Цикл наблюдений Осень (средняя группа)
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

 Кудрицкая Тамара Вадимовна

Цикл на блюдения на среднюю группу на Сентябрь,  Октябрь, Ноябрь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sentyabr_nablyudeniya._1.docx35.13 КБ
Файл oktyabr_nablyudeniya.docx47.54 КБ
Файл noyabr_nablyudeniya.docx38.9 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдения на Сентябрь средняя группа.

день

  1. неделя
  1. неделя
  1. неделя
  1. неделя

Живая природа –мир растений

Живая природа –мир животных

Неживая природа

Социальные явления

Понедельник

Прогулка № 1 Наблюдение за цветником

Цельформировать представления детей о том, что цветы — живые, они растут и изменяются.

Ход наблюдения

 Растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды; теперь дни становятся короткими, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте их образуются семена, из которых могут появиться новые растения. 

Художественное слово:

Осень наступила,

Высохли цветы.

И глядят уныло

Голые кусты.

Воспитатель задает детям вопросы.

Какими стали цветы на клумбе?

Почему они завяли?

Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Собрать  семена)

Методика ТРИЗ: Игра «На что похоже»
Цель: развивать ассоциативность мышления, учить детей сравнивать системы.
Правила: взрослый называет объект, а дети называют объекты, похожие на него. Например, на что похож цветок? (по цвету, форме, функции, прошлому, будущему).

Рисование «Цветок»

Прогулка № 6 «Наблюдение за насекомыми»

Цель Расширять представление о насекомых, побуждать детей видеть их главные признаки, способствовать развитию умение сравнивать, выделять общие и частные признаки.

Ход наблюдения Рассмотреть и побеседовать о встреченных на прогулке насекомых. Отметить отличительные черты внешнего вида насекомых, развивать словарный запас описательными терминами, воспитывать желание созидать.

Поговорить с детьми о роли насекомых в жизни животных и растений. Расширять знания об окружающем мире, воспитывать бережное отношение к насекомым. Художественное слово:                            Их разновидностей не счесть,     Размеры малые, но есть,                            Три пары ног, глаза и крылья,              Вредят порой непоправимо.  Животным могут досаждать, Растительность всю истреблять,              Ну, вижу, дети их узнали,                            Стихами насекомых описали! Автор: Леонов В.Игра «Четвертый лишний»  называю слова, А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, а вы скажите, что лишнее:                             1. Кузнечик, кошка, гусь, коза             2. Щука, сом, муха, пескарь                  3. Бабочка, божья коровка, оса, сорока    4. Комар, лось, волк, медведь

Аппликация «Жуки»

Прогулка № 11 «Наблюдение за сезонными изменениями»

Цель: уточнять представления об особенностях каждого сезона.

Ход наблюдения Назвать дерево, которое раньше всех готовится к осени. (Осина, береза., и нарисовать их.) Найти самый красивый лист березы, осенний осиновый лист.

Художественное слово: Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу,

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу. А. Майков

-Какое сейчас время года? -Какие вы знаете признаки осени? -Что делает человек осенью? -Как приспосабливаются животные осенью к жизни? -Как люди готовятся к осени, что они делают? -Опишите осеннюю погоду, какая она?

Методика ТРИЗ: Что будет, если…      Цель: на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.

Прогулка № 16

Наблюдение за дорогой

Цель: познакомить с дорогой. Дать представление о правилах дорожного движения.

Ход наблюдения

Предложить детям пройти и понаблюдать за движением транспорта на дороге. Объяснить, что детский сад находится рядом с дорогой.

Художественное слово:

Как река, проспект широк,

Здесь плывет машин поток.

Не летает, не жужжит —

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

Спросить, какие машины двигаются по улице? Пусть дети назовут знакомые автомобили. Обратить внимание на то, что по улице двигаются много легковых и грузовых машин, и никто не мешает друг другу. Это потому, что водители соблюдают правила дорожного движения.

Словарная работа: машины, грузовая, легковая.

Методика ТРИЗ: «Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Рисование «Дорога»

Вторник

Прогулка№ 2 Наблюдение за осенними цветами

Цель: познакомить детей с названиями цветов – ноготки (календула), космея, настурция. Закрепить понятия « высокий - низкий» (цветок), «короткий – длинный» (стебель).

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на осенние цветы, растущие на клумбах, какие знакомы? Познакомить с новыми. Спросить, как надо относиться к растениям? Закрепить понятия «цвет», «высота», «длина».

