Семинар "Формирование и развитие правовой культуры участников образовательного процесса. Сущность и содержание"
материал на тему
Цель: повышение компетенций педагогов в области формирования и развития правовой культуры участников образовательного процесса.
Введение.
В законодательных и иных нормативно – правовых документах, регламентирующих деятельность ОО, закрепляется необходимость организации правового просвещения участников образовательных отношений и распространения информации о правах ребенка (адаптированной для детей), родителей и педагогов.
Конституция РФ провозгласила Россию правовым государством, что означает признание прав и свобод человека высшей ценностью. Возрастающее значение правового образования и просвещения в РФ отражено в действующих нормативных документах, определяющих образовательную политику России, а частности в Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 30.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 8 «Зоряночка»
Утверждаю
Заведующий МБОУ № 8
«Зоряночка»
_________ С.Ю. Месикова
« 13 » сентября 2017 г.
Семинар "Формирование и развитие правовой культуры участников образовательного процесса. Сущность и содержание"
Зам. зав. по ВОР
Жданова Т.П.
Ессентуки, 2017 г.
Цель: повышение компетенций педагогов в области формирования и развития правовой культуры участников образовательного процесса.
Введение.
В законодательных и иных нормативно – правовых документах, регламентирующих деятельность ОО, закрепляется необходимость организации правового просвещения участников образовательных отношений и распространения информации о правах ребенка (адаптированной для детей), родителей и педагогов.
Конституция РФ провозгласила Россию правовым государством, что означает признание прав и свобод человека высшей ценностью. Возрастающее значение правового образования и просвещения в РФ отражено в действующих нормативных документах, определяющих образовательную политику России, а частности в Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020гг.
Практическое упражнение 1.
«По страницам детских книг».
Безусловно, мы знаем, что художественная литература имеет исключительное влияние на формирование личности человека.
Образы и характеры персонажей – вызывают живой отклик в душе ребенка, пополняя его социальный опыт, помогают усваивать общепринятые нормы, побуждая делать выводы о поступках и мотивах поведения.
Сегодня, используя персонажей и события литературных произведений, мы постараемся закрепить правовые знания.
Перед нами открывает страницы Чудесная книга Детских литературных произведений
Сегодня первая ее глава
Сейчас мы прослушаем короткие отрывки из знакомых сказок, и попробуем определить какие права героев нарушены.
1.
2. Посмотрим сюжет из М/Ф по русской народной сказке «Царевна лягушка»
- эпизод у печки, когда Иван Царевич сжигает лягушечью кожу…- продолжая фразу
«Что же наделал Иван Царевич?»
(Право на неприкосновенность личной жизни, на собственную тайну.)
3. на этой странице нас ждет увлекательная Головоломка –
- мы сможем узнать имя сказочного персонажа, которого преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение, свободу слова и мысли, он подвергся дискриминации, на его жизнь было совершено покушение, а его близкий человек лишился права на неприкосновенность жилища и жизни. (Красная шапочка).
Основная часть.
В декабре 2011 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация об образовании в области прав человека, в которой заявлено, что это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни и касающийся всех возрастов, всех слоев общества, включая дошкольное образование.
Правовая воспитанность - комплексное качество личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, которое отвечает требованиям общества.
В связи с эти, в течение в течение 2017 -2018 учебного года мы рассмотрим организацию правового просвещения для всех участников образовательного процесса в отдельности.
Направление - Родители
Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества с гражданско-правовой культурой. В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка…». К сожалению, родители не всегда ответственно относятся к воспитанию детей. Все чаще можно увидеть и услышать о безответственном поведении родителей по отношению к своим детям. Но в Законе говорится и о том, что «в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений». Кроме того, согласно Концепции модернизации российского образования активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, в том числе семья и родительская общественность. И мы, педагоги детского сада, должны позаботиться о том, чтобы дети росли в правовой безопасности.
Основные задачи работы:
-Призвать родителей к осознанию своих прав и свобод, чувства социальной ответственности, правовой самостоятельности;
-Развивать у родителей чувства ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей;
- Напоминать родителям об уважения и терпимости к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия;
- Воспитывать у родителей понимание того, что ребенок – полноценная личность, наделенная правами и обязанностями.
С целью формирования правосознания родителей имеют место быть следующие мероприятия:
- оформление информационного стенда, знакомящего родителей со службами по охране детей и их телефонами, раскрывающего основные правовые понятия;
- организация библиотеки, в которой родители могут ознакомиться с основными нормативно-правовыми документами и литературой, содержащий материал по правовому воспитанию;
- оформление буклетов «Правовое воспитание в семье», «Воспитание ответственности», «Защитим детей вместе», «Искусство быть родителями», ширма «Права детей» и др.;
- проведение родительских собраний «Маленький гражданин», на котором раскроется содержание основных документов, гарантирующих защиту прав ребенка, содержание основных прав и свобод ребенка;
- беседы,
- консультации;
- памятки;
- Буклеты;
- Библиотека для родителей.
И, конечно, предполагаются формы работы, организованные совместно с родителями и детьми:
- Это организация выставки рисунков и поделок
- совместного мероприятия «Нам добро, никому зло – вот законное житье»,
- викторины «Знаем ли мы свои права»,
- проведение развлечений «Я – гражданин России», организованное с помощью музыкального руководителя, где семьи разных национальностей представили культуру своей страны – национальный костюм или его элементы, познакомят с достопримечательностями страны, прочитают стихи или споют песни на родном языке.
Практическое упражнение 2.
Мы с вами продолжаем листать Чудесную книгу, самое время отдохнуть…
Давайте встанем и немножко разомнемся. Повторяйте движения за мной…
Физминутка по сказке репка
В огороде дедка репку посадил (присели)
И водой из лейки репку он полил (тихонько поднимаемся)
Расти, расти, репка, и сладка , и крепка (тянемся вверх на носочках)
Выросла репка всем на удивленье (подняли плечики)
Большая – пребольшая, всем хватит угощенья (руки в стороны)
Выросла репка и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)
Выросла репка и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)
О каком праве здесь говорится? (Право на на объединение ) Изначально смысл заключался в следующем: Репка – достояние и мудрость Рода, его корни. Она как бы объединяет земное, подземное и надземное. Иметь связь с Родом и Родовой Памятью, жить в гармонии с родными и иметь Счастье в семье.
Направление – Дети
На протяжении длительного времени для общества была и остается актуальной задача по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, воспитательные учреждения, общество. Способность семьи эффективно участвовать в воспитании правовой личности считается решающей. Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации. В настоящее время основная задача современного образования - воспитание человека культурного и грамотного.
Правовое воспитание в дошкольном возрасте понимается как процесс, направленный на создание условий для приобщения детей к национальным и общечеловеческим ценностям, на базе которых происходят усвоение правовых норм и формирование предпосылок активной жизненной позиции ребенка. Таким образом, дошкольное детство, является таким периодом, когда формируются основы мировоззрения ребенка, его отношение к себе, как к личности, другим людям, окружающему его социальному миру. Если этот мир станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется потребность становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире, ценить и уважать достоинства других народов, что будет являться неотъемлемой чертой его социального развития. Приобщение детей дошкольного возраста к культуре права становится одной из актуальных задач современного дошкольного учреждения. Поэтому просто необходимо готовить детей к осознанному восприятию правовых норм, воспитывать уважение к закону, устанавливать и регулировать взаимоотношения со сверстниками, не нарушая их права и уважая их личность. Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни.
Содержание образовательной деятельности с детьми по правовому воспитанию связано с международными правовыми документами: «Всеобщей декларацией прав человека», «Конвенцией о правах ребенка» и предполагает ознакомление дошкольников с конкретными и понятными им правами.
В процессе правового воспитания детей в ДОУ применяются разнообразные организационные формы и методы работы. Поставленные задачи по правовому воспитанию дошкольников рассматриваются в связи с теми программами, по которым работает ДОУ, потому что правовое воспитание включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между человеком и обществом. В нашем детском учреждении тематический план работы по повышению правовой культуры детей, состоящий из 9 блоков, включающий совместную деятельность педагога и ребенка и самостоятельную деятельность детей (в соответствии с возрастными особенностями детей).
Блок 1. «Знакомство с Декларацией прав человека»
Блок 2. «Право на имущество»
Блок 3. «Право иметь семью»
Блок 4. «Право на свободу и равенство»
Блок 5. «Право на жилище»
Блок 6. «Право на имя»
Блок 7. «Прав и обязанности детей»
Блок 8. «Право на отдых, игру, развлечение»
Блок 9. «Наши права»
Работа над каждым блоком будет вестись в течение одного календарного месяца. Необходимо использовать разнообразные формах деятельности детей: прежде всего игровой, художественно-игровой, театральной, продуктивной, трудовой.
Дошкольный возраст является таким периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатывается воля и произвольное поведение, развивается воображение, творчество, общая инициативность, и все эти важнейшие качества формируются не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, а в главной деятельности дошкольника - в игре. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Поэтому нами используются разнообразные игровые методы и приемы: игры- путешествия, игры-инсценировки по сюжетам хорошо известных сказок, сюжетно-ролевые игры, игры с решением проблемных задач. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково- экспериментальную и продуктивную деятельность, так как любая игровая ситуация должна нести в себе момент воспитания.
Основной принцип в работе с детьми дошкольного возраста по воспитанию правовой грамотности - дать возможность детям познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретной ситуации, их поступках. Педагоги нашего учреждения заняли позицию исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего социального развития.
Для достижения положительных результатов по правовому воспитанию, в группах с помощью детей и родителей постоянно пополняется предметно-развивающая среда.
Практическое упражнение 3.
Эта глава включает в себя многогранные возможности самовыражения человека в творческой деятельности.
С нами хотят поиграть Веселые нотки- они проиграют нам детски песенки ,
и в них мы тоже можно проследить права ребенка.
«Песня бременских музыкантов»- право на свободу передвижения
«Учат в школе»- право на образование
«До чего дошел прогресс»- право пользоваться благами цивилизации и технического прогресс.
«На крутом бережку»- право на отдых.
Направление – Педагоги
Правовая культура личности являет собой личностное прогрессивное восприятие достижений юридической науки и практики, сочетающееся с внутренним убеждением в их объективной значимости, важности, специфической ценности, предопределяющих активность индивида в реализации этих ценностей.
Создание воспитательной системы по формированию правовой культуры всех участников педагогического процесса возможно только в том случае если идет постоянное формирование правовой культуры самих педагогов.
Воспитание гражданина правового государства общество во многом связывает с личностью педагога, его общей и правовой культурой, научными знаниями, педагогическим мастерством. Не будет преувеличением утверждение, что правовая культура педагога является одним из центральных элементов в системе воспитания у подрастающих поколений демократической правовой культуры и уважения к правам человека.
Перед педагогами встали новые, ранее не присущие ему задачи: в условиях отсутствия четких идеологических норм, он должен быть готов формировать воспитанника в области правовой идеологии. Кроме того, педагог должен занять новый сектор в области педагогики: защиту личности ребенка, защиту своей профессиональной деятельности, подготовку будущих носителей знания к жизни в новых культурных и профессиональных условиях.
Структура правовой культуры педагога, состоящая из следующих компонентов: знания (как основа правовой культуры); отношение к праву (уважение к закону, правовые убеждения); социально-активное правомерное поведение; готовность правовому воспитанию дошкольников.
Правовая культура педагога понимается как совокупность личностных и профессиональных качеств, необходимых для эффективного решения разнотипных правовых задач в образовательном процессе. Она выражается в достигнутом уровне правового мышления (правосознания) и правовой грамотности педагога, обеспечивающих его правовую направленность и законосообразную педагогическую деятельность.
Таким образом, правовая культура педагога дошкольного образования - это степень и характер его правового развития, определенный уровень правосознания, реализующегося в правопослушной деятельности в сфере повседневной жизни, а также в области педагогической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект практической части семинара «Формирование правовой культуры участников образовательных отношений в логике ФГОС ДО», литературной станции "По страницам детских книг"
В 2014 году принимала участие в городском семинаре «Формирование правовой культуры участников образовательных отношений в ...
Конспект родительского собрания на тему: «Правовой аспект участников образовательного процесса дошкольных образовательных организаций в рамках реализации ФГОС»
Конспект родительского собрания на тему: «Правовой аспект участников образовательного процесса дошкольных образовательных организаций в рамках реализации ФГОС»...
Правовое просвещение участников образовательного процесса
Презентация "Права ребенка"...
Тематическая интеграция содержания обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Алтайский край,Барнаул...
Социально-педагогический проект по правовому просвещению участников образовательного процесса
Проблема правового воспитания детей дошкольного возраста является наиболее актуальной.Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позити...
Развитие инклюзивной культуры участников образовательного процесса.
Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с ...
Проект «Развитие добровольчества среди участников образовательного процесса в сфере экологического волонтерства»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «ребёнок овладевает основными культурными с...