Статья "Развивая, обучаем"; Конспекты занятий по математике, по окружающему миру для детей 5-6 лет; консультация для родителей по использованию счетных палочек.
статья (старшая группа) на тему

Недосекина Наталья Александровна

"Счетные палочки" - "Поиграй со мной":Счетные палочки широко известны и активно используются при обучении детей математике, развитии зрительного восприятия, мелкой моторики рук, синтеза, анализа, мыслительных операций сравнения. Доступность, универсальность и высокая эффективность в обучении детей  отличают счетные палочки от другого дидактического материала. 

Статья "Развивая, обучаем":Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. 

Конспекты занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья по мптематике и окружающему миру для детей 5-6 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по окружающему миру:

Тема: «Воздушное путешествие»

(для детей с ОВЗ 5-6 лет)

          Цель:

      Систематизировать и расширить представления детей о воздушном  транспорте.

      Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать представления детей о воздушном  транспорте.
  2. Формировать навык дифференциации транспорта по назначению: грузовой, пассажирский.
  3. Учить различать основные части транспорта: кабину, крылья, вертушка, хвост, колеса, штурвал.

Коррекционные:

     1. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе-синтезе, упражнений

         в сравнении, на основе умения отбирать нужный материал.

      2. Развивать пространственную ориентировку, мелкую моторику.

Воспитательные:

1. Воспитывать желание детей отражать свои впечатления в аппликации, уважение к профессиям людей работающих на транспорте.

Словарная работа: транспорт, воздушный, планер,  нити – стропы.

 Оборудование: телевизор; картинки с видами воздушного транспорта; конверты с картинками: самолет, вертолет, ракета, разрезанными на 4 части; альбомы, заготовки для изготовления воздушного шара:круг синего цвета, квадрат – коричневого цвета, нити- стропы – 4 шт., клей.

Ход занятия.

I. «Определи тему занятия»:

Педагог обращает внимание детей на коробку, что же в ней лежит?

Затем, подходит к детям и предлагает брать по одному конверту.

  • Дети достают конверты, в которых находятся картинки,  разрезанные на 4 части.
  • Предлагает детям собрать картинки (работа детей )
  • Что изображено на ваших картинках? (Ответы детей)

Педагог: Как можно назвать одним словом все картинки, которые  вы собрали?

(Ответы детей)

Педагог: Кто догадался, о чем мы будем разговаривать на нашем занятии? 

(Ответы детей)

Педагог: Правильно, сегодня мы будем разговаривать о воздушном транспорте, о его различных видах.

Педагог: А какие виды воздушного транспорта вы знаете? (Ответы детей)

  • Правильно: самолет, вертолет, ракета, планер.
  • Рассматривают и называют части транспорта.
  • Назначение: грузовой, пассажирский.
  • Сравните самолет и вертолет: что общего, чем отличаются... 

Педагог: Подумайте и ответьте, зачем же транспорт нужен людям? (Ответы детей)

II. Рассказ педагога о видах транспорта: 

Видов транспорта довольно много и с каждым годом становится всё больше и больше. Давайте вспомним, как появлялись различные виды транспорта. Сначала человек передвигался самостоятельно, и все грузы носил на себе. Как  вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? ( Ответы детей). Это было очень тяжело.

         Но тут на помощь человеку пришли домашние животные. Лошади, ослики, верблюды,  а в жарких странах - слоны. Человек получил возможность путешествовать и перевозить грузы.  Много лет домашние животные, верно, служили человеку. Но потребности людей всё время росли и уже животные не могли поднять те тяжести, которые нужно было перевозить людям на дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно самому изобретать транспортные средства. Так появились  другие виды транспорта (Картинки на экране телевизора: животные с навьюченным грузом). С той поры виды транспорта постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин - поставив такой мощный двигатель на планер, человек построил первый самолет.   А уже потом появились ракеты.

III. Физкультурная минутка: «Самолет»

            Руки в стороны - в полет, отправляем самолет.

            Правое крыло вперед, левое крыло вперед.

           Раз, два, три, четыре - полетел наш самолет.

 

  • Дети становятся в круг. По сигналу они заводят мотор: «р - р - р»;
  • Расставляют руки в стороны и двигаются по кругу друг за другом и произносят на выдохе:  «у-у-у».  
  • После чего самолет  останавливается, дети опускаются на одно колено, произносится на выдохе «ш-ш-ш» как можно дольше.
  • Выполняется глубокий вдох через нос – набрались сил и снова полетели: «у-у-у».

IV. Путешествие на «Воздушном шаре»

Педагог: Ребята, а вы любите путешествовать? (Ответы детей)

  • На чем можно путешествовать?
  • На чем можно переплыть реку? (На лодке, на катере.)
  • На чем можно ехать по дороге? (На машине, велосипеде и т. д.)
  • А если на пути большие горы, как их лучше преодолеть?

 (На самолете, вертолете).

Педагог: Я  предлагаю вам отправиться в путешествие на воздушном шаре.

На экран телевизора выводится картинка «Воздушный шар».

Одним из первых видов воздушного транспорта,  был … воздушный шар. Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на большое расстояние. Управлять воздушным шаром было сложно – он летел только тогда, когда дул ветер.

Педагог предлагает рассмотреть воздушный шар.

  • На какие геометрические фигуры похожи части шара? (Ответы детей)
  • Правильно, шар - круг, корзина – квадрат.
  • Обращает внимание на стропы – нити,  при помощи которых корзина прикреплена к шару, они разной длины: по краям – длинные, в средине – короткие.

V. Выбор материалов, необходимых для аппликации.

У педагога на столе стоят 3 коробки, в каждой из которых находятся различные предметы: кубики, игрушки, заготовки для аппликации; детям надо подойти к той коробке, в которой находятся только заготовки для аппликации.

Задание: подойти к нужной коробке и отобрать необходимые материалы для изготовления воздушного шара.

VI.Аппликация «Воздушный шар»

  • Дети наклеивают на лист бумаги детали воздушного шара:
  • Шар -  круг синего цвета;
  • Корзину - квадрат коричневого цвета;  
  • Стропы - нитки красного цвета: длинные и короткие.
  • Рассматривают все работы детей.

  VII. Итог занятия:

  • Что нового вы узнали на занятии?
  • Что понравилось больше всего?
  • Что вызвало затруднение?

        Автор: Недосекина Наталья Александровна

                                   учитель – дефектолог



Предварительный просмотр:

Обобщающее занятие по развитию пространственных представлений, представлений о предмете для детей 5 – 6 лет

Тема занятия: «Поможем найти Колобка».

Задачи:

1. Образовательные:

  • Закреплять умение определять величину предметов: длинный – короткий, узкий – широкий;             
  • Упражнять в умении сравнивать предметы по их количеству: один – много;
  • Упражнять в определении формы предметов: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;
  • Упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости;
  • Учить применять на практике полученные знания.

2.Коррекционно – развивающие:

  • Развивать мыслительные операции через умение устанавливать  логические и причинно-следственные связи, планирующую функцию мышления через выполнение упражнений;
  • Учить запоминать задание, повторять его, сравнивать результаты своих действий с действиями других детей, развивать навыки самоконтроля;
  • Развивать мелкую моторику кистей рук.

3.Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к занятиям математики, усидчивость, самостоятельность, дружеские взаимоотношения.

Демонстрационный материал: картинки с изображением героев сказки «Колобок»; телевизор, игрушки: «Домик», Колобок; силуэты – колобки (круги желтого  цвета, двух размеров) на каждого ребенка.

Раздаточный материал: «Математический планшет», простой карандаш, палочки Кьюизенера (длинные и короткие), картинка «Лабиринт».

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Дефектолог: Ребята, вы любите сказки?

  • А хотите попасть в сказку?
  • А как сказка называется, вам надо будет угадать!

Дефектолог: «Жили-были дед да баба на полянке у реки        

                        И любили очень, очень  на сметане колобки».

2.Дефектолог: Вы узнали сказку? Как она называется?

  • Но наша сказка будет необычная, а математическая, и называется она «Поможем найти колобка».

3. Дефектолог:

  •  «Кого первого встретил Колобок  на дорожке в лесу?» (картинка зайца)
  • Чтобы узнать, по какой дорожке покатился Колобок, надо выложить её из палочек     (дети выкладывают короткую дорожку).
  • Дорожка длинная или короткая? (короткая)
  • Узкая или широкая? (узкая)

4. Дефектолог:

  • Кто же был вторым героем сказки?
  • К  кому нас привела дорожка?  

(картинка волк)

  • Посмотрите, какой волк злой.  
  • Почему? (голодный, не поймал зайчика, замерз, нет друзей…)
  • Давайте развеселим волка, угостим его рыбой.
  • Какие палочки по цвету, по размеру у вас в коробочках?
  • Возьмите в коробочках палочки и сделайте из них  рыбок.
  • Из каких палочек вы составили рыбок?
  • Волк один, а рыбок? (много)

5.Физминутка: 

Баба тесто замесила,                                                  (замешиваем)

Колобка она слепила,                                                 (лепим)

В печь его поставила,                                                 (наклон вперед)

Там его оставила,                                                       (руки развести)

Вышел он румян, пригож                                           (показать щечки)

И на солнышко похож,                                              (руки вверх через стороны)

Положили колобок

Остудиться на окошко,                                               (ладошку на ладошку)

Колобок с окошка – скок!                                            (прыжок на двух ногах)

Покатился по дорожке.                                                (бег на месте)

6. Дефектолог:

  • Кого после волка, Колобок встретил на своем пути? (картинка медведь)
  • Почему медведь такой грустный?
  • Что любит медведь?
  • Как называется дом, где живут пчелы?

Дефектолог: Возьмите «математические планшеты» и при  помощи «резиночек»  нарисуйте ульи.

  • Из каких фигур вы построили улей?
  • Какой формы улей? (квадрат)
  • Какой формы крыша? (прямоугольник, треугольник).

7. Дефектолог: Кто был последним, кого встретил Колобок на дорожке? (картинка лиса)

«Это что там за краса?

На траве сидит лиса».

8. «Лабиринт»: «Помоги колобку не попасть в лапы к лисе»

Дефектолог: Возьмите простые карандаши и проведите дорожку, чтобы колобок не попал в лапы к лисе.

  • По какой дорожке побежал колобок, по длинной или по короткой?

9. Дефектолог: Убежал колобок от лисы и спрятался в домике, а на домике замок.

  • Как открыть замок?

Пальчиковая гимнастика:

На дверях висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Мы замочком постучали,

Мы замочек покрутили,

Потянули и открыли.

(Достает колобка из домика).

Дефектолог: Вот он, непослушный Колобок! Убежал от бабушки и дедушки,  и лиса тебя чуть  не съела.

  • Какой формы Колобок?
  • Дети, можно без спроса убегать из дома?

 10. Итог:

  • В какой сказке мы с вами побывали?
  • Кого встретил Колобок на своем пути?
  • Сколько животных он встретил? А какие это животные?
  • А дорога у Колобка была короткая или длинная, узкая или широкая?
  • Что вам понравилось на занятии?
  • Что было трудно?
  • Ребята, если вам понравилось на занятии возьмите себе большого колобка, если вам было трудно и не все получалось, возьмите колобка поменьше.
  • Выберите себе картинку с героями сказки «Колобок».



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Поиграем  вместе»:

«Счетные палочки»

Счетные палочки широко известны и активно используются при обучении детей математике, развитии зрительного восприятия, мелкой моторики рук, синтеза, анализа, мыслительных операций сравнения. Доступность, универсальность и высокая эффективность в обучении детей  отличают счетные палочки от другого дидактического материала.

Игры с палочками:

  • Ребенок выкладывает самостоятельно придуманный рисунок.
  • Выкладывание рисунка по контуру или образцу. С целью усложнения и разнообразия заданий можно добавить к рисунку плоские пуговицы. С их помощью легко выложить колеса у машины, середину цветка, солнце и т.п.
  • Раскладывание палочек по цвету.
  • Знакомство с геометрическими фигурами. С помощью палочек ребенку можно наглядно объяснить, что такое угол, сторона, чем треугольник отличается от квадрата, как из одной фигуры сделать другую. А если в занятии использовать шарики из пластилина, то из палочек можно строить разнообразные трехмерные фигуры.
  • Развиваем фантазию. Когда Вы лепите с ребенком пластилином, палочка может стать ножкой грибочка, трубой у домика, колючками ежа, ручками и ножками человека.
  • С помощью палочек можно изучать буквы и цифры. Детям очень нравится трансформировать одну букву в другую.
  • Знакомим с понятиями длинный - короткий, широкий - узкий. Если уложить палочки сторонами одна к другой, то дорожка получится широкая, но короткая, а если приставлять одну к кончику другой, то полоска будет длинная, но узкая.
  • С помощью палочек легко продемонстрировать состав числа, ознакомить с простейшими математическими операциями: сложением и вычитанием.
  • Сосчитать сколько палочек понадобилось для рисунка, сколько красного цвета? Какого цвета больше?
  • Помогут палочки и в развитии логики. Выкладывайте палочки в определенном порядке, например, чередую красную и синюю. У этой игры несколько вариантов: ребенок продолжает цепочку, ребенок делает такую же дорожку или находит ошибку, которую Вы специально сделали. Такие задания разовьют внимательность, логическое мышление, понимание последовательности, сенсорное восприятие.
  • Палочки можно класть как вертикально, так и горизонтально. Постепенно все задания усложняются.

Играем и учимся со счетными палочками:

Качественные интересные развивающие игрушки стоят недешево. И чаще такие игрушки всего выполняют какую-то одну функцию — развивают логическое мышление или мелкую моторику, творческое или сенсорное восприятие. Но как хотелось бы купить интересную, увлекательную и недорогую игру, которая могла бы надолго заинтересовать ребенка, была бы многофункциональна (развивала бы все в комплексе).

Давайте сначала подумаем, что мы вкладываем в слова "развивающая игрушка"? Какими качествами она должна обладать? На самом деле словосочетание "развивающая игрушка" не совсем правильное, хотя мы повсеместно используем его в обиходе. Самая обычная куколка, с которой ребенок играет в сюжетно-ролевую игру, развивает не меньше любой самой "развивающей" игрушки. Однако есть игры и игрушки, в задачу которых входит исключительно развитие интеллектуальных способностей — математических представлений, логического мышления, речи. Именно их чаще всего относят к категории развивающих.

Наша универсальная игрушка должна развивать интеллектуальные и творческие способности, быть многофункциональной, то есть такой, чтобы с ней можно было играть по-разному, использовать в творческих занятиях, сюжетно-ролевых играх. Потому что именно такая игрушка и развивает ребенка по-настоящему.

И такая игрушка есть! Правда многие мамы и не задумываются о её приобретении, так как "официально" она предназначена вовсе не для игр, а для школьных занятий и лежит на полке рядом с канцтоварами. Это всем нам знакомые обыкновенные счетные палочки.

Как можно использовать счетные палочки в качестве развивающей игрушки?

1. “Ловкие пальчики". Развивать мелкую моторику рук малыша можно уже примерно с девятимесячного возраста, когда у него начинает формироваться пинцетный захват (он начинает брать предметы большим и указательным пальчиками). Сделайте прорезь с помощью ножа или ножниц в футляре от счетных палочек и покажите крохе, как в неё можно класть палочки по одной. Такая игра может надолго увлечь малыша, ведь дети очень любят засовывать предметы в отверстия, прятать их. Но играть малыш должен под вашим присмотром, т.к. в этом возрасте все, что видит глаз, сразу расторопные пальчики отправляют в рот.

2. Раскладываем по цвету. Примерно в том же возрасте можно начинать учить малыша сортировать палочки по цветам. Для начала выберите палочки двух цветов и покажите, как их можно разложить на две разные кучки. Можете предложить ребенку разложить палочки по коробкам или пакетикам. Когда малыш научится справляться с заданием, добавьте палочки еще одного цвета. Такая игра развивает сенсорное восприятие, умение сравнивать, находить сходство и различия, знакомит малыша с логическими операциями анализа и синтеза на элементарном уровне.

3. В мире пластилина. Обычно в год — полтора ребенку начинают предлагать разнообразные творческие задания, в том числе, конечно, игры с пластилином. Умение в процессе творчества сочетать различные материалы развивает не только воображение и креативность, но и умение нестандартно мыслить. Счетные палочки прекрасно сочетаются с пластилином. Они могут стать:

  • колючками у ежика
  • стебельком у цветка
  • стволом дерева
  • забором в пластилиновом мире
  • трубой у пластилинового домика
  • ручками-ножками пластилинового человечка
  • ножкой грибочка

И еще множеством разных предметов, которые вам подскажет ваша фантазия.

4. Играем в геометрию. Когда начинать знакомить ребенка с математикой, родители решают сами. Кто-то уже над детской кроваткой вывешивает цифры и геометрические фигуры... А кто-то ждет, пока ребенку исполнится четыре-пять лет. Или когда малыш сам проявит интерес к математике. В любом случае изучать математику со счетными палочками очень удобно. Они помогут не только научиться считать, но и познакомят с геометрическими фигурами, помогут очень понятно и наглядно объяснить ребенку, что такое угол, сторона, чем квадрат отличается от прямоугольника, как из одной фигуры можно получить другую и многое-многое другое. Можно:

  • выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек
  • выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек по нарисованному контуру
  • играть в превращения: из одних геометрических фигур делать другие
    Малыш может просто наблюдать за этими волшебными превращениями, а ребенку постарше (от 4-5 лет) можно предлагать выполнять задания самому: "Как из квадрата сделать ромб? А параллелограмм? Как, добавив одну палочку, превратить квадрат в трапецию? В треугольники? Сколько палочек надо убрать из квадрата, чтобы он превратился в треугольник? А сколько палочек надо добавить, чтобы квадрат превратился в прямоугольник?" Если вы занимаетесь с палочками одного цвета, то все изменения с добавлением количества палочек (из треугольника — квадрат, из квадрата — трапеция или прямоугольник и т.п.) для большей наглядности можно делать с помощью палочек другого цвета. Например, вы показываете ребенку фигурку, потом он отворачивается, а вы совершаете превращение. После этого ребенок должен посмотреть на результат и ответить на вопрос "что изменилось" и постараться понять, как это получилось.
  • знакомить с геометрическими понятиями
    С помощью палочек можно очень доступно и наглядно объяснить ребенку, что такое сторона (палочка) и что такое угол (место, где одна палочка встречается с другой). Можно объяснить ребенку, что такое диаметр, и почему от диаметра зависит величина круга. Для этого достаточно положить рядом две палочки на лист бумаги и нарисовать вокруг них круг соответствующего диаметра. Две палочки — это диаметр круга, одна палочка — радиус. А если взять три палочки и нарисовать новый круг, то он получится больше предыдущего, так как длина диаметра стала больше.

5. "Познавательные дорожки". Уже к двум годам ребенок знакомится с понятиями "широкий"/ "узкий", "длинный"/ "короткий". Это можно сделать, выкладывая дорожки из счетных палочек. Покажите малышу, как можно из палочек сложить широкую или длинную дорожку. Кладем палочки рядом — одна к другой — дорожка получается широкой, но короткой. А если приставлять одну палочку к кончику другой — дорожка получится длинной-предлинной, но узкой. Берем одну палочку — это короткая дорожка. Приставляем к ней другую палочку — дорожка стала длиннее. Еще одну — дорожка стала еще длиннее. Так можно знакомить ребенка с понятиями "короткий", "длинный", "самый длинный", "самый короткий". Ребенок будет видеть, что чем больше палочек в дорожке, тем длиннее она получается. А если использовать палочки вместе с пластилином, то можно знакомить ребенка с понятиями "высокий" — "низкий".

6. Учимся считать. Конечно, счетные палочки — прекрасный материал для обучения счету. В возрасте примерно около двух лет ребенок уже начинает оперировать понятиями "один", "много". Начинает считать до двух, а к трем-трем с половиной годам считает в переделах пяти (имеется в виду количественное узнавание предметов, а не механическое называние последовательности цифр). С помощью счетных палочек можно наглядно продемонстрировать состав числа, познакомиться с простейшими математическими операциями сложения и вычитания, умножения и деления, изучить понятия числа и количества.

Для детей двух-трех лет.

  • Возьмите из кучки палочек одну и положите отдельно. Малыш должен показать, где одна палочка, а где много.
  • Возьмите две палочки, скажите ребенку, что палочки две. Поищите вместе другие пары предметов (две руки, две ноги, два глаза, может быть два стула в комнате и т.п.). Объясните, что если взять один и еще один, получается два.
  • Учите малыша соотносить количество предметов и их численное обозначение. Нарисуйте карточки с числами от одного до пяти. Показывайте ему в день не больше одной новой карточки с числом и соответствующим количеством палочек. В первый день положите перед ним карточку с цифрой 1 и одну палочку, на следующий день добавьте карточку с цифрой 2 и так далее.
  • Выложите по вертикали карточки с цифрами от одного до пяти, а рядом с каждой карточкой соответствующее количество палочек. Обратите внимание ребенка, что количество палочек все время увеличивается на одну (одна и еще одна — две, две и еще одна — три, три и еще одна — четыре и так далее).
  • Если вы видите, что ребенок без затруднений узнает количество предметов в пределах пяти и соотносит их с цифрами, предложите ему самому подбирать нужное количество палочек к карточкам.

Дети 4-5 лет уже свободно оперируют количеством в пределах 10, однако им еще трудно производить мысленные операции сложения и вычитания, бывает трудно определить на глаз количество предметов более 5-6 (они их пересчитывают).

Для детей от четырех лет.

  • Для изучения соотношения числа и количества возьмите карточки от 0 до 10. Выложите карточки по вертикали, а рядом с каждой карточкой положите соответствующее число палочек. Обратите внимание ребенка, что количество палочек все время увеличивается на одну.
  • Дайте ребенку карточки с цифрами. Он должен взять соответствующее количество палочек.
  • Изучаем состав числа. Как можно разложить число 5? Берите для наглядности палочки двух разных цветов и выкладывайте из них число 5: например, две синие и три желтые. Или одна синяя и четыре желтые и т.д.
  • Предложите ребенку самому догадаться, сколько палочек ему нужно доложить до определенного числа. Например, вы выкладываете четыре палочки. Сколько еще палочек нужно положить, чтоб стало десять?
  • C помощью палочек ребенку 5-6 лет можно наглядно объяснять, что такое "пример", как обозначаются операции вычитания и сложения. Возьмите две палочки одного цвета и три палочки другого цвета. Спросите у ребенка, сколько всего палочек. Затем между палочками разных цветов положите знак плюса, а над палочками сверху положите их численные обозначения (2 × 3). Для того чтобы объяснить операцию вычитания, возьмите пять палочек и карточку с цифрой 5. Затем заберите две палочки, а рядом с карточкой с числом положите карточку со знаком минус и карточку с цифрой 2. Спросите у ребенка, сколько палочек осталось (карточки можно заменить цифрами из магнитной азбуки).
  • Если вы видите, что ребенок понимает ваши объяснения, можете познакомить его со знаком равенства
  • Выкладывайте выражение с помощью палочек, а ребенок должен будет также с помощью палочек выкладывать ответ после знака равенства. Когда ребенок начнет уверенно справляться с заданием, замените палочки числовыми обозначениями. Не давайте ребенку сложных примеров с большими числами, решайте задачи в пределах десятка. Для малыша важно понять смысл и принципы сложения и вычитания, а в дальнейшем умножения и деления.

Когда ребенок научится складывать и вычитать в пределах десяти, вы можете познакомить его с операциями умножения и деления.

  • Для этого вам потребуются палочки и карточки с числами и какие-нибудь игрушки. Например, возьмите фигурки коровы, лошади и овечки. У вас три зверюшки (положите перед ребенком карточку с цифрой три). У каждого зверя по три вкусных морковки (положите перед каждой зверушкой по три красные или оранжевые палочки и возьмите еще одну карточку с цифрой три). Как же посчитать, сколько всего морковок у зверей? Для этого нужно три умножить (между карточками с цифрами кладем знак умножения) на три, то есть взять три раза по три. Посчитайте, сколько всего морковок получится, если зверюшек будет две, и каждая возьмет по три морковки. А если трем зверюшкам дать по две? Чтобы понять принцип деления, возьмите несколько морковок-палочек и предложите ребенку поделить их поровну между тремя зверушками. Количество морковок, оказавшееся у каждой игрушки, и будет результатом деления. Разное количество морковок делите между разным количеством зверей. Можно показать ребенку, что не всегда получается разделить предметы поровну без остатка.
  • С помощью палочек и карточек с цифрами можно объяснить ребенку, чем цифра отличается от числа и от количества. Для этого потребуются палочки и карточки с цифрами от нуля до девяти. Объясните ребенку, что цифр всего 10. Когда цифра обозначает какое-то количество, она становится числом. Из цифр складываются все числа. Вы можете показывать ребенку большие двух и трехзначные цифры и называть их. Пусть ребенок называет цифры, из которых они составлены. Например, для того, чтобы написать число 10, нужно взять две цифры единицу и ноль. Количество предметов может быть очень большим, поэтому для того, чтобы их как-то обозначать, и придумали цифры и числа. Выложите вместе с ребенком возле карточек с числами соответствующее им количество палочек.

Если ваш ребенок уже свободно считает и выполняет простые операции в пределах 10, вы можете переходить к знакомству с двухзначными числами.

  • Чтобы продемонстрировать, что такое десяток, выкладывайте его одним цветом, а числа второго порядка — другим. Одиннадцать — это десять синих палочек и одна желтая, двенадцать — десять синих и две желтые и так далее.

7. Рисуем палочками. Из палочек можно выложить на плоскости все, что угодно. Выложите из них дорогу, и ребенок с удовольствием будет катать по ней машинки. Выложите пешеходный переход, возьмите куколок и учите правила дорожного движения. С помощью палочек можно посадить на полу разноцветные цветы, нарисовать дома, машины, угловатых кошек или собак, птиц и рыб, человечков — все, что угодно. Чем больше палочек — тем интереснее. Такая игра прекрасно развивает воображение ребенка.

8. Палочки — конструктор. Для игры потребуются счетные палочки и пластилиновые шарики. Соединяя палочки с помощью пластилина, можно строить самые разные трехмерные фигуры. Развиваем не только воображение, творческое мышление и пространственное восприятие, но и знакомимся с геометрическими телами (куб, конус, призма).

9. "Логические цепочки". Выкладывание с помощью палочек логических цепочек с определенным ритмом помогает ребенку развивать сенсорное восприятие, внимательность, логическое мышление, понимание последовательностей. У этой игры может быть два варианта: либо вы выкладываете свою цепочку из палочек, а ребенок должен сам выложить такую же цепочку, как ваша, либо вы начинаете выкладывать цепочку с определенным ритмом и просите ребенка продолжить её (второй вариант, конечно, сложнее). "Ритмом" может быть меняющаяся последовательность цветов палочек или их расположения. Начинайте с самых простых цепочек, например, чередование желтой и зеленой палочек. Усложняйте постепенно задания. Можно менять расположение палочек, класть их горизонтально либо вертикально, при этом использовать различные цветовые сочетания.

10. Игрушки-заместители. Умение использовать в игровой деятельности предметы-заместители является необходимым элементом в развитии детской игры. Самый простой пример этого явления — ладошка, приложенная к уху и изображающая телефонную трубку. Ребенок может увлеченно возить по столу кусок хлеба, как машинку, кормить кукол кубиками-пирожными и стрелять указательным пальцем по невидимому противнику. Счетные палочки прекрасно вписываются в сюжетно-ролевые игры. Дети чаще всего представляют их ложками-поварешками и кормят ими кукол, бывает, палочки становятся малюсенькие автоматиками и ружьями, а из кучи палочек, положенных в игрушечную кастрюльку, можно сварить отличные спагетти.

1. «Мы — счетные палочки»

Цель: закреплять умение считать, развивать внимание, воображение, координацию действий.

Педагог собирает детей возле себя и показывает коробку счетных палочек. Предлагает с ними поиграть, но начать игру с превращения: «Мы с вами — счетные палочки. Будем ровненько стоять, прижав руки, как палочки в коробке. Когда я вас рассыплю, нужно разбегаться (но руки держать прижатыми). Затем я буду давать команду, по сколько палочек вместе складываться».

Игра начинается, педагог «собирает» палочки по 1, 2, 3, 4, 5.

2. «Выложим пиктограмму»

Цель: развивать логическое мышление, представление и восприятие, логическую память, внимание.

Материал: счетные палочки (1 коробка на каждого ребенка).

Педагог предлагает посмотреть, что такое пиктограмма и какие они бывают, обращая внимание детей на образцы пиктограмм.

Педагог объясняет, что пиктограмму можно выложить из счетных палочек, показывает образцы пиктограмм и предлагает сложить такие же. После этого можно дать другие задания: выложить без образца машину, флаг, чемодан и т. д.

Можно предложить детям подумать и выложить свою пиктограмму, объясняя, что за фигуру они сделали.

3. «Описание»

Цель: обогащать словарный запас; развивать волю, внимание; воспитывать усидчивость.

Педагог предлагает всем сесть в круг и, передавая друг другу палочку, сказать про нее какое-нибудь слово.

I вариант — какая она (прилагательные): белая, пластмассовая, гладкая, ребристая и т. д.

II вариант — что с ней можно делать (глаголы): складывать узоры, стучать, ковырять и т. д.

4. «Дворники»

Цель: развивать движения, воспитывать вежливость, развивать навыки действия в группе, внимание.

Материал: счетные палочки (желательно разных цветов) по одному набору всем детям.

Педагог рассыпает все счетные палочки по группе. Дети становятся вокруг и по сигналу взрослого начинают собирать счетные палочки в коробку. Если все они разного цвета, то дается задание наполнить коробку побыстрее. Если палочки одинаковые, то сначала предлагается собрать по 5 палочек, затем — по 10 палочек. При этом главное — не толкаться и не обижать друг друга.

Игру можно повторить несколько раз.

5. «Составим рассказ»

Цель: развивать речь, внимание, память, мышление, воображение.

Дети садятся в круг и, передавая друг другу палочку, составляют про нее рассказ, причем каждый говорит одно предложение. Начинает рассказ педагог: «Жила-была одна счетная палочка, и лежала она в коробке с остальными…».

Педагог может записать рассказ и потом прочитать его детям.

6. «Расслабление»

Цель: учить детей расслабляться, снимать лишнее напряжение.

Педагог говорит: «Вы сегодня играли со счетными палочками и сами ими были, давайте снова в них превратимся». Затем воспитатель берет каждую «палочку» — ребенка — и укладывает ровно друг за другом на пол. После этого воспитатель говорит: «Вот все счетные палочки наигрались, я их в коробку сложил(а). Теперь все палочки лежат спокойно, им тепло, уютно. Спою им колыбельную».



Предварительный просмотр:

Дети с ограниченными возможностями здоровья. «Развивая, обучаем!»

1 

Поташова И. и    Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Дети могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и  мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности. В связи с этим  необходима специальная коррекционная работа, направленная на восполнение пробелов в  развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Главными критериями нового стандарта дошкольного образования названы «социализация» и «индивидуальное развитие ребенка». Согласно требованиям Стандарта, должны быть созданы такие условия, при которых происходит полноценное развитие, а не обучение воспитанников. Создать такие  условия социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.   Речь не идет о «психологической готовности» к школе. Задача становится в несколько ином плане: развить механизмы личности ребенка, которые в перспективе и обеспечат ему успешное обучение в школе. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. «У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста». Требования Стандарта к профессиональной компетентности педагога акцентируют внимание на необходимости понимания ряда сложнейших понятий: «социальная ситуация развития», «личность воспитанников», «межличностные отношения», «мотивы и потребности», «мотивы и эмоции» и т.д.  Согласно требованиям Стандарта, педагог, должен во главу угла поставить личность ребенка с его недостатками и возможностями.

Речь идет о создании обучающей атмосферы, в которой у ребенка появится желание приобщиться к теме занятия, и как он сам будет это делать. Педагог должен  постоянно поддерживать желание ребенка, укрепляя и расширяя тем самым его «хочу». Кроме этого он должен передать ему средства и способы, необходимые для такого приобщения, усиливая его «могу». Иначе говоря, задача должна быть предъявлена воспитанникам в такой форме, чтобы дети захотели ее решать. Постановка задач на занятии должна служить цели развития мотива деятельности детей с ОВЗ как осмысленного побуждения для определенных действий: слушать, рисовать, конструировать и т.д. Такая мотивировка деятельности будет поддерживать интерес детей на протяжении всего времени занятия, создаст положительный эмоциональный настрой. У детей будет возникать чувство удовлетворения от самостоятельной  деятельности. Нельзя навязывать готовые формы, догмы, правила. Надо создавать ситуации, в ходе которых дети сами бы искали решение.

С этой целью  следует  включать в занятия, специально разработанные коррекционные задания и упражнения направленные на самостоятельный поиск решения детьми, дозированной, поэтапной помощи взрослого, отказываясь от репродуктивной деятельности.

Предлагаю несколько примеров коррекционных упражнений, из опыта работы:

1. Постановка проблемных заданий:

  • Тема «Овощи – фрукты»: На столе лежат два ярких шаблона: огурец и помидор. Перед детьми – «разрезанные» части этих шаблонов, смешанные в кучу.

Педагог ставит проблему: «Посмотрите на этот беспорядок, на порядок на моем столе и подумайте, что можно сделать? Что мы будем делать, кто сможет это сделать? Я думаю, здесь хватит работы всем, и даже мне».

  • Тема « Дикие животные»: Демонстрируется картинка лисы, у которой закрыты лапы. Под ней располагается  картинки, на каждой из которых изображены лапы животного: волка, собаки, кошки, лисы чернобурки. Выбираются лапы тех животных, которые трудно отличить от лап лисы.

2. Прием «Удивление»:

  • Тема «Транспорт»: В начале занятия достаю из конверта белые листы бумаги для каждого ребенка. Предлагаю взять простой карандаш и плотно заштриховать лист бумаги. И вдруг на пустом листе появляется картинка. И тут мы начинаем выяснять, у кого и что нарисовано. Так о чем, мы будем говорить на нашем занятии?

Дети не только получили заряд положительных эмоций, сами определили тему занятия, но и тренировали терпение, усидчивость,  развивали мелкую моторику

3. Отработка навыка пространственной ориентировки на основе знакомства с овощами, фруктами.

  • В ходе занятия не просто работаем над формой, величиной и цветом, а учим детей находить на шкафу красный помидор, а на книжной полке внизу — зеленый помидор; слева, в углу комнаты под стулом… и т.д. Что мы с вами нашли в классной комнате? О чем мы будем говорить на занятии?

4. Упражнения с одновременной опорой на несколько анализаторов:

Тема: «Дом»

  • Упражнение “Сложи картинку”. Каждому воспитаннику, с учетом его особенностей, дается задание: сложить разрезанную на 4-6 частей картинку с изображением дома (слуховой анализатор). Дети складывают картинку (работает аналитико-синтетическая деятельность, т.е. познавательная);
  •  Затем из цветовых полосок (10 штук полосок разного цвета) — выбрать ту, цвет которой соотносится с цветом дома на сложенной картинке (зрительный анализатор);
  • Определить номер своего конверта по цвету полоски для изготовления аппликации.

При такой постановке задач формируются мотивы деятельности детей с ОВЗ, в которую они включаются. У детей появляется понимание необходимости знаний, дети приобретают познавательный и практический опыт, развиваются мыслительные операции, отрабатывается алгоритм поведения, исчезает боязнь ошибок. А педагог получает возможность опосредованно, без видимой опеки направлять познавательную деятельность детей, избегая авторитарного давления на них. Следовательно, речь идет  не просто об этапах изучения определенных тем, а о развитии личности ребенка посредством формирования его мотивационной сферы.

Желаю успехов и творчества в вашей работе!

Литература:

1.Афанасьева Р.А. Воспитание и обучение детей дошкольного    возраста с нарушением интеллекта. – Иркутск.:2007.

2.Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. –   СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002.

3.Дружинина Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с   нарушениями  зрения. Методические рекомендации  [науч. ред. Л. А Дружинина]. —       Челябинск : АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.

4.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2004.

5.Монтессори М. Помоги мне это сделать самому. — М.: Карапуз,  2000.

6. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития./Под общей ред. С.Г. Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2003.

7.Худенко Е.Д., Дедюхина Г.В., Поташова И.И., Шоркина Т.Д., Барышникова Д.И.

Комплексная программа развития и социализации особого ребенка в семье – М.,             2012г.

Автор: Недосекина Наталя Александровна,

учитель — дефектолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Урок для Незнайки»

Цель: формирование обобщенного представления детей о зиме, о состоянии живой и не живой природы.Задачи: учить умению использовать модели в познавательной деятельности при установлении причинно-с...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей пятого года жизни "Такая разная одежда"

Непосредственная образовательная деятельность познавательно-эстетического характера в общеразвивающей группе  детей пятого года жизни.Цель: содействие становлению субъективно-ценностного отношени...

"Олимпийские зимние виды спорта" Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы

"Олимпийские зимние виды спорта"Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы ...

Статья "Развивая, обучаем"; Конспекты занятий по математике, по окружающему миру для детей 5-6 лет; консультация для родителей по использованию счетных палочек.

"Счетные палочки" - "Поиграй со мной":Счетные палочки широко известны и активно используются при обучении детей математике, развитии зрительного восприятия, мелкой моторики рук, синтеза, анализа, мысл...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в 1й младшей группы на тему «Домашние животные» с использованием сенсорной коробки «Ферма».

1.    Образовательная область: Познавательное развитие2.    Тема занятия: «Домашние животные»3.    Программное содержание:Образовательная задача: формирова...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей младшей группы «Ёжик в гостях у детей»

Занятие для детей младшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром....