Проект «Развитие добровольчества среди участников образовательного процесса в сфере экологического волонтерства»
проект

Бажина Татьяна Юрьевна

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bazhina_t._yu._proekt.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

 «ДЕТСКИЙ САД № 421 ИМЕНИ СЕРГЕЯ НИКОЛАЕВИЧА РОВБЕЛЯ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПЕДАГОГ И НАСТАВНИК»

«Развитие добровольчества среди участников образовательного процесса в сфере экологического волонтерства»

Автор:

Бажина Татьяна Юрьевна,

воспитатель

Новосибирск 2023

Актуальность проекта

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»

Л. Н. Толстой

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности». (п. 4.6)

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о развитии волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым и окружающему миру. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества.

Существует много форм работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников. Наш детский сад выбрал – волонтерское движение. Одна из современных форм построения тесного взаимодействия с социумом – «Акция» с успехом применяется нашими волонтёрами. Тематика их самая разнообразна, но необходимо соблюдать правило – она должна быть актуальна в данный момент как для самих детей, их родителей, социума. Наш детский сад не первый год активно принимает участие в таких акциях как: «Добрый урожай», «Добрые крышечки», «Миска добра». Участие в этих акциях способствовало формированию у детей и взрослых позитивных установок на добровольческую деятельность.

   Цель проекта: способствовать развитию добровольчества среди участников образовательного процесса в сфере экологического волонтерства (на примере акции «Добрый урожай»).

Задачи проекта:

  • расширить представления о волонтерском движении у детей 6-7 лет, родителей воспитанников и сотрудников детского сада;
  • создать условия для вовлечения в волонтерское движение участников образовательного процесса (в рамках акции «Добрый урожай»);
  • воспитывать у детей милосердие, отзывчивость, трудолюбие

Длительность проекта: долгосрочный (6 месяцев).

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители воспитанников ДОУ.

Этапы, содержание и методы проекта.

Мероприятия

Ожидаемый результат

Сроки

Подготовительный этап

Изучение литературы по теме проекта, ознакомление с передовым опытом.

Разработка плана реализации проекта.

1 неделя апреля

Объявление об акции «Добрый урожай».

Привлечение волонтеров для участия в акции.

1 неделя апреля.

Составление перспективных планов работы с детьми, родителями и педагогами ДОУ.

Перспективные планы работы с детьми, с родителями и педагогами ДОУ (приложение 1).

2 неделя апреля.

Подготовка методических материалов по теме.

Подготовка материалов для бесед с детьми, презентаций, информации для родителей и педагогов (приложение 2).

1-2 неделя апреля.

Основной этап

Реализация плана проекта

Системность взаимодействия участников проекта

Апрель-сентябрь.

Информирование о ходе акции.

Вовлечение в акцию детей, родителей, педагогов, сотрудников ДОУ.

Июнь-сентябрь.

Заключительный этап

Подведение результатов проекта.

Награждение участников акции.

 В зоопарк переданы овощи и фрукты.

Объявление благодарности всем участникам акции.

Конец сентября.

   На протяжении всех этапов реализации проекта применяются следующие методы и приемы:

- труд на огороде;

- экспериментирование;

- беседа;

- просмотр презентации, подготовленных педагогом;

- обсуждение;

- информация в родительском уголке;

- конкурсы рисунков;

- чтение художественной литературы;

- дидактические игры

Прогнозируемые конечные результаты деятельности.

По завершению всех проектных мероприятий, планируется достижение следующих результатов у детей:

- сформированы практические навыки участия в волонтерском движении у всех участников образовательного процесса;

- в зоопарк переданы выращенные овощи и фрукты.

                                                                                                                                    Приложение № 1

Перспективный план работы с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ по участию в акции «Добрый урожай».

апрель

Анкетирование родителей и сотрудников ДОУ «Что вы знаете о волонтерах?». Цель: выявить уровень знаний о волонтерстве и заинтересованность в участии.

