Социально-педагогический проект по правовому просвещению участников образовательного процесса
проект

Ахмедчина Надежда Олеговна

Проблема правового воспитания детей дошкольного возраста является наиболее актуальной.

Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное  осознание  своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, научится уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialno-pedagogichesskiy_proekt.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Вольского муниципального района  «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» г. Вольска Саратовской области»

Социально-педагогический проект

по правовому просвещению участников образовательного процесса

Разработала проект:

социальный педагог  

Ахмедчина Надежда Олеговна

2020г. – 2021г.

Цель проекта:

  • повышение уровня правовой культуры всех участников педагогического  процесса 
  • формирование правосознания участников педагогического процесса, к вопросам соблюдения прав ребенка, повышения уровня правовой культуры и компетентности взрослых

Задачи проекта:

  1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по обеспечению правовой защиты, в том числе путем воспитания и образования родительской общественности
  2. Формировать навыки ответственного поведения взрослых, снижающих вероятность жестокого обращения с детьми
  3. пропаганда правового воспитания детей дошкольного возраста, углубление знаний педагогов по нормативно-правовым документам

Ожидаемый результат.

В качестве предполагаемого результата реализации данного проекта можно назвать следующее:

  • Ребёнок становится более свободным, уважает себя и других людей, понимает их чувства, переживания, поступки, мысли.
  • Дети обладают знаниями, что существуют документы по правам человека
  • Права человека надо уважать и соблюдать, что взаимодействие лучше, чем конфликт, что мы сами отвечаем за наши собственные действия и что мы сами можем сделать мир лучше
  • У взрослых сформированы элементарные гражданские навыки: открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в повседневной жизни конфликты правовыми способами
  • Повышен уровень правовой культуры родителей
  • Сформирована организационно-правовая основа взаимодействия

родителей, детей и педагогов

  • Активизируются интересы детей и родителей в области прав и

обязанностей

Этапы реализации проекта

Наименования этапов

Задачи

Методы и формы

  1. Информационно- накопительный

  1. Изучение уровня

осведомленности  родителей по вопросам права

  1. Подготовка к реализации проекта

Анализ  теоретических источников;

изучение педагогического опыта;

работа с нормативной

документацией;

вводная диагностика

правовых знаний и моделей поведения

  1. Организационный

Создание условий для ознакомления

с информацией

правах детей

Информационные стенды, наглядно-информационный материал (плакаты, памятки, буклеты и тд.)

  1. Практический

Проведение  диагностики с целью выявления информированности по правовому воспитанию и защите прав ребенка

Наблюдение, беседы, анкетирование

  1. Заключительный

Подведение итогов,

Полученных результатов

Изучение продуктов деятельности

детей;

изучение результатов

диагностики

Содержание

  1. Актуальность проекта
  2. Информационная карта проекта (цель, задачи, ожидаемые результаты)
  3. Этапы реализации проекта
  4. Список литературы

Актуальность проекта

Важнейшим достижением системы российского народного образования за последние десятилетия является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяются две важнейшие задачи : социальная – существенное изменение положения ребенка в России и педагогическая – формирование элементарной правовой культуры юных членов общества.

Анализируя современное состояние проблемы – правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего общества главной причиной ее актуальности является возросший интерес к индивидуальности, личности. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.

Ухудшение положения детей, снижение показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющейся в нарушении норм морали и противоправных действиях, ранней алкоголизации и наркомании, криминализацией сознания и поведения значительной части взрослеющего поколения требуют активизации государственной политики в интересах детей. Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного периода жизнедеятельности ребенка.

Обеспечение такого подхода возможно лишь при создании и обеспечении государством соответствующих условий. Поставленная задача может быть решена посредством изменения подходов к воспитательной деятельности, что, в свою очередь, предполагает построение всего процесса через многостороннюю деятельность, основанную на взаимодействии, сотрудничестве, уважении, доверии к ребенку, через создание в этом процессе условий для его самореализации в качестве социального субъекта. Такие изменения непосредственно связаны с усилением внимания к реализации прав ребенка.

Проблема правового воспитания детей дошкольного возраста является наиболее актуальной.

Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное  осознание  своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, научится уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.

Первый раздел.

В начале учебного года воспитателям детского сада предлагалось заполнить диагностическую карту возможностей и затруднений педагога, с целью определения темы по которой воспитатели менее осведомлены.

Диагностическая карта возможностей и затруднений педагога.

Раздел деятельности

Имею опыт, могу поделиться

Имею недостаточный опыт, хочу научиться

Не имею опыта, хочу научиться

1

Нравственное воспитание

2

Обеспечение безопасности жизнедеятельности

3

Правовое воспитание

4

Общение с родителями

5

Создание развивающей среды

   После этого данные индивидуальных карт были внесены в таблицу, из которой видно, по каким вопросам у воспитателей возникает больше всего затруднений.

   Таблица возможностей и затруднений педагога.                                                                                                                    

Количество педагогов, заполнивших карты.

№ вопроса

1

2

3

4

5

1

Δ

2

Δ

Δ

3

Δ

Δ

4

5

Δ

6

Δ

7

Δ

8

Δ

9

Δ

10

11

Δ

12

Δ

Δ

 

Условные обозначения :

1 – нравственное воспитание

2 – обеспечение безопасности жизнедеятельности

3 – правовое воспитание

4 – общение с родителями

5 – создание развивающей среды

  • - имею опыт, могу поделиться
  • - имею недостаточный опыт, хочу научиться

     Δ  - не имею опыт, хочу научиться

Расчеты производились по следующей формуле  

(x 100%)

= y%

a

где х – колличество ответов;

      а – общее колличество педагогов, заполнивших диагностические карты;

      у – уровень педагогического мастерства по данному вопросу в %.

При анализе полученных данных получились следующие результаты, представленные в таблице ниже.

Таблица возможностей и затруднений педагогического коллектива ДОУ.

 

Словесные обозначения

№ вопроса

1

2

3

4

5

50%

58,3%

8,3%

66,6%

58,3%

25%

25%

41,6%

16,6%

25%

Δ

25%

16,6%

50%

8,3%

8,3%

Проанализировав уровень педагогического мастерства, мною был сделан вывод, что самый низкий показатель уровня педагогического мастерства у педагогов по правовому воспитанию дошкольников.

Исходя из всего выше сказанного, мною была выбрана следующая тема: «ПРАВОВОЕ ВОСИПТАНИЕ В ДОУ».

Цель: повысить правовое сознание воспитанников, их родителей и педагогов.

На примере двух подготовительных групп рассмотрим конкретные планы работы по повышению данного показателя.

Работу по данной теме я начала с диагностики родителей, детей и педагогов.

Начиная работу с педагогическим коллективом по изучению данного вопроса, мною была проведена диагностика с целью выявления информированности педагогов по правовому воспитанию и защите прав ребенка.

Вопросы анкеты:

  1. Какие международные документы о правах ребенка Вам известны ?
  2. Считаете ли Вы необходимым защищать права и достоинства ребенка в нашей стране?
  3. Если «да», то какие права ребенка нарушаются?
  4. Соблюдение каких прав ребенка обязано взять на себя дошкольное образовательное учреждение?
  5. Какие права ребенка чаще всего нарушаются в семьях?
  6. что Вы понимаете под правовым воспитанием детей?
  7. Следует ли подключать родителей к правовому воспитанию детей?
  8. С какого возраста целесообразно приобщать ребенка к правовой культуре общества, в частности к осознанию прав человека, в том числе собственных:
  • с раннего возраста
  • с младшего дошкольного
  • со среднего дошкольного
  • со старшего дошкольного
  • с младшего школьного.
  1. Можно ли подвести детей старшего возраста к пониманию таких слов, как «право», «свобода», «закон», «равноправие», «обязанность», «международный документ»?
  2. Хотели бы Вы повысить уровень своих знаний о правах ребенка и правом воспитании детей дошкольного возраста?

Обработка полученных результатов показала, что воспитатели плохо знают права детей; или знают о них частично, поверхностно.

Работа с семьей также была начата с диагностики. Родителям было предложено ответить на ряд вопросов. Цель: выявить знания родителей по теме «права ребенка».

Вопросы:

  1. Какие права  ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребенка:

а) право на жизнь, на гражданство, на образование;

б) право на жизнь, на семейные связи, на образование;

в) право на жизнь, свободно выражать свои мысли, на отдых;

г) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

  1. Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка:

                    а) органы управления РФ;

                    б) органы местного самоуправления;

                  в) образовательное учреждение;

                   г) родители и другие лица, воспитывающие ребенка.

  1. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка:

а) родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;

                   б) ребенок и родители и другие лица, замещающие родителей;

в) родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение;

                    г) родители и органы местного управления образованием.

  1. Имеет ли ребенок право на доходы, полученные им:

                   а) да, если они получены с согласия родителей;

               б) да, если они получены не в результате правонарушений;  

               в) нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители;

               г) нет, ребенок не должен работать.

5.  Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников:

          а) педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;

          б) правильно организованный режим питания, занятий воспитанников;

          в) направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;

          г) создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.

6.  Вам стало известно, что соседи по подъезду жестоко обращаются со своим ребенком. Какие действия следует совершить:

а) побеседовать с родителями ребенка и указать на неправомерность их действий;

б) сообщить в образовательное учреждение, где обучается ребенок;

в) позвонить в органы опеки и попечительства и сообщить координаты семьи, где нарушаются права ребенка.

  1. Какие формы пропаганды, разъяснения, информации Вы считаете возможным использовать в работе с детьми?
  2. Известны ли Вам какие либо международные документы о правах ребенка?
  3. Что Вы понимаете под правовым воспитанием детей?

10. Хотели бы Вы повысить уровень своих знаний по правовому воспитанию детей?

Было опрошено 52 человека. В результате обработки данных, были сделаны следующие выводы: 93% родителей знают о правах детей частично, поверхностно; и 7% опрошенных родителей хорошо знакомы с правами ребенка (в силу своей профессии).

В работе с детьми была использована следующая беседа.

Вопросы:

  1. Знаешь ли ты что такое «права»?
  2. Как ты думаешь, у тебя есть свои права?
  3. Какими правами ты обладаешь?
  4. Знаешь ли ты, что существует закон, который защищает детей и их права?
  5. Знаешь ли ты к кому тебе обращаться если тебя обижают дома?

После проведения беседы были сделаны выводы о том, что дети не знакомы с правами, практически ничего не знают о них.

Второй раздел.

Для того чтобы повысить уровень знаний воспитателей, родителей и детей по теме «правового воспитания» были составлены следующие планы по работе с педагогическим коллективом и семьей.

План работы с воспитателями по правовому воспитанию на год.

Изучение документов «Всеобщей декларации прав человека», «семейный кодекс РФ».

Знакомство педагогов с правовыми документами; выявление уровня знаний педагогов в данной области.

Сентябрь

«Для чего нужно знать свои права и обязанности».

Повышение уровня знаний педагогов по данной теме.

Октябрь

«Использование дидактических и коммуникативных игр в формировании правовой культуры детей».

Освоение наиболее рациональных  методов и приемов по правовому воспитанию и обучению детей».

Ноябрь

«Права ребенка- их реализация и соблюдение».

Показать значимость соблюдения прав детей со стороны взрослых.

Декабрь

Оформление стендов, Информационных папок.

способствовать накоплению и усвоению знаний по правовому воспитанию.

Январь

«Знаем ли мы права детей» деловая игра.

Пропаганда правового воспитания детей в педагогическом коллективе.

Февраль

«Право ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения».

Раскрыть понятия об основных формах жестокого обращения; раскрыть признаки жестокого обращения и насилия.

Март

Конкурс «Слабое звено».

Уточнить, закрепить знания педагогов о правах человека.

Май

В течение года педагогическим коллективом  были изучены правовые документы; были проведены консультации по различным тематикам с целью накопления знаний по данной теме(знакомство с понятием «защита детей», выявить их точку зрения на данную проблему, сформировать единое представление о защите прав детей),заполнения имеющихся пробелов. Были оформлены стенды и информационные папки, призывающие к активной защите прав детей. В феврале месяце была проведена деловая «игра Знаем ли мы права детей?». Участвующие поделились на три команды для участия в викторине. Вопросы викторины позволили выявить на сколько хорошо воспитатели были ознакомлены с правовыми документами, усвоили информацию консультаций.

Для закрепления и уточнения знаний о правах человека был запланирован и проведен в конце года конкурс «Слабое звено». С каждым туром участники конкурса вылетали из игры если неправильно отвечали на поставленные вопросы. Вопросы содержат информацию о  правовых документов.

План работы с родителями по правовому воспитанию на год.

Тема

Цель

Время проведения

«Я и мой ребенок»

Показать значимость чувства семейной сплоченности, уважения друг к другу.

Сентябрь

«Типы родительской любви»

Выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями.

Октябрь

«Жестокое обращение с детьми»

Показать, что мир в семье- главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов семьи».

Ноябрь

«Поощрение и наказание в семье»

Способствовать формированию у родителей культуры поощрения и наказания ребенка в семье.

Декабрь

«Защита прав детей в семье» (оформление стенда).

Ознакомить родителей с правами детей, показать необходимость их соблюдения.

Январь

«Семья глазами ребенка».

Февраль

«Мама, папа, я – счастливая семья».

Расширить представления о семье как о величайшей общечеловеческой ценности.

Март

«Семейное воспитание – причина нарушения поведения детей».

Показать родителям, что они пример для своего ребенка; что самое главное в воспитании детей – любовь, терпение.

Апрель

«Восемь типов родительской любви» (письменная консультация).

Донести до родителей, что ребенка нужно не просто любить, в нем необходимо видеть личность.

Май

План мероприятий по формированию правового сознания у детей старшего дошкольного возраста.

Тема

Цель

Время проведения

«Как поступить правильно»

Формировать представление о положительных и отрицательных поступках, поведении.

Сентябрь

«О правах - играя»

Дать детям общее представление об их правах, развивать правовое мировозрение и нравственные представления.

Октябрь

«Ты и твое имя»

Способствовать социально-нравственному развитию.

Ноябрь

«Моя семья»

Воспитывать уважение к членам семьи, рассказывать, что члены семьи могут иметь разные вкусы и увлечения.

Декабрь

«Право на любовь»

Познакомить детей с правом на любовь и заботу, воспитывать в детях доброту, внимание к людям.

Январь

«Я имею право...»

Расширять область правовых знаний детей.

Февраль

«Я не должен...»

Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах.

Март

«Ценности здорового образа жизни»

Познакомить детей со здоровым образом жизни, способствовать осознанному приобщению к нему.

Апрель

«Конфликты и ссоры»

Рассказать о понятии «конфликт», «ссора», о причинах их возникновения и негативных последствиях. Учить детей избегать ссор, находить пути примирения и согласия.

Май

«Дружная семья»

Воспитывать чувство семейной сплоченности, уважения к жизненному опыту родителей.

Июнь

«Ваши права дети»

Уточнить знания о гражданских правах и обязанностях. Развить правовое мировозрение и нравственные представления. Воспитывать чувство уважения к другим людям.

Июль

Главная цель данной работы попытаться дать детям представление о таком  понятии как «право»; разъяснить о том, что такое «право на любовь», «право на имя», «право на защиту». Проведенные в течение года занятия позволили достичь поставленной цели.

С целью выявления результативности проведенной работы в конце учебного года было проведено повторное анкетирование воспитателей, родителей и детей.

Результаты анкетирования воспитателей.

Количество педагогов, заполнивших карты.

№ вопроса

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Проанализировав полученные данные, получились следующие результаты.

Словесные обозначения

№ вопроса

1

2

3

4

5

50%

58,3%

8,3%

66,6%

58,3%

25%

25%

41,6%

16,6%

25%

Δ

25%

16,6%

50%

8,3%

8,3%

Анализ результатов показал, что воспитатели повысили свой уровень знаний по правовому воспитанию.

Список литературы

Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. - М.: - 1995.

Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997. Березина В. Воспитание чудом // Педагогика + ТРИЗ / Под ред. Гина А.А. - М.: Вита-Пресс, 2001. Выпуск № 6. С. 54-63.

Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Встреча с чудом: Детство творческой личности: встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. СПб.: изд-во Буковского. 1995. С. 60.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1985.

Детство: Программа развития и обучения детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др./под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. – СПб.: Из-во «Акциндент»,1995.

Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей. – М.: ВЛАДОС, 2003.

 Зверева 0-П- Семейная педагогика и домашнее воспитание - М; 2000.

Земска М. Семья и личность. - М.; Прогресс - 1984 - 80с.

Иванова Н.П. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений//Начальная школа, - 2004. - №3. - с. 6-13

Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России в документах и материалах. М., 2001. С. 230, 234, 239, 241-242.

Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2002.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.; Академия, 2000 - 252с.

 Методика правового воспитания учащихся. – М.: Просвещение, 1982. – 223 с. Мордовец А.С., Магометов А.А., Силантьев Л.В., Чинчиков А.А. Права человека и деятельность органов внутренних дел. Саратов, 1994 год.

Репина Е.А. Общение детей и детском саду и семье. - М.: Педагогика, 1990. -152с. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? Книга для родителей (перевод с польского). - М.: «Прогресс», 1989, - 400с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по сохранению здоровья участников образовательного процесса " Будь здоров!"

Проект по здоровьесбережению  дошкольников "Будь здоров!"...

Семинар "Формирование и развитие правовой культуры участников образовательного процесса. Сущность и содержание"

Цель: повышение компетенций педагогов в области формирования и развития правовой культуры участников образовательного процесса....

Педагогический совет на тему: «Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»

Педагогический совет на тему:«Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-о...

Конспект родительского собрания на тему: «Правовой аспект участников образовательного процесса дошкольных образовательных организаций в рамках реализации ФГОС»

Конспект родительского собрания на тему: «Правовой аспект участников образовательного процесса дошкольных образовательных организаций в рамках реализации ФГОС»...

Консультация на тему: Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально-педагогическая проблема".

Консультация на тему: "Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально- педагогическая проблема"....

Проект как средство взаимодействия участников образовательного процесса

Главная цель взаимодействия ДОУ с семьёй – это создание необходимых условий для развития взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника...