Методическая разработка. Планирование речевых игр для всех возрастных групп.
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Методическая разработка. Планирование речевых игр для всех возрастных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka._planirovanie_rechevyh_igr_dlya_vseh_vozrastnyh_grupp.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование речевых игр
для всех возрастных групп.
Составила воспитатель
Добрынина Татьяна Викторовна
Москва 2023
«Речь - удивительно сильное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы пользоваться им».
И.Гегель
Актуальность
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
Специфическая коррекционная работа направлена на обогащение словаря, запоминание словесных моделей, соответствующих игровой ситуации, с постепенным усложнением игрового материала в процессе работы по развитию речи дошкольников, используются следующие виды игр:
При проведении речевых игр воспитатель основывается на общих дидактических принципах:
- Системность;
- Повторность:
- Наглядность;
- Комплексность;
- Творческий индивидуальный подход.
Задачи:
1. развитие словаря
2. формирование грамматической стороны речи;
3. Воспитание звуковой культуры речи;
4. Формирование разговорной (диалогической) речи;
5. обучение рассказыванию (монологической речи);
6. ознакомление с художественной литературой;
7. подготовка детей к обучению грамоте.
Планирование речевых игр для всех возрастных групп.
Месяцы | Назначение игры, программные задачи |
во 2-ой младшей группе. | |
Сентябрь | - «Чудесный мешочек» - преодоление речевого негативизма, развитее понимания обращенной речи, тактильного восприятия. - «Не ошибись» - активизировать в речи обобщенный словарю - «Чья вещь» - упражнять в согласование притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. |
Октябрь | - «Играем в слова» - упражнять детей в образовании слов по аналогии, т.е. «ласковые слова». - «Кто, кто в теремочке живет» - упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детёнышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками «К», «Т» |
Ноябрь | - «Что из этого получается» - упражнять в образовании слов по вопросам какой?; из чего? - «Эхо» - упражнять в произношении слов со звуком Э (звукоподражание). - «Ярмарка» - побуждать вступать в диалог развитие фразовой речи. |
Декабрь | - «У матрёшки новоселье» - способствовать формированию диалогической речи; учить правильно называть строительные детали и их цвета. - «Вставь словечко» - упражнение в понимании предлога «в» - «Зимние картинки» - упражнение в пересказе со зрительной опорой. - «Перескажи» - развитие речевых модуляций. |
Январь | - «Поручения» - упражнение в понимании предлогов пространственного значения. - «Один - много» - упражнение в образовании множественного числа существительных. - «Елочные игрушки» - упражнять в образовании существительных множественного числа. |
Февраль | - «Что изменилось» - отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризовать местоположение предметов). - «Кто что делает» - расширение и активизация глагольного словаря - «Ты кто» - упражнение в диалоге. |
Март | - «Кто как кричит» - упражнять в звукоподражании - «Матрешка» - развитие коммуникативной функции речи. - «Покажи, что я назову» - различение и практическое усвоение употребления притяжательных местоимений «мой», «моя». |
Апрель | - «Летает – не летает» - расширить и активизировать словарь. - «Игра-инсценировка по сказке «Курочка Ряба» - осваивать элементы драматизации. - «Покатаем машины» - практическое усвоение антонимов – наречий «быстро - медленно», «тихо – громко», «вперед – назад». - «Когда это бывает» - учить называть признаки времен года. |
Май | - «Кошка и мышка» - развитие фантазии и речевого творчества. - «Звуки улицы» - обогащать словарный запас, знакомим с окружающим миром. - «Любимые сказочки» - ознакомление с художественной литературой. - «Найди ошибку» - обогащать словарь, стимулировать детские высказывания в форме сложного предложения. - «Загадай загадку» - обучение связному рассказыванию. |
в средней группе. | |
Сентябрь | - «Моя игрушка» - учить детей, следуя плану рассматривая игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога. - «Расскажи» - учить составлять небольшие рассказы. - «Что из чего» - упражнять детей образовывать слова по аналогии. - «Магазин овощи – фрукты» - развитие диалогической речи. |
