Из опыта работы:"Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша"
методическая разработка (подготовительная группа)
В современной реальности информационных технологий, когда наиболее актуальной становится проблема развития человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логику мысли, умение использовать информацию определяется развитостью логических приемов мышления.
Поэтому одна из важнейших задач воспитания ребенка - развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, особенно важным, на мой взгляд, является формирование логического мышления дошкольников, как основы их интеллектуального развития.
Блоки Дьенеша как нельзя более соответствуют развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста, формируя способность ребенка рассуждать, «действовать в уме».
С другой стороны, одним из наиболее волнующих вопросов воспитания для педагогов остается проблема: как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелегкому процессу познания? И выход здесь, с моей точки зрения - это необходимость сделать обучение занимательным.
И опять развивающие игры с блоками Дьенеша, сохраняя элементы познавательного, развивающего и игрового общения, помогают сделать процесс познания более интересным и используются как средство привлечения к обучению, средство активизации мышления детей, а также как средство, заставляющее ребенка увлеченно работать.
Общеизвестно, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. В развивающих играх Дьенеша в качестве моделей выступают как сами блоки, являющие эталонами цвета, формы и величины, так и кодовые карточки к ним. Примечательно, что блоки являются предметно-схематической моделью - здесь выделенные в объекте познания, существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей (логических блоков) и графических знаков (кодовых карточек, схем, таблиц).
Я считаю, что логические блоки Дьенеша удовлетворяют всем требования, предъявляемым к моделям, а именно:
1. способны четко отражать основные свойства и отношения объекта познания;
2. являются простыми для восприятия и доступными для создания и действий с ними;
3. могут ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с их помощью;
4. помогают облегчать процесс познания.
В работе с детьми решались следующие задачи использования логических блоков:
• Способствовать развитию у дошкольников логического и комбинаторного мышления, аналитических способностей, формировать начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
• Развивать умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два, три или четыре свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.
• Дать первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.
• Развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, речь, творческое воображение и умение детей креативно мыслить.
• Развивать способность к моделированию и конструированию, умение использовать блоки Дьенеша в качестве предметно-схематической модели во всех видах деятельности.
• Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Опыт работы показал, что использование блоков в познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии дошкольников содержит так нужную подчас необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям детей дошкольного возраста, что обостряет эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.
Используя блоки Дьенеша в экспериментировании, моделировании сказок, наблюдении за объектами природы и других видах деятельности, дети:
• Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
• Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
• Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).
• Достигают (целеустремлены, настойчивы, проявляют волю в достижении результата).
Это объясняется тем, что блоки Дьенеша - это специальный структурированный материал, позволяющий наглядно представить абстрактные понятия и отношения между ними.
Таким образом, развитое логическое мышление помогает ребенку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, способствует его общему умственному развитию.
Уникальным по своим возможностям дидактическим материалом для развития логического мышления я считаю блоки Дьенеша, так как их использование постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует умственному развитию ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В современной реальности информационных технологий, когда наиболее актуальной становится проблема развития человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логику мысли, умение использовать информацию определяется развитостью логических приемов мышления.
Поэтому одна из важнейших задач воспитания ребенка - развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, особенно важным, на мой взгляд, является формирование логического мышления дошкольников, как основы их интеллектуального развития.
Блоки Дьенеша как нельзя более соответствуют развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста, формируя способность ребенка рассуждать, «действовать в уме».
С другой стороны, одним из наиболее волнующих вопросов воспитания для педагогов остается проблема: как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелегкому процессу познания? И выход здесь, с моей точки зрения - это необходимость сделать обучение занимательным.
И опять развивающие игры с блоками Дьенеша, сохраняя элементы познавательного, развивающего и игрового общения, помогают сделать процесс познания более интересным и используются как средство привлечения к обучению, средство активизации мышления детей, а также как средство, заставляющее ребенка увлеченно работать.
Общеизвестно, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. В развивающих играх Дьенеша в качестве моделей выступают как сами блоки, являющие эталонами цвета, формы и величины, так и кодовые карточки к ним. Примечательно, что блоки являются предметно-схематической моделью - здесь выделенные в объекте познания, существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей (логических блоков) и графических знаков (кодовых карточек, схем, таблиц).
Я считаю, что логические блоки Дьенеша удовлетворяют всем требования, предъявляемым к моделям, а именно:
1. способны четко отражать основные свойства и отношения объекта познания;
2. являются простыми для восприятия и доступными для создания и действий с ними;
3. могут ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с их помощью;
4. помогают облегчать процесс познания.
В работе с детьми решались следующие задачи использования логических блоков:
• Способствовать развитию у дошкольников логического и комбинаторного мышления, аналитических способностей, формировать начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
• Развивать умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два, три или четыре свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.
• Дать первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.
• Развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, речь, творческое воображение и умение детей креативно мыслить.
• Развивать способность к моделированию и конструированию, умение использовать блоки Дьенеша в качестве предметно-схематической модели во всех видах деятельности.
• Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Опыт работы показал, что использование блоков в познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии дошкольников содержит так нужную подчас необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям детей дошкольного возраста, что обостряет эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.
Используя блоки Дьенеша в экспериментировании, моделировании сказок, наблюдении за объектами природы и других видах деятельности, дети:
• Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
• Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
• Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).
• Достигают (целеустремлены, настойчивы, проявляют волю в достижении результата).
Это объясняется тем, что блоки Дьенеша - это специальный структурированный материал, позволяющий наглядно представить абстрактные понятия и отношения между ними.
Таким образом, развитое логическое мышление помогает ребенку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, способствует его общему умственному развитию.
Уникальным по своим возможностям дидактическим материалом для развития логического мышления я считаю блоки Дьенеша, так как их использование постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует умственному развитию ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование развивающих
Консультация для родителей...
«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша»
Мои педагогические наблюдения позволили мне сделать вывод о том, что использование такого дидактического средства как логические блоки Дьенеша дает детям возможность, верно улавливать причинно &ndash...
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша»
Мои педагогические наблюдения позволили мне сделать вывод о том, что использование такого дидактического средства как логические блоки Дьенеша дает детям возможность, верно улавлив...
Из опыта работы "Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
Сегодня мне хотелось бы поделиться своим опытом работы, во главе которой стоит умный, здоровый, играющий ребенок. В последние годы сложилась тенденция постепенного ухода игры из ...
"Всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста через использование в совместной деятельности логических блоков Дьенеша и палочек Кюйзенера"
Развитие детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюйзенера. Помогающие изучению цветов, размеров, длин предмета....
План по самообразованию воспитателя на 2021-2022 учебный год Интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша
Цель: создание системы по использованию современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников (использование блоков Дьенеша)....
План самообразования на тему: «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша» 2022 – 2023 учебный год
Актуальность выбранной темыСовременные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктует необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элемен...