ДВИГАТЕЛЬНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА
консультация по развитию речи

Серёгина Анастасия Владимировна
Что такое двигательная сказка? Само понятие – «двигательная сказка» содержит в себе два ключевых слова: движение и сказка, которые являются основой театрального искусства. Именно поэтому, можно отметить большие возможности в осуществлении задач физкультурно-оздоровительной работы в интеграции с элементами театрального искусства. Ведь любая игра – драматизация осуществляются по мотивам литературных произведений. Проведение такой игры требует ясного представления образа литературного героя и сюжета произведения, умения передавать характер, действия и поступки при помощи соответствующих поз, жестов и движений. Тут же можно отметить и пользу сказки для благоприятного психологического состояния дошкольника. Сказка для ребёнка – не просто вымысел, фантазия. Это особая реальность, помогающая сформировать у них осознанное отношение к своим чувствам, своему внутреннему миру, развивать умение управлять ими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvigatelnaya_skazka.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДВИГАТЕЛЬНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА.

Кто крепок телом, может терпеть и жару, и холод. Кто крепок душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства. Научись владеть телом и душой и станешь здоровым, а значит счастливым (Конфуций).

Эмоции играют важную роль в жизни человека, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Развитие эмоциональной сферы дошкольника свидетельствует о его психическом состоянии и является важным показателем его здоровья. Неумение справиться с чувством стресса, тревожности в конфликтных ситуациях нарушает нормальное течение физиологических процессов и неизбежно ведёт к ухудшению здоровья.

В настоящее время я работаю с детьми средней группы. Мои воспитанники всегда подвижные, активные и любознательные.                                  В самостоятельной деятельности у них преобладают игры, основанные                      на движении. Но, вместе с тем, у большинства воспитанников прослеживается нарушение эмоциональной сферы. Наблюдается неумение понимать эмоциональное состояние окружающих людей, контролировать своё импульсивное поведение и умение управлять своими чувствами. Низкий уровень эмоционального развития прослеживался и по результатам педагогической диагностики по театрализованной деятельности. Дети                          с трудом могут распознать эмоциональное состояние героя инсценируемой сказки, не могут ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы передачи его характера мимикой, жестом и положением тела.

Проанализировав данные педагогической диагностики и изучив методическую литературу, а самое главное, взяв за основу интерес детей                         к движению, я нашла необычный способ развития их эмоционально-волевой сферы, как одного из важнейшего фактора сохранения и укрепления психического здоровья. Использовать его в работе с детьми мне помог принцип интеграции ОО «Познавательное развитие», ОО «Физическое развитие», театрализованная деятельность.

Эмоции эффективнее всего проявляются и развиваются в играх драматизациях, инсценировках.

Я поставила перед собой цель: развивать эмоционально - волевую сферу у детей посредством создания художественных образов.

Что такое двигательная сказка? Само понятие – «двигательная сказка» содержит в себе два ключевых слова: движение и сказка, которые являются основой театрального искусства. Именно поэтому, можно отметить большие возможности в осуществлении задач физкультурно-оздоровительной работы в интеграции с элементами театрального искусства. Ведь любая игра – драматизация осуществляются по мотивам литературных произведений. Проведение такой игры требует ясного представления образа литературного героя и сюжета произведения, умения передавать характер, действия и поступки при помощи соответствующих поз, жестов и движений. Тут же можно отметить и пользу сказки для благоприятного психологического состояния дошкольника. Сказка для ребёнка – не просто вымысел, фантазия. Это особая реальность, помогающая сформировать у них осознанное отношение к своим чувствам, своему внутреннему миру, развивать умение управлять ими.

Знакомство детей с двигательными сказками я начала с мини-сказочек по стихам С.Михалкова, К.И.Чуковского, Е.А Благининой,  произведения, которые можно легко показать в движении. Многие                            из предложенных мною стихотворений детям были уже знакомы, но они заинтересовались тем,  что сказку-стихотворение можно было не только слушать, но и показывать. Кроме того, дети быстро запоминали проигрываемые стихи и принимали участие в придумывании упражнений                   по строкам стихотворения. В дальнейшем детям необходимо было не только выполнить упражнение, слыша его название, но и мысленно перевоплощаться в изображаемого героя и попытаться показать не только его действия, но и возможное настроение, характер. Сначала многим детям было сложно использовать мимику и движение одновременно, но со временем практически все ребята этому научились.

Вместе с детьми мы придумывали движения герою, зарисовывали схемы, инсценировали эпизодами, затем составляли в единое целое                           и получали готовую двигательную сказку, которую в дальнейшем включали в разные виды образовательной деятельности.

Двигательные сказки можно использовать при любой форме организации познавательной деятельности с детьми: как в процессе всего занятия, так и в отдельных его частях, это зависит от поставленных воспитателем задач, подготовленности детей.

Двигательная сказка является основой динамических пауз, которые                     я активно использую в своей педагогической деятельности с детьми. Утренняя и бодрящая гимнастики со сказочным сюжетом, физкультминутки на основе эпизодов сказок.

Интересен тот факт, что в процессе занятий я выступаю не только                  в качестве ведущего - сказочника, но и в роли рядового участника действия. Этим и определяется тесная совместная деятельность взрослого и детей, которая при правильной организации создаёт для детей особую, благоприятную игровым действиям обстановку, рождает положительные эмоции, хорошее настроение, что корректирует эмоциональное развитие детей. В процессе инсценировки, в ходе образовательной деятельности                           с детьми каждый ребёнок раскрывает свои особенности, черты характера                     и интересы. На занятиях актёрские действия определены единым сюжетом, едиными ролями, где каждый ребёнок – главное действующее лицо инсценировки, где нет второстепенных ролей. Воспитатель рассказывает сюжет сказки, дети воспроизводят её содержание ранее выученными знакомыми движениями, как единый двигательный комплекс. Внимание детей приковано к содержанию сказки и выполнение упражнений                              не становится скучным и однообразным повторением. Главная задача таких сказок: выделить и определить движения персонажей. Здесь детям предоставляется больше возможностей проявить своё двигательное творчество, более полно передать чувства и эмоции, которые испытывает персонаж сказки.

Деятельность по развитию у детей двигательного творчества продолжается, но уже сейчас можно отметить положительные результаты                         в развитии эмоционально-волевой сферы, кроме того, дети становятся более раскованными, эмоциональными и творческими, а самое главное                                 с удовольствием включаются в выполнение двигательных упражнений                        в сказочной, сюжетной форме.

Таким образом, говоря о том, что «двигательные сказки – это средство формирования двигательного творчества» я имею, в виду не только развитие движения и эмоций, но и важную их роль при организации всей работы с детьми, направленной на решение задач познавательного развития, а также сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом коррекционной работы. Сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищённость. Тексты сказок расширяю...

СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Использование сказок как средство в формировании математических представлений дошкольников....

Арт-терапия, как средство формирования эмоционально-волевой сферы у детей с особенностями в развитии.

Формирование эмоционально волевой сферы у детей с особенностями в развитиии средствами арт-терапии...

Презентация опыта работы по теме "Сказка как средство формирования математических представлений младших дошкольников"

Опыт работы по теме "Сказка как средство формирования математических представлений младших дошкольников"Воспитателя I квалификационной категории Макута Ольги Александровны...

«Сказка, как средство развития эмоционально - личностной сферы дошкольников»

Одними из самых серьезных социальных проблем, с которыми сталкиваются воспитатели детского сада, являются нарушение коммуникативных навыков, проблемы в развитии эмоционально-личностной сферы детей до...

Из опыта работы учителя-логопеда Ярошевич Т.Я. Тема «Русские народные сказки как средство формирования языковой компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Работа содержит систему коррекционных видов деятельности, направленных на формирование языковой компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством русских народных сказок....