Мастер-класс по развитию мелкой моторики в домашних условиях для родителей группы раннего возраста «УМ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ»
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по развитию мелкой моторики в домашних условиях для родителей группы раннего возраста
«УМ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ»
Цель: Уточнить представления родителей о развитии мелкой моторики в
раннем возрасте.
Задачи: Донести до родителей, значение развития мелкой моторики и помочь
овладеть играми и упражнениями, используя нестандартное оборудование
дома. Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
План проведения:
- Вступление.
- Мастер-класс «Ум на кончиках пальцев».
- Рефлексия.
- Обсуждение общих вопросов.
Ход мастер-класса:
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня наша встреча будет необычная, а тема нашей необычной встречи таиться в отгадках. Послушайте загадки и попробуйте её отгадать.
Пять сыночков у руки,
Добрые все мальчики.
Дружбой славятся они,
И зовут их... ПАЛЬЧИКИ
Одна другой касается —
Хлопок получается... ЛАДОНЬ
Сжали пальцы мы руки -
Получились… КУЛАКИ
Сегодня наша встреча пройдет в форме мастер-класса. Мы познакомим Вас с играми и упражнениями, которые помогут вам в домашних условиях развивать мелкую моторику рук вашего ребенка.
Для начала давайте проведем экспресс-диагностику. Возьмите кружки зеленого и красного цвета. Я буду задавать вопросы, если вы даете положительный ответ - поднимаете зеленый кружок, если отрицательный – красный кружок.
- Знаете Вы, что такое мелкая моторика?
- Знаете Вы, как можно её развивать?
- Влияет ли развитие мелкой моторики на овладение ребенком процессом письма?
- Нужно ли развивать мелкую моторику в раннем возрасте?
- Может ли Ваш ребенок самостоятельно завязывать шнурок бантиком на шапке или ботинках?
- Умеет ли он сам застегивать застежку «молнию»?
- Может ли Ваш ребенок без Вашей помощи аккуратно вырезать и приклеивать картинки?
- Держит он правильно ложку и вилку во время приёма пищи, карандаш и кисточку во время рисования?
Спасибо! С научной точки зрения мелкая моторика – это координированные (согласованные, управляемые) движения мелких мышц пальцев и кистей рук.
А развитие мелкой моторики – это развитие мелких мышц пальцев рук.
Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга расположены близко друг другу. И поэтому когда мы стимулируем, развиваем мелкие мышцы пальцев рук, происходит возбуждение, и это возбуждение передается и на центры речевой зоны и тем самым способствует развитию речи. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Неспроста с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.
Начинать развитие мелкой моторики важно с раннего детства. Казалось бы, все замечательно – малыши растут, их ручки с каждым годом должны становиться все более сильными и ловкими, но, к сожалению, само собой не у всех это происходит. Многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие. Как же помочь им добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков? Для чего нужно развивать моторику рук у ребенка? (Ответы родителей)
Как мы уже с Вами определили, развитие мелкой моторики способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.
Существует много способов развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Один из них – пальчиковые игры, сопровождаемые чтением стихотворений. Это веселые упражнения для пальчиков и ручек. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также полезны для их общего развития. Сейчас я познакомлю вас с некоторыми. Повторяйте за мной.
«ПАЛЬЧИКИ»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)
«БЕЛОЧКА»
(по мотивам народной песенки)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому. (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Кому в платок,
Кому в зубок,
Кому в лапочку
Вот такие небольшие стихи, сопровождаемые движениями пальцев рук, ладоней и кулачков помогают детям не только развить моторику, но и … (что ?- вопрос к родителям). Ну конечно, речь, память.
А еще я хочу вам показать, как мы в разных видах деятельности развиваем мелкую моторику рук используя заводские, фабричные игрушки. (слайды с фото)
Кроме традиционных «застежек», «шнуровок», конструкторов и мозаик, мы предлагаем детям:
- колючие мячи
- пробки от пластиковых бутылок
- веревки для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами
- прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук
- шаблоны по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования
- игрушки типа копилок – для попадания в прорезь мелкими предметами
- кинетический песок
- деревянные пазлы
- конструктор фигурный
- тактильные доски
Для достижения положительных результатов по развитию кистей и пальцев рук, мы используем различные формы и виды упражнений.
Игры с манкой. Вот интересная игра, с которой я хочу вас познакомить. Она очень проста. У каждой хозяйки на кухне есть манка, пшено. На яркий цветной поднос с высокими бортиками насыпаете крупу. Для начала дайте ребенку потрогать её, набрать в кулачок, «посолить», а потом возьмите его руку в свою и нарисуйте простые рисунки: фигуры, волнистые и прямые линии, солнышко, тучку с дождиком.
Предлагаю родителям поиграть в эту игру.
А как вы думаете, чем эта игра может быть полезна для вашего ребенка? Какие игры еще можно придумать с манкой?
- Пересыпание из одной емкости в другую.
- Насыпание крупы ложкой в сосуд.
- Нахождение предметов в крупе (ищем клад) пальчиками, ложкой, ситечком.
Манка успокаивающе действует на ребенка и способствует развитию воображения. А вы почувствовали этот эффект?
Бусы из макарон. Вот еще одна интересная игра. Вам понадобятся макароны с отверстиями и шнурок. Покажите малышу, как нанизать макароны на шнурок: «Ниточку в дырочку» и дайте ему возможность дальше самому заняться этим непростым занятием. А рядом вы можете делать свои бусы. Предлагаю вам попробовать нанизать макароны. Поверьте, это для детей очень трудно сделать.
Какие варианты игр можно еще придумать с макаронами и что они могут развить или чему могут научить вашего ребенка.
- Выложить дорожку из макарон или геометрическую фигуру.
- Чередование узора.
- Классификация макарон по форме или цвету и размеру.
Игры с фасолью. Я предлагаю вам побыть Золушками и рассортировать фасоль по баночкам. Усложним задачу – будем делать это на скорость.
Игра «Сухой бассейн». Родители ищут игрушки в фасоли и на ощупь определяют, что они нашли.
Если не хочет ребенок кушать кашу, можно ему предложить найти сюрприз после как он её съест. И кашу съели и моторику развили.
Предложите, пожалуйста, свои варианты игр с фасолью. А что мы развиваем у ребенка, играя в эти игры?
- Выкладывание узора, дорожки, геометрических фигур и др.
- Игра «Покорми Колобка» - в прорезь забрасываются фасолинки, как монетки в копилку.
Упражнение с бумагой. Смять обычный лист бумаги, разорвать лист бумаги на мелкие кусочки. Способствует развитию мелкой моторики рук.
Игры с прищепками. Очень дети любят играть с прищепками. Сегодня мы предлагаем Вам вместе сделать для наших детей полезную, развивающую игру.
Эта игра развивает не только моторику, но и творческое воображение.
Родителям предлагаются фетр, шаблоны, клей, двусторонний скотч, прищепки, ножницы, карандаши, фломастеры.
Заключительная часть. Рефлексия.
«Творческая палитра эмоций и настроения».
На макет палитры необходимо поместить цветовые обозначения ваших эмоций и настроения, полученных на сегодняшнем мероприятии:
- «Меня удивило, всё для меня ново, буду использовать» (красный цвет).
- «Было интересно, очень полезно» (жёлтый цвет).
- «Познавательно, частично знакомо» (зелёный цвет).
- «Знакомо всё, иногда применяю» (синий цвет).
Обсуждение общих вопросов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер – класс для родителей «Сенсорное развитие детей и развитие мелкой моторики в домашних условиях»
Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего до...
Развитие мелкой моторики в домашних условиях. Рекомендации родителям.
Пожалуй, каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желание серьезно заняться этим забавным и полезным процессом. А ведь каждую группу...
Развитие мелкой моторики пальцев рук; Развитие мелкой моторики в домашних условиях
Документ содержит две памятки для родителей...
Мастер-класс для детей и родителей группы младшего возраста «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»
Мастер-класс для детей и родителей группы младшего возраста «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»...
Мастер класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»
Мастер класс для педагогов...
Мастер-класс для детей и родителей 2 мл. группы «Гномики» «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»
Цель: Познакомить родителей с играми и упражнениями, пальчиковойгимнастикой, направленными на развитие мелкой моторики....
Сценарий мастер-класса. Игры, способствующие развитию мелкой моторики в домашних условиях
План-конспект мастер-класс (сценарий)Тема: Развитие речи у детей с использованием здоровье сберегающих технологий.Педагог-мастер: Худякова Анастасия Сергеевна.Дата проведения: 29.05.2023Время проведен...