Программа,направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями,воспитывающими детей с ОВЗ, детей-инвалидов
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Программа "Шаг навстречу" рассчитана на совместную работу воспитателей, учителя-логопеда, психолога и родителей, воспитывающих детей с ОВЗ , детей-инвалидов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_rabote_s_roditelyami.docx | 35.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №16»
ПРОГРАММА,
направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, детей – инвалидов
«Шаг навстречу»
Учитель-логопед МДОУ «ДС №16»
высшей квалификационной категории
Борздова Анна Владимировна
с.Сотниковское
2022 г.
Пояснительная записка
Актуальность
На современном этапе развития системы образования реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) и детей с инвалидностью , образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально – экономического развития Российской Федерации.
Семья - это первый социальный институт, куда попадает ребёнок с самого его рождения и находится долгий период времени. С её помощью ребёнок начинает познавать окружающий мир и адаптироваться в нём. Проблемы, возникающие в семье с появлением ребёнка с ОВЗ, оказывают сильное влияние не только на психическое и эмоциональное состояние родителей, но и на состояние детей.
Семья, воспитывающая ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, поставлена в особые условия в обществе и по отношению к ребёнку. В процессе своей жизнедеятельности она сталкивается с проблемами. Воспитание ребёнка–инвалида затрудняет функционирование семьи, ставит её членов перед необходимостью противостоять неблагоприятным изменениям.
Все семьи, воспитывающие ребёнка с ОВЗ можно разделить на три группы – принимают, боятся, отрицают ребенка.
I группа – родители принимают своего ребенка. Родители поддерживают своего ребенка, являются активными участниками в развитии, обучении и воспитании ребенка. В семье благоприятная атмосфера и созданы все условия для полноценного развития «особенного» ребенка.
II группа – родители боятся своего ребенка. В семье негармоничные отношения, родители не способны адекватно и оптимально использовать воспитательный потенциал. Зачастую уходят от проблем, не решают их.
III группа - родители отрицают своего ребенка. В данных семьях родители отказываются признавать диагноз ребенка. Семейные взаимоотношения нарушены и искажены.
Для успешного развития и социализации ребёнка с ОВЗ или инвалидностью необходимо в первую очередь организовать работу с семьёй. Исследования свидетельствуют, что в семье, где появляется ребёнок с особыми нуждами, зачастую меняется привычный уклад жизни, психологический климат, семейные отношения.
Я считаю, что деятельность педагогического коллектива образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети с ОВЗ и дети-инвалиды, в первую очередь должна быть направлена на развитие сотрудничества специалистов и педагогов образовательного учреждения с этими родителями.
Умение педагогов установить доверительные отношения с родителями является условием успешного взаимодействия с семьей, от которого зависит эффективность образовательной и коррекционно-развивающей работы. Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, детей-инвалидов сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах.
Необходимость разработки программы, направленной на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей – инвалидов, определена наличием в образовательном учреждении воспитанников с ОВЗ и инвалидностью в нашем ДОУ.
Практическая значимость: программа может быть использована в сфере дошкольного образования, специалистами и педагогами, в работе с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Срок реализации программы: 1 учебный год (сентябрь 2020год – май 2021 год).
Целевая группа: родители (законные представители), воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Цель программы: организация системы образовательной и коррекционно-развивающей работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, направленной на повышение активной позиции родителей (законных представителей) по преодолению трудностей в развитии и успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями.
Задачи:
1)Провести анализ контингента участников программы для определения программных мероприятий.
2) Определить перечень ресурсного обеспечения, составить план работы с родителями по формированию компетенций конструктивного взаимодействия с ребенком, знаний о коррекционно-развивающих методах и формах.
3) Обеспечить реализацию мероприятий образовательной и коррекционно-развивающей работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
4) Проанализировать эффективность реализации мероприятий программы.
Для решения поставленных задач используются следующие методы работы:
- исследовательские (анализ ресурсов, анкетирование);
- организационные (планирование, информирование, координирование);
- практические (методы активного обучения родителей, практические занятия);
- аналитические (обобщение по результатам проведенной работы).
Содержание программы
1. Этапы реализации программы
Срок реализации программы разделён на четыре этапа: подготовительный, организационный, практический, аналитический.
Подготовительный этап (сентябрь 2020 года):изучение особенностей семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детей-инвалидов для планирования и координации направлений работы.
Организационный этап (сентябрь - октябрь 2020 года): анализ и подготовка ресурсной базы для реализации программы; составление плана работы по реализации программы.
Практический этап (октябрь 2020 года – апрель 2021 года): реализация мероприятий по основным направлениям программы.
Аналитический этап (май 2021 года):анализ результатов реализации программы; корректировка программы (при необходимости); обобщение и распространение опыта.
2. Направления мероприятий по реализации программы
Реализация программы предполагает проведение мероприятий по направлениям, которые определяют конкретные формы и содержание работы с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, детей-инвалидов, с учётом типа семьи (полная, неполная и т.д.), особенностей причин, вызвавших трудности развития и социализации ребёнка, запросов и потребностей родителей.
Направления | Задача | Формы работы |
Диагностическое | Выявление потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Изучение мотивационной готовности родителей к сотрудничеству. | Проведение социологического опроса (анкетирование). «Почтовый ящик». |
Коррекционно-развивающее | Формирование у родителей практических навыков конструктивного взаимодействия с ребенком, знаний о коррекционно-развивающих методах и формах. | Игры – тренинги с педагогическим содержанием. Практические занятия по обучению методам коррекционных и развивающих занятий для организации непрерывной и самостоятельной работы с ребенком |
Информационно-просветительское | Ознакомление родителей с особенностями развития и социализации детей. | Индивидуальные и групповые консультации. Семинары-практикумы. Родительские собрания. Создание альбомов «Моя семья». Организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. |
Наглядно-информационное | Ознакомление родителей с особенностями развития и социализации детей. | Информационные ознакомительные и просветительские проспекты для родителей в родительских уголках групп, на информационных стендах и официальном сайте ДОУ. |
Досуговое | Установление эмоционального контакта с родителями | Конкурсы, смотры, выставки, акции, встречи. |
3. План программных мероприятий
С целью реализации практической части программы, направленной на организацию системы образовательной и коррекционно-развивающей работы с родителями воспитанников с ОВЗ и инвалидностью группы компенсирующей направленности, с сентября 2020года была организована деятельность родительского всеобуча «Вместе весело шагать» и разработан план практических мероприятий.
Перечень мероприятий (тематика, форма) | Сроки проведения |
Семинар-практикум «Мы все разные, но теперь мы вместе!» | Сентябрь |
Тренинг «Особые дети - особое общение». | Октябрь |
Практическое занятие «Развивающие игры и коррекционные упражнения с ребёнком дома - это весело, полезно и интересно». | Ноябрь |
Дискуссионные качели «Играть вместе или смотреть мультфильм» | Декабрь |
Групповой тренинг «Общение с ребенком» | Январь |
Семинар-практикум «Вечер в кругу семьи». | Февраль |
Дискуссионные качели. «Понимаю. Принимаю». | Март |
Практикум для родителей «Играем и память развиваем!» | Апрель |
Круглый стол с родителями по итогам работы «Анализ работы за текущий учебный год» (проведение опроса, анкетирования) | Май |
Тематические семейные праздники. В настоящее время в арсенале специалистов сценарии таких праздников, как «Золотой листопад», «Встреча Нового года», «Мамин праздник», «Праздник для папы», «Здравствуй, лето!» | В течение года |
4. Условия реализации программы
Одним из условий успешной реализации программы является обеспечение соответствующей ресурсной базы:
Кадровые ресурсы.
Воспитатели систематически знакомят родителей с целями и задачами, формами и методами воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов, посещающих группы ДОУ.
Учитель-логопед помогает определить уровень познавательно-речевого развития ребенка, знакомит родителей с методами и приёмами, направленными на коррекцию речевых недостатков (нарушений).
Педагог-психолог анализирует детско-родительские отношения, организует совместные (групповые и индивидуальные) на развитие психолого-педагогической компетентности родителей при организации конструктивного взаимодействия с ребенком.
Материально-технические ресурсы. Реализация программы осуществляется в учебных помещениях с использованием имеющегося оборудования и технических средств (персональный компьютер, мультимедийное оборудование, принтер и др.).
Методические ресурсы. Диагностические методики, методические рекомендации и разработки (анкеты, конспекты мероприятий, сценарии тренингов, лекций), подборка и разработка наглядных материалов (презентации, видеофильмы, видеоролики и т.д.)
Информационные ресурсы. Размещение информации на сайте образовательного учреждения, подготовка и распространение информационных и консультационных материалов посредством оформления буклетов, памяток.
5.Ожидаемые результаты и критерии эффективности реализации программы
1. Повышение родительской активности и компетентности в вопросах обучения и развития своего ребенка. (Доля родителей, участвующих в мероприятиях родительского всеобуча, от числа семей воспитанников группы).
2. Снижение уровня тревожности и эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ. (Положительная динамика эмоционального состояния родителей).
3. Применение родителями полученных знаний при организации коррекционной и развивающей работы с детьми в домашних условиях(Доля родителей, владеющих приемами и методами коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком, от общего количества родителей целевой группы).
4. Наличие положительных результатов развития детей с ОВЗ, детей-инвалидов (Положительная динамика уровня коммуникативных и социальных навыков детей).
Полученные результаты - показатели эффективности реализации программы:
Доля родителей, участвующих в мероприятиях родительского всеобуча, от числа семей воспитанников группы в первом полугодии – 67% (от 18 семей воспитанников), во втором полугодии – 100% (от 18 семей воспитанников).
Динамика эмоционального состояния родителей целевой группы – снижение показателя высокого уровня тревожности – у 84% родителей (от общего числа семей).
Доля родителей, владеющих приемами и методами коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком, от общего количества родителей целевой группы – 100%.
Динамика уровня коммуникативных и социальных навыков детей с ОВЗ, детей-инвалидов – с 57% до 76% от общего числа воспитанников группы.
Список используемой литературы
Артамонова Е.И., Зырянова Е.В. Психология семейных отношений основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова, Е.В. Зырянова // Учебное пособие для ВУЗов. Изд-во Москва «Академия».
Горбатенко О. Ф. «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа "Детство") - Волгоград: Учитель, 2006.
Нищева Н. В. «Программа. Коррекционно - развивающая работа в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)».- Санкт- Петербург«ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2007.
Нищева Н.В. «Примерная адаптированная программа коррекционно - развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет».- СПб: Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
Ньюмон С. «Игры и занятия с особым ребенком» руководство для родителей. - Москва: «Теревинф», 2011.
Стребелева Е.А., Разенкова Ю.И.и др. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста». - 2-е изд., Москва: «Просвещение», 2004.
Ткачёва В.В. «Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование». — М.: Национальный книжный центр, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ программных требований «Адаптированной образовательной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР с 3 до 7 лет». Образовательная область «Речевое развитие» воспитанников старшей и подготови
Материал будет полезен молодым специалистам ДОО...
Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.
Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Взаимодействие с семьей – важная задача образовательной системы....
Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями
Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями...
Программа, направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей – инвалидов «Шаг навстречу»
Зачастую проблемы семей, воспитывающих детей с особыми потребностями, рассматривались в отношении самого ребенка. Работа с родителями таких детей сводилась к консультациям по вопросам его обучения и в...
ПРОГРАММА, направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей – инвалидов «Шаг навстречу»
ПРОГРАММА,направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей – инвалидов«Шаг навстречу»...
СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ, ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ.
Аннотация: в статье раскрываются современные подходы работы дошкольного отделения в вопросах партнерского взаимодействия педагогов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоров...
Родительское собрание на тему: "Общие рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (детей-инвалидов)"
Родительское собрание, слайды....