Консультация для родителей "Дети с ОВЗ и дети - инвалиды, в чем отличие?"
консультация
«Дети с ОВЗ и дети - инвалиды, в чем отличие?»
Многие родители спрашивают, что означает поставленный диагноз ребенок с ОВЗ и означает ли это, что он инвалид? Давайте вместе разберемся.
Закон об образовании предусматривает две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями - дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Условия признания ребенка инвалидом и лицом с ОВЗ различаются, различны и меры поддержки, которые им предоставляются.
Ребёнок - инвалид - лицо, не достигшее 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ). МСЭ выдает справку об инвалидности и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).
Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:
- Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- Дети с нарушением речи;
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- Дети с умственной отсталостью;
- Дети с задержкой психического развития;
- Дети с нарушением поведения и общения;
- Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Причины, влияющие на развитие нарушений в развитии, можно условно разделить на три группы: врожденные, приобретенные и социальные.
- Врожденные причины связаны с наследственностью, генетикой или воздействием неблагоприятных факторов на плод во время беременности:
- хромосомные аномалии (например, синдром Дауна, синдром Клайнфельтера, синдром Тернера и т.д.);
- генетические заболевания (например, фенилкетонурия, гемофилия и т.д.);
- инфекционные заболевания матери во время беременности (например, краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус и т.д.);
- токсическое воздействие на плод алкоголя, наркотиков, лекарств, радиации и т.д.;
- травмы или пороки развития плода.
- Приобретенные причины связаны с повреждением или заболеванием органов и систем организма после рождения:
- инфекционные заболевания (например, менингит, полиомиелит, энцефалит и т.д.);
- травматические повреждения головного мозга, позвоночника или конечностей;
- опухоли головного мозга или других органов;
- эндокринные нарушения (например, сахарный диабет, гипотиреоз и т.д.);
- иммунные нарушения (например, аутоиммунные заболевания, аллергии и т.д.);
- хронические заболевания сердца, легких, почек или других органов.
- Социальные причины связаны с неблагоприятными условиями жизни, воспитания или обучения. К ним относятся:
- недостаток эмоциональной поддержки или любви со стороны родителей или близких;
- насилие, избиение или злоупотребление со стороны родителей или близких;
- недостаток качественного обучения и т.д.
Причины нарушений в развитии у детей могут быть разными, но все они влияют на качество жизни ребенка.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - ПМПК.
Специальные условия - это условия обучения и воспитания, учитывающие особенности детей и способствующие компенсации и коррекции их нарушений.
Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в детском саду, школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
Определить наличие нарушений у ребенка может быть не так просто, особенно если речь идет о скрытых или легких формах. Некоторые признаки могут проявляться только в определенных условиях или ситуациях. Кроме того, некоторые дети могут компенсировать свои слабости другими способностями или поведением.
Однако есть некоторые общие признаки, которые могут указывать на то, что ребёнок нуждается в психолого-педагогической помощи:
- задержка или отклонение в психомоторном развитии (малыш поздно начинает ходить, говорить, писать и т.д.);
- нарушение восприятия (трудности с различением цветов, форм, звуков и т.д.);
- нарушение памяти, внимания, мышления (трудности с запоминанием, концентрацией, не воспринимает инструкции к заданиям и т.д.);
- нарушение речи (не говорит, использует жестовую речь, неправильное звукопроизношение, бедный словарный запас, нарушение грамматики и т.д.);
- нарушение общения и социализации (избегание контакта с другими людьми, агрессивность, замкнутость и т.д.);
- нарушение эмоциональной сферы (частые приступы плача, страха, гнева, апатии и т.д.).
Если вы заметили у своего ребенка один или несколько из этих признаков, не стоит паниковать или винить себя. Возможно, это временные трудности или особенности развития, которые могут быть исправлены с помощью специалистов. Поэтому важно своевременно обнаруживать и диагностировать нарушения, а также оказывать детям необходимую медицинскую, психологическую и социальную помощь. Только так можно обеспечить им счастливое детство и полноценное развитие.
Дети с ОВЗ и дети с инвалидностью нуждаются в особой заботе и поддержке со стороны родителей, педагогов и других взрослых. Они имеют право на полноценное образование, развитие и социализацию в соответствии со своими ресурсами и потребностями. Для того, чтобы помочь детям с ОВЗ и детям с инвалидностью, необходимо также учитывать их индивидуальные особенности, интересы, способности и желания. Нужно стимулировать их сильные стороны, поддерживать самооценку и самоуважение. Также необходимо создавать для ребенка положительную атмосферу в семье и в коллективе, где он будет чувствовать себя принятым, любимым и нужным.
Материал подготовлен учителем-логопедом высшей квалификационной категории Халановой Н.Б.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_s_ovz_i_inv.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дети с ОВЗ и дети - инвалиды, в чем отличие?»
Многие родители спрашивают, что означает поставленный диагноз ребенок с ОВЗ и означает ли это, что он инвалид? Давайте вместе разберемся.
Закон об образовании предусматривает две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями - дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Условия признания ребенка инвалидом и лицом с ОВЗ различаются, различны и меры поддержки, которые им предоставляются.
Ребёнок - инвалид - лицо, не достигшее 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ). МСЭ выдает справку об инвалидности и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).
Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:
- Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- Дети с нарушением речи;
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- Дети с умственной отсталостью;
- Дети с задержкой психического развития;
- Дети с нарушением поведения и общения;
- Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Причины, влияющие на развитие нарушений в развитии, можно условно разделить на три группы: врожденные, приобретенные и социальные.
- Врожденные причины связаны с наследственностью, генетикой или воздействием неблагоприятных факторов на плод во время беременности:
- хромосомные аномалии (например, синдром Дауна, синдром Клайнфельтера, синдром Тернера и т.д.);
- генетические заболевания (например, фенилкетонурия, гемофилия и т.д.);
- инфекционные заболевания матери во время беременности (например, краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус и т.д.);
- токсическое воздействие на плод алкоголя, наркотиков, лекарств, радиации и т.д.;
- травмы или пороки развития плода.
- Приобретенные причины связаны с повреждением или заболеванием органов и систем организма после рождения:
- инфекционные заболевания (например, менингит, полиомиелит, энцефалит и т.д.);
- травматические повреждения головного мозга, позвоночника или конечностей;
- опухоли головного мозга или других органов;
- эндокринные нарушения (например, сахарный диабет, гипотиреоз и т.д.);
- иммунные нарушения (например, аутоиммунные заболевания, аллергии и т.д.);
- хронические заболевания сердца, легких, почек или других органов.
- Социальные причины связаны с неблагоприятными условиями жизни, воспитания или обучения. К ним относятся:
- недостаток эмоциональной поддержки или любви со стороны родителей или близких;
- насилие, избиение или злоупотребление со стороны родителей или близких;
- недостаток качественного обучения и т.д.
Причины нарушений в развитии у детей могут быть разными, но все они влияют на качество жизни ребенка.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - ПМПК.
Специальные условия - это условия обучения и воспитания, учитывающие особенности детей и способствующие компенсации и коррекции их нарушений.
Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в детском саду, школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
Определить наличие нарушений у ребенка может быть не так просто, особенно если речь идет о скрытых или легких формах. Некоторые признаки могут проявляться только в определенных условиях или ситуациях. Кроме того, некоторые дети могут компенсировать свои слабости другими способностями или поведением.
Однако есть некоторые общие признаки, которые могут указывать на то, что ребёнок нуждается в психолого-педагогической помощи:
- задержка или отклонение в психомоторном развитии (малыш поздно начинает ходить, говорить, писать и т.д.);
- нарушение восприятия (трудности с различением цветов, форм, звуков и т.д.);
- нарушение памяти, внимания, мышления (трудности с запоминанием, концентрацией, не воспринимает инструкции к заданиям и т.д.);
- нарушение речи (не говорит, использует жестовую речь, неправильное звукопроизношение, бедный словарный запас, нарушение грамматики и т.д.);
- нарушение общения и социализации (избегание контакта с другими людьми, агрессивность, замкнутость и т.д.);
- нарушение эмоциональной сферы (частые приступы плача, страха, гнева, апатии и т.д.).
Если вы заметили у своего ребенка один или несколько из этих признаков, не стоит паниковать или винить себя. Возможно, это временные трудности или особенности развития, которые могут быть исправлены с помощью специалистов. Поэтому важно своевременно обнаруживать и диагностировать нарушения, а также оказывать детям необходимую медицинскую, психологическую и социальную помощь. Только так можно обеспечить им счастливое детство и полноценное развитие.
Дети с ОВЗ и дети с инвалидностью нуждаются в особой заботе и поддержке со стороны родителей, педагогов и других взрослых. Они имеют право на полноценное образование, развитие и социализацию в соответствии со своими ресурсами и потребностями. Для того, чтобы помочь детям с ОВЗ и детям с инвалидностью, необходимо также учитывать их индивидуальные особенности, интересы, способности и желания. Нужно стимулировать их сильные стороны, поддерживать самооценку и самоуважение. Также необходимо создавать для ребенка положительную атмосферу в семье и в коллективе, где он будет чувствовать себя принятым, любимым и нужным.
Материал подготовлен учителем-логопедом высшей квалификационной категории Халановой Н.Б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителейдетей старшего дошкольного возраста на тему: «О правилах дорожного движения»
Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге"....
Индивидуальная программа реабилитации механизм осуществления права инвалидов (детей-инвалидов) на образование
В данной главе речь преимущественно пойдет о вопросах получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья через оформление ИПР....
Консультация для родителей и педагогов "Дети с ОВЗ и дети-инвалиды. В чем разница?"
В консультации даны разъяснения понятий "Дети с ОВЗ" и "Дети-инвалиды", перечислены нарушения развития, относящиеся категории детей с ОВЗ, даны разъяснения по присвоению малышу той...
Консультация для педагогов «Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с ФГОС ДОУ»
Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающие адекватные условия и равные с обычными детьми возможностями, для получения ...
Консультация для родителей детей, в том числе и детей- инвалидов, по теме " Нужны ли ребенку иргрушки?"
В данной статье рассказывается о пользе игрушек для детей дошкольного возраста....
Консультация для педагогов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в рамках деятельности Психолого-педагогического консилиума ДОУ"
Детям с ОВЗ и детям-инвалидам, посещающим МДОАУ «Детский сад №171», оказывается психолого-педагогическое сопровождение. Основной целью такого сопровождения является помощь в решении пробле...
- Мне нравится (1)