Проект «Развитие добровольчества среди участников образовательного процесса в сфере экологического волонтерства»
проект

Бажина Татьяна Юрьевна

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bazhina_t._yu._proekt.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

 «ДЕТСКИЙ САД № 421 ИМЕНИ СЕРГЕЯ НИКОЛАЕВИЧА РОВБЕЛЯ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПЕДАГОГ И НАСТАВНИК»

«Развитие добровольчества среди участников образовательного процесса в сфере экологического волонтерства»

Автор:

Бажина Татьяна Юрьевна,

воспитатель

Новосибирск 2023

Актуальность проекта

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»

Л. Н. Толстой

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности». (п. 4.6)

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о развитии волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым и окружающему миру. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества.

Существует много форм работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников. Наш детский сад выбрал – волонтерское движение. Одна из современных форм построения тесного взаимодействия с социумом – «Акция» с успехом применяется нашими волонтёрами. Тематика их самая разнообразна, но необходимо соблюдать правило – она должна быть актуальна в данный момент как для самих детей, их родителей, социума. Наш детский сад не первый год активно принимает участие в таких акциях как: «Добрый урожай», «Добрые крышечки», «Миска добра». Участие в этих акциях способствовало формированию у детей и взрослых позитивных установок на добровольческую деятельность.

   Цель проекта: способствовать развитию добровольчества среди участников образовательного процесса в сфере экологического волонтерства (на примере акции «Добрый урожай»).

Задачи проекта:

  • расширить представления о волонтерском движении у детей 6-7 лет, родителей воспитанников и сотрудников детского сада;
  • создать условия для вовлечения в волонтерское движение участников образовательного процесса (в рамках акции «Добрый урожай»);
  • воспитывать у детей милосердие, отзывчивость, трудолюбие

Длительность проекта: долгосрочный (6 месяцев).

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители воспитанников ДОУ.

Этапы, содержание и методы проекта.

Мероприятия

Ожидаемый результат

Сроки

Подготовительный этап

Изучение литературы по теме проекта, ознакомление с передовым опытом.

Разработка плана реализации проекта.

1 неделя апреля

Объявление об акции «Добрый урожай».

Привлечение волонтеров для участия в акции.

1 неделя апреля.

Составление перспективных планов работы с детьми, родителями и педагогами ДОУ.

Перспективные планы работы с детьми, с родителями и педагогами ДОУ (приложение 1).

2 неделя апреля.

Подготовка методических материалов по теме.

Подготовка материалов для бесед с детьми, презентаций, информации для родителей и педагогов (приложение 2).

1-2 неделя апреля.

Основной этап

Реализация плана проекта

Системность взаимодействия участников проекта

Апрель-сентябрь.

Информирование о ходе акции.

Вовлечение в акцию детей, родителей, педагогов, сотрудников ДОУ.

Июнь-сентябрь.

Заключительный этап

Подведение результатов проекта.

Награждение участников акции.

 В зоопарк переданы овощи и фрукты.

Объявление благодарности всем участникам акции.

Конец сентября.

   На протяжении всех этапов реализации проекта применяются следующие методы и приемы:

- труд на огороде;

- экспериментирование;

- беседа;

- просмотр презентации, подготовленных педагогом;

- обсуждение;

- информация в родительском уголке;

- конкурсы рисунков;

- чтение художественной литературы;

- дидактические игры

Прогнозируемые конечные результаты деятельности.

По завершению всех проектных мероприятий, планируется достижение следующих результатов у детей:

- сформированы практические навыки участия в волонтерском движении у всех участников образовательного процесса;

- в зоопарк переданы выращенные овощи и фрукты.

                                                                                                                                    Приложение № 1

Перспективный план работы с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ по участию в акции «Добрый урожай».

апрель

Анкетирование родителей и сотрудников ДОУ «Что вы знаете о волонтерах?». Цель: выявить уровень знаний о волонтерстве и заинтересованность в участии.

Объявление об акции «Добрый урожай». Цель: познакомить детей, родителей, сотрудников ДОУ с акцией и ее правилами.

Информация в родительском уголке «Кто такие волонтеры». Цель: популяризация волонтерского движения.

Труд: «Посев семян на рассаду». Цель: вырастить овощи для передачи их в зоопарк в рамках акции «Добрый урожай».

май

Беседа: «Мы- маленькие волонтеры». Цель: познакомить детей с новым понятием «волонтеры» и объяснить суть работы волонтеров.

Конкурс рисунков «Что мы вырастим на даче для зверей». Цель: вызвать у детей и родителей интерес к акции «Добрый урожай».

Эксперимент «Что потом?» О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», стр. 63. Цель: узнать, как прорастают семена.

Труд: «Пикировка рассады». Цель: научить детей ухаживать за растениями, воспитывать трудолюбие.

июнь

Труд: «Высаживаем рассаду в открытый грунт». Цель: учить детей выращивать овощи для животных зоопарка, прививать любовь к труду.

Выпуск буклета «Узнай о волонтерстве». Цель: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позиции.

Беседа: «Чтобы помогать не надо быть супергероем». Цель: формировать у детей позитивных установок на добровольческую деятельность.

Чтение художественной литературы В. Чаплина «Питомцы зоопарка». Цель: создать благоприятный эмоциональный настрой на участие в волонтерском движении.

июль

Труд: «Подкормка овощей». Цель: учить детей ухаживать за растениями. Вызвать желание совершать добрые дела.

Беседа: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Цель: информировать детей о важности участия в акции «Добрый урожай». Прививать любовь к животным.

Д/игра: «Кто чем питается?». Цель: уточнить знания детей о питании зверей.

Конкурс. Создай книжку малышку «Ребята о зверятах». Цель: формировать увлеченность акцией «Добрый урожай».

Презентация «Маленькие волонтеры». Цель: познакомить детей с работой волонтеров.

Август

Вечер пословиц и поговорок «Даешь другому- приобретаешь себе». Цель: формировать увлеченность детей идеями добра и красоты.

Беседа «О Новосибирском зоопарке». Цель: познакомить детей с обитателями зоопарка и уходом за ними. Вызвать желание участвовать в акции «Добрый урожай».

Д/игра «Узнай овощ по листу». Цель: закрепить знание детей об овощах.

Сентябрь

Труд: «Соберем урожай все вместе». Цель: привлечь к сбору урожая всех участников акции. Вызвать желание участвовать в волонтерском движении.

Информирование детей, родителей и сотрудников ДОУ о сборе овощей и фруктов для передачи в зоопарк.

Передача собранных овощей и фруктов в зоопарк.

Поощрение участников акции.

 

                                                                                                        Приложение № 2

Беседа с детьми подготовительной группы на тему:

«Кто такие волонтеры?»       

Цель: сформировать у детей представление о волонтерском движении, о его основных направлениях в разные времена, о его значении в жизни социума.

Задачи:

- познакомить детей с основными понятиями волонтерской деятельности;

- определить типы волонтерской и общественно – полезной деятельности;

- формировать у детей уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.

Материалы: иллюстрации с изображением детей, выполняющих разные добрые дела.

 

Ход беседы:

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну добрых дел. Как вы думаете, почему некоторые дела, которые выполняет тот или иной человек, называются добрыми? (дети отвечают на вопрос). Правильно, когда человек, взрослый или ребенок, делает что-то для других, от чистого сердца, чтобы сделать другим приятно. Назовите мне, пожалуйста, какие добрые дела могут сделать дети по отношению друг к другу, к взрослому, к своим родителям? (дети отвечают на вопрос). Молодцы, ребята. А вы знаете, в нашей стране сейчас идет год добровольца, или по-другому год- волонтера. Волонтер, ребята, это тот человек, который помогает своими добрыми делами, всем кто в этом нуждается.

Давайте рассмотрим картинки, которые висят на доске и поговорим о том, что делают дети, изображенные на этих картинках, добрые ли дела они делают:

  • На первой картинке, ребята, старший мальчик играет с малышом. Как вы думаете, хорошо ли он поступает.
  • На второй, девочка помогает старенькой бабушке.
  • На следующей картинке, дети помогают птичкам зимой, они заботятся о них.
  • На другой картинке, дети помогают в приюте для животных.
  • Дети сажают дерево, они хотят, чтобы наша земля была красивой и зеленой. Это добрый поступок ребята
  • Дети собирают листья и мусор на участке, они хотят, чтобы город был чистым и красивым.
  • Скажите мне ребята, про какие поступки можно сказать, что они добрые (дети отвечают на вопрос).
  • А вы помните, кто такие волонтеры?  Это люди: взрослые и дети, которые добровольно помогают другим людям (детям, больным, старикам, помогают животным, оказавшимся в трудной ситуации, хотят сделать край, где они живут, чистым и красивым).

Быть волонтером, добровольцем ребята, очень хорошо и почетно. Про таких людей написано вот такое стихотворение:

Спасибо, скажем волонтёрам

Им стоит просто поклониться,

Не прибегая к разговорам

Они идут добром делиться

Они свой труд отдать и время,

Готовы там, где всех нужнее,

Ведь помощь людям им не бремя,

А мир становится добрее.

Так давайте ребята, будем делать больше добрых дел. Для начала по отношению к своим близким и друзьям. Будем сами, без подсказки помогать маме, играть с младшими братьями и сестрами, делиться с друзьями своими игрушками, сохранять в чистоте свой дом и окружающий мир.

Информация для родителей и педагогов.

Кто такие волонтеры?

Волонтеры — это люди, которые делают добрые дела регулярно, бескорыстно и добровольно. Как правило, они помогают кому-то исходя из того, что им лично не безразлично и за что они переживают.  Они берут под свою опеку людей или животных — заботятся, навещают, замечают, чем могут помочь, и помогают. Например, ходят каждые выходные и выгуливают взятую под опеку собаку в приют для животных.

Когда лучше говорить с ребенком.

«Чем раньше рассказать ребенку о волонтерстве, тем лучше. Тем больше вы сможете заложить в него доброго, вечного. Главное – рассказывать ему об этом простыми словами: кто такой волонтер, почему он помогает, почему вообще важно помогать.

Проще всего для начала объяснить темы экологии и помощи животным — Чем раньше мы объясним ребенку необходимость бережного отношения к окружающему миру, тем больше шансов, что это войдет у него в привычку на всю жизнь. Это же так просто: не мусорить, сдавать пластик и бумагу в переработку, выключать за собой свет и воду, заботиться о животных».

          Родители должны показывать все, о чем говорят, на своем примере («вот так я намочил щетку и, пока чищу зубы, выключил воду», «а вот мы вместе покупаем корм для собак из приюта»). Потому что без примера это просто не работает.

         Еще один значимый момент — не допускайте ревности со стороны ребенка, мыслей, что вы уделяете кому-то больше внимания, чем ему. При правильной подаче маленький волонтер быстро поймет, каким важным делом он занимается, станет делать это с удовольствием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Создание предметно - развивающей среды речевой активности детей через совместную творческую деятельность участников образовательного процесса»

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может разв...

проект по сохранению здоровья участников образовательного процесса " Будь здоров!"

Проект по здоровьесбережению  дошкольников "Будь здоров!"...

Семинар "Формирование и развитие правовой культуры участников образовательного процесса. Сущность и содержание"

Цель: повышение компетенций педагогов в области формирования и развития правовой культуры участников образовательного процесса....

Социально-педагогический проект по правовому просвещению участников образовательного процесса

Проблема правового воспитания детей дошкольного возраста является наиболее актуальной.Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позити...

Развитие инклюзивной культуры участников образовательного процесса.

Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с ...

Проект как средство взаимодействия участников образовательного процесса

Главная цель взаимодействия ДОУ с семьёй – это создание необходимых условий для развития взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника...