Социально-педагогический проект по правовому просвещению участников образовательного процесса
проект
Проблема правового воспитания детей дошкольного возраста является наиболее актуальной.
Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, научится уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-pedagogichesskiy_proekt.doc | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Вольского муниципального района «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» г. Вольска Саратовской области»
Социально-педагогический проект
по правовому просвещению участников образовательного процесса
Разработала проект:
социальный педагог
Ахмедчина Надежда Олеговна
2020г. – 2021г.
Цель проекта:
- повышение уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса
- формирование правосознания участников педагогического процесса, к вопросам соблюдения прав ребенка, повышения уровня правовой культуры и компетентности взрослых
Задачи проекта:
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по обеспечению правовой защиты, в том числе путем воспитания и образования родительской общественности
- Формировать навыки ответственного поведения взрослых, снижающих вероятность жестокого обращения с детьми
- пропаганда правового воспитания детей дошкольного возраста, углубление знаний педагогов по нормативно-правовым документам
Ожидаемый результат.
В качестве предполагаемого результата реализации данного проекта можно назвать следующее:
- Ребёнок становится более свободным, уважает себя и других людей, понимает их чувства, переживания, поступки, мысли.
- Дети обладают знаниями, что существуют документы по правам человека
- Права человека надо уважать и соблюдать, что взаимодействие лучше, чем конфликт, что мы сами отвечаем за наши собственные действия и что мы сами можем сделать мир лучше
- У взрослых сформированы элементарные гражданские навыки: открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в повседневной жизни конфликты правовыми способами
- Повышен уровень правовой культуры родителей
- Сформирована организационно-правовая основа взаимодействия
родителей, детей и педагогов
- Активизируются интересы детей и родителей в области прав и
обязанностей
Этапы реализации проекта
Наименования этапов | Задачи | Методы и формы |
|
осведомленности родителей по вопросам права
| Анализ теоретических источников; изучение педагогического опыта; работа с нормативной документацией; вводная диагностика правовых знаний и моделей поведения |
| Создание условий для ознакомления с информацией правах детей | Информационные стенды, наглядно-информационный материал (плакаты, памятки, буклеты и тд.) |
| Проведение диагностики с целью выявления информированности по правовому воспитанию и защите прав ребенка | Наблюдение, беседы, анкетирование |
| Подведение итогов, Полученных результатов | Изучение продуктов деятельности детей; изучение результатов диагностики |
Содержание
- Актуальность проекта
- Информационная карта проекта (цель, задачи, ожидаемые результаты)
- Этапы реализации проекта
- Список литературы
Актуальность проекта
Важнейшим достижением системы российского народного образования за последние десятилетия является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяются две важнейшие задачи : социальная – существенное изменение положения ребенка в России и педагогическая – формирование элементарной правовой культуры юных членов общества.
Анализируя современное состояние проблемы – правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего общества главной причиной ее актуальности является возросший интерес к индивидуальности, личности. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.
Ухудшение положения детей, снижение показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющейся в нарушении норм морали и противоправных действиях, ранней алкоголизации и наркомании, криминализацией сознания и поведения значительной части взрослеющего поколения требуют активизации государственной политики в интересах детей. Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного периода жизнедеятельности ребенка.
Обеспечение такого подхода возможно лишь при создании и обеспечении государством соответствующих условий. Поставленная задача может быть решена посредством изменения подходов к воспитательной деятельности, что, в свою очередь, предполагает построение всего процесса через многостороннюю деятельность, основанную на взаимодействии, сотрудничестве, уважении, доверии к ребенку, через создание в этом процессе условий для его самореализации в качестве социального субъекта. Такие изменения непосредственно связаны с усилением внимания к реализации прав ребенка.
Проблема правового воспитания детей дошкольного возраста является наиболее актуальной.
Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, научится уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.
Первый раздел.
В начале учебного года воспитателям детского сада предлагалось заполнить диагностическую карту возможностей и затруднений педагога, с целью определения темы по которой воспитатели менее осведомлены.
Диагностическая карта возможностей и затруднений педагога.
№ | Раздел деятельности | Имею опыт, могу поделиться | Имею недостаточный опыт, хочу научиться | Не имею опыта, хочу научиться |
1 | Нравственное воспитание | |||
2 | Обеспечение безопасности жизнедеятельности | |||
3 | Правовое воспитание | |||
4 | Общение с родителями | |||
5 | Создание развивающей среды |
После этого данные индивидуальных карт были внесены в таблицу, из которой видно, по каким вопросам у воспитателей возникает больше всего затруднений.
Таблица возможностей и затруднений педагога.
Количество педагогов, заполнивших карты. | № вопроса | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 | | Δ | | | |
2 | Δ | | Δ | | |
3 | | | Δ | Δ | |
4 | | | | | |
5 | | | Δ | | |
6 | | | | | Δ |
7 | | | Δ | | |
8 | Δ | | | | |
9 | | | Δ | | |
10 | | | | | |
11 | Δ | | | | |
12 | | Δ | Δ | | |
Условные обозначения :
1 – нравственное воспитание
2 – обеспечение безопасности жизнедеятельности
3 – правовое воспитание
4 – общение с родителями
5 – создание развивающей среды
- - имею опыт, могу поделиться
- - имею недостаточный опыт, хочу научиться
Δ - не имею опыт, хочу научиться
Расчеты производились по следующей формуле | (x 100%) | = y% |
a |
где х – колличество ответов;
а – общее колличество педагогов, заполнивших диагностические карты;
у – уровень педагогического мастерства по данному вопросу в %.
При анализе полученных данных получились следующие результаты, представленные в таблице ниже.
Таблица возможностей и затруднений педагогического коллектива ДОУ.
Словесные обозначения | № вопроса | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| 50% | 58,3% | 8,3% | 66,6% | 58,3% |
| 25% | 25% | 41,6% | 16,6% | 25% |
Δ | 25% | 16,6% | 50% | 8,3% | 8,3% |
Проанализировав уровень педагогического мастерства, мною был сделан вывод, что самый низкий показатель уровня педагогического мастерства у педагогов по правовому воспитанию дошкольников.
Исходя из всего выше сказанного, мною была выбрана следующая тема: «ПРАВОВОЕ ВОСИПТАНИЕ В ДОУ».
Цель: повысить правовое сознание воспитанников, их родителей и педагогов.
На примере двух подготовительных групп рассмотрим конкретные планы работы по повышению данного показателя.
Работу по данной теме я начала с диагностики родителей, детей и педагогов.
Начиная работу с педагогическим коллективом по изучению данного вопроса, мною была проведена диагностика с целью выявления информированности педагогов по правовому воспитанию и защите прав ребенка.
Вопросы анкеты:
- Какие международные документы о правах ребенка Вам известны ?
- Считаете ли Вы необходимым защищать права и достоинства ребенка в нашей стране?
- Если «да», то какие права ребенка нарушаются?
- Соблюдение каких прав ребенка обязано взять на себя дошкольное образовательное учреждение?
- Какие права ребенка чаще всего нарушаются в семьях?
- что Вы понимаете под правовым воспитанием детей?
- Следует ли подключать родителей к правовому воспитанию детей?
- С какого возраста целесообразно приобщать ребенка к правовой культуре общества, в частности к осознанию прав человека, в том числе собственных:
- с раннего возраста
- с младшего дошкольного
- со среднего дошкольного
- со старшего дошкольного
- с младшего школьного.
- Можно ли подвести детей старшего возраста к пониманию таких слов, как «право», «свобода», «закон», «равноправие», «обязанность», «международный документ»?
- Хотели бы Вы повысить уровень своих знаний о правах ребенка и правом воспитании детей дошкольного возраста?
Обработка полученных результатов показала, что воспитатели плохо знают права детей; или знают о них частично, поверхностно.
Работа с семьей также была начата с диагностики. Родителям было предложено ответить на ряд вопросов. Цель: выявить знания родителей по теме «права ребенка».
Вопросы:
- Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребенка:
а) право на жизнь, на гражданство, на образование;
б) право на жизнь, на семейные связи, на образование;
в) право на жизнь, свободно выражать свои мысли, на отдых;
г) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
- Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка:
а) органы управления РФ;
б) органы местного самоуправления;
в) образовательное учреждение;
г) родители и другие лица, воспитывающие ребенка.
- Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка:
а) родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;
б) ребенок и родители и другие лица, замещающие родителей;
в) родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение;
г) родители и органы местного управления образованием.
- Имеет ли ребенок право на доходы, полученные им:
а) да, если они получены с согласия родителей;
б) да, если они получены не в результате правонарушений;
в) нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители;
г) нет, ребенок не должен работать.
5. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников:
а) педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;
б) правильно организованный режим питания, занятий воспитанников;
в) направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;
г) создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
6. Вам стало известно, что соседи по подъезду жестоко обращаются со своим ребенком. Какие действия следует совершить:
а) побеседовать с родителями ребенка и указать на неправомерность их действий;
б) сообщить в образовательное учреждение, где обучается ребенок;
в) позвонить в органы опеки и попечительства и сообщить координаты семьи, где нарушаются права ребенка.
- Какие формы пропаганды, разъяснения, информации Вы считаете возможным использовать в работе с детьми?
- Известны ли Вам какие либо международные документы о правах ребенка?
- Что Вы понимаете под правовым воспитанием детей?
10. Хотели бы Вы повысить уровень своих знаний по правовому воспитанию детей?
Было опрошено 52 человека. В результате обработки данных, были сделаны следующие выводы: 93% родителей знают о правах детей частично, поверхностно; и 7% опрошенных родителей хорошо знакомы с правами ребенка (в силу своей профессии).
В работе с детьми была использована следующая беседа.
Вопросы:
- Знаешь ли ты что такое «права»?
- Как ты думаешь, у тебя есть свои права?
- Какими правами ты обладаешь?
- Знаешь ли ты, что существует закон, который защищает детей и их права?
- Знаешь ли ты к кому тебе обращаться если тебя обижают дома?
После проведения беседы были сделаны выводы о том, что дети не знакомы с правами, практически ничего не знают о них.
Второй раздел.
Для того чтобы повысить уровень знаний воспитателей, родителей и детей по теме «правового воспитания» были составлены следующие планы по работе с педагогическим коллективом и семьей.
План работы с воспитателями по правовому воспитанию на год.
Изучение документов «Всеобщей декларации прав человека», «семейный кодекс РФ». | Знакомство педагогов с правовыми документами; выявление уровня знаний педагогов в данной области. | Сентябрь |
«Для чего нужно знать свои права и обязанности». | Повышение уровня знаний педагогов по данной теме. | Октябрь |
«Использование дидактических и коммуникативных игр в формировании правовой культуры детей». | Освоение наиболее рациональных методов и приемов по правовому воспитанию и обучению детей». | Ноябрь |
«Права ребенка- их реализация и соблюдение». | Показать значимость соблюдения прав детей со стороны взрослых. | Декабрь |
Оформление стендов, Информационных папок. | способствовать накоплению и усвоению знаний по правовому воспитанию. | Январь |
«Знаем ли мы права детей» деловая игра. | Пропаганда правового воспитания детей в педагогическом коллективе. | Февраль |
«Право ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения». | Раскрыть понятия об основных формах жестокого обращения; раскрыть признаки жестокого обращения и насилия. | Март |
Конкурс «Слабое звено». | Уточнить, закрепить знания педагогов о правах человека. | Май |
В течение года педагогическим коллективом были изучены правовые документы; были проведены консультации по различным тематикам с целью накопления знаний по данной теме(знакомство с понятием «защита детей», выявить их точку зрения на данную проблему, сформировать единое представление о защите прав детей),заполнения имеющихся пробелов. Были оформлены стенды и информационные папки, призывающие к активной защите прав детей. В феврале месяце была проведена деловая «игра Знаем ли мы права детей?». Участвующие поделились на три команды для участия в викторине. Вопросы викторины позволили выявить на сколько хорошо воспитатели были ознакомлены с правовыми документами, усвоили информацию консультаций.
Для закрепления и уточнения знаний о правах человека был запланирован и проведен в конце года конкурс «Слабое звено». С каждым туром участники конкурса вылетали из игры если неправильно отвечали на поставленные вопросы. Вопросы содержат информацию о правовых документов.
План работы с родителями по правовому воспитанию на год.
Тема | Цель | Время проведения |
«Я и мой ребенок» | Показать значимость чувства семейной сплоченности, уважения друг к другу. | Сентябрь |
«Типы родительской любви» | Выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями. | Октябрь |
«Жестокое обращение с детьми» | Показать, что мир в семье- главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов семьи». | Ноябрь |
«Поощрение и наказание в семье» | Способствовать формированию у родителей культуры поощрения и наказания ребенка в семье. | Декабрь |
«Защита прав детей в семье» (оформление стенда). | Ознакомить родителей с правами детей, показать необходимость их соблюдения. | Январь |
«Семья глазами ребенка». | Февраль | |
«Мама, папа, я – счастливая семья». | Расширить представления о семье как о величайшей общечеловеческой ценности. | Март |
«Семейное воспитание – причина нарушения поведения детей». | Показать родителям, что они пример для своего ребенка; что самое главное в воспитании детей – любовь, терпение. | Апрель |
«Восемь типов родительской любви» (письменная консультация). | Донести до родителей, что ребенка нужно не просто любить, в нем необходимо видеть личность. | Май |
План мероприятий по формированию правового сознания у детей старшего дошкольного возраста.
