Статья "МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ."
статья

Гуцекова Снежана Димитърова

Музыкальная терапия как метод работы с детьми с ОВЗ и детьми- индалидами,и их родителями. Статья содержит рекомендации для оздоровления детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ.

Гуцекова Снежана Димитърова

Г. Оренбург, МДОАУ № 166

Музыкальное искусство - один из самых мощных инструментов данных человечеству. Известно, что музыка управляет эмоциями, разумом, настроением, здоровьем.

Музыка развивает ребенка умственно. Она отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, о быте и традициях.

Музыка помогает детям лучше узнать жизнь, расширяет их кругозор, активизирует мышление, способствует развитию внимания, памяти. Она качественно совершенствует восприятие, помогает формированию представлений, активизирует познавательную деятельность детей в целом, т.е. несёт в себе большие коррекционно-воспитательные возможности.

Воздействие музыки благотворно сказывается на развитии сенсорного аппарата, моторики, волевых качеств, учащихся с ОВЗ, а также музыка является активно действенным средством эмоциональной коррекции, помогает детям войти в нужное эмоциональное состояние.

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является сохранение и укрепление здоровья детей.

Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность. Но ребенок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития.

Цель музыкального развития детей с ОВЗ – оздоровление детей, с позиций музыкально-эстетической направленности, позволяющих влиять на морально- психологическое состояние ребенка. Ведь здоровье детей, напрямую связано с их душевным равновесием, эмоциональным благополучием.

Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

1) дети с нарушениями слуха

2) дети с нарушениями зрения

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

Одной из новых инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ является музыкотерапия.

Музыкотерапия является эффективным базовым методом в реабилитационной и коррекционной работе с людьми любого возраста и

заболеваний, в том числе и с детьми ОВЗ. выделены

особенности детей с ОВЗ, а именно: пониженный фон настроения; тенденция к ограничению социальных контактов; низкая самооценка; тревожность, трудности социальной адаптации; легкость возникновения страхов.

Музыкотерапия — это исцеление музыкой. Музыкотерапия как наука стала известной в 19 веке, а в 20 веке стала невероятно популярной во многих странах. Именно в наше время она приобрела отдельное направление в лечении и профилактике разнообразных заболеваний.

Формы музыкальной терапии:

Активная музыкотерапия заключается в активной работе с музыкальным материалом, в самостоятельном пении и танцах, целью которых является социальная адаптация.

Пассивная музыкотерапия предполагает прослушивание музыкальных произведений, которые положительно сказываются на психологическом и психическом состоянии здоровья.

Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности:

Восприятие музыки оказывает действенную помощь в решении эстетических и коррекционных задач, она обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности. Важным условием оздоровительной работы является формирование у детей художественных и музыкальных впечатлений посредством ознакомления их с образцами мировой художественной культуры, в том числе с классической музыкой.

Согласно последним исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на физические процессы организма, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности. Она обладает высокой степенью воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Это происходит в силу влияния музыки на центральную нервную систему. Слушание музыки помогает ребенку войти в нужное эмоциональное состояние.

Медленные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус.

Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга.

Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания.

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Дети учатся слушать и понимать музыку, чувствовать характер, настроение музыкального произведения, выражать свое отношение к ней посредством изобразительного, танцевального, песенного творчества. После прослушивания музыкального произведения предлагаю детям подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали ее характер, передали свои чувства, свое отношение к музыкальному произведению. Двигательные реакции на изменение характера, темпа, ритма, динамики, фактуры способствуют развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным ее восприятием. Во время слушания в работе использую и другие виды искусства: поэзию, живопись. Иллюстративный материал и поэтические произведения делают восприятие более полным и глубоким, и доступным для детей.

Рекомендую использовать в работе целебные звуки, которые благоприятно на весь организм в целом.

Воздействие частот музыки на организм человека.

При прослушивании музыки, мы слышим чистый и непрерывный поток звука с определенной частотой или высотой тона. Однако, измерительные приборы показывают совсем другую картину, которую человек не в силах визуально и физически осязать. Когда часть музыкальный инструмента (к примеру, струна) совершает гармоничные колебания, она не колеблется по всей длине равномерно – колеблется лишь ее часть. Данное явление описал Пифагор еще тысячи лет назад. Тон состоит не только из основной частоты, но и из частоты, умноженной 2,3,4 и т.д., например, частота колебания ноты ля на клавиатуре фортепиано – 440 колебаний в секунду (440 ГЦ- герц). Ряд обертонов (дополнительных призвуков) для ноты ля – это данная частота, умноженная на 2,3,4, и т.д.

Люди способны воспринимать звуки с частотой от 16-20 до 16 000-20 000 Гц.

Ученые утверждают, что звуки определенной частоты, исходящие с разной периодичностью, по-разному влияют на организм человека: одни - способны дать сигналы к исцелению, расслабить мышцы и нивелировать болевые ощущения, другие – запустить процессы гормональных и биохимических изменений в организме человека, повлиять на обмен веществ.

Когда мы слушаем музыку с «целебными» частотами, наше тело и разум ощущают гармонию физического и психического состояний.

Пример частот воздействия на организм человека:

285 Гц – сигналы клеткам и тканям к исцелению. Вызывает в теле ощущение обновления, приятной лёгкости.

396 Гц – освобождает от чувства вины и страха, чтобы расчистить путь для эмоций более высоких вибраций.

528 Гц – сигнал к исцелению ДНК, восстановлению клеток и пробуждению сознания.

639 Гц – это вибрация, связанная с сердцем. Она позволяет стереть различие между чувством любви к себе и к «другим». Слушайте эту частоту, чтобы сбалансировать отношения.

741 Гц – сигнал к очищению и исцелению клеток от воздействия электромагнитного излучения. Помогает расширить возможности для создания желаемой реальности.

852 Гц – пробуждает интуицию.

963 Гц – активизирует деятельность шишковидной железы и приводит тело к его совершенному изначальному состоянию.

Пение способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т. д.). Расширение кругозора, нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразного). Развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика). Помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых. А пение на слои «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизацию правильного произношения.

Учитывая особенности, восприятие детей с ОВЗ я подбираю песни с игровым содержанием, к которым можно добавить действие (рук, игрушки, и др. игровое пособие).  Они наиболее доступнее для восприятия ребенка. Дети с нарушениями речевыми часто не контролируют своё дыхание, расходуя его в процессе высказывания нерационально, имеют быстрый темп речи, говорят на вдохе. У них слабо развито музыкально-ритмическое чувство, слуховое восприятие, интонационная, ритмическая, мелодическая сторона речи, двигательная и эмоционально-волевая сфера.

Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь, развивается ориентировка в пространстве, координация движений.

К традиционным приемам относится:

-логоритмика (тесная связь слова, музыки и движения, в процессе которой активизируется словарный запас, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал, развивается мышечная активность и метроритмическое чувство).

• Музыкально-ритмические движения и речевые игры со словом (развитие координации движений, метроритмического и темпового восприятия).

• Пение (активизация речи, развитие речевого и певческого дыхания, голоса, звукообразования, артикуляции, интонации);

• Игра на музыкальных инструментах (развитие чувства темпа и ритма, мелкой моторики, координации движений, самоконтроля).

• Музыкально-игровая деятельность (в соответствии с психофизическим развитием дошкольников нарушенное дыхание при выполнении двигательных заданий у детей с ТНР, легко поддается коррекции в игре)

• Пальчиковая гимнастика с пением (координация движений, развитие мелкой моторики, речи и мышления).

Нетрадиционные музыкотерапевтические приемы включают в себя:

