Путешествие в мир математики: развиваем функциональную математическую грамотность у детей
материал

Светлана Юрьевна Веселова

Функциональная математическая грамотность дошкольника – способность выделять математическую проблему и решать ее, функционально использовать математические знания и умения в различных жизненных ситуациях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_matematiki.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Путешествие в мир математики:

развиваем    функциональную  математическую грамотность у детей

 Веселова Светлана Юрьевна

воспитатель МДОУ № 4 «Буратино»

2024 год

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада находиться сегодня среди профессионалов и единомышленников. Буду рада поделиться своим опытом, надеюсь, что он будет вам интересен и возможно пригодится в вашей профессиональной деятельности. 

2 слайд.

Функциональная математическая грамотность дошкольника – способность выделять математическую проблему и решать ее, функционально использовать математические знания и умения в различных жизненных ситуациях.

Сегодня я предлагаю вам уделить внимание функциональной математической грамотности. Почему математической? Так или иначе, математика повсюду, математика вокруг нас. С первых лет жизни и до глубокой старости человек постоянно обращается к числам, фигурам, правилам, сложившимся в математике. Словом, каждому из нас ежедневно приходится обращаться к математике, ее правилам.  

Для удовлетворения наших жизненных потребностей необходима функциональная математическая грамотность.

 3 слайд

Формирование предпосылок математической   грамотности начинается уже с дошкольного возраста, это становится одним из базовых факторов, способствующих активному знакомству и освоению ребенком царицы всех наук «математики».

4 слайд

Для формирования предпосылок математической грамотности современному дошкольнику

ВАЖНО!

- создать условия для освоения познавательных действий,  

 -формировать первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе и др.).  

Главная цель: 

-вырастить детей людьми, умеющими думать,

-хорошо ориентироваться во всем, что их окружает,

- правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются или столкнутся в жизни.

5 слайд

В каких видах деятельности можно формировать математическую грамотность?

Формирование математической грамотности происходит на занятиях, в режимных моментах, на прогулке и дома.

Дети получают свои знания   не только с занятий по математике в детском саду, но прежде всего из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходим мы, педагоги и, конечно, родители ребенка.  Совместный поиск решения проблем помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.

6 слайд

 КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

 Ситуаций, в которых родителям и нам педагогам предоставляется возможность сообщить новые и выявить уровень имеющихся математических знаний и умений, много.

-Дежурство по столовой - отличный плацдарм для математики.

Нужно накрыть на стол – поручаем это дело детям, которые готовят необходимое количество столовых предметов.  Спрашиваем, сколько нужно поставить тарелок, чашек, положить ложек, если будут обедать 3 или 4 человека за столом. Дети соотносят, смотрят, сколько детей пришли сегодня и сколько приборов потребуется? Спрашиваем, чего больше или меньше ?

 Это можно сделать и без счета, путем парного сопоставления.  

- Во время сюжетно-ролевой игры мы с детьми готовим по разным рецептам   суп, варим компот, печем пиццу. Спрашиваем, какое количество овощей , фруктов пошло на изготовление, какой они формы, размера.

-А как же нам не помочь маме  и не разобрать перепутанные носочки и не развесить их на просушку?

Во время прогулок   мы обращаем внимание детей на красивые листья, цветы. «Сколько у тебя листьев? » — «Один». «А посмотри под этим деревом сколько их! » — «Много». «Давай все соберем. Сколько осталось под деревом?» — «Ни одного не осталось». В это же время идет закрепление и лексических понятий: «С какого дерева этот листочек?», «Какого он цвета?» и так далее.

Обращаем внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни: например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.

Для запоминания цифр и геометрических фигур, лепим их из пластилина, рисуем на песке, собираем из конструктора.

7 слайд

КОЛИЧЕСТВО И СЧЁТ

Математика окружает нас повсюду, не только в группе детского сада, но и на прогулке. Обратите внимание на нашу веранду, она оформлена нашими главными помощниками, заботливыми родителями, в виде города. А уж  возможности считать, сравнивать, сопоставлять на ней  огромное количество.

8, 9,10 слайд                    ВЕЛИЧИНА

По дороге в детский сад с родителями или в детском саду мы рассматриваем деревья (выше -ниже, толще- тоньше).  Во время прогулки, гуляя по дорожкам, мы говорим об их длине и ширине: широкой дорожкой удобно идти рядом с другом и при этом не мешать встречным людям, а узкой — лучше идти один за другим, по одному. Рассматривая на улице или рисунке домики, мы с детьми даем характеристику размеров домов, окон. В магазине окна и двери широкие, а в жилом доме — уже.

В продуктивной деятельности во время рисования обращаем внимание детей на  карандаши, сравниваем их по длине, толщину кисточек, размер и форму бумаги, чтобы ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный- короткий, широкий - узкий (шарфики, ленты, высокий- низкий (шкаф, стол, стул, диван) ; толще- тоньше (колбаса, сосиска, палка).  

Во время чтения книг обращаем внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравниваем все вокруг по величине.

  

ВЕЛИЧИНА

 Предлагаем детям построить домики из конструкторов разной высоты. При этом, детки достаточно легко усваивают понятия «больше- меньше», «выше-ниже»

Как измерить рост, если ростометр - это скучно. Звёздочки знают, вот такой "нетрадиционный" ростометр приносят детям самые положительные эмоции.
Здорово, когда дети в деле.

 

ВЕЛИЧИНА

11 слайд

ФОРМА

При формировании у детей понятия о формах предметов спрашиваем, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет, который нам часто встречается в жизни. Обращаем внимание детей на форму: тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые.    

 

12 слайд

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ И ВО ВРЕМЕНИ

Ориентировки во времени и пространстве является важнейшим элементом при формировании математической грамотности.

Каждый день  мы находим разные возможности для развития у детей умения ориентироваться во времени и пространстве. Для этого и не нужно много времени,  

 Спрашиваем ребенка, что находится слева, справа от него, впереди, сзади. Обращаем внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называем день недели, спрашиваем его; а какой был вчера, будет завтра. Называем текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обращаем на это внимание. Играем в игру «Найди игрушку». Прячем игрушку, «Раз, два, три - ищи! » - говорит взрослый. Ребенок ищет,  найдя, говорит, где она находилась, используя предлоги «на», «за», «между», «в».

 

13 слайд

В жизни ребенка должны быть МЕСТО, ВРЕМЯ и СИТУАЦИИ для проб в применении математических знаний и умений

Итак, уважаемые коллеги, мы с вами увидели, что для проб в применения математических знаний и умений, в жизни ребенка должны быть МЕСТО, ВРЕМЯ и СИТУАЦИИ

14 слайд

И, я думаю, что вы со мной согласитесь, что для этого В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДЕТСКИХ САДОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ПРЕДПОСЫЛОК МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ необходимы:

 

15 слайд

1.задания, приближенные к опыту  

2.методики

3.разнообразие форм организации  

4.правильно организованная предметно-пространственная среда                     5.вовлечение семьи

6.преемственность с начальной школой

16 слайд

 Спасибо за внимание!

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации по математике для детей подготовительной группы "Путешествие в королевство математики"

Конспект образовательной ситуации по математике для детей подготовительной группы "Путешествие в королевство  математики"...

Программа клуба по формированию финансовой грамотности у детей в старшей группе №1 «Занимательная математика»

Программа кружка по математике в старшей группе  «Занимательная математика»...

Конспект НОД по формированию функциональной грамотности у детей средней группы (естествознание/математика) "Поможем зайчику".

Данная НОД выявляет уровень сформированности функциональной грамотности у детей средней группы. Выполняя дидактические задания дети применяют ранее приобретённые знания по естествознанию (Тема "Ж...

Дети и деньги: почему важно развивать финансовую грамотность у дошкольников

Почему важно говорить с детьми о деньгах Если человек никогда не пробовал мороженое, можно показать ему сотни картинок и описаний, но это не поможет ему узнать вкус лакомства.То же самое с деньгами. Ч...

Долгосрочный проект «Путешествие в сказку» Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке

         Дошкольники недостаточно знают русских народных сказок, в домашних условиях из-за занятности, родители мало уделяют чтению книг детям или читают литературу не ...

Конспект НОД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы детского сада Путешествие в страну «финансовой грамотности»

Цели: расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами; учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; развивать умения находить...

Конспект мероприятия по математике для детей второй младшей группы. Игра-путешествие «Веселое путешествие в мир математики»

Данное занятие направлено на  закрепление   и систематизацию элементарных  математических   представлений у детей,  умение различать и назыв...