Тема | Цель | Время проведения |
«Как поступить правильно» | Формировать представление о положительных и отрицательных поступках, поведении. | Сентябрь |
«О правах - играя» | Дать детям общее представление об их правах, развивать правовое мировозрение и нравственные представления. | Октябрь |
«Ты и твое имя» | Способствовать социально-нравственному развитию. | Ноябрь |
«Моя семья» | Воспитывать уважение к членам семьи, рассказывать, что члены семьи могут иметь разные вкусы и увлечения. | Декабрь |
«Право на любовь» | Познакомить детей с правом на любовь и заботу, воспитывать в детях доброту, внимание к людям. | Январь |
«Я имею право...» | Расширять область правовых знаний детей. | Февраль |
«Я не должен...» | Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах. | Март |
«Ценности здорового образа жизни» | Познакомить детей со здоровым образом жизни, способствовать осознанному приобщению к нему. | Апрель |
«Конфликты и ссоры» | Рассказать о понятии «конфликт», «ссора», о причинах их возникновения и негативных последствиях. Учить детей избегать ссор, находить пути примирения и согласия. | Май |
«Дружная семья» | Воспитывать чувство семейной сплоченности, уважения к жизненному опыту родителей. | Июнь |
«Ваши права дети» | Уточнить знания о гражданских правах и обязанностях. Развить правовое мировозрение и нравственные представления. Воспитывать чувство уважения к другим людям. | Июль |
Главная цель данной работы попытаться дать детям представление о таком понятии как «право»; разъяснить о том, что такое «право на любовь», «право на имя», «право на защиту». Проведенные в течение года занятия позволили достичь поставленной цели.
С целью выявления результативности проведенной работы в конце учебного года было проведено повторное анкетирование воспитателей, родителей и детей.
Результаты анкетирования воспитателей.
Количество педагогов, заполнивших карты. | № вопроса | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | | | | | |
6 | | | | | |
7 | | | | | |
8 | | | | | |
9 | | | | | |
10 | | | | | |
11 | | | | | |
12 | | | | | |
Проанализировав полученные данные, получились следующие результаты.
Словесные обозначения | № вопроса | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| 50% | 58,3% | 8,3% | 66,6% | 58,3% |
| 25% | 25% | 41,6% | 16,6% | 25% |
Δ | 25% | 16,6% | 50% | 8,3% | 8,3% |
Анализ результатов показал, что воспитатели повысили свой уровень знаний по правовому воспитанию.
Список литературы
Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. - М.: - 1995.
Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997. Березина В. Воспитание чудом // Педагогика + ТРИЗ / Под ред. Гина А.А. - М.: Вита-Пресс, 2001. Выпуск № 6. С. 54-63.
Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Встреча с чудом: Детство творческой личности: встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. СПб.: изд-во Буковского. 1995. С. 60.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1985.
Детство: Программа развития и обучения детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др./под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. – СПб.: Из-во «Акциндент»,1995.
Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Зверева 0-П- Семейная педагогика и домашнее воспитание - М; 2000.
Земска М. Семья и личность. - М.; Прогресс - 1984 - 80с.
Иванова Н.П. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений//Начальная школа, - 2004. - №3. - с. 6-13
Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России в документах и материалах. М., 2001. С. 230, 234, 239, 241-242.
Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2002.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.; Академия, 2000 - 252с.
Методика правового воспитания учащихся. – М.: Просвещение, 1982. – 223 с. Мордовец А.С., Магометов А.А., Силантьев Л.В., Чинчиков А.А. Права человека и деятельность органов внутренних дел. Саратов, 1994 год.
Репина Е.А. Общение детей и детском саду и семье. - М.: Педагогика, 1990. -152с. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? Книга для родителей (перевод с польского). - М.: «Прогресс», 1989, - 400с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект по сохранению здоровья участников образовательного процесса " Будь здоров!"
Проект по здоровьесбережению дошкольников "Будь здоров!"...
Семинар "Формирование и развитие правовой культуры участников образовательного процесса. Сущность и содержание"
Цель: повышение компетенций педагогов в области формирования и развития правовой культуры участников образовательного процесса....
Педагогический совет на тему: «Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»
Педагогический совет на тему:«Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-о...
Конспект родительского собрания на тему: «Правовой аспект участников образовательного процесса дошкольных образовательных организаций в рамках реализации ФГОС»
Конспект родительского собрания на тему: «Правовой аспект участников образовательного процесса дошкольных образовательных организаций в рамках реализации ФГОС»...
Правовое просвещение участников образовательного процесса
Презентация "Права ребенка"...
Консультация на тему: Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально-педагогическая проблема".
Консультация на тему: "Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально- педагогическая проблема"....
Проект как средство взаимодействия участников образовательного процесса
Главная цель взаимодействия ДОУ с семьёй – это создание необходимых условий для развития взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника...