Развитие инклюзивной культуры участников образовательного процесса.
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа.  Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в связи с этим предназначения дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие инклюзивной культуры участников образовательного процесса.

Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа.  Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в связи с этим предназначения дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

 С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад должен быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни. Построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья выражается в том, что эти дети имеют физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы, испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в овладение навыками адекватного функционирования в обществе, у них нарушена познавательная деятельность, которая ведет к проблемам связанными с трудностями в обучении. В тоже время практика показывает, что проблемы в развитии ребенка с ОВЗ обусловлены не только биологическими факторами, но и неисполнением главных педагогических закономерностей: ограничено общение, деформирована система коллективных отношений (прежде всего со сверстниками, отсутствует или сужена социальная активность, поэтому в современном обществе воспитание нравственности и патриотизма, а также воспитание уважительного отношения к людям с ОВЗ следует начинать развивать с дошкольного возраста.

 «Инклюзия" в переводе с англ. языка inclusive-означает "включенность. Инклюзивное образование – обеспечивает полное вовлечение ребенка с ОВЗ в жизнь образовательного учреждения, это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность.

Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу, необходимо, таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в социум. Основой инклюзивного образования является исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. А сама проблема личностно-ориентированного подхода к развитию детей с ОВЗ является одной из важнейших в теории и практике дошкольной педагогики.  По уровню включения ребенка в образовательный процесс условно обозначают временную (точечную, частичную и полную виды инклюзии.

Основной целью и задачами инклюзивного образования в ДОУ является обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития и организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной среды, позволяющих детям с ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и воспитание, гармоничное всестороннее развитие личности; формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения; создание возможности всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива ДОУ. Это необходимо сделать, для того чтобы ребенок с ОВЗ научился самостоятельно приобретать знания, уметь работать с информацией, стимулировать её, видеть и решать возникающие в разных областях проблемы. Также следует выделить задачи в плане квалифицированной коррекции отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников и интеграцию детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство.  

Таким образом, цели и задачи инклюзивного образования могут быть сформулированы как система задач трех уровней:  коррекционного (исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития); профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в развитии); развивающего (оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития). И только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ.

Для решения поставленных задач требуются техническое оснащение образовательных учреждений; разработка специальных учебных курсов для педагогов и воспитанников, направленных на развитие их взаимодействия с детьми ОВЗ; необходимые специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ОВЗ.

Комплексное инклюзивное психолого-педагогическое коррекционное воздействие на детей с ОВЗ в ДОУ осуществляется на основе ряда методолого-методических принципов. Реализация принципов будет обеспечена при условии создания команды специалистов, осуществляющей сопровождение всех субъектов образовательной деятельности.

 Основополагающими приоритетами инклюзивного образования считаются: принятие философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса;

 социальной адаптации ребенка на каждом возрастном этапе;

 развитие коммуникативных, практических компетенций;

профилактика и преодоления инвалидизации и искусственной изоляции семьи ребенка с ОВЗ;

знание психологических закономерностей и особенностей таких детей, а также методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса и умение реализовывать различные способы взаимодействия между всеми участниками воспитательно- образовательной деятельности.(педагоги, дети, родители).

Внедрение инклюзивного образования в ДОУ будет протекать успешно при условиях когда в ДОУ есть лидер, который понимает идеологию инклюзии и может создать особую атмосферу, подбирать правильную команду, обучать ее и умеет строить взаимоотношения с родителями и другими общественными организациями; предметно-развивающая среда ДОУ доступная и развивающая, оснащена современным оборудованием и имеет хорошее методическое обеспечение; высокая профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход; адекватное нормативно-правовое обеспечение; открытая система взаимодействия с социумом.

План развития инклюзивного образования в ДОУ состоит из аналитико-статистического, информационно-просветительского, социально-педагогического и программно-структурного направлений, содержательного методического обеспечения, образовательной деятельности, организации и грамотной разработки последовательных

этапов по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательной деятельности, развития безбарьерной среды в ДОУ, результативности обучения и кадрового обеспечения, а также повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме.

Таким образом, инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения. В ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей,

расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его социальный статус, скоординированная деятельность всех участников образовательного процесса; обеспечивается информационно методическое сопровождение семей детей с ОВЗ. Развитие инклюзивной культуры  -это создание безопасного, терпимого сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех своих участников сообщества, в котором ценность каждого является основой общих достижений Такая культура создаёт общие инклюзивные ценности, которые разделяются и принимаются всеми новыми сотрудниками, детьми и родителями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 » Развитие инклюзивной культуры участников образовательного процесса. Выполнил: учитель-логопед Шабунова Е. В.

Слайд 5

Система задач трёх уровней. Коррекционный (исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития) Профилактический (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) Развивающий (оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития)

Слайд 7

Направления плана развития инклюзивного образования в доу . Социально-педагогическое Аналитико -статистическое Программно-структурное Методическое Информационно-просветительское Содержательное Развитие безбарьерной среды в ДОУ Результативность обучения Образовательная деятельность Кадровое обеспечение

Слайд 9

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Формирование и развитие правовой культуры участников образовательного процесса. Сущность и содержание"

Цель: повышение компетенций педагогов в области формирования и развития правовой культуры участников образовательного процесса....

Сообщение "Взаимодействие инструктора по физической культуре с участниками образовательного процесса по формированию здорового образа жизни."

Взаимодействие инструктора по физической культуре с участниками образовательного процесса по формированию здорового образа жизни.    Основы здорового образа жизни у детей дошкольного в...

Взаимодействие участников образовательного процесса МДОУ «Детский сад № 209» г. Ярославля в условиях инклюзивного образовательного пространства

В современном образовании Российской Федерации одним из основных направлений является инклюзия. Во многих образовательных учреждениях были созданы группы и классы, которые совместно посещали дети с ОВ...

Создание образовательной среды для формирования культуры безопасного поведения участников образовательного процесса.

Создание образовательной среды  для формирования культуры  безопасного поведения участников  образовательного процесса.•Комплексная безопасность дошкольного  образовательного ...

Педагогический пробег: "Профессиональная культура педагога ДОУ: как избежать конфликтов с участниками образовательного процесса"

В предложенном материале рассматриваются: профессионально значимые качества педагога, взаимодействие с родителями (законными представителями), взаимодействие в коллективе....

Консультация для педагогических работников «Профессиональная культура педагога ДОУ: как избежать конфликтов с участниками образовательного процесса»

laquo;Профессиональная культура педагога ДОУ: как избежать конфликтов с участниками образовательного процесса»...

Проект развития инклюзивной культуры в образовательной организации

Проект направлен на развитие инклюзивной культуры в образовательных учреждениях, которая помогает включить в процесс обучения всех детей на равных условиях....