Система совместной деятельности учителя -дефектолога и воспитателей
консультация

Ремизова Татьяна Алексеевна

В соответствии с «Конвенцией о правах ребёнка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей каждому ребёнку гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Положения, зафиксированные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и на детей с умственной недостаточностью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsul.dlya_pedag.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Городского округа Подольск Комитет по образованию

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№34»

Консультация для педагогов

«Система совместной деятельности учителя -дефектолога и воспитателей»

Выполнила: Ремизова Т.А.,

                                                 воспитатель, первая квалификационная категория.

Подольск 2024

«Система совместной деятельности учителя -дефектолога и воспитателей»

Аннотация:

В соответствии с «Конвенцией о правах ребёнка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей каждому ребёнку гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Положения, зафиксированные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и на детей с умственной недостаточностью.

Устранение недостатков в развитии, пробелов в знаниях, развитие психических процессов и когнитивных способностей ребёнка, воспитание гармоничной личности невозможно без совместной деятельности педагогов и родителей и требует единства, согласованности всей системы воспитательно - образовательных воздействий взрослых на ребёнка.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя.

Важную роль в осуществлении коррекционно-развивающего процесса играет преемственность учителя-дефектолога и воспитателей. Для достижения положительных результатов в коррекционно-воспитательной работе необходима чёткая организация жизни детей в детском саду.

       При ведущей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями специализированной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога.

 

Актуальность

В настоящее время число детей с интеллектуальной недостаточностью, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, не сокращается, а напротив, увеличивается, поэтому остается актуальным вопрос об усилении медицинской, социально-психологической, педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями. Проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой. Формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Не последнюю роль в этом процессе играет дошкольное образование.


Система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей

 

Ведущая роль в планировании коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений интеллектуальной деятельности, психических процессов, недоразвитию сенсомоторной сферы и речи, устранению дефектов и пробелов в познавательной деятельности принадлежит учителю-дефектологу, а воспитатели во второй половине дня продолжают работу по развитию когнитивных способностей, речевой деятельности, закреплению умений и навыков, полученных детьми на занятиях с учителем-дефектологом в первой половине дня.

Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе.

Учитель-дефектолог является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы. Он проводит занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и ознакомлению с художественной литературой, сенсорике, формированию элементарных математических представлений, развитию графомоторных навыков и ориентировке в пространстве, предметно-практической деятельности.

Воспитатели закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (ручной труд, наблюдения за окружающим и т.п.), а также в режимные моменты.

Чтобы обеспечить единство в работе учителей-дефектологов и воспитателей, необходимо выработать определенную систему деятельности.

1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом изучают детей.

Учитель-дефектолог индивидуально обследует детей, наблюдает за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.

Результаты совместно обсуждаются и анализируются, намечается индивидуальный план работы с конкретным воспитанником.

2. Совместно изучается содержание программы и составляется индивидуальная программа развития по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы.

Здесь нужно учитывать, что учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов деятельности, которые проводит учитель-дефектолог.

Воспитатель проводит предшествующую занятиям с дефектологом работу по уточнению представлений, понятий, по накоплению словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования базовых понятий и универсальных учебных действий (УУД). Так же воспитатель закрепляет материал дефектологических занятий.

Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

3. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.

Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должны работать и специалисты отделения социально-трудовой реабилитации.

4. Совместное взаимодействие с родителями.

Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционно-образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-дефектолог и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей. При работе с родителями наиболее эффективными являются следующие методы: беседа, консультация, лекция, показ занятия. Включение родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий, наблюдение и конспектирование занятий учителя-дефектолога, воспитателя, подбор дидактического материала по заданиям, практические консультации по подбору дидактических развивающих игрушек.

Для подробного примера рассмотрим взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя при изучении такой предметной области как ознакомление с окружающим.

Учитель-дефектолог проводит занятие по ознакомлению с окружающим один раз в неделю в соответствии с лексическими темами, утвержденными учебной частью на текущий учебный год. В течение недели он старается включить учебный материал этой предметной области в содержание других дисциплин, варьировать материал для достижения эффективности усвоения базовых понятий и овладения действиями.

По этим темам и воспитатели планируют все свои занятия. Основными методами обучения являются: действия с натуральными предметами и их изображениями, наблюдения во время экскурсий и прогулок, просмотр кинофильмов и диафильмов, беседы, чтение прозаических и стихотворных текстов, составление тематических альбомов, дидактические игры.

С целью оптимизации коррекционно-развивающего процесса мною была разработана и апробирована модель взаимодействия педагога и специалиста – это тетрадь взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей специализированной группы детского сада комбинированного вида.

Тетрадь взаимодействия представляет собой таблицу, где отмечаются:

- период работы с детьми (задания расписываются на неделю учителем-дефектологом, а воспитатели планируют какое задание провести в определённый день;

- лексическая тема;

- содержание коррекционной работы с конкретными воспитанниками (заполняется учителем-дефектологом);

- результативность выполнения задания каждым ребёнком (заполняется воспитателями группы).

Ниже приведена таблица и пример её заполнения.

Со всеми детьми разучить гимнастику с элементами логоритмики «Дождик». Добиваться согласования движений с текстом.

Дождик, дождик, лил, лил, а цветы полить забыл.

Дождик, дождик, кап-кап,

Ты полей наш дивный сад.

И клубнику, и малину, и

крыжовник, и иргу…

А на бабу Ягу

Лей по целому ведру.

2.                             С Димой, Колей – Д.игра «Найди подходящую картинку». Продолжать учить отличать признаки осени от другого времени года. Учить находить картинку по описанию характерных признаков.

3.                             С Толей, Колей, Сашей – Д.игра «Логическая цепочка». Продолжать закреплять представление о геометрических формах, учить соотносить форму с предметом, упражнять в назывании геометрических форм.

4.                             С Сашей, Колей, Димой, Назаром, Даниилом – Д.игра «Сосчитай листочки». Формировать умение считать пределах 10, соотнося число с объектом, называя итоговое число.

5.                             С Машей, Даниилом– Д. игра «Убери лишний предмет». Развивать память, внимание, логическое мышление, речь. Продолжать учить находить птенцов мамам и папам и правильно называть. Например, цыплёнок – курица, петух.

Даниил, Вася, Маша выполняют движения самостоятельно, согласовывают с текстом. Толя, Саша, Дима выполняют движения хаотично, невнимательны.

Толя находит листок самостоятельно, по внешним признакам, Дима, Коля находят листочки с помощью педагога.

Саша находит геометрические фигуры правильно, соотносит их с предметом, выстраивает логический ряд. Коля и Толя испытывают затруднения при назывании фигур, логическую цепочку выстраивают не полностью.

Толя считает правильно до 10, подводит итог, Саша, Коля и Назар невнимательны, допускают пропуски.

Дети быстро подбирает маму и папу птенцам, но ошибаются в назывании деток, испытывают трудности при словоизменении.

 

Заключение

Таким образом, эффективность коррекционно-развивающей работы зависит от чётко спланированной системы по реализации взаимодействия учителя –дефектолога и воспитателей, а также других членов педагогического коллектива. Доверительность и целенаправленное сотрудничество всех специалистов учреждения, которые осуществляют комплексное воздействие на воспитанников с интеллектуальной недостаточностью, оказывают положительное воздействие на всестороннее развитие детей с особыми образовательными потребностями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность учителя - дефектолога и воспитателя с детьми по развитию речи и рисованию по теме "Игрушки"

Совметстная деятельность учителя - дефектолога и воспитателя с детьми средней группы по развитию речи и художественному творчеству по теме "Игрушки"....

Совместная деятельность учителя-дефектолога и воспитателя

Интегрированное занятие. Интеграция областей - ФЭМП и изодеятельность. Данное занятие является итогом коррекционно-педагогической деятельности за определенный период....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ с глухими детьми. Старшая группа. Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя.

Комплексное заняти в старшей группе глухих и слабослышащих дошкольников по развитию речи (проводит учитель-дефектолог) и изобразительной деятельности (проводит воспитатель). Интеграция развития речи и...

: Интегрированная совместная образовательная деятельность учителя-дефектолога (тифлопедагога), воспитателя.

Конспект непрерывной образовательной деятельности тифлопедагога с воспитателем для детей с нарушением зрения "Путешествие снежинки"Авторы: учитель дефектолог Бойко Л.А., воспитатель Гайдай Е.Н....

Совместная деятельность учителя – дефектолога и воспитателей по разделу «Социально - коммуникативное развитие»: обучение сюжетно – ролевой игре дошкольников с ОВЗ

Формирование у детей с нарушением интеллекта коммуникативных умений является важнейшим условием социально-личностного развития, и сюжетно-ролевая игра, создает благоприятные условия для развития всех ...

Интегрированная совместная образовательная деятельность учителя-дефектолога и воспитателя Тема: Мир профессии.

Интегрированная совместная образовательная деятельность  учителя-дефектолога  и  воспитателя  Тема: Мир профессии....