Методическая разработка. Планирование речевых игр для всех возрастных групп.
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Методическая разработка. Планирование  речевых игр для всех возрастных групп. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование речевых игр

для всех возрастных групп.

Составила воспитатель

Добрынина Татьяна Викторовна

Москва 2023

«Речь - удивительно сильное средство,

 но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться им».

И.Гегель

Актуальность

        На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования  своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

        Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая  с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

        Специфическая коррекционная работа направлена на обогащение словаря, запоминание словесных моделей, соответствующих игровой ситуации, с постепенным усложнением игрового материала в процессе работы по развитию речи дошкольников, используются следующие виды игр:

        При проведении речевых игр воспитатель основывается на общих дидактических принципах:

  • Системность;
  • Повторность:
  • Наглядность;
  • Комплексность;
  • Творческий индивидуальный подход.

Задачи:

1. развитие словаря

2. формирование грамматической стороны речи;

3.  Воспитание звуковой культуры речи;

4. Формирование разговорной (диалогической) речи;

5. обучение рассказыванию (монологической речи);

6. ознакомление с художественной литературой;

7. подготовка детей к обучению грамоте.

Планирование речевых игр для всех возрастных групп.

Месяцы

Назначение игры, программные задачи

во 2-ой младшей группе.

Сентябрь

- «Чудесный мешочек» - преодоление речевого негативизма, развитее понимания обращенной речи, тактильного восприятия.

- «Не ошибись» - активизировать в речи обобщенный словарю

- «Чья вещь» - упражнять в согласование притяжательных местоимений с существительными и прилагательными.

Октябрь

- «Играем в слова» - упражнять детей в образовании слов по аналогии, т.е. «ласковые слова».

- «Кто, кто в теремочке живет» - упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детёнышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками «К», «Т»

Ноябрь

- «Что из этого получается» -  упражнять в образовании слов по вопросам какой?; из чего?

- «Эхо» - упражнять в произношении слов со звуком Э (звукоподражание).

- «Ярмарка» - побуждать вступать в диалог развитие фразовой речи.

Декабрь

- «У матрёшки новоселье» - способствовать формированию диалогической речи; учить правильно называть строительные детали и их цвета.

- «Вставь словечко» - упражнение в понимании предлога «в»

- «Зимние картинки» - упражнение в пересказе со зрительной опорой.

- «Перескажи» - развитие речевых модуляций.

Январь

- «Поручения» - упражнение в понимании предлогов пространственного значения.

- «Один - много» - упражнение в образовании множественного числа существительных.

- «Елочные игрушки» - упражнять в образовании существительных множественного числа.

Февраль

- «Что изменилось» - отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризовать местоположение предметов).

- «Кто что делает» - расширение и активизация глагольного словаря

- «Ты кто» - упражнение в диалоге.

Март

- «Кто как кричит» - упражнять в звукоподражании

- «Матрешка» - развитие коммуникативной функции речи.

- «Покажи, что я назову» - различение и практическое усвоение употребления притяжательных местоимений «мой», «моя».

Апрель

- «Летает – не летает» - расширить и активизировать словарь.

- «Игра-инсценировка по сказке «Курочка Ряба» - осваивать элементы драматизации.

- «Покатаем машины» - практическое усвоение антонимов – наречий «быстро - медленно», «тихо – громко», «вперед – назад».

- «Когда это бывает» -  учить называть признаки времен года.

Май

- «Кошка и мышка» - развитие фантазии и речевого творчества.

- «Звуки улицы» - обогащать словарный запас, знакомим с окружающим миром.

- «Любимые сказочки» - ознакомление с художественной литературой.

- «Найди ошибку» - обогащать словарь, стимулировать детские высказывания в форме сложного предложения.

- «Загадай загадку» - обучение связному рассказыванию.

в средней группе.

Сентябрь

- «Моя игрушка» - учить детей, следуя плану рассматривая игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога.

- «Расскажи» - учить составлять небольшие рассказы.

- «Что из чего» - упражнять детей образовывать слова по аналогии.

- «Магазин овощи – фрукты» - развитие диалогической речи.

Октябрь

 - «Кто это, что это?» - развитие словарного запаса.

- «Музыкальные инструменты» - упражнять детей в употреблении глаголов настоящего времени.

- «Вчера – сегодня – завтра» - учить изменять глаголы во времени.

- «Добавлялки» - развитие фантазии, речевого творчества.

Ноябрь

- «Скажи наоборот» - учить подбирать к существительным, прилагательным, наречиям слова с противоположными значениями.

- «Каждому предмету свое место» - расширить словарный запас, использовать элементы объяснительной речи.

- «Лилипутики и великаны» - учить изменять существительные, добавляя суффикс.

Декабрь

- «Найди ошибку» - обогащать словарный запас, учить замечать логические ошибки, составлять грамотное предложение.

- Инсценирование сказки «Козлятки и волк» (с элементами драматизации) – отзываться на образное слово, принимать участие в рассказывании сказки, соотносить слово с выразительными движениями.  

Январь

- «Узнай нас» - развитие фантазии и речевого творчества.

- «Волк и белочка» - учим сочинять, импровизировать, разыгрывать диалоги, пользоваться выразительностью речи.

Февраль

- «Один – много» - образовывать из единственного числа форму множественного числа.

- «Мороз» - закреплять различные способы образования глаголов.

- «Сорока» - игра – драматизация – соотносить глагол с действием, которое он обозначает.

- «Что было бы, если…» - самостоятельно образовывать форму сослагательного наклонения глаголов.

- «Вот когда я взрослым стану» - развивать чувство юмора, речь.  

Март

- «Вот какая мама» - различать глаголы «одеть» и «надеть»

- «Вечер загадок» - обогащать словарь

- «Шуточное письмо» - развитие внимания, речи, уточнить значение глаголов.

- «Летели кукушки» - развитие связной речи.

- «Котёнок» - соотносить слово с выразительным движением.

Апрель

- «Какой, какая, какие» -  выделять признаки предметов.

- «Кто больше» -  обогащать словарный запас.

- «Что напутал Буратино» - находить в описании и исправлять их.

- «Разложи картинки» - выделять начало и конец действия и правильно называть их.

- «Закончи предложение» - подбирать глаголы, обозначение окончания действий.

Май

- «Объясни Незнайки» - строить высказывание из двух предложений, связанных между собой по смыслу.

- «Кто позвал» - составлять элементарное описание, содержащее название объекта и одного из его признаков.

- «Кто знает, пусть продолжает» - составлять рассказ по заданной схеме вместе со взрослым.

- «Обложки любимых книг» - расширять словарный запас.

в старшей группе.

Сентябрь

- «Конкурс вопросов» - развитие наблюдательности, речи, мышления, воображения, навыков самостоятельного составления фраз.

- «Угадай-ка» - ориентироваться на окончаниях слов при согласовании существительных и прилагательных в роде.

- «Кафетерий» – расширять словарный запас.

- «Языколомка» - работа над дикцией (скороговорки).

- «Что слышим?» - развивать речевой слух, учить звуковому анализу.  

Октябрь

- «Сочиняем сказку» - развитие речи, воображения, умения слышать и понимать другого, работать в команде.

- «Прятки» - выполнять действия, основанные на понимание словесных инструкций, включающих предлоги и наречия с пространственным значением.

- «Огородники» - развивать речевой слух, активизировать в речи названия овощей.

- «Зайчик» - использовать в речи производные глаголы.

- «Полетушки» - соотносить действие с его словесным обозначением.

Ноябрь

- «Сказки - наизнанку» - учить фантазировать, сочинять, рассказывать.

- «Вежливые слова» - развивать диалогическую и монологическую речь и её интонационную выразительность (по стихотворению Э.Мошковской).

- «Усядемся на пригорке, послушаем чистоговорки» - учить чётко произносить слова чистоговорки меняя интонации; учить сочетать движения и речь; развивать пантомимические навыки.  

- «Кто больше» - готовим к звуковому анализу, развиваем зрительную и слуховую память.

- «Головоломка» - развиваем навык звуко - буквенного анализа (на примере коротких слов, например: сыр…).

Декабрь

- «Зимняя сказка» - развитие творческого воображения, речи.

- «Всё наоборот» - развитие внимания, расширение словарного запаса, антонимы - противоположные слова.

- «Считалочка» - учить рифмовать слова, сочинять считалки.

- «Бабушка Маланья» - соотносить речь с движениями.

- «Почему так называют» - игра на понимание смысловой стороны слова

- «Одно слово, много значений» - многозначные слова, расширять представления о многозначных словах.

Январь

- «Если вдруг на Новый год» - научить строить логически завершённое предложение, отстаивать свою точку зрения.

- «Небылицы» - уточнять значения слов.

- «Кто сумеет похвалить» - подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительным в роде, числе, падеже.

- «Задумай зимнее слово» - систематизировать представления о значении слов, выражать свои мысли в краткой форме, подбирать слова – названия качеств, предметов, действий.

- «Кто больше» - готовим к звуковому анализу, развиваем зрительную и слуховую память.

Февраль

- «Петрушка читает стихи» - углублять понимание значений слов, активизировать в речи синонимы и антонимы, развивать доказательную форму речи.

- «Как сказать по другому» - подбирать синонимы к заданным словам.

- «Кто вспомнит?» - подбирать слова, обозначающие действия, состояния (глаголы).

- «Сочини рассказ» - учиться сочинять, расширяем словарный запас.

- «Звук заблудился» - готовим детей к освоению грамоты.  

Март

- «Назови ласково» - подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме, обозначающие людей, животных, предметы, игрушки.

- «Смешинка» - активизировать в речи производные существительные.

- «Таня веселая и грустная» - подбирать антонимы к прилагательным и глаголам.

- «Кто знает другое слово?» - подбирать синонимы к заданному слову.

- «Чаепитие» - образовывать наименования предметов посуды, расширять предметный словарь.

- «Не может быть» -  придумать забавную шутку, развивать речь и чувство юмора.

Апрель

- «Какое что бывает?» - классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать, сопоставлять; подбирать больше наименований под заданное определение.

- «Речевые ситуации» - совершать в умственном плане словесно-логические операции (подбирать нужное слово).

- «Холодно - тепло» - обыгрывать степени сравнения наречий

- «Нарисуем картину словами» - обучение творческому рассказыванию.

Май

- «Отправляемся в отпуск» - учимся понимать оттенки значений слов, овладевать представлениями об изменении значений слова с изменением приставки, суффикса.

- «Исправь Незнайкину ошибку» - упражняться в подборе слов по смыслу, исправлении речевых ошибок, умении контролировать чужую речь.

- «Добавлялки» - подобрать подходящее слово – рифму.

- «Кто больше заметит небылиц» - замечать нелогичные ситуации, объяснять их, развивать внимание и память.

- «Вот, оно какое наше лето» - развитие творческого воображения, речи.

- «Знаки препинания» - готовим детей к освоению грамоты.

в подготовительной группе.

Сентябрь

- «Смешинка» - знакомство со смысловой речью приставок и предлогов, развитие выдержки, фантазии.

- «Лунтик» - развитие речи, умение отвечать на вопросы.

- «Вот такая история, разные истории» - помогать детям составлять рассказы из личного опыта, учить подбирать существительные к прилагательным.

- «Хорошо нам на пригорке, рассказать скороговорку» - работать над интонационной выразительностью речи, развивать умение чётко произносить слова скороговорки.

Октябрь

- «Расскажи стихи» - развивать мелкую мускулатуру пальцев и учить сочетать движения рук с речью; учить интонационно выразительно передавать характер выбранного персонажа и его эмоциональное состояние.

- «Подскажи словечко» - активизировать словарь.

- «Пиф – рифмоплёт» - образовывать формы родительного падежа множительного числа существительных.

- «Звук заблудился» - готовим детей к освоению грамоты.

Ноябрь

- «Медвежонок и ослик разговаривают по телефону» - образовывать формы глагола звонить.

- «Я – вам, вы – мне» - совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

- «Удивительная история» - развитие связной речи.

Декабрь

- «Один – много» - обобщать и активизировать речь.

- «Шишка» - знакомить с новыми многозначными словами; учить подбирать слова, сходные по звучанию.

- «Скоро праздник» - развитие связной монологической речи.

- «Это правда или нет?» - находить неточности в тексте стихотворения.

Январь

- «Скажи по другому» - активизировать словарный запас.

- «Кто быстрей» - работа над дикцией.

- «Необыкновенные превращения» - учить преобразовывать слова путем замены в них звуков.

- «Из одного слова» - учим составлять предложения из заданных слов, готовимся к освоению грамоты.

Февраль

- «Скажи по-другому» - подбирать к словосочетаниям слова, близкие по смыслу.

- «Играем со сказкой» - развивать творческие способности (умение придумывать несколько вариантов окончания сказки, использовать разнообразные языковые средства.

- «Нарисуем картину словами» - развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.

- «Скажи точнее» - развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

Март

- «Загадка» - выделять признаки предметов, придумывать загадки, используя образные слова и выражения.

- «Артисты» - развивать воображение, творческие способности, умение самостоятельно находить способы выражения образа в слове, жесте, мимике.

- «На что похоже» - подбирать сравнения для наиболее точного описания предмета.

- «Кто внимательнее» - выделять в художественном тексте образные выражения, специфические литературные обороты.

Апрель

- «Придумай сказку» - самостоятельно подбирать средства для составления сказки или рассказа на заданную тему.

- «Ошибка» - знакомиться с образными выражениями, находить смысловые неточности, ошибки.

- «Литературная викторина» - языковая игра, направленная на эксперименты со словами.

- «Фотовыставка» - совершенствовать навыки построения высказываний.

Май

- Игра – инсценировка по мотивам сказки «Волк и семеро козлят» - совершенствование синтаксической стороны речи.

- «Моё сочинение» - обогащать речь сложными синтаксическими конструкциями.

- «Несколько раз» - упражнение на постановку логического ударения.

- «Кафе» - грамматическое упражнение, направленное на обращение словаря, словоизменения.

- «Я уже выросла, вырос» - упражнение на образование названий лиц по профессии.

- «Я сегодня выпускаюсь, с детским садиком прощаюсь» - сочетать движения рук с речью; интонационно выразительно передавать характер своего персонажа.

Использованные материалы:

  1. Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М., Юртайкина Т.М., Гавриш Н.В., Смирнова Е.А., Смарга А.А., Шадрина М.Г., Николайчук Г.И. «Придумай слово» изд. Просвещение 1996г.

  1. Новотворцева Н.В. «Развитие речи детей» изд. Гринго 1995г.
  2. Крупенчук О.И. «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика» Серия: Готовимся к школе

       изд. Литера 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Закаливающие дорожки здоровья по возрастным группам и временам года"

Методическая разработка: "Закаливающие дорожки здоровья по возрастным группам и временам года"...

Методическая разработка на тему: "ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКОВ ПРИРОДЫ ВО ВСЕХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОУ"

Организация уголков природы и их наполняемость во всех возрастных группах ДОУ...

Методическая разработка Музыкально-спортивный досуг «Великий праздник-День Победы!» для детей всех возрастных групп.

Занимательный спортивный праздник для детей, в котором принимают участие дети всех возрастных групп. В нем каждому участнику будет интересно поучаствовать, поиграть, посоревноваться, а также проявить ...

Программно-методическая разработка. Планирование дидактических игр по экологии для всех возрастных групп.

Программно-методическая разработка. Планирование дидактических игр по экологии для всех возрастных групп.Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление пе...

"Использование логоритмики на музыкальных занятиях» Методическая разработка для воспитателей всех возрастных групп дошкольного возраста

Задача: познакомить участников с методами и прёмами применяемымина муз. зынятиях с использованием логоритмики....

Методическая разработка "Диагностика экологических знаний детей всех возрастных групп"

Подборка диагностических материалов по экологическому воспитанию у детей дошкольного возраста....

Методическая разработка " Загадки для летних праздников детям всех возрастных групп ДОУ" подготовила Лактионова ЛВ

Методическая разработка "Загадки для летних праздников детям всех возрастных групп ДОУ"...