Мастер - класс для родителей "Сенсорная лаборатория в домашних условиях"
методическая разработка

Кузина Светлана Александровна

Мастер - класс для родителей "Сенсорная лаборатория в домашних условиях"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №4» г. Болхова

        

D:\Рабочий стол\Сенсорика фотографии\IMG_20200117_121214.jpg

Тема: «Сенсорная лаборатория в домашних условиях».

Цель: Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и

повышение педагогической компетентности родителей по вопросам сенсорного развития детей раннего возраста.

Задачи:

  • создать благоприятную атмосферу, организовать коммуникацию между

участниками мастер-класса;

  • познакомить родителей с понятием «сенсорное развитие», «сенсорные

эталоны»;

  • познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование

сенсорных эталонов, которые можно организовать в домашних условиях;

  • создать условия для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей.

Материалы и оборудование: красный и желтый картон, сенсорные коробки,

сухие бассейны, разделочная доска, ватные палочки, коробка от торта, крупы, пластиковые бутылочки, крышечки, упаковка от яиц, прищепки, крупы в банках, цветные макароны, макароны разной формы, стаканчики от йогурта, фольга, соломки для коктейлей, баночки от пюре и т.д.), 9 столов, стулья по количеству участников, черный ящик, мультимедийное оборудование.

Ход мастер – класса:

1. Разминка.

Игровое упражнение по составлению синквейна на заданную тему

Поприветствовав участников мастер-класса, предложить присутствующим

ответить на вопрос одним словом: «Что для каждого родителя дороже всего на свете?» (дети, ребенок), и обсудить, ответив на вопросы одним словом: какой он? что делает? Придумать одну фразу, связанную с темой разговора, подвести одним словом итог-вывод по теме разговора.

(примерный вариант)

ребёнок

здоровый, любимый, подвижный, озорной

играет, шалит, познает, изучает, развивается

самое дорогое в жизни

счастье

Вывод: только что вы, сами того не подозревая, отметили очень важные

вещи: здоровый ребенок двигается, играет, развивается - и это самое настоящее счастье для каждого родителя!

Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели

приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к

сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему-то научить. Не будем терять время зря, я приглашаю Вас в «Сенсорную лабораторию».

Основная часть:

Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», перед родителями

появляется «ящик ощущений».

Проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в «ящике

ощущений».

Воспитатель предлагает родителям определить на ощупь содержимое

ящика. Родители запускают руки через рукава в ящик и ощупывают предмет.

Высказывают свои предположения.

- Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто,

когда встречаешься с неизвестным объектом. Ребёнка с рождения окружает

огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми

разнообразными свойствами и качествами.

Воспитатель предлагает продолжить изучение предмета в ящике ощущений с помощью органов чувств, выясняя вместе с родителями, что

зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру, кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения.

Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах

окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в

основе которого лежит работа органов чувств.

Но и этого недостаточно для полноценного развития восприятия. Ребенку

нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент

воспринимает – сенсорные эталоны.

«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы

внешних свойств предметов.

Сенсорные эталоны:

- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и

насыщенности.

- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая

система мер.

- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты,

фонемы родного языка.

- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый

Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.

И начинаем мы знакомить малыша с сенсорными эталонами уже в

раннем возрасте.

Ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:

- цвет – красный, синий, желтый, зеленый

- форма – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;

- величина – большой, маленький, поменьше, одинаковый (такой же) по

величине;

- звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов,

музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости;

- элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного,

столько же;

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная

задача нас взрослых, и педагогов, и родителей.

Практическая часть

Практическое задание 1:

Познакомиться с предложенными сенсорными играми, разбившись на три

фокус группы по 2 человека в каждой:

1 группа – игра «Чудесный мешочек» - (форма, величина)

2 группа – игра « Цветные баночки» (цвет)(баночки с водой, крышки

внутри окрашены акварелью, при взбалтывании вода окрашивается)

3 группа – игра «Золушка» (форма) (крупы, сортировка)

Задание: определить сенсорный эталон (цвет, форма, величина)

Итог: обсудить полученные результаты

Практическое задание 2:

«Пока мама на кухне»

Обсудить с родителями, какие материалы из практической жизни можно

использовать в играх с малышом. Обратить внимание на безопасность!

Предложить родителям свои варианты (презентация):

использовать дуршлаг и спагетти различной величины (еще один вариант

палочки для коктейлей, ватные палочки) ( сделаем Ежика);

лабиринт: разделочная доска с желобками по краю и цветная крупная

бусина контрастного цвета. Необходимо *управлять* доской, чтобы бусина

пробежала по всем запутанным дорожкам. Так же можно на начальном этапе

воспользоваться нижней пластиковой упаковкой от торта и той же бусиной;

сенсорные коробки с различными наполнителями,

сухие бассейны из бросового материала;

игры с водой: собирать воду губкой, переливать используя воронку,

наполнять формы для льда с помощью спринцовки.

Практическое задание 3:

предложить родителям объединиться в пары и выбрать каждой паре один из дидактических столов

Стол №1 – игры с крупами (контейнер, телефон-фонарик, манка)

Стол №2 – игры с пробками (шаблоны для мозаики, крышки от бутылок)

Стол № 3 – игры с прищепками (прищепки, цветные заготовки из губок

или картон)

Задание: рассмотреть и поиграть в предложенные варианты игр,

рассказать, что понравилось или не понравилось, предложить по желанию свой вариант.

Итог: обсудить полученные результаты

Практическое задание 4:

изготовление сенсорных шариков

О том, что развитие мелкой моторики ручек напрямую связано с развитием

речевого аппарата ребенка, в наше время знает, наверное, каждый родитель. Для развития ручек существует масса приспособлений и игр. Сегодня же мы сами создадим простую сенсорную игрушку для своего ребенка. Сделать сенсорные

шарики просто, быстро и недорого.

Для этого нам понадобятся:

*разноцветные шарики

* разные крупы для наполнения: гречка, пшено, рис, горох, фасоль, соль,

мука, крахмал.

Чем больше Вы возьмете наполнителей – тем больше Вы разнообразите

мир тактильных ощущений ребенка.

* Мы берем шарик, немного надуваем его,

* потом вставляем в него воронку и насыпаем один из наполнителей,

* крепко завязываем шарик…

* и сенсорная игрушка готова.

Если сделать несколько шариков одного цвета – их можно будет

сортировать по цвету. А еще шарики можно сортировать по тому, что находится в шарике (например: все шарики с фасолькой в одно ведерко, а с пшеном – в другое). А если привязать к шарикам веревочки, тогда их можно будет развешивать по крючочкам, сортируя по цвету. Таким образом Мы развиваем и мелкую моторику ручек, и изучаем цвета, и развиваем координацию движения рук, и погружаем ребенка в разнообразный мир тактильных ощущений.

Подведение итогов. Рефлексия

Как ваше настроение?

Было ли вам интересно на нашем мероприятии? (Высказывания родителей).

Благодарим вас за активное участие и творческую работу!

Декабрь,2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "сенсорное развитие детей в домашних условиях"

Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего до...

Мастер-класс «Учимся различать цвета в домашних условиях»

Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию восприятия цвета у детей раннего возраста в домашних условиях.Задачи:Познакомить ро...

Мастер-класс «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»

Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в дома...

Мастер-класс для родителей «Лизун в домашних условиях»

Лизун – это  желеобразная, растекающаяся игрушка, которая способна принимать любые формы,  плавно перетекающая из одной руки в другую. Легко липнет к окружающим предметам, но...

мастер-класс Развитие мелкой моторики в домашних условиях

Цель: Познакомить и научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей....

Мастер класс по ФЭМП игры в домашних условиях

Доброе утро ! Для вас уважаемые родители хочу поделится занимательным  и творческим материалом для совместного времяпровождения с детьми игры своими руками. Мастерите и играйте с пользой дель. Же...

Мастер - класс для родителей «Экспериментирование в домашних условиях».

Мастер - класс для родителей «Экспериментирование в домашних условиях». Цель: проявление интереса родителей экспериментированием в домашних условиях.Задачи: Формировать умение родител...