Арт-терапия, как средство формирования эмоционально-волевой сферы у детей с особенностями в развитии.
статья по коррекционной педагогике
Формирование эмоционально волевой сферы у детей с особенностями в развитиии средствами арт-терапии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_art-terapiya.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Щелканова Л.К.
Арт-терапия, как средство формирования эмоционально-волевой сферы у детей с особенностями в развитии.
Как показывает изучение детской популяции, вступающие в жизнь новые поколения физически и психически более ослаблены, чем предыдущие. Этому способствуют следующие неблагоприятные факторы:
-генетические,
- патологии беременности и родов;
-внешнесредовые (неблагоприятная экологическая ситуация, вредные привычки, неблагоприятный микроклимат в семье).
По данным МО РФ, 85% детей – воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера.
Эти дети нуждаются в особом подходе, а ведь известно, что использование средств искусства существенно повышает эффективность коррекционно-развивающей работы.
На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутрисемейных отношений.
Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияет на эмоционально-волевую сферу ребенка.
Эмоционально-волевая сфера включает в себя:
Адекватную самооценку;
Низкий уровень тревожности, агрессивности, замкнутости, застенчивости;
Коммуникативную компетентность;
Развитые механизмы саморегуляции;
С точки зрения психологии «эмоциональное здоровье», рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
Наиболее часто встречающимся нарушением эмоционального здоровья детей дошкольного возраста является нервно-эмоциональное напряжение.
Ежегодная диагностика психологов нашего города по определению готовности к школе показывает, что на период поступления в школу достаточно большой процент детей испытывает повышенную тревожность. Развитие эмоционально-волевой сферы, а именно способность к коммуникации, социальному функционированию, к совместной творческой деятельности успешно ведется с помощью арт-терапии.
Арт-терапия – лечение искусством.
Сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства, а так как искусство многогранно, то и арт-терапия имеет множество направлений: музыкотерапия, сказкотерапия, изотерапия, игротерапия.
Одним из распространенных видов арт-терапии является изотерапия, то есть лечение изобразительным творчеством.
Рисунок, лепка – оказывают огромное профилактическое и лечебное воздействие, происходит коррекция посредством изобразительной деятельности. А соединение изотерапии с музыкотерапией, игротерапией, сказкотерапией дает более положительный эффект.
Работа изотерапии ведется по трем направлениям:
Диагностическое – выявление уровня интеллектуальных, эмоциональных и личностных характеристик ребенка.
Профилактическое направление – Восприятие положительных образов оказывает сильнейшее психотерапевтическое воздействие на ребенка, помогает ему самостоятельно выйти их конфликтной ситуации.
Коррекционное направление: Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами – особенностями психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, эмоциональными нарушениями, поведенческими и социальными отклонениями.
Характеризуя направленность рисуночной терапии, определяют несколько принципиальных отличий от учебных уроков рисования:
- В изотерапии педагог помогает детям осознать проблемную ситуацию, внешне ее выразить в рисунке и определить выход из нее.
- В терапии изобразительной деятельностью качество рисунка не выступает важным критерием его оценки.
- Временной промежуток занятия 20-30 минут, элемента изотерапии 10-15 минут.
Основные приемы изотерапии
Ассоциативное рисование – отображение внутреннего мира ребенка
Фантазийное рисование – рисование направленных фантазий повышает уровень развития мозговой деятельности;
Медитативное рисование направлено на стабилизацию психических процессов, успокоение, расслабление.
Все эти приемы изотерапии успешно реализуются с помощью нетрадиционных техник рисования: монотипия, кляксография, рисование пальцами рук, ладошками, рисование по мятой бумаге. Так как при неразвитости общего уровня изобразительной деятельности у детей с проблемами в развитии именно нетрадиционные техники рисования дают наиболее стойкий положительный эффект в эмоциональном плане и в плане развития общих изобразительных навыков.
Несмотря на то, что понятие арт-терапия появилось еще в 18 веке, только в последние годы в отечественной педагогике к этому направлению появился интерес. Поэтому можно считать арт-терапию новым направлением в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии.
Появился ряд работ, определяющих теоретические и методические основы арт-педагогики и арт-терапии.
Одной из таких работ является технология Овчар О. Н. , Колягиной В. Г. «Формируем личность и речь дошкольников средствами арт-терапии». В ней представлены программно-методические материалы для коррекционно – развивающей работы со старшими дошкольниками.
