Программа,направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями,воспитывающими детей с ОВЗ, детей-инвалидов
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Программа "Шаг навстречу" рассчитана на совместную работу воспитателей, учителя-логопеда, психолога и родителей, воспитывающих детей с ОВЗ , детей-инвалидов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_rabote_s_roditelyami.docx35.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №16»

ПРОГРАММА,

направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, детей – инвалидов

«Шаг навстречу»

                                                                     Учитель-логопед МДОУ «ДС №16»

                                                                     высшей квалификационной категории

                                                                     Борздова Анна Владимировна

с.Сотниковское

2022 г.

Пояснительная записка

Актуальность

На современном этапе развития системы образования реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) и детей с инвалидностью , образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально – экономического развития Российской Федерации.

Семья - это первый социальный институт, куда попадает ребёнок с самого его рождения и находится долгий период времени. С её помощью ребёнок начинает познавать окружающий мир и адаптироваться в нём. Проблемы, возникающие в семье с появлением ребёнка с ОВЗ, оказывают сильное влияние не только на психическое и эмоциональное состояние родителей, но и на состояние детей.

Семья, воспитывающая ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, поставлена в особые условия в обществе и по отношению к ребёнку. В процессе своей жизнедеятельности она сталкивается с проблемами. Воспитание ребёнка–инвалида затрудняет функционирование семьи, ставит её членов перед необходимостью противостоять неблагоприятным изменениям.

Все семьи, воспитывающие ребёнка с ОВЗ можно разделить на три группы – принимают, боятся, отрицают ребенка.

I группа – родители принимают своего ребенка. Родители поддерживают своего ребенка, являются активными участниками в развитии, обучении и воспитании ребенка. В семье благоприятная атмосфера и созданы все условия для полноценного развития «особенного» ребенка.

II группа – родители боятся своего ребенка. В семье негармоничные отношения, родители не способны адекватно и оптимально использовать воспитательный потенциал. Зачастую уходят от проблем, не решают их.

III группа - родители отрицают своего ребенка. В данных семьях родители отказываются признавать диагноз ребенка. Семейные взаимоотношения нарушены и искажены.

Для успешного развития и социализации ребёнка с ОВЗ или инвалидностью необходимо в первую очередь организовать работу с семьёй. Исследования свидетельствуют, что в семье, где появляется ребёнок с особыми нуждами, зачастую меняется привычный уклад жизни, психологический климат, семейные отношения.

Я считаю, что деятельность педагогического коллектива образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети с ОВЗ и дети-инвалиды, в первую очередь должна быть направлена на развитие сотрудничества специалистов и педагогов образовательного учреждения с этими родителями.

Умение педагогов установить доверительные отношения с родителями является условием успешного взаимодействия с семьей, от которого зависит эффективность образовательной и коррекционно-развивающей работы. Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, детей-инвалидов сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах.

Необходимость разработки программы, направленной на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей – инвалидов, определена наличием в образовательном учреждении воспитанников с ОВЗ и инвалидностью в нашем ДОУ.

Практическая значимость: программа может быть использована в сфере дошкольного образования, специалистами и педагогами, в работе с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Срок реализации программы: 1 учебный год (сентябрь 2020год – май 2021 год).

Целевая группа: родители (законные представители), воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Цель программы: организация системы образовательной и коррекционно-развивающей работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, направленной на повышение активной позиции родителей (законных представителей) по преодолению трудностей в развитии и успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями.

Задачи:

1)Провести анализ контингента участников программы для определения программных мероприятий.

2) Определить перечень ресурсного обеспечения, составить план работы с родителями по формированию компетенций конструктивного взаимодействия с ребенком, знаний о коррекционно-развивающих методах и формах.

3) Обеспечить реализацию мероприятий образовательной и коррекционно-развивающей работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

4) Проанализировать эффективность реализации мероприятий программы.

Для решения поставленных задач используются следующие методы работы:

- исследовательские (анализ ресурсов, анкетирование);

- организационные (планирование, информирование, координирование);

- практические (методы активного обучения родителей, практические занятия);

- аналитические (обобщение по результатам проведенной работы).

Содержание программы

1. Этапы реализации программы

Срок реализации программы разделён на четыре этапа: подготовительный, организационный, практический, аналитический.

Подготовительный этап (сентябрь 2020 года):изучение особенностей семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детей-инвалидов для планирования и координации направлений работы.

Организационный этап (сентябрь - октябрь 2020 года): анализ и подготовка ресурсной базы для реализации программы; составление плана работы по реализации программы.

Практический этап (октябрь 2020 года – апрель 2021 года): реализация мероприятий по основным направлениям программы.

Аналитический этап (май 2021 года):анализ результатов реализации программы; корректировка программы (при необходимости); обобщение и распространение опыта.

2. Направления мероприятий по реализации программы

Реализация программы предполагает проведение мероприятий по направлениям, которые определяют конкретные формы и содержание работы с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, детей-инвалидов, с учётом типа семьи (полная, неполная и т.д.), особенностей причин, вызвавших трудности развития и социализации ребёнка, запросов и потребностей родителей.

Направления

Задача

Формы работы

Диагностическое

Выявление потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Изучение мотивационной готовности родителей к сотрудничеству.

Проведение социологического опроса (анкетирование).

«Почтовый ящик».

Коррекционно-развивающее

Формирование у родителей практических навыков конструктивного взаимодействия с ребенком, знаний о коррекционно-развивающих методах и формах.

Игры – тренинги с педагогическим содержанием.

Практические занятия по обучению методам коррекционных и развивающих занятий для организации непрерывной и самостоятельной работы с ребенком

Информационно-просветительское

Ознакомление родителей с особенностями развития и социализации детей.

Индивидуальные и групповые консультации.

Семинары-практикумы.

Родительские собрания.

Создание альбомов «Моя семья».

Организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей.

Наглядно-информационное

Ознакомление родителей с особенностями развития и социализации детей.

Информационные ознакомительные и просветительские проспекты для родителей в родительских уголках групп, на информационных стендах и  официальном сайте ДОУ.

Досуговое

Установление эмоционального контакта с родителями

Конкурсы, смотры, выставки, акции, встречи.

3. План программных мероприятий

С целью реализации практической части программы, направленной на организацию системы образовательной и коррекционно-развивающей работы с родителями воспитанников с ОВЗ и инвалидностью группы компенсирующей направленности, с сентября 2020года была организована деятельность родительского всеобуча «Вместе весело шагать» и разработан план практических мероприятий.

Перечень мероприятий (тематика, форма)

Сроки проведения

Семинар-практикум «Мы все разные, но теперь мы вместе!»

Сентябрь

Тренинг «Особые  дети - особое общение».

Октябрь

Практическое занятие «Развивающие игры и коррекционные упражнения с ребёнком дома - это весело, полезно и интересно».

Ноябрь

Дискуссионные качели «Играть вместе или смотреть мультфильм»

Декабрь

Групповой тренинг «Общение с ребенком»

Январь

Семинар-практикум «Вечер в кругу семьи».

Февраль

Дискуссионные качели. «Понимаю. Принимаю».

Март

Практикум для родителей «Играем и память развиваем!»

Апрель

Круглый стол с родителями по итогам работы «Анализ работы за текущий учебный год» (проведение опроса, анкетирования)

Май

Тематические семейные праздники. В настоящее время в арсенале специалистов сценарии таких праздников, как «Золотой листопад», «Встреча Нового года», «Мамин праздник», «Праздник для папы», «Здравствуй, лето!»

В течение года

4. Условия реализации программы

Одним из условий успешной реализации программы является обеспечение соответствующей ресурсной базы:

Кадровые ресурсы.

Воспитатели систематически знакомят родителей с целями и задачами, формами и методами воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов, посещающих группы ДОУ.

Учитель-логопед помогает определить уровень познавательно-речевого развития ребенка, знакомит родителей с методами и приёмами, направленными на коррекцию речевых недостатков (нарушений).

Педагог-психолог анализирует детско-родительские отношения, организует совместные (групповые и индивидуальные) на развитие психолого-педагогической компетентности родителей при организации конструктивного взаимодействия с ребенком.

Материально-технические ресурсы. Реализация программы осуществляется в учебных помещениях с использованием имеющегося оборудования и технических средств (персональный компьютер, мультимедийное оборудование, принтер и др.).

Методические ресурсы. Диагностические методики, методические рекомендации и разработки (анкеты, конспекты мероприятий, сценарии тренингов, лекций), подборка и разработка наглядных материалов  (презентации, видеофильмы, видеоролики и т.д.)

Информационные ресурсы. Размещение информации на сайте образовательного учреждения, подготовка и распространение информационных и консультационных материалов посредством оформления буклетов, памяток.

5.Ожидаемые результаты и критерии эффективности реализации программы

1. Повышение родительской активности и компетентности в вопросах обучения и развития своего ребенка. (Доля родителей, участвующих в мероприятиях родительского всеобуча, от числа семей воспитанников группы).

2. Снижение уровня тревожности и эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ. (Положительная динамика эмоционального состояния родителей).

3. Применение родителями полученных знаний при организации коррекционной и развивающей работы с детьми в домашних условиях(Доля родителей, владеющих приемами и методами коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком, от общего количества родителей целевой группы).

4. Наличие положительных результатов развития детей с ОВЗ, детей-инвалидов (Положительная динамика уровня коммуникативных и социальных навыков детей).

Полученные результаты - показатели эффективности реализации программы:

Доля родителей, участвующих в мероприятиях родительского всеобуча, от числа семей воспитанников группы в первом полугодии – 67% (от 18 семей воспитанников), во втором полугодии – 100% (от 18 семей воспитанников).

Динамика эмоционального состояния родителей целевой группы – снижение показателя высокого уровня тревожности – у 84% родителей (от общего числа семей).

Доля родителей, владеющих приемами и методами коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком, от общего количества родителей целевой группы – 100%.

Динамика уровня коммуникативных и социальных навыков детей с ОВЗ, детей-инвалидов – с 57% до 76% от общего числа воспитанников группы.

Список используемой литературы

Артамонова Е.И., Зырянова Е.В. Психология семейных отношений основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова, Е.В. Зырянова // Учебное пособие для ВУЗов. Изд-во Москва «Академия».

Горбатенко О. Ф. «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа "Детство") - Волгоград: Учитель, 2006.

Нищева Н. В. «Программа. Коррекционно - развивающая работа в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)».- Санкт- Петербург«ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2007.

Нищева Н.В. «Примерная адаптированная программа коррекционно -   развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет».- СПб: Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

Ньюмон С. «Игры и занятия с особым ребенком» руководство для родителей. - Москва: «Теревинф», 2011.

Стребелева Е.А., Разенкова Ю.И.и др. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста». - 2-е изд.,  Москва: «Просвещение», 2004.

Ткачёва В.В. «Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование». — М.: Национальный книжный центр, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.

Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Взаимодействие с семьей – важная задача образовательной системы....

Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями

Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями...

Программа, направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей – инвалидов «Шаг навстречу»

Зачастую проблемы семей, воспитывающих детей с особыми потребностями, рассматривались в отношении самого ребенка. Работа с родителями таких детей сводилась к консультациям по вопросам его обучения и в...

ПРОГРАММА, направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей – инвалидов «Шаг навстречу»

ПРОГРАММА,направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей – инвалидов«Шаг навстречу»...

СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ, ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ.

Аннотация: в статье раскрываются современные подходы работы дошкольного отделения в вопросах партнерского взаимодействия педагогов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоров...