Консультация для воспитателей " Содержание работы по аппликации из бумаги в разных возрастных группах"
консультация на тему

Суворова Светлана Отчество

Данная работа для воспитателей  о работе по аппликации из бумаги в разных возрастных группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_konsultatsii_vosp-lyam.docx33.1 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №8.

                                           Консультация

                               для воспитателей на тему:

            " Содержание работы по аппликации

           из бумаги в разных возрастных группах"

                                                                                                 Воспитатель:

                                                                                                 Суворова С. В.

                                                                2013г.

     

   

     В обучении аппликации решаются следующие общие задачи:

1.Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных ( листок, цветок) деталей, располагая их в определённом ритме на картонной или тканевой основе различной формы.

2.Составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.

3.Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезывание разными приёмами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивания, пришивания.

4.Формировать чувство цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.

5.Формировать чувство формы, пропорции, композиции.

      Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учётом накопления опыта и развития ребёнка.

     Приобщение к аппликации начинается с первой младшей группы. Педагог руководствуется известной особенностью детей: в возрасте 2-3 лет у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чём-то участвовать, ребёнок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого - поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя пропустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и самостоятельности. Задачи, решаемые в этом возрасте, элементарны:

  - учить действовать с бумагой ( отрывать, сминать, скатывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддаётся преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнётся, рвётся, разрезается, по разному шуршит;

  -дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеёнка и др.;

  -развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность сочувствовать с ним в создании элементарных художественных поделок;

  -развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять;

  -развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться "вслед" за взрослыми.

     Содержание работ в этом возрасте : полуобъёмная ( из бумажных комочков, шариков) и "мозаичная" ( из кусочков) предметная аппликация, на которой изображаются самые простые предметы: цветные шары, веточка с ягодами рябины, вишни, веточка мимозы, сирени, разные овощи, фрукты, фигурки животных и др. Эти работы, выполненные на цветном фоне и оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и могут найти практическое применение для украшения интерьера кукольного уголка, группы дошкольного учреждения, детской комнаты в семье и т.п.

   Выполняя отдельные действия вместе с воспитателем, делающим аппликацию, дети получают первые представления о ней как о способе изображения с помощью бумаги, преобразованной руками или с использованием инструмента - ножниц.

   Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходи через общение со взрослыми. Только он может передать ребёнку сведения о функциях предметов, орудий, показать приёмы использования материала и т. д. в совместной деятельности.

    Отдельное действие детей по преобразованию материала педагог включает в целостный процесс по созданию поделки. Это действие ( сминание бумаги в комочек, скатывание в шарик и т. д.), дающие промежуточный результат, приобретает для ребёнка практический смысл.

     Вторая младшая группа. Действия детей с бумагой постепенно усложняются. Первые совместные со взрослым ручные результативные действия, включённые в контекст создания определённого "продукта", эмоционально подготавливают ребёнка к систематическому и более содержательному участию в аппликации. Первые пробы преобразования материалы не требуют от детей чёткого восприятия формы, цвета; они ещё не участвуют в замысливании изображения, но уже на четвёртом году жизни в аппликации могут быть поставлены более сложные задачи:

  -учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике;

  -учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы ( ёлочка, домик, снеговик), и элементарные сюжеты из знакомых предметов ( паровозик с вагончиком, домик с ёлочкой);

  -учить правильно держать ножницы, разрезать узкие полоски по сгибу

( согнутые пополам), а затем более широкие ( несколько взмахов ножниц);

  -учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру "обрисовывая" кисточкой с клеем её края;

  -формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить узор ( предмет, сюжет) на листе, а затем поочерёдно брать и наклеивать каждую деталь;

  -воспитывать у дошкольников художественный вкус.

 В средней группе решаются более сложные задачи:

  -учить вырезать детали для аппликации из разных материалов простыми способами - отрезать, разрезать, вырезать по контуру;

  -обогатить содержание аппликации, обеспечив широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и т. п., а также разнообразие используемых деталей ( не только геометрических форм, но и растительных);

  -учить располагать детали на округлых формах: овале, круге, розетке.

     в среднем дошкольном возрасте твёрже и увереннее действует рука ребёнка, поэтому появляются более сложные способы вырезывания; дети сами могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; срезая углы по прямой, делать трапецию; разрезать квадраты по диагонали для получения треугольников. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержания ( грибок, цветок) можно дать трафареты. Дети, работавшие с трафаретом и вырезавшие детали по контуру, в дальнейшем легче осваивают симметричное и силуэтное вырезывание и обрывание "на глаз".

    В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, могослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику. Полуобъёмная аппликация получается и при частичном наклеивании деталей, например только середины снежинки, цветка, бабочки.

    Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные  узоры как из геометрических, так и из растительных форм. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей.

    Дошкольники подготовительной группы могут выполнять многослойные сюжетные аппликации из бумаги. Этот вид аппликации наиболее трудный. В отличие от рисунка в многослойной сюжетной аппликации всегда остаётся строго определённой последовательность расположения и наклеивания форм: сначала общий фон ( земля, море, небо). Затем выкладываются и приклеиваются предметы заднего плана, а потом среднего и переднего. Детям 6-7 лет можно предложить сделать карандашом эскиз будущей работы.

     Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из  бумаги создаёт основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.

 

                                                   

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 8.

                                           

                                         

                                          Консультация

                               для воспитателей на тему:

       " Развитие всесторонних качеств личности ребёнка через аппликацию и работу с бумагой"

                                                                                               

                                                                                                 Воспитатель:

                                                                                                 Суворова С. В.

                                                             

                                                                     2013г.

     "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок". В. А. Сухомлинский.

      Изобразительная деятельность имеет большое значение в решение задач эстетического воспитания, т. к. по своему характеру является художественной деятельностью, а в частности аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника.

    Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности ( Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.).

     В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально - практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

    Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка - дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

      Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положение предметов окружающего мира, различных величинах. Формируются мыслительные операции анализ, синтез , сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь. При проведении создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.

      Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их, свойствами и качествами. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координаций движений.

      Нравственное воспитание - аппликация ( работа с бумагой ) должна быть использована для воспитания у детей ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно - волевые качества : доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности.

      Трудовое воспитание - здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбию способствует участие детей в подготовки к занятиям и уборке после них.

       Эстетическое воспитание - чувство цвета, - когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек из бумажных деталей. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

      Занятия аппликацией приучают детей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, т. к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).

     Занятия оригами создают природосообразные, а значит , эффективные и не опасные для здоровья условия для быстрого естественного роста целого букета природных способностей детей - внимания, памяти, мышления, воображения. действуя с предметами и материалами, ребёнок, практически познаёт некоторые их свойства. Дети быстро осваивают:

  ● количественный счёт (сначала вместе с педагогом, потом самостоятельно, от правильного или неправильного счёта зависит конечный результат);

  ● величину (большой - средний - маленький квадрат, круг, треугольник, прямоугольник);

  ●геометрические фигуры - оригами построено на преобразовании одних в геометрических фигур в другие.

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 8.

                                           

                                         

                                          Консультация

                               для воспитателей на тему:

            " Нетрадиционные виды аппликации .

        Использование разнообразных материалов

                       при работе с бумагой".

                                                                                               

                                                                                                 Воспитатель:

                                                                                                 Суворова С. В.

                                                                    2013г.

     Аппликация в переводе с латинского обозначает "прикладывание". Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определённом порядке. Детали закрепляются на основе с помощью различных клеев, ниток.

      Аппликация как одна из изобразительных техник зародилась довольно давно. Её с незапамятных времён использовали для украшения одежды, обуви, орудий труда, домашней утвари. Скорее всего, именно необходимость сшивать шкуры положила начало украшению одежды, а не только соединению её деталей. Намного позже начали прикреплять к одежде кусочки войлока, меха, кожи различных цветов и оттенков. Так и появилась аппликация. Сюжетами для неё были птицы, животные, люди, красивые растения и цветы. Позднее стали применять и нити, металлические и чеканные пластины, бисер, бусины. После того как была изобретена бумага, люди стали выполнять бумажные аппликации. Из тёмной бумаги вырезали плоские силуэты, книжные иллюстрации, бытовые и батальные сцены.

     Аппликация может быть:

- предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т. д.);

- сюжетной, отображающей те или иные события;

-декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

     В настоящее время воспитатели детских садов склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:

    1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определённом ритме на картонной основе.

    2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей: изображать сюжет.

    3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приёмами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.

    4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.

    Но есть ещё и нетрадиционные техники работы в аппликации. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребёнка, развивает чувство цвета, гармонии, пространство, образное мышление, творческие способности.

   

     Обрывная аппликация.

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыплёнок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получиться, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

    Накладная аппликация.

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаём его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

    Модульная аппликация (мозаика).

При такой технике образ получается путём наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

    Симметричная аппликация.

Для симметричных изображений заготовку - квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера - складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

     Ленточная аппликация.

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

    Силуэтная аппликация.

Этот способ доступен детям, хорошо владеющими ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

     Квиллинг.

Квиллинг ( англ. quilling - от слова quill - птичье перо), также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

    Торцевание.

Один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

    Коллаж.

Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую - либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем называют также произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

     Оригами.

Оригами ( от яп. "сложенная бумага") - вид декоративно - прокладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами  складывался из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

    Аппликация из салфеток.

Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

-возможность создавать шедевры без ножниц;

-развитие мелкой моторики рук;

-развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры.

     Гофрированная бумага.

Гофрированная бумага - один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета  очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты.

 

 

                                                             

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 8.

                                           

                                         

                                          Консультация

                                 для родителей на тему:

       "Влияние оригами на всестороннее развитие  дошкольников".

                                                                                               

                                                                                                 Воспитатель:

                                                                                                 Суворова С. В.

                                                                    2013г.

   Оригами ( "ори"- сгибать, "гами" - бумага) японское искусство складывать из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами - волшебство, чудо и конечно, игра.

   Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: "Оригами - это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приёмы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий".

   В. М. Бехтерев писал: "что движение рук тесно связано с речью и её развитием".

   В. А. Гиляровский отмечал, что "запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики".

   Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.

   Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

   Тренировка ручной ловкости способствует так же развитию таких необходимых  умений и качеств, как подготовка руки к письму ( в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т.к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной технике письма).

   Дошкольный возраст - яркое неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами жизни: миром людей, миром природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

   Постоянное движение ребёнка вперёд, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности - всё это факты, характеризующие развитие ребёнка. Проходит 6-7 лет, и ребёнок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний , умений и навыков. Его восприятие, память, речь, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребёнок должен овладеть способностью поступать сознательно подчиняя дни побуждения  другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.

    Выше сказанное позволяет выделить ряд достоинств оригами как средства интеллектуального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. К ним можно отнести:

   ● Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

   ● Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

   ● Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

   ●  Оригами имеет огромное значение в развитие конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

   ●  Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность е изготовления, приёмы и способы складывания.

   ● Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными ( объяснение приёмов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность ( самостоятельное выполнение действий).

   ● Оригами совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда.

   ● Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказки, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т.д.

   ● В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части.

   ● Систематические занятия с детьми оригами влияют всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.

 

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему «Использование нетрадиционных методов здоровьясбережения в разных возрастных группах ДОУ»

Использование нетрадиционных методов здоровьясбережения в разных возрастных группах ДОУ....

Памятка для воспитателей. Планирование работы с детьми по экспериментированию в разных возрастных группах

Младший дошкольный возраст (четвертый год жизни). Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создания условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и о...

Консультация для воспитателей. Методы и формы нравственно трудового воспитания в разных возрастных группах.

Консультация для воспитателей. Методы и формы нравственно трудового воспитания  в разных возрастных группах....

Консультация для воспитателей на тему: «Методика проведения ИЗО деятельности в разных возрастных группах детского сада.»

Консультация для воспитателей на тему:«Методика проведения ИЗО деятельности в разных возрастных группах детского сада.»  ...

консультация для воспитателей на тему "Методика проведения ИЗО деятельности в разных возрастных группах"

                             Консультация для воспитателей на тему: «Методика проведения ИЗО деятельно...

Консультация для воспитателей: «Методика проведения физкультурных занятий на улице в разных возрастных группах»

Консультация для воспитателей: «Методика проведения физкультурных занятий на улице в разных возрастных группах»...