ДВИГАТЕЛЬНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА
консультация по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvigatelnaya_skazka.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДВИГАТЕЛЬНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА.
Кто крепок телом, может терпеть и жару, и холод. Кто крепок душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства. Научись владеть телом и душой и станешь здоровым, а значит счастливым (Конфуций).
Эмоции играют важную роль в жизни человека, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Развитие эмоциональной сферы дошкольника свидетельствует о его психическом состоянии и является важным показателем его здоровья. Неумение справиться с чувством стресса, тревожности в конфликтных ситуациях нарушает нормальное течение физиологических процессов и неизбежно ведёт к ухудшению здоровья.
В настоящее время я работаю с детьми средней группы. Мои воспитанники всегда подвижные, активные и любознательные. В самостоятельной деятельности у них преобладают игры, основанные на движении. Но, вместе с тем, у большинства воспитанников прослеживается нарушение эмоциональной сферы. Наблюдается неумение понимать эмоциональное состояние окружающих людей, контролировать своё импульсивное поведение и умение управлять своими чувствами. Низкий уровень эмоционального развития прослеживался и по результатам педагогической диагностики по театрализованной деятельности. Дети с трудом могут распознать эмоциональное состояние героя инсценируемой сказки, не могут ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы передачи его характера мимикой, жестом и положением тела.
Проанализировав данные педагогической диагностики и изучив методическую литературу, а самое главное, взяв за основу интерес детей к движению, я нашла необычный способ развития их эмоционально-волевой сферы, как одного из важнейшего фактора сохранения и укрепления психического здоровья. Использовать его в работе с детьми мне помог принцип интеграции ОО «Познавательное развитие», ОО «Физическое развитие», театрализованная деятельность.
Эмоции эффективнее всего проявляются и развиваются в играх драматизациях, инсценировках.
Я поставила перед собой цель: развивать эмоционально - волевую сферу у детей посредством создания художественных образов.
Что такое двигательная сказка? Само понятие – «двигательная сказка» содержит в себе два ключевых слова: движение и сказка, которые являются основой театрального искусства. Именно поэтому, можно отметить большие возможности в осуществлении задач физкультурно-оздоровительной работы в интеграции с элементами театрального искусства. Ведь любая игра – драматизация осуществляются по мотивам литературных произведений. Проведение такой игры требует ясного представления образа литературного героя и сюжета произведения, умения передавать характер, действия и поступки при помощи соответствующих поз, жестов и движений. Тут же можно отметить и пользу сказки для благоприятного психологического состояния дошкольника. Сказка для ребёнка – не просто вымысел, фантазия. Это особая реальность, помогающая сформировать у них осознанное отношение к своим чувствам, своему внутреннему миру, развивать умение управлять ими.
Знакомство детей с двигательными сказками я начала с мини-сказочек по стихам С.Михалкова, К.И.Чуковского, Е.А Благининой, произведения, которые можно легко показать в движении. Многие из предложенных мною стихотворений детям были уже знакомы, но они заинтересовались тем, что сказку-стихотворение можно было не только слушать, но и показывать. Кроме того, дети быстро запоминали проигрываемые стихи и принимали участие в придумывании упражнений по строкам стихотворения. В дальнейшем детям необходимо было не только выполнить упражнение, слыша его название, но и мысленно перевоплощаться в изображаемого героя и попытаться показать не только его действия, но и возможное настроение, характер. Сначала многим детям было сложно использовать мимику и движение одновременно, но со временем практически все ребята этому научились.
Вместе с детьми мы придумывали движения герою, зарисовывали схемы, инсценировали эпизодами, затем составляли в единое целое и получали готовую двигательную сказку, которую в дальнейшем включали в разные виды образовательной деятельности.
Двигательные сказки можно использовать при любой форме организации познавательной деятельности с детьми: как в процессе всего занятия, так и в отдельных его частях, это зависит от поставленных воспитателем задач, подготовленности детей.
Двигательная сказка является основой динамических пауз, которые я активно использую в своей педагогической деятельности с детьми. Утренняя и бодрящая гимнастики со сказочным сюжетом, физкультминутки на основе эпизодов сказок.
Интересен тот факт, что в процессе занятий я выступаю не только в качестве ведущего - сказочника, но и в роли рядового участника действия. Этим и определяется тесная совместная деятельность взрослого и детей, которая при правильной организации создаёт для детей особую, благоприятную игровым действиям обстановку, рождает положительные эмоции, хорошее настроение, что корректирует эмоциональное развитие детей. В процессе инсценировки, в ходе образовательной деятельности с детьми каждый ребёнок раскрывает свои особенности, черты характера и интересы. На занятиях актёрские действия определены единым сюжетом, едиными ролями, где каждый ребёнок – главное действующее лицо инсценировки, где нет второстепенных ролей. Воспитатель рассказывает сюжет сказки, дети воспроизводят её содержание ранее выученными знакомыми движениями, как единый двигательный комплекс. Внимание детей приковано к содержанию сказки и выполнение упражнений не становится скучным и однообразным повторением. Главная задача таких сказок: выделить и определить движения персонажей. Здесь детям предоставляется больше возможностей проявить своё двигательное творчество, более полно передать чувства и эмоции, которые испытывает персонаж сказки.
Деятельность по развитию у детей двигательного творчества продолжается, но уже сейчас можно отметить положительные результаты в развитии эмоционально-волевой сферы, кроме того, дети становятся более раскованными, эмоциональными и творческими, а самое главное с удовольствием включаются в выполнение двигательных упражнений в сказочной, сюжетной форме.
Таким образом, говоря о том, что «двигательные сказки – это средство формирования двигательного творчества» я имею, в виду не только развитие движения и эмоций, но и важную их роль при организации всей работы с детьми, направленной на решение задач познавательного развития, а также сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом коррекционной работы. Сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищённость. Тексты сказок расширяю...
СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Использование сказок как средство в формировании математических представлений дошкольников....
Арт-терапия, как средство формирования эмоционально-волевой сферы у детей с особенностями в развитии.
Формирование эмоционально волевой сферы у детей с особенностями в развитиии средствами арт-терапии...
Презентация опыта работы по теме "Сказка как средство формирования математических представлений младших дошкольников"
Опыт работы...
Презентация опыта работы по теме "Сказка как средство формирования математических представлений младших дошкольников"
Опыт работы по теме "Сказка как средство формирования математических представлений младших дошкольников"Воспитателя I квалификационной категории Макута Ольги Александровны...
«Сказка, как средство развития эмоционально - личностной сферы дошкольников»
Одними из самых серьезных социальных проблем, с которыми сталкиваются воспитатели детского сада, являются нарушение коммуникативных навыков, проблемы в развитии эмоционально-личностной сферы детей до...
Из опыта работы учителя-логопеда Ярошевич Т.Я. Тема «Русские народные сказки как средство формирования языковой компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Работа содержит систему коррекционных видов деятельности, направленных на формирование языковой компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством русских народных сказок....