Проект «Маленький патриот»
материал
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький патриот»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_nravstvenno-patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №303»
Проект
по нравственно - патриотическому воспитанию
«Маленький патриот»
Воспитатели:
Первой квалификационной категории
Козина Светлана Петровна
Косолапова Татьяна Сергеевна
г.Новосибирска-2023 г.
Пояснительная записка:
Введение
Проект нравственно – патриотического воспитания« Маленький патриот», разработан с учётом примерной основной программы, реализуемой в детском саду.
Проект определяет содержание, основные пути развития нравственно-патриотического воспитания в детском саду и направлен на воспитание патриотизма и формировании гражданственности, имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Проект представляет собой определенную систему содержания форм, методов и приемов педагогических воздействий, рассчитанных на старший дошкольный возраст.
Актуальность
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Д.С. Лихачев |
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан является актуальной задачей в современных условиях и должно определяться национальными интересами России, обеспечивать безопасность от внешних и внутренних угроз.
Одна из проблем современного образования разрыв связей поколений, воспитание вне культурно - исторических традиций. Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а человек лишенный исторического опыта своего народа, способен жить только сегодняшним днем. Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Необходимо понимать, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. Глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников является базой для формирования любви к Родине.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому. В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных государственных задач.
Сегодня социально важно пробудить интерес к родословной, к ценностям, обычаям и праздникам, характерным для семьи, страны, в которой живет и воспитывается ребенок, воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за неё.
Проект «Маленький патриот» отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации проекта должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание воспитанников, как основа личности гражданина России.
В процессе реализации проекта внимание акцентируются на решении следующих социально важных проблем:
- Внешний и внутренний «портреты» ребенка, физическое и духовное начало в нем;
- Достоинство, смысл и величие жизни человека;
- Человек в общении с другими людьми, значение как основы человеческих взаимоотношений;
- Деятельность как способ выражения себя, стремление приносить пользу;
- Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни.
Цель данного проекта:
-Обеспечить каждому ребенку условия ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального окружения, формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.
Задачи:
Образовательные:
- На примере ближнего природного окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему сознать свое место в нем;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- Приобщать детей к духовно – нравственным традициям русского народа.
- формирование элементарных знаний о правах человека;
Развивающие:
- Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
Воспитательные:
- Нравственно воспитывать дошкольника, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему краю, стране;
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, району, области;
- Воспитание уважения к труду;
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Отбор содержания работы основывается на следующих главных педагогических принципах:
Целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
Гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
Деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
Интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;
Культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры; технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
Возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.
Ценностные ориентиры, которые должны быть сформированы в ходе реализации данной программы:
Семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного народа;
Историческое единство российского народа, служение Отечеству;
Общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.
Условия, которые необходимы для реализации этой программы:
Создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка;
Учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;
Обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологического и других компонентов;
Динамичность работы;
Учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка;
Объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания;
Совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;
Становление высоконравственных, этических норм поведения.
Нормативно-правовое обеспечение:
Закон РФ « ОБ образовании».
Семейный кодекс РФ.
Конвенция о правах ребёнка
Материально-техническая база:
- Предметно-развивающая среда;
- методический кабинет;
- музей воинской славы;
- музей «Русская изба».
В ДОУ имеется: музыкальный зал с необходимым оборудованием для проведения музыкальных и физкультурных занятий, утренников, развлечений и других культурно-массовых мероприятий.
Формы реализации проекта:
- специально организованные занятия;
- экскурсии;
- беседы;
- игры (дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные, настольные);
- продуктивная деятельность;
- чтения произведений художественной литературы, фольклора;
- прослушивание и изучение музыкальных произведений;
- работа с родителями;
Коллективная, групповая, индивидуальная
Теоретические:
(сообщения, тематические беседы, встречи, экскурсии, просмотры)
Практические:
(образовательная деятельность, выставки, выступления)
Этапы реализации проекта
I этап: подготовительный
Цель:
-подготовка условий к реализации проекта «Маленький патриот»
Задачи:
- Изучить нормативную базу;
- Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта;
- Обеспечить методическое сопровождение реализации проекта.
II этап: практический
Цель:
- реализация проекта по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький патриот».
Задачи:
- Создание развивающей среды;
- Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;
- Разработать методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию;
- Вовлекать в систему нравственно-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
- Принимать участие в конкурсах по нравственно-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации проекта.
Задачи:
- Обобщить результаты работы;
- Провести коррекцию затруднений в реализации проекта;
- Спланировать работу на следующий год.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации программы ожидается:
В группе:
- создание системы работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
- обогащение содержания нравственно-патриотического воспитания;
- вовлечение в работу нравственно-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
В образе маленького патриота:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве Российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
Содержание проекта
Проект состоит из следующих блоков:
Блок 1 «Мир людей»
Содержание блока:
Мир ребенка начинается с семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье (знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной), детском саде, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления детей о именах близких людей, семейных историях, традициях.
Реализация:
Рассматривание сюжетных картин из серии «Моя семья»
Выставка «Семейные традиции»
Общение «Любимый отдых членов семьи».
Рисунок дома.
Дидактические игры «День рождения», «Встреча гостей».
Экскурсии по детскому саду: знакомство с трудом взрослых, ролевые игры «Кто работает в детском саду»; «Я – воспитатель».
Экскурсии по территории детского сада: медицинский кабинет, пищеблок, прачечная, зимний сад.
Составление рассказов по фотоальбому «Мой детский сад».
Демонстрационно-наглядный материал «Мой детский сад»;
фото альбом детского сада; предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр.
Чтение произведений К. Ушинский «Четыре желания»,
С. Черный «Имя», Л. Толстой «У бабки была внучка»;
чтение русских народных сказок;
составление коротких рассказов из личного опыта.
Набор сюжетных картин; фото альбомов воспитанников.
Ожидаемые результаты:
Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
Развивать умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательные отношения, стремиться к общению и взаимодействию.
Иметь представление о людях, их взаимоотношениях.
Совершать положительные поступки, движимые мотивами гуманности и справедливости.
Блок 2 «Моя малая Родина»
Содержание блока:
Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках и т.д.
Реализация:
Наблюдения и экскурсии на территории детского сада.
Рассматривание домов (этажность, формы домов, из какого материала построены, номера).
Общение: «Квартал – как часть города».
Дидактические игры: «Волшебные ленты дорог»;
«Улица, на которой мы живем».
Демонстрационно - наглядный материал серии «Мой город»
Рассматривание альбома «Мой любимый город».
Подвижные игры.
Чтение сказок.
Рассматривание предметов быта в музее «Русская изба».
Развивающие игры: «Экскурсия», «Так бывает», «Найди отличия»
Демонстрационно-наглядный материал «Мой любимый поселок»
Ожидаемые результаты:
Знают на какой улице живут, название своего города , его историю, традиции, достопримечательности.
Сформированы представления о ближайшем окружении, как частицы малой Родины.
Развитие у детей интереса и любознательности к историческому прошлому, расширять представления детей о самобытности нашего народа в прошлом и настоящем.
Формирование элементарных знаний о быте наших предков – начальный этап в познании родного края.
Испытывают чувство гордости за знаменитых земляков.
Осознание детьми любви к родным местам, ощущения своей неразрывности с окружающим миром, формировать желание сохранять и преумножать богатство своего родного края.
Блок 3 «Родная природа»
Содержание блока:
Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой, дети сначала получают элементарные сведения о природе участка детского сада, затем, краеведческие сведения о природе. Воспитывается умение бережного отношения к окружающей природе, умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, нравственные качества человека.
Реализация:
Рассматривание картин, иллюстраций, книг, альбомов с изображением растительного и животного мира, альбомов с изображением деревьев и кустарников.
Разучивание стихотворений о природе, песенок, потешек;
чтение русских народных сказок о животных: «Зимняя сказка», «Зимовье», «Лисичка-сестричка и серый волк»; рассказов Н. Носова «Лисята», Е.Чарушина «Что за зверь», считалки, загадки.
Наблюдение за небом, солнцем, ветром, снегопадом;
целевые прогулки в яблоневый сад.
Опыты со снегом, с воздухом и водой, растениями.
Создание мини-музея в группе «От зернышка до хлебушка»
Демонстрационно-наглядный материал серии «Растительный и животный мир Новосибирской области»
Ожидаемые результаты:
Имеют знания и представления о природе родного края.
Умеют наблюдать за природой, экспериментировать.
Развита познавательная активность в процессе исследовательской деятельности.
Гуманно, бережно относится ко всему живому.
Воспитано чувство любви к родной природе, как к одному из слагаемых патриотизма.
Блок 4 «Родная страна»
Содержание блока:
На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России, в младшей группе знакомятся с государственными символами Росси: герб, флаг, гимн. Дети знакомятся со столицей нашей страны – Москвой и другими городами России. Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы нравственно – патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
Реализация:
Рассматривание иллюстраций с изображением столицы, рассматривание изображения государственного герба, флага.
Прослушивание гимна.
Дидактическая игра «Узнай свой герб», «Кто, где живет?», «Узнай наш флаг»
Слушание песен о Родине.
Беседа о государстве — «Что такое Родина», «Страна, в которой я живу», «Города России»
Чтение стихов М. Матусовского «С чего начинается Родина?».
Ожидаемые результаты:
Имеют представления о том, что Российская Федерация (Россия)- огромная многонациональная страна.
Знают, что Москва – главный город, столица нашей Родины.
Знают флаг, герб России, мелодию гимна.
Блок 5 «Никто не забыт, ничто не забыто»
Содержание блока:
Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей с историческими фактами военных лет. Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Воспитывать чувство гордости и уважения к родным и близким людям, принимавшим участие в сражениях за Родину. Донести до детей значение Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Формировать гражданственность, чувство любви и гордость на основе изучения военной истории Отечества. Привлечение родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей. Воспитывать защитников своей страны, стремление быть смелым и отважным.
Реализация:
Рассматривание картин из серии «История России»;
Беседы о войне, рассказы о мужестве, отваге, героизме всего народа.
Экскурсия в Музей воинской славы в детском саду
Разучивание стихов и песен с военной тематикой.
Чтение произведений С. Михалкова «День Победы»;
С. Маршака «Пограничник»;
Л. Кассиль «Памятник солдату».
Ожидаемые результаты:
Расширятся представление детей о подвигах народа, об истории родного Отечества
Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
Информационно-методическое обеспечение:
- Н.В. Алёшина, Патриотическое воспитание дошкольников Н.В. Алёшина. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156с.
- Л.А. Кондрыкинская, Дошкольникам о защитниках Отечества: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192с.
- Н. Малюшова Здравствуй, музей Н. Малюшова Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29.
- М.Д. Маханева Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96с.
- М. Трунова Секреты музейной педагогики: из опыта работы М. Трунова Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
- Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников Т. Чумалова Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
- О.Л.Князева, Д. М. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры Санкт- Петербург, 1997 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Маленькие патриоты"
Проект для детей подготовительной к школе группы. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством изучения народных традиций....
Патриотический проект "Маленькие патриоты"
Одна из самых актуальных проблем – проблема патриотического воспитания дошкольников. Ведь это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, краю, страны, уважительного отнош...
проект "Маленький патриот"
проект посвящен патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста...
Проект "Маленький патриот России"
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государствен...
Проект "МАЛЕНЬКИЕ ПАТРИОТЫ РОССИИ"
Проект "МАЛЕНЬКИЕ ПАТРИОТЫ РОССИИ"...
Проект «Маленькие патриоты»
Проект «Маленькие патриоты»...
Паспорт проекта "Маленькие патриоты" для детей младшего дошкольного возраста
Проект направлен на воспитание гражданско-патриотических чувств младших дошкольников, на уточнение знаний дошкольников о семье и детском саде, на формирование знаний о своей малой ...