Октябрь | - «Кто это, что это?» - развитие словарного запаса. - «Музыкальные инструменты» - упражнять детей в употреблении глаголов настоящего времени. - «Вчера – сегодня – завтра» - учить изменять глаголы во времени. - «Добавлялки» - развитие фантазии, речевого творчества. |
Ноябрь | - «Скажи наоборот» - учить подбирать к существительным, прилагательным, наречиям слова с противоположными значениями. - «Каждому предмету свое место» - расширить словарный запас, использовать элементы объяснительной речи. - «Лилипутики и великаны» - учить изменять существительные, добавляя суффикс. |
Декабрь | - «Найди ошибку» - обогащать словарный запас, учить замечать логические ошибки, составлять грамотное предложение. - Инсценирование сказки «Козлятки и волк» (с элементами драматизации) – отзываться на образное слово, принимать участие в рассказывании сказки, соотносить слово с выразительными движениями. |
Январь | - «Узнай нас» - развитие фантазии и речевого творчества. - «Волк и белочка» - учим сочинять, импровизировать, разыгрывать диалоги, пользоваться выразительностью речи. |
Февраль | - «Один – много» - образовывать из единственного числа форму множественного числа. - «Мороз» - закреплять различные способы образования глаголов. - «Сорока» - игра – драматизация – соотносить глагол с действием, которое он обозначает. - «Что было бы, если…» - самостоятельно образовывать форму сослагательного наклонения глаголов. - «Вот когда я взрослым стану» - развивать чувство юмора, речь. |
Март | - «Вот какая мама» - различать глаголы «одеть» и «надеть» - «Вечер загадок» - обогащать словарь - «Шуточное письмо» - развитие внимания, речи, уточнить значение глаголов. - «Летели кукушки» - развитие связной речи. - «Котёнок» - соотносить слово с выразительным движением. |
Апрель | - «Какой, какая, какие» - выделять признаки предметов. - «Кто больше» - обогащать словарный запас. - «Что напутал Буратино» - находить в описании и исправлять их. - «Разложи картинки» - выделять начало и конец действия и правильно называть их. - «Закончи предложение» - подбирать глаголы, обозначение окончания действий. |
Май | - «Объясни Незнайки» - строить высказывание из двух предложений, связанных между собой по смыслу. - «Кто позвал» - составлять элементарное описание, содержащее название объекта и одного из его признаков. - «Кто знает, пусть продолжает» - составлять рассказ по заданной схеме вместе со взрослым. - «Обложки любимых книг» - расширять словарный запас. |
в старшей группе. | |
Сентябрь | - «Конкурс вопросов» - развитие наблюдательности, речи, мышления, воображения, навыков самостоятельного составления фраз. - «Угадай-ка» - ориентироваться на окончаниях слов при согласовании существительных и прилагательных в роде. - «Кафетерий» – расширять словарный запас. - «Языколомка» - работа над дикцией (скороговорки). - «Что слышим?» - развивать речевой слух, учить звуковому анализу. |
Октябрь | - «Сочиняем сказку» - развитие речи, воображения, умения слышать и понимать другого, работать в команде. - «Прятки» - выполнять действия, основанные на понимание словесных инструкций, включающих предлоги и наречия с пространственным значением. - «Огородники» - развивать речевой слух, активизировать в речи названия овощей. - «Зайчик» - использовать в речи производные глаголы. - «Полетушки» - соотносить действие с его словесным обозначением. |
Ноябрь | - «Сказки - наизнанку» - учить фантазировать, сочинять, рассказывать. - «Вежливые слова» - развивать диалогическую и монологическую речь и её интонационную выразительность (по стихотворению Э.Мошковской). - «Усядемся на пригорке, послушаем чистоговорки» - учить чётко произносить слова чистоговорки меняя интонации; учить сочетать движения и речь; развивать пантомимические навыки. - «Кто больше» - готовим к звуковому анализу, развиваем зрительную и слуховую память. - «Головоломка» - развиваем навык звуко - буквенного анализа (на примере коротких слов, например: сыр…). |
Декабрь | - «Зимняя сказка» - развитие творческого воображения, речи. - «Всё наоборот» - развитие внимания, расширение словарного запаса, антонимы - противоположные слова. - «Считалочка» - учить рифмовать слова, сочинять считалки. - «Бабушка Маланья» - соотносить речь с движениями. - «Почему так называют» - игра на понимание смысловой стороны слова - «Одно слово, много значений» - многозначные слова, расширять представления о многозначных словах. |
Январь | - «Если вдруг на Новый год» - научить строить логически завершённое предложение, отстаивать свою точку зрения. - «Небылицы» - уточнять значения слов. - «Кто сумеет похвалить» - подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительным в роде, числе, падеже. - «Задумай зимнее слово» - систематизировать представления о значении слов, выражать свои мысли в краткой форме, подбирать слова – названия качеств, предметов, действий. - «Кто больше» - готовим к звуковому анализу, развиваем зрительную и слуховую память. |
Февраль | - «Петрушка читает стихи» - углублять понимание значений слов, активизировать в речи синонимы и антонимы, развивать доказательную форму речи. - «Как сказать по другому» - подбирать синонимы к заданным словам. - «Кто вспомнит?» - подбирать слова, обозначающие действия, состояния (глаголы). - «Сочини рассказ» - учиться сочинять, расширяем словарный запас. - «Звук заблудился» - готовим детей к освоению грамоты. |
Март | - «Назови ласково» - подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме, обозначающие людей, животных, предметы, игрушки. - «Смешинка» - активизировать в речи производные существительные. - «Таня веселая и грустная» - подбирать антонимы к прилагательным и глаголам. - «Кто знает другое слово?» - подбирать синонимы к заданному слову. - «Чаепитие» - образовывать наименования предметов посуды, расширять предметный словарь. - «Не может быть» - придумать забавную шутку, развивать речь и чувство юмора. |
Апрель | - «Какое что бывает?» - классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать, сопоставлять; подбирать больше наименований под заданное определение. - «Речевые ситуации» - совершать в умственном плане словесно-логические операции (подбирать нужное слово). - «Холодно - тепло» - обыгрывать степени сравнения наречий - «Нарисуем картину словами» - обучение творческому рассказыванию. |
Май | - «Отправляемся в отпуск» - учимся понимать оттенки значений слов, овладевать представлениями об изменении значений слова с изменением приставки, суффикса. - «Исправь Незнайкину ошибку» - упражняться в подборе слов по смыслу, исправлении речевых ошибок, умении контролировать чужую речь. - «Добавлялки» - подобрать подходящее слово – рифму. - «Кто больше заметит небылиц» - замечать нелогичные ситуации, объяснять их, развивать внимание и память. - «Вот, оно какое наше лето» - развитие творческого воображения, речи. - «Знаки препинания» - готовим детей к освоению грамоты. |
в подготовительной группе. | |
Сентябрь | - «Смешинка» - знакомство со смысловой речью приставок и предлогов, развитие выдержки, фантазии. - «Лунтик» - развитие речи, умение отвечать на вопросы. - «Вот такая история, разные истории» - помогать детям составлять рассказы из личного опыта, учить подбирать существительные к прилагательным. - «Хорошо нам на пригорке, рассказать скороговорку» - работать над интонационной выразительностью речи, развивать умение чётко произносить слова скороговорки. |
Октябрь | - «Расскажи стихи» - развивать мелкую мускулатуру пальцев и учить сочетать движения рук с речью; учить интонационно выразительно передавать характер выбранного персонажа и его эмоциональное состояние. - «Подскажи словечко» - активизировать словарь. - «Пиф – рифмоплёт» - образовывать формы родительного падежа множительного числа существительных. - «Звук заблудился» - готовим детей к освоению грамоты. |
Ноябрь | - «Медвежонок и ослик разговаривают по телефону» - образовывать формы глагола звонить. - «Я – вам, вы – мне» - совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении. - «Удивительная история» - развитие связной речи. |
Декабрь | - «Один – много» - обобщать и активизировать речь. - «Шишка» - знакомить с новыми многозначными словами; учить подбирать слова, сходные по звучанию. - «Скоро праздник» - развитие связной монологической речи. - «Это правда или нет?» - находить неточности в тексте стихотворения. |
