Мастер-класс «Кластер? Кластер. Кластер!»
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Кластер? Кластер. Кластер!»
- Кухтей Галина Васильевна, воспитатель
Уважаемые коллеги, сегодняшний мастер-класс познакомит вас с одним из методов развития критического мышления – кластером.
Слайд 1
Для выяснения ваших ожиданий и опасений в ходе знакомства с кластерами предлагаю более чётко определить, что вы ожидаете (хотели бы получить) от сегодняшней встречи слайд 2 и чего опасаетесь.
На слайде яблоня – образ ваших надежд, мешок – ваши опасения. Предлагаю поделиться надеждами и опасениями по теме «Составление кластера».
Распределим яблоки: яблоки – ожидания на дерево, а яблоки - опасения отправим в мешок.
Слайд 3, итак (далее читаю со слайда и щелчком по «яблоку» отправляю их на дерево или в мешок).
Рассмотрим последовательность действий при составлении кластера, они просты и логичны:
Слайд 4. Кластеры бывают различными по структуре (Слайд 5 каждое слово по щелчку) гроздь, рыбья кость, елочка, ступени.
Предлагаю опробовать на практике один из способов знакомства учащихся с кластером в первом классе, когда ученики еще не знают что это такое и поэтому нужен такой способ, при котором проявится интерес к новому. И этот способ – составление кластера с помощью готовых карточек или пособия «Полезный конверт» (можно «Умный конверт» это как понравится).
На уроке закрепляем знания, например, по теме «Яблоко», при помощи блиц-опроса, потом пишу на доске слова слайд 6 «яблоко» (можно слово яблоко заменить картинкой, так будет нагляднее), «история» и «польза».
Далее показываю карточки со словами: по щелчку читаю со слайда.
Прошу ребят определить, к какому слову на доске подходят вышеперечисленные слова. И вот здесь два варианта, первый:
ребята определяют, я закрепляю карточки на доске в соответствии с «подходящими» словами, в столбик под главным словом.
Второй:
Приглашаю к доске две команды по 3-5 человек, которые с помощью заготовленных заранее карточек составляют кластер при моей поддержке и поддержке товарищей (на доске с использованием магнитов).
После составления кластера выясняем, что мы делали (путь дети поделятся своими впечатлениями), а потом объясняю значение используемого метода и называю его «кластер».
Кластер также может составлять сам учитель на первом уроке изучения темы, а на последующих ученики составляют его самостоятельно.
Только после применения готовых карточек для кластера («Полезных (умных) конвертов») можно переходить к самостоятельному начертанию и написанию составляющих детьми.
Составим кластер на тему «Яблоки» самостоятельно в парах, с использованием «Полезных конвертов». Итак… (показываю карточку с текстом) – здесь текст, (переворачиваю карточку) – здесь схема, которую нужно заполнить, применяя слова-подсказки со слайда. Приступаем…
Надеюсь, кластер «Яблоко» поспособствовал систематизации имеющихся знаний яблоках и расширил ваш кругозор.
Как и у каждой методики у методики составления кластера есть свои плюсы и минусы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Мастер – класс для педагогов « Использование пескотерапии в развитии речи дошкольников» для городской конференции по кластеру « Все начинается с чтения»
Конспект Мастер – класса для педагогов « Использование пескотерапии в развитии речи дошкольников» для городской конференции по кластеру « Все начинается с чтения»...
Районный образовательный кластер «Княжево» Мастер – класс «Развивающие игры с математическим содержанием»
quot;...Никогда умственные усилия не должны направляться только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание, прекращается и умственный труд, начинается отупляющая зубрежка"...
Мастер - класс "Использование приемов критического мышления в коррекционно - развивающей работе учителя - логопеда Прием Кластер)"
Этот материал будет полезен тем, использует в своей работе приемы технологии критического мышления. В статье представлены некоторые приемы использования кластерных таблиц в работе с дошкольниками...
Мастер-класс на тему "Применение метода «Кластер» в образовательной деятельности дошкольников"
Как вы уже знаете Кластеры бывают различными по структуре. Сегодня мы рассмотрим два вида кластера, которые более доступны для детей дошкольного возраста - гроздь и спутники. ...
Мастер-класс для родителей «Тряпичные куклы»: Кукла «Берегиня». Мастер-класс для родителей «Создание книжки – малышки «Колобок» Мастер класс для родителей «В гостях у матрёшки» Экскурсия с детьми и родителями в центр духо
Мастер-класс для родителей «Тряпичные куклы»: Кукла «Берегиня». Цель: Познакомить родителей с русской традицией изготовления народных тряпичных кукол.Задачи: Привива...