Краткосрочный проект с использованием поисково-исследовательской деятельности в подготовительной группе «МОРСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ».
проект (подготовительная группа)

Загидуллина Лидия Анатольевна

Краткосрочный проект с использованием

поисково-исследовательской деятельности

в подготовительной группе

 «МОРСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morskaya_laboratoriya.docx41.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №2  "ИВУШКА" П.КРАСНОГВАРДЕЙСКОЕ

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

(МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №2 «ИВУШКА»)

Краткосрочный проект с использованием

поисково-исследовательской деятельности

в подготовительной группе

 «МОРСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ».

Воспитатель первой  категории

Загидуллина Л.А.

7 ноября 2024 год

Цель: Способствовать осмысленному восприятию окружающего мира, побуждению фантазии, творчества и интереса, поддержанию положительно-эмоционального настроения.

Образовательные задачи :

формировать у детей элементарные представления о  добре и взаимопомощи;

учить детей в опытно-экспериментальной деятельности при проведении опытов делать выводы; устанавливать причинно-следственные зависимости природных явлений.

- развитие умений проводить несложные опыты с водой;

- формировать представлений детей о свойствах бумаги: намокает в воде, становиться тяжелее,        

- дать представление о море, как экосистеме (вода в море соленая, море – среда для обитания многих живых существ).

- формировать представления о морских животных.

- активизировать словарь по данной теме.

- умение анализировать и делать выводы.

- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе, желание бережно относиться к ней и восхищаться ее чудесами,

- поддерживать чувство радостного удивления, чувства путешественника и исследователя.

Развивающие задачи :

развивать  воображение и творческую активность;

развивать у детей  внимание и интерес, эмоциональную отзывчивость;

развивать речь, обогащать словарь детей: море, глобус, лупа,  морские обитатели.

Развивать логическое мышление, память, внимание, познавательно-исследовательский интерес, привлекая к простейшим экспериментам, умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы.

Развивать двигательную активность.

Воспитательные задачи:

воспитывать желание сохранить красоту окружающего мира, желание помочь природе, не навредить ей.

воспитывать инициативность, самостоятельность, ответственность, умение принимать решения, выслушивать ответы товарищей.

воспитывать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь.

Предварительная работа с детьми:

Методы и приемы:

-практические: выполнение действия с предметами по заданию

-наглядные: презентация на проекторе, раздаточный материал:  конверты с заданиями.

-игровые : сюрпризный момент, выполнение заданий в поисках ключей, физкультминутка.

-словесные: беседа, вопросы к детям, загадывание загадок, поощрение, художественное слово

Материалы и оборудование: Мультимедийный проектор, магнитофон, головной убор капитана, бескозырки, записи звуков ( шум моря, шторм) презентация, карта с маршрутом, волшебные ключи, волшебный сундук ( с посланием и свечой). Глобус, бумажные цветы, для опыта: стаканчики, фильтры (ватные диски, марля, ситечко), банка с грязной водой, воронки. сундук с запиской, написанной молоком и свеча, бутылка с картой, стеклянные банки две (пол-литровые); два яйца; стакан соли; столовая ложка; кувшин с водой; цветы лотоса из бумаги; чашка с водой.  

Словарная работа: море, маршрут, путешествие, сундук, клад, матрос, юнга, бескозырка, капитан, палуба.        

                             

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня  присутствуют гости давайте их, поприветствуем (добрый день).

Приветствие  (Дети встают полукругом)
Только смелый и упорный
Доберется к цели бодро,
А еще в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы!
Пока говорят, кладут руки на плечи товарищей. Затем соединяют правые руки в центре, накладывая одну руку на другую, и произносят девиз:
«Один за всех и все за одного!»  

Воспитатель:   Ребята, посмотрите на наших гостей и подарите им свои улыбки и поделимся хорошим настроением. Поставьте ладошки вот так. А теперь, посадим на эти ладошки свое хорошее настроение и подуем.(целуют ладошки) Отлично, занятие мы должны начать с хорошим настроением. Ведь хорошее начало - это половина дела. Ваша задача: быть внимательными, аккуратными при выполнении работы, и конечно же, максимум самостоятельности.

А теперь послушайте интересные звуки. Звучит запись шума моря.

Воспитатель: Что по своему звучанию они вам напоминают?

Воспитатель: Правильно, ребята! Посмотрите на экран.

Воспитатель: Я знаю, что каждый из вас был на море. Что такое море?

Море – это целая страна. Она увлекательна и очень красива. А в его глубинах скрывается удивительный, загадочный, таинственный подводный мир.

Воспитатель: А вы знаете, что берега Крыма омывают два моря? Как они называются? (Черное и Азовское моря).

Воспитатель: Чем они отличаются? (Чёрное море глубокое и холодное, а Азовское мелкое и тёплое) А для чего нужно людям море? (ответы детей: они закаляются: принимают солнечные ванны, оздоравливаются).

Воспитатель: Ой, посмотрите,  ребята!

Штормовое море выбросило волной на берег какой то кувшин.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же внутри? Здесь карта и послание. Давайте я прочитаю, что в нем написано.

«Тот, кто нашел это послание – настоящий счастливчик, карта указывает, где спрятан клад. Но чтобы добраться до клада, вам нужно отправиться в путешествие на необитаемый остров, указанный на карте. Там  вас ждут очень сложные задания-испытания и эксперименты, и справиться с ними могут только очень внимательные, сообразительные, те, кто умеет слушать и думать. За выполнение каждого задания, вы получите  ключ-помощник и только тогда когда  вы соберете все   5   ключей, то сможете отыскать клад.»

Воспитатель: Ребята готовы к путешествию? Тогда внимание на карту!

(Дети смотрят на карту)

Воспитатель:   А чтобы вам  всем хорошо было видно, мы поместим карту на экране.

Воспитатель: Что  изображено  на карте, куда нам надо отправляться? (остров)

-  А кто знает. Что такое остров? (Это очень маленькая часть суши, которая со всех сторон окружена морями и океанами). Что ещё видете? (сундук)

А что может находиться в сундуке? (клад, сокровища)

Воспитатель: Правильно! Ребята, нам нужно найти сундук, а пойдём мы по маршруту, который указан на карте. Сундук  закрыт на большой замок,  чтобы его открыть, мы должны собрать   5   ключей. За каждое выполненное задание мы получим ключик.

Воспитатель:   Вы готовы к путешествию?    А на чем можно отправиться в морское путешествие? (ответы детей).

Я  предлагаю вам отправиться в путешествие на корабле.  

Воспитатель: Ребята, давайте наденем бескозырки и матросские воротники, представим, что вы матросы и юнги, отправимся в морское путешествие  и покажем свои знания.

Воспитатель: Корабль может отправиться если:

Он на мостике стоит

И в бинокль морской глядит,

Не страшит девятый вал-

Крепко держит он штурвал.

Он на судне - царь и пан.

Кто же это?  (капитан)

Воспитатель: Верно, ребята!

Все матросы, находящиеся на корабле выполняют команду капитана. А вашим капитаном буду я… Проходите на борт корабля. Всем занять свои места. Поднять якорь, отдать швартовый..

Воспитатель: Хорошо, для того, чтобы наш корабль отправился в путь по волнам, нам необходим ветер. А как мы можем сделать ветер?

Воспитатель: Хорошо, вставайте, будьте внимательны  и повторяйте движения за мной.

Мы плывём под парусами  (руки вверх, кисти влево, вправо)

Крокодилы вслед за нами.  (руки змейкой)

Смотрят круглыми глазами.  (руками показать)

Пасти с острыми зубами  (руками показать пасти)

Ветер в парус дуй сильней

Чтоб от них уплыть скорей.(дети дуют)

А я пока на глобусе попробую найти этот остров. (воспитатель делает вид, что ищет остров).                                                                                                                                           –Ребята, а кто знает, что такое глобус? ( макет Земли).

-А если присмотреться к глобусу, какого цвета на нем больше? (синего)

-А как вы думаете, что изображено синим цветом? (моря, океаны, реки). Значит на Земле воды больше, чем суши?                                                                          -О, вот и этот остров, я нашла его. Да, путь далек.

Воспитатель: А пока наш корабль не добрался до места назначения, давайте проверим ваши знания…

Воспитатель:

1. Как называется наша малая родина (Крым)

2.Как называется столица Крыма? (город Симферополь)

3. Как называется государство, в котором мы живём? (Россия).

4.А как называется столица  России?  (столица Российской Федерации – город Москва)

5.Сколько дней в неделе ?.Назовите третий день недели 
7.Сколько времён года вы знаете ? 
8.Назовите осенние месяцы 
9.Назовите дни недели.
10.Какие фигуры без углов вы знаете?(круг,овал) 
11Как называется наша планета? Мы с вами кто?

Воспитатель:  За нашей беседой мы не заметили, как приплыли к острову. Наш корабль пристал к берегу. Я предлагаю сойти на берег и поискать задания.

Но, посмотрите какой остров грязный. Что же случилось на этом острове? Ребята, посмотрите, сколько на нем мусора.

Воспитатель: Разве можно разбрасывать мусор? Вот беда, что же нам надо сделать?

Дети: Собрать мусор.

Проводится игра «Рассортируй мусор»

Воспитатель: Посмотрите, на острове стало чисто. И за это вы получаете первый ключ.

Воспитатель: Посмотрите,  какие  грустные рыбки! Ребята как вы думаете почему?

Дети: Вода в море грязная.

Воспитатель: А почему она такой стала? Посмотрите, что это?

Дети: Это завод и свалка.

Воспитатель: Правильно. Труба с завода сливает в море грязную воду, талые воды со свалки стекают в море  и загрязняют его. Что мы можем посоветовать людям, чтобы море не загрязнялась?

Дети: Перерабатывать отходы.

Воспитатель: Правильно. Завод должен построить очистные сооружения, а свалку нужно убрать и переработать мусор.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Воспитатель: А мы с вами можем очистить воду прямо сейчас. Хотите провести эксперимент?  Давайте  захватим с собой воду из моря.

Воспитатель: Ребята, когда очищают воду, то это значит – её фильтруют.

Значит, мы с вами сейчас что будем делать? (Фильтровать воду). Воду фильтруют с помощью фильтров. В качестве фильтров вы сегодня можете использовать: ситечко, ватные диски, марлю. У вас они лежат на столах. Попробуем отфильтровать воду разными способами и посмотрим, что из этого лучше очистит воду. На столах у вас баночки с грязной водой, воронки и стаканчики, куда будете сливать воду через фильтр.

(Дети по парам фильтруют воду.)

Давайте теперь сравним, после какого фильтра вода стала чище?

Вот так примерно, ребята происходит очистка воды в очистительных сооружениях, и мы в своих кранах получаем чистую воду.

Посмотрите наши рыбки немного повеселели  (слайд    )

Воспитатель: Молодцы. Мы очистили воду, и получили второй ключ.

Воспитатель: Ребята, идем дальше. И нас встречает морская черепаха. Она много интересного знает и предлагает нам провести опыт.

Вы знаете, что в  морской соленой воде плавать намного легче. Хотите в этом убедиться? Тогда давайте проведем опыт.

Опыт: «В морской воде плавать легко»

В первой емкости у нас соленая вода, во второй – пресная. Предлагаю опустить куриное яйцо в стакан с пресной водой. Что произошло? (оно утонуло).

Теперь положим это же яйцо в стакан с соленой водой. Что мы наблюдаем? (яйцо плавает). Соленая вода выталкивает яйцо вверх, потому что она тяжелее пресной. Чем больше соли в воде, тем она плотнее, тем труднее в ней утонуть.

Вывод: Значит, соленая вода держит лучше. Это происходит потому, что у соленой воды есть свойство выталкивать предметы.

 Воспитатель: и за это мы получаем 3 ключ.

Воспитатель: Кого мы встретим дальше  вы узнаете, когда отгадаете следующую  загадку:

Есть лошадка, что не пашет,
И-го-го она не скажет,
Молча плавает в воде,
Прячется в морской траве,
То ли рыба, то ль зверек?
Посмотрите, кто нас встречает?
     (морской конек)

Воспитатель:  Они живут среди водорослей, там им удобно прятаться от врагов. Они очень любят играть и приглашают нас в свою игру

Физминутка

«А рыбы в море плавают вот так…»

Воспитатель: Ну,  вот размялись, идем дальше.  А кто нам встретится дальше, вы должны отгадать…

Жизнь её проходит в море,

Плавает не зная горя.

Словно студень её тело,

Щупальца всех жалят смело.

Плавает не так , как рыба,

Её тело в виде гриба.

Ни плавник, ни хвост не нужен,

Все зовут её ... (Медуза)

Воспитатель: Она предлагает провести нам ещё один интересный и удивительный опыт.

Называется он  «Естественная  лупа»

Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.

У меня в банке насекомое (игрушечное насекомое). Сверху горлышко затянуто пищевой пленкой, но не натянуто, а, наоборот, продавлено так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь я завяжу пленку веревкой или резинкой, а в углубление налью воды. У нас получилась чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

-Не верите????

- Подойдите, пожалуйста, ко мне и посмотрите в Лупу. Кого вы видите в банке??? Всё увеличивается.

- А вы сможете сделать такую лупу самостоятельно?

Дети: Да!

-Вот вам банка. Выберите животное, которое хотите рассмотреть получше, пленка, резинка, водичка. Приступайте.

Воспитатель: Ну, что ребята? Можно посмотреть, что у вас получилось?

-Действительно лупа. Можно рассмотреть самые маленькие детали. Спасибо большое медуза, за такой замечательный опыт. И за проведение этого опыта, вы получаете ещё один ключ.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту, на этом большом острове нам, что надо  найти?

Дети: сундук.

Воспитатель: И нам не хватает ещё одного ключа. Посмотрите, здесь есть подсказка. Сундук находится рядом с цветами-кувшинками. Идемте  за мной.

Подходим к кувшинкам (но они завяли).

Воспитатель: Ой, ребята, а вот и кувшинки. Им нужна помощь. Что с ними? Как им помочь? Кто-то выбросил их на берег.

Дети: Они погибают, их надо опустить в воду.

Продуктивная деятельность «Цветы лотоса».
У изготовленных детьми цветов лотоса закручиваются лепестки к центру при помощи карандаша. Затем дети опускают лотосы на воду, налитую в емкость.
Воспитатель: Возьмите каждый по цветку и опустите в воду. Ребята, что происходит с цветами? (ответы детей) Лепестки цветов начинают распускаться (бумага намокает, становится тяжелее, и лепестки раскрываются). 

Воспитатель: Молодцы, вот вы и не дали цветам погибнуть.  И за это получаете ещё один ключ.

Воспитатель: Посмотрите, а вот и сундук! Но он закрыт. Для того, чтобы его открыть, нужно разложить все ключи, когда мы их разложим, то мы сможем открыть сундук.

Воспитатель: Сундучок открылся. Что это за лист? Здесь, что то написано, но не видно. Давайте посмотрим, что здесь ещё есть? Свеча и спички. Как вы думаете, для чего это? А, я кажется догадалась,  давайте зажжем свечу и поднесем к бумаге. (проявляется слово) Делаем вывод: Значит слово написано молоком, вскипает от тепла свечи, темнеет и становится видимым. Давайте прочитаем, что здесь написано (Знания) Вы сегодня нашли самый драгоценный клад-это ваши знания. Всё что вы сегодня выполнили в путешествии это и есть клад. Ну, а это,  угощения за ваш труд (сладости для детей).  Молодцы, ребята!

Воспитатель:  Давайте пройдем на корабль. Нам пора возвращаться в детский сад. Дети присаживаются. Звучит шум моря.

-А пока мы с вами плывем, давайте вспомним, какие опыты и эксперименты мы с вами сегодня проводили? Какие задания выполняли?

-В какой воде яйцо держится на воде, не тонет? Почему одни предметы тонут, другие нет? Кого мы видели на морском дне?

- Что больше всего запомнилось?

- Вот и все, мы с вами прибыли обратно в детский сад. Сегодня мы с вами многое узнали, были настоящими исследователями. Спасибо вам за работу. Мне очень понравилось с вами путешествовать. Хочу поблагодарить гостей за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы с использованием поисково-исследовательской технологии по теме "Умный нос"

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы с использованием поисково-исследовательской технологии по теме "Умный нос".Цели НОД - познакомить детей с функциями н...

Программа профессионального саморазвития воспитателя “Использование поисково – исследовательской деятельности в рамках изучения свойств и значения воды с дошкольниками”

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...

Мастер-класс «Использование поисково – исследовательской деятельности в интеграции областей » для детей старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс «Использование поисково – исследовательской деятельности в интеграции областей »для детей старшего дошкольного возраста. Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов...

Конспект НОД по познавательному развитию детей с использованием поисково-исследовательской деятельности в средней группе «В гости к сказочным героям»

способствовать развитию у детей познавательно- исследовательской активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. ...

Конспект открытой НДО с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительных группы «Морские приключения»

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы....

Педагогический проект по развитию поисково- исследовательских умений и навыков средствами экспериментирования «Лаборатория удивительных наук»

Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности - природа щедро наградила ею ребенка. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостр...