Проект "МАЛЕНЬКИЕ ПАТРИОТЫ РОССИИ"
материал по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 5 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
Проект
для детей младшего дошкольного возраста
«Маленькие патриоты России»
г.Родники
2017 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Паспорт проекта…………………………………………………………..……..3
2. Сформированность ресурсной базы ДОУ
3.Этапы работы
4.Структура и содержание проекта
5.Дальнейшее развитие проекта
6.Литература
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | «Маленькие патриоты России». |
Основные разработчики проекта | Автор проекта: Фролова Ольга Николаевна – старший воспитатель Пичугина Наталья Георгиевна- воспитатель Беляева Лариса Юрьевна - муз. руководитель |
Участники проекта и исполнители основных мероприятий | дети младшего дошкольного возраста, родители, педагоги. |
Вид проекта | Информационно-практико-ориентированный. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Творческий (оформление результата в виде открытого занятия, выставки, акции, досуга, развлечения и др.) |
Цель проекта | создание педагогических условий для развития у младших дошкольников ценностного отношения к культуре, истории, традициям своей семьи, родного города, воспитания основ гражданственно-патриотических чувств. |
Задачи проекта | Содействовать: -Созданию условий, обеспечивающих познание ребенком ценностей культуры родного города. -Развитию у детей интереса к истории и традициям своей семьи, улицы, города, историческому прошлому своего народа; эмоционально-эстетической сферы чувств ребенка в процессе восприятия музыкальных, литературных, скульптурных, изобразительных произведений. -Развитию творческого потенциала дошкольников в художественно-изобразительной, речевой, музыкальной, игровой деятельности. -Воспитанию основ гражданственно-патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста. |
Актуальность проекта: | Обусловлена
|
Новизна проекта: |
|
Сроки и этапы реализации проекта | 1 этап. Организационно – подготовительный (январь 2018г.) 2 этап. Основной (февраль 2018 г.– май2018 г.) 3 этап. Заключительный (июнь 2018г.) |
Ресурсное обеспечение проекта | Материально – техническое обеспечение проекта: игровое оборудование, компьютеры, фотоаппарат, видеокамера, ноутбуки, проектор для презентаций. Учебно – методическое обеспечение проекта: наличие нормативных документов, Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности Крылова Н.М. «Детский сад – дом радости. », Пермь «Книжный мир» 2005г.; Кадровые ресурсы обеспечения проекта: педагоги группы, музыкальный руководитель, участвующие в реализации проекта прошли курсы повышения квалификации на темы: «Совершенствование профессиональных компетенций педагога в свете реализации ФГОСС ДО» Информационные ресурсы обеспечения проекта: выход в Интернет, электронная почта, портфолио педагогов (в печатном и электронном виде), медиотека (видеотека и презентации методических материалов), сайты педагогов, сайты ДОУ. |
Структура и содержание проекта | Модуль 1 «Мой любимый детский сад» Модуль 2. «Моя семья» Модуль 3. «Мои друзья» Модуль 4. Наши защитники» Модуль 5. «Моя мама» Модуль 6 «Родной город» Модуль 7«Родная страна» |
Ожидаемые результаты реализации проекта |
3.Осуществится внедрение модели «Взаимодействие детского сада с различными социальными институтами в процессе развития у дошкольников ценностного отношения к историческому прошлому нашего народа» 4.Будут изготовлены фотоальбомы: «Семейный альбом группы «Солнечные зайчики», «Мой город- Родники» 5.Собраны открытки с достопримечательностями городов - Москвы, Иваново,Родники 6. Оформлена мультимедийная презентация MicrosoftPowerPoint «Россия – Родина моя» с эффектами анимации и звуковыми файлами, которая поможет в доступной игровой форме донести детям информацию об истории и традициях семьи, улицы, города, историческому прошлому своего народа повысится заинтересованность родителей в формировании у детей представлений о родном доме, семье, детском саде, городе. 7. Положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания - формируется чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома. |
Система организации контроля за исполнением проекта | Контроль в рамках проекта осуществляет заведующий (старший воспитатель) МКДОУ |
2. СФОРМИРОВАННОСТЬ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ ДОУ
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Для реализации проекта в младшей дошкольной группе, участвующей в проекте «Маленькие патриоты России», создана предметно-пространственная среда, т.е. условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующие специфике дошкольного возраста, обеспечивающие полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей.
Созданная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства учреждения, группы, а также игрового участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей младшего дошкольного возраста в соответствии с целями и задачами проекта.
Пространство группы не делится на «зоны», в каждой из которых можно заниматься только определенным видом деятельности. Отсутствие жесткого зонирования средового окружения имеет принципиальное значение, так как развитие ребенка в деятельности и посредством деятельности предполагает движение не от предмета, а от замысла к результату с использованием предмета.
В качестве системообразующих элементов среды выступают разные виды детской деятельности: игровая, конструктивная, трудовая, познавательная, двигательная, художественно-эстетическая, коммуникативная.
Свободное, внесюжетное размещение элементов среды позволяет воспитанникам гибко и разнообразно использовать средовые ресурсы, позволяет обеспечивать возможности их интеграции воспитанниками в зависимости от целей того или иного вида деятельности, творческую реализацию замыслов, самостоятельность и самоорганизацию, а также даёт возможность организации пространства группы и предметной среды по тематическому принципу.
Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.
Например:
В процессе игры «Детский сад» дети узнают о таких профессиях как воспитатель, няня, повар, шофер, закрепляют знания о труде взрослых, выполняющих различную деятельность, где ярко выражен предметный результат, направленный на заботу о детях. игра способствует развитию интереса, положительного отношения к своему детскому саду, желания посещать его.
Игра «Семья» способствует развитию умения узнавать по фотографиям и называть членов семьи, их действия; понимания, что у других детей тоже есть своя семья, родители, что родители и дети любят друг друга, заботятся друг о друге.
Работа по созданию и обогащению предметной развивающей среды в группе по нравственно-патриотическому воспитанию предполагает сотрудничество с родителями воспитанников.
Например: открытки с достопримечательностями городов - Москвы, Иваново, Родники, «Семейный фотоальбом» - это мобильный средовый элемент, созданный детьми вместе с взрослыми и выполняющий функцию более глубокого и разностороннего овладения воспитанниками содержанием текущей познавательной темы «Маленькие патриоты России».
«Полочка с предметами избыточной информации».
Этот элемент среды выполняет функцию обогащения представлений детей (преимущественно в зоне «неясных» знаний), развития познавательной активности. Полочка избыточной информации предназначена для презентации различных предметов народных промыслов России и Ивановской области.
Это мобильные элементы среды, их содержание изменяется воспитателем не менее одного раза в 1—2 недели в зависимости от того, на каком этапе реализации находится проектная деятельность воспитанников.
3.ЭТАПЫ РАБОТЫ
Этапы | Содержание | Результат |
1.Организационно – подготови тельный (январь 2018) | - сбор информации о проектной деятельности; - подбор информации, материала по нравственно – патриотическому воспитанию; - составление тематического плана работы по нравственно – патриотическому воспитанию; - подбор и создание наглядно - дидактического материала по нравственно – патриотическому воспитанию; - создание условий для совместной творческой деятельности (ребёнок, родитель, воспитатель); - привлечение родителей к реализации данного проекта (проинформировать по теме, собрать необходимый материал для оформления стенда, принять активное участие в обсуждении, способствовать повышению познавательной активности родителей). Разработка и оформление паспорта проекта. | Определены, цели, задачи, содержание деятельности, ожидаемый результат. Презентация проекта на педсовете ДОУ. |
2.Основной (февраль 2018 г.– май2018 г.) | Реализация цели и задач проекта в соответствии с перспективным планом проекта. | |
3.Заключительный (Июнь) | - обобщение материалов проекта, соотношение прогнозируемых результатов с полученными. Праздник «День независимости России» Создание единой «Большой книги профессий для самых маленьких» | Демонстрация результатов реализации проекта. |
4.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Проект «Маленькие патриоты России» - это огромное поле для деятельности детей и взрослых. Структура и содержание проекта отражают последовательность формирования у детей нравственно – патриотических чувств и духовно – нравственного отношения к родному дому, семье, детскому саду, городу.
Модуль 1 «Мой любимый детский сад»
Модуль 2. «Моя семья»
Модуль 3. «Мои друзья»
Модуль 4. «Наши защитники»
Модуль 5. «Моя мама»
Модуль 6 «Родной город»
Модуль 7«Родная страна»
Образовательная деятельность по ознакомлению детей с Россией начинается в январе с модуля «Мой любимый детский сад». В начале учебного года мы познакомили детей с помещением группы, с предметами, находящимися в группе и их назначением. Обратили внимание детей на то, что в группе всё сделано так, чтобы им было удобно, комфортно. О детях заботятся сотрудники детского сада — воспитатель, няня, повар, медсестра и др. Знакомя детей с трудом сотрудников детского сада, мы постоянно подчеркиваем их заботу о детях. В первую очередь, мы познакомили детей с трудом помощника воспитателя, с которым дети сталкиваются каждый день. Основной метод ознакомления с трудом взрослых — наблюдение. Мы вместе с детьми приходим в кабинет медсестры, на кухню, где трудится повар, дети рассматриваем предметы, необходимые взрослым для работы, взрослые рассказывают о своей работе детям.
За трудом шофера и дворника дети наблюдают во время прогулки.
Знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх, а также при чтении некоторых произведений художественной литературы. Главная задача — вызвать чувство уважения к людям труда, желание казать им посильную помощь.
Дети познакомились с территорией детского сада, с зелеными насаждениями, которые ее украшают, со своим участком, с физкультурной площадкой. Мы рассказываем им о том, что взрослые много сделали для детей, и их труд надо беречь. Приучаем детей бережно относиться к окружающим их предметам, растениям, ко всему живому.
Первая неделя февраля посвящена работе по второму модулю «Моя семья». Большое внимание в группе уделяется воспитанию любви к самым близким людям – родителям. Способствуем расширению представлений о родственных связях, поведении, соответствующем таким ролям, как сын, дочь, внучка (внук). Содействуем укреплению эмоциональной привязанности к родителям (другим близким); развитию уважения к старшим, гордости за достижения членов семьи (других родственников); запоминанию фамилии и имен родителей.
Предлагаем принести семейные фотографии, рассказать о членах семьи, устраиваем фотовыставки («Моя любимая мама», «Мой замечательный папа»), собираем фотоальбом «Моя семья». Предлагаем детям сюжетно- ролевые игры «Семья», « Гости» и др. Рассказываем о структуре семьи, о том, какой она должна быть, чтобы всем было хорошо. Как родные люди должны жить в семье: мирно, дружно, без ссор, помогать друг другу, понимать и любить друг друга. Дети узнают, что в каждой семье есть свои традиции, их нужно знать и соблюдать. И, таким образом, постепенно мы подводим детей к пониманию того, что такое семья, что она должна быть дружной и крепкой.
Модуль второй недели февраля «Мои друзья» реализуем, используя беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы - друзья», «Правила, по которым мы живём», воспитываем доброжелательность, желание подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки – всё это формирует личное отношение ребёнка к соблюдению моральных норм, чувство долга. Знакомим детей с образцами адекватной реакции на то или иное состояние; корректируем поведение ребенка, активно используя похвалу («Спасибо, что ты был ко мне так внимателен»). Способствуем воспитанию культуры поведения малыша со сверстниками и взрослыми: способности согласовывать собственные желания с интересами товарищей, подчинять свое поведение общепринятым нормам
В игровой форме дети приобретают знания, умения и навыки того, как должен себя вести человек, чтобы ему хорошо жилось в этом мире с другими людьми.
Модуль третьей и четвёртой недели февраля «Наши защитники».
Здесь мы знакомим малышей с понятием «защитники». Даём начальное представление об армии, о родах войск; знакомим с военными и мирными профессиями их отцов; закрепляем в словаре название страны, в которой мы живем; содействуем формированию умения отвечать на вопросы полным ответом, побуждаем рассказывать о военной и мирной профессии своего папы; воспитываем уважение к защитникам Отечества. Большая работа ведётся по подготовке к празднованию73-й годовщины Дня Победы.
Весь март посвящён модулю «Моя мама». Реализуя данный модуль, мы беседуем с детьми о мамах, обращаем их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи — она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с детьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи — сложить самому одежду, убрать игрушки и т.д. Объясняем детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме.
Модуль «Родной город», реализуемый в апреле способствует воспитанию любви к родному городу. Это одна из главных задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город , но их необходимо с этим понятием знакомить. Мы рассказываем детям, что в городе много домов, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Побуждаем детей рассказывать о своей улице, доме, в котором они живут. В течение месяца мы рассматриваем вместе с детьми открытки с достопримечательностями города, фотографии тех мест, где они побывали с родителями ( парк, стадион, летний сад и т.д.).
И завершает проект «Маленькие патриоты России» модуль «Родная страна»
Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие «город». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий. Работа по данной теме тесно связана со знакомством с родным городом. Мы обращаем внимание детей на празднично украшенные улицы, украшаем группу к праздникам. После праздников, беседуя с детьми, спрашиваем, где они были на празднике, что видели. Такие беседы, разговоры вызывают в детях чувство сопричастности к большим событиям родной страны. Рассматривая иллюстрации с изображением природы родной страны в разные времена года, учим детей видеть красоту различных пейзажей. Сообщаем детям название страны и часто повторяем, что мы живём в России, что Москва-это главный город нашей страны
Знакомим детей с культурой своего народа: рассказываем русские народные сказки, играем в народные игры, читаем и разучиваем народные потешки, рассматриваем предметы народно-прикладного искусства, постоянно подчеркивая, что все это придумал, сделал русский народ.
Содержание определяется возрастными особенностями детей, строится на адекватных дошкольникам видах деятельности: проведении бесед, чтении художественной литературы, исследованиях, дидактических, сюжетно-ролевых играх, компьютерных презентациях, экскурсиях, наблюдениях, художественном творчестве, культурно – досуговых мероприятиях.
Работа с детьми планируется воспитателем дифференцированно в утренние и вечерние часы, проводится в совместной деятельности взрослого с детьми в ходе специально организованных образовательных ситуаций и в самостоятельной свободной деятельности детей.
Работа с родителями
Патриотическое воспитание невозможно без тесного взаимодействия детского сада с семьёй. Необходимо не столько педагогическое просвещение родителей, сколько активное участие семьи в разработке форм и методов патриотического воспитания. Мы использовали в работе следующий принцип: семья и родители - союзники детского сада. Для включения семьи в совместную работу мы систематически проводили консультации и индивидуальные беседы, анкетирование родителей, привлекали родителей к сбору материала для оформления альбомов «Мой город - Родники», «Семейный альбом группы «Солнечные зайчики»», к изготовлению стенгазет «Мой папа лучше всех!», «Мамочка милая, мама моя».
Основное направление нашей работы по патриотическому воспитанию - это движение от воспитания в детях любви к близким людям, природе, родному городу к достижению наивысшей цели - воспитанию чувства гордости и любви за свою Родину.
тема | Работа с детьми | Работа с родителями | месяц |
«Мой любимый детский сад» | 1. Экскурсия по детскому саду и продолжение знакомства с трудом сотрудников. 2. Беседы на тему: а) «Моя группа», б) «Мои друзья», в) «Как вести себя в детском саду». 3. Наблюдение за играми старших детей. 4. С/р игра «Детский сад». 5. Чтение книг о дружбе. Чтение рассказа Н. Забилы: «Ясочкин садик». 6. Игровые ситуации: «Мы играем». 7. Разучивание песни « Детский сад» сл. Волгиной, муз.Филлипенко | 1.Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей. 2. Памятка для родителей: «Патриотическое воспитание дошкольников». | 3-4 неделя января |
«Моя семья» | 1. Рассказы детей о членах своей семьи. 2. Рассматривание семейных фотоальбомов. 3. С/р игра «Семья». 4. Заучивание потешки: «Расти коса до пояса». 5. Беседы на тему: а) «Как я помогаю дома маме»; б) «Дом, в котором я живу»; в) «Мои игрушки»; г) «Можно – нельзя» (поведение дома). 6. Разыгрывание ситуаций: а) «Как поднять настроение маме?»; б) «Вечер в семье». 7. Чтение с детьми: а) С. Капутикян «Моя бабушка»; б) Л. Квитко «Бабушкины руки»; в) Г. Виеру «Мамин портрет». 8. Продуктивная деятельность: аппликация: «Платочек для мамы». 9.Разучивание песни « Очень любим мамаочку» муз. Т.В.Бокач 10.упражнение « Мы платочки постираем» | 1. Изготовление фотоальбома: «Семейный альбом группы «Пчёлки». 2. Консультация: «Как научить детей охранять природу». 3.Выставка детских работ по теме «Моя семья». | 1 неделя февраля |
«Мои друзья» | 1.Беседы с детьми: «Мои друзья», «С кем я дружу». 2. Игры: «Ласковые слова», «Назови ласково». 3. Разыгрывание ситуаций: «Ссора», «Как помириться?» 4. Чтение и разучивание стихов о дружбе. 5. Разучивание песни « Песенка друзей» сл. Я.Акима, муз.Герчик 6. Танец «Приседай « э.н.м. | 1. Консультация для родителей: «Воспитание любви к родному городу в семье и детском саду». 2.Презентация книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей. | 2 неделя февраля |
«Наши защитники» | 1. Беседа с детьми о папе, с рассматриванием фотографий. 2. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». 4. Изготовление подарков для пап 5. Рисование «Самолеты летят». 6. Заучивание стихов об армии 7. Разучивание песни « Молодой солдат» муз. Карасевой, сл.Френкель 8. С/р игра «Мы солдаты» | 1 Круглый стол на тему «Прогулки с детьми по родному городу». 2 Привлечение родителей к созданию альбома «Наша армия родная». 3 Выставка детских работ на тему «Мы защитники». 4Фотоконкурс «Мой папа лучше всех» | 3-4 неделя февраля |
«Моя мама» | 1. Беседа с детьми о своих мамах . 2. Изготовление подарков для мам. 3. Аппликация «Красивое платье для мамы». 4. Разучивание стихов о мамах, бабушках. Разучивание песен о мамах и бабушках 5. С/р игра «Дочки – матери». | Консультация для родителей: «Учитесь говорить со своими детьми», «Воспитываем патриота». 2. Привлечение родителей к проведению развлечения | март |
«Родной город» | 1. Целевая прогулка по улице. 2. Беседы на тему: а) «Мой адрес»; б) «Улица, на которой я живу»; в) «Что мы видели в нашем городе». 3. Рассматривание иллюстраций, фотографий 4. Чтение с детьми: С. Михалков: «Моя улица». | 1. 1.Изготовление альбома «Наша станица Егорлыкская». | апрель |
«Родная страна» | 1. Беседы на темы: а) «Мы живем в России»; б) «Береги город». 2. Рассматривание иллюстраций, фотографий: «Москва – столица нашей Родины». 3. Конструирование: «Постройка города». 4. С/р игра «Путешествие». 5.Развлечение «День независимости России» | 2. Участие родителей в групповых занятиях «Семейные традиции». | Май- июнь |
5.ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА
- Выступление на районном методическом объединении воспитателей дошкольных учреждений.
- Публикации педагога на сайте ДОУ, в местных СМИ.
- Обогащение и расширение содержания проекта.
6. ЛИТЕРАТУРА:
- Крылова Н.М. «Детский сад – дом радости. Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности», Пермь «Книжный мир» 2005г.;
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005.
- Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ Авт. сост.: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. М.: АРКТИ, 2003. (Развитие и воспитание дошкольника).
- Маханева М.Д. Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников. М .: 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриот России
Немного об известном патриоте и жителе нашего города...
Воспитание маленького медновца - настоящего патриота России.
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....
Среднесрочный образовательный проект "Растим патриотов России" образовательная область "Музыка" "
Основная цель проекта - привитие патриотических качеств, любви к родному Отечеству....
Рабочая программа по формированию социально-личностного развития у детей дошкольного возраста «Растим патриотов России»
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...
Воспитываем патриота России
Воспитываем патриота России. Воспитание патриотизма - одна из актуальных задач на сегодняшний день. Но она же стоит, чуть ли не на первом месте по своей сложности. Разве может быть пр...
Растим патриотов России!
Статья, посвященная 70-летию Великой победы....
Тренинг для воспитателей "Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников: воспитать патриота России, воспитать патриота Новомосковска "
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже не уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с горд...