Семинар "Формирование и развитие правовой культуры участников образовательного процесса. Сущность и содержание"
материал на тему

Жданова Татьяна Петровна

Цель: повышение компетенций педагогов в области формирования и развития правовой культуры участников образовательного процесса.

             

Введение. 

В законодательных и иных нормативно – правовых документах, регламентирующих деятельность ОО, закрепляется необходимость организации правового просвещения участников образовательных отношений и распространения информации о правах ребенка (адаптированной для детей), родителей и педагогов.

Конституция РФ провозгласила Россию правовым государством, что означает признание прав и свобод человека высшей ценностью. Возрастающее значение правового образования и просвещения в РФ отражено в действующих нормативных документах, определяющих образовательную политику России, а частности в Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 8 «Зоряночка»

                                                                                      Утверждаю

                                                                                                Заведующий МБОУ № 8

                                                                          «Зоряночка»

                                                                                              _________ С.Ю. Месикова

         « 13 »  сентября      2017   г.

Семинар "Формирование и развитие правовой культуры участников образовательного процесса. Сущность и содержание"

        Зам. зав. по ВОР

Жданова Т.П.

Ессентуки, 2017 г.

        Цель: повышение компетенций педагогов в области формирования и развития правовой культуры участников образовательного процесса.

Введение.  

В законодательных и иных нормативно – правовых документах, регламентирующих деятельность ОО, закрепляется необходимость организации правового просвещения участников образовательных отношений и распространения информации о правах ребенка (адаптированной для детей), родителей и педагогов.

Конституция РФ провозгласила Россию правовым государством, что означает признание прав и свобод человека высшей ценностью. Возрастающее значение правового образования и просвещения в РФ отражено в действующих нормативных документах, определяющих образовательную политику России, а частности в Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020гг.

Практическое упражнение 1.

 «По страницам детских книг».

Безусловно, мы  знаем, что художественная литература имеет исключительное влияние на формирование личности человека.

Образы и характеры персонажей – вызывают живой отклик в душе ребенка, пополняя его социальный опыт, помогают усваивать общепринятые нормы,  побуждая делать выводы о поступках и мотивах поведения.

Сегодня,  используя персонажей и события литературных произведений, мы постараемся  закрепить правовые знания.

Перед нами открывает страницы Чудесная книга Детских литературных произведений

Сегодня первая ее глава

Сейчас мы прослушаем короткие отрывки из знакомых сказок,  и попробуем определить какие права героев нарушены.

1.

2. Посмотрим сюжет из М/Ф по русской народной сказке  «Царевна лягушка»

- эпизод у печки, когда Иван Царевич сжигает лягушечью кожу…- продолжая фразу 

 «Что же наделал Иван Царевич?»

                (Право на неприкосновенность личной жизни, на собственную тайну.)

3. на этой странице нас ждет увлекательная Головоломка –

-   мы сможем узнать имя сказочного персонажа, которого преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение, свободу слова и мысли, он подвергся дискриминации, на его жизнь было совершено покушение, а его близкий человек лишился права на неприкосновенность жилища и жизни. (Красная шапочка).

Основная часть.

          В декабре 2011 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация об образовании в области прав человека, в которой заявлено, что это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни и касающийся всех возрастов, всех слоев общества, включая дошкольное образование.

Правовая воспитанность - комплексное качество личности, которое характеризуется   наличием и степенью сформированности  глубоких и устойчивых правовых знаний  и убеждений в правильном правовом поведении, которое  отвечает требованиям общества.

В связи с эти,  в течение в течение 2017 -2018 учебного года мы рассмотрим  организацию правового просвещения для всех участников образовательного процесса в отдельности.

Направление - Родители

          Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества с гражданско-правовой культурой. В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка…». К  сожалению,  родители не всегда  ответственно относятся  к  воспитанию детей. Все чаще можно увидеть и услышать о безответственном поведении родителей по отношению к своим детям.  Но   в Законе говорится и о том, что «в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений». Кроме того, согласно Концепции модернизации российского образования активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, в том числе семья и родительская общественность. И мы, педагоги детского сада, должны позаботиться о том, чтобы дети росли в правовой безопасности.

Основные задачи работы:

-Призвать  родителей к осознанию своих прав и свобод, чувства социальной ответственности, правовой самостоятельности;   

-Развивать у родителей чувства ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей;                                                                                                                                                                                                                                              

- Напоминать  родителям об уважения и терпимости  к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия;      

- Воспитывать у родителей понимание того, что ребенок – полноценная личность, наделенная правами и обязанностями.

   С целью формирования правосознания родителей  имеют место быть следующие мероприятия:

  • оформление информационного стенда, знакомящего родителей со службами по охране детей и их телефонами, раскрывающего основные правовые понятия;
  • организация библиотеки, в которой родители могут ознакомиться с основными нормативно-правовыми документами и литературой, содержащий материал по правовому воспитанию;
  • оформление буклетов «Правовое воспитание в семье», «Воспитание ответственности», «Защитим детей вместе», «Искусство быть родителями», ширма «Права детей» и др.;
  • проведение родительских собраний «Маленький гражданин», на котором раскроется содержание основных документов, гарантирующих защиту прав ребенка, содержание основных прав и свобод ребенка;
  • беседы,
  • консультации;
  •  памятки;
  • Буклеты;
  • Библиотека для родителей.

И, конечно, предполагаются формы работы, организованные совместно с родителями и детьми:

  • Это организация выставки рисунков и поделок
  • совместного мероприятия «Нам добро, никому зло – вот законное житье»,
  •  викторины           «Знаем ли мы свои права»,  
  • проведение развлечений «Я – гражданин России», организованное с помощью музыкального руководителя, где семьи разных национальностей представили культуру своей страны – национальный костюм или его элементы, познакомят с достопримечательностями страны, прочитают стихи или споют песни на родном языке.

Практическое упражнение 2.

Мы с вами продолжаем листать Чудесную книгу, самое время отдохнуть…

Давайте встанем и немножко разомнемся. Повторяйте движения за мной…

Физминутка по сказке репка

В огороде дедка репку посадил   (присели)
И водой из лейки репку он полил (тихонько поднимаемся)
Расти, расти, репка, и сладка , и крепка  (тянемся вверх на носочках)
Выросла репка всем на удивленье (подняли плечики)
Большая – пребольшая, всем хватит угощенья (руки в стороны)
Выросла репка и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)
Выросла репка и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)

О каком праве здесь говорится?  (Право на  на объединение ) Изначально смысл заключался в следующем: Репка – достояние и мудрость Рода, его корни. Она как бы объединяет земное, подземное и надземное. Иметь связь с Родом и Родовой Памятью, жить в гармонии с родными и иметь Счастье в семье.

Направление – Дети

На протяжении длительного времени для общества была и остается актуальной задача по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, воспитательные учреждения, общество. Способность семьи эффективно участвовать в воспитании правовой личности считается решающей. Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации. В настоящее время основная задача современного образования - воспитание человека культурного и грамотного. 

Правовое воспитание в дошкольном возрасте понимается как процесс, направленный на создание условий для приобщения детей к национальным и общечеловеческим ценностям, на базе которых происходят усвоение правовых норм и формирование предпосылок активной жизненной позиции ребенка.   Таким образом, дошкольное детство, является таким периодом, когда формируются основы мировоззрения ребенка, его отношение к себе, как к личности, другим людям, окружающему его социальному миру. Если этот мир станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется потребность становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире, ценить и уважать достоинства других народов, что будет являться неотъемлемой чертой его социального развития. Приобщение детей дошкольного возраста к культуре права становится одной из актуальных задач современного дошкольного учреждения. Поэтому просто необходимо готовить детей к осознанному восприятию правовых норм, воспитывать уважение к закону, устанавливать и регулировать взаимоотношения со сверстниками, не нарушая их права и уважая их личность. Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни.

Содержание образовательной деятельности с детьми по правовому воспитанию связано с международными правовыми документами: «Всеобщей декларацией прав человека», «Конвенцией о правах ребенка» и предполагает ознакомление дошкольников с конкретными и понятными им правами.

В процессе правового воспитания детей в ДОУ применяются разнообразные организационные формы и методы работы. Поставленные задачи по правовому воспитанию дошкольников рассматриваются в связи с теми программами, по которым работает ДОУ, потому что правовое воспитание включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между человеком  и обществом. В нашем детском учреждении тематический план работы по повышению правовой культуры  детей, состоящий из 9 блоков, включающий совместную деятельность педагога и ребенка и самостоятельную деятельность детей (в соответствии с возрастными особенностями детей).                                                      

Блок 1. «Знакомство с Декларацией прав человека»  

Блок 2. «Право на имущество»  

Блок 3. «Право иметь семью»

Блок 4. «Право на свободу и равенство»

Блок 5. «Право на жилище»  

Блок 6. «Право на имя»  

Блок 7. «Прав и обязанности детей»  

Блок 8. «Право на отдых, игру, развлечение»  

Блок 9. «Наши права»  

Работа над каждым блоком будет вестись  в течение одного календарного месяца. Необходимо использовать разнообразные формах деятельности детей: прежде всего игровой, художественно-игровой, театральной, продуктивной, трудовой.

Дошкольный возраст является таким периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатывается воля и произвольное поведение, развивается воображение, творчество, общая инициативность, и все эти важнейшие качества формируются не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, а в главной деятельности дошкольника - в игре. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Поэтому нами используются разнообразные игровые методы и приемы: игры- путешествия, игры-инсценировки по сюжетам хорошо известных сказок, сюжетно-ролевые игры, игры с решением проблемных задач. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково- экспериментальную и продуктивную деятельность, так как любая игровая ситуация должна нести в себе момент воспитания.

Основной принцип в работе с детьми дошкольного возраста по воспитанию правовой грамотности - дать возможность детям познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретной ситуации, их поступках. Педагоги нашего учреждения заняли позицию исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего социального развития.

Для достижения положительных результатов по правовому воспитанию, в группах с помощью детей и родителей постоянно пополняется предметно-развивающая среда.

Практическое упражнение 3.

Эта глава включает в себя многогранные возможности самовыражения человека в творческой деятельности.

С нами хотят поиграть Веселые нотки- они  проиграют нам детски песенки ,

и в них мы тоже можно проследить  права ребенка.

«Песня бременских музыкантов»- право на свободу передвижения

«Учат в школе»- право на образование

«До чего дошел прогресс»-  право пользоваться благами цивилизации и технического прогресс.

«На крутом бережку»- право на отдых.

Направление – Педагоги

Правовая культура личности являет собой личностное прогрессивное восприятие достижений юридической науки и практики, сочетающееся с внутренним убеждением в их объективной значимости, важности, специфической ценности, предопределяющих активность индивида в реализации этих ценностей.

Создание воспитательной системы по формированию правовой культуры всех участников педагогического процесса возможно только в том случае если  идет постоянное формирование правовой культуры самих педагогов.

Воспитание гражданина правового государства общество во многом связывает с личностью педагога, его общей и правовой культурой, научными знаниями, педагогическим мастерством. Не будет преувеличением утверждение, что правовая культура педагога является одним из центральных элементов в системе воспитания у подрастающих поколений демократической правовой культуры и уважения к правам человека.

        

Перед педагогами встали новые, ранее не присущие ему задачи: в условиях отсутствия четких идеологических норм, он должен быть готов формировать  воспитанника в области правовой идеологии. Кроме того, педагог должен занять новый сектор в области педагогики: защиту личности ребенка, защиту своей профессиональной деятельности, подготовку будущих носителей знания к жизни в новых культурных и профессиональных условиях.

Структура правовой культуры  педагога, состоящая из следующих компонентов: знания (как основа правовой культуры); отношение к праву (уважение к закону, правовые убеждения); социально-активное правомерное поведение; готовность правовому воспитанию дошкольников.        

Правовая культура педагога понимается как совокупность личностных и профессиональных качеств, необходимых для эффективного решения разнотипных правовых задач в образовательном процессе. Она выражается в достигнутом уровне правового мышления (правосознания) и правовой грамотности педагога, обеспечивающих его правовую направленность и законосообразную педагогическую деятельность.

Таким образом, правовая культура педагога дошкольного образования - это степень и характер его правового развития, определенный уровень правосознания, реализующегося в правопослушной деятельности в сфере повседневной жизни, а также в области педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект практической части семинара «Формирование правовой культуры участников образовательных отношений в логике ФГОС ДО», литературной станции "По страницам детских книг"

В   2014    году  принимала  участие  в  городском   семинаре  «Формирование  правовой культуры участников образовательных отношений в ...

Конспект родительского собрания на тему: «Правовой аспект участников образовательного процесса дошкольных образовательных организаций в рамках реализации ФГОС»

Конспект родительского собрания на тему: «Правовой аспект участников образовательного процесса дошкольных образовательных организаций в рамках реализации ФГОС»...

Социально-педагогический проект по правовому просвещению участников образовательного процесса

Проблема правового воспитания детей дошкольного возраста является наиболее актуальной.Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позити...

Развитие инклюзивной культуры участников образовательного процесса.

Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с ...

Проект «Развитие добровольчества среди участников образовательного процесса в сфере экологического волонтерства»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «ребёнок овладевает основными культурными с...