Мастер - класс для родителей "Сенсорная лаборатория в домашних условиях"
методическая разработка
Мастер - класс для родителей "Сенсорная лаборатория в домашних условиях"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_dlya_roditeley_sensornaya_laboratoriya_v_domashnih_usloviyah.docx | 303.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №4» г. Болхова
Тема: «Сенсорная лаборатория в домашних условиях».
Цель: Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и
повышение педагогической компетентности родителей по вопросам сенсорного развития детей раннего возраста.
Задачи:
- создать благоприятную атмосферу, организовать коммуникацию между
участниками мастер-класса;
- познакомить родителей с понятием «сенсорное развитие», «сенсорные
эталоны»;
- познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование
сенсорных эталонов, которые можно организовать в домашних условиях;
- создать условия для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей.
Материалы и оборудование: красный и желтый картон, сенсорные коробки,
сухие бассейны, разделочная доска, ватные палочки, коробка от торта, крупы, пластиковые бутылочки, крышечки, упаковка от яиц, прищепки, крупы в банках, цветные макароны, макароны разной формы, стаканчики от йогурта, фольга, соломки для коктейлей, баночки от пюре и т.д.), 9 столов, стулья по количеству участников, черный ящик, мультимедийное оборудование.
Ход мастер – класса:
1. Разминка.
Игровое упражнение по составлению синквейна на заданную тему
Поприветствовав участников мастер-класса, предложить присутствующим
ответить на вопрос одним словом: «Что для каждого родителя дороже всего на свете?» (дети, ребенок), и обсудить, ответив на вопросы одним словом: какой он? что делает? Придумать одну фразу, связанную с темой разговора, подвести одним словом итог-вывод по теме разговора.
(примерный вариант)
ребёнок
здоровый, любимый, подвижный, озорной
играет, шалит, познает, изучает, развивается
самое дорогое в жизни
счастье
Вывод: только что вы, сами того не подозревая, отметили очень важные
вещи: здоровый ребенок двигается, играет, развивается - и это самое настоящее счастье для каждого родителя!
Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели
приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к
сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему-то научить. Не будем терять время зря, я приглашаю Вас в «Сенсорную лабораторию».
Основная часть:
Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», перед родителями
появляется «ящик ощущений».
Проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в «ящике
ощущений».
Воспитатель предлагает родителям определить на ощупь содержимое
ящика. Родители запускают руки через рукава в ящик и ощупывают предмет.
Высказывают свои предположения.
- Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто,
когда встречаешься с неизвестным объектом. Ребёнка с рождения окружает
огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми
разнообразными свойствами и качествами.
Воспитатель предлагает продолжить изучение предмета в ящике ощущений с помощью органов чувств, выясняя вместе с родителями, что
зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру, кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения.
Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах
окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в
основе которого лежит работа органов чувств.
Но и этого недостаточно для полноценного развития восприятия. Ребенку
нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент
воспринимает – сенсорные эталоны.
«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы
внешних свойств предметов.
Сенсорные эталоны:
- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и
насыщенности.
- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая
система мер.
- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты,
фонемы родного языка.
- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый
Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.
И начинаем мы знакомить малыша с сенсорными эталонами уже в
раннем возрасте.
Ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:
- цвет – красный, синий, желтый, зеленый
- форма – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
- величина – большой, маленький, поменьше, одинаковый (такой же) по
величине;
- звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов,
музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости;
- элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного,
столько же;
Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная
задача нас взрослых, и педагогов, и родителей.
Практическая часть
Практическое задание 1:
Познакомиться с предложенными сенсорными играми, разбившись на три
фокус группы по 2 человека в каждой:
1 группа – игра «Чудесный мешочек» - (форма, величина)
2 группа – игра « Цветные баночки» (цвет)(баночки с водой, крышки
внутри окрашены акварелью, при взбалтывании вода окрашивается)
3 группа – игра «Золушка» (форма) (крупы, сортировка)
Задание: определить сенсорный эталон (цвет, форма, величина)
Итог: обсудить полученные результаты
Практическое задание 2:
«Пока мама на кухне»
Обсудить с родителями, какие материалы из практической жизни можно
использовать в играх с малышом. Обратить внимание на безопасность!
Предложить родителям свои варианты (презентация):
использовать дуршлаг и спагетти различной величины (еще один вариант
палочки для коктейлей, ватные палочки) ( сделаем Ежика);
лабиринт: разделочная доска с желобками по краю и цветная крупная
бусина контрастного цвета. Необходимо *управлять* доской, чтобы бусина
пробежала по всем запутанным дорожкам. Так же можно на начальном этапе
воспользоваться нижней пластиковой упаковкой от торта и той же бусиной;
сенсорные коробки с различными наполнителями,
сухие бассейны из бросового материала;
игры с водой: собирать воду губкой, переливать используя воронку,
наполнять формы для льда с помощью спринцовки.
Практическое задание 3:
предложить родителям объединиться в пары и выбрать каждой паре один из дидактических столов
Стол №1 – игры с крупами (контейнер, телефон-фонарик, манка)
Стол №2 – игры с пробками (шаблоны для мозаики, крышки от бутылок)
Стол № 3 – игры с прищепками (прищепки, цветные заготовки из губок
или картон)
Задание: рассмотреть и поиграть в предложенные варианты игр,
рассказать, что понравилось или не понравилось, предложить по желанию свой вариант.
Итог: обсудить полученные результаты
Практическое задание 4:
изготовление сенсорных шариков
О том, что развитие мелкой моторики ручек напрямую связано с развитием
речевого аппарата ребенка, в наше время знает, наверное, каждый родитель. Для развития ручек существует масса приспособлений и игр. Сегодня же мы сами создадим простую сенсорную игрушку для своего ребенка. Сделать сенсорные
шарики просто, быстро и недорого.
Для этого нам понадобятся:
*разноцветные шарики
* разные крупы для наполнения: гречка, пшено, рис, горох, фасоль, соль,
мука, крахмал.
Чем больше Вы возьмете наполнителей – тем больше Вы разнообразите
мир тактильных ощущений ребенка.
* Мы берем шарик, немного надуваем его,
* потом вставляем в него воронку и насыпаем один из наполнителей,
* крепко завязываем шарик…
* и сенсорная игрушка готова.
Если сделать несколько шариков одного цвета – их можно будет
сортировать по цвету. А еще шарики можно сортировать по тому, что находится в шарике (например: все шарики с фасолькой в одно ведерко, а с пшеном – в другое). А если привязать к шарикам веревочки, тогда их можно будет развешивать по крючочкам, сортируя по цвету. Таким образом Мы развиваем и мелкую моторику ручек, и изучаем цвета, и развиваем координацию движения рук, и погружаем ребенка в разнообразный мир тактильных ощущений.
Подведение итогов. Рефлексия
Как ваше настроение?
Было ли вам интересно на нашем мероприятии? (Высказывания родителей).
Благодарим вас за активное участие и творческую работу!
Декабрь,2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "сенсорное развитие детей в домашних условиях"
Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего до...
Мастер-класс «Учимся различать цвета в домашних условиях»
Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию восприятия цвета у детей раннего возраста в домашних условиях.Задачи:Познакомить ро...
Мастер-класс «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»
Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в дома...
Мастер-класс для родителей «Лизун в домашних условиях»
Лизун – это желеобразная, растекающаяся игрушка, которая способна принимать любые формы, плавно перетекающая из одной руки в другую. Легко липнет к окружающим предметам, но...
мастер-класс Развитие мелкой моторики в домашних условиях
Цель: Познакомить и научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей....
Мастер класс по ФЭМП игры в домашних условиях
Доброе утро ! Для вас уважаемые родители хочу поделится занимательным и творческим материалом для совместного времяпровождения с детьми игры своими руками. Мастерите и играйте с пользой дель. Же...
Мастер - класс для родителей «Экспериментирование в домашних условиях».
Мастер - класс для родителей «Экспериментирование в домашних условиях». Цель: проявление интереса родителей экспериментированием в домашних условиях.Задачи: Формировать умение родител...