Выступление педагога-психолога на родительском собрании 1 младшей группы"Адаптация -это серьёзно"
консультация (младшая группа)

Маркова Галина Николаевна

Адаптация приспособление организма к новым условиям. Умение родителей правильно реагировать на слёзы малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pedagoga.docx34.04 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление педагога-психолога

на родительском собрании 1 младшей группы

                                                                             педагог-психолог Маркова Г.Н.

                                                                             15.10.2024г.

Цель повышение компетентности родителей в воспитании детей младшего дошкольного возраста

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, скрывающее в себе много неизвестного, а значит и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни). Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит от знакомой и обычной для него семейной среды в среду детского дошкольного учреждения. Начальный период посещения детского сада очень сложен для детей.   Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода

легкая адаптация – ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель;

адаптация средней тяжести – в течении всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность беспокойность сна. Этот период длится 20 – 40 дней.

тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев. Ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки: грызение ногтей, сосание пальца. Это все надо пережить и нам (взрослым) в это время надо вести себя правильно.

 Отрыв ребенка от дома, от родных, от привычных условий – сильный стресс. Ведь малыш принимает эту ситуацию как лишение родительской любви, защиты и внимания.      Бывают ситуации, когда ваш малыш спокойно привыкает и в хорошем настроении уже остается в саду без вас. И тут приходит новичок и начинает рыдать, дети этого возраста эмоционально заряжаемы.  

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. В новой обстановке малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, стрессе, который не прекращается ни на минуту особенно в первые дни, в тот момент стресс можно по силе сравнить с разводом взрослого.
1. 
Эмоции ребенка. В первые дни пребывания в саду практически у каждого ребёнка сильно выражены отрицательные эмоции: от хныканья, «плача за компанию»до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (малыш боится неизвестной обстановки, боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу.) На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. Если ребенок успокаивается в течение некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке.
2. 
Контакты со сверстниками и воспитателем. Нужно помнить, что малыши 2-3 лет играют не вместе, а рядом друг с другом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.
3. 
Познавательная активность. Первое время познавательная активность бывает снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. В процессе успешной адаптации малыш постепенно осваивает пространство группы, его «вылазки» к игрушкам становятся более частыми и смелыми, ребенок начинает задавать вопросы познавательного плана воспитателю.
4. 
Навыки. Под влиянием новых внешних воздействий в первые дни адаптации к детскому саду ребёнок может на короткое время «растерять» навыки самообслуживания. Не волнуйтесь! Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только «вспоминает» забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.
5. 
Двигательная активность. Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые — неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Хорошим признаком успешной адаптации является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.
6.
 Сон. Если вы оставляете ребенка в саду на дневной сон, то готовьтесь, что в первые дни он будет засыпать плохо. Иногда дети вскакивают, или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.

7.Аппетит. В первое время у ребенка бывает пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей, со стрессовыми реакциями — малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита.
8. Зд
оровье. Стресс приводит к тому, что ребёнок слабеет, снижается сопротивляемость организма инфекциям и он может заболеть в первый месяц. Часто случается так, что причина простуд не медицинская, а психологическая. Один из известных механизмов психологической защиты так и называется - бегство в болезнь. Организм начинает демонстрировать удивительную ослабленность, с легкостью подпадает под любое отрицательное влияние, отказывается противостоять простуде. Обычно адаптация проходит за 3-4 недели, но случается, что она растягивается на 2-3 месяца.
1. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
2. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).


Психологические особенности детей 2-3 лет

             Показатели

                                              Характеристика

Ведущая потребность

Потребность в общении со значимым взрослым. Индивидуальное внимание взрослого человека.

Ведущая функция

Восприятие

Игровая деятельность

Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками

Отношение со взрослыми

Взрослый – источник помощи и защиты

Отношение со сверстниками

Сверстник малоинтересен

Эмоции

Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта

Способ познания

Действия с предметами; действия  по подражанию приятному взрослому

Объект познания

Окружающие предметы

Восприятие

Восприятие сенсорных эталонов (все хочется потрогать)

Внимание

Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другуюУдерживает внимание 5-10 мин.

Память

Непроизвольная эмоционально окрашенная информация); преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная (во время сна ребёнок всё что запомнил в течении дня переходит в долговременну память).

Мышление

Наглядно – действенное. Процесс познания мира происходит через реальные действия с предметами.

Воображение

Сущность воображения заключается в создании новых образов на основе существующих.

Условия успешности

Разнообразие окружающей среды; индивидуальное общение со взрослым

Новообразования возраста

Сенсорное (с помощью органов чувств) познание мира

Различают четыре степени тяжести адаптации:

1. Легкая адаптация: к 20 дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.

2. Адаптация средней тяжести: поведение восстанавливается через 1-2 месяца пребывания в саду. Замедляется активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.

3. Тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев) и тяжестью всех проявлений.

4. Сверхтяжелая адаптация: около полгода и более.

Наиболее эмоционально уязвимы при поступлении в детский сад дети с сильной привязанностью к матери и малым социальным опытом (отсутствие общения со сверстниками, контактов со взрослыми и т. п.) – это дети от 1 года до 3 лет. Для таких детей адаптация – это изнуряющий плач, отказ от всего, чем занимаются другие дети, рыдания при сборах на прогулку, подготовке к обеду.Семье ребёнка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьёзные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребёнка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, т. е. привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребёнка. Об окончании периода адаптации говорит бодрое, веселое, спокойное настроение в момент расставания и встречи с родителями, адекватное отношение к предложениям взрослых, умение не конфликтовать, а общаться со сверстниками, желание есть самостоятельно, доедать до конца положенную норму, спокойный дневной сон, ночной сон без пробуждения до утра.Исходя из всего вышесказанного, хочу обратиться к вам уважаемые родители с такой просьбой:

- Занимайтесь со своим ребёнком: т. е. учите его самостоятельно обслуживать себя .- Придерживайтесь дома того же режима дня, что и в детском саду .- Настраивайте ребёнка на детский сад только положительно.- Общайтесь с ребёнком, не отмахивайтесь от его вопросов. Сами наталкивайте его на разговор с вами. Беседуйте с ним как можно чаще! Проявите заинтересованность в своём ребёнке! И у вашего ребёнка не будет проблем в речевом и умственном развитии.

Известно, что готовых рецептов воспитания не существует, у каждого из вас свой ребенок, со своими особенностями. Как  действовать в той или иной ситуации решать только вам, но всегда важно понимать своего ребенка и слышать, что он хочет вам сказать. Речь ребёнка это его рисунок. Вам важно научиться  услышать своего ребенка в потоке огромной каждодневной информации.

И в конце хочется надеется, что мы будем закладывать фундамент доброжелательных отношений в детском саду и в родительских коллективах. Нужно сделать так, чтобы нашим детям в детском саду было хорошо и комфортно, интересно, чтобы им каждый день хотелось прийти сюда. Со временем все наладится. И в Ваших силах позаботиться о том, чтобы первая дорожка Вашего крохи не была чересчур ухабистой.

Возрастные страхи у детей 2 лет по А. И. Захарову:

  • Страх неожиданных звуков. Его испытывают 52% мальчиков и 52% девочек. 1
  • Страх одиночества12 Его испытывают 44% мальчиков и 34% девочек. 1
  • Страхи боли и уколов. В 2 года они выдвигаются на первый план. 1
  • Страх наказания со стороны родителей. Его испытывают 61% мальчиков и 43% девочек. 2
  • Страх животных. Прежде всего его испытывают девочки (43%), у мальчиков этот страх выражен слабее (22%). 2
  • Страх перед засыпанием. Особенно часто он встречается у мальчиков и связан с более частыми кошмарными сновидениями. 
  • Страх темноты, страх потери матери
  • 2-3 г. (ранний возраст). Развитие опережающих эмоциональных переживаний, предвосхищающих последствия опасной ситуации (или безопасной). Актуален страх темноты (ситуация, аналогичная одиночеству), формируются ночные страхи (волка, бабы Яги и др.)
  • Нелегко найти человека, который бы никогда не ис­пытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх — такие же неотъемлемые эмоциональные проявления на­шей психической жизни,   Но при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них меняется поведение челове­ка, он становится неуверенным в себе Подавляю­щее большинство страхов в той или иной степени обуслов­лены возрастными особенностями и имеют временный ха­рактер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохра­няются длительное время, то это служит признаком небла­гополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, не­правильном поведении родителей, незнании ими психи­ческих и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье.   Для того чтобы воздействовать на ребенка и помочь ему избавиться от страхов, родителям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет  Как предупредить страхи у де­тей и что предпринять,  
  •  
  • Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается опре­деленными физиологическими изменениями выс­шей нервной деятельности, что отражается на час­тоте пульса и дыхания, выделении желудочного сока.
  • По мере взросления  появляется травмирующий опыт  
  • Гораздо более распространены так называемые внушенные страхи. Их источник — взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки) которые непро­извольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок реально  
  •    
  •  

Страх также бывает реальный и воображае­мый, острый и хронический. Реальный и острый страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический — особенностями личности.

Как и человек на ранних ступенях своего социального развития, ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвест­ного, одушевляет предметы и сказочные персона­жи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно. у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлениям беспокойства и тревоги. У  родителей (после 30   дети более беспокойны, что отражает преимущественно тревожность матери.

Со временем все наладится. И в Ваших силах позаботиться о том, чтобы первая дорожка Вашего крохи не была чересчур ухабистой.

Ритуал прощания.

И в завершении своего выступления, я предлагаю: посмотрите на свои ладони и представьте на одной УЛЫБКУ на другой РАДОСТЬ.

И вот чтобы они не ушли от вас на протяжении всех лет взаимодействия с детским садом, их надо крепко накрепко соединить в аплодисментах. Спасибо!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания младшая группа «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста»

Цель: организация совместного интересного досуга  родителей.Задачи: способствовать сплочению коллектива  родителей группы. Формировать  позитивные  взаимоотношения  между роди...

Выступление учителя-логопеда на родительское собрание подготовительная группа (первое)

Первое родительское собрание после открытия логопедического пункта в детском саду....

Выступление учителя-логопеда на родительском собрание старшая группа

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании в старшей группе детского сада...

Конспект занятия педагога- психолога «Зима. Зимние забавы» 1 младшая группа

Занятие для детей 2-3 лет. Основная цель данного занятия формирование представление детей младшего дошкольного возраста о времени года зиме и зимних забавах....

Выступление на родительском собрании младшей группы по теме «Возрастные особенности»

Особенности развития детей младшего дошкольного возраста...

Развивающее занятие педагога-психолога "Домашние животные" с детьми младшей группы

Развивающее занятие закреляет представление детей о домашних животных, развивает память, вниманиее, мышление, социально-коммуникативные навыки....