цикл наблюдений сентябрь подготовительная группа
картотека по окружающему миру (подготовительная группа)

Облова Алена Сергеевна
 

Методическая разработка на тему: "Картотека прогулок в подготовительной группе" сентябрь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sentyabr.docx36.41 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение со 2 сентября по 29 сентября

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Наблюдение за живой природой

(растения, кусты, цветы, травы)

Наблюдение за живой природой

ивотные)

Наблюдение за неживой природой

Наблюдение за социальными явлениями( труд взрослых, за техникой, за одеждой)

понедельник

Наблюдение№1

Тема: «До чего же хороша, выросла рябинка»

Цель: продолжать наблюдение за рябиной осенью, учить выделять отличительные особенности листьев рябины

Вопросы: Как оно называется?

Какие части рябины вы знаете?

Чем это дерево отличается от других?

Какого цвета и формы листья у рябины?

Что можно сказать о внешнем виде этого дерева?

Можете объяснить, почему, за что считают рябину красавицей?

А что мы видим на рябине кроме листьев?

Словарная работа: разноцветный убор, гроздь, пурпурный, резной ,рябина, ягоды, семена, плоды, сладкая, не дозрела.

Художественное слово: Загадка:

Стоит в парке деревце,

Под ветром легко гнется,

Кисти ягод горят,

 И птицы к ним летят.

 Кто догадается,

Как деревце называется?

Примета: «В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало – сухая»

Преемственность в деятельности:

Рисование: «Рябина»

Наблюдение№6

Тема: Наблюдение за голубями

Цель: уточнить и расширить представления детей о голубях.

Вопросы: Какие птицы чаще всего прилетают на участок? Где они живут? Что они любят клевать? Кто их кормит? Где живут голуби?

Словарная работа: серебристый, сизый.

Художественное слово: Загадка: Гули-гули прилетайте,

Крошки хлеба подбирайте.

Как же птицу величают,

Символ мира называют?( Голубем

Преемственность в деятельности:

Лепка : голубь

Наблюдение№11

Тема: За солнцем ( световой день)

Цель: формировать понятие о том, что для жизни на Земле нужно солнце; установить связь между летним и осенним световыми днями.

Вопросы:  Посмотрите, ребята, на небо. Что вы видите? Какое солнце? На что солнце похоже?  Какая сегодня погода? В какое время дня тень самая короткая? В какое время года самый длинный световой день?

Словарная работа: световой день, тень, длиннее, короче, солнце ниже, измерение тени 

Художественное слово: 

Дни стали короче,

Длиннее стали ночи,

Урожай собирают,

 Когда это бывает?

Преемственность в деятельности:

П/И «День и ночь»

Наблюдение№16

Тема: Наблюдение за трудом дворника 

Цель: Способствовать развитию у детей знаний о труде взрослых через структурные компоненты прогулки.

Вопросы: Что делает дворник ?

– Какие орудия труда он использует для своей работы?

– Какую работу выполняет дворник осенью?

– Нужна ли работа дворника людям и природе? Как мы можем помочь дворнику?

Словарная работа: дворник, грабли, лопата, метла.

Художественное слово: загадка:

Он с утра пораньше встанет,

Веник в руки возьмет,

И дорожки подметёт.     Кто это?

Преемственность в деятельности:

Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?»

вторник

Наблюдение№2

Тема: «Рябина золотой осенью»

 Цель: Воспитывать у детей умение любоваться красотой окружающих деревьев, желание беречь эту красоту.

Вопросы: Ребята, как называется эта пора осени?  Какого цвета листья на ней? Какое чувство вызывает эта картина у вас?

Обобщение ответов детей: золотой осенью листья рябины окрашены в пурпурно-оранжевый цвет и, вместе с яркими гроздьями алых ягод, создают прекрасную картину. Рябина золотой осенью вызывает у нас чувства радости, восторга и красоты природы.

Словарная работа: золотая осень, пурпурно-оранжевый, алые гроздья ягод.

Художественное слово:

«Рябина» И. Токмакова.

Красную ягодку мне дала рябина

Думал я, что сладкая, а она как хина.

Толи эта ягодка просто не дозрела,

Толь рябина хитрая пошутить хотела?

Преемственность в деятельности:

Аппликация: лист рябины

Наблюдение№7

Тема: Наблюдение за голубями.

Цель: закреплять представления о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними).

Вопросы: - Кто часто прилетает к нам на участок?

- Откуда ни к нам прилетели?

- Где они живут?

- Что они любят клевать?

Словарная работа: голова, туловище, крылья, лапки, хвост, крошки, зерно.

Художественное слово:

Е. Шендрик
Стая диких голубей
Пронеслась со свистом.
Небо стало голубей
Там, где было мглистым.

Преемственность в деятельности:

Лепка «голубь»

Наблюдение№12

Тема: Наблюдение за восходом солнца через «Волшебные стеклышки»

Цель: Уточнить знания детей о том, что осенью солнце светит, но почти не греет. Продолжать учить детей наблюдать, любоваться природными явлениями.

Вопросы: В какие игры можно поиграть с солнышком?

Можно ли смотреть на солнце и когда? Ребята, кто знает в какой стороне солнышко утром. Какой сегодня день, ясный или пасмурный?   

Словарная работа: восход, восток, яркое, белое, «режущее» глаз, заря, горит лучик, солнечный зайчик, сумрачно, не греет, прохладно

Художественное слово: 

Лучик солнца я поймаю

Зеркальцем своим

И в зайчишку превращая

Поиграю с ним.

Приметы:

   Если на западе облака, а при восходе солнца они разбегаются - будет сухая погода. 
    Если утром небо облачно, а при восходе прояснеет, в тот день дождя не будет.
Если солнце при восходе, кажется несколько больше обыкновенного - нужно ждать дождя. 

Преемственность в деятельности:

Игра с зеркальцем «Поймай солнечного зайчика»

Наблюдение№17

Тема:

Цель:  активизировать познавательную деятельность, развивать умение видеть целесообразность трудовых действий, учить оценивать результаты труда; продолжать воспитывать уважение к труду взрослых; воспитывать желание приходить на помощь окружающим.

Вопросы: С какой целью обрезают ветки у деревьев и кустарников? Кто обрезает деревья?

- Какие ветки он обрезает и чем? Почему профессия называется – дворник?

Словарная работа: секатор

Художественное слово: 

Встанет дворник на заре,

Все очистит во дворе

И кусты обрежет сам.

Красота на радость нам!

Преемственность в деятельности:

«Помочь дворнику собрать сухие листья»

Среда

Наблюдение№3

Тема: «Рябина - птичья кормушка»

Цель: знать о том, какую пользу приносит рябина птицам в холодное время года; воспитание у детей интереса и доброго отношения к птицам и природе.

Вопросы: Ребята, посмотрите, что мы видим на земле? Откуда взялись эти ягоды? (их уронили птицы). Как вы думаете, какие птицы побывали на нашей рябинке?

Словарная работа: дрозд, дрозды-рябинники, объедены, склеваны, сжеваны, гроздья.

Художественное слово:

 Прилетает в гости к ней Стайка алых снегирей, По ветвям они снуют, Красны ягодки клюют. (Рябина )

Приметы: много рябины – к дождливой осени и сильным морозам зимой; мало рябины – к сухой осени.

Преемственность в деятельности:

Лепка: Гроздь рябины

Наблюдение№8

Тема:

Цель: закреплять представления о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними).

Вопросы:  Где они живут? Кто их кормит?  Как называется домик, где живут голуби?  Голуби перелетные или зимующие птицы?

Словарная работа: маховое, пуховое ,нахохлившись

Художественное слово: 

Загадка.
Известно с давних нам времён,
Что эта птица – почтальон.

Голуби, голуби-
Раз, два, три.
Прилетели голуби – сизари.
Сели и нахохлились у дверей.
Кто накормит крошками сизарей.

Преемственность в деятельности:

Аппликация «Голубь»

Наблюдение№13

Тема: «Солнце — источник тепла и света»

Цель: формировать представление о том, что Солнце является источником света и тепла.

Вопросы: Что нужно для роста растений, животных? Что дает солнце? Что вы ощущаете, когда обращаете лицо к солнцу? Можно ли на него смотреть прямо, не больно ли глазам?

Словарная работа: на востоке, на западе

Художественное слово:  Ирины Дарниной

Наше солнышко вернулось,

Будет всем сиять теперь…

Всё на свете встрепенулось,

Открывайте, люди, дверь!

К нам тепло теперь прольётся,

Всех улыбкой одарит

Так люблю, когда смеётся,

Солнце с нами говорит…

Преемственность в деятельности:

Аппликация «Осеннее солнце»

Наблюдение№18

Тема:

Цель: продолжать наблюдения за работой дворника;  воспитывать интерес и уважение к работе дворника; прививать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к окружающей среде.

Вопросы:

Словарная работа:

Художественное слово: Ветер с листьями играет,

Листья с веток обрывает,

Листья желтые летят

Прямо на руки ребят.

Преемственность в деятельности:

Четверг

Наблюдение№4

Тема: «Рябина во время листопада»

Цель: углубить и обобщить представление детей о подготовке деревьев к зиме.

Вопросы: Ребята, какие изменения произошли с нашей рябинкой и с другими деревьями? У различных деревьев листья опадают постепенно с разных частей веток и в разное время. А что у нас сейчас под ногами? Откуда появился этот ковер? Что же случилось с рябиной, она такая же, как была? А что произошло с ягодами?

Словарная работа: листопад, гроздья, пурпурно-красный.

Художественное слово: Прочитать стихотворение Н. Меркушова:

Я по парку погуляла, Где заря растёт узнала. Поглядела вверх - она Сразу стала мне видна! Ярко ягодки горят, На меня они глядят! Что за чудная картина?- Это дерево - рябина!

Преемственность в деятельности: Сказка «Рябинка» Я.Тайц.

В завершении наблюдения делается вывод: Когда с деревьев опадают листья, это явление называется листопад, так начинается период, который называется золотая осень природы. В это время деревья сбрасывают листья, образовывая вокруг себя золотой ковер. На ветках рябины остаются ягоды, которые привлекают нас своей красотой и служат кормом для птиц.

Наблюдение№9

Тема:

Цель: воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе.

Вопросы: Как выглядит голубь, что у него есть? Какого размера голубь? Какого окраса голубь? Как поет голубь?

Словарная работа: воркует

Художественное слово:

Преемственность в деятельности:

Наблюдение№14

Тема: Наблюдение за солнцем

Цель: продолжить знакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня».

Вопросы: как грело солнце летом?

Почему?

В какой одежде мы ходили?

Как можно отдыхать летом?

Как светит солнце осенью?

Как сейчас одеты люди?

Словарная работа: Стало раньше темнеть, идем домой, солнечная

Художественное слово:

Солнце землю осмотрело,

Каждый луч оставил след.

В мире нет важнее дела,

Чем дарить тепло и свет.

В. Нестеренко

Загадки

Светит, сверкает,

Всех согревает.     (Солнце)

Преемственность в деятельности:

Подвижная игра: «Солнышко и дождик».

Наблюдение№19

Тема: Наблюдение за работой дворника

Цель: расширять представления детей о работе дворника, подчеркивая значимость труда для всех; рассмотреть орудия труда, рассказать об их целевом назначении;

Вопросы: - Для чего нужна и как важна профессия «дворник»?

-В чем заключается работа дворника в осеннее время года?

-Какие орудия труда и для чего использует в своей работе дворник?

- Как мы можем помочь дворнику?

Словарная работа: трудолюбивый

Художественное слово: 

Каждый месяц, ежедневно

Не представить нам без вас

Чистые вокруг дорожки,

Что вы чистите для нас.

Снега, льда, опавших листьев,

Ну, и ветра иль жары —

Не боитесь вы нисколько,

Людям вы помочь должны.

Преемственность в деятельности:

 «Поможем дворнику»: уборка участка от веток, камней, сухих листьев.

пятница

Наблюдение№5

Тема: Сравнительное рассматривание рябины и берёзы

Цель: отличать рябину от другого дерева — березы, видеть отличия и общие признаки, характерные для всех деревьев

Вопросы: Рассмотреть деревья, уточнить их строение, в чем сходство деревьев? Какие характерные особенности березы вы знаете? Какие характерные особенности рябины вы знаете? Что общего есть у этих деревьев? Какие условия необходимы для их роста? Почему мы так быстро узнаем рябину среди других деревьев?

Словарная работа: гроздь, сережки, питаются

Художественное слово: «Рябина» И. Токмакова.

Красную ягодку мне дала рябина

Думал я, что сладкая, а она как хина.

Толи эта ягодка просто не дозрела,

Толь рябина хитрая пошутить хотела?

Преемственность в деятельности:

«С какой ветки детки?»

Дети собирают листья клена, тополя, березы, рябины, дуба. Обговаривают их форму окраску и т. д. Воспитатель показывает лист и спрашивает, с какого он дерева. Дети должны подбежать к загаданному дереву

Наблюдение№10

Тема:

Цель: продолжать закрепление знаний о птичьем мире; уточнять, чем питаются и где живут птицы, как человек ухаживает за ними, формировать знания об общих признаках птиц, учить видеть особенности в их строении.

Вопросы:  Голубь — перелетная птица?  Какую пользу приносят голуби? Где они вьют свои гнезда?

Почему голубя называют почтальоном?

Словарная работа: удлиненный, прилегают, металлическим оттенком

Художественное слово: 

Голуби, голуби, глупые птицы,

Что вам на месте никак не сидится?

Хотим вас погладить — вы убегаете,

Хотим вас догнать — вы улетаете.

Что вы боитесь нас, глупыши?

Мы же совсем ещё малыши!

Преемственность в деятельности:

Подвижная игра «Догони голубя».

Цель: совершенствовать ловкость, быстроту (бежать по сигналу, не оглядываясь назад).

Наблюдение№15

Тема: Солнце в гости к нам пришло

Цель: расширить знания о солнце

Вопросы: Что нужно для роста растений, животных? Что дает солнце?

Что можно сказать про солнышко, какое оно? Что будет, если Солнце внезапно погаснет?

Словарная работа: ласковое, доброе, лучистое, желтое, красное, яркое, теплое, жаркое, огненное

Художественное слово: Загадка: Среди поля голубого – Яркий блеск огня большого. Не спеша огонь тут ходит, Землю-матушку обходит, Светит весело в оконце. Ну, конечно, это… (солнце)

Преемственность в деятельности:

Чуковский К. И. «Краденое солнце»

Наблюдение№20

Тема: «Была бы охота — будет ладиться работа»

Цель: создание условий для закрепления знаний детей о профессии «дворник» посредством проведения прогулки.

Вопросы: Какое время года? По каким признакам это можно определить?

Почему дворник убирает листву с дорожек?

Словарная работа: на заре

Художественное слово: В. Степанова:

Встает дворник на заре,

Крыльцо чистит на дворе.

Дворник мусор уберет

И дорожки разметет.

Преемственность в деятельности:

Дидактические игры: 

«Что делает»? - описать работу дворника. Цель: научить подбирать глаголы к существительному «дворник». 

«Подскажи словечко» Цель: подбор прилагательных, характеризующих ветер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Огород круглый год . Цикл наблюдений в старшей группе ДОУ

Огород  круглый год . Цикл наблюдений в старшей группе ДОУ...

Цикл наблюдения для старшей группы

Цикл наблюдения за хомячком для старшей группы....

Цикл наблюдений для подготовительной группы за зимующими птицами

В цикл входит 6 наблюдений за зимющими птицами....

Цикл НОД в подготовительной группе « Знакомство с нашей Планетой». Интегрированное занятие Страна восходящего солнца»

Одно занятие из цикла по ознакомлению детей подготовительной группы с Японией, ее основными традициями....

Цикл занятий в подготовительной группе по патриотическому воспитанию . "Наша Родина -Россия!"

Цикл занятий в подготовительной группе по патриотическому воспитанию ....

Конспект НОД познавательного цикла для детей подготовительной группы "Открываем супермаркет".

Дети в игровой форме познакомятся с профессиями в супермаркете....