Январь | - «Скажи по другому» - активизировать словарный запас. - «Кто быстрей» - работа над дикцией. - «Необыкновенные превращения» - учить преобразовывать слова путем замены в них звуков. - «Из одного слова» - учим составлять предложения из заданных слов, готовимся к освоению грамоты. |
Февраль | - «Скажи по-другому» - подбирать к словосочетаниям слова, близкие по смыслу. - «Играем со сказкой» - развивать творческие способности (умение придумывать несколько вариантов окончания сказки, использовать разнообразные языковые средства. - «Нарисуем картину словами» - развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения. - «Скажи точнее» - развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах. |
Март | - «Загадка» - выделять признаки предметов, придумывать загадки, используя образные слова и выражения. - «Артисты» - развивать воображение, творческие способности, умение самостоятельно находить способы выражения образа в слове, жесте, мимике. - «На что похоже» - подбирать сравнения для наиболее точного описания предмета. - «Кто внимательнее» - выделять в художественном тексте образные выражения, специфические литературные обороты. |
Апрель | - «Придумай сказку» - самостоятельно подбирать средства для составления сказки или рассказа на заданную тему. - «Ошибка» - знакомиться с образными выражениями, находить смысловые неточности, ошибки. - «Литературная викторина» - языковая игра, направленная на эксперименты со словами. - «Фотовыставка» - совершенствовать навыки построения высказываний. |
Май | - Игра – инсценировка по мотивам сказки «Волк и семеро козлят» - совершенствование синтаксической стороны речи. - «Моё сочинение» - обогащать речь сложными синтаксическими конструкциями. - «Несколько раз» - упражнение на постановку логического ударения. - «Кафе» - грамматическое упражнение, направленное на обращение словаря, словоизменения. - «Я уже выросла, вырос» - упражнение на образование названий лиц по профессии. - «Я сегодня выпускаюсь, с детским садиком прощаюсь» - сочетать движения рук с речью; интонационно выразительно передавать характер своего персонажа. |
Использованные материалы:
- Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М., Юртайкина Т.М., Гавриш Н.В., Смирнова Е.А., Смарга А.А., Шадрина М.Г., Николайчук Г.И. «Придумай слово» изд. Просвещение 1996г.
- Новотворцева Н.В. «Развитие речи детей» изд. Гринго 1995г.
- Крупенчук О.И. «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика» Серия: Готовимся к школе
изд. Литера 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Закаливающие дорожки здоровья по возрастным группам и временам года"
Методическая разработка: "Закаливающие дорожки здоровья по возрастным группам и временам года"...
Методическая разработка на тему: "ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКОВ ПРИРОДЫ ВО ВСЕХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОУ"
Организация уголков природы и их наполняемость во всех возрастных группах ДОУ...
Методическая разработка Музыкально-спортивный досуг «Великий праздник-День Победы!» для детей всех возрастных групп.
Занимательный спортивный праздник для детей, в котором принимают участие дети всех возрастных групп. В нем каждому участнику будет интересно поучаствовать, поиграть, посоревноваться, а также проявить ...
Программно-методическая разработка. Планирование дидактических игр по экологии для всех возрастных групп.
Программно-методическая разработка. Планирование дидактических игр по экологии для всех возрастных групп.Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление пе...
"Использование логоритмики на музыкальных занятиях» Методическая разработка для воспитателей всех возрастных групп дошкольного возраста
Задача: познакомить участников с методами и прёмами применяемымина муз. зынятиях с использованием логоритмики....
Методическая разработка "Диагностика экологических знаний детей всех возрастных групп"
Подборка диагностических материалов по экологическому воспитанию у детей дошкольного возраста....
Методическая разработка " Загадки для летних праздников детям всех возрастных групп ДОУ" подготовила Лактионова ЛВ
Методическая разработка "Загадки для летних праздников детям всех возрастных групп ДОУ"...