Семинар "Формирование и развитие правовой культуры участников образовательного процесса. Сущность и содержание"
материал на тему

Жданова Татьяна Петровна

Цель: повышение компетенций педагогов в области формирования и развития правовой культуры участников образовательного процесса.

             

Введение. 

В законодательных и иных нормативно – правовых документах, регламентирующих деятельность ОО, закрепляется необходимость организации правового просвещения участников образовательных отношений и распространения информации о правах ребенка (адаптированной для детей), родителей и педагогов.

Конституция РФ провозгласила Россию правовым государством, что означает признание прав и свобод человека высшей ценностью. Возрастающее значение правового образования и просвещения в РФ отражено в действующих нормативных документах, определяющих образовательную политику России, а частности в Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 8 «Зоряночка»

                                                                                      Утверждаю

                                                                                                Заведующий МБОУ № 8

                                                                          «Зоряночка»

                                                                                              _________ С.Ю. Месикова

         « 13 »  сентября      2017   г.

Семинар "Формирование и развитие правовой культуры участников образовательного процесса. Сущность и содержание"

        Зам. зав. по ВОР

Жданова Т.П.

Ессентуки, 2017 г.

        Цель: повышение компетенций педагогов в области формирования и развития правовой культуры участников образовательного процесса.

Введение.  

В законодательных и иных нормативно – правовых документах, регламентирующих деятельность ОО, закрепляется необходимость организации правового просвещения участников образовательных отношений и распространения информации о правах ребенка (адаптированной для детей), родителей и педагогов.

Конституция РФ провозгласила Россию правовым государством, что означает признание прав и свобод человека высшей ценностью. Возрастающее значение правового образования и просвещения в РФ отражено в действующих нормативных документах, определяющих образовательную политику России, а частности в Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020гг.

Практическое упражнение 1.

 «По страницам детских книг».

Безусловно, мы  знаем, что художественная литература имеет исключительное влияние на формирование личности человека.

Образы и характеры персонажей – вызывают живой отклик в душе ребенка, пополняя его социальный опыт, помогают усваивать общепринятые нормы,  побуждая делать выводы о поступках и мотивах поведения.

Сегодня,  используя персонажей и события литературных произведений, мы постараемся  закрепить правовые знания.

Перед нами открывает страницы Чудесная книга Детских литературных произведений

Сегодня первая ее глава

Сейчас мы прослушаем короткие отрывки из знакомых сказок,  и попробуем определить какие права героев нарушены.

1.

2. Посмотрим сюжет из М/Ф по русской народной сказке  «Царевна лягушка»

- эпизод у печки, когда Иван Царевич сжигает лягушечью кожу…- продолжая фразу 

 «Что же наделал Иван Царевич?»

                (Право на неприкосновенность личной жизни, на собственную тайну.)

3. на этой странице нас ждет увлекательная Головоломка –

-   мы сможем узнать имя сказочного персонажа, которого преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение, свободу слова и мысли, он подвергся дискриминации, на его жизнь было совершено покушение, а его близкий человек лишился права на неприкосновенность жилища и жизни. (Красная шапочка).

Основная часть.

          В декабре 2011 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация об образовании в области прав человека, в которой заявлено, что это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни и касающийся всех возрастов, всех слоев общества, включая дошкольное образование.

Правовая воспитанность - комплексное качество личности, которое характеризуется   наличием и степенью сформированности  глубоких и устойчивых правовых знаний  и убеждений в правильном правовом поведении, которое  отвечает требованиям общества.

В связи с эти,  в течение в течение 2017 -2018 учебного года мы рассмотрим  организацию правового просвещения для всех участников образовательного процесса в отдельности.

Направление - Родители

          Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества с гражданско-правовой культурой. В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка…». К  сожалению,  родители не всегда  ответственно относятся  к  воспитанию детей. Все чаще можно увидеть и услышать о безответственном поведении родителей по отношению к своим детям.  Но   в Законе говорится и о том, что «в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений». Кроме того, согласно Концепции модернизации российского образования активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, в том числе семья и родительская общественность. И мы, педагоги детского сада, должны позаботиться о том, чтобы дети росли в правовой безопасности.

Основные задачи работы:

-Призвать  родителей к осознанию своих прав и свобод, чувства социальной ответственности, правовой самостоятельности;   

-Развивать у родителей чувства ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей;                                                                                                                                                                                                                                              

- Напоминать  родителям об уважения и терпимости  к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия;      

- Воспитывать у родителей понимание того, что ребенок – полноценная личность, наделенная правами и обязанностями.

   С целью формирования правосознания родителей  имеют место быть следующие мероприятия:

  • оформление информационного стенда, знакомящего родителей со службами по охране детей и их телефонами, раскрывающего основные правовые понятия;
  • организация библиотеки, в которой родители могут ознакомиться с основными нормативно-правовыми документами и литературой, содержащий материал по правовому воспитанию;
  • оформление буклетов «Правовое воспитание в семье», «Воспитание ответственности», «Защитим детей вместе», «Искусство быть родителями», ширма «Права детей» и др.;
  • проведение родительских собраний «Маленький гражданин», на котором раскроется содержание основных документов, гарантирующих защиту прав ребенка, содержание основных прав и свобод ребенка;
  • беседы,
  • консультации;
  •  памятки;
  • Буклеты;
  • Библиотека для родителей.

И, конечно, предполагаются формы работы, организованные совместно с родителями и детьми:

  • Это организация выставки рисунков и поделок
  • совместного мероприятия «Нам добро, никому зло – вот законное житье»,
  •  викторины           «Знаем ли мы свои права»,  
  • проведение развлечений «Я – гражданин России», организованное с помощью музыкального руководителя, где семьи разных национальностей представили культуру своей страны – национальный костюм или его элементы, познакомят с достопримечательностями страны, прочитают стихи или споют песни на родном языке.

Практическое упражнение 2.

Мы с вами продолжаем листать Чудесную книгу, самое время отдохнуть…

Давайте встанем и немножко разомнемся. Повторяйте движения за мной…

Физминутка по сказке репка

В огороде дедка репку посадил   (присели)
И водой из лейки репку он полил (тихонько поднимаемся)
Расти, расти, репка, и сладка , и крепка  (тянемся вверх на носочках)
Выросла репка всем на удивленье (подняли плечики)
Большая – пребольшая, всем хватит угощенья (руки в стороны)
Выросла репка и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)
Выросла репка и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)

О каком праве здесь говорится?  (Право на  на объединение ) Изначально смысл заключался в следующем: Репка – достояние и мудрость Рода, его корни. Она как бы объединяет земное, подземное и надземное. Иметь связь с Родом и Родовой Памятью, жить в гармонии с родными и иметь Счастье в семье.

Направление – Дети

На протяжении длительного времени для общества была и остается актуальной задача по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, воспитательные учреждения, общество. Способность семьи эффективно участвовать в воспитании правовой личности считается решающей. Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации. В настоящее время основная задача современного образования - воспитание человека культурного и грамотного. 

Правовое воспитание в дошкольном возрасте понимается как процесс, направленный на создание условий для приобщения детей к национальным и общечеловеческим ценностям, на базе которых происходят усвоение правовых норм и формирование предпосылок активной жизненной позиции ребенка.   Таким образом, дошкольное детство, является таким периодом, когда формируются основы мировоззрения ребенка, его отношение к себе, как к личности, другим людям, окружающему его социальному миру. Если этот мир станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется потребность становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире, ценить и уважать достоинства других народов, что будет являться неотъемлемой чертой его социального развития. Приобщение детей дошкольного возраста к культуре права становится одной из актуальных задач современного дошкольного учреждения. Поэтому просто необходимо готовить детей к осознанному восприятию правовых норм, воспитывать уважение к закону, устанавливать и регулировать взаимоотношения со сверстниками, не нарушая их права и уважая их личность. Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни.

Содержание образовательной деятельности с детьми по правовому воспитанию связано с международными правовыми документами: «Всеобщей декларацией прав человека», «Конвенцией о правах ребенка» и предполагает ознакомление дошкольников с конкретными и понятными им правами.

В процессе правового воспитания детей в ДОУ применяются разнообразные организационные формы и методы работы. Поставленные задачи по правовому воспитанию дошкольников рассматриваются в связи с теми программами, по которым работает ДОУ, потому что правовое воспитание включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между человеком  и обществом. В нашем детском учреждении тематический план работы по повышению правовой культуры  детей, состоящий из 9 блоков, включающий совместную деятельность педагога и ребенка и самостоятельную деятельность детей (в соответствии с возрастными особенностями детей).                                                      

Блок 1. «Знакомство с Декларацией прав человека»  

Блок 2. «Право на имущество»  

Блок 3. «Право иметь семью»

Блок 4. «Право на свободу и равенство»

Блок 5. «Право на жилище»  

Блок 6. «Право на имя»  

Блок 7. «Прав и обязанности детей»  

Блок 8. «Право на отдых, игру, развлечение»  

Блок 9. «Наши права»  

Работа над каждым блоком будет вестись  в течение одного календарного месяца. Необходимо использовать разнообразные формах деятельности детей: прежде всего игровой, художественно-игровой, театральной, продуктивной, трудовой.

Дошкольный возраст является таким периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатывается воля и произвольное поведение, развивается воображение, творчество, общая инициативность, и все эти важнейшие качества формируются не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, а в главной деятельности дошкольника - в игре. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Поэтому нами используются разнообразные игровые методы и приемы: игры- путешествия, игры-инсценировки по сюжетам хорошо известных сказок, сюжетно-ролевые игры, игры с решением проблемных задач. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково- экспериментальную и продуктивную деятельность, так как любая игровая ситуация должна нести в себе момент воспитания.

Основной принцип в работе с детьми дошкольного возраста по воспитанию правовой грамотности - дать возможность детям познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретной ситуации, их поступках. Педагоги нашего учреждения заняли позицию исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего социального развития.

Для достижения положительных результатов по правовому воспитанию, в группах с помощью детей и родителей постоянно пополняется предметно-развивающая среда.

Практическое упражнение 3.

Эта глава включает в себя многогранные возможности самовыражения человека в творческой деятельности.

С нами хотят поиграть Веселые нотки- они  проиграют нам детски песенки ,

и в них мы тоже можно проследить  права ребенка.

«Песня бременских музыкантов»- право на свободу передвижения

«Учат в школе»- право на образование

«До чего дошел прогресс»-  право пользоваться благами цивилизации и технического прогресс.

«На крутом бережку»- право на отдых.

Направление – Педагоги

Правовая культура личности являет собой личностное прогрессивное восприятие достижений юридической науки и практики, сочетающееся с внутренним убеждением в их объективной значимости, важности, специфической ценности, предопределяющих активность индивида в реализации этих ценностей.

Создание воспитательной системы по формированию правовой культуры всех участников педагогического процесса возможно только в том случае если  идет постоянное формирование правовой культуры самих педагогов.

Воспитание гражданина правового государства общество во многом связывает с личностью педагога, его общей и правовой культурой, научными знаниями, педагогическим мастерством. Не будет преувеличением утверждение, что правовая культура педагога является одним из центральных элементов в системе воспитания у подрастающих поколений демократической правовой культуры и уважения к правам человека.

        

Перед педагогами встали новые, ранее не присущие ему задачи: в условиях отсутствия четких идеологических норм, он должен быть готов формировать  воспитанника в области правовой идеологии. Кроме того, педагог должен занять новый сектор в области педагогики: защиту личности ребенка, защиту своей профессиональной деятельности, подготовку будущих носителей знания к жизни в новых культурных и профессиональных условиях.

Структура правовой культуры  педагога, состоящая из следующих компонентов: знания (как основа правовой культуры); отношение к праву (уважение к закону, правовые убеждения); социально-активное правомерное поведение; готовность правовому воспитанию дошкольников.        

Правовая культура педагога понимается как совокупность личностных и профессиональных качеств, необходимых для эффективного решения разнотипных правовых задач в образовательном процессе. Она выражается в достигнутом уровне правового мышления (правосознания) и правовой грамотности педагога, обеспечивающих его правовую направленность и законосообразную педагогическую деятельность.

Таким образом, правовая культура педагога дошкольного образования - это степень и характер его правового развития, определенный уровень правосознания, реализующегося в правопослушной деятельности в сфере повседневной жизни, а также в области педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект практической части семинара «Формирование правовой культуры участников образовательных отношений в логике ФГОС ДО», литературной станции "По страницам детских книг"

В   2014    году  принимала  участие  в  городском   семинаре  «Формирование  правовой культуры участников образовательных отношений в ...

Конспект родительского собрания на тему: «Правовой аспект участников образовательного процесса дошкольных образовательных организаций в рамках реализации ФГОС»

Конспект родительского собрания на тему: «Правовой аспект участников образовательного процесса дошкольных образовательных организаций в рамках реализации ФГОС»...

Социально-педагогический проект по правовому просвещению участников образовательного процесса

Проблема правового воспитания детей дошкольного возраста является наиболее актуальной.Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позити...

Создание образовательной среды для формирования культуры безопасного поведения участников образовательного процесса.

Создание образовательной среды  для формирования культуры  безопасного поведения участников  образовательного процесса.•Комплексная безопасность дошкольного  образовательного ...

Развитие инклюзивной культуры участников образовательного процесса.

Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с ...