Мастер-класс по созданию развивающей среды в домашних условиях «Детское зеркало: создаем, развиваем, получаем»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Образовательное учреждение | МАУДО «Детский сад №10» (структурное подразделение), г. Ялуторовск, Тюменская область |
Автор | Прокопьева Анна Алексеевна |
Должность, | Воспитатель |
Квалификационная категория | Высшая |
Название работы | Мастер-класс по созданию развивающей среды в домашних условиях «Детское зеркало: создаем, развиваем, получаем» |
Возрастная группа | Ясельная группа |
Цель | Познакомить родителей с созданием развивающих зон. |
Задачи | Познакомить с созданием и наполнением развивающих образовательных зон. Создание совместного с родителями контакта и творчества. |
Дополнительный материал |
|
Литература | 1."ФГОС ДО"от 17 октября 2013 года № 1155( зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384); 2.СаНПиН 2.4.1.3049-13; 3. Письмо МО РФ от 17.05.95г. «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»; 4.Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/Сост. Н.В. Нищева. - Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с., ил.; 5.Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.; 6.Жукова О.Г. Предметная среда. М.:Аркти,2007. ; 7.Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993.; 8. Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста.;Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве // Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Центр «Школьная книга», 2004 9.http://pravpotrebitel.ru/uslugi/sanpin-dlya-detskix-sadov.html
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prokopeva_aa_mahorina_ml.docx | 32.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательное учреждение | МАУДО «Детский сад №10» (структурное подразделение), г. Ялуторовск, Тюменская область |
Автор | Прокопьева Анна Алексеевна |
Должность, | Воспитатель |
Квалификационная категория | Высшая |
Название работы | Мастер-класс по созданию развивающей среды в домашних условиях «Детское зеркало: создаем, развиваем, получаем» |
Возрастная группа | Ясельная группа |
Цель | Познакомить родителей с созданием развивающих зон. |
Задачи | Познакомить с созданием и наполнением развивающих образовательных зон. Создание совместного с родителями контакта и творчества. |
Дополнительный материал | |
Литература | 1."ФГОС ДО"от 17 октября 2013 года № 1155( зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384); 2.СаНПиН 2.4.1.3049-13; 3. Письмо МО РФ от 17.05.95г. «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»; 4.Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/Сост. Н.В. Нищева. - Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с., ил.; 5.Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.; 6.Жукова О.Г. Предметная среда. М.:Аркти,2007. ; 7.Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993.; 8. Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста.;Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве // Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Центр «Школьная книга», 2004 9.http://pravpotrebitel.ru/uslugi/sanpin-dlya-detskix-sadov.html
|
Мастер-класс по созданию развивающей среды в домашних условиях «Детское зеркало: создаем, развиваем, получаем»
Цель:
Познакомить родителей с созданием развивающих зон.
Задачи:
Познакомить с созданием и наполнением развивающих образовательных зон.
Создание совместного с родителями контакта и творчества.
Ход:
Здравствуйте, дорогие наши родители!
Мы рады, что вы нашли время и пришли к нам в детский сад. Что вам не безразлична жизнь ваших детей.
В настоящее время изменилась среда развития ребёнка: появилось множество новых каналов получения информации. Мы живём в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в предметно развивающую среду.
Предметно – пространственная развивающая образовательная среда ДОУ является одним из средств, формирующих личность ребёнка, источником получений знаний, информации и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культуре взаимоотношений ребёнка с взрослыми и детьми.
Сейчас мы организуем воспитательный процесс по ФГОС ДО, который выделяет 5 образовательных областей:
1. Социально- коммуникативное
2. Познавательное развитие
3. Речевое развитие
4. Художественно- эстетическое развитие
5. Физическое развитие
Итак, что же такое «развивающая среда»? (ответы родителей)
Развивающая среда– это комплекс всех факторов окружения ребёнка, которые влияют на его жизнь и развитие. А социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребёнок приходит, рождается на свет.
Главное условие для полноценного развития детей – это окружающая их среда. Созданная нами предметно – развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребёнка, даёт право на свободный выбор деятельности, способов её осуществления и взаимодействия с окружающими.
Мы убеждены: необходимо окружить ребёнка красотой, чтобы он проникся мыслью – важно не только сохранять красоту, но и творить её вокруг себя.
Мы, воспитатели, создаём развивающую среду здесь в детском саду. Но не маловажно создавать развивающую среду и в домашних условиях. Ведь ребёнок большую часть времени находиться дома. И поэтому, какого ребёнка мы хотим увидеть в дальнейшем, такую среду мы и создаём дома.
Детский сад – система всестороннего развития ребёнка, в организации которой принимают участие и взрослые и дети. Создавая развивающую среду, мы стараемся сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала.
Сейчас мы хотим вам показать и рассказать, какая образовательная среда создана у нас в детском саду.
Хотелось бы подробнее остановиться на таком моменте, что воспитание и развитие ребёнка не должно заканчиваться в детском саду.
Прошу вас честно ответить на несколько моих вопросов. Вы просто поднимаете руку, если у вас это есть.
- Скажите, у кого дома есть зона или уголок « Творчества»? Где есть: краски, кисти, карандаши, фломастеры, разукрашки, рисовальные дощечки, пластилин и тесто для лепки и тому подобное.
- У кого есть «Книжный уголок»? С набором сказок, стихов и рассказов, картинок.
- У кого есть «Конструктивный уголок»? Где есть несколько видов и размеров конструктора.
- У кого есть «Уголок игрушек»?
- У кого в доме есть «Спортивный уголок»? Или хотя бы необходимый в развитии набор спортивного инвентаря: мячи, обруч, скакалка, гантели, кольцебросс.
- У кого есть зоны для сюжетных игр и ряженья?
- Зона образовательной деятельности? Где есть прописи, линейка, детские энциклопедии, карты или глобус, азбука и цифры, доска и так далее.
- А сейчас скажите: «У кого есть все эти зоны?»
- А у всех ли детей есть своя отдельная комната? (Не у всех)
- А у всех ли есть, хотя бы полочка или не большой уголок для ребёнка? Где ребёнок является хозяином своей территории.
Семьи живут в разных квартирных условиях, имеют разный материальный достаток. И поэтому имеют различные возможности для организации детского уголка дома. И, тем не менее, желательно, чтобы в каждой семье была создана развивающая среда, то есть такая обстановка, в которой бы ребёнок более активно и быстрее познавал окружающий мир во всём его взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых.
Естественно, что ребёнок должен осваивать всё пространство квартиры: действовать, играть и на кухне, и в ванной комнате, и в прихожей. Но у него должно быть своё пространство, оборудованное с учётом его психофизических особенностей и возможностей.
Идеальным условием является наличие детской комнаты, но это не всегда возможно. Одной только детской комнаты, даже ультрасовременной, с точки зрения родителей, не решит основную задачу – развивать ребёнка.
Что же является важным для ребёнка, для того чтобы он полноценно развивался и стал гармоничной личностью?
Давай те посмотрим, какую развивающую среду, смогли создать родители нашего сада.
Давайте, посмотрим, совершаете ли вы такие ошибки: (картинки «правильно – не правильно»)
- Детская комната напоминает склад игрушек, возможности использования их в игре ограничены, имеются большое количество однообразных игрушек.
- Игры и пособия располагаются на верхних полках, подальше от вездесущих ручек малыша, чтобы он ни в коем случае, не мог достать всё это сам , испортить, порвать, изрисовать, сломать.
- Ребёнок является пассивным потребителем маминых инициатив – только от взрослого исходят постоянные предложения игр, занятий и развлечений для ребёнка, на которые он соглашается или нет.
- Состав игр и игрушек изменяется бессистемно, а то и вовсе остаётся статичным в течение длительного времени. Учитывать возрастные особенности детей.
Как же использовать окружающее пространство на пользу развития ребёнка?
Прежде всего, стоит избавиться от ненужных, однообразных, неактуальных возрасту ребёнка игрушек и игр. То, что останется после вашей беспристрастной ревизии, распределите по нескольким зонам развития (сделать это можно мысленно, а можно и в физическом пространстве, разложив по разным коробкам, ящикам, контейнерам и полкам). Это нужно для того, чтобы вы увидели, все ли ключевые зоны развития представлены в окружении вашего ребёнка, и насколько гармонично они представлены.
Развивающая среда дошкольника обязательно должна включать игры, игрушки и пособия «Работающие» на следующие направления развития
1.Развитие речи.
Поместите сюда книги, тематические альбомы, плакаты и карточки, дидактические игры для развития речи, карточки с упражнениями артикуляционной гимнастики, материалы для обучения чтению и письму.
2. Развитие мелкой моторики и сенсорное развитие.
Здесь займут достойное место шнуровки, бусы, мозаика, конструкторы, игрушки с застёжками, кнопками, рычагами и переключателями. Игрушки из разных на ощупь материалов, крупы и другие сыпучие материалы и т.п.
3. Развитие логики.
К этой зоне относятся кубики и пазлы, матрёшки, вкладыши, пирамидки, счётный материал и счётные палочки, лото.
4.Развитие творческих способностей.
Здесь разместите материалы для творчества ребёнка: краски (акварель, гуашь), кисти, карандаши, фломастеры, мелки, бумагу и картон (цветную и белую), ножницы, клей, пластилин или тесто для лепки, природный материал для поделок и так далее. А так же открытки, календари с репродукциями картин, выставку творческих работ малыша.
5.Музыкальное развитие.
Здесь расположите аудио и видео записи и музыкальные инструменты.
6. Физическое развитие.
Домашний спорткомплекс дополнят или заменят, комплект мячей разного размера, гимнастическая палка и обруч, массажная дорожка и гантели, скакалка.
7. Зона упражнений в практической жизни ( по М.Монтессори).
Здесь разместите игрушечные инструменты, которые ребёнок будет использовать, участвуя в домашних делах: метёлку, ведро и тряпочку, фартук, щётки для одежды.
8. Зона естественнонаучного (космического) воспитания (по М.Монтессори).
Сюда включите материалы для знакомства ребёнка с окружающим миром – географией, биологией, астрономией и т.д.
Здесь найдётся место и для сделанного своими руками гербария, принадлежности для наблюдений и экспериментов.
9.Эмоционально – личностное развитие.
Сюда мы отнесём игрушки и реквизиты для сюжетно – ролевых игр, инсценировок, кукольного театра и т.п.
Основные принципы, которые помогут вам управлять развивающей средой и получить максимум её преимуществ:
- Развивающая среда должна изменяться по мере роста и развития ребёнка, отражать актуальные для него задачи и интересы.
- Все материалы и игрушки должны находиться в свободном доступе, т.е. ребёнок имеет возможность самостоятельно взять с полки или достать из ящика то пособие или игру, которая заинтересовала его в данный момент.
- Для поддержания порядка должны быть установлены определённые правила, например: бережное обращение с пособиями, возвращение их на место после игры и т.п.
Требования к предметно- пространственной развивающей среде.
1.Содержательно- насыщенная (разнообразие материалов, оборудования, инвентаря).
2.Трансформируемая (измеряется в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей).
3.Полифункциональная (возможность разнообразного материала).
4.Вариативная (периодически меняется игровой материал, появляются новые игрушки).
5.Доступная (свободный доступ к игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности).
6.Безопасная(соблюдается сохранность и исправность материалов и оборудования соответствуют надёжности и безопасности).
Соблюдайте эти рекомендации, и вашему крохе всегда будет интересно играть, и развиваться без каких – либо дополнительных усилий с вашей стороны.
Возможно, многие скажут: "Где найти место для всего? На что можно ответить: " Было бы желание – место найдется и в маленькой квартире. Не верите? Проверьте!"
Это не все зоны, какие есть в развитие ребёнка. Человеческий мозг способен на творчество. И поэтому придумали ещё несколько зон, которые можно легко и без затрат создать своему чаду. Давайте подойдём креативно к оборудованию детских зон. Я предлагаю вам разбиться сейчас на несколько групп и выбрать себе новую зону, которую вам нужно будет сделать или собрать из подручных средств и представить нам в 2-3 словах. А потом конечно можно применить и в домашних условиях.
"ДЕТСКОЕ ЗЕРКАЛО". Как утверждают психологи, лучше всего подходит трельяж, люди любят свое отражение, а дети дошкольного возраста особенно. Это своего рода адаптация внешнего вида к самому себе, что чрезвычайно важно - жить в ладу с самим собой. В идеале данное зеркало помещается в прихожей: уходя из квартиры, ребенок учиться приводить себя в порядок и вернувшись, осматривает себя.
При наличии таких условий у ребенка формируется культура своего внешнего вида и известные качества трудолюбия, самообслуживания.
