц | Тема | Содержание работы |
сентябрь | 1. История возникновения шахмат. 2. Знакомство с шахматной доской. 3. Рисование шахматной доски в тетради в клетку, чтобы угловая клеточка слева была белая. | 1.Познакомить детей с историей возникновения шахмат. Пробудить интерес к шахматной игре. 2.Познакомить детей с шахматной доской. Закрепить знания квадрата и количественного счета в пределах 8. Учить штриховать косыми линиями черные поля. |
октябрь | 1. Познакомить детей с горизонтальными линиями и их обозначением. Закрепить цифры от 1 до 8. 2. Учить правильно показывать вертикальные, горизонтальные, диагональные линии. Нарисовать их на шахматной доске карандашами разных цветов. | Учить детей хорошо ориентироваться на шахматной доске, используя игры: «Разложи на доске», «Составь доску», «Шахматное лото», «Пройди и назови поле». |
ноябрь | 1.Знакомство детей с пешкой 2.Продолжать знакомить детей с пешками, на каких полях они стоят, называть их. 2. Игра «Кто в домике живет» 2. Игра «Кто вперед» (выигрывает тот, кто скорее достигнет 8-ой горизонтали (белые) или 1-ой (черные пехотинцы)). | 1.Познакомить детей с пешкой. Объяснить, что белые пешки располагаются на 2-ой горизонтали, а черные – на 7-й. 2. Объяснить, как ходит пешка. (Идет прямо, с исходной позиции может перейти на 2 поля вперед). 3.Учить детей расставлять пешки на скорость, называя вслух поля. 3. Развивать мышление, внимание. |
декабрь | 1. Познакомить детей с новой фигурой – ладьей. 2. Показать, что при записи она обозначается большой буквой «Л». | 1.Учить ставить ладьи на первоначальное место: Белые – Л al и Л h1? черные – Л а8 и Л h8. 2. Объяснить и показать ход ладьи, взятие. 3. Развивать логическое мышление.
|
январь | «Тайны шахматной доски»
| 1. Продолжать обучение игре в шахматы, углубляя знания детей, о том, как ходят другие фигуры. 2. Воспитывать интерес к игре в шахматы, развивать память, внимание, логическое мышление |
февраль | 1. Провести соревнование «пешки против ладьи». 2. Предложить детям решить позицию, (см. диаграмму 21а В.Г. Гришина «Малыши играют в шахматы» М., «Просвещение» – 1991 г. – стр. 48). | Приучать ребят к решению проблемных ситуаций. |
март | 1. Шахматные позиции 2. Познакомить детей со слоном, его обозначением и расположением.Чтение стихотворения о нем (см. Г.М. Зенков «Первый шах» стр. 28) | Учить детей решать шахматные позиции (см. диаграмму 22а и 23а, В.Г. Гришина «Малыши играют в шахматы» М., «Просвещение» –1991 г. –стр. 41- 42). Развивать память, внимание, мышление, дисциплинированность у детей. |
апрель | 1. Познакомить детей с могучей фигурой – ферзем, как он передвигается, в чем заключается его сила, где он располагается до начала игры. 2. Практически закрепить передвижение ферзя по полю. . | 1.Расширить знания детей о ферзе: куда нужно поставить его, чтобы он держал под контролем наибольшее число полей доски, как ферзь берет пешки и фигуры противника, когда выводить его с исходной позиции. 2. Игра «Что изменилось» 3. Воспитывать сосредоточенность, выдержку |
май | Развлечение «В стране шахматных чудес» | 1.Закрепить полученные знания детей на предыдущих занятиях. 2. Воспитывать интерес к шахматам, усидчивость, владение навыками решения простейших шахматных задач. |
В своей работе я использовала следующие приемы и методы:
- беседы,
- дидактические игры,
- компьютерные и интерактивные игры,
- художественно — творческая деятельность,
- чтение сказок и книг о шахматах,
- просмотр энциклопедий о шахматах,
- разучивание стихотворений о шахматных фигурах,
Практические выходы:
- создание альбома «Великие шахматисты»,
- консультации для родителей,
- папки-передвижки с методическими рекомендациями по игре в шахматы
домашние задания для совместных занятий с детьми дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игры в "Шахматы"
Методическая разработка по обучению детей игре "Шахматы"...
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЫ В «ШАХМАТЫ»
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь....
Статья "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы"
Статья "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы"...
«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игры в шахматы».
Выступление на заседании РП(М)ОИз опыта работы: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игры в шахматы»....
Методическая разработка "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы"
Методическая разработка представляет собой поэтапную систему работы по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников через обучение игре в шахматы.Основное назначение методической разраб...
План работы по самообразованию Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы» на 2023-2024г
изучетие влияние развитие интелектуальных способностей старших дошкольников....