проект по сохранению здоровья участников образовательного процесса " Будь здоров!"
проект на тему
Проект по здоровьесбережению дошкольников "Будь здоров!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_sohraneniyu_zdorovya_uchastnikov_obrazovatelnogo_protsessa.docx | 28.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по сохранению здоровья участников образовательного процесса «Будь здоров!»
Пояснительная записка
Физическое образование ребёнка есть база для всего остального.
Без правильного применения гигиены в развитии ребёнка,
без правильно поставленной физкультуры и спорта
мы никогда не получим здорового поколения.
А. В. Луначарский.
Проблемы здоровья сейчас у всех на слуху. В рекламных блоках СМИ предложения оздоравливающих средств, стоят на первом месте. Зайти в аптеку стало так же привычно, как в супермаркет. Недостаток витаминов, неправильный режим дня, недостаточная физическая активность - печальные факты жизни наших детей. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи. Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни.
Наш педагогический коллектив считает, что проблема укрепления здоровья детей не может решиться проведением одного мероприятия, деятельностью одного человека. Это целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива в тесной взаимосвязи с родителями, с медицинскими, спортивными и социальными центрами на длительный период.
Инструктором по физической культуре, медицинской сестрой, воспитателями, отмечено: несформированность двигательной деятельности (сферы), общей и мелкой моторики; нарушение физической и эмоциональной активности детей; дефицит таких черт характера как уверенность, целеустремленность, смелость и пр.
Исходя из вышеизложенного, коллектив детского сада ежегодно ставит перед собой задачи, по сохранению здоровья воспитанников. В годовом плане детского сада на первом месте стоит задача: «Укреплять здоровье воспитанников через рациональное использование здоровьесберегающих технологий и формирование привычки к здоровому образу жизни основе валеолгических знаний» На основании этой задачи детского сада, воспитатели и узкие специалисты, определяют направление своей деятельности и ставят перед собой свои задачи соответствующие годовым. Современные методы здоровьесбережения присутствуют во всех видах педагогической деятельности и в работе с родителями. Педагоги и медицинский работник изучают методическую литературу по проблеме здоровьесбережения, ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей. Создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, а так же на анализе медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.
На основании всего вышесказанного, был разработан проект по здоровьесбережению воспитанников «Будь здоров!».
Актуальность проекта заключается в необходимости усиления мотивации и потребности к здоровому образу жизни у детей и их родителей.
Объектом проекта является процесс воспитания культуры ЗОЖ у детей и родителей.
Предмет проекта: методы и средства здоровьесбережения в практике работы ДОУ и семейного воспитания
Гипотеза: Если в воспитании детей и родителей использовать методы и средства совершенствования и сохранения здоровья, то уровень семей ведущих здоровый образ жизни повысится.
Сроки и этапы реализации проекта:
Проект рассчитан на 1 год с 2012 по 2013 учебный год. Реализация проекта разделена на три этапа:
Подготовительный этап: Решение организационных задач
- Изучение методического материала и разработка документов для создания
условий реализации проекта
- Анализ медико-социалных условий пребывания воспитанников в ДОУ
Формирующий этап:
- Внедрение в образовательный процесс методических разработок по здоровьесбережению воспитанников
Обобщающий этап:
- Анализ и оформление результатов реализации проекта
- Обобщение опыта работы педагогов и распространение его на мероприятиях
районного и областного уровня
- Разработка программы действий на следующий период с учетом полученных
результатов.
Структура реализации проекта
В детском саду создана модель здоровьесберегающей педагогической работы, состоящая из 5 блоков.
Паспорт проекта
Наименование проекта | Проект по сохранению здоровья участников образовательного процесса «Будь здоров!» |
Основания для разработки проекта | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДОО, СанПиН 2.4.1.3049-13 |
Организация | ГБОУ 1272 |
Разработчики проекта | Иевлева Т.Н. |
Участники проекта | - педагоги, - воспитанники, - родители |
Проблема | Увеличивающийся показатель воспитанников ведущих нездоровый образ жизни в семье (сниженная физическая активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска) |
Необходимость разработки проекта | Необходимость усиления у детей и родителей мотивации и потребности к здоровому образу жизни. |
Цель проекта | Приобщение детей и родителей к здоровому образу через организованную модель здоровьесбережения в ДОУ. Поиск эффективных методов и приемов по повышению активности родителей в вопросах здоровьесбережения у дошкольников
|
Задачи проекта
| - Формирование у дошкольников через непосредственную образовательную деятельность и дополнительное образование представлений о здоровье человека и здоровом образе жизни; мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей; - Повышение компетентности родителей в использовании здоровьесберегающих возможностей в семье; - Разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий |
Вид проекта:
| По продолжительности: краткосрочный; цикличный По доминирующей линии в проекте: практико- ориентированный По содержанию: социально-педагогический По характеру контактов: в рамках муниципалитета. По количеству участников: фронтальный. |
Этапы реализации проекта | 1 этап – организационный, 2 этап – формирующий, 3 этап - обобщающий |
Ожидаемые результаты | - повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту; - повышение интереса родителей к здоровому образу жизни; - повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в здоровьесбережении; - создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями |
План деятельности по реализации проекта
1 этап
Мероприятия | Сроки | Исполнители |
Анализ деятельности ДОУ за 2011-2012 год. (Раздел 3. Оценка медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ) | июль 2012 года | старший воспитатель
|
Анализ основной общеобразовательной программы по выделению вопросов сохранения здоровья воспитанников | июль 2012 года | старший воспитатель
|
Разработка «Программы формирования здорового и безопасного образа жизни воспитанников». | июль - август2012 года | заведующий Методический совет |
Изучение методической литературы по проблеме здоровьесбережения | июль 2012 года | старший воспитатель все педагоги
|
Разработка модели проекта по по сохранению здоровья участников образовательного процесса | август 2012года | Методический совет
|
Разработка плана медико-педагогического контроля
| август 2012 года | старший воспитатель
|
Разработка плана физкультурно-оздоровительных мероприятий | август 2012 года | старший воспитатель инструктор по физической культуре
|
Разработка плана реализации проекта | август 2012 года | Методический совет
|
2 этап
Мероприятия | Сроки | Исполнители |
1 блок. Физическая культура | ||
- Систематическое проведение утренней гимнастики. - Систематическое проведение организованной образовательной деятельности в спортивном зале и на улице - Физкультминутки во время образовательной деятельности - Гимнастика после сна - Подвижные игры - Спортивные праздники - Недели здоровья (физкультурные развлечения и игры-эстафеты, совместные досуги с родителями) - Физкультурные прогулки | в течение года | инструктор по физической культуре Все педагоги |
Внедрение педагогами дополнительных здоровьесберегающих программ (планирование кружковой работы, проведение выставок, отчетов) | в течение года | старший воспитатель |
2 блок. Оздоровительная работа | ||
- Закаливающие мероприятия (хождение босиком по «дорожкам здоровья», полоскание рта, воздушные ванны). - Самомассаж «Гимнастика маленьких волшебников», «9 точек». - Дыхательная гимнастика. - Гимнастика для глаз. - Профилактическая гимнастика, предотвращающая нарушения осанки и плоскостопия
| в течение года | Инструктор по физической культуре Все педагоги
|
3 блок. Гигиенический | ||
- Создание условий обеспечивающих охрану жизни и укрепление здоровья детей | в течение года | Заведующий
|
- Учет санитарно-эпидемиологических требований к режиму работы в ДОУ | в течение года | Медицинская сестра |
4 блок. Методическая работа | ||
- Консультации для воспитателей на темы: - «Игровые упражнения и проблемные ситуации, направленные на формирование здоровья и физической культуры дошкольников», - «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», - «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», - «Как правильно провести гимнастику с дошкольниками» | сентябрь-май 2012 -2013 уч. года
| старший воспитатель Воспитатели
|
Семинар-практикум «Взаимодействие педагогов и родителей в процессе физического воспитания дошкольников». | сентябрь 2012 года | старший воспитатель |
Семинары-тренинги: - «Психологическое здоровье педагогов»; - «Обучаем детей самомассажу»; - «Дыхательная гимнастика по Стрельникову» | в течение года | старший воспитатель инструктор по физической культуре медицинская сестра |
Реализация различных проектов по здоровьесбережению в работе с детьми | в течение года | Все педагоги |
Преобразование предметно-развивающей среды в каждой возрастной группе в целях усиления ее здоровьесберегающей направленности | сентябрь 2013 год | Все педагоги |
Оснащение методкабинета научной и методической литературой, вариативными программами, методиками, педагогическими технологиями обучения и воспитания, методическими пособиями | в течение года | старший воспитатель |
Отслеживание промежуточных результатов реализации проекта | в течение года | старший воспитатель инструктор по физической культуре медицинская сестра |
5 блок. Работа с родителями | ||
- Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе «Возрастные особенности ребенка», «Режим дня», «Профилактика гриппа и ОРВИ» | в течение года
| Все педагоги
|
- Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ «Если хочешь быть здоров – прививайся!», «Правила закаливания» | в течение года
| медицинская сестра
|
- Участие родителей в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ
| в течение года | старший воспитатель инструктор по физической культуре |
- Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения. | в течение года
| Все педагоги
|
- Родительские собрания «Семья здоровый образ жизни» «Семейные традиции» |
| Все педагоги
|
3 этап
Мероприятия | Сроки | Исполнители |
Оформление методических разработок о здоровом образе жизни
| июнь – август 2012 года | старший воспитатель медицинская сестра |
Анализ работы за год в разделе «Оценка медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ» | июнь 2013года | старший воспитатель
|
Анализ результатов проектной деятельности на итоговом педагогическом совете | май 2013года | старший воспитатель Все педагоги
|
Разработка программы действий на следующий период с учетом полученных результатов. | август 2013 года | Методический совет
|
Список изученной литературы:
1. Лавров Н.Н., Бубличенко М.М. Дыхание по Стрельниковой издательство Феникс 2005
2. Нестерюк Т.В. Психосоматическая гимнастика, Издательство Книголюб 2009
3. Никишина И.В., «Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии.» Москва ООО «Планета» 2011г.
4. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений.Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИТЕЗ, 2014.
5. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. 1-я младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИТЕЗ,2014.
6. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. 2-я младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИТЕЗ,2014.
7. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИТЕЗ,2014.
8. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИТЕЗ,2014.
9. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИТЕЗ,2014.
10. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы по ред.: Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой». – М.: МОЗАИКА-СИТЕЗ,2014
11.Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для детей 5 – 8 лет, Ярославль,2003.
12. Харченко Т.Е. «Физкультурные праздники и развлечения» Детство-Пресс, 2009.
13. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой М.- Метафора 2007
14. Интернет-сайт «Дошколёнок.ру» http://dohcolonoc.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инфраструктура, образовательные стандарты и здоровье участников образовательного процесса.
Сохранение и укрепление здоровья детей становится основным критерием качества образовательного процесса. Эффективнгость физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ во многом зависит о...
Психическое и физическое здоровье участников образовательного процесса - залог эффективной работы в детском саду.
Задача педагога - обеспечить выпускнику высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, умение заботиться о своём здоровье и береж...
«Здоровьесберегающие технологии и психологическое обеспечение здоровья участников образовательного процесса»
Опыт работы с использованием здоровьесберегающих технологий...
Психическое и физическое здоровье участников образовательного процесса - залог эффективной работы в детском саду.
Здоровый образ жизни- это активная деятельность людей, направленная на сохранение и укрепление здоровья....
Аналитический совет по сохранению жизни и укреплению здоровья участников образовательного процесса
тема: "Практика работы дошкольных образовательных учреждений города по формированию здоровья детей"...
Педагогический совет на тему: «Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»
Педагогический совет на тему:«Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-о...
Консультация на тему: Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально-педагогическая проблема".
Консультация на тему: "Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально- педагогическая проблема"....