Педагогический проект по развитию поисково- исследовательских умений и навыков средствами экспериментирования «Лаборатория удивительных наук»
проект (старшая группа)
Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности - природа щедро наградила ею ребенка. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостребованным грузом. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой и экспериментальной деятельности. От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratoriya_udivitelnyh_nauk.docx | 230.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. НАДЫМА»)
Утверждаю:
Заведующий МДОУ
«Детский сад «Улыбка» г.Надыма»
Приказ № 212 от 23.08.2021 г.
Принято:
Педагогическим советом МДОУ
«Детский сад «Улыбка» г.Надыма»
Протокол № 1 от 23.08.2021 г.
Педагогический проект по развитию поисково- исследовательских умений и навыков средствами экспериментирования
«Лаборатория удивительных наук»
Разработчик: воспитатель Булыга Н. А.
воспитатель МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»
г. Надым, 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта | 3 | |
1. | Введение | 5 |
1.1. | Актуальность проекта | 5 |
1.2. | Цель и задачи проекта | 6 |
1.3. | Принципы реализации проекта | 6 |
2. | Программа реализации проекта | 7 |
2.1. | Этапы и сроки реализации проекта | 7 |
2.2. | Оценка эффективности работы | 11 |
3. | Планирование ресурсного обеспечения проекта | 15 |
4. | Риски и их предупреждение | 15 |
5. | Предполагаемый результат | 15 |
6. | Заключение | 16 |
7. | Список литературы | 16 |
Паспорт проекта
Наименование проекта | Педагогический проект по развитию поисково-исследовательских умений и навыков средствами экспериментирования «Лаборатория удивительных наук» |
Заказчик проекта | МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надым» |
Основания для разработки проекта | - Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.41, 42. - Семейный кодекс РФ раздел 4 гл.12 ст. 63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей». |
Разработчик проекта | Булыга Н. А., воспитатель МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма» |
Координатор проекта | Колесникова О.А., заместитель заведующего по УВР МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма» |
Цель проекта | Развитие поисково-исследовательских умений и навыков у старших дошкольников средствами экспериментирования. |
Задачи проекта | Для детей: - расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями; - обеспечивать переход от предметно-практического действия К образно-символическому действию (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира); - развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью - доказательством; - развивать наблюдательность; - воспитывать желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач. Для педагогов: - повысить личностно-профессиональное развитие педагогов по теме проекта. Для родителей: - вовлечь родителей в образовательное пространство: помощь организации лаборатории, выработка оптимального пути развития ребенка дома и в детском саду; - обогащать детско-родительские отношения в совместной проектной деятельности. |
Сроки реализации проекта | Сентябрь, 2021 - май, 2022. |
Целевая группа | Дети 5-6 лет, родители, педагоги. |
Ожидаемые результаты | С детьми: - созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности; - воспитанники имеют представления об окружающем мире; - у дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам. С педагогами: - повысится личностно-профессиональное развитие педагогов по теме проекта; - психологический климат в группе изменится в лучшую сторону, что будет способствовать повышению качества образовательного процесса. С родителями: - повысится уровень компетенции родителей в сфере экспериментально-поисковой деятельности дошкольников; - родители станут активными участниками образовательного процесса. |
1. Введение
Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности - природа щедро наградила ею ребенка. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостребованным грузом. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой и экспериментальной деятельности. От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.
1.1. Актуальность проекта
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях
быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию, и самообразованию.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Опыты помогают развивать мышление логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследование предоставляет ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные при проведении опытов, запоминаются надолго.
Таким образом, реализовать данную деятельность с дошкольниками нам помогла «Лаборатория удивительных наук», которую мы создали в центре опытно-экспериментальной деятельности. Весь материал дается в привлекательной для ребенка форме, что способствует повышению познавательной активности, мотивации на самостоятельную деятельность вне детского сада. Одна из важнейших функций занятий в мини лаборатории - обучающая. Занятия должны быть составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, а получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация, а опытно-экспериментальная деятельность становится для детей более интересной, насыщенной и увлекательной.