Не менее интересной является «Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного возраста на основе изодеятельности» Кожохиной С. К. Данная технология содержит подробное описание и рекомендации по организации изобразительной деятельности средствами арт-терапии, психолого-педагогической диагностики, взаимодействия с детьми и родителями.
Использование технологии Постоевой Л. Д., Лукиной Г. А. «Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет» способствует снижению уровня тревожности, формированию положительной самооценки, развитию коммуникативных навыков и творческих способностей детей 4-6 лет.
Цель работы
Формирование способности к адаптации детей особой психолого-педагогической поддержки посредством искусства и художественной деятельности в социальной среде. Для реализации данной цели были поставлены следующие
Задачи
- Коррекция недостатков в личностной и эмоционально – волевой сфере:
- устранение и предупреждение негативных качеств характера, таких как агрессивность, вспыльчивость, упрямство, замкнутость и пр.;
- формирование у детей навыков психологической адаптации в коллективе;
- преодоление невротических проявлений: страхов, тревожности и т. д.;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- воспитание межличностного доверия и группового сотрудничества.
- Преодоление недостатков в речевом развитии:
-формирование навыков и умений связного речевого высказывания;
- Формирование высших психических функций:
- развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания;
- развитие зрительной, слуховой и вербальной памяти;
- Формирование и развитие изобразительных способностей:
- развитие графо-моторных навыков;
- развитие цветовосприятия;
- развитие творческих способностей: воображения, фантазии;
В рамках реализации поставленных задач, а также реализации программы развития учреждения по формированию осознанного отношения к своему здоровью была составлена коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело шагать», утвержденную педагогическим советом учреждения 27 марта 2008г. и имеет рецензию преподавателя высшей категории по изобразительной деятельности ГОУ СП(П)О «Северный педагогический колледж» Мясниковой М.И.
Данная программа составлена для детей 6-7 лет, подготовительная группа детского сада. Учебный курс программы рассчитан на реализацию в течение 1 года.
Программа содержит подробное описание и рекомендации по организации изобразительной деятельности с использованием средств арт-терапии, ОТСМ-ТРИЗ, нетрадиционных техник рисования и проектной деятельности.
В программе содержаться подробные конспекты занятий с детьми особой психолого-педагогической поддержки. Каждое из коррекционных занятий включает в себя игры, направленные на развитие внимания, самоконтроля, повышение самооценки, снижения уровня тревожности, а также психосоматические и телесно-ориентированные упражнения. Кроме того, представлен большой объем игр и игровых упражнений, построенных на основе изобразительной деятельности детей, что позволяет дополнительно совершенствовать графические навыки и творческие способности, эстетическое восприятие, художественный вкус.
Работа с родителями представлена в виде творческих совместных проектов с детьми, как форма подведения итогов после каждого блока занятий.
Для выявления более полного представления о ребенке, психолого-педагогический мониторинг проводят несколько специалистов: педагог-психолог, воспитатель по изобразительной деятельности, воспитатель группы, а также проводится анкетирование родителей
Совместно с психологом ДОУ была проведена диагностическая работа, на основании которой дети были отобраны для занятий в кружке.
Для апробирования и реализации данного курса занятий был создан кружок «Разноцветные ладошки». Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятия 30 минут.
Структура занятия имеет свои отличительные черты, это обусловлено тем, что занятия построены с учетом психологических особенностей детей с проблемами в развитии
Часть 1. Вводная.
Основная цель – настроить группу на совместную работу, создать положительный эмоциональный настрой, активизировать внимание детей.
Содержание: Игры - приветствия, игры с именами, пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
Часть 2. Основная или рабочая.
Основная смысловая нагрузка всего занятия, зависит от цели занятия.
Содержание: этюды на развитие основных эмоций, упражнения игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования.
Часть 3 . Завершающая.
Основная цель – создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Содержание: предусматривается проведение общей игры, игры-прощания
Каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:
- упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, напряжения);
- дыхательную гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);
- двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение разными руками ритмичных действий, под любую текстовку (способствуют развитию межполушарного взаимодействия);
Для более успешной реализации поставленных задач использую метод проектов. В 2009 году был успешно реализован проект «Я страшилок не боюсь», направленных на коррекцию и предупреждение детских страхов.
Использование арт-терапии возможно не только как коррекционное направление в работе с детьми, имеющими различные проблемы, но и в работе с детьми всего ДОУ. Поэтому я использую игры, тренинги и упражнения арт-терапии со всеми детьми в профилактическом направлении.
Рекомендованные мной арт-терапевтические упражнения на умение снимать психоэмоциональное напряжение, агрессивное настроение, игры на развитие слухового восприятия и памяти, коммуникативных способностей, игры-тренинги, которые способствуют росту групповой сплоченности, успешно используются воспитателями ДОУ.
Вместо физкультминуток воспитатели пользуются элементами психогимнастики, пантомимическими этюдами, дыхательной гимнастикой.
Успешность проведения занятий с детьми с проблемами в развитии невозможна без тесного сотрудничества с родителями.
С родителями проводятся игры-тренинги на развитие эмоционально-волевой сферы у детей. Практические семинары на умение снимать эмоциональное напряжения у детей и взрослых с помощью изобразительных средств.
Постоянно пополняются стенды информации для родителей в группах.
Проводятся индивидуальных консультации.
Интересно проходят проекты совместной деятельности детей и взрослых, как например арт-терапевтический проект «Птица счастья». При осуществлении этого проекта дети вместе с родителями создавали птицу семейного счастья, с помощью бросового материала и нетрадиционных техник рисования. Целью данного проекта было развитие умения действовать совместно, создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Кроме практических и теоретических рекомендаций для родителей ДОУ, арт-терапевтические игры, упражнения и тренинги, а также рекомендации по их применению для родителей всего города были даны в субботней передаче «Поутру» на телевидении «Норд» .
Полноценное развитие изобразительных способностей ребенка невозможно без разнообразной и многофункциональной предметно-развивающей среды, которая включает в себя не только демонстрационный материал, по различным направлениям изодеятельности, но и различные игры и пособия.
Для развития цветовосприятия, мелкой моторики рук было создано дидактическое пособие в виде настенного панно «Радужная полянка», так как у детей с проблемами в развитии часто отстают в развитии именно эти качества. Методика его использования была представлена на педагогическом совете учреждения и городском методическом объединении воспитателей по изобразительной деятельности.
Для закрепления основных знаний о цветах и оттенках созданы наглядные пособия «Теплое солнышко», «Холодная снежинка», «Разноцветные облака».
Для развития умения составлять рассказ по картине созданы пособия на основе ТРИЗ технологии. (данная технология была получена в результате распространения опыта воспитателя по изодеятельности д/сада «Радуга»)
Для реализации одного из компонентов арт-терапии – песочной терапии создано пособие миниатюрный сад камней
В каждой возрастной группе оборудованы «Полочка красоты», работа ведётся по разработанным перспективным планам и уголок изодеятельности.
Успешность работы обусловливается также тесным взаимодействием со всеми специалистами ДОУ.
С психологом проводится совместная ежегодная диагностическая работа, а также консультации по теме занятий и индивидуальные консультации относительно динамики эмоционально-волевого развития каждого ребенка, занимающегося в кружке.
По рекомендации логопеда проводятся артикуляционные гимнастики и пальчиковые игры, которые соответствуют развитию речевого аппарата и решению речевых проблем детей с особенностями в развитии.
Музыкальный руководитель оказывает помощь в использовании музыкотерапии на занятиях, проводятся консультации по поводу подборки музыкальных фрагментов в соответствии с темой занятия.
В работе также используются комплексы дыхательных гимнастик, которые были рекомендованы инструктором по физкультуре.
Кроме того, со всеми специалистами проводятся интегрированные занятия.
В целях повышения компетентности педагогов ДОУ по теме Арт-терапия проводятся мастер-классы, практические консультации, семинары, такие как «Нетрадиционные техники рисования, в арт-терапии», «Тестопластика, как форма изотерапии».
Кроме взаимодействия с педагогами ДОУ осуществляется совместная работа с педагогами города. На городском методическом объединении воспитателей по изобразительной деятельности представила опыт работы по теме «Арт-терапия, как средство эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста» (2008г). Данное методическое объединение было представлено на городском телевидении «Югорск – ТВ», для ознакомления родителей с темой «Арт-терапия». Также данная тема была представлена на методическом объединении воспитателей г. Советский и г. Югорска (2009г.) и в педагогическом коллективе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №195» г. Екатеринбурга (2009 г.)
В 2008 г. представила свою работу на городском смотре-конкурсе учебно-методических материалов, где получила третье место. Результаты опубликованы в сборнике «Путь к успеху»
В 2009 г. представила опыт работе по теме «арт-терапия» для публикации в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (г.Москва), имеется письмо-подтверждение из редакции журнала.
С 2008 г являюсь руководителем городского методического объединения воспитателей по изодеятельности.
Также с 2008г являюсь членом жюри городского фестиваля «Мы – будущее России», в направлении декоративно-прикладное творчество.
Использование разработанного мною курса занятий с применением изотерапии оказывает положительное влияние на обеспечение усвоения программы дошкольниками по изобразительной деятельности: в 2007г. – 96,6%; 2008 г. – 97,3%; 2009 г. – 99,6%.
Результатом реализации программы за период с 2006 по 2009 год стало снижение уровня тревожности с 21% до 0%, повышение уровня самооценки с 10% до 86%, уровня развития изобразительных способностей с 20% до 50% у детей коррекционно-развивающей группы.
Мои воспитанники ежегодно являются призерами городского фестиваля «Мы – будущее России», конкурса «Вторая жизнь ненужных вещей»; регионального конкурса «Улыбки Севера»; районного конкурса «Мы за чистоту окружающей природы»
Так как внедрение данного курса занятий привело к устойчивым положительным результатам, то и в дальнейшем я собираюсь работать в данном направлении для того, что бы добиться еще более успешной динамики развития.
1
Арт-терапия, как средство формирования эмоционально-волевой сферы у детей особой психолого-педагогической поддержки
2
Эмоционально-волевая сфера включает в себя:
Адекватность самооценки;
Адекватное самосознание
Низкий уровень тревожности, агрессивности, замкнутости, застенчивости;
Коммуникативную компетентность;
Развитые механизмы саморегуляции;
3
Арт-терапия – лечение искусством
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством (рисование, лепка)
Музыкотерапия – терапия музыкой
Сказкотерапия – лечение сказкой
Игровая терапия – метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра
4
Направления изотерапии:
Диагностическое – выявление уровня интеллектуальных, эмоциональных и личностных характеристик ребенка.
Профилактическое– в целях профилактики , для предупреждения стрессовых и конфликтных состояний.
Коррекционное - коррекционная работа с детьми с различными проблемами – особенностями психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, эмоциональными нарушениями, поведенческими и социальными отклонениями.
5
Основные формы изотерапии
Ассоциативное рисование – отображение внутреннего мира ребенка с помощью ребенка;
Фантазийное рисование – рисование направленных фантазий повышает уровень развития мозговой деятельности;
Медитативное рисование направлено на стабилизацию психических процессов, успокоение, расслабление.
6
Обзор методической литературы
7
Цель работы:
создание условий для развития, у детей особой психолого-педагогической поддержки, способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований. Создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.
8
Задачи:
1Коррекция недостатков в личностной и эмоционально – волевой сфере:
2. Преодоление недостатков в речевом развитии:
3. Формирование высших психических функций:
4. Формирование и развитие изобразительных способностей:
9
Структура занятия
10
Фото детей ДОУ
11
Фото «Птица счастья»
12
Фото педагоги
13
Фото Радужная полянка, стенды
14
Диаграммы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и информационные компьютерные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей с задержкой психического развития
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР, имеющих ЗПР самым распространенным недостатком речи является нарушение звукопроизношения, которое может встречаться на любом уровне общего недоразвития реч...
Образовательный проект по формированию эмоционально-волевой сферы детей среднего дошкольного возраста средствами сказкотерапии
Сказкотерапия как средство развития эмоционально- волевой сферы детей ДОУ...
Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития
Выступление по самообразованию...
Обобщение педагогического опыта: "Создание системы мониторинга нарушения речевого развития, как средство повышения качества коррекционного воздействия на детей с особенностями в развитии"
Создание эффективной научно-обоснованной системы комплексного логопедического обследования речи старших дошкольников с ОВЗ с целью выявления характера, симптоматики, структуры речевой патологии, а так...
Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело шагать»
Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...
Рабочая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело играть»
программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...
Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи
Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...