ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ КАРТОНАЖ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка

Мария Дмитриевна Пономарева

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ КАРТОНАЖ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

М.Д. Пономарева

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности. Кроме этого одно из направлений Федеральной образовательной программа дошкольного образования -  трудовое воспитание, обогащение представлений детей о труде взрослых, знакомство с разными видами производительного труда, воспитание уважения к людям любой профессии. Наш детский сад третий год работает над проблемой формирования предпосылок функциональной грамотности: финансовой, информационной и математической. Большую помощь в решении задач в данном направлении оказали пособия, изготовленные из картона - это плотный, экологичный материал, из которого можно сделать интересные пособия.

Цель проекта: формирование предпосылок функциональной грамотности (математической, информационной, финансовой)

Задачи проекта

Обучающие

- Формировать представление о различных профессиях: в сфере услуг, в детском саду, на производстве АВТОВАЗ

- Познакомить детей с процессом создания отечественного автомобиля

Финансовая грамотность

Способствовать формированию предпосылок финансовой грамотности

Математическая грамотность

Формировать элементарные математические представления: решение арифметических задач, ориентировка в пространстве,  количественный счет и т.д.

Информационная грамотность

- Формировать алгоритмические умения

- Формировать умение выполнять действия по заданной схеме 

Развивающие

Развивать логику, мышление, воображение, память, познавательный интерес

Воспитательные

- Воспитывать у детей уважительное отношение к человеку труда

- Воспитывать патриотические чувства к городу и его достопримечательности - АВТОВАЗ

Вся работа проходила в три этапа

1-й этап – подготовительный 

2-й этап – практический 

3-й этап – обобщающий 

На 1 этапе были разработаны эскизы различных пособий, которые мы планировали изготовить из плотного картона. Необходимо было придумать такие интерактивные игры, которые бы решали поставленные задачи и в то же время были бы интересны детям. Когда мы определились с пособиями, приступили к их изготовлению. В этом большую помощь нам оказали родители. Дети тоже не отставали: клеили, резали, раскрашивали.

На 2 этапе дети играли, причем играли с большим удовольствием, потому что они тоже приложили к этим играм свои маленькие, но такие творческие руки. Рассмотрим подробнее созданные нами интерактивные игры.

Игра АЗС, СТО и Салон красоты – эти игры были созданы для детей средней группы

В игре «АЗС» ребятам предлагается широкий спектр игр познавательной направленности, которые решают задачи формирования предпосылок функциональной грамотности, например, при заправке автомобиля дети по карточке-алгоритму должны выбрать соответствующую бензоколонку, на каждой из которых необходимо выполнить задание, например, собрать кузов машины по образцу, подбирая детали определенного цвета и правильно их располагая, или по карточке-образцу выложить логический ряд. На одной из бензоколонок дети выкладывают по образцу из резинок геометрическую фигуру по типу игры геоборт.

На СТО детям необходимо подобрать ключ по размеру и форме или колёса по размеру и цвету, а в магазине по карточке-алгоритму дети покупают продукты себе в дорогу.

Не менее разнообразная и познавательная игра «Салон красоты», где девочкам представляется возможность побывать в роли парикмахера, стилиста, мастера маникюра. Атрибуты  к игре состоят из фигур девочки и мальчика, сделанных из картона,  ростом с детей; к атрибутам прикладываются карточки-алгоритмы, согласно которым дети одевают одежду, делают прически, маникюр.

В ходе этих занимательных игр ребята применяют свои знания в действии: отсчитывают предметы, закрепляют цвет и геометрическую форму, ориентируются в пространстве, выполняют задания по предложенному алгоритму, таким образом, происходит становление предпосылок математической, информационной и начала финансовой грамотности.  

Для детей старших групп были созданы интерактивные игры «Наш любимый детский сад» и «Умный автомобиль».

Пособие «Мой любимый детский сад внешне напоминает  здание детского сада, в котором находится 4 секции:

  1. Музыкальный зал
  2. Физкультурный зал
  3. Кабинет робототехники

Группа детского  сада

В группе детского сада имеется  полочка с конвертами, в которых находятся игры.  Дверка может быть дополнительной плоскостью для организации игры в воспитателя. На противоположной стене располОжена магнитно-маркерная доска, на ней дети, играя в воспитателя, могут писать цифры, буквы, а также использовать магнитные фигурки, как например, вы видите в данный момент фигурки героев мультфильма «Трое из Простоквашино».

В кабинете робототехники дети могут организовать игру в «воспитателя по робототехнике». На одной из стен – планшет. Его можно использовать для демонстрации познавательных мультфильмов, игр, а также с помощью qr сканера можно прочитать qr коды. В этой секции также имеется полочка для конвертов, в которых находятся игры. Дополнительная плоскость может служить, например,  для игры «Помоги роботу»: дети составляют маршрут от  Робота до батарейки

Музыкальный зал… Оформление, как вы видите, соответствующее. Здесь портреты композиторов, стоит фортепиано. Также имеется полочка с конвертами-играми, на стенах расположены qr коды, через которые на планшете можно посмотреть музыкальные загадки, презентацию о профессии музыкального руководителя и т.д.

И наконец – физкультурный зал. Это футбольное поле с воротами, баскетбольный щит, также qr коды и полочки с играми

Оригинальность пособия в том, что все секции закрыты и дети сами открывают их: или все или некоторые из них, например, открывают музыкальный зал, если хотят поиграть в «музыкального руководителя». Это дает им свободу выбора. Кроме этого пособие «Наш любимый детский сад» может вращаться, во время игры это создает дополнительные удобства. Играть дети могут индивидуально или по подгруппам. В каждой секции- помещении имеются фигурки педагогов и детей, с помощью которых  дети могут организовать режиссерскую игру в детский сад.

Между секциями есть «дверной проем», что дает возможность в игре перемещать фигурки педагогов и детей из секции в секцию, например, после «музыкального зала» «дети» направляются в «кабинет робототехники».

Пособие «Умный автомобиль» - это многофункциональное пособие, которое включает в себя большое количество игр и заданий для детей.

1 сторона «Умного автомобиля»: ребусы, кроссворды, загадки, стихи об автомобиле

2 сторона «Умного автомобиля» знакомит детей с устройством автомобиля на схемах, а доктор МашИнкова в мультфильме в доступной форме объяснит, из чего состоит автомобиль и как его собирают на заводе (нужно пройти по QR-КОДУ)

Впереди, сзади и сверху у «Умного автомобиля» имеются кармашки, в которых находится большое количество дидактических игр, связанных с автомобилестроением и направленных на формирование предпосылок функциональной грамотности (математической, информационной и финансовой)

Для игр АЗС, СТО и Салон красоты отвели отдельное помещение, куда дети средней группы приходят играть в рамках культурной практики «Академия

 В игры «Наш любимый детский сад» и «Умный автомобиль» дети играют как самостоятельно, так и совместно с педагогам  в группе.

Иннофест, совещание, методическая неделя, автофест

3-й этап – обобщающий. Он включал в себя обобщение опыта работы и его презентацию  педагогическому сообществу

Результаты проекта показали эффективность использования интерактивных пособий для формирования функциональной грамотности:  математической, информационной и финансовой. Играя, дети применяли математические знания и умения для решения математических проблем; демонстрировали бережливость, деловитость и рациональное поведение в отношении простых обменных операций с товарами или деньгами; производили алгоритмические действия и находили необходимую информацию через qr коды и много другое, знакомились с профессиями в детском саду и  производством автомобиля.

 Самое главное все эти задачи решались с помощью игры! А мы с вами знаем именно Игра — любимая деятельность дошкольников.

Благодарю за внимание!

Список литературы

  1. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгера. ‒ М.: Просвещение, 1988. ‒ 144 с.
  2. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. ‒ М.: Смысл, Эксмо, 2004. ‒ 512 с.
  3. Мухина, В. С. Детская психология [Текст]: учеб. для студентов пед. ин-тов / В. С. Мухина; под ред. Л. А. Венгера. ‒ М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 1999. ‒ 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, эк...

«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».

 В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политичес...

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»в рамках работы региональной стажировочной площадк...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста по средствам кейс - технологии

Аннотация. В статье речь идет об актуальности формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.Ключевые слова: функциональная грамотность, целевые ориен...