Районный образовательный кластер «Княжево» Мастер – класс «Развивающие игры с математическим содержанием»
методическая разработка (подготовительная группа)

"...Никогда умственные усилия не должны направляться только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание, прекращается и умственный труд, начинается отупляющая зубрежка".

                                                                                                                                               В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knyazhevo_master_-_klass.docx34.6 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение        детский сад №19 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга  

Районный образовательный кластер «Княжево»

Мастер – класс

 «Развивающие игры с математическим содержанием»

Подготовила и провела воспитатель:

Смоленцева Нина Ивановна

Санкт-Петербург

2018

Мастер –класс ««Развивающие игры с математическим содержанием»

                     Подготовила и провела воспитатель: Смоленцева Нина Ивановна

Мастер –класс состоит из двух частей:

  1. Проведение математического досуга с детьми подготовительной коррекционной группы (ТНР;ОНР)

Игра «Что? Где? Когда?»

  1. Представление презентации педагогам по теме «Развивающие игры с математическим содержанием».

Цель мастер-класса: 

Повышение профессионального мастерства педагогов- участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы с развивающимися играми, как метода познания действительности.

Задачи мастер-класса:

  • Сформировать у педагогов –участников мастер-класса представления об игровой технологии.
  • Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению развивающих игр с математическим содержанием.
  • Рассказать участникам мастер-класса о пользе и значении совместных развивающих игр (взрослого и ребенка) с математическим содержанием.
  • Активизировать познавательную деятельность педагогов и повысить уровень профессионального мастерства в вопросе интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Актуальность

  • Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуальных проблем современности.
  • Дошкольники с развитым интеллектом более уверены в себе, быстро усваивают, запоминают и легче адаптируются в новой обстановке.
  •  У дошкольников в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы, формируются математические представления, приобретается опыт общения со сверстниками.
  • Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствует формированию у детей элементарных математических представлений.

Методы и приемы: Игровой; Наглядный; Словесный; Практический

                                 Ход мастер-класса

Конспект математического досуга с детьми подготовительной коррекционной группы (ТНР;ОНР)

Игры «Что? Где? Когда?»

Цель: Развитие логического мышления, познавательных и творческих способностей у детей, через развивающие игры.

Образовательные задачи:

1.Продолжать формировать умения детей выполнять трансфигурацию из счетных палочек.

2.Закреплять умения декодировать геометрические фигуры с помощью условных символов без отрицания и с отрицанием.

3.Продолжать формировать умения детей измерять ширину условными мерками (палочки Кюизенера) и сравнивать величины на основе измерения.

4. . Упражнять детей раскладывать число 7 на два меньших (состав числа 7) "

5. Упражнять детей в арифметических действиях.

6. Способствовать умению ориентироваться на листе в клетку, выполнять графический диктант по словесной инструкции.

7. Создавать условия для решения логических задач на анализ и синтез.

8. Развивать творческие и комбинаторные способности детей, умение расшифровывать слова.

9. Развивать пространственные представления, логическое мышление, внимание, память.

10. Закрепление знания детей о днях недели и их последовательности.

Коррекционно - развивающие задачи:

Развитие зрительного и слухового внимания, фонематического слуха. Развитие мыслительной и речевой деятельности, творческого воображения. Развитие логического мышления, памяти, внимания. Развитие мелкой моторики, координации речи с движением. Закрепление в речи сравнительных форм прилагательных: самый широкий, уже, ещё уже, самый узкий (толстый - тонкий, широкий - узкий, длинный - короткий и.т.д.)

Воспитательные задачи:

Поддерживать интерес детей к интеллектуальной деятельности, создавая радостную, бодрую атмосферу.

Развитие умений и навыков самостоятельной и коллективной работы, активности, аккуратности при работе с демонстрационным, раздаточным материалом и с развивающими играми. воспитание чувства взаимопомощи, самоконтроля.

Продолжать формировать умения работать в коллективе вместе, дружно, слаженно, воспитывать чувства взаимопомощи, самоконтроля.

 

Предварительная работа:

  1. Чтение сказок и беседы о сказочных персонажах: «Золушка», «Снежная королева», «Приключение Буратино» и рассказа «Незнайка» (главы сказок)
  2. Рисование «Мой любимый герой»
  3. Аппликация из геометрических фигур «Сказочный дворец»
  4. Пластилинография по сказке «Цветик-семицветик»
  5. Конструирование «Замок», «Космодром»
  6. Сюжетно-ролевая игра «»
  7. Разучивание пальчиковой гимнастики «Осень», «Лети, лети лепесток..»
  8. Игры с блоками Дьенеша, Воскобовича, счетными палочками и палочками Кюизенера,
  9. Составление индивидуальных рабочих листов, подготовка раздаточного и демонстрационного материала, изготовление атрибутов сказочным персонажам.

Оборудование:

Развивающие игры: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, игра Воскобовича «Ларчик», «Цветик-Семицветик», «Дни недели», счетные палочки, простые карандаши и фломастеры, «Игровизоры»,  световой стол с песком, музыкальное сопровождение, рабочие листы с заданием, набор с цифрами и буквами,  черный ящик, загадки, заготовки- проволочки, экран, мультимедийный проектор, компьютер, грамоты и сюрпризы для детей.

Методы и приёмы:

1. Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг со сказками.

2. Словесный метод: чтение художественной литературы –рассказов, стихов, сказок; беседа, объяснение малознакомых слов, художественное слово, проговаривание стихов, пословиц, физкультминуток;

3. Практический метод: погружение в игровую ситуацию, выразительные движения, массаж пальцев, рук при работе с песком, работа с блоками Дьнеша, палочками Кюизенера, ирами Воскобовича, проведение физкультминутки, работа простым карандашом, фломастерами.

Ход игры

1.Организационный момент. 

Приветствие -  эмоционально – волевой тренинг «Прикосновение»

Воспитатель: Улыбнитесь всем вокруг

                        И скорее встаньте в круг.

                        Руку дайте другу слева,

                        А затем соседу справа.

                        Передай ему тепло,

                        Чтоб всегда, везде везло.

Везение ребята сейчас нам всем пригодится. Как вы думаете для чего приготовлены все эти атрибуты?  Предположения детей и ответы (игра «Что? Где? Когда?»)  Мы будем командой «Знатоков», против нас играет команда «Сказочные герои», они уже подготовили для нас вопросы. Для судейства надо выбрать жюри (из гостей выбирается -3 человека)  

Для поддержки, я предлагаю каждому из вас пригласить магистров (участие гостей)

Вы готовы поиграть? Можно встречу начинать. Прошу знатоков занять свои места.

Дети и гости рассаживаются за столы. На столах лежат перевернутые карточки с изображением часов показывающие разное время. Первым будет вращать барабан тот, у кого на карточке часы показывают 12. (отсчет времени начинается с числа 12)

2.Основная часть

Игрок вращает барабан.

I-сектор  Развивающая игра "Измерение условными мерками"

   Против вас играет- Буратино.  "Дорогие ребята, пожалуйста помогите мне. Злой Карабас -  Барабас заколдовал меня»

В конверте борода Карабаса Барабаса.

" Если вы правильно измерите ширину бороды Карабаса Барабаса, то вся сила, которая находится в ней исчезнет."

Дети берут палочки Кюизенера измеряют бороду К.Б. Затем сравнивают, анализируют - делают выводы.

Воспитатель: Молодцы, все справились.

Следующий игрок вращает барабан.

II-сектор  Развивающая игра "Цветик-Семицветик "(состав числа 7)

Воспитатель загадывает детям загадку:

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

Удивительной раскраски,

Он волшебный, он из сказки.

(Цветик – Семицветик)

Кто догадался почему цветок такой необычный? На что он похож по цвету? (на радугу). Ребята вам необходимо отгадать второе число, чтобы в сумме получилось число семь (7) и выложить Цветик – Семицветик.

Затем, дети проговаривают считалку: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Выполнив задание, жюри оценивают и присуждают очко победителю

Следующий игрок вращает барабан.

III – сектор  «Блиц - вопросы» ( играет капитан команды)

  • Загадка о днях недели.

Братьев этих ровно семь,

Вам они известны всем.

 Каждую неделю кругом.

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний, появляется передний.

- Назовите дни недели по порядку. Сколько всего дней в недели?

В коробочке кружочки-красные и синие. Что они обозначают?

  • На схеме флажок из 6 счетных палочек. Переложи 2 палочки, чтобы получился домик.
  • Найди фигуру по схеме (блоки Дьенеша)

Жюри оценивают ответы, присуждают очко

Следующий игрок вращает барабан

IV –  сектор «Музыкальная пауза» «Капельки»

Дыхательная гимнастика «Чистый воздух»

Предлагаю ровно встать и спокойно подышать.  (Вдох спокойный, короткий через нос и выдох длинный через рот. Следить за осанкой и плечами)

Следующий игрок вращает барабан

V –  сектор «Незнайка» Незнайка узнал, что потерялся ключ от Солнечного города и решил совершить хороший поступок. Вот он и обратился к знатокам, чтобы они помогли его найти. Ребята, поможем Незнайке?

Дети выполняют графический диктант на «Игровизорах», по словесной инструкции.

Жюри оценивают ответ. Присуждают очко победившей команде

VI – сектор «Черный ящик»

В группу  под музыку вносится черный ящик. Уважаемые знатоки, вам нужно отгадать, что находиться в черном ящике? Воспитатель загадывает загадку:

Из камней он появился,

Зернами на свет явился:

Желтый, красный, белый

Или светло-серый.

То морской он, то – речной.

Отгадайте, кто такой?

Дети отгадывают, что это песок. Педагог предлагает пройти всем детям к световому столу с песком.

 Пальчиковая гимнастика под музыку «Нарисуй своего друга» на световом песочном столе.

Жюри оценивают ответы, присуждают очко

Следующий игрок вращает барабан

VII  - сектор Развивающая игра "Снежная королева из геометрических фигур"

 Воспитатель: В конверте текст: «Ой, ой вскрикнул мальчик. Что-то попало мне в глаз и кольнуло в сердце!...»

Ребята, кто догадался из какой сказки этот текст?

Дети: Это Снежная королева! (На листе А-3 нарисована Снежная королева из геометрических фигур. Дети внимательно рассматривают)

Из каких фигур состоит Снежная королева? (дети перечисляют) Как эти фигуры можно назвать одним словом? Дети называют обобщающее слово – геометрические фигуры. Вам надо сосчитать фигуры и записать результат.

Один ребенок выполняет задание у доски, остальные за столами.

Жюри оценивают ответ, присуждают очко

Следующий игрок вращает барабан

VIII – сектор «Теремок»

На конверте «Буквы рассыпались» Ребята, интересно, чтобы это значило?

Ребята, вам надо отгадать сказку, где участвуют семь сказочных героев.

(Предположение детей)

Чтобы проверить ваши предположения, надо решить примеры. Каждый ответ соответствует определенной букве. Вам необходимо соотнести цифру с буквой и вы узнаете название сказки.

Дети, выполнив задание, отгадывают сказку «Теремок» и получают ещё одно очко.

  1. Заключительная часть

Жюри подводят итоги всей игры.

Воспитатель: Ребята, вы успешно справились со всеми трудностями, хорошо знаете название сказок и сказочных героев.

Скажите, какой вопрос был самым трудным, сложным, интересным? Дети отвечают на вопросы.

 По результатам игры знатоки выиграли у сказочных героев со счетом: 5 – 1.

Команда знатоков награждаются грамотами за победу в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» Благодарим вас за интересную игру, в которой вы проявили: смекалку, творчество и отличные математические способности.

Дети благодарят, прощаются и уходят.

 

               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ В РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Статья затрагивает проблему развития математических представлений с помощью игр логико-математического собержания. В статье рассматривается примерный конспект занятия с использованием таких игр....

Конспект сюжетно-дидактической игры с математическим содержанием "Кондитерская фабрика"

Этот конспект соединяет в себе любимую детскую деятельность - сюжетно-ролевую игру и одновременное, ненавязчивое закрепление математических знаний, полученных на занятии....

Конспект сюжетно-дидактической игры с математическим содержанием "Автозаправочная станция"

Предлагаемый конспект содержит некоторые идеи организации сюжетно-ролевых игр с одновременным закреплением математических знаний детей....

Доклад на тему" дидактические игры с математическим содержанием"

В своем докладе я подчеркиваю, что дидактические игры способствуют наилучшим образом усвоения элементарных математических представлений в детском саду....

Развивающие игры с математическим содержанием. Старший возраст

Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных и умственных способностей, которые позволяют легко осваивать новое.Важно научить детей видеть и открывать в окр...

Развивающие игры с математическим содержанием для детей младшего дошкольного возраста

Это программа занятий с детьми младшего дошкольного возраста по РЭМП  при помощи развивающих игр  Дано краткое описание игр и список заданий к каждой игре  Материал можно использовать к...

ИОМ в рамках районного образовательного кластера

отчет о реализации районного образовательного кластера ИОМ для детей с ОВЗ...