"МЕШОЧЕК ДОБРЫХ ДЕЛ" служит для того, чтобы заложить семена доброты. Следует отметить, что сейчас добрые чувства у дошкольника становятся все более дефицитными. "Мешочек добрых дел" идея замечательного выдающегося педагога современности Ш. А. Амонашвили. Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой. И рядом коробочка с мелкими предметами(камешки, ракушки). За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещается мелкий предмет. Итоги подводятся в субботу или воскресенье, т.е. еженедельно. Добрых дел ребенок может совершить множество: поделиться конфетой, помочь бабушке, маме, пожалеть котенка и т.д. главное вовремя заметить, поддержать, похвалить, поцеловать ребенка, пожать ему руку, когда подсчитывают количество камешков в мешочке у ребенка.
"ДЕТСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ – ЭТО СЕРЬЕЗНО"
Ребенок сам по себе исследователь. Поэтому просто и полезно создать элементарную детскую лабораторию, т.е. собрать в ящичке нужные для детского исследования предметы: магниты, бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, маленькие весы, компасы и т.д. постепенно вводить новые предметы и показывать способы действия, т.е. для чего нужно, где и как используется.
"ШКАФ НАХОДОК"
В него ребенок - дошкольник, а лучше все члены семьи, приносят все необычное, что находиться в окружающем мире и природе и может быть интересным для описания, сравнения, воспитания наблюдательности. Это может быть коряга. Красивый листочек, фантик, камешек. Важно только для поддержания интереса побеседовать о находке.
"МОЯ РОДОСЛОВНАЯ ИЛИ ЛЕНТОЧКА МОЕЙ ЖИЗНИ"
Очень важно найти скромное местечко, но достойное место семейным фотографиям, пусть в альбоме, но под рукой, а лучше в открытом видном виде. Для того, чтобы не зарастала тропа к нашим предкам, чтобы ребенок, пусть в самом элементарном, первоначальном варианте узнавал истоки своей ленточки жизни. Ведь главное для него в этом вопросе – как родители относятся к своим родителям, к своим корням, к родословной.
"УГОЛОК ПОТЕРЯННЫХ ВЕЩЕЙ"
Именно в дошкольном возрасте формируется привычка складывать аккуратно свою одежду. Этот уголок важен для воспитания собранности, он будет назиданием для всех членов семьи. Так называемый взаимоконтроль в действии.
Приходите в садик к нам.
Всё тут есть, что нужно вам.
Здесь уютно и светло,
По-домашнему тепло.
Дети будут здесь активны,
Любопытны, позитивны.
Будут много узнавать,
Веселиться и играть!
А чтоб вы не забыли, какие зоны должны быть и что в них можно разместить, мы предлагаем вам памятки «Развивающая среда дома».
Используемая литература:
1."ФГОС ДО"от 17 октября 2013 года № 1155( зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384);
2.СаНПиН 2.4.1.3049-13;
3. Письмо МО РФ от 17.05.95г. «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»;
4.Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/Сост. Н.В. Нищева. - Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с., ил.;
5.Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.;
6.Жукова О.Г. Предметная среда. М.:Аркти,2007. ;
7.Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993.;
8. Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста.;Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве // Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Центр «Школьная книга», 2004
9.http://pravpotrebitel.ru/uslugi/sanpin-dlya-detskix-sadov.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание развивающей среды в домашних условиях
Игру часто называют детской «работой» из-за её огромного значения для развития ребенка. Игра даёт возможность выплеснуть накопившуюся энергию и эмоции, удовлетворить его любопытство, развлечься,...
МАСТЕР-КЛАСС для воспитателей "Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Консультация для воспитателей ДОУ по орнизации развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС ДО...
Проект на тему: «Создание развивающей среды для образования детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада»
В предлагаемом проекте говорится о создании развивающей среды для образования детей старшего дошкольного возраста в условия детского сада. Окружающая детей среда должна обеспечивать им физ...
создание развивающей среды.Детская домашняя библиотека.
консультация для родителей какие книги нужны детям...
Родительское собрание на тему: "Развитие речи детей. Создание развивающей среды в семье" Игра-путешествие в страну "Играем - речь развиваем"
Повестка дня:1.Возрастные нормы речевого развития детей дошкольников.2. Создание развивающей речевой среды в семье.Цель:Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....
Мастер - класс для педагогов " Создание развивающей предметно - развивающей среды для формирования культурно - гигиенических навыков"
Мастер - класс для педагогов " Создание развивающей предметно - развивающей среды для формирования культурно - гигиенических навыков" способствует развитию практических умений по...
Мастер-класс для педагогов "Технология музыкально - оздоровительного воспитания в условиях детского сада"
ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА.Музыкально-оздоровительное занятие для педагогов. Мастер-класс. ЦЕЛЬ: Организовать музыкально – оздо...