Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста по средствам кейс - технологии
материал
Аннотация. В статье речь идет об актуальности формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: функциональная грамотность, целевые ориентиры, знания, умения, дошкольный возраст, педагогические технологии, кейс- технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanie_predposylok_funktsionalnoy_gramotnosti_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Любченко Ольга Владимировна, старший воспитатель.
Пименова Ирина Константиновна, воспитатель,
Азарова Кристина Владимировна, воспитатель
МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста по средствам кейс - технологии
Аннотация. В статье речь идет об актуальности формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: функциональная грамотность, целевые ориентиры, знания, умения, дошкольный возраст, педагогические технологии, кейс- технология.
В фокусе современного образования формирование ключевых компетенций, умений, непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности, которые позволяют детям достигать результатов в проблемных ситуациях, самостоятельно или в сотрудничестве с другими решать проблемы. На первый план выходит не накопление ребенком знаний, а способность работать с информацией, решать практические задачи, т.е. функциональная грамотность.
Проблеме формирования функциональной грамотности посвящены исследования многих психологов и педагогов: А.А. Леонтьева, О.Е. Лебедева, В.А. Ермоленко, Н.Ф. Виноградовой и др. Авторы рассматривают понятие
«функциональная грамотность»: как умение решать жизненные задачи и проблемы (А.А. Леонтьев [6]), как основу для успешного формирования личности, обладающей необходимыми компетенциями для решения вопросов (О.Е. Лебедев [5]), как интегративную характеристику человека, использующего полученные знания в различных ситуациях жизнедеятельности (В.А. Ермоленко [3]), как базовое образование личности, позволяющее его системное практическое использование (Н.Ф. Виноградова [4]).
Несмотря на то, что понятие «функциональная грамотность» трактуется исследователями по-разному, все они сходятся в одном - данный феномен включает комплекс знаний, умений и навыков, которые позволяют личности успешно адаптироваться и функционировать в социальной среде.
В дошкольном детстве можно говорить о формировании предпосылок функциональной грамотности. Почему же этот вопрос имеет огромное значение на современном этапе развития общества именно в дошкольном возрасте, почему необходимо уделять этому особое внимание?
Функциональная грамотность должна уже быть знакома детям в 6-7 лет. Как мы знаем, именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики, а это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.
Одним из условий формирования предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста является успешное и системное формирование всех ее компонентов. В структуре функциональной грамотности в дошкольном возрасте выделяют следующие виды: математическую, читательскую, естественнонаучную и социально-коммуникативную грамотность.
Каким образом функциональная грамотность соотносится с идеологией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)? В таблице представлено соответствие составляющих функциональной грамотности целевым ориентирам ФГОС ДО.
Таблица Соответствие составляющих функциональной грамотности целевым
ориентирам ФГОС ДО
Виды функциональной грамотности | Составляющие видов функциональной грамотности | Целевые ориентиры ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования |
Естественнонаучная грамотность | -способность объяснять естественнонаучные явления на основе научных знаний; -способность применять | -ребенок пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; -ребенок обладает начальными знаниями о |
методы естественнонаучного исследования; -способность интерпретировать данные и использовать их для выводов. | себе, о природном мире, в котором он живет; -обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания; -склонен наблюдать, экспериментировать; -проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности; -ребенок интересуется причинно- следственными связями. | |
Математическая грамотность | -способность оперировать математическими понятиями, знаниями и умениями в моделируемых жизненных ситуациях; -владение математическими способностями в моделируемых жизненных ситуациях. | -ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями; -обладает элементарными представлениями из области математики. |
Читательская грамотность |
текста, размышлять и обсуждать смысл текста | -ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, -может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; -у ребенка складываются предпосылки грамотности. |
Социально- коммуникативная грамотность |
коммуникации в типичных ситуациях общения. | -проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, -способен выбирать участников по совместной деятельности; -активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; -способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; -умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; |
Таким образом, ориентация современного образования на формирование функциональной грамотности, начиная с дошкольного возраста, поможет ребёнку вырасти грамотным, социально адаптированным и успешным человеком.
Формирование предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста — сложный, многосторонний, длительный процесс.
Достичь нужных результатов можно грамотно сочетая различные современные педагогические технологии.
Использующиеся методы и технологии для формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников должны быть направлены на:
- создание ситуаций, инициирующих практическую деятельность детей, мотивирующих их на познавательно-активную деятельность;
- приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения;
- учение в общении или совместное сотрудничество, задания на работу в парах или малых группах;
- поисковую активность – задания поискового характера, исследования, проекты;
- оценочная самостоятельность дошкольников, задания на само—и взаимооценку.
Всем этим требованиям отвечает кейс-технология.
Ключевым понятием данной технологии является слово кейс, происхождение которого определяется как casus (лат.) – запутанный необычный случай или case (англ.) – портфель, чемоданчик.
Кейс-технология - это технология активного проблемно – ситуационного анализа, основанная на обучении путем решения конкретных (реальных или вымышленных) задач-ситуаций (кейсов) [9].
Главное предназначение кейс-технологии – развивать способности исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть научиться работать с информацией.
Кейс должен содержать в себе:
- Сюжетная часть (совокупность действий, событий);
- Информационная часть (вспомогательная информация, необходимая для анализа ситуации и для решения кейса: алгоритмы, схемы, иллюстративный материал);
- Методическая часть (задания, вопросы по анализу кейса).
Использование кейс-технологии в дошкольном образовании имеет свои особенности. При создании кейса для дошкольников необходимо учитывать следующее: кейс должен быть доступен для понимания дошкольниками, информация должна быть представлена в понятной для дошкольников форме; соответствовать задачам, решаемым участниками в их повседневной жизни; кейс должен быть наглядным.
Тематика кейсов для дошкольников может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений, песен, мультфильмов с проблемным содержанием или основана на реальных событиях. Удачность выбора ситуации определяется степенью ее соответствия изучаемому знанию, наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, что придает ей интересность, побуждает исследовательскую мотивацию.
Работа с кейсом проходит по следующим этапам [7]: Этап 1. Знакомство с ситуацией.
Этап 2. Выделение основной проблемы (проблем). Целью данного этапа является - выявление проблемы и определение направлений для дальнейшей работы.
Этап 3. Предложение возможных решений проблем. На данном этапе осуществляется сбор и обработка информации, определение и нахождение решения выбранных проблем.
Этап 4. Анализ последствий принятия того или иного решения.
Анализируются и обобщаются полученные материалы.
Этап 5. Выбор оптимального решения. Происходит создание оптимального решения совместной деятельности, обсуждение итогов завершённой работы.
Таким образом, кейс-технология имеет широкие образовательные возможности и поэтому может использоваться как средство формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников.
Литература
- Басюк В.С. Инновационный проект Министерства просвещения
«Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты /В.С. Басюк, Г.С. Ковалева // М.: Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т 1 № 4 (61). - С. 13-34.
- Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
- Ермоленко Валентина Андреевна Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-funktsionalnoy-gramotnosti- obuchayuschegosya -teoreticheskiy-aspekt.
- Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. – 288 с.
- Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2015. - №5. - С. 3–13.
- Леонтьев А. А. От психологии чтения к психологии обучению чтению
// Материалы 5–ой Международной научно–практической конференции. М.: Астрель, 2002. - 58 с.
- Неустроева Милидора Изотовна Кейс-технология в образовательном процессе // European science. 2016. №12 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-tehnologiya-v-obrazovatelnom-protsesse.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
- Шимутина Е.Н. Кейс-технологии в учебном процессе // Образовательные технологии. - 2009. - №2. – С. 172-179.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление для педагогов ДОО Республики Адыгея: "Использование игровой технологии для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста"
Использование игровой технологии для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста...
Профессиональное совершенствование деятельности педагогических работников. Практический конструктор моделирования образовательного пространства. «Методы, формы и средства формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
Повышение компетенции педагогов по теме «Методы, формы и средства формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»...
"Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"
quot;Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"...
"Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"
quot;Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"...
«Эффективные технологии в образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию дошкольников для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
laquo;Эффективные технологии в образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию дошкольников для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста с...
Опыт работы «Дидактические игры на липучках как средство формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста».
Методическая разработка из опыта работы...
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ КАРТОНАЖ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий и...