План работы по самообразованию Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы» на 2023-2024г
методическая разработка (старшая группа)
изучетие влияние развитие интелектуальных способностей старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobr._23-24_g.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 25 «Солнышко» села Покойного Буденновского района»
УТВЕРЖДАЮ: заведующий МДОУ д/с № 25 «Солнышко» с. Покойного Г.В. Овчаренко
План работы по самообразованию
Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы» на 2023-2024г
Воспитатель:
Багринцева Татьяна Николаевна
с. Покойное, 2023
Актуальность:
Шахматы - магическая игра. Их чары испытали на себе почти все великие люди всех времен и народов - от царей и полководцев до писателей и музыкантов. Люди играют в шахматы уже почти полторы тысячи лет, а исчерпать все возможности древней игры, постичь все тайны шахматного королевства до сих пор никому не удалось. Даже современные ЭВМ в миллионы раз превосходящие по быстродействию человеческий мозг, не могут сосчитать, сколько вариантов возникает в ходе одной шахматной партии. Кроме этого, шахматы необычайно эмоциональны, они дарят своим приверженцам сильные переживания и яркие образы, помогают приобщиться к многовековой человеческой культуре. Из всех видов игр, придуманных человечеством, это единственная игра, которая близка и к спорту, и к науке, и к искусству. Творческая деятельность, яркое эстетическое переживание, некая спортивная борьба, логика научного исследования и большое воспитательное действие присущи шахматам. Видимо, поэтому они сумели выделиться из множества других интеллектуальных игр и, пройдя сквозь эпохи, не только сохранили, но и приумножили интерес к себе со стороны общества.
Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней, зазнайка - самокритичнее. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным.
К тому же шахматы - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских и добрососедских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья». Шахматы дают детям возможность более целостно взглянуть на окружающий мир. Основная задача - вызвать у детей интерес к игре, заразить их «шахматной лихорадкой» и по возможности отвлечь немного от телевизоров, интернета, смартфонов, планшетов и прочих гаджетов.
Цель: Изучить возможности и пути использования шахмат в работе по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой современной научной и педагогической литературы по вопросу обучения дошкольников игре в шахматы, курсов повышения квалификации, самообразования;
- Оформить центр игры в шахматы;
- Разработать систему работы по включению родителей в образовательный процесс, работать над поиском новых нетрадиционных форм и методов работы с родителями;
- Разработать систему работы с педагогами.
- Создавать условия для полноценного развития каждого дошкольника.
Алгоритм реализации плана самообразования по теме: ««Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы» на 2023 – 2024 год
Содержание работы по самообразованию |
1. Разработка нормативно-правовой базы сопровождения программы. |
2. Создание материально-технических условий и приобретение методической литературы. |
3. Участие в мини-педсовете по теме: «Воспитательное значение шахмат в развитии ребенка».
|
4. Разработка методических материалов для работы. |
5. Повышение профессиональной компетенции через разные формы методической работы.
|
6. Разработка плана взаимодействия с родителями, вовлечение их в образовательную деятельность через создание совместных работ. |
7. Участие в конкурсах различного уровня. |
8. Разработка сценариев и проведение мероприятий с детьми по обучению игре в шахматы. |
9. Организация сетевого взаимодействия. |
10. Анализ достижения цели и решения задач. |
- Ожидаемые результаты:
-использование и внедрение в образовательную деятельность новые технологии;
-создание методической папки и педагогических разработок;
-размещение материала в персональном сайте; Источники самообразования:
-специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая);
-Интернет;
-семинары;
-Мастер-классы;
Формы самообразования:
-индивидуальная-через индивидуальный план;
-групповая-через участие в рамках ДОУ;
- Создание материально-технических условий и приобретение методической литературы.
- Изучение условий организации обучения старших дошкольников игре в шахматы, создание шахматного центра в условиях МДОУ детский сад 25 «Солнышко» с.Покойного.
- Оснащение развивающей предметно-пространственной среды.
- Использование методики И.Г. Сухина, направленную на обучение детей способности действовать «в уме». Подбор и изучение литературы по теме.
- Участие в мини-педсовете по теме: «Воспитательное значение шахмат в развитии ребенка».
Предполагает выступление по теме «Обучение игре в шахматы, как элемент умственной культуры дошкольников». Подтверждающими материалами будут служить план проведения мини-педсовета, протокол, практический и методический материал, презентация.
- Разработка методических материалов для работы.
- Мастер-класс для педагогов «Шахматное образование в процессе обучения дошкольников».
- Семинар-практикум для педагогов «Шахматы»
- Консультация для родителей «О пользе шахмат»
- Практические занятия согласно планированию программы «Шахматное королевство».
- Повышение профессиональной компетенции через разные формы методической работы.
Участие в творческих группах по созданию условий для оснащения развивающей предметно-пространственной среды. Школа молодого педагога.
- Проведение конкурсов.
- «Шахматные фигуры своими руками»
- «Книжки-малышки про шахматы».
Подтверждающий материал о реализации: положения конкурсов, приказы, грамоты, фотоматериал, сайт детского сада.
- Разработка сценариев и проведение мероприятий с детьми по обучению игре в шахматы.
-Развлечение «В гости к Шахматной королеве»;
- «Праздник Пешки»;
- «Шахматная эстафета с Незнайкой»
Подтверждающий материал о реализации: практические материалы, сценарии, фото и видео материал, оформление странички на сайте детского сада, размещение в сети интернет.
- Организация сетевого взаимодействия.
- Мероприятия с детьми:
- Образовательная деятельность с применением шахматного оборудования, дидактических шахматных игр и заданий.
- Мероприятия с родителями:
- Семинар-практикум для родителей «Играйте в шахматы, друзья!»
-Презентация "История шахмат!»
- Совместное ООД (дети и родители) Не скучные шахматы»
- Мероприятия с педагогами:
Мастер-класс «Шахматы в ДОУ»
Список литературы для изучения в рамках работы по самообразованию:
Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М.. ПОМАТУР.- 2000.
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. -2000.
Френе С. Избранные педагогические сочинения, М.. Просвещение. -1990.
В.Хенкин, Куда идет король. М.. Молодая гвардия. -1979 .
Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 224с.
Шахматный словарь. М. ФиС. -1968.
Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994 г М. Детгиз, - 1960.
Шахматы. Энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия.. -1990.
В.Хенкин Шахматы для начинающих М.: «Астрель».- 2002.
О.Подгаец Прогулки по черным и белым полям. МП «Каисса плюс» Днепропетровск. – 1996.
И.А.Бареев Гроссмейстеры детского сада. Москва. - 1995.
Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. - 1966.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игры в "Шахматы"
Методическая разработка по обучению детей игре "Шахматы"...
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЫ В «ШАХМАТЫ»
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь....
Статья "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы"
Статья "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы"...
Отчет по самообразованию на тему "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы»
Опыт работы пообучению детей игре в шахматы...
«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игры в шахматы».
Выступление на заседании РП(М)ОИз опыта работы: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игры в шахматы»....
Методическая разработка "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы"
Методическая разработка представляет собой поэтапную систему работы по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников через обучение игре в шахматы.Основное назначение методической разраб...