Проблема заключается в том, что часто ребенку преподносятся готовые истины, готовые выводы и обобщения. И вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, наблюдать, экспериментировать, сравнивать, творить, получать какой-либо результат, он вынужден выслушивать от педагогов готовые сведения и отчеты о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте. Проанализировав работу по познавательной активности детей, делаем вывод, что дети часто бывают, пассивны, с трудом сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, делают выводы.
Гипотеза - заключается в предположении, что если дети будут иметь реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания, то они смогут использовать свои знания в жизни. Предполагаем, что с помощью исследований и экспериментов в «Лаборатории удивительных наук», мы сможем узнать о свойствах веществ и предметов (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость), а так же увидеть своим глазами результаты опытов, доказывающие присутствие у предметов определенных свойств, познакомиться с основными физическими явлениями (отражение, магнитное притяжение). С помощью мультимедийных презентаций, наши воспитанники могут почувствовать себя учеными и провести с помощью взрослых (воспитателей и родителей) настоящие опыты и эксперименты.
1.2. Цель и задачи
Цель: развитие поисково-исследовательских умений и навыков у старших дошкольников средствами экспериментирования.
Задачи:
1. Для детей:
- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
- обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому действию (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
- развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью - доказательством;
- развивать наблюдательность;
- воспитывать желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
2. Для педагогов:
- повысить личностно-профессиональное развитие педагогов по теме проекта.
3.Для родителей:
- вовлечь родителей в образовательное пространство: помощь организации лаборатории,
выработка оптимального пути развития ребенка дома и в детском саду;
- обогащать детско-родительские отношения в совместной проектной деятельности.
1.3. Принципы
Принципы реализации проекта:
Принцип научности: предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками; содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской
деятельности дошкольников; предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию; обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
Принцип активного обучения предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; обеспечивает использование активных форм и методов обучения
Вид проекта: информационно - познавательный, долгосрочный.
Продолжительность проекта: 1 год (2021 уч. г. - 2022 уч. г.)
Участники проекта:
1. Дети старшей группы (5-6 лет).
2. Воспитатели.
3. Родители и другие члены семьи.
Продукт проектной деятельности:
Проведение КВН «Мы - экспериментаторы».
2. Программа реализации проекта
2.1. Этапы и сроки реализации проекта
I этап реализации проекта - Организационный: Сентябрь, 2021
Цель: организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1. |
педагогической диагностики по разделам проекта.
| Сентябрь, 2021 |
II этап реализации проекта - Основной: (октябрь 2021 г. - до 15 мая 2022 г.).
Цель: проведение работы с детьми по экспериментально-поисковой деятельности.
Задачи:
- организовывать совместную деятельность педагогов, детей;
- в центре опытно-экспериментальной деятельности оборудовать «Лабораторию удивительных наук»;
- привлечь родителей в опытно-экспериментальную деятельность детей.
Перспективный план
№ п/п | Мероприятия | Сроки | |
Проектная линия 1. Организация работы с детьми | |||
1. | Тема «Песчаная страна» *Дидактические игры: «Все увидим, все узнаем», «Картинка из песка». * Беседы: «Что такое пустыня», «Путешественник – песок». *Сюжетно – ролевая игра: «Строительство из «жидкого» песка», «Замок из песка». *Рассматривание пустынь на глобусе. *НОД «Волшебное сито». *Прогулка - Рисование на песке. *Проблемная ситуация «Как достать камешки из песка». *НОД с презентацией «Песок в природе». *Подвижные игры: «Кружатся песчинки», игра с мячом «Где живет песок», «Мы пришли в огород». *Физкультминутка «Ладонь в ладонь»; «Верблюд детенышей ведет…». *НОД Рисование цветным песком «Сюрприз для ». *Опыты «Песчаные волны в банке», «Песчаные барханы». Работа с весами. *Трудовые поручения. На участке – подметание дорожек, сметание песка с краев песочницы. | Октябрь, 2021 | |
2. | Тема: «Песок и глина – наши помощники». *Беседы: «Как сделать глину мягкой», «Как человек использует песок и глину», «Природный материал: песок и глина». *НОД - лепка из глины по замыслу. *Рассматривание иллюстраций из альбома «Глиняные изделия». *Пальчиковая гимнастика «Замок», «Первый пальчик в глине…». *Дидактические игры: «Песчаная и глиняная посуда», *Сюжетно – ролевая игра: «Едем на пикник». *НОД «Песок и глина – наши помощники». *Чтение художественной литературы - «Глиняная сказка» Кивин Феликс «Гончар сидит за верстаком», С. Маршак «Песок и Глина». *НОД «Песок и глина – наши помощники». *Опыты и эксперименты с глиной и песком: «Песочный город», «Секреты старого крота», «Чудеса в решете». | Ноябрь, 2021 | |
3. | Тема: «Я – человек». *НОД «Основные системы нашего организма» *Утренняя гимнастика «Мой организм». *Дидактические игры: «Полезная и вредная еда», «Чудесный мешочек», «Кому, что нужно для работы – пазлы». *Беседа «Зачем нужны уши, глаза, язык т.д.», «Кто такие стоматологи?». *Рассматривание иллюстраций «Профессия врача». *НОД по рисованию «Дети делают зарядку». *Пальчиковая гимнастика «Моя семья». *НОД по конструированию «Строим дом». *Проблемная ситуация «Если у друга заболело горло…». *Сюжетно-ролевая игра «На приеме у врача». *Работа с лэпбуком «Мое здоровье». *Эксперименты: «Узнай по запаху», «Узнай, что звучит», «Узнай по вкусу». *Физкультурный досуг «Чтоб здоровым быть». *Подвижные игры «Пяточка, носочек», «Угадай, чей голосок», «Зеркало». | Декабрь, 2021 | |
4. | Тема: «Вода и лед». *Дидактические игры: «Морской бой», «Как вода отражает предметы». «Цветные льдинки», «Поможем Винни - Пуху». *Подвижные игры «Снежинки»; «Меткие стрелки». *На прогулке – рассматривание снежинок через лупу. *НОД по рисованию «Снежинки за окошком». *Чтение сказки «Морозко», стихов И. Суриков «Белый снег пушистый», К.Бальмонт «Снежинка». *НОД «Найди бусинку». *Проблемная ситуация «Лед – это тоже вода» - изготовление ледяных фигурок. *Инсценировка сказки «Снегурочка». *Беседы: «Уроки Айболита», «Капля, лед – вода, это будем знать всегда!». *Игры-ситуации: «Горячая - холодная», «Почему исчезает вода», «Почему снег мягкий?». *НОД по лепке «Деревья в инее». *Эксперименты: «Свойства льда», «Замершая вода», «Лед легче воды», «Замершая вода двигает камни». | Январь, 2022 | |
5. | Тема: «Разные ткани» *Беседа «Ткань и ее разнообразие», «Что ты знаешь об одежде?». *Дидактические игры «Бабушкин сундук», «Одень куклу по погоде», «Что нужно швее», «Почини коврик». *Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», Н. Носов «Заплатка», В. Орлов «Портниха». *Объемная аппликация из ткани «Цветы для солдат». *Викторина «В мире лоскутков». *НОД «Профессия ткач. Путь ткацкого станка». *Сюжетно-ролевая игра Ателье «Наперсток». *Проблемная ситуация «Как помочь Маше сшить плащ…». *Создание альбома «Виды тканей». *НОД Художественное конструирование «Коврик». *Опыты «Свойства шерсти», «Как сделать нить». | Февраль, 2022 | |
6. | Тема: «Чудеса растений» *Дидактические игры: «Что нужно для роста астений», «Садовник», «Как растет цветок». *НОД «Уход за растениями». *Проблемная ситуация «Как оживить цветок?». *Просмотр презентации «Комнатные растения». *Сюжетно-ролевая игра «Магазин цветов». *Беседа «Как мы ухаживаем за растениями». *Организация огорода на окне. *Подвижные игры «Елочки, пенечки». *НОД Аппликация «Цветок для мамочки». *Слушание – П. Чайковский «Вальс цветов», «Красные маки». *Труд в уголке природы «Пересадка цветов» *Чтение «Цветок-огонек». *Опыт «Куда растут корни?», «Разноцветные растения», «Секрет сосновой шишки». *Создание паспорта «Комнатные растения». | Март, 2022 | |
7. | Тема: «Удивительные камни» *Просмотр ролика «Окружающий мир. Простые и драгоценные камни». *Д/и «Гора и камешки», «Опиши камень», «Найди свой камень». *Работа в центре художественного творчества - Выкладывание контурных рисунков камешками. *Сюжетно-ролевая игра «Геологи». *Чтение «Сказка, про лежачий камень, под который вода не течет», П. Бажов «Каменный цветок». *Беседа «Где применяются камни?» *НОД Конструктивное творчество «Из чего построить дом?». *Оформление альбома «Мои открытия». *Опыты «Тонет, не тонет», «Мягкий, твердый камень». *НОД «Волшебный мир камней». *Создание мини-музея «Такие разные камни». *Досуг «Пиратский квест». | Апрель, 2022 | |
8. | Тема: «Волшебный магнит» *Беседа «Какие предметы притягиваются магнитом», «Что такое компас». *НОД «Волшебные свойства магнита». *Дидактические игры: «Найди лишнее», «Магнитная азбука», «Рыбалка». *Сюжетно-ролевая игра «Мы – туристы». *Просмотр мультфильма – Фиксики. Магнит. *НОД по рисованию «Магнит на холодильник». *Чтение сказки П. Бажова «Огнивушка–поскакушка», «Малахитовая шкатулка». *Эксперименты: «Притягивание предметов к магниту», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы». *Проведение КВН «Мы - экспериментаторы». | До 15 Мая 2022 | |
Проектная линия 2. Организация работы с педагогами ДОУ | |||
1. | *Анкетирование «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников ». *Консультация «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно- экспериментальной деятельности». | Октябрь, 2021 | |
2. | *Мастер-класс «Лепим игрушки из глины». | Ноябрь, 2021 | |
3. | *Семинар «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности» (обмен опытом). | Декабрь, 2021 | |
4. | *Методические рекомендации «Мир предметов: свойства веществ». | Январь, 2022 | |
5. | *Консультация «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». | Февраль, 2022 | |
6. | *Круглый стол «Экспериментирование как познавательно-исследовательской деятельности ребенка дошкольника». | Март, 2022 | |
7. | *Устный журнал «Полезные советы. Ребенок и природа». | Апрель, 2022 | |
8. | *Семинар-практикум «Мир явлений: магнит и магнетизм» *Презентация «Итоги проектной деятельности». | До 15Мая 2022 | |
Проектная линия 3. Взаимодействие с родителями | |||
1. | *Анкетирование «Изучение познавательной инициативы» *Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ (подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории). | Сентябрь, 2021 | |
2. | *Беседа дома с детьми: «Кто такие ученые и что такое эксперимент». *Консультация «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование». | Октябрь, 2021 | |
3. | *Папка – передвижка «Наливаем, выливаем, сравниваем…». *Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников». | Ноябрь, 2021 | |
4. | *Практикум для родителей «Экспериментируем вместе с папой». *Смотр-конкурс рисунков «Моя семья». | Декабрь, 2021 | |
5. | *Создание совместных с детьми альбомов о проведению опытов. *ООД для родителей «Найди бусинку». | Январь, 2022 | |
6. | *Создание альбома «Виды тканей». *Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?» | Февраль, 2022 | |
7. | *Оформление мини-музея «Такие разные камни». *Круглый стол «Ребенок и природа». | Март, 2022 | |
8. | *Совместный досуг с детьми Пиратский квест». *Оформление альбома «Мои открытия». | Апрель, 2022 | |
9. | *КВН «Мы - экспериментаторы». *Презентация проекта «Лаборатория удивительных наук». | До 15Мая 2022 |
Занятия с детьми проводятся один раз в две недели, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия в старшей группе 25 минут.
III этап Заключительный этап реализации проекта: (май 2022 г.)
Цель: анализ результатов проектной деятельности.
Задачи:
- выявить уровень усвоения знаний детей 5-6 лет по разделам проекта.
- обобщить итоги работы с детьми и родителями.
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1. |
| С 15Мая, 2022г. |
2.2. Оценка эффективности работы
Для определения усвоения представленного материала проводится мониторинг с учетом индивидуальных особенностей детей. Мониторинг проводится два раза в год: в начале и конце учебного года. Для этого используется диагностический материал оценки уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательной области «Познавательное развитие». Диагностический материал подобран с учетом возрастных особенностей детей.
Диагностика исследовательской активности детей старшего дошкольного
возраста в процессе экспериментирования
(по методике Л.Н.Прохоровой, Т.И.Бабаевой, О.В.Киреевой)
«Что мне интересно?» (О.В.Афанасьева)
Ребенку предъявляются предметы и материалы, допускающие возможность их использования, как по функциональному назначению, так и для экспериментирования: вода, мокрый песок, сосуды разной вместимости, пластилин, кисточка, карандаш, краски, несколько сортов бумаги, цветной полиэтилен, кусочки бечевки. До начала экспериментирования ведется разговор с детьми: Что можно сделать с этими предметами? Сможешь ли ты их использовать еще интереснее, по-своему? После этого ребенку предлагается действовать с предметами по - своему усмотрению. После завершения ему задают дополнительные вопросы: Что ты делал? Интересно ли тебе было? Почему ты выбрал именно это занятие? Что ты сегодня узнал?
3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование, проявляет творчество.
2 балла – у ребенка отсутствует целенаправленность, достигает результата с помощью воспитателя;
1 балл – ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность и инициативу.
«Что нам интересно?» (О.В.Афанасьева) - выявление особенностей экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми.
Группе детей предъявляют те же предметы что и в первом задании. Проводится беседа: кто, что делал с этими предметами в прошлый раз? Что при этом узнал? Кто использовал эти предметы необычно? После этого детям предлагается самостоятельно экспериментировать с предметами. Каждый из детей по своему желанию может прервать деятельность. После прекращения деятельности всеми детьми каждому из них индивидуально задаются вопросы: с кем ты играл? Что вы сегодня сделали? Кто придумал это делать? А почему этим хотел заниматься ты? Когда тебе было интереснее – в прошлый раз, когда ты играл сам, или сегодня? Что ты нового узнал?
3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование, проявляет творчество.
2 балла – у ребенка отсутствует целенаправленность, достигает результата с помощью воспитателя;
1 балл – ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность и инициативу.
«Кораблекрушение» (Т.И.Бабаева, О.В.Киреева) - выявление экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде.
Перед детьми стоит макет корабля, тазик с водой, мешочки, наполненные сахаром, солью, красками, песком, пустая миска.
Корабль перевозил груз, но во время шторма корабль перевернулся, когда моряки достали мешки из воды, некоторые из них были пустыми. Как ты думаешь, какие вещества исчезли из мешка и почему? Ребенку предлагается самостоятельно провести эксперимент и разрешить данную проблему.
3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, выдвигает гипотезы, самостоятельно использует предметы для проверки своей гипотезы, делает выводы.
2 балла – у ребенка отсутствует целенаправленность, затрудняется в выдвижении гипотез, достигает результата с помощью воспитателя;
1 балл – ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность, не выдвигает гипотез, действует по инструкции воспитателя.
«Перевертыши» (Т.И.Бабаева, О.В.Киреева) - выявление знаний детей о плавучести предметов. Исследовательская задача ребенка – определить степень плавучести различных предметов в воде.
1 часть ситуации (провести на практике эксперимент и разрешить данную проблему) – ребенку предъявляется картинка с изображением аквариума и материалов, находящихся в нем: камень, железный гвоздь, бумага плавают на поверхности аквариума; деревянный кораблик, пустая пластмассовая банка, тяжелая машина – на дне аквариума.
Инструкция: посмотри, что здесь нарисовано? Что правильно, а что неправильно? Почему ты так думаешь? Задача ребенка – провести на практике эксперимент и разрешить заданную проблему, воспользовавшись предметами, лежащими на столе: деревянным корабликом, гвоздем, камнем, бумагой, тяжелой машинкой, пластмассовой банкой, тазом с водой.
3 балла – ребенок разрешает проблему самостоятельно с помощью экспериментирования,
2 балла – ребенку дается подсказка: «Посмотри, перед тобой таз с водой и предметы, как ты думаешь, могут они нам помочь узнать, что плавает, а что – тонет» и он разрешает проблему.
1 балл – ребенок действует вместе с воспитателем.
2 часть ситуации (выявить устойчивость интереса к экспериментированию, умения переносить полученные знания в новые условия).
Инструкция: на другом столе есть еще предметы. Ты хотел бы узнать, что из них плавает, а что – тонет? Незнайке очень нужно перебраться на другой берег реки, но он не умеет плавать. Что ж ему делать? Он решил построить плот и переправиться на нем. Только вот беда – он не знает, из чего делать плот. На берегу лежат дерево, камни, железо, бумага, пластмасса, глина. Ты можешь помочь Незнайке?
3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, самостоятельно решает проблему;
2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью воспитателя;
1 балл – ребенок затрудняется в переносе полученных знаний в новые условия.
3 часть ситуации – (выявить осознание ребенком результатов экспериментирования). С этой целью проводится индивидуальная беседа: расскажи, что ты сейчас делал? Что перепутал художник? Как ты помогал Незнайке? Из чего нужно сделать плот? Что на самом деле плавает, а что – тонет? Тебе понравилось решать эту задачу?
3 балла – ребенок рассуждает, аргументирует свои собственные выводы;
2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя;
1 балл – ребенок затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее.
«Сахар» (Л.Н.Прохорова) - выявление умений детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки. Сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы.
Инструкция: один мальчик очень любил пить чай с сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая, положила в нее два кусочка сахара. А мальчик не захотел пить чай, он хотел достать ложкой сахар и съесть его. Однако сахара в чашке не оказалось. Тогда мальчик заплакал и закричал: «Кто съел его сахар?».
Вопросы: Кто взял сахар? Куда делся сахар? Если ребенок отвечает, что сахар растаял, следует спросить: «А как это проверить, был ли сахар?»
3 балла – ребенок рассуждает, аргументирует свои собственные выводы;
2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя;
1 балл – ребенок затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее.
«Как ухаживать за растениями» (Л.Н.Прохорова) - выявление способности ребенка принимать цель деятельности, умения предвидеть результат, отбирать оборудование для осуществления деятельности, владеет ли практическими умениями в деятельности в природе (уход, выращивание растения), умеет ли соотносить результат с целью.
Педагог дает ребенку задание обеспечить уход за комнатными растениями. Затем предлагает ребенку отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в уходе. Ребенку необходимо ответить, что произойдет, какими растения станут после того, как он осуществит уход за ними. Педагог предлагает ребенку рассказать о последовательности своих действий, а затем – подобрать необходимое оборудование и показать (Незнайке), как правильно ухаживать за растениями. Далее предлагается задание рассказать Незнайке, что нужно было сделать по уходу за растениями. Что он хотел сделать и что получилось?
3 балла – у ребенка сформирована потребность в деятельности с природными объектами, он качественно выполняет уход за растениями. В уходе нацелен на результат, понимает его направленность; рассуждает, аргументирует свои собственные выводы;
2 балла – у ребенка сформированы некоторые умения ухода за растениями, но действует не всегда целесообразно. Его увлекает процесс ухода, но не нацелен на результат. Трудовые действия не осмыслены до конца с учетом потребностей живого.
1 балл – для ребенка характерно неустойчивое отношение к растениям, не владеет умениями осуществления за ними.
Критерии, уровни усвоения программы (5 - 6 лет)
Уровни | Критерии |
Высокий уровень (2,45 – 3 балла) | Познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге с взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы. |
Средний уровень (1,45 – 2,44 балла) | В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
Ниже среднего (0 – 1,44 балла) | Ребенок включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую деятельность, т.е. исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием. |
3. Планирование ресурсного обеспечения проекта
1. Кадровое обеспечение: воспитатели.
2. Научно-методическое обеспечение: перспективный план, методическая, научная и художественная литература.
3. Материально-техническое: мультимедийное оборудование, презентации, оборудование и материалы для организации занятий.
4. Риски и их предупреждение
1. Недостаточное оснащение РППС группы по теме проекта (отсутствует в центе экспериментирования уголок «Лаборатория удивительных наук»).
2. Родители недостаточно осведомлены в вопросах экспериментально-поисковой деятельности детей.
Пути выхода:
1. В группе создана «Лаборатория удивительных наук» в центре экспериментирования. В него вошли: дидактические игры, детские энциклопедии, измерительные приборы, альбом «Виды тканей», мини-музей «Такие разные камни».
2. Для повышения уровня компетентности родителей в вопросах экспериментально-поисковой деятельности необходимо вовлекать родителей непосредственно в образовательный процесс: проведение мастер-классов, семинаров, консультаций по теме проекта. Привлекать родителей к активной деятельности со своими детьми.
5. Предполагаемый результат
С детьми:
- созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности;
- воспитанники имеют представления об окружающем мире;
- у дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
С педагогами:
- повысится личностно-профессиональное развитие педагогов по теме проекта;
- психологический климат в группе изменится в лучшую сторону, что будет способствовать повышению качества образовательного процесса.
С родителями:
- повысится уровень компетенции родителей в сфере экспериментально-поисковой деятельности дошкольников;
- родители станут активными участниками образовательного процесса.
Практическая значимость проекта.
Предложенный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов и заинтересованных родителей детей 5-6 лет.
Способы трансляции опыта. Распространение успешного педагогического опыта по проекту планируется посредством:
- участие в педагогических мероприятиях в рамках реализации годового плана ДОУ;
- участие в конкурсном движении различного уровня;
- размещение информации о реализации проекта в СМИ различного уровня, на сайте ДОУ и в сети Интернет.
Возможность распространения опыта реализации проекта. Обобщенный опыт реализации педагогического проекта может быть распространён на территории ЯНАО, а также Российской Федерации.
6. Заключение
Выводы:
Реализованный проект показал свою эффективность в процессе познавательного развития, дети владеют знаниями о физических свойствах окружающего мира, познакомились с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость), имеют представления об основных физических явлениях (отражение, магнитное притяжение). О некоторых факторах среды (вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, их отличие друг от друга). Познакомились со свойствами почвы и входящих в ее состав песок и глину. Научились целенаправленно находить ответы на вопросы - делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
Дошкольники, реализуя данный проект, сформировали познавательные умения: научились сравнивать, анализировать, классифицировать, наблюдать.
Можно сделать вывод, что все поставленные цели и задач в начале создания проекта были полностью достигнуты и реализованы.
Список литературы
1. Вологдина Е.В. Живая природа [Текст] / Е.В. Вологдина. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010.- 96 с.
2. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей [Текст] / Н. А. Виноградова. - М.: Айрис- пресс, 2008. - 208 с.
3. Дыбина О.В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2017. – 167 с.
4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] / А. И Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.
5. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия [Текст] / А. И Иванова. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 234с.
6. Комратова Н.Г. Мир, в котором я живу: Методическое пособие по ознакомлению детей с окружающим миром [Текст] / Н.Г. Комратова. - М.: Детство-Пресс, 2006. - 195 с.
7. Лосева Е.В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников [Текст] / Е.В. Лосева – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. - 128 с.
8. Николаева С.Н., Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада (5-6 лет) [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика Синтез, 2017. - 208 с.
9.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.
10. Рыжова Н.А. Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998 – № 2 – С.10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".
Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоят...
Развитие исследовательских умений и навыков у старших дошкольников средствами проектной деятельности
Проект:"Развитие исследовательских умений и навыков у старших дошкольников средствами проектной деятельности"...
Информационно-познавательный проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Одной из самых актуальных проблем современности является развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала. Уникальность проекта в том, чт...
Педагогический проект по развитию познавательно-исследовательской организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром.
Педагогический проектпо развитию познавательно-исследовательскойорганизованной образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Молочная страна» в старшей группе.Вып...
Педагогический проект по развитию познавательно-исследовательской организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром.
Педагогический проектпо развитию познавательно-исследовательскойорганизованной образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Изделиям из теста на столе найдётся место&r...
«Педагогический проект по формированию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно - транспортной среде»
Данный проект помогает сформировать у детей основы безопасного поведения на улице посредством ознакомления с правилами дорожного движения....
«Педагогический проект по формированию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде» "Путешествие в страну ПДД"
Тип проекта: познавательно – игровой. Длительность проекта: краткосрочный. Участники: воспитанники второй младшей группы, родители, воспитатели. Детский сад является самой первой ...