  1. Прослушивание классических произведений в исполнении симфонического оркестра. При правильном подборе музыка оказывает воздействие на психофизиологический уровень активности организма. Воздействуя на человека на уровне биорезонанса, музыка изменяет частоту дыхания, пульс, ритмы электрической активности мозга. Мажорная динамичная мелодия тонизирует ц. н. с., поднимает настроение и артериальное давление, ускоряя работу сердца, а минорная мелодичная спокойная музыка снимает перевозбуждение, уместна для релаксации.
  2. Пропевание гласных звуков и нот звукоряда на диафрагмальном дыхании. Актуально для развития дыхательного аппарата, звукообразования, профилактики бронхо-легочных заболеваний. Методика основана на взаимосвязи между голосом, акустической вибрацией и нервными центрами. Воздействие гласных звуков и нот звукоряда на организм различно, т. к. характерна своя амплитуда колебания голосовых связок. Пропевание одних - подзаряжает энергией, других – успокаивает, снимает напряжение, являясь профилактикой против стресса. Кроме того, каждый звук положительным образом воздействует на определенный орган человека. Диафрагмальное дыхание укрепляет дыхательную систему, является массажем внутренних органов, повышая сопротивляемость к простудным и другим заболеваниям.
  3. Звуковые игры с согласными звуками. Позволяют автоматизировать звуки, совершенствуют дыхательную функцию. Являются оздоровительным средством при простудных заболеваниях, снимают усталость и напряжение.
  4. Психогимнастические упражнения и этюды под музыку. Упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением, игры на устранение отрицательных эмоций, релаксационные упражнения и этюды с музыкальным сопровождением развивают мимику и выразительность движений, снимают напряжение, создавая спокойное настроение и расслабленное состояние маскулатуры.
  5. Массаж, самомассаж под музыку. Под влиянием массажа (поглаживание, растирание, разминание) в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, достигающие коры головного мозга. Массаж тонизирует центральную нервную систему, повышая её регулирующую роль в работе всех систем и органов, оказывает общеукрепляющее действие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, стимулирует деятельность нервных центров.
  6. Музыкальная гимнастика для глаз. Способствуют развитию концентрации внимания, навыков волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.
  7. Музыкально-психологические формулы. Песенки-приветствия (создают доброжелательный настрой, «прощальные» песенки (подводится итог прошедшей деятельности, создается настрой на предстоящую деятельность, музыкальные формулы самовнушения на преодоление стрессовых ситуаций эффективны для поддержания душевного здоровья и эмоционального фона. Являются важным фактором психологической устойчивости, что необходимо в достижении физического здоровья. Пример: «Я — хороший, ты – хороший» Я, я, я самый умный. Я, я, я самый добрый. Я, я, я просто чудо. Я люблю всех вас! Ты, ты, ты самый умный. Ты, ты, ты самый добрый. Ты, ты, ты просто чудо. Я люблю вас всех!

Выбор конкретных приёмов и методов музыкальной терапии должен осуществляться специалистом, учитывая индивидуальные особенности ребёнка с ОВЗ.

Итак, использование музыкальной терапии, как метода, необходим в процессе социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Это лекарство, которое слушают. Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселять веселье; может усыплять и вызывать приток энергии, а то и будоражить, создавать напряжение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы арт-терапии в работе с родителями детей групп раннего возраста

Для того, чтобы попытаться выстроить продуктивный  диало с родителями и др. ,  наметить дальнейшие пути развития ребёнка,    необходимо избегать определённых трудностей во взаимном...

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования для родителей детей с ОВЗ и детей инвалидов.

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования для родителей  детей со сложной структурой дефекта....

Сертификат участника галереи творческих работ детей с ОВЗ и детей-инвалидов "Мир ярких красок и добра"

Сертификат участника галереи творческих работ детей с ОВЗ и детей-инвалидов "Мир ярких красок и добра"...

Консультация для родителей "Песочная терапия как способ работы с родителями детей с ОНР в детском саду"

Песочная терапия - это метод,  направленный на избавление  от психосомотических заболеваний, повышение тревожности, страхов,неврозности, он помогает пережить трудности, которые связаны с раз...

Программа,направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями,воспитывающими детей с ОВЗ, детей-инвалидов

Программа "Шаг навстречу" рассчитана на совместную работу воспитателей, учителя-логопеда, психолога и родителей, воспитывающих детей с ОВЗ , детей-инвалидов....

Работа с семьями, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Эффективная своевременная квалифицированная помощь семьям, воспитывающим детей с ОВЗ и детей-инвалидов, является основополагающим фактором успешной социализации и адаптации в обществе....

Консультация для родителей "Дети с ОВЗ и дети - инвалиды, в чем отличие?"

laquo;Дети с ОВЗ и дети - инвалиды, в чем отличие?»Многие родители спрашивают, что означает поставленный диагноз ребенок с ОВЗ и означает ли это, что он инвалид? Давайте вместе разберемся.Закон...