Цикл наблюдений Весна (средняя группа)
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

 Кудрицкая Тамара Вадимовна

Цикл наблюдений Март, Апель, Май 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mart_nablyudeniya_7gr.docx44.17 КБ
Файл aperel_nablyudeniya_7_gr.docx49.25 КБ
Файл may_nablyudeniya_7_gruppa.docx49.4 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдения на Март средняя группа.

день

  1. неделя
  1. неделя
  1. неделя
  1. неделя

Живая природа –мир растений

Живая природа –мир животных

Неживая природа

Социальные явления

Понедельник

Прогулка  № 1 Наблюдение за дубом

Цель: познакомить детей с деревом дуб, дать первоначальные представления об особенностях дуба

Ход наблюдения Дуб - могучее, крепкое дерево, символ мужества, огня, молнии., Его мощный ствол покрыт коричнево - серой плотной, крепкой корой, листья овальной формы, с волнистым краем, кроме листьев у дуба есть желуди. Живут дубы очень долго. Чем старше дерево, тем глубже трещины. Не случайно из него строили прочные крепости.

Вопросы: Какое это дерево? Как оно называется? Какие у него семена? Разобрать с детьми строение дерева. Из чего состоит дерево.

Словарная работа: дуб, ствол, ветки, жёлуди

Художественное слово:

загадка «Величавый и могучий,

Он растёт на склоне кручи,

Зубчатой своей листвой

Укрывает в летний зной,

А когда наступит осень,

Жёлудь в дар он нам приносит».

басня Ивана Крылова «Свинья под Дубом»

Примета: Упавший под ноги жёлудь – к успеху.

Методы и приемы:

 ТРИЗ: «Хорошо – плохо». Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование «Дубок»

Прогулка № 6 «Наблюдение за кошкой»

Цель: расширять представление о характерных особенностях кошки.

Ход наблюдения Кошка живет рядом с человеком. Он за ней ухаживает. Кошка большая и пушистая. На голове у нее уши, большие глаза, которые в темноте светятся, длинные усы. У нее четыре лапы с мягкими подушечками. Поэтому она может очень тихо ходить и неслышно подкрадываться. Кошка умеет лазать по заборам и деревьям с помощью острых когтей. А еще у кошки длинный красивый хвост. Она любит Молоко, ест рыбу и мясо.

Вопросы: Где живет кошка?  Кто ухаживает за ней?  Как выглядит кошка, каковы ее повадки? Чем питается?

Стихотворение.

Острые ушки,

На лапках подушки.

Усы, как щетинка,

Дугою спинка.

Днем спит, на солнышке лежит,

Ночью бродит, на охоту ходит.

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности)

Аппликация «Кошка»

Прогулка № 11 Наблюдение «Пришла весна»Цели: формировать представление о марте как о месяце пробуждения природы: развивать умение замечать новые изменения в неживой природе.

Ход наблюдения Обратите внимание на таяние снега вокруг деревьев. Почему это происходит? У деревьев более высокая температура, чем окружающий воздух, так как их кора быстрее нагревается на солнце, поэтому снег у стволов начинает таять быстрее, чем на открытом пространстве. Почему это явление не наблюдалось зимой? Как изменилась погода?

Приметы: дым от трубы идет вверх - к морозу; северный ветер к ночи стихает.

Поговорки и пословицы: весенний день целый год кормит; где ласточке ни летать, а к весне опять прибудет. Стихотворение.

ВЕСНА

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

А. Плещеев

Загадки.

По синему небу

Белые гуси плывут. (Облака.)

 

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.    (Облака.)

Методика ТРИЗ: Что будет, если…      Цель: на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.

Прогулка № 16

Наблюдение за дворником

Цель: продолжать наблюдения за работой дворника, воспитывать позитивное отношение к труду

Вопросы: Где ещё, кроме детского сада, вы видели дворника? Кто был – мужчина или женщина? Что он делал?

Словарная работа: дворник, метла, лопата, помогать

Художественное слово:

О-В. Скобелкина «Шур-шур-шит с утра метла…»

Методы и приемы:  ТРИЗ «Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование «Метла дворника»

Вторник

Наблюдение №2 Наблюдение за дубом

Цель: продолжать знакомить детей с деревом, вызвать заботливое отношение к деревьям.

Ход наблюдения. Дуб царь лесов. Это символ надежности. Его часто сравнивают с тремя богатырями: Ильей Муромец, Добрыней Никитич, Алешей Папович. Лес,где растет только дуб, называется дубрава.

Вопросы:  Как человек использует жёлуди?  А если дуб растёт в лесу, где человек не ходит, кому нужны жёлуди? Зачем? Как человек использует кору дуба?

Словарная работа: жёлудь, древесина, дубовая кора

Художественное слово: стих-е И. Токмаковой «Дуб дождя и ветра вовсе не боится», Н. Нехаева «Из жёлудя вырос дубок молодой»,

Примета: Дубрава шумит к непогоде. Распускается дуб – пора сеять горох.

Методы и приемы:  ТРИЗ Игра «Кто я?»
Цель: развивать умение по одной части называть как можно больше объектов живой
природы.
Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Аппликация «Желуди на веточках»

Прогулка №  Наблюдение за живым объектом – кошкой

Цель: продолжать учить замечать живые объекты во время прогулки; уточнить части тела кошки ( голова, мордочка, усы, хвост, лапки, на лапках царапки- когти).

Ход наблюдения. Внешний вид – пушистая, мягкая, теплая. Что умеет делать кошка- ходит, любит ловить мышей, мяукает, лакает молоко, когда её гладят- кошка мурлыкает, на солнышке лежит – греется.

Формировать доброе отношение к животным.

Художественное слово:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы –

Удивительной красы.

Глазки смелые,

Зубки белые

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование «Кошечка»

Прогулка№ 12 «Наблюдение за настом»

Цели: формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весны в неживой природе; продолжить знакомить со свойствами снега; воспитывать интерес к весенним наблюдениям.

- Назовите цвет снега. Где находится снег более темного цвета? Появление твердой ледяной корки - наста - на пригретых солнцем снежных сугробах. Сравните свои следы на рыхлом снегу и на насте. (Разница в плотности снега.) Что происходит со снегом при изменении температуры воздуха?

Приметы: если весной снег тает быстро, а вода бежит дружно - к мокрому лету; ранняя весна - летом много непогожих дней.

Поговорки и пословицы: на весну надейся, а дрова запасай; весенний лед толст, да прост; осенний тонок да цепок.

Стихотворение.

ВЕСНА

Зима недаром злится,

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Ф. Тютчев

Загадки.

Жил я посреди двора, где играла детвора,

Но от солнечных лучей превратился я в ручей. (Снег.)

Опыт «Определение плотности снега».

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Аппликация «Весна»

Прогулка №17

Наблюдение за тем как старшие дети помогают  дворнику

Цель: воспитывать уважение к труду других людей, вызвать желание помочь дворнику.

Вопросы Что делает дворник ? Чем помогают дворнику другие дети? Что они делают? Как мы можем помочь дворнику?

Словарная работа: лопата, метла, грабли, мусорные мешки

Художественное слово:

Он проснется на заре,

Снег расчистит во дворе

Все дорожки подметёт

И песком посыплет лёд.

Стих-е Н. Самоний «Дворник или уважайте труд людей!»

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности)

Рисование «Лопата и метла дворника»

Среда

Прогулка №3 Экскурсия по территории детского сада.

Цель: Воспитывать бережное отношение к природе . Расширять знания детей о дубе, расширять экологический словарь. Закрепить знания детей о правилах поведения в лесу. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброе отношение к деревьям.                                                         Ход наблюдения: рассмотреть деревья на территории детского сада. Спросить, чем дуб отличается от березы. Попросить показать ствол растения ветки, кору. Отметить что ствол у березы и дуба отличаются толщиной и цветом. Ветки тоже у дуба более толстые, чем у березы.

Художественное слово. Загадка:

Стоит Алена — платок зеленый,
Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза.)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырост,

Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Стихотворение:
Физминутка «Дуб»

На поляне дуб зеленый

Потянулся к небу кроной.

Он на ветках среди леса Щедро желуди развесил. А внизу грибы растут,  Их так много нынче тут .

Не ленись и не стесняйся,

За грибами наклоняйся!  Вот лягушка поскакала. Здесь воды ей,видно,мало.

И квакушка бодро скачет

Прямо к пруду, не иначе!

Ну а мы пройдем немного. Походили, порезвились

И на травку опустились.

Прогулка № 8  Наблюдение за кошкой на участке

  • Цель: уточнить представления о домашних животных, познакомить с кошкой, учить выделять особенности внешнего вида, познакомить с особенностями поведения, закрепить особенности внешнего вида и поведения кошки. 

Ход наблюдения Кошка спит, свернувшись клубком. Просыпается — зевает, выгибая спинку, потягивается, садится и начинает умываться. Становится на задние лапы точит коготки о палку. Подходит к блюдцу и принимается лакать молоко. Снова умывается, почёсывается, подходит к хозяину и мурлычет, трётся головой и выпрашивает лакомый кусочек, играет с клубком, или бумажками от конфет. Кошки бывают разные: белые, чёрные, трехцветные

Художественное слово

Серенькая кошечка
Села на окошечко,  (дети приседают на корточки)
Хвостиком махала  (показывают рукой хвостик)
Деток поджидала.

Где ж мои ребятки,  (дети встают)
Серые котятки?  (Пожимают плечами)
Спать пора ребяткам. (Кладут руки под голову, как будто засыпают.)

Вопросы: Какая кошка?

Как передвигается?

Чем она питается?

Где зимует?

Как она кричит?

Словарь: лакает, пушистая, шелковистая, смешные, несмышленые, интересные, точит коготки.

Прогулка№ 13

«Наблюдение за сосульками»

Цель: обобщать и углублять представления о весне по существенным признакам (неживая природа).

- Посмотрите, как под крышами висит красивая бахрома сосулек, которые днем падают, разбиваются на прозрачные ледяные осколки. Почему днем они тают? Почему сосульки тают не со всех сторон крыши? Расскажите детям о мерах безопасности весной.

Приметы: если на крышах образуются длинные сосульки - весна будет затяжной; облака черные, низкие, движутся быстро - ненастье сохранится.

Поговорки и пословицы: февраль воду подпустит, март подберет (о заморозках); как в марте мороз ни скрипуч, да не больно жгуч.

Стихотворение.

Отшумели все метели, и морозы не трещат,

С крыш закапали капели, и сосульки в ряд висят.

В. Алферов

Загадка.

Кто там с крыши надо мною нависает в холода?

У кого это с весною с носа капает вода? (Сосулька.)

Опыт «Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры».

Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Прогулка № 18 Экскурсия по территории детского сада

Цель: продолжать наблюдения за работой дворника, воспитывать позитивное отношение к труду

Вопросы: Предложить обойти здание детского сада и посмотреть в каких местах есть мусор – сломанные ветки деревьев и кустарников, оттаявшие ненужные предметы. Как считаете, кто мог здесь намусорить? Как вы думаете, нужно убрать это? А кто это будет убирать? Обратить внимание на то, что дворник следит за порядком и чистотой не только на участках, но и на всей территории детского сада.

Словарная работа: следить за порядком, чистота, подбирает мусор.

Художественное слово:

Загадка «Он с утра пораньше встанет, Веник в руки возьмёт,

И дорожки подметёт»

Методы и приемы:  ТРИЗ «Хорошо – плохо».

Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Четверг

Прогулка№ 4 Наблюдение за березой.

Цель: продолжать знакомить детей с деревьями, рассказать, почему деревья не мерзнут .

Ход наблюдения:

Ребята послушайте загадку!

Стало солнышко теплей,

Зажурчал в лесу ручей,

Вся природа расцветает

Время года кто узнает? (весна)

Правильно, это весна. А мы с вами сейчас понаблюдаем за одним очаровательным деревом, за каким именно, узнаете, если отгадаете еще одну загадку:

Художественное слово:

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки

К низу веточки спускаются,

А на веточках сережки. (Береза)

Да ребята, вы правильно сказали, это- береза.

ТРИЗ «Хорошо – плохо». Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Прогулка № 9 Наблюдение за кошками

Цели: расширять представление о домашнем животном – кошке.
развивать наблюдательность, внимание.
 
воспитывать желание заботиться о животных.

Ход наблюдения Кошка – домашнее животное, живёт с человеком, залезает на колени, мурлычет. Человек её любит, заботится о ней, разговаривает с ней, угощает молоком.

Художественное слово:

Острые ушки, на лапках – подушки.
Усы, как щетинки, дугою спинка.
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.
Молоко пьёт, песенки поёт.
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт.

Вопросы:  Кто из животных живёт с человеком дома? Что есть у кошки и как она ходит? Скажите,  у  кого есть кошка дома? Как зовут ваших кошечек?

Словарь: кошка мягкая, пушистая, домашняя, хозяин.

Методика ТРИЗ: Игра «Дерево, птица, насекомое, дикое и домашнее животное»
Цель: развивать умение классифицировать объекты живой природы.
Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Аппликация «Домик для кошечки»

\

Прогулка № 14  «Наблюдение за первыми проталинами»

Цели: развивать умение находить первые признаки весны в окружающей природе; устанавливать связи между изменениями в неживой природе и положением солнца; развивать наблюдательность, умение анализировать.

- Сегодня будем наблюдать за таянием снега в разных местах на территории детского сада. Покажите места, где снег и лед тают быстрее. Это - первые весенние проталины. Они появляются там, где солнце лучше прогревает снег, он тает.

Приметы: когда весной снег тает быстро, а вода бежит дружно - к мокрому лету; дождливый март - к неурожаю.

Поговорки и пословицы: март весне брат и зиме не рад; в марте рано затает - долго не растает.

Стихотворение.

ВЕСНА

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под ее ногами.

Черные проталины на полях видны:

Верно, очень теплые ноги у весны.

Загадки.

Не драгоценный камень, а светится. (Лед.)

Прогулка №19

Наблюдение за  тем что умеет дворник?

Цель: расширять знания о труде дворника, развивать связную речь

Вопросы: Как вы думаете, кто приходит первым в детский сад? Зачем? А зачем он прибирает участки, территорию? Чем каждый из нас может помочь дворнику? Составить последовательность действий дворника при уборке территории.

Словарная работа: расчищать, привести в порядок, территория, подметает, убирает мусор

Художественное слово:

1. Дворник до рассвета встал,

На рассвете подметал,

И когда проснулся дом,

Было чисто всё кругом.

2. «Он главный начальник

У нас во дворе…»

Методы и приемы:

 ТРИЗ «Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Пятница

Наблюдение № 5 Наблюдение за березой

Цель: продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения (появления почек, сережек, сока), связанные со временем года (весной), закрепить знания о строении дерева (белоствольная, с сережками), его характерных особенностей (сок, дающий пользу).Ход наблюденияБереза –очень высокое дерево, ствол у нее белый, за это народ, ласково ее прозвал белоствольной, какая береза? давайте вместе скажем- Белоствольная. А трещинки на стволе называют чечевичками. Давайте вместе повторим- чечевички. Через эти чечевички береза дышит. Весной береза сбрасывает верхний слой бересты, кора становится гладкой и шелковистой. Ребята, подойдите, потрогайте, ствол. Какой он? (Гладкий). Художественное слово.

По коре сочатся слезы

Плачут белые березы

Заиграл в березах сок

И по их стволу потек.

Вопросы: Скажите, рядом с нашим участком растет береза? Давайте подойдем к ней.

Беседа около березы.

Встаньте пожалуйста, так чтобы всем было видно. (вокруг березы)

-Какое это дерево? (Береза)

- Какие части дерева вы знаете? (корни, ствол, ветки, почти, листья)

Какого цвета ствол у березы? (белый, с черными пятнами)

Исследовательская деятельность.

Раскопать глубокий снег. Под снежным покровом найти маленькие зеленые растения с прижатыми к земле слабенькими листьями.

 Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование «Березка»

Прогулка№ Наблюдение за поведением кошки. Цель: Продолжать знакомить с домашними питомцами, их поведением, повадками; способствовать умению любоваться их красотою, гибкостью и ловкостью; учим делиться впечатлениями от общения с природой, развивать разговорную речь.

Ход наблюдения:

Художественное слово: У котенка шерстка гладкая

И она, наверно, сладкая,

Потому что Васька рыжий

Часто - часто шерстку лижет.

Р. Селянин.

Вопросы: Как называются детёныши кошки? Какими рождаются котята? Что делают котята в первые недели жизни? Как кошка заботится о своих котятах?

Словарная работа: котята – котёнок, заботливая, вылизывает, беспомощные

Художественное слово: считалка С. Михалкова «Котята», стих-е С. Маршака «Котята», Е. Благинина «Котёнок» .

Примета: Кошка кувыркается на спине – это к теплу. Если кошка свернулась комочком – жди морозов.

Прогулка№ 15 «Наблюдение за снегом»

Цели: формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весны в неживой природе; продолжить знакомить со свойствами снега; воспитывать интерес к весенним наблюдениям.

- Сугробы все больше оседают, снег делается серым, грязным. Вспомните, как образовались сугробы, из чего они состоят. Почему они серого цвета, если снег зимой белый? Почему снега больше на теневой стороне участка? Откуда появились ручейки? Из-под сугробов текут тоненькие струйки воды.

Приметы: облака движутся против ветра - к метели; когда весной поверхность снега шершавая - к урожаю, гладкая - к неурожаю.

Поговорки и пословицы: иногда и март морозом хвалится; март у матери зимы шубу купил, да через три дня ее продал.

Стихотворение.

Он черной тучей был сначала,

Он белым пухом лег на лес,

Покрыл всю землю одеялом,

А по весне совсем исчез.

Загадки.

Мягкий он, а не подушка. Белый он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка, а согреешь - ручеек. (Снег.)

Слов. работа: Снег, облака, ветер

Методика ТРИЗ: На что похоже?  Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Лепка  барельеф «Тучка и снежок»

Прогулка № 20 Наблюдение за работой дворника.

Цель: закреплять знания о профессии дворника, воспитывать уважение к чужому труду

Вопросы: А если дворника не будет? Что должен знать и уметь дворник? Какими качествами должен обладать дворник?

Словарная работа: трудолюбие, ответственность, выносливость, аккуратный, терпеливый, внимательный

Художественное слово: стих-е А. Карамышева «Дворник», Л. Береснева «Рано утром во дворе…»

  • Преемственность в деятельности:
  • Рассматривание сюжетных картинок с изображением людей, убирающих территорию.
  • Составление предложений: «Если бы я был дворником…»

Методы и приемы:

 ТРИЗ «Что умеет делать?»

Цель: на формирование умения выявлять функции объекта



Предварительный просмотр:

Наблюдения на Февраль средняя группа.

день

  1. неделя
  1. неделя
  1. неделя
  1. неделя

Живая природа –мир растений

Живая природа –мир животных

Неживая природа

Социальные явления

Понедельник

Прогулка  № 1 «Наблюдение за почками»

Цель: продолжать учить замечать изменения во внешнем виде деревьев в зависимости от времени года, выделять в наблюдаемых объектах характерные признаки.

Ход наблюдения

- На ветках деревьев и кустарников есть почки. Рассмотрите их. На разных деревьях почки разного размера и цвета. У тополя они длинные, клейкие, душистые; у березы круглые, но мелкие; у вяза маленькие, похожие на узелки; у сирени самые крупные. Почки - это будущие листочки, и какие по размеру почки, такие будут у дерева и листочки. Почки бывают не только листовые, но и цветковые, например, как у абрикоса или вишни. Найдите на абрикосовом дереве такие почки.

Приметы: с листа ивы падают капли - будет дождь; из берез течет много сока - к дождливому лету.

Поговорки и пословицы: хороший год по весне видно; была бы водица - а зелень народится.

Стихотворение.

Я раскрываю почки,                         Посевы поливаю,

В зеленые листочки                         Движения полна.

Деревья одеваю,                              Зовут меня Весна.

Загадка.

На ветках плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки. (Почки.)

Опыт «Вода не имеет формы».

Цель: развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью.

Словарь: деревья, почки, набухают

Методы и приемы:

 ТРИЗ: «Хорошо – плохо». Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование «Почки на деревьях»

Прогулка № 6 «Наблюдение за насекомыми»

Цели: закреплять представление о насекомых, об особенностях их поведения, перемещениях; воспитывать любознательность, радостное, заботливое отношение к пробуждающейся природе.

Ход наблюдения

Ранней весной с появлением проталин пробуждаются насекомые, зимовавшие в кучах опавших листьев, под корой деревьев и пней и в других защищенных от стужи местах. Отогните кору на пне и понаблюдайте, что происходит под ней. Посмотрите внутреннюю сторону коры. В углублениях в виде узких канальцев находятся беленькие личинки или бледные куколки, а иногда небольшие жучки желтого, бурого или черного Цвета.

Приметы: туманы в апреле предвещают плодородие; облака или тучи быстро движутся - к ясной погоде.

Поговорки и пословицы: готовь сани с весны, а колеса с осени

Стихотворение.

Насекомые проснулись,

Тоже к солнцу потянулись,

Трудятся они весь день,

Позабыв про сон и лень.

Загадки.

У кого вся спинка в точках?

Кто пасется на листочках?

Кого мы просим подняться в небо

И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка.)

 

Длинные ножки, как стебельки,

Оттого и делает высокие прыжки,

В траве он стрекочет,

Быть пойманным не хочет. (Кузнечик.)

 

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие-большие глаза.

Называют ее... (стрекоза).

Дидактическая игра «Кто (что) летает?».

Словарь: насекомые, жуки, летают, ползают, просыпаются

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности)

Аппликация «Насекомые»

Прогулка № 11 «Наблюдение за ручейками

Цели: учить видеть и устанавливать связь одних явлений с другими; развивать наблюдательность.

Ход наблюдения

Днем становится все теплее. По тротуарам текут ручьи. Как вода течет с возвышенных мест вниз? Соедините два явления природы: солнышко пригрело, потекли ручьи, последний снег растаял.

Приметы: в апреле мокро - грибное лето; апрель с водой, май с травой.

Поговорки и пословицы: весенние воды никто не уймет; вода на лугу - сено в стогу; первый ручеек - весне сын родной, а зиме - пасынок.

Стихотворение.

РУЧЕЙ

Солнце ласково смеется, светит ярче, горячей!

И с пригорка звонко льется разговорчивый ручей.

Я. Колас

 

ВЕСНА

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы в скворечники летят.

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает.

Кто это время года знает?

Загадка.

Живою может быть и мертвой,

И жидкою, и очень твердой...

Таиться может в небесах,

И в глубине земли скрываться,

И испарятся на глазах,

И тут же снова появляться! (Вода.)

Дидактические игры «Какое что бывает?», «Какая, какой, какое?».

.

Методы и приемы:  ТРИЗ «Что будет, если…»      Цель: на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.

Прогулка № 16

Наблюдение за уборочными машинами

Цели: - расширять знания о роли машин в выполнении трудоемких работ, особенностях их строения; - закреплять умение находить изображение машин по описанию;- воспитывать интерес к технике, уважение к труду взрослых.

Ход наблюдения

Вопросы: Бывает ли у дождика четыре колеса?

Скажите, как называются такие чудеса?

Почему поливальную машину называют машиной-фонтаном?

  • Какую работу она выполняет? Чем похожа машина-фонтан на бензовоз? Чем отличается?

Что за дворник удалой грязь сгребал на мостовой? Это механический дворник, спереди к нему прикреплен большой скребок. Посередине между передними и задними колесами вращаются мохнатые круглые щетки. Сделаны они из стальной проволоки, поэтому щетина у них жесткая, колючая.

  • Почему чудо-машины выезжают убирать улицы утром?
  • Почему эти машины мы называем чудо-дворниками?

Художественное слово:

Поливальная машина

Интереснее машины

Не найдёшь нигде, дружок.

У неё внизу, где шины,

Щётки собрались в кружок.

 

Словарь: самосвал, уборочная машина

Методы и приемы:  ТРИЗ «Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование (расскраски)«Уборочные машины»

Вторник

Наблюдение №2 Наблюдение за деревьями и кустарниками

Цель: Продолжать обучать описывать растения, отмечая их различия и сходство, характерные признаки.

Ход наблюдения:

-Обратить внимание на растения, которые стоят без листвы. Зимой особенно хорошо видны все различия между деревьями и кустарниками. Найдите отличия и сходства между растениями. Пойдите к ним, поздоровайтесь, потрогайте кору руками, погладьте растения.

Художественное слово:

Загадки. 1. Много рук, а нога одна. (Дерево.)

2. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево.)

Стихотворение.

Как птица в оперенье ледяном, Бушует ветер злой в краю лесном. Мерзнут у сосны и елки пальчики – иголки… Удалой снежок примчал, Всем им варежки связал, Вы не видели, ребята, Этих варежек мохнатых?

Д/и «Найди старое дерево и молодое»

Цель: учить детей по внешнему виду определять дерево.

Словарь: кустарники, деревья, заснеженные

Методы и приемы:  ТРИЗ Игра «Кто я?»
Цель: развивать умение по одной части называть как можно больше объектов живой
природы.
Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Аппликация «Веточки»

Прогулка № 7  «Наблюдение за насекомыми»

Цели: закреплять представление о насекомых; учить видеть их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья); развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; воспитывать любознательность.

Ход наблюдения Когда появились первые насекомые? Найдите сходство и отличия в строении, поведении, передвижении муравья и жука. Вспомните характерные признаки насекомых. Каких еще насекомых вы знаете?

Приметы: если вокруг муравейника много муравьев - к хорошей погоде; если муравьи прячутся в кучи - жди дождя, сильного ветра.

Поговорки и пословицы: на красный цветок и пчела садится; в апреле земля греет.

Художественное слово:Стихотворения.

БАБОЧКА

Тонкие нежные крылья

Словно цветов лепестки,

Покрыты нектаром, как пылью.

На тельце ее волоски.

Она, как нарядный цветочек,

Всегда наш порадует глаз.

И ты назовешь, несомненно,

Кому посвящен мой рассказ.

 

СТРЕКОЗА

Стрекоза над речкой тихой

И порхала, и кружилась,

А потом на лист плавучий

Осторожно опустилась,

Точно сделала посадку

На зеленую площадку.

Видел я ее полет-

Настоящий вертолет!

Загадки.

Она легка, красива, изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок и любит пить цветочный сок.   (Бабочка.)

 

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (Муравьи.)

Вопросы: Когда просыпаются насекомые? Каких насекомых ты знаешь? Чем они питаются?

ТРИЗ На что похоже?  Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.                               Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование «Насекомые»

Прогулка№ 12«Наблюдение за лужами»

Цель: формировать умение самостоятельно выделять признаки весны в неживой природе.

Реклама Ход наблюдения Давайте подойдем к луже. Посмотрите, что вы там видите? Поводите по воде палочкой, создайте волны. Почему теперь нет отражения? (Предметы отражаются только в спокойной воде.) Назовите признаки весны в неживой природе. (Повышение температуры воздуха, увеличение светового дня, появление дождя, луж и т. д.)

Опыт «Веселые кораблики» (плавучесть предметов).

Цель: экспериментальным путем показать различные свойства предметов.

Приметы: дым из трубы стелется по земле - к похолоданию; солнце в туман садится - к дождю.

Поговорки и пословицы: весной сверху печет, снизу морозит; на чужой земле и весна черна, на своей земле и зима зелена.

Стихотворение.

ЛУЖА

По ней кораблики пускаем,

Когда уходят холода.

Жаль только, мама отпускает

По ней побегать не всегда!

Загадки.

На свете нет ее сильнее, на свете нет ее буйнее,

В руках ее не удержать и на коне не обогнать. (Вода.)

Словарь: солнышко, греет, светит, блестит.

Игра «Четвертый лишний»  Цель: способствовать умение выделять из группы предметов лишний и доказывать правильность своего решения.

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Аппликация «Лужи»

Прогулка №17

Наблюдение за автокраном.

Цели: продолжать знакомить с разными видами грузового транспорта; закреплять знания об особенностях грузового транспорта, его значении в жизни человека.

Ход наблюдения Художественное слово:

Он работает на стройке, Поднимает грузы бойко. Однорукий великан — Это наш ... (подъемный кран).

Вопросы.

Где используется подъемный кран? (В строительстве, ремонте дорог.)

Какую работу он выполняет?

  Чем отличается он от самосвала?

Кто управляет подъемным краном? (Крановщик.)

Словарь: помощь, крановщик, подъемный кран, помогать

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности)

Рисование «Кран»

Среда

Прогулка №3 «Наблюдение за почками»

Цели: продолжать учить замечать изменения во внешнем виде деревьев в зависимости от времени года; закреплять представления о сезонных изменениях в природе.

- Рассмотрите крупные распускающиеся почки тополя и сирени. Почки - это туго скрученные маленькие листочки. Пока было холодно, они спали. Как только солнышко пригрело, земля наполнилась влагой, стало тепло, почки начали раскрываться. Сравните раскрытие почек у разных видов деревьев.

Приметы: если листья появятся на березе раньше, чем на клене, лето будет сухое; из березы течет много сока - к дождливому лету.

Поговорки и пословицы: кто весной трудиться рад - тот осенью будет богат; весной оглобля за одну ночь травою обрастает.

Стихотворения.

ВЕСНА

Уж верба вся пушистая раскинулась кругом;

Опять весна душистая повеяла крылом...

A. Фет

Выбрались из почек                      - Неужели это...

Первые листочки,                          Неужели лето?

Радуются солнцу,                          - Нет, еще не лето,

Не поймут со сна:                          Но уже - весна!

B. Данько

Загадка.

Эти маленькие бочки распечатает весна,

А пока в них спят листочки и растут во время сна. (Почки.)

Прогулка № 8   «Наблюдение за муравьями»

Цели: закреплять представление о насекомых, их отличительных признаках; воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.

Ход наблюдения Рассмотрите маленькие кучки на земле. Найдите в них дырочки. Понаблюдайте за обитателями этих кучек - муравьями. Они суетятся возле муравейника, что-то несут внутрь. Муравьи очень сильные и могут тащить ношу в несколько раз превышающую их вес.

Приметы: в муравейнике с утра открыты все выходы, а сами муравьи интенсивно движутся - к ясной погоде; вокруг муравейника много муравьев - к хорошей погоде.

Поговорки и пословицы: апрель водою славен; апрель с водой - май с травой.

Стихотворение.

МУРАВЬИ

Погляди на молодцов: веселы и бойки;

Волокут со всех сторон материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг. Тут народ хороший!

Без работы, хоть убей, жить не может муравей!

Загадки.

Он работник настоящий,

Очень-очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

 

Я, работая в артели

У корней мохнатой ели,

По буграм тащу бревно –

Больше плотника оно. (Муравей.)

Вопросы: Как выглядит муравей?

Как передвигается?

Чем она питается?

Где зимует?

Словарь: муравей, работник, много лапок, строит муравейник

Прогулка№ 13

«Наблюдение за первым дождем»

Цель: учить видеть и устанавливать связь одних явлений природы с другими.

Ход наблюдения Какие изменения происходят во время дождя? (Стало темнее, холоднее, солнце спряталось за тучи, не видно и не слышно птиц, поднялся ветер, крыши домов, дорожки, деревья - все мокрое.) Во время дождя может быть сильный ветер, растения гнутся и качаются, животные и птицы прячутся в укрытия, после дождя воздух чистый, трава ярко-зеленая, появляются лужи. Люди не боятся дождя, они надели плащи и взяли зонтики.

- Каково значение дождя для всего живого на земле?

Приметы: дождь, начавшийся крупными каплями, перестанет быстрее, чем начавшийся мелкими; дождь при солнце скоро прекратится.

Поговорки и пословицы: весной ведро воды - ложка грязи; весенний дождь лишним не бывает.

Стихотворения.

ДОЖДИК

Капля раз, капля два,

Капля медленно сперва –

Кап, кап, кап, кап.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять –

Кап, кап, кап, кап.

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем.

 

ТУЧА

Что это за птица? Черная, большая,

Над землей повисла, солнце закрывая,

Крупными слезами эта птица плачет,

От нее подальше мама дочку прячет.

Как она примчится, все вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть, убегу скорее!

Загадка.

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет.

И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь.)

Прогулка № 18 Наблюдение за машинами

Цель: расширять знания о наземном транспорте (их классификация, назначение).

Ход наблюдения Понаблюдать за машинами, отметить их классификацию, назначение, применение. Обратить внимание на то, что на улице гололед.

Загадка:

Неподвижна — а ведет. (Дорога.)

Запылал у чудища изумрудный глаз.

Значит, можно улицу перейти сейчас. (Светофор.)

Вопросы: Что это такое? Почему машинам трудно ехать, они тормозят?  Повторить основные правила перехода улицы без светофора.

Гололед,гололед —

Вверх тормашками полет.

Где стоит машин поток —

Там не площадь, а каток.

Кто не едет, а скользит —

Потому что тормозит.        Гололед,гололед —

Это значит голый лед.

Никуда не выходи —

Лучше дома посиди

И в окошко погляди!


Методы и приемы:  ТРИЗ «Хорошо – плохо».

Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Четверг

Прогулка№ 4 2 «Наблюдение за распусканием почек»

Цели: учить замечать изменения во внешнем виде деревьев в зависимости от времени года; закреплять представления о сезонных изменениях в природе.

Ход наблюдения Понаблюдайте за распусканием почек у различных растений. Отметьте их размер, цвет, степень раскрытия. Сравните почки и молодые листочки на различных растительных формах. Почки бывают не только листовыми, но и цветочными. Найдите такие у садовых деревьев, сравните между собой. Чем больше светит солнце и становится теплее, тем быстрее распускаются почки на деревьях.

Приметы: если листья появятся на березе раньше, чем у клена, лето будет сухое, если наоборот - мокрое; когда распускаются листья на дубе, похолодание бывает еще более сильным.

Поговорки и пословицы: май леса наряжает - в гости лето ожидает; весною дождь парит, а осенью мочит.

Стихотворение Е. Серовой «Садовод».

Загадка.

На ветках плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки. (Почки.)

ТРИЗ «Хорошо – плохо». Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Прогулка № «Наблюдение за пчелой»

Цели: продолжать обогащать знания о многообразии насекомых, учить выделять их главные признаки; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; воспитывать любознательность.

Ход наблюдения Строение ротового аппарата, конечностей и тела у большинства пчел приспособлено для сбора нектара и пыльцы. На средних конечностях у медоносной пчелы расположены особые «щеточки», а на задних «щеточки», «гребень» и «корзиночки». С их помощью пчела собирает пыльцу. Сначала пыльца прилипает к волоскам на голове и груди, а затем сложными движениями средних и задних конечностей переносится в «корзиночки». Для сбора нектара используется хоботок, снабженный заостренным язычком.

- Вспомните строение пчелы и отличительные признаки насекомых.

Приметы: если пчела садится на вишневый цвет, вишня уродится; если пчелы роем гудят на цветущей рябине - завтра будет ясный день.

Поговорки и пословицы: на красный цветок и пчела садится; вода разольется - сено наберется.

Художественное слово: Стихотворение.

Летит пчела, гудит пчела,

Цветок душистый нашла,

Пьет из цвета сладкий сок,

Купает в нем свой хоботок.

 

ПЧЕЛА

На цветке сидит пчела, до чего она мала,

Набирает сладкий сок наша пчелка в хоботок.

К. Быкова

Загадка.

Кто в каждый встречный цветок

Свой опускает хоботок,

А после в улей мчится пулей

И что-то прячет в уголок. (Пчела.)

Словарь: пчела, собирает  нектар, улий

Методика ТРИЗ: Игра «Дерево, птица, насекомое, дикое животное»
Цель: развивать умение классифицировать объекты живой природы.
Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Аппликация «Пчелки»

\

Прогулка № 14 Наблюдение за сосульками.
Цель: Показать, что весной солнце светит и пригревает.
Ход наблюдения Снег на крышах тает и образуются сосульки: длинные и короткие, тонкие и толстые. Сосульки прозрачные, холодные, твердые. На солнце они красиво блестят.

Художественное слово: Сосулька песенку поет
Кап- кап-кап.
Только кто её поймет
Кап-кап-кап.
Очень грустно мне
Кап-кап-кап
Кто поможет мне
Кап-кап-кап.

Вопросы: Что это такое? Откуда берутся сосульки?  Какие они по размеру? Можно ли кушать сосульки?

Методы и приемы:  ТРИЗ «На что похоже?»  Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

 

Прогулка №19

Наблюдение за легковым автомобилем.

Цели: продолжать различать автомобили по их назначению (легковые, грузовые); формировать интерес к профессии водителя, умение отличать грузовой и легковой транспорт.

Ход наблюдения

Воспитатель предлагает понаблюдать за автомобилями, движущимися по улице, рассмотреть их внешний вид, организует беседу.

Вопросы:         Какие виды транспорта вы знаете?

Чем отличается легковой автомобиль от грузового и от автобуса?        Что спереди у автомобиля? (Фары.)

Для чего они нужны? (Для освещения дороги.)

Кто управляет машиной?

Любой человек может управлять машиной?

Художественное слово: Их видно повсюду,

Их видно из окон,

По улице движутся длинным потоком,

Они перевозят различные грузы

И люди в них ездят.

За эту работу мы их полюбили.

Они называются ... (автомобили).

Словарь: автомобиль, легковой, грузовой, специальные машины.

Методы и приемы:

 ТРИЗ «Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Пятница

Наблюдение № 5 Наблюдение за почками деревьев

Формировать представление о лиственных деревьях, показать их развитие в весенний период.

Совершенствовать знания детей о том, что дерево – живой организм, и об условиях, необходимых для его существования в природе (вода, тепло).

Ход наблюдения Рассмотрим почки. Почки - это туго скрученные маленькие листочки. Пока холодно они спят. Как только солнышко начнет пригревать, земля наполница влагой, станет тепло, почки начнут раскрываться. Художественное слово.

В каждом апреле

Всегда так бывает:

Прежде чем лопнуть,

Она набухает.

Лопнет, что скажет:

«Хочу вам представиться».

И потихоньку потом

Распускается.

Вопросы: Что это такое на деревьях? Зачем дереву почки? Что будет когда почки распустятся?

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование «Дерево и почка»

Прогулка№ «Наблюдение за майским жуком»

Цели: расширять представления о насекомых; продолжать знакомить с их многообразием; развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать; воспитывать любознательность.

Ход наблюдения Когда на деревьях распускаются первые листья, появляются майские жуки, которые ими питаются.

Вопросы: Опишите внешний вид жука. (Короткий, толстый, с твердыми крыльями.) Как ползает жук по земле? (Перебирает тоненькими ножками.) Как летает? (Приподнимает твердые и распускает мягкие прозрачные крылья.) Как гудит во время полета?

Приметы: большое количество майских жуков - к засухе; комаров много - завтра будет дождь.

Поговорки и пословицы: март с водой, апрель с травой, а май с цветами; весна днем красна.

Художественное слово:
Стихотворение.

МАЙСКИЙ ЖУК

Всем мальчишкам и девчонкам

Этот жук давно знаком –

В мае нравится детишкам

Догонять его с сачком.

Очень любит он кормиться

Первой майскою листвой,

Жук откладывает яйца

В теплой норке под землей.

Он коричневого цвета

И крупней других жуков.

Так о ком загадка эта,

Догадайся, кто таков?

Загадки.

Два рога, а не бык,

Шесть ног без копыт.

Летит - воет,

Сядет - землю роет. (Жук.)

Прогулка№ 15  Наблюдение за таянием снега, первыми лужами.
Цель: Формировать понятие, что , когда тает снег, он превращается в воду. Вода собирается в ложбинках и образуются лужи. Там, где солнышко не попадает, в тени- снег тает медленно
Ход наблюдения Обратить внимание, что снега становится все меньше и меньше, а луж все больше. Предложить детям набрать снег на лопаты и бросить его на солнечную сторону на асфальт. Понаблюдать как снег быстро тает и образуется вода.
Вопросы: Почему тает снег? Откуда берутся лужи и ручейки? Куда они пропадают вечером?
Художественное слово:
К нам весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под её ногами
Черные проталины на полях видны
Видно очень теплые ноги у весны. 

Вышло солнце из-за тучи
И нагрело снег скрипучий,
Снег задумался чуть – чуть
И ручьём пустился в путь.

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Лепка  барельеф «Лужа»

Прогулка № 20 Наблюдение за уборочными машинами

Цели: - расширять знания о роли машин в выполнении трудоемких работ, особенностях их строения; - закреплять умение находить изображение машин по описанию;- воспитывать интерес к технике, уважение к труду взрослых.

Ход наблюдения Художественное слово:

Бывает ли у дождика четыре колеса?

Скажите, как называются такие чудеса?

Почему поливальную машину называют машиной-фонтаном?

Какую работу она выполняет? Чем похожа машина-фонтан на бензовоз? Чем отличается?

Что за дворник удалой грязь сгребал на мостовой? Это механический дворник, спереди к нему прикреплен большой скребок. Посередине между передними и задними колесами вращаются мохнатые круглые щетки. Сделаны они из стальной проволоки, поэтому щетина у них жесткая, колючая.

Почему чудо-машины выезжают убирать улицы утром?

Почему эти машины мы называем чудо-дворниками?

Методы и приемы:

 ТРИЗ «Что умеет делать?»

Цель: на формирование умения выявлять функции объекта



Предварительный просмотр:

Наблюдения на Март средняя группа.

день

  1. неделя
  1. неделя
  1. неделя
  1. неделя

Живая природа –мир растений

Живая природа –мир животных

Неживая природа

Социальные явления

Понедельник

Прогулка  № 1 «Наблюдение за посадкой цветочных семян»

Цели: закрепить представление о том, что семена сажают в землю, поливают, из них вырастают растения, для роста растений нужны определенные условия; познакомить с приемами посадки; активизировать словарь; развивать интерес к выращиванию растений.

Ход наблюдения Вопросы: Какие условия необходимы для роста и развития растения? Рассмотрите семена высаживаемых растений. Какие цветы росли на клумбе летом и осенью? Опишите их внешний вид. Давайте поможем вырасти из маленького семени красивому цветку.

Дети вместе с воспитателем формируют бороздки, выравнивают землю, удаляют прошлогодние листья и корневую систему выкопанных растений. После посадки поливают цветник.

Приметы: когда цветет черемуха - начинается похолодание; если листья дуба распускаются раньше, чем у ясеня - лето будет сухое.

Поговорки и пословицы: в землю не положишь - и с земли не возьмешь; весна кормит и лечит.

Стихотворение.

Мы посадим тут цветы небывалой красоты.

Все цветочки разные: белые и красные,

Желтые и синие - все цветы красивые.

Как прекрасен каждый цвет - лучше нашей клумбы нет.

Загадка.

Лежало на свету, бросилось в темноту,

Да и там покоя нет: как бы вырваться на свет. (Семя.)

Опыт «Вода не имеет формы».

Цель: развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостью.

Словарная работа: семена, сажать, поливать, расти  

Методы и приемы:

 ТРИЗ: «Хорошо – плохо». Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование «Семена»

Прогулка № 6 «Наблюдение за бабочками»

Цели: уточнять и обогащать знания о насекомых; учить узнавать по характерным признакам внешнего вида бабочку и муравья; сравнивать насекомых по особенностям строения (наличие и отсутствие крыльев), характер передвижения.

- Рассмотрите насекомых. Каких насекомых вы знаете и видели уже на улице? Бабочки очень красивые и нежные создания. Расскажите о полете этих красивых насекомых. Сколько у них крыльев, как они машут, какого цвета крылья? Какого они размера? Бабочки очень хорошо маскируются от врагов. Сложив вертикально крылья, поворачиваются по отношению к солнцу так, что тень превращается в незаметную линию, либо распластываются, прижавшись к стволу дерева или листу, окрашенному так же, как наружная поверхность их крыльев.

Приметы: дым от трубы стелется по земле - к похолоданию; днем жарко, ночью прохладно - к хорошей погоде.

Поговорки и пословицы: была бы водица, а трава народится; вода на лугу - сено в стогу.

Стихотворения.

Тонкие нежные крылья,

Словно цветов лепестки,

Покрыты нектаром, как пылью,

На тельце ее волоски.

Она, как нарядный цветочек,

Всегда наш порадует глаз.

И ты назовешь, несомненно,

Кому посвящен мой рассказ.

Пусть живут пауки, бабочки, стрекозы,

Мухи, комары и мошки –

В природе все они важны.

Природе нашей насекомые нужны!

Загадки.

Над цветком цветок тот пляшет,

Веерками крыльев машет.

Так прекрасен, так хорош.

Но на клумбе не найдешь. (Бабочки.)

 

Шевелится у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел - он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)

Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем».

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности)

Аппликация «Бабочка »

Прогулка № 11 «Наблюдение за неживой природой (почва и песок)»

Цели: развивать интерес ко всему живому, окружающему нас; выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.

Ход наблюдения Рассмотрите землю, потрогайте руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет (светло-коричневая). Полейте землю из лейки (как будто прошел дождь). Потрогайте ее, опять рассмотрите. Земля потемнела, она стала мокрой. (Дети нажимают кончиками пальцев на поверхность.) Она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя. Пока почва не прогрелась, в нее нельзя сажать семена, иначе они могут не взойти.

Приметы: ранняя весна - летом много непогожих дней; лес без ветра шумит — к дождю.

Поговорки и пословицы: майский мороз не выдавит слез; пришел май - под кустом рай.

Стихотворения.

МАЙ

Зеленеет даль полей, запевает соловей.

В белый цвет оделся сад. Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай! Что за месяц? Это май!

 

МАЙ

Дружно лопаются почки, распускаются листочки,

На траве роса дрожит, лось за радугой бежит.

Загадка.

Он и желтый, и сыпучий, во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать и играть. (Песок.)

Опыт «Свойства мокрого песка».

Цель: продемонстрировать свойства песка.

Методика ТРИЗ: Что будет, если…      Цель: на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.

Прогулка № 16

Наблюдение за дворником

Цель: продолжать наблюдения за работой дворника, воспитывать позитивное отношение к труду

Вопросы: Где ещё, кроме детского сада, вы видели дворника? Кто был – мужчина или женщина? Что он делал?

Словарная работа: дворник, метла, лопата, помогать

Художественное слово:

О-В. Скобелкина «Шур-шур-шит с утра метла…»

Методы и приемы:  ТРИЗ «Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование «Метла дворника»

Вторник

Наблюдение №2 «Что бывает после цветов»

Цель: показать, что живое растение растет и меняется, после цветения появляются семена.

Ход наблюдения. Сегодня на примере одуванчика рассмотрим процесс роста и развития растения. Найдите растения на разных стадиях развития. Сорвите белые головки, рассмотрите в лупу семена. Они маленькие, снабжены пушком, тонкими светлыми волосками, которые помогают семенам летать.

Опыт «Зависимость расстояния от силы ветра».

Подбросить семена одуванчика вверх и подуть в их сторону с разной силой. Определите расстояние падения семян.

Приметы: одуванчик расцвел ранней весной - к короткому лету; с листа ивы падают капли - будет дождь.

Поговорки и пословицы: хороший год по весне видно; март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

Стихотворения про одуванчик.

Загадка.

Горел в траве росистой фонарик золотистый.

Потом померк, потух и превратился в пух. (Одуванчик.)

Методы и приемы:  ТРИЗ Игра «Кто я?»
Цель: развивать умение по одной части называть как можно больше объектов живой
природы.
Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Аппликация «Цветочки »

Прогулка №  «Наблюдение за стрекозой»

Цели: учить узнавать и называть известных насекомых; воспитывать интерес и бережное отношение к ним.

- Обратите внимание на стрекоз. Какие они красивые! Какие части тела особенно хорошо заметны? Расскажите о полетах, взмахах крыльев. Чем питаются? (Животной пищей, они хищники.) Как приспосабливаются к условиям жизни? Где встречаются? (Возле водоемов.) Почему?

Приметы: если пчелы садятся на вишневый цвет, вишня уродится, если нет - вишни не будет; когда пчелы быстро летят к своим ульям, то скоро дождь.

Поговорки и пословицы: много комаров - готовь по ягоду коробов; много мошек — готовь по грибы лукошек.

Стихотворение.

СТРЕКОЗЫ

Растут у пруда тростник, камыши.

Снуют там стрекозы в прохладной тиши.

Серебряных крыльев не слышен полет,

Как будто над гладью завис вертолет.

На пару минут застывает движенье –

Стремительный взлет,

Не присев на растенье,

Съедает она на обед комара,

И снова в полет на охоту пора.

Загадки.

Над рекою он в полете, этот чудо-самолетик.

Над водой парит он гладкой, на цветке его посадка.    (Стрекоза.)

 

У нее четыре крыла, тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза. Называют ее... (стрекоза).

Дидактическая игра «Узнай, чей лист».

Цели игры: узнавание растения по листу: назвать растение по листу и найти его в природе.

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование «Стрекоза»

Прогулка№ 12 "Наблюдение за песком"

Цель: познакомить детей с особенностями песка. Развивать любознательность, память.

Ход наблюдения Рассматривание небольшой горстки сухого песка. Предложить потрогать его,

рассмотреть через лупу, потрогать на ощупь. Вопросы Какой песок? Из чего состоит? (Из мелких песчинок) Легко ли сыплется? Что можно построить из него?

Сравнить цвет сухого и сырого песка. Из сырого песка можно лепить,

строить, а сухой - рассыпается.

Приметы: если весной снег тает быстро, а вода бежит дружно - к мокрому лету; ранняя весна - летом много непогожих дней.

Поговорки и пословицы: на весну надейся, а дрова запасай; весенний лед толст, да прост; осенний тонок да цепок.

Стихотворение.

Песочница, песочница.

В песке вся детвора.

Построить домик хочется,

Забавная игра.

Речной песочек, меленький –

Хорош для куличей.

Загадки.

Он рассыпчатый такой,

А на солнце золотой.

Как намочишь ты его,

Так построишь хоть чего. (Песок)

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Аппликация «Песок»

Прогулка №17

Наблюдение за тем как старшие дети помогают  дворнику

Цель: воспитывать уважение к труду других людей, вызвать желание помочь дворнику.

Вопросы Что делает дворник ? Чем помогают дворнику другие дети? Что они делают? Как мы можем помочь дворнику?

Словарная работа: лопата, метла, грабли, мусорные мешки

Художественное слово:

Он проснется на заре,

Снег расчистит во дворе

Все дорожки подметёт

И песком посыплет лёд.

Стих-е Н. Самоний «Дворник или уважайте труд людей!»

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности)

Рисование «Лопата и метла дворника»

Среда

Прогулка №3 «Наблюдение за всходами на огороде после полива или дождя»

Цели: учить устанавливать связь между состоянием растения и условиями, в которых оно находится, уходом за ним; формировать понятия о том, что посаженные растения зависят от ухода за ними человека.

Ход наблюдения Посмотрите на состояние растений перед поливом огорода. Они стоят поникшие, земля вокруг всходов сухая. Что нужно сделать для того, чтобы растение опять выпрямилось. Полив надо проводить утром или вечером, чтобы не сгорели листья от водных капель и земля медленней испаряла влагу. Поливать надо стараться так, чтобы не попасть на растение и чтобы напором воды не размывать грядки и не сломать молодые всходы. Лучше из лейки лить под самый корешок растения.

Приметы: май холодный - год голодный; в мае два холода - черемуха цветет и дуб распускается.

Поговорки и пословицы: без капусты щи не густы; где щи, тут и нас ищи.

Стихотворение.

Здравствуй, май веселый, мы ждем тебя давно.

Зеленые деревья к нам глядят в окно.

Загадки.

Любопытный красный нос

По макушку в землю врос,

Лишь торчат на грядке

Зеленые пятки. (Морковь.)

 

Наш огород в образцовом порядке:

Как на параде, построились грядки,

Словно живая, ограда вокруг –

Пики зеленые выставил... (лук).

Русская народная игра «Капуста».

Цель: развитие ловкости движений.

Прогулка № «Наблюдение за улиткой»

Цели: продолжать знакомить с многообразием животного мира; развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления их с природой родного края.

- Смотрите, как по земле медленно движется улитка. Как же ей это удается, если никаких ног у нее не видно? Дело в том, что вся нижняя часть тела улитки представляет собой сплошную «ногу»! Эта нога имеет плоскую и гладкую поверхность, и в ней есть мышцы, которые позволяют улитке скользить по земле. Для облегчения ее передвижения на этой ноге есть крошечные железы, в которых вырабатывается слизистая жидкость, и улитка буквально скользит по влажной поверхности с помощью волнообразных движений. Эта ее нога прямо-таки удивительна - улитка без малейших повреждений может проползти по лезвию самой острой бритвы!

Улитка действительно примечательное во всех отношениях создание. Например, улитка никогда не заблудится. Инстинкт приведет ее к укрытию, какой бы большой путь она ни проделала. А при собственном весе, не превышающем 15 граммов, она способна тащить за собой почти полукилограммовый груз.

Приметы: вянут листки чистотела - к дождю; хорошо пахнет жимолость - к дождю.

Поговорки и пословицы: отломленная ветка к дереву не прирастет; от доброго корня и поросль добрая.

Стихотворение.

УЛИТКА

- Где вы прячетесь, улитки?

- В мокрых травах у калитки.

Утром пьем росу из флоксов,

В полдень дремлем у колодцев,

Вечером, когда не жарко,

Расползаемся по парку.

Под березами без спешки

Объедаем сыроежки!

Вопросы: Какая кошка?

Как передвигается?

Чем она питается?

Где зимует?

Как она кричит?

Словарь: лакает, пушистая, шелковистая, смешные, несмышленые, интересные, точит коготки.

Прогулка№ 13

Наблюдение за песком

Цели: формировать знания о неживой природе, продолжать знакомить со свойствами песка, развивать любознательность.

Сравните цвет сырого и сухого песка. Слепите фигурки при помощи формочек (одной подгруппе из влажного, другой – из сухого песка). Немного влажного песка рассыпать на листе бумаге. Как он высыхает под лучами солнца, изменяя свой цвет и фактуру? Рассмотреть песок, из чего он состоит. Рассмотрите землю в клумбе, камешки. Все это – природный материал, неживая природа. Стихотворение.

Отшумели все метели, и морозы не трещат,

С крыш закапали капели, и сосульки в ряд висят.

В. Алферов

Загадка.

Кто там с крыши надо мною нависает в холода?

У кого это с весною с носа капает вода? (Сосулька.)

Опыт «Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры».

Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Прогулка № 18 Экскурсия по территории детского сада

Цель: продолжать наблюдения за работой дворника, воспитывать позитивное отношение к труду

Вопросы: Предложить обойти здание детского сада и посмотреть в каких местах есть мусор – сломанные ветки деревьев и кустарников, оттаявшие ненужные предметы. Как считаете, кто мог здесь намусорить? Как вы думаете, нужно убрать это? А кто это будет убирать? Обратить внимание на то, что дворник следит за порядком и чистотой не только на участках, но и на всей территории детского сада.

Словарная работа: следить за порядком, чистота, подбирает мусор.

Художественное слово:

Загадка «Он с утра пораньше встанет, Веник в руки возьмёт,

И дорожки подметёт»

Методы и приемы:  ТРИЗ «Хорошо – плохо».

Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Четверг

Прогулка№ 4 «Наблюдение за цветами»

Цели: учить различать характерные признаки растений; воспитывать умение любоваться красотой цветов, бережное отношение к ним.

- Какие изменения произошли на цветочных клумбах? Как они изменились по сравнению с прошедшим наблюдением (появились новые всходы, листочки, бутоны, изменился цвет тычинок). Найдите все составные части растения. Какие цветы растут на разных клумбах? Вывод: цветы нельзя рвать на газонах, клумбах и в скверах. Их сажают для того, чтобы вокруг было красиво и все любовались ими.

Приметы: северный ветер к ночи стихает; птицы запели в дождь - скоро будет ясно.

Поговорки и пословицы: без дождя и травка не растет; весна днем красна.

Стихотворение.

МАЙ

Зеленеет даль полей, запевает соловей.

- В белый цвет оделся сад. Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай! Что за месяц? Это май!

 

Мы посадим тут цветы небывалой красоты.

Все цветочки разные: белые и красные,

Желтые и синие - все цветы красивые.

Как прекрасен каждый цвет-лучше нашей клумбы нет.

Загадка.

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зеленой выйдет к свету,

Растет, цветет все лето.

Коровам без нее - беда:

Она их главная еда. (Трава.)

Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (с мячом).

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Иней летом (не бывает).

Снег зимой (бывает).

Мороз летом (не бывает).

Капель летом (не бывает).

Дидактическая игра «Да или нет».

ТРИЗ «Хорошо – плохо». Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Прогулка № 9 «Наблюдение за божьей коровкой»

Цели: закреплять представление о насекомых; учить видеть их главные признаки; формировать знание о том, как насекомые защищаются от врагов; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; воспитывать любознательность.

- Найдите божьих коровок, положите их на ладонь брюшком вверх и рассмотрите: найдите маленькую головку, усики и ножки. Как жуки ползают? Как приподнимают и развертывают свои крылья перед полетом? Посмотрите на желтые пятнышки, оставшиеся на ладони после жучка. Эту жидкость выделяет жучок, она очень горькая. Попробовав ее, птица больше никогда не будет есть божьих коровок. Это защитное приспособление насекомого от врагов.

Рассмотрите внешний вид божьих коровок. На красных крыльях черные точки. Иногда думают, сколько точек у коровки на крыльях, столько ей лет. Но это неправда. Точки не о возрасте говорят, а о том, к какому виду принадлежат жуки. Коровка с двумя точками - двуточечная. С пятью - пятиточечная, с семью - семиточечная.

Жуки не все красные. Есть желтые, коричневые, разных оттенков, бронзовые... но все пятнистые: в крапинку, в горошек.

Приметы: божья коровка, взятая в руки, быстро слетает с нее - к ясной погоде; много пауков и их сетей - к ясной погоде.

Поговорки и пословицы: июль - краса лета, середка цвета; июль - месяц ягод, зеленая страда.

Стихотворения про насекомых.

БОЖЬЯ КОРОВКА

По тонкой-претонкой

Былинке так ловко,

Циркачке под стать,

Ходит божья коровка.

Загадки про насекомых.

 

Друзья, посмотрите-ка,

Гляньте, подружки,

У этой букашки-то

Тоже веснушки.

 

Загадки про насекомых.

Всех жучков она милей

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки,

Черненькие точки. (Божья коровка.)

Словарь: кошка мягкая, пушистая, домашняя, хозяин.