Художественное слово: разучивание пальчиковой гимнастики «Цветы»

Наши алые цветы            Локти прижаты друг к другу,

                                           Кисти сомкнуты в виде лодочки.

Распускают лепестки.         Перед лицом раскрывают в виде чаши.

Ветерок чуть дышит,           Кисти делают движения по часовой и

Лепестки колышет.             против часовой стрелки.

Наши алые цветки              Кисти рук наклоняются вправо и

Закрывают лепестки,           влево.

Тихо засыпают, головой качают. В.Волина..

Методика ТРИЗ: Игра «Кто я?»
Цель: развивать умение по одной части называть как можно больше объектов живой
природы.
Правила: взрослый называет одну часть. Дети – как можно больше объектов, у которых есть эта часть. «У меня есть листок. Кто я?» (дерево, куст, цветок); «У меня есть пуговица. Что я?»; «У меня есть нос. Кто я?»; «У меня есть хвост. Кто я?»

Аппликация «Цветы»

Прогулка № 7  Наблюдение-экспериментирование

Цельуточнить знания и представление о насекомых. Продолжать формировать желание наблюдать за насекомыми, подвести к пониманию, что насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Изучить видовое и численное разнообразие мира насекомых на своей площадке.           Ход наблюдения 1. Подсчитать количество разных видов насекомых, встречающихся на нашей площадке.                                                                                                                               2. Провести сравнение количества и разнообразия насекомых.                      3. Установить ловушки, подсчитать насекомых и понаблюдать за ними.     4. Эксперимент отлова-выпуска.       Он заключается в том, чтобы собирать насекомых в ловушки безвредным для них способом, и после изучения, выпускать обратно в природу. Один из таких способов – установка ловчего цилиндра (ловушки Барбера) для изучения ползающих насекомых (обычная стеклянная банка, именно стеклянная, чтобы насекомое, попав в нее, не смогло бы вылезти назад по ее стенкам). Закапываем банку так, чтобы горлышко находилось на уровне земли, и в течении прогулки проверяем, кто туда попал. Каждое насекомое фотографируем Все фотографии вставим в папку « Кто живет рядом с нами». А насекомых выпускаем обратно.

Рисование «Насекомые»

Прогулка№ 12 Наблюдения за сезонными изменениями

Цель: Формирование понятия о смене времени года.
Уточнить представление детей об особенностях каждого сезона.

Ход наблюдения 

В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки.
Небо сверкает синевой, на которой сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом». «Коли ясно, то и осень прекрасна» - говорит народная пословица.
Сентябрь - первый осенний месяц.

Художественное слово:

Кроет уж лист золотой,
Влажную землю в лесу
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
А. Н. Майков

Воспитатель загадывает детям загадки:

•        Висят на ветке золотые монетки. (Осенние листья.)

•        На потолке, в уголке висит сито — не руками свито. (Паутина.)

•        Без рук, а холст ткет. (Паук.)

Вопросы: Какие знаете признаки осени? Что делает человек осенью?
Как приспосабливаются животные к жизни осенью?

Прогулка №17

Знакомство с пешеходной дорожкой — тротуаром

 Цель: Закреплять знания о правилах поведения на улице;

Воспитывать внимание и навыки ориентировки в пространстве.

Ход наблюдения

Пригласить детей на прогулку вокруг детского сада. Познакомить детей с пешеходной дорогой, научить правильно, переходить дорогу, соблюдать ПДД. Рассказать детям, что пешеходная дорога называется, тротуаром. Напомнить, что переходить дорогу надо по правой стороне, чтобы не наталкиваться на людей, перебегать дорогу нельзя! Объяснить им, что с этой минуты они становятся пешеходами и должны строго соблюдать правила дорожного движения: двигаться только по пешеходной дорожке (тротуару), не спешить, быть внимательными, крепко держать друг друга за руку, не кричать, внимательно слушать воспитателя. Понаблюдать, где ходят пешеходы, нарушают ли они правила?

Художественное слово:

Должен помнить пешеход:               Зеленый свет открыл дорогу:

Есть сигналы светофора –                 Переходить ребята могут!

Подчиняйся им без спора!                Красный свет нам говорит: -

Желтый свет – предупреждаем:       Стой! Опасно! Путь закрыт!

Жди сигнала для движения

Словарная работа: правила дорожного движения, пешеходный переход.

Рисование «Пешеходный переход»

Среда

Прогулка№ 3 Наблюдение «Красота на клумбе».

Цель: Обратить внимание детей на осенние цветы, растущие на клумбах, какого они цвета (или показать цветы определенного цвета). Спос-ть развитию внимания, памяти, речи. Вызвать желание любоваться красотой цветов.

Ход наблюдения

На прогулке подвести детей к клумбе, где растут осенние цветы.

Цветы бывают низкими и высокими, разных цветов.

- Как вы думаете, что нужно цветам, чтобы вырасти такими красивыми?

- Какого цвета растут цветы на клумбе?

- Что есть у цветов?

Художественное слово:

Они пахучи и милы,

Из них плетут венки,

На праздники дарят,

Как их называют?

(Цветы)

 Предложить детям понюхать цветы.

Слов. работа: цветы, стебелек, листок

Прогулка № 8  Наблюдение за муравьями и муравейником Цельрасширять знания о муравьях, об их отличительных особенностях. Воспитывать бережное отношение к миру природы. Воспитывать интерес к исследовательской работе.                Ход наблюдения                       Загадка: Он работник настоящий,
Очень-очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей)

Как выглядит муравей?
Чем питаются эти насекомые?
Кого бояться?
Каких ещё насекомых можно встретить в лесу?  

Как называется дом у муравья?

Словарная работа: муравейник, муравей, трудолюбивый, самый сильный, санитар леса

Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы – все это притащили маленькие труженики – муравьи. Маленькие дырочки – это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Муравьи дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. За это их все уважают – и в лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать – пусть трудятся. Исследовательская деятельность: Найти тропу муравья.Одну дорожку засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую – сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

Прогулка№ 13 Наблюдение за состоянием погоды.

Цель: Формировать умение определять время года по характерным признакам (на улице стало холодно, листики пожелтели).

Ход наблюдения

Предложить детям посмотреть, есть ли на небе солнышко или тучи.

-Что сделали тучи? (закрыли солнце)

Отметить, какое небо (хмурое), какая погода (хмурая).

Что можно сказать о дожде осенью? (моросит, накрапывает, льет, идет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше).                                                                                                                                          

Художественное слово:

Дуют ветры, ветры буйные,

Ходят тучи, тучи темные.

Обратить внимание детей на верхушки деревьев (раскачиваются), дует ветер, раскачивает деревья.

Если в край далекий птицы полетели,

Если небо хмурое, если дождик льется.

Это время осенью зовется.

Прогулка № 18

«Машины нашего города».

Цель:  Закреплять знания детей об основных видах транспорта, их предназначение для людей. Развивать внимание, речь, любознательность.

Ход наблюдения

-Какой транспорт вы знаете? –Для чего нужен автобус в городе (такси, легковые машины…)? –Где ездят автомобили? –Для кого нужен тротуар?...

Художественное слово:

«Городской транспорт».

Город. Он весь
           громыхает колёсами.
Спружена улица
           сотней машин.
Лишь тротуары
           прямыми расчёсами
Не подлежат
           для резиновых шин.
Важно проходят
           красавцы автобусы.
Мчат легковые,
           гремит грузовик.
Цепь мотоциклов
           на уличном глобусе.
Парень к мопеду
           всем телом приник.  

Понаблюдать с детьми за движением легкового автомобиля. Объяснить, что машину ведет водитель, он сидит впереди, а все остальные являются пассажирами. Разговаривать во время движения с водителем нельзя, чтобы автомобиль не столкнулся с другими автомобилями.

Методика ТРИЗ «Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Четверг

Прогулка№ 4 Рассматривание клумбы

Цель: продолжать форм-ть умение различать и называть два цветущих растения по цвету, размеру, обращать внимание на их окраску.

Ход наблюдения

На прогулке подвести детей к клумбе, где растут ромашки, бархатцы. Познакомить детей с растениями, рассказать о них. Бархатцы бывают низкорослыми и высокими, разных золотисто-оранжевых оттенков. Цветки мелкие и крупные, листья рассеченные, пестрые, с резким запахом. Растут быстро, цветут до морозов. Ромашка — высокое изящное растение с мелкими белыми цветочками. Цветет очень долго, до глубокой осени. Хорошо растет на солнечных участках.

Слов. работа: бархатцы, ромашка, стебель, листья.

Художественное слово: 

Разоделись все ромашