Консультация для педагогов «Содержание материала и оборудования речевого остравка во всех возрастных группах»
консультация

Ширина Свтелана Анатольевна

Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Содержание материала и оборудования речевого остравка во всех возрастных группах» Консультация для педагогов Подготовила: Ширина Светлана Анатольевна, воспитатель

Слайд 2

Цель создания речевого остравка: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей. Задачи: формирование фонематического слуховосприятия; развитие артикуляционной и общей моторики закрепление навыков правильного звукопроизношения

Слайд 3

Принципы организации речевого уголка присутствие игрового персонажа наполняемость разнообразие материала соответствие возрасту доступность системность эстетичность оформления периодичность обновления

Слайд 4

Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи: - развитие словаря ребенка; - работа над грамматическим строем речи; - развитие связной речи; - воспитание звуковой культуры речи; - подготовка к обучению грамоте; - развитие мелкой моторики и графомоторной функции.

Слайд 5

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие: Артикуляционной моторики Дыхания Мелкой моторики Звукоподражания Автоматизации звуков Лексики и грамматики Связной речи Подготовке к обучению грамоте

Слайд 6

Основные направления организации речевой развивающей среды 1.Организация общения детей со взрослыми посредством поручений взрослого 2. Организация контактов со сверстниками 3. Организация рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи 4. Организация «Уголка интересных вещей» 5. Рассказы воспитателя Второй группы раннего возраста:

Слайд 7

Основные направления организации речевой развивающей среды 1.Организация общения детей со сверстниками и взрослыми 2.Предоставление детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, рекламные буклеты 3.«Уголок интересных вещей» 4.Продолжать приучать детей слушать забавные рассказы 5. Рассказы воспитателя 2 младшей группы:

Слайд 8

Основные направления организации речевой развивающей среды 1.Удовлетворение потребности детей в получении и обсуждении информации; 2. Пополнение «Уголка интересных вещей» 3. Выслушивание детей, уточнение ответов, подсказки; 4. Рассказы воспитателя 5. Активное использование приёмов формирования навыков общения со сверстниками. средней группы:

Слайд 9

Основные направления организации речевой развивающей среды 1.Совершенствовать речь как средство общения. 2.Предложить для рассматривания изделия 3.Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и детьми разнообразными впечатлениями, уточнить источник полученной информации 4.Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, 5.Побуждать к использованию в речи фольклора 6.Показать значение родного языка в формировании основ нравственности. старшей группы:

Слайд 10

Основные направления организации речевой развивающей среды 1.Совершенствовать речь как средство общения 2. Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию. 3. Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. 4. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. 5. Приучать детей к самостоятельности суждения. 6. Продолжать совершенствовать все стороны речи. 7. Учить как краткой так и распространённой формой ответа. 8. Помогать осваивать формы речевого этикета. подготовительной группы:

Слайд 11

Основные направления организации речевой развивающей среды 1.Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса. 2.Формирование и закрепление грамматических категорий, изученных на логопедических занятиях, а также контроль за грамматической правильностью речи. 3.Активизация фразовых высказываний. 4.Совершенствование связной речи в различных её видах. 5.Развитие артикуляционной моторики. групп компенсирующей направленности:

Слайд 12

Модель предметной речевой среды Оборудование и атрибуты для сюжетно-ролевых игр Уголок для театрализации Уголок для сенсорно – моторного развития Книжный уголок Развивающая речевая среда



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Сказка»

«Содержание материала и оборудования речевого остравка во всех возрастных группах»

Консультация для педагогов

Подготовила: Ширина

Светлана Анатольевна,

воспитатель

г.Камень – на – Оби, Каменский район

2024

Цель создания речевого остравка: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.

Задачи: 

  1. Формирование фонематического слуха.
  2. Развитие артикуляционной моторики.
  3. Закрепление навыков правильного звукопроизношения.
  4. Закрепление навыков, полученных на занятиях.
  5. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
  6. Развитие связной речи.
  7. Развитие мелкой моторики.

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.

Принципы организации речевых уголков

- Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало, игровой, дидактический, наглядный материал.
-  Дидактическое оснащение должно соответствовать  структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
-  Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме.
-  Речевой уголок желательно разместить с книжным уголком.
-  Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
-  Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
-  Не следует перегружать уголок оборудованием.
-  Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – «одушевленный персонаж», который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
- Уголок речевого развития должен соответствовать общему оформлению группы.

Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы

по развитию речи:


- развитие словаря ребенка;
- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи);
- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами);
- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения);
- подготовка к обучению и обучению грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения);
- развитие мелкой моторики и графомоторной функции.

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

Артикуляционной моторики. Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады, схемы; артикуляционная гимнастика на определённый звук в альбомах; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные диски и палочки.

Развитие дыхания. Разноцветные шарики, султанчики, пёрышки, вертушки, снежинки, колокольчики из фольги и т.д.

Развитие мелкой моторики. Сухой бассейн, шарики Су-джок, мячики, прищепки, бусы, трафареты, пальчиковые игры, составные буквы и т.д.

Звукоподражание. Шумовые инструменты, детские музыкальные инструменты, картинки-звукоподражания, звуковые и звукобуквенные схемы, звуковые дорожки, лесенки, улитки, альбомы по звуковой культуре слова.

Автоматизация звуков. Мелкие игрушки, предметные и сюжетные  картинки, альбомы для автоматизации звуков, схема характеристики звуков, схема слова, стихи, потешки, скороговорки, чистоговорки, схема слова.

Лексики и грамматика. Предметные картинки по лексическим темам.

Развитие связной речи. Серии сюжетных картинок, всевозможные виды театров, библиотека детских книг, схемы по обучению рассказыванию.

Подготовка к обучению грамоте. Магнитная доска, наборы цветных магнитов, магнитных букв, слоговые и словесные таблицы и кубики для чтения, предметные картинки, кассы букв и слогов.

Основные направления организации речевой развивающей среды

Вторая группа раннего возраста:

1. Организация общения детей со взрослыми посредством поручений взрослого (даётся образец обращения, словесной просьбы и т. д.); («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне…», «Предупреди Митю…, Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»)

2. Организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказку слова или фразы);

3. Организация рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений об окружающем;

4. Организация «Уголка интересных вещей» с целью развития активной, инициативной речи детей;

5. Рассказы воспитателя (с целью совершенствования навыков эффективного слушания).

Основные направления организации речевой развивающей среды

2 младшей группе:

  1. Организация общения детей со сверстниками и взрослыми (образцы обращения, помощь посредством речи и налаживания контактов друг с другом в быту и самостоятельных играх).
  2. Предоставление детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, рекламные буклеты (с изображением игрушек, автомашин, одежды, посуды).
  3. «Уголок интересных вещей» - набор предметов (камешки, ракушки, желуди, катушки с нитками разного цвета, лоскутки тканей), с целью развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения.
  4. Продолжать приучать детей слушать забавные рассказы (о рассердившейся тарелке, об обидевшейся туфельке, о печальных мокрых рукавах рубашки), о проказах животных, об интересной прогулке.

Требования к содержанию речевого уголка в младших группах:

- Уголок книги: 5 – 6 наименований по 2 – 5 экземпляров, т.к. детям этого возраста свойственна подражательность, книжки-ширмы. Всё подбирается с учётом возраста детей: , песенки, народные сказки о животных, потешки, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов.

- Альбомы или иллюстрации по темам «Игрушки», «Семья», «Транспорт», «Домашние животные»», «Одежда», «Посуда», «Мебель»,

- Картинки с простыми сюжетами и действиями.

- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.

- Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».

- Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия».

- Игрушки-телефоны.

- Игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?».

- Картинки с простым сюжетом для составления рассказов.

- Подборка загадок, песенок, потешек, стихов.

- Трафареты, шаблоны.

- Игры для развития ручной ловкости.

- Картотека речевых игр.

- Открытки о родном городе.

Основные направления организации речевой развивающей среды

средней группы:

1. Удовлетворение потребности детей в получении и обсуждении информации;

2. Пополнение «Уголка интересных вещей» наборами картинок, фотографий, открыток (животные разных стран и их детеныши, транспортные средства, спорт, растения сада и луга, юмористические картинки, достопримечательности родных мест), лупами, магнитами и т. д.;

3. Выслушивание детей, уточнение ответов, подсказки;

4. Рассказы воспитателя (основной акцент на стимулирование познавательного интереса детей);

5. Активное использование приёмов формирования навыков общения со сверстниками.

Требования к содержанию речевого уголка в средней группе:

- Уголок книги: 5 – 6 наименований, для оформления можно использовать эстампы на тему русских народных сказок. Один раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки «Сказки». «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др.

- Альбомы дополняются темами о Российская Армии, труде взрослых, диких животных, цветах, овощах, фруктах, по временам года.

- Открытки для рассматривания.

- Портреты писателей в соответствии с программой.

-  Дидактические игры на группировку, классификацию, серия по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».

- Игры - небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто как кричит?»

- Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия», «Что изменилось?»

- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.

- Игрушки-телефоны, занимательные головоломки.

- Подборка загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.

- Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму.

- Игры для развития ручной ловкости.

- Картотека словесных речевых игр.

- Открытки о родном городе, крае.

- Предметы быта и старины.

Основные направления организации речевой развивающей среды

старшей группы:

  1. Совершенствовать речь как средство общения.
  2. Предложить для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенных материалов), иллюстрированные книги (сказки с рисунками разных художников, фото с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин ( в том числе из жизни дореволюционной России).
  3. Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и детьми разнообразными впечатлениями, уточнить источник полученной информации (телепередача, выставка, спектакль, рассказы близкого человека).
  4. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
  5. Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.)
  6. Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

Требования к содержанию речевого уголка в старшей группе:

- Уголок книги: 7 – 8 книг различной тематики и жанров (можно использовать книги одного наименования, но иллюстрированных разными авторами). Один раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки с рисунками детей на заданную тему.

- Портреты писателей в соответствии с программой.

- Альбомы или иллюстрации дополняются темами о Родине, о технике.

- Портреты художников-иллюстраторов.

- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, по подготовке к обучению грамоте.

- Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Назови отличия».

- Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «разложи по порядку и составь рассказ».

- Азбука букв различной фактуры.

- Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.

- Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму.

- Игры для развития ручной ловкости.

- Картотека словесных речевых игр.

- Коллекции марок, значков, календариков, этикеток.

- Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволочки, пластилин, камушки, шнурки)

- Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму.

- Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые и слоговые схемы, разноцветные магниты.

- Иллюстрации о памятниках и музеях.

- Карта России и родного края.

Основные направления организации речевой развивающей среды

подготовительной группы:


1. Совершенствовать речь как средство общения, опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.
2. Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию.
3. Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
4. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
5. Приучать детей к самостоятельности суждения.
6. Продолжать совершенствовать все стороны речи.
7. Учить как краткой так и распространённой формой ответа в зависимости от характера . поставленного вопроса дополнять высказывания товарищей.
8. Помогать осваивать формы речевого этикета.

Требования к содержанию речевого уголка в подготовительной группе:

- Наличие библиотеки с разделами: о природе, о животных или по авторам. Выставляются 10-12 книг, различных по жанру и тематике. Оформляются  тематические выставки с рисунками детей.

- Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей.

- Альбомы  загадок, скороговорок, стихов.

- Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму, игры для развития ручной ловкости.

- Картотека словесных речевых игр.

- Коллекции марок, значков, календариков, этикеток.

- Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволочки, пластилин, камушки, шнурки и т.д.)

- Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые и слоговые схемы, разноцветные магниты, азбука букв разной фактуры.

- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, по подготовке к обучению грамоте.

- Игры – небылицы «Что перепутал художник?», игры – картинки по типу «Найди отличия».

- Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «разложи по порядку и составь рассказ».

- Альбомы или книжки-самоделки с сочинёнными детьми сюжетами и нарисованными иллюстрациями.

- Уголок «Читаем сами», детские журналы и книги с крупным шрифтом, книги с развивающими заданиями.

Основные направления организации речевой развивающей среды групп компенсирующей направленности:

1.Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса. Эту задачу можно реализовать не только на фронтальных и индивидуальных занятиях, но и во время всех режимных моментов. .

2.Формирование и закрепление грамматических категорий, изученных на логопедических занятиях, а также контроль за грамматической правильностью речи.

3.Активизация фразовых высказываний. Составная часть большинства занятий по развитию речи — это ответы детей на поставленные вопросы.

4.Совершенствование связной речи в различных её видах. Для этого используют чтение сказок, рассматривание объектов и сюжетных картин, пересказ коротких текстов.

5.Развитие артикуляционной моторики. Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика

Требования к содержанию речевого уголка в группах компенсирующей направленности

1Материал для развития артикуляционной моторики: предметные картинки-опоры, артикуляционные схемы, артикуляционная гимнастика в альбомах на определённый звук, ватные палочки, ватные диски.

2.Пособия для развития дыхания: разноцветные шарики, султанчики, бумажные снежинки, вертушки-карандаши, колокольчики из фольги на ниточке.

3.Пособия для развития мелкой моторики: сухой бассейн, массажные валики, мячики, прищепки, трафареты, пальчиковые игры, различный материал для составления букв.

4.Материал по звукоподражанию: шумовые инструменты, звуковые коробочки, детские музыкальные инструменты (рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки).

5.Игры и пособия по автоматизации звуков: мелкие игрушки, предметные и сюжетные картинки, различные виды театров, альбомы на каждый звук, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки.

6.Игры по лексике и грамматике: предметные картинки по лексическим темам.

7.Игры по развитию связной речи: серии сюжетных картинок, разные виды театра, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, библиотека детских книг.

8.Материал по грамоте: магнитная доска, наборы магнитных букв, кассы букв и слогов, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»

Выбор дидактического материала зависит от индивидуальных и возрастных особенностей детей, а также от задач, которые нужно решить в речевом уголке.

Вывод:
Таким образом, правильно выбранные формы работы и насыщение уголка речевого развития, способствуют становлению коммуникативной компетентности ребенка в речевой деятельности, а также обеспечивает становление значимых для возраста личностных качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей " Содержание работы по аппликации из бумаги в разных возрастных группах"

Данная работа для воспитателей  о работе по аппликации из бумаги в разных возрастных группах....

консультация для воспитателей "Особенности речевого развития во всех возрастных группах"

консультация для воспитателей "Особенности речевого развития во всех возрастных группах"...

Предметно-пространственная развивающая среда по речевому развитию во всех возрастных группах детского сада

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Методическая разработка. Планирование речевых игр для всех возрастных групп.

Методическая разработка. Планирование  речевых игр для всех возрастных групп....

Консультация для воспитателей на тему «Формирование грамматического строя речи во всех возрастных группах»

Консультация для воспитателей на тему«Формирование грамматического строя речи во всех возрастных группах»Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятель...