Выступление учителя - логопеда на родительском собрании в группе младшего возраста (2-3 года)
консультация по логопедии (младшая группа)
"Приемы, стимулирующие развитие речи детей 2-3 лет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый вечер, уважаемые родители!
Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте, т.е. после года. Именно в этот период ребенка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность. Основное внимание уделяется воспитанию у малышей умения слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых.
К трем годам речь для ребенка становится не потребностью, а средством познания окружающего мира. Поэтому развитие речи ребенка в этот период существенно зависит от внимания и усилия родителей. Так как в этом возрасте у детей велика склонность к подражанию – это благоприятный фактор для развития активной речи.
Если ваш ребенок почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам и почти не рассматривает книжки с яркими картинками, то приемы, стимулирующие развитие его речи, окажут вам полноценную помощь.
1. Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими простыми предложениями, доступными восприятию малыша.
Например: «Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьет молоко».
- Параллельный разговор. Вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, вы как бы подсказываете малышу слова, выражающие его опыт.
- Провокация, или искусственное понимание ребенка. Этот прием состоит в том, что взрослый спешит притупить свою понятливость и временно становится «глухим» и «не понимающим». Например, если малыш, показывая на полку с игрушками, просительно смотрит на вас, дайте ему не ту игрушку, какую он хочет. Конечно же он будет возмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.
- Распространение. Продолжайте и дополняйте все высказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например, он говорит: «Суп», — вы же продолжаете: «Овощной суп очень вкусный», «Суп едят ложкой». Этим приемом вы постепенно подводите ребенка к тому, чтобы он овладевал более сложными языковыми формами, учился заканчивать свою мысль.
- Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость, способствует непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм и постепенно проникать в ее смысл.
- Выбор. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Уже к двум годам он вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставляется взрослыми: «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», «Тебе целое яблоко или половинку?».
- Продуктивные виды деятельности. Для многих своих мыслей и предложений ребенок не находит подходящих слов и выражает их другими способами — через рисование, лепку, аппликацию, конструирование. В этих видах деятельности развиваются не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности. Старайтесь любой рисунок малыша превратить в интересный рассказ, а рассказ - в рисунок, который можно неоднократно «прочитывать» и дополнять.
- Музыкальные игры. Малыши с удовольствием двигаются под музыку, подпевают, играют на шумовых музыкальных инструментах. Сначала ребенок проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Не переживайте — вскоре он начнет пропевать небольшие песенки целиком, искажая, возможно, некоторые слова. Пойте и вы с ним, но, в отличие от него, пойте ее правильно.
- Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Случайно ли это? В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети... До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.
Чтобы развить ручную умелость, а следовательно, и речевую активность ребенка, можно:
- запускать пальцами мелкие волчки;
- разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку;
- рвать на мелкие куски бумагу;
- сжимать и разжимать кулачки, при этом можно делать сжатый кулачок мягким (его можно легко разжать) и крепким;
- «ходить» по столу указательным и средним пальцами правой и левой руки (по очереди) сначала медленно, потом быстро;
- показать отдельно только один палец;
- махать в воздухе только пальцами;
- хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;
- собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались);
- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
- играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
- складывать матрешек, играть с вкладышами;
- рисовать рукой и пальцами в воздухе;
- играть с песком, водой;
- рисовать мелом, мелками, гуашью, углем.
На этапе становления речи для малыша так же очень важен эмоциональный контакт с окружающими его взрослыми. Чтобы чтение сказки для ребенка стало запоминающимся, предлагаю вам обыграть ее текст.
Во время чтения текста, взрослые озвучивают названных логопедом сказочных персонажей (репка: Вот я какая! дед : Так-так!; бабка: Вот-вот!; внучка: Да-да!: Жучка: Гав-гав!; кошка: Мяу-мяу!, мышка: Пи-пи-пи!).
Текст русской народной сказки «Репка!».
Посадил дед! репку!. Выросла репка! большая-пребольшая.
Стал дед! из земли репку! тащить: тянет-потянет, вытащить не может.
Позвал дед! бабку!.
Бабка! за дедку!, дедка! за репку!, тянут-потянут, вытащить не могут.
Позвала бабка! внучку!.
Внучка! за бабку!, бабка! за дедку!, дедка! за репку!, тянут-потянут, вытащить не могут.
Позвала внучка! Жучку!.
Жучка! за внучку!, внучка! за бабку!, бабка! за дедку!, дедка! за репку!, тянут-потянут, вытащить не могут.
Позвала Жучка! кошку!.
Кошка! за Жучку!, Жучка! за внучку!, внучка! за бабку!, бабка! за дедку!, дедка! за репку!, тянут-потянут, вытащить не могут.
Позвала кошка! мышку!.
Мышка! за кошку!, кошка! за Жучку!, Жучка! за внучку!, внучка! за бабку!, бабка! за дедку!, дедка! за репку!, тянут-потянут, вытянули репку!!!.
Спасибо вам, уважаемые родители!. Таким образом, вы можете обыграть любую сказку со своим ребенком!
Я надеюсь, что теперь вы будете чаще общаться со своими малышами. Особенно хочется обратиться к мамам – вы первые и самые важные учителя. С прошедшим праздником вас! И хорошего вам настроения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К выступлению учителя-логопеда на родительском собрании в подготовительной группе с ФФНР
Первичное родительское собрание в подготовительной группе с ФФНР"Система коррекционно-воспитательной работы в подготовительной группе с ФФНР в соответствии с ФГОС ДО"1 слайд Двойное поздравление с нач...
Презентация к выступлению учителя-логопеда на родительском собрании на тему"Что такое ОНР?"
презентация к родительскому собранию в старшей логопедической группе...
выступление учителя-логопеда на родительском собрании
выступление учителя-логопеда на родительскос собрании...
Выступление учителя-логопеда на родительском собрании "Роль семьи в преодолении дефектов речи"
Выступление учителя-логопеда на родительском собрании в Школе будущего первоклассника. Данная разработка подойдет учителям-логопедам при планировании работы с родителями....
Выступление учителя-логопеда на родительском собрании в начале учебного года.
Уважаемые родители!...
Выступление учителя-логопеда на родительском собрании ДОУ в начале учебного года + буклет (памятка) о выполнении домашних заданий учителя-логопеда
Выступление на родительском собрании ДОУ в начале года, на котором я рассказала о своей деятельности по исправлению речевых нарушений у детей и о правилах работы в домашних логопедических тетрадях. За...
Выступление учителя-логопеда на родительском собрании в начале учебного года
В статье представлена речь учителя-логопеда на родительском собрании в начале учебного года...