Объявление об акции «Добрый урожай». Цель: познакомить детей, родителей, сотрудников ДОУ с акцией и ее правилами.

Информация в родительском уголке «Кто такие волонтеры». Цель: популяризация волонтерского движения.

Труд: «Посев семян на рассаду». Цель: вырастить овощи для передачи их в зоопарк в рамках акции «Добрый урожай».

май

Беседа: «Мы- маленькие волонтеры». Цель: познакомить детей с новым понятием «волонтеры» и объяснить суть работы волонтеров.

Конкурс рисунков «Что мы вырастим на даче для зверей». Цель: вызвать у детей и родителей интерес к акции «Добрый урожай».

Эксперимент «Что потом?» О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», стр. 63. Цель: узнать, как прорастают семена.

Труд: «Пикировка рассады». Цель: научить детей ухаживать за растениями, воспитывать трудолюбие.

июнь

Труд: «Высаживаем рассаду в открытый грунт». Цель: учить детей выращивать овощи для животных зоопарка, прививать любовь к труду.

Выпуск буклета «Узнай о волонтерстве». Цель: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позиции.

Беседа: «Чтобы помогать не надо быть супергероем». Цель: формировать у детей позитивных установок на добровольческую деятельность.

Чтение художественной литературы В. Чаплина «Питомцы зоопарка». Цель: создать благоприятный эмоциональный настрой на участие в волонтерском движении.

июль

Труд: «Подкормка овощей». Цель: учить детей ухаживать за растениями. Вызвать желание совершать добрые дела.

Беседа: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Цель: информировать детей о важности участия в акции «Добрый урожай». Прививать любовь к животным.

Д/игра: «Кто чем питается?». Цель: уточнить знания детей о питании зверей.

Конкурс. Создай книжку малышку «Ребята о зверятах». Цель: формировать увлеченность акцией «Добрый урожай».

Презентация «Маленькие волонтеры». Цель: познакомить детей с работой волонтеров.

Август

Вечер пословиц и поговорок «Даешь другому- приобретаешь себе». Цель: формировать увлеченность детей идеями добра и красоты.

Беседа «О Новосибирском зоопарке». Цель: познакомить детей с обитателями зоопарка и уходом за ними. Вызвать желание участвовать в акции «Добрый урожай».

Д/игра «Узнай овощ по листу». Цель: закрепить знание детей об овощах.

Сентябрь

Труд: «Соберем урожай все вместе». Цель: привлечь к сбору урожая всех участников акции. Вызвать желание участвовать в волонтерском движении.

Информирование детей, родителей и сотрудников ДОУ о сборе овощей и фруктов для передачи в зоопарк.

Передача собранных овощей и фруктов в зоопарк.

Поощрение участников акции.

 

                                                                                                        Приложение № 2

Беседа с детьми подготовительной группы на тему:

«Кто такие волонтеры?»       

Цель: сформировать у детей представление о волонтерском движении, о его основных направлениях в разные времена, о его значении в жизни социума.

Задачи:

- познакомить детей с основными понятиями волонтерской деятельности;

- определить типы волонтерской и общественно – полезной деятельности;

- формировать у детей уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.

Материалы: иллюстрации с изображением детей, выполняющих разные добрые дела.

 

Ход беседы:

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну добрых дел. Как вы думаете, почему некоторые дела, которые выполняет тот или иной человек, называются добрыми? (дети отвечают на вопрос). Правильно, когда человек, взрослый или ребенок, делает что-то для других, от чистого сердца, чтобы сделать другим приятно. Назовите мне, пожалуйста, какие добрые дела могут сделать дети по отношению друг к другу, к взрослому, к своим родителям? (дети отвечают на вопрос). Молодцы, ребята. А вы знаете, в нашей стране сейчас идет год добровольца, или по-другому год- волонтера. Волонтер, ребята, это тот человек, который помогает своими добрыми делами, всем кто в этом нуждается.

Давайте рассмотрим картинки, которые висят на доске и поговорим о том, что делают дети, изображенные на этих картинках, добрые ли дела они делают:

  • На первой картинке, ребята, старший мальчик играет с малышом. Как вы думаете, хорошо ли он поступает.
  • На второй, девочка помогает старенькой бабушке.
  • На следующей картинке, дети помогают птичкам зимой, они заботятся о них.
  • На другой картинке, дети помогают в приюте для животных.
  • Дети сажают дерево, они хотят, чтобы наша земля была красивой и зеленой. Это добрый поступок ребята
  • Дети собирают листья и мусор на участке, они хотят, чтобы город был чистым и красивым.
  • Скажите мне ребята, про какие поступки можно сказать, что они добрые (дети отвечают на вопрос).
  • А вы помните, кто такие волонтеры?  Это люди: взрослые и дети, которые добровольно помогают другим людям (детям, больным, старикам, помогают животным, оказавшимся в трудной ситуации, хотят сделать край, где они живут, чистым и красивым).

Быть волонтером, добровольцем ребята, очень хорошо и почетно. Про таких людей написано вот такое стихотворение:

Спасибо, скажем волонтёрам

Им стоит просто поклониться,

Не прибегая к разговорам

Они идут добром делиться

Они свой труд отдать и время,

Готовы там, где всех нужнее,

Ведь помощь людям им не бремя,

А мир становится добрее.

Так давайте ребята, будем делать больше добрых дел. Для начала по отношению к своим близким и друзьям. Будем сами, без подсказки помогать маме, играть с младшими братьями и сестрами, делиться с друзьями своими игрушками, сохранять в чистоте свой дом и окружающий мир.

Информация для родителей и педагогов.

Кто такие волонтеры?

Волонтеры — это люди, которые делают добрые дела регулярно, бескорыстно и добровольно. Как правило, они помогают кому-то исходя из того, что им лично не безразлично и за что они переживают.  Они берут под свою опеку людей или животных — заботятся, навещают, замечают, чем могут помочь, и помогают. Например, ходят каждые выходные и выгуливают взятую под опеку собаку в приют для животных.

Когда лучше говорить с ребенком.

«Чем раньше рассказать ребенку о волонтерстве, тем лучше. Тем больше вы сможете заложить в него доброго, вечного. Главное – рассказывать ему об этом простыми словами: кто такой волонтер, почему он помогает, почему вообще важно помогать.

Проще всего для начала объяснить темы экологии и помощи животным — Чем раньше мы объясним ребенку необходимость бережного отношения к окружающему миру, тем больше шансов, что это войдет у него в привычку на всю жизнь. Это же так просто: не мусорить, сдавать пластик и бумагу в переработку, выключать за собой свет и воду, заботиться о животных».

          Родители должны показывать все, о чем говорят, на своем примере («вот так я намочил щетку и, пока чищу зубы, выключил воду», «а вот мы вместе покупаем корм для собак из приюта»). Потому что без примера это просто не работает.

         Еще один значимый момент — не допускайте ревности со стороны ребенка, мыслей, что вы уделяете кому-то больше внимания, чем ему. При правильной подаче маленький волонтер быстро поймет, каким важным делом он занимается, станет делать это с удовольствием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по сохранению здоровья участников образовательного процесса " Будь здоров!"

Проект по здоровьесбережению  дошкольников "Будь здоров!"...

Семинар "Формирование и развитие правовой культуры участников образовательного процесса. Сущность и содержание"

Цель: повышение компетенций педагогов в области формирования и развития правовой культуры участников образовательного процесса....

Социально-педагогический проект по правовому просвещению участников образовательного процесса

Проблема правового воспитания детей дошкольного возраста является наиболее актуальной.Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позити...

Развитие инклюзивной культуры участников образовательного процесса.

Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с ...

Проект как средство взаимодействия участников образовательного процесса

Главная цель взаимодействия ДОУ с семьёй – это создание необходимых условий для развития взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника...