Проект «Маленький патриот»
материал
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький патриот»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №303»
Проект
по нравственно - патриотическому воспитанию
«Маленький патриот»
Воспитатели:
Первой квалификационной категории
Козина Светлана Петровна
Косолапова Татьяна Сергеевна
г.Новосибирска-2023 г.
Пояснительная записка:
Введение
Проект нравственно – патриотического воспитания« Маленький патриот», разработан с учётом примерной основной программы, реализуемой в детском саду.
Проект определяет содержание, основные пути развития нравственно-патриотического воспитания в детском саду и направлен на воспитание патриотизма и формировании гражданственности, имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Проект представляет собой определенную систему содержания форм, методов и приемов педагогических воздействий, рассчитанных на старший дошкольный возраст.
Актуальность
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Д.С. Лихачев |
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан является актуальной задачей в современных условиях и должно определяться национальными интересами России, обеспечивать безопасность от внешних и внутренних угроз.
Одна из проблем современного образования разрыв связей поколений, воспитание вне культурно - исторических традиций. Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а человек лишенный исторического опыта своего народа, способен жить только сегодняшним днем. Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Необходимо понимать, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. Глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников является базой для формирования любви к Родине.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому. В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных государственных задач.
Сегодня социально важно пробудить интерес к родословной, к ценностям, обычаям и праздникам, характерным для семьи, страны, в которой живет и воспитывается ребенок, воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за неё.
Проект «Маленький патриот» отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации проекта должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание воспитанников, как основа личности гражданина России.
В процессе реализации проекта внимание акцентируются на решении следующих социально важных проблем:
- Внешний и внутренний «портреты» ребенка, физическое и духовное начало в нем;
- Достоинство, смысл и величие жизни человека;
- Человек в общении с другими людьми, значение как основы человеческих взаимоотношений;
- Деятельность как способ выражения себя, стремление приносить пользу;
- Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни.
Цель данного проекта:
-Обеспечить каждому ребенку условия ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального окружения, формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.
Задачи:
Образовательные:
- На примере ближнего природного окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему сознать свое место в нем;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- Приобщать детей к духовно – нравственным традициям русского народа.
- формирование элементарных знаний о правах человека;
Развивающие:
- Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
Воспитательные:
- Нравственно воспитывать дошкольника, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему краю, стране;
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, району, области;
- Воспитание уважения к труду;
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Отбор содержания работы основывается на следующих главных педагогических принципах:
Целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
Гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
Деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
Интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;
Культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры; технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
Возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.
Ценностные ориентиры, которые должны быть сформированы в ходе реализации данной программы:
Семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного народа;
Историческое единство российского народа, служение Отечеству;
Общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.
Условия, которые необходимы для реализации этой программы:
Создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка;
Учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;
Обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологического и других компонентов;
Динамичность работы;
Учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка;
Объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания;
Совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;
Становление высоконравственных, этических норм поведения.
Нормативно-правовое обеспечение:
Закон РФ « ОБ образовании».
Семейный кодекс РФ.
Конвенция о правах ребёнка
Материально-техническая база:
- Предметно-развивающая среда;
- методический кабинет;
- музей воинской славы;
- музей «Русская изба».
В ДОУ имеется: музыкальный зал с необходимым оборудованием для проведения музыкальных и физкультурных занятий, утренников, развлечений и других культурно-массовых мероприятий.
Формы реализации проекта:
- специально организованные занятия;
- экскурсии;
- беседы;
- игры (дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные, настольные);
- продуктивная деятельность;
- чтения произведений художественной литературы, фольклора;
- прослушивание и изучение музыкальных произведений;
- работа с родителями;
Коллективная, групповая, индивидуальная
Теоретические:
(сообщения, тематические беседы, встречи, экскурсии, просмотры)
Практические:
(образовательная деятельность, выставки, выступления)
Этапы реализации проекта
I этап: подготовительный
Цель:
-подготовка условий к реализации проекта «Маленький патриот»
Задачи:
- Изучить нормативную базу;
- Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта;
- Обеспечить методическое сопровождение реализации проекта.
II этап: практический
Цель:
- реализация проекта по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький патриот».
Задачи:
- Создание развивающей среды;
- Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;
- Разработать методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию;
- Вовлекать в систему нравственно-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
- Принимать участие в конкурсах по нравственно-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации проекта.
Задачи:
- Обобщить результаты работы;
- Провести коррекцию затруднений в реализации проекта;
- Спланировать работу на следующий год.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации программы ожидается:
В группе:
- создание системы работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
- обогащение содержания нравственно-патриотического воспитания;
- вовлечение в работу нравственно-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
В образе маленького патриота:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве Российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
Содержание проекта
Проект состоит из следующих блоков:
Блок 1 «Мир людей»
Содержание блока:
Мир ребенка начинается с семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье (знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной), детском саде, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления детей о именах близких людей, семейных историях, традициях.
Реализация:
Рассматривание сюжетных картин из серии «Моя семья»
Выставка «Семейные традиции»
Общение «Любимый отдых членов семьи».
Рисунок дома.
Дидактические игры «День рождения», «Встреча гостей».
Экскурсии по детскому саду: знакомство с трудом взрослых, ролевые игры «Кто работает в детском саду»; «Я – воспитатель».
Экскурсии по территории детского сада: медицинский кабинет, пищеблок, прачечная, зимний сад.
Составление рассказов по фотоальбому «Мой детский сад».
Демонстрационно-наглядный материал «Мой детский сад»;
фото альбом детского сада; предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр.
Чтение произведений К. Ушинский «Четыре желания»,
С. Черный «Имя», Л. Толстой «У бабки была внучка»;
чтение русских народных сказок;
составление коротких рассказов из личного опыта.
Набор сюжетных картин; фото альбомов воспитанников.
Ожидаемые результаты:
Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
Развивать умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательные отношения, стремиться к общению и взаимодействию.
Иметь представление о людях, их взаимоотношениях.
Совершать положительные поступки, движимые мотивами гуманности и справедливости.
Блок 2 «Моя малая Родина»
Содержание блока:
Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках и т.д.
Реализация:
Наблюдения и экскурсии на территории детского сада.
Рассматривание домов (этажность, формы домов, из какого материала построены, номера).
Общение: «Квартал – как часть города».
Дидактические игры: «Волшебные ленты дорог»;
«Улица, на которой мы живем».
Демонстрационно - наглядный материал серии «Мой город»
Рассматривание альбома «Мой любимый город».
Подвижные игры.
Чтение сказок.
Рассматривание предметов быта в музее «Русская изба».
Развивающие игры: «Экскурсия», «Так бывает», «Найди отличия»
Демонстрационно-наглядный материал «Мой любимый поселок»
Ожидаемые результаты:
Знают на какой улице живут, название своего города , его историю, традиции, достопримечательности.
Сформированы представления о ближайшем окружении, как частицы малой Родины.
Развитие у детей интереса и любознательности к историческому прошлому, расширять представления детей о самобытности нашего народа в прошлом и настоящем.
Формирование элементарных знаний о быте наших предков – начальный этап в познании родного края.
Испытывают чувство гордости за знаменитых земляков.
Осознание детьми любви к родным местам, ощущения своей неразрывности с окружающим миром, формировать желание сохранять и преумножать богатство своего родного края.
Блок 3 «Родная природа»
Содержание блока:
Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой, дети сначала получают элементарные сведения о природе участка детского сада, затем, краеведческие сведения о природе. Воспитывается умение бережного отношения к окружающей природе, умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, нравственные качества человека.
Реализация:
Рассматривание картин, иллюстраций, книг, альбомов с изображением растительного и животного мира, альбомов с изображением деревьев и кустарников.
Разучивание стихотворений о природе, песенок, потешек;
чтение русских народных сказок о животных: «Зимняя сказка», «Зимовье», «Лисичка-сестричка и серый волк»; рассказов Н. Носова «Лисята», Е.Чарушина «Что за зверь», считалки, загадки.
Наблюдение за небом, солнцем, ветром, снегопадом;
целевые прогулки в яблоневый сад.
Опыты со снегом, с воздухом и водой, растениями.
Создание мини-музея в группе «От зернышка до хлебушка»
Демонстрационно-наглядный материал серии «Растительный и животный мир Новосибирской области»
Ожидаемые результаты:
Имеют знания и представления о природе родного края.
Умеют наблюдать за природой, экспериментировать.
Развита познавательная активность в процессе исследовательской деятельности.
Гуманно, бережно относится ко всему живому.
Воспитано чувство любви к родной природе, как к одному из слагаемых патриотизма.
Блок 4 «Родная страна»
Содержание блока:
На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России, в младшей группе знакомятся с государственными символами Росси: герб, флаг, гимн. Дети знакомятся со столицей нашей страны – Москвой и другими городами России. Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы нравственно – патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
Реализация:
Рассматривание иллюстраций с изображением столицы, рассматривание изображения государственного герба, флага.
Прослушивание гимна.
Дидактическая игра «Узнай свой герб», «Кто, где живет?», «Узнай наш флаг»
Слушание песен о Родине.
Беседа о государстве — «Что такое Родина», «Страна, в которой я живу», «Города России»
Чтение стихов М. Матусовского «С чего начинается Родина?».
Ожидаемые результаты:
Имеют представления о том, что Российская Федерация (Россия)- огромная многонациональная страна.
Знают, что Москва – главный город, столица нашей Родины.
Знают флаг, герб России, мелодию гимна.
Блок 5 «Никто не забыт, ничто не забыто»
Содержание блока:
Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей с историческими фактами военных лет. Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Воспитывать чувство гордости и уважения к родным и близким людям, принимавшим участие в сражениях за Родину. Донести до детей значение Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Формировать гражданственность, чувство любви и гордость на основе изучения военной истории Отечества. Привлечение родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей. Воспитывать защитников своей страны, стремление быть смелым и отважным.
Реализация:
Рассматривание картин из серии «История России»;
Беседы о войне, рассказы о мужестве, отваге, героизме всего народа.
Экскурсия в Музей воинской славы в детском саду
Разучивание стихов и песен с военной тематикой.
Чтение произведений С. Михалкова «День Победы»;
С. Маршака «Пограничник»;
Л. Кассиль «Памятник солдату».
Ожидаемые результаты:
Расширятся представление детей о подвигах народа, об истории родного Отечества
Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
Информационно-методическое обеспечение:
- Н.В. Алёшина, Патриотическое воспитание дошкольников Н.В. Алёшина. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156с.
- Л.А. Кондрыкинская, Дошкольникам о защитниках Отечества: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192с.
- Н. Малюшова Здравствуй, музей Н. Малюшова Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29.
- М.Д. Маханева Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96с.
- М. Трунова Секреты музейной педагогики: из опыта работы М. Трунова Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
- Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников Т. Чумалова Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
- О.Л.Князева, Д. М. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры Санкт- Петербург, 1997 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Маленькие патриоты"
Проект для детей подготовительной к школе группы. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством изучения народных традиций....

Патриотический проект "Маленькие патриоты"
Одна из самых актуальных проблем – проблема патриотического воспитания дошкольников. Ведь это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, краю, страны, уважительного отнош...

проект "Маленький патриот"
проект посвящен патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста...

Проект "Маленький патриот России"
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государствен...

Паспорт проекта "Маленькие патриоты" для детей младшего дошкольного возраста
Проект направлен на воспитание гражданско-патриотических чувств младших дошкольников, на уточнение знаний дошкольников о семье и детском саде, на формирование знаний о своей малой ...