Методика ТРИЗ: Игра «Дерево, птица, насекомое, дикое и домашнее животное»
Цель: развивать умение классифицировать объекты живой природы.
Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Аппликация «Домик для кошечки»

Прогулка № 14  Наблюдение за почвой и песком

Цель: Способствовать формированию умения сравнивать песок и землю в клумбе.

Ход наблюдения. Найти общие качества (намокает, слепляется в формочки, сохнет под действием солнечных лучей). Но имеются и отличия. Песок – однороден, он состоит из песчинок, которые похожи друг на друга, на нем не растут растения, вода быстро проходит сквозь него. Почва – неоднородна, она состоит из частичек глины, песка, прошлогодних листьев и веточек. Через нее хуже проходит вода, на ней хорошо растут растения.

Приметы: когда весной снег тает быстро, а вода бежит дружно - к мокрому лету; дождливый март - к неурожаю.

Поговорки и пословицы: март весне брат и зиме не рад; в марте рано затает - долго не растает.

Стихотворение.

ВЕСНА

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под ее ногами.

Черные проталины на полях видны:

Верно, очень теплые ноги у весны.

Загадки.

Не драгоценный камень, а светится. (Лед.)

Прогулка №19

Наблюдение за  тем что умеет дворник?

Цель: расширять знания о труде дворника, развивать связную речь

Вопросы: Как вы думаете, кто приходит первым в детский сад? Зачем? А зачем он прибирает участки, территорию? Чем каждый из нас может помочь дворнику? Составить последовательность действий дворника при уборке территории.

Словарная работа: расчищать, привести в порядок, территория, подметает, убирает мусор

Художественное слово:

1. Дворник до рассвета встал,

На рассвете подметал,

И когда проснулся дом,

Было чисто всё кругом.

2. «Он главный начальник

У нас во дворе…»

Методы и приемы:

 ТРИЗ «Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Пятница

Наблюдение № 5 «Наблюдение за цветником»

Цели: учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, различать характерные признаки растения; воспитывать бережное отношение к прекрасным творениям природы; закрепить знание названий садовых растений.

- Давайте обойдем территорию детского сада, полюбуемся красотой ухоженных цветников и разнообразием цветочков. Напомните названия цветов.

Сравните цветы по высоте. (Они похожи друг на друга, только разные по высоте.) Сравните листья. Понюхайте цветки, похожие друг на друга.

Приметы: у мальвы цветки как будто увяли - будет дождь; если у мокрицы (звездчатки) венчики цветов не раскрываются - будет дождь.

Поговорки и пословицы: где цветок, там и медок; июль - месяц ягод, зеленая страда.

Стихотворение.

САД

Посадили мы цветы небывалой красоты,

Все цветочки разные: белые и красные,

Желтые и синие - все цветы красивые.

Как прекрасен каждый цвет –

Лучше нашей клумбы нет.

 

САД

Как в саду красиво и светло.

Сколько астр на клумбе расцвело –

Набивные, махровые, пестрые.

Любят их дети и взрослые!

Загадки про цветы.

Цветок с лепестками различной окраски,

С красивым названьем (анютины глазки).

Вопросы: Скажите, рядом с нашим участком растет береза? Давайте подойдем к ней.

Беседа около березы.

Встаньте пожалуйста, так чтобы всем было видно. (вокруг березы)

-Какое это дерево? (Береза)

- Какие части дерева вы знаете? (корни, ствол, ветки, почти, листья)

Какого цвета ствол у березы? (белый, с черными пятнами)

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование «Цветочки и листочки»

Прогулка№ 10  «Наблюдение за кузнечиками»

Цели: закрепить представление о насекомых; учить выделять их главные признаки; знакомить с особенностями внешнего строения, места обитания, способами передвижения, питания, защиты.

- Послушайте, как в траве трещат кузнечики. Рассмотрите зеленое, под цвет травы, тело и длинные усы кузнечика. Он прыгает, у него длинные ноги. Если посадить его на ладонь, он подпрыгнет, развернет крылья и отлетит в сторону. Похожи ли кузнечики на жуков? Вывод: он живет в траве и сам похож на травинку по форме тела и цвету, поэтому его трудно заметить. Кузнечики любят солнце. По утрам, лежа на солнце, они принимают «солнечные ванны», поворачиваясь с одного бока на другой.

Прислушайтесь к стрекотанию кузнечика в траве. Найти самого кузнечика довольно трудно. Попытайтесь поймать одного под банку, чтобы не повредить руками хрупкое тельце. (После рассматривания отпустить.) Тело у него удлиненное, на голове выпуклые глаза и длинные, загибающиеся назад усики. Ноги очень своеобразные - «коленками назад». Кузнечик может быстро ползать и прыгать. Окраска у кузнечика под цвет окружающей его травы, так что его не сразу и заметишь. На что похож кузнечик? (Похож на траву по форме тела и цвету, поэтому его трудно заметить.) Питаются кузнечики мелкими насекомыми и растительной пищей.

Приметы: если июль жаркий, то декабрь будет холодный; лето бурное - зима с метелями.

Поговорки и пословицы: весна красная, а лето страдное; красное лето никому не наскучит.

Стихотворение.

КУЗНЕЧИК

Из травы, с зеленой кочки,

Раздается странный звук.

Будто рядом молоточки

Выбивают: тук-тук-тук!

Будто к наковальне встал

Очень ловкий человечек.

То в траве застрекотал

Маленький кузнец - кузнечик.

Загадки.

Длинные ножки, как стебельки,

Оттого и делает высокие прыжки,

В траве он стрекочет,

Быть пойманным не хочет. (Кузнечик.)

 

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он в и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он.   (Кузнечик.)

Словарная работа: котята – котёнок, заботливая, вылизывает, беспомощные

Прогулка№ 15 «Наблюдение за снегом»

Цели: формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весны в неживой природе; продолжить знакомить со свойствами снега; воспитывать интерес к весенним наблюдениям.

- Сугробы все больше оседают, снег делается серым, грязным. Вспомните, как образовались сугробы, из чего они состоят. Почему они серого цвета, если снег зимой белый? Почему снега больше на теневой стороне участка? Откуда появились ручейки? Из-под сугробов текут тоненькие струйки воды.

Приметы: облака движутся против ветра - к метели; когда весной поверхность снега шершавая - к урожаю, гладкая - к неурожаю.

Поговорки и пословицы: иногда и март морозом хвалится; март у матери зимы шубу купил, да через три дня ее продал.

Стихотворение.

Он черной тучей был сначала,

Он белым пухом лег на лес,

Покрыл всю землю одеялом,

А по весне совсем исчез.

Загадки.

Мягкий он, а не подушка. Белый он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка, а согреешь - ручеек. (Снег.)

Слов. работа: Снег, облака, ветер

Методика ТРИЗ: На что похоже?  Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Лепка  барельеф «Тучка и снежок»

Прогулка № 20 Наблюдение за работой дворника.

Цель: закреплять знания о профессии дворника, воспитывать уважение к чужому труду

Вопросы: А если дворника не будет? Что должен знать и уметь дворник? Какими качествами должен обладать дворник?

Словарная работа: трудолюбие, ответственность, выносливость, аккуратный, терпеливый, внимательный

Художественное слово: стих-е А. Карамышева «Дворник», Л. Береснева «Рано утром во дворе…»

  • Преемственность в деятельности:
  • Рассматривание сюжетных картинок с изображением людей, убирающих территорию.
  • Составление предложений: «Если бы я был дворником…»

Методы и приемы:

 ТРИЗ «Что умеет делать?»

Цель: на формирование умения выявлять функции объекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Огород круглый год . Цикл наблюдений в старшей группе ДОУ

Огород  круглый год . Цикл наблюдений в старшей группе ДОУ...

Цикл наблюдения для старшей группы

Цикл наблюдения за хомячком для старшей группы....

Цикл наблюдений для подготовительной группы за зимующими птицами

В цикл входит 6 наблюдений за зимющими птицами....

КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКЕ ВЕСНОЙ Средняя группа

КАРТОТЕКА                НАБЛЮДЕНИЙ    НА  ПРОГУЛКЕ      ВЕСНОЙ...

цикл наблюдений сентябрь подготовительная группа

Методическая разработка на тему: "Картотека прогулок в подготовительной группе" сентябрь...

Цикл наблюдений Осень (средняя группа)

Цикл на блюдения на среднюю группу на Сентябрь,  Октябрь, Ноябрь...

Цикл наблюдения Зима (средняя группа)

Цикл наблюдений Декабрь, Январь, Февраль...