Мастер-класс для родителей «Тряпичные куклы»: Кукла «Берегиня». Мастер-класс для родителей «Создание книжки – малышки «Колобок» Мастер класс для родителей «В гостях у матрёшки» Экскурсия с детьми и родителями в центр духо
план-конспект занятия (средняя группа)

Оганисян Кнарик Вагановна

 

Мастер-класс для родителей «Тряпичные куклы»: Кукла «Берегиня».

 

Цель: Познакомить родителей с русской традицией изготовления народных тряпичных кукол.

Задачи: Прививать интерес к тряпичной кукле как виду народного художественного творчества; развивать навыки работы с тканью; содействовать эстетическому восприятию народной игрушки; познакомить с технологией изготовления куклы.

Материалы: квадрат 25х25см. белой ткани, квадрат 25х25см. цветной ткани, полоска цветной ткани 2х15-20см., прямоугольник яркой ткани 6х8см., квадрат яркой ткани 15х15см., шерстяная нитка или мулине, вата или синтепон, деревянные палочки или веточки 19см. и 15,5см.

Оборудование: Презентация «Тряпичная кукла «Берегиня», образец куклы «Берегини».

ХОД:
Здравствуйте! Сегодня мы с вами окунемся в мир кукол, которыми играли наши прабабушки и прадедушки.

В процессе изготовления куклы собственными руками развиваются творческие способности, развивается мелкая моторика руки, прививается любовь, эстетический вкус к изделиям народных мастеров.

 

Издавна люди ходили на ярмарку, чтобы повеселиться, потешиться, покататься на каруселях, посмотреть и купить разные товары. Чего там только не было: и всякая кухонная утварь, и обувка, и ложки, и матрешки, и все, чего душа пожелает.

На любой ярмарке была лавка мастеров, где каждый желающий мог научиться какому-либо ремеслу. И сегодня на нашей ярмарке (слайд 1) для вас открыта лавка мастеров, где мы попробуем возродить русскую народную традицию женского рукоделия. Кто в куклы не играет, тот счастья не знает.  Есть такая русская народная поговорка.

В современном мире игрушек великое множество. Магазины предлагают нам их в огромном количестве и на любой вкус. Но что развивают в ребенке современные игрушки? А вы задумывались, какова их педагогическая ценность? Нам от этих игрушек не уйти. Но мы можем разнообразить и дополнить мир игрушек своего ребенка настоящими исконно русскими тряпичными куклами.

В глубокой древности куклы нужны были и взрослым, и детям. Она была символом продолжения рода, хранительницей домашнего очага, отгоняла злых духов. Существовало поверье, если дети в семье много играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток. Куклы были разные и делали их из различных материалов: из дерева, из соломы, из глины. Куклы были тряпичные, из ниток, бумажные, вязанные и т. д.

Самой распространенной игрушкой являлась кукла тряпичная. Передавали даже от мамы - дочке. Тряпичных кукол было множество.

Практическая часть
Сегодня я предлагаю вам попробовать сделать
Куклу - тряпичную,

А значит необычную!

До сих пор она без лица -

Решил так человек!

Чтоб злые духи не могли

Вселиться в куклу - оберег!

Хранит покой и счастье,

Здоровье бережет

Учит быть мастерицами

И к доброте зовет!
 

Пожалуйста, располагайтесь в нашей лавке мастеров. Все мы — женщины. Каждая из нас волшебница, хранительница домашнего очага, фея. Все в этом мире держится на женщине. Всем женщинам - феям посвящается

 

 

Фея знала свое дело,

И, летая в небесах,

Днем и ночью, то и дело

Совершая чудеса.

Фея кукол создавала,

Мастерила, колдовала,

Все, чего она касалась,

Оживало, просыпалось.

И в ее руках послушно

обретали куклы души.

Ведь у кукол судьбы тоже

С человеческими схожи.

А потом свои трофеи

Раздавала людям фея.

Потому что это средство,

Чтобы вечно помнить детство.

(Л. Рубальская)

 

Итак, погружаемся в таинство изготовления кукол.

А будем мы делать куклу «Берегиня».
Для изготовления куклы  потребуется:  

Технология изготовления куклы:

 

Физкультминутка 

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели вновь за дело.

Технология изготовления куклы:

ИТОГ:

Вы на ярмарку сходили,

Себе куклу смастерили.

У вас получились разные, интересные, неповторимые куклы. Как вы считаете, доступен ли ребенку такой вид рукоделия?  Наш мастер-класс подошел к концу. Спасибо за участие!


 

 

 

 

 

Мастер-класс для родителей «Создание книжки – малышки «Колобок»       

Цель:

 сформировать любовь к книге, через её изготовление, гармонизация детско-родительских взаимоотношений

Задачи:

- Закреплять знаний о строении книги (обложка, книжный блок, форзац, корешок книги, титульный лист, иллюстрации)

- Развивать познавательные способности, творческое воображение; творческое мышление;

- Развивать коммуникативные навыки. Планировать процесс изготовления книги, работать не мешая друг другу.

- Упражнять детей в умении композиционно правильно располагать изображения, в процессе работы развивать аккуратность.

- Сформировать у детей интерес к книге, как мотив подготовки к чтению.

- Развитие тонких движений рук при работе с бумагой и ножницами.

- Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.

Материал: лист цветгого картона, листы 20 х 13 с раскрасками по сказке «Колобок», восковые мелки, клей карандаш, дырокол, тесьма, вырезанная иллюстрация колобка на обложку книжки – малышки.

 Воспитатель: Здравствуйте, девочки и мальчики, уважаемые взрослые! Очень рады видеть всех вас у нас в гостях. Собрались мы сегодня  здесь не случайно. У нас сегодня необычное встреча, сегодня мы будем говорить о волшебном ярком мире русских народных  сказок.

 Сказка, она входит в жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как к воздуху, которым мы дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг. Она рассказывает и про. волшебную избушку в лесу, девочку  и медведей, про  любовь братца Иванушки  и   сестрицы Аленушки, про гусей – лебедей и злую бабу – ягу, про девочку Снегурочку и Петю - Петушка. Обо всем на свете рассказывает сказка. Откроешь страницу – другую – раздвинуться стены комнаты, станет видно далеко – далеко, услышишь голоса тех, кто жил давным – давно или кто теперь от тебя за тридевять земель, за лесами, за морями….

Воспитатель: А хорошо ли вы знаете сказки? Давайте проверим.
Загадки про сказочных героев

Сказки просят:
-- А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!
1. А дорога - далека,
А корзина - нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок...  (Маша и медведь)


2. Нет ни речки, ни пруда -
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!  (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)


3. Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!..  (Снегурочка)


4. Ах, ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко..

 

Воспитатель: Но для чего, же нужны сказки?(ответы родителей)

 

 

 

 

Воспитатель читает стихи:

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.

Живет в каждой сказке какой-то герой,

Мечтает герой подружиться со мной,

И ключик волшебный от дверки в стене

Несет Буратино ко мне.

В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый  принц ведет принцессу
Непременно под венец.

Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как  уютный милый  дом.

Давайте знакомые книжки откроем

И снова пойдем от страницы к странице:

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, сильней подружиться.

Неважно, что с книжкой знакомы давно мы.

Пускай и с героем отлично знакомы,

И чем там закончится – тоже известно,

Хорошие книжки всегда интересны.


Воспитатель: Но как, же вдвойне интересна сказка, когда в ней есть картинки или как их называют иллюстрации. Скажите, кто же рисует иллюстрации к сказкам? (художник – иллюстратор)

 

  Предлагаю сегодня всем побывать художником –иллюстратором и создать свою книгу. И рисовать мы будем иллюстрации к сказке, герой которой вам всем хорошо знаком:

 

На тарелочке лежал,
Как остыл и убежал.

Он от дедушки ушел
И от бабушки ушел.

Встретил он зверей в лесу,

Его съесть хотели все,
Но попал он в пасть к лисе.
Сдобный, маленький клубок
В сказке звался ..... (Колобок)

 

Возьмем, давайте  краски,

Бумагу, карандаш.

И нарисуем к сказкам

Картинки  и пейзаж

Потом рисунки   сложим -

И книжку создадим

Веселыми рисунками

Странички расцвели.

 

Воспитатель: Прежде, чем рисовать иллюстрации, давайте вспомним героев этой сказки.

  Беседа о героях сказки «Колобок». (Дети вместе с воспитателем вспоминают содержание сказки.)
      - Вспомним главных героев сказки. (На доске прикрепляются иллюстрации животных).
     - Кто первым встретился колобку? Вторым? Третьим?  Последним?
     - Какую песенку пел им Колобок?
«Я колобок, колобок!
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл, от тебя, зайца, не хитро уйти».


      - Что случилось с Колобком в конце сказки?
Мы с вами много рисовали, делали аппликации, раскрашивали картинки – все эти работы я принесла сюда – они лежат на ваших столах, вы можете использовать их или нарисовать вместе с родителями новые иллюстрации. Подумайте, как можно из них сделать книжку.

Я покажу как можно сделать страницы. Это очень просто – берем листы альбомной бумаги и сгибаем их пополам, затем вложим листы друг в друга. Закрепить страницы можно любым способом – склеить, сшить, связать ленточкой. Ваша книга может быть прямоугольной, может она будет круглой как Колобок, а может в форме домика.

А теперь приступайте к работе.

Во время работы детей и родителей по изготовлению книжки – малышки звучит песня «Сказки гуляют по свету»

Презентация книжек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер класс для родителей «В гостях у матрёшки»

 

Цель: Создать условия для совместного творчества детей и родителей.

Задачи:

Образовательные:

- расширить знания детей о русской народной игрушке – матрёшке;

- вызывать интерес к образу, желание украсить матрёшку.

Развивающие:

- совершенствование диалогической речи: умения участвовать в беседе и отвечать на вопросы;

- развивать эстетическое восприятие, двигательную активность, умение выполнять движения под музыку.

Воспитательные:

- воспитывать любознательность, самостоятельность, аккуратность, дружелюбие;

- воспитывать интерес к народным игрушкам.

Материал и оборудование: заготовка матрешек из дерева, краски, кисти, зубочистки, влажные салфетки на каждого ребенка.  

 

1. Вступительное слово.

 Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас в нашей группе. Сегодня мы поговорим с вами о русской народной игрушке.

Хотите узнать что это? Тогда отгадайте загадку.
Девчонки деревянные,
Веселые, румяные.
Открывается игрушка,
А внутри сидит подружка.
Кто это?  (Матрешка)

 

Почему куклу назвали матрёшкой практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна.

Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Самое правдоподобное предположение — русский мастер изобразил славянские образы или понятия из сказаний. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни (этот образец представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок буддистского святого Фукурума).

Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин.

Русская матрешка является одним из народных промыслов.

 Существует два вида матрешек : традиционная (расписывается согласно канонам) и авторская (здесь все зависит от полета фантазии мастера). 

На самом деле матрёшка - это детская игрушка. Любимый, желанный, а некогда и достаточно дорогой подарок. Матрешка - игрушка не только красивая, но и полезная. Играя с матрешками, ребенок легко осваивает такие понятия, как количество, размер, форма.

А если матрешка еще и раскрашена с любовью, именно для него – лучший подарок по-прежнему сложно придумать! Да и для взрослого человека матрешка, расписанная собственными руками будет приятным напоминанием о празднике.

 

Воспитатель: Давайте сейчас проведем с вами физкультминутку.

 

Мы весёлые Матрёшки  (хлопки в ладошки)

На ногах у нас сапожки –(поочерёдно выставляют вперёд правую и левую ноги)

В сарафанах наших пёстрых –(имитация держания за подол сарафана)

Мы похожи, словно сёстры –(держаться за воображаемые концы платочка и приседают)

Итак, начнем наш мастер-класс.

2.Практическая работа

Для росписи матрешки нам потребуются :

Скатерти, заготовка матрешки из дерева; краски для росписи (акварельные и акриловые (перламутровые, можно вместо акварели использовать гуашь.); кисти для росписи; зубочистки (для прорисовки мелких деталей и точек); салфетки.

Начнем с платка. Перламутровой белой краской раскрашиваем рукава.

Покрываем фиолетово-розовой краской сарафан матрешки.

Прорисовываем ягодки или цветы (для этой цели лучше использовать зубочистку.

Акриловой золотистой краской декорируем корзинку.

Продолжаем прорабатывать содержимое корзинки.

Используя точечную технику, декорируем сарафан матрешки. Обмакиваем зубочистку в акриловую краску (бронза) и ставим точечки по контуру.

Приступаем к самому ответственному этапу - росписи лица.

 Прежде всего покроем всю область лица желтой охрой, очень сильно разбавленной водой. После того, как краска подсохнет, задаем тон волос.

Прорабатываем волосы. Далее расписываем глаза и губы. Сначала задаем основной цвет.

Затем черной краской рисуем зрачки, реснички и брови. Белой краской добавляем блики на глаза.

В точечной технике оформляем кокошник.

Декорируем сарафан.

Низ также оформляем в точечной технике.

Осталось только покрыть лаком, и наша русская красавица готова!

3. Итог. Выставка работ, рефлексия.

 

 

 

 

 

ФОТО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экскурсия с детьми и родителями в центр духовно-нравственного воспитания "Истоки".

Тема музейного занятия: «Печка- матушка»

Цель: закрепление представлений о назначении русской печи.
Задачи:
- образовательная: продолжать знакомить с русской печкой, ее предназначением;
- развивающая: развитие речи через малые фольклорные жанры, развитие памяти, внимания; продолжать знакомить с бытом народа.
- воспитывающая: воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа; воспитывать бережное отношение к старинным вещам, обычаям гостеприимства; к русским народным сказкам, эмоциональному их восприятию.

знакомство с бытом, традициями, обрядами русской старины,

воспитание интереса к жизни старшего поколения.

Ход;
Воспитатель встречает детей и родителей в музее .
-Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли в гости в музей. Сегодня мы отправимся в путешествие в далекое прошлое, где жили наши прадедушки и прабабушки. Но прежде чем отправиться в путешествие, скажите мне, пожалуйста, в какой стране мы живем, как она называется? (Россия). Правильно. А много лет назад наша страна называлась Русь. А людей, которые жили на Руси, называли русичи.
(Дети с воспитателем рассматривают иллюстрации «Жизнь предков» на мольбертах) На картинках мы видим, как жили наши прадедушки и прабабушки. Они много трудились, и все делали своими руками. Русский народ строил себе дома из дерева. Как же назывался такой дом?
Дети: Дома назывались избами.
Восп.: Молодцы! Давайте заглянем в такую избу и посмотрим, как в доме все устроено. А попадем мы в старину по волшебному половичку, который много знает, много помнит, и расскажет о жизни наших прадедушек и прабабушек.
(Дети с воспитателем встают на половик, закрывают глаза и оказываются в прошлом.)
Восп.: Вот мы и оказались у русской избы. Русский народ любит принимать гостей. Гостю всякому были рады. Принято было Гостя в дом пригласить и накормить. И я приглашаю вас пройти в избу и сесть на стулья. (Садятся на стулья.) Ребята, что нужно было сделать, чтобы в доме было тепло?
Дети: Печь затопить.
Восп.: Правильно. Большую часть комнаты занимала печка. Для чего нужна была печка в избе?
Дети: Печка обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, возле печки сушили одежду, обувь, на печи спали.
Восп.: Правильно, раньше в домах не было труб, батарей, как сейчас у нас. Топили печи. А чем печи топили? Правильно, дровами.
Вот печь растопили. А чтобы пироги печь, нужно уголочки разровнять. Делали это  Кочергой.
А кашу или щи варили в посуде.Называлась эта посуда чугунок. В нем каша ароматная, щи наваристые были. А чем доставали чугунок из печи? Ведь он горячий.
Использовали ухват.Кушали кашу и щи ложками. Ложки были деревянные, расписные.
Печка нужна была для того, чтобы сушить одежду, обувь. У хорошего хозяина всегда были заготовлены дрова на зиму. Давайте и мы представим, как это делали раньше.
(Встаем в круг).
Физкультминутка.
Пилим, пилим, пилим, пилим, (имитируют движения: «пилят бревно»)
Вместе мы бревно осилим.
Рубим, рубим мы дрова,
Закатали рукава ( имитируют движения: «рубят дрова»).
Хорошо мы потрудились,
На лошадке прокатились (скачут, как лошадки).
Привезли дрова домой,
Будет нам тепло зимой. (потирают ладошки, ушки)
Дрова заготовили, давайте присядем.
На печке можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. Дети очень любили поваляться на теплой печке, послушать сказки. Скажите, какие вы знаете русские народные сказки, где встречается русская печь?
Дети: «Гуси – лебеди», «По щучьему велению», «Колобок».
(Использование иллюстраций по сказкам)

Как печь помогает людям?
Дети: Печь прячет девочку и ее братца от злых гусей, везет Емелю к царю.

 А теперь давайте поговорим о том, чем занимались люди. С весны до осени все трудились в поле, а зимой все собирались около печки. Чем же занимались взрослые и дети? Долгими зимними вечерами каждому находилось дело: мужчины резали миски, ложки. Хозяйка вышивала сарафаны, рубашки, вязала деткам носочки, пряли на прялках шерсть. Некоторые умельцы ткали половики (показ половика). Выполняя ручную работу, девушки и парни пели русские народные песни, играли в игры.


 А еще возле печки загадки сочиняли. И я предлагаю вам поиграть в игру «Отгадай загадку – покажи отгадку». Я загадываю вам загадку, а вы должны не просто ее отгадать, но еще и показать. Будьте внимательны, хорошо подумайте, прежде чем показать отгадку.
Летом спит, зимой горит. Черный конь
Пасть открывает, Скачет в огонь. (Кочерга)
Что дают – глотает. (Печ

Выпускает жаркий пар,
Он как круглая кастрюля,

 Древний чайник… (самовар).
Он чумазый, не чистюля.
Где там в печке уголек, Сама не ест,
Кашу сварит… (чугунок).

А людей кормит (ложка).

Ребята показывают предметы старины.
Подведение итогов.
Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили.
Да, мы сегодня вспомнили , как жили наши прабабушки и прадедушки; какие старинные предметы они использовали в быту. К этим предметам надо относиться бережно.

 Ребята, наша печь волшебная: и накормит, и обогреет, и в печи нас ждет угощение. Я хочу угостить вас пирогом и блинами, которые испекла нам печка. Пирог пышный да румяный. Вам на стол положу, а вы с родителями чай выпейте.

В конце воспитатель провожает детей.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-классы-конспект1.68 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместное детско-родительское занятие с детьми 6 - 7 лет «Создание книжки – малышки «Колобок»

Совместное детско-родительское занятие с детьми 6 - 7 лет «Создание книжки – малышки «Колобок»...

Мастер класс для родителей "В гости к пальчику большому"

Мастер класс содержит информацию о пальчиковых играх для детей младшего дошкольного возраста....

мастер класс для родителей "В гости к пальчикам"

     Мастер-класс для детей и родителей первой  младшей группы  «В гости к пальчикам»...

Мастер-класс для родителей "В гости к пальчику большому"

В данном мастер-классе для родителей и детей представлены упражнения для развития мелкой моторики - пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры с предметами, игры с палочками, игры с элементами самомасса...

Совместный проект с родителями «Создание книжки-малышки» (средняя группа) Проект: «создание книжки-малышки»

Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.• Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции.• Развивать элемент...

Конспект "Кукла берегиня" (Мастер класс)

Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол. Каждую куклу- оберег делали к определенному событию и в опре...