Методы арт-терапии в работе с родителями детей групп раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему
Для того, чтобы попытаться выстроить продуктивный диало с родителями и др. , наметить дальнейшие пути развития ребёнка, необходимо избегать определённых трудностей во взаимном понимании двух сторон – педагогов и родителей.
В качестве примера успешного установления доверительных отношений с родителями наших воспитанников, мы рассмотрим работу родительской группы с применением арт-терапевтических методов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_art-terapii_v_rabote_s_roditelyami_detey_grupp_rannego_vozrasta.docx | 29.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Не тревожься о том, что дети тебя никогда
не слушают; тревожься о том, что они
всегда за тобой наблюдают.
Роберт Фулем
"Методы арт-терапии в работе с родителями детей групп раннего возраста"
Педагог-психолог: Щукина Ирина Вячеславовна
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением математики № 1384 имени А.А. Леманского»,
В последнее время, часто, диалог между представителями образовательных учреждений и родителями воспитанников строится на основах взаимопонимания до тех пор, пока вопрос не касается негативного поведения ребёнка. Редкий родитель ребёнка с негативным самопредъявлением добровольно и легко признает себя ответственным за то, что сын (дочь) дерзит педагогу (воспитателю), не испытывая ни малейшего пиетета перед взрослым. Чаще всего, родители в таких беседах о воспитании, перекладывают бремя ответственности на педагога, оправдывая своё бессилие в отношении воспитания ребёнка, якобы, неумением педагога организовать должное воспитательное пространство для их чада.
Замечено, что знания, полученные ребёнком от представителей любого социального института (детского сада, школы и т.д.), пройдут проверку на «прочность» в кругу именно своей семьи. Чаще всего кто-либо из родителей или близких членов семьи становится для ребёнка значимым взрослым. Именно от личного отношения значимого взрослого к морально-нравственным ценностям зависит то, закрепятся эти ценности в сознании и поведении ребёнка или же красивые слова о долге и чести, об уважении к старшим и почитании учителей, так и останутся для маленького человека абстрактными понятиями.
Именно поэтому сотрудники нашего детского сада в своей работе одним из наиболее приоритетных и значимых направлений выделяют работу с родителями. Ведь от успешного взаимодействия родителей и сотрудников образовательного учреждения зависит тот психологический настрой, с которым ребёнок начинает каждый свой день.
Для того, чтобы попытаться выстроить с родителем продуктивный диалог, наметить дальнейшие пути развития ребёнка, тем более, если дело касается ребёнка с поведенческими проблемами, то, как мы уже упоминали выше, могут возникнуть определённые трудности во взаимном понимании двух сторон – педагогов и родителей.
А ведь если не будет этих двух сторон, а педагоги и родители станут единым фронтом – фронтом защиты и помощи своим детям в таком непростом деле роста и взросления, то и все основные воспитательные ресурсы, усваиваемые детьми, будут «транслироваться» уважаемыми взрослыми, по договорённости, синхронно. И тогда ребёнку не придётся совмещать в своём сознании два противоположных мнения – мнение обожаемой мамы с мнением, часто уважаемого и любимого педагога, выражая своё состояние неопределённости и нестабильности то беспричинными капризами, то немотивированной агрессией, а то и «попросту» заболевая. Ведь нескончаемая череда ОРВи И ОРЗ нередко является психосоматическими проявлениями.
Особенное внимание сотрудники нашего детского сада уделяют родителям детей групп раннего возраста (группа кратковременного пребывания). Так как, именно сотрудники, работающие в подобных группах, как правило, формируют образ педагога образовательного учреждения в сознании родителей, а также, в сознании детей.
В качестве примера успешного установления доверительных отношений с родителями наших воспитанников, мы рассмотрим работу родительской группы с применением арт-терапевтических методов. Такие занятия проводит педагог-психолог, подтвердивший свою квалификацию арт-терапевта, занимаясь по программе повышения квалификации.
Упражнение №1 «Расскажи о своём впечатлении от…»
(в нашем случае мы обсуждали впечатления родителей от детского сада)
Цель:
Этим упражнением целесообразно начинать занятия в группе. Оно стимулирует творчество и осознание чувств, помогает родителям лучше познакомиться друг с другом. Также оно может служить диагностическим материалом, а также использоваться в конце серии встреч группы, для анализа изменений.
Материалы:
Бумага, цветные карандаши, мел, краски.
Каждый член группы имеет в своем распоряжении много бумаги и красок, цветных карандашей и мелков.
Описание структуры занятия. Методические рекомендации.
Используйте одну-две минуты, чтоб осознать ощущения и чувства, которые возникают в этот момент. Забудьте об искусстве и не старайтесь быть художником. Возьмите карандаш и начните наносить какие-нибудь штрихи на бумагу. Рисуйте цветные линии и формы, говорящие о том, что вы ощущаете, думая о том, что Ваш малыш стал посещать детский сад. Попытайтесь символически выразить свое состояние в данный момент. Не заставляйте себя рисовать что-то определенное и высокохудожественное. Рисуйте то, что приходит в голову. Когда все члены группы закончат задание, группа может поделиться впечатлениями о каждом рисунке, никак его не оценивая.
Упражнение №2 «Моментальное рисование эмоций»
Цель:
Способствовать саморефлексии, побуждение к групповой коммуникации, высвобождение негативных чувств, опыта, а также возможность поделиться с другими родителями, любой информацией о себе, возможность к самораскрытию.
Материалы:
Бумага (листы формата А5 – 5 шт. на одного участника группы), листы формата А3 по одному на участника группы. Арт –материалы: пастель сухая, пастель масляная, краски- гуашь, восковые мелки, карандаши, пластилин (и т.д. по фантазии).
Описание структуры занятия. Методические рекомендации:
Арт-терапевт предлагает родителям группы нарисовать эмоции, которые, возможно, они испытывали с началом посещения ребёнком детского сада (если родитель говорит, что не испытывал какой-либо эмоции, то ему предлагается нарисовать своё представление об этой эмоции). Эмоции диктуются поочерёдно. Задача участников группы - нарисовать своё ощущение эмоции быстро (4-5 сек. на один рисунок), затем необходимо перевернуть лист и на обратной стороне подписать изображённую эмоцию.
Очерёдность рисования эмоций;
- страх;
- гнев;
- печаль;
- удивление;
- радость.
Затем, все нарисованные эмоции выкладываются в центр, образованного участниками круга, изображением вверх. Задача участников рассортировать наугад все нарисованные эмоции, не указывая, при этом на лично-нарисованные. Рассортировав все листы по группам, убедившись в правильности выбора (пометка на обратной стороне листа), участники называют, что они видят схожего в их изображении (линии, цвет, формы).
После этого сравнения, ведущий предлагает каждому участнику выбрать любое, близкое ему, в данный момент, изображение эмоции. Можно остановиться на изображении своей эмоции, также, как и на изображении, принадлежащем другому участнику группы. Далее, терапевт предлагает, взяв большой лист бумаги (А3), нарисовать свою вариацию на тему выбранного изображения эмоции. Законченные работы выкладываются в центр круга, всем участникам предлагается рассказать о своей работе, предоставив окружающим прототип (изначально выбранный вариант изображения эмоции) и итоговый результат изображения вариации на тему выбранной эмоции. Далее терапевт предлагает всем членам группы высказаться в отношении каждой работы. Рассказать какие чувства они испытывают, глядя на рисунок коллеги (участника группы). Затем он предлагает группе разделиться на пары, по схожести рисунков (цвета, тематики, общего характера и т.д.).
Работая в паре, участникам предлагается поочерёдно быть «клиентом» и «терапевтом», выслушивая клиента и рассказывая о процессе работы над своим рисунком, соответственно.
Затем, «терапевты» внутри пар, предлагают своим «клиентам», вылепить исходно-изображаемое чувство из пластилина. С вылепленным чувством можно «поговорить», пытаясь найти ответ о значимости этого чувства для «клиента». После всего, работая в паре, «терапевты» предлагают своим «»клиентам, по желанию, трансформировать вылепленное чувство-эмоцию. Затем, «клиенту» снова предлагается отрефлексировать на тему метаморфозы эмоции и своего к этому отношения.
В завершение этого упражнения, все участники группы, сидя в исходном кругу, делятся впечатлениями от работы в парах и о своей работе с эмоцией-чувством. Обсуждают своё, возможно, изменившееся, отношение к исходно-выбранной эмоции. Говорят о том, что чувствуют на данный момент, от каких чувств или впечатлений хотелось бы избавиться, а какие, возможно, сохранить.
На занятии, мамы ( в основном это были именно они) обсуждают свои рисунки, что, с одной стороны, даёт им возможность увидеть схожие чувства у других участниц, с другой – позволяет арт-терапевту поговорить о чувстве вины, беспомощности, безысходности и других состояниях, неизменно возникающих у родителя, впервые столкнувшегося с системой социальных требований и правил дошкольного учреждения. Родители группы могут обсудить эти темы, по желанию, откровенно. Ведь в обыденной жизни, родителям детей одной группы редко удаётся поговорить на темы о личном, о своей семье, о переживаниях и надеждах, связанных с ребёнком. Арт-терапевтические группы - замечательная возможность для родителей пообщаться на любые волнующие темы образно и символически. Так проще! Так надёжнее!
На наших занятиях происходила актуализация визуальных, звуковых, кинестетических ощущений. Мы, также, использовали рисунок в сочетании с элементами музыкальной и танцевальной терапии, что позволяло невербально выражать свои проблемы и чувства, научились понимать и анализировать свои эмоции.
В арт-терапевтической практике существует немало техник для успешной работы с группой любого настроенческого фона. Однако, следует заметить, какую бы технику не предпочёл педагог работающий с группой родителей воспитанников детского сада, или школы, главное – это тот настрой на позитивный результат, который он, представитель образовательного учреждения, транслирует, часто таким тревожным и порой даже беззащитным молодым родителям.
Ведь главная цель подобных встреч с родителями воспитанников – это установление взаимного доверия, которое так непросто завоевать и поддерживать в дальнейшем.
Довести уровень отношений с родителями до степени полного взаимного уважения и принятия непросто - это долгий, кропотливый, каждодневный труд! Однако, результат окупит сторицей любые усилия педагогического коллектива в этом направлении и сделает процесс воспитания детей продуктивным и успешным.
Библиография:
1.Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом / Под ред. С. и К. Гроф. – М., 2000.
2.”Школьный психолог” 2006-№16, “Практика профессионального выгорания”. Н.Осухова, В Кожевникова
3.Практикум по арт-терапии под ред. А.И. Копытина. СПб: Питер, 2000г.
4. Эдвардс Художник внутри вас / Пер. с англ.; Худ.обл. Б. Г. Клюйко.— Мн.: ООО «Попурри», 2000.— 256 с.
Интернет-ресурсы:
1. http://artpsychology.narod.ru/izo.html
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Арт-терапия
3. http://psy.1september.ru/article.php?ID=200600411
4. http://med-books.info/gendernaya-psihologiya_789/trening-art-terapii-41894.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы работы с родителями в группе раннего возраста
Содержание, формы и методы общения педагога с родителями детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения имеют свою специфику, вытекающую, прежде всего из особенностей самого периода раннего ...
Рекомендации по организации работы с родителями детей групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду
Традиционные формы работы с родителямиНетрадиционные формы работы с родителями...
План работы с родителями детей группы раннего возраста
План работы с родителями детей группы раннего возраста...
перспективный план работы с родителями детей группы раннего возраста
работа с родителями...
Рекомендации по организации работы с родителями детей групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду
Специфика работы с детьми раннего возраста состоит в том, что воспитатели каждый год ведут новый набор детей. При поступлении в дошкольное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Зада вос...
Организация работы с родителями в группах раннего возраста. Виды и методы работы с родителями в 2017-2018 уч.год
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия ДОУ с смьей воспитанников....
Перспективный план работы с родителями детей группы раннего возраста на 2020-2021 учебный год
План работы с родителями...