Мастер-класс на тему "Применение метода «Кластер» в образовательной деятельности дошкольников"
материал

Как вы уже знаете Кластеры бывают различными по структуре. Сегодня мы рассмотрим два вида кластера, которые более доступны для детей дошкольного возраста - гроздь и спутники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 71150_mk_klaster.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему "Применение метода «Кластер» в образовательной деятельности дошкольников"

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Свой мастер-класс я бы хотела начать с высказывания Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас, и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет несколько идей».

Современных детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают, осмысливать её, потом делать выводы. Как научить выделять главное и существенное?

Ответ на это вопрос можно найти в технологии развития критического мышления – метод Кластер. Сегодня мы попробуем его разобрать. Этот метод привлекает тем, что может быть использован в различных образовательных областях, на разных возрастных этапах, по разным лексическим темам.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

В теории с этим методом мы уже ознакомились. А сегодня мы разберём его на практике.

Прежде чем окунуться с головой в работу, я хочу узнать ваши ожидания и опасения при знакомстве с кластером. И выясним с помощью приёма «Яблоня».

На доске яблоня - образ ваших надежд, мешок - ваши опасения. Я предлагаю вам выбрать яблоки, красные яблоки – это положительные надежды, а зелёные – опасения. (в конце мк вы повесите яблоки на яблоню соответственно или в мешок Распределим яблоки: яблоки - надежды на дерево, а яблоки - опасения отправим в мешок.)

Вернёмся к методу Кластер.

Как вы уже знаете Кластеры бывают различными по структуре. Сегодня мы рассмотрим два вида кластера, которые более доступны для детей дошкольного возраста - гроздь и спутники.

Гроздь: вверху листа картинка – тема, влево, вправо и вниз располагаем смысловые единицы (факты, явления, которые характеризуют тему). Планеты и спутники: картинка в центре — это наша тема, вокруг нее планеты —смысловые единицы. У каждой планеты — спутники.

Сейчас, мы с вами станем участниками, фрагмента группового занятия в старшей группе Тема «Домашние Животные»

- Раз, два, три повернись и в ребяток превратись.

На доске размещено изображение фермера и фермы (без животных).

-Ребята, как вы думаете что это? (Ферма) Это ферма. На ферме живут животные, а за ними ухаживает человек – фермер. Скажите как мы можем назвать животных одним словом, которые живут на ферме?

Участник  крепит картинку к кластеру.

-Ребята, произошла беда, кто-то ночью напугал наших животных и они убежали. Фермер обратился к нам с просьбой о помощи вернуть питомцев. Поможем фермеру?

-Чтобы вернуть животных нам нужно выполнить ряд заданий . И первое задание. Нам нужно отгадать загадки.

1.С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком.(Собака)

- Наташа, выбери картинку с собакой и приклей её на кластер.

-Собака - это домашнее животное. У собаки острые зубы, поэтому она может очень легко грызть кости. Детёныша собаки называют щенком. Это очень умное животное, она охраняет дома людей, от опасности. Собака бежит очень быстро, громко лает. Они очень верные животные. У них острый ум и сильное чувство обоняния.

2. Кто мурлычит у окошка: —

Ты погладь меня немножко!

От тепла и ласки

Я зажмурю глазки (Кошка)


3.Голодная мычит,

Сытая жуёт,

Всем ребятам

Молоко даёт. (Корова)
4. Я скажу вам: «Ме-ме-ме!

Подготовьтесь-ка к зиме!

Шерсть мою скорей стригите

И носки себе вяжите!» (Коза)

5. Чемпионка в быстром беге,

Я порой вожу телеги.

Дядя конюх мне принес

Воду, сено и овес. (Лошадь)

(отгадывают загадки прикрепляют картинки на доску).

- Ребята, посмотрите на картинки и скажите, как назвать этих животных одним словом.

Я предлагаю подобрать картинку, которая характеризует каждое животное Мнемотаблица

  1. Нам нужно найти детёныша для каждой мамы. У кошки кто?....
  2. Теперь угостим животных их любимой едой.
  3. Какую пользу приносят животные?
  4. Чем покрыто тело?
  5. Что можно сделать из коровьего молока?
  6. Что можно сделать из творога?
  7. Распределим эти картинки.

Молодцы ребята! Посмотрите все домашние животные вернулись к фермеру. Он вас благодарит.

В конце занятия делаем вывод и проводим линии.

- кого мы помогли вернуть на ферму?

- как мы можем назвать этих животных?

-Называем каких животных мы вернули?

- Назовём детёнышей.

- Кто что ест?

- Как они помогают человеку

Вы спросите меня, почему такой конкретный итог. А потому, что метод кластер заключается в том, что мы учим детей логически мыслить и делать выводы.

Раз, два, три повернись в педагога превратись.

На доске яблоня - образ ваших надежд, мешок - ваши опасения. Я предлагаю вам выбрать яблоки, красные яблоки – это положительные надежды, а зелёные – опасения. (в конце мк вы повесите яблоки на яблоню соответственно или в мешок Распределим яблоки: яблоки - надежды на дерево, а яблоки - опасения отправим в мешок.)

В КОНЕЦ    - Я научилась различать некоторые виды кластера.

- Думаю, что такой вид работы вряд ли будет полезен воспитанникам.

- Я смогу применить на практике полученные знания о составлении кластера.

- Составление кластера - увлекательное и полезное занятие.

- Специальные термины и новые слова препятствовали восприятию.

Вернемся к началу нашего мастер класса. Посмотрим на яблоньку и мешок. Подводя итог, хочется узнать оправдались ли ваши ожидания в результатах нашего занятия? Я надеюсь, что ваши опасения были напрасны?

«То, что я хочу познать - это яблоня, что я познаю - это ветвь яблони, то, что я передам ребёнку - это яблоко, то, что он возьмёт от меня - это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование элементов системы М. Монтессори в образовательной деятельности дошкольников"

Данные методические рекомендации по использованию Монтессори – материала вносят существенный вклад в совершенствование педагогического процесса, позволяют совершенствовать содержание и повысить качест...

Мастер-класс "Современные формы и методы развития познавательно - исследовательской деятельности у старших дошкольников"

В мастер-классе представлены современные формы и методы развития ПИД у старших дошкольников: коллекционирование, "Река времени", "Путешествие по карте", метод проекта. Данное взаимодействие педагога с...

Мастер – класса «Использование игрового набора Дары Фрёбеля в образовательной деятельности дошкольников»

Практическая  часть. Мастер – класса «Использование игрового набора Дары Фрёбеля в образовательной деятельности дошкольников»...

МАСТЕР - КЛАСС «Квест – игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников»

laquo;Квест – игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников»...

Мастер - класс «Использование Теневого театра для детей в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для развития артистической одаренности дошкольников»

Цель: познакомить педагогов с одним из видов театра в детском саду (теневым театром) и технологией его изготовления.Задачи:- сформировать у  педагогов навыки в изготовлении игрушек для теневого т...

Мастер-класс для педагогов «Создание презентаций для организации образовательной деятельности дошкольников»

Цель: Продолжать знакомить педагогов с технологией использования ИКТ Задачи:Познакомить с особенностями, назначением и местом на занятии ИКТ, а также возможные варианты применения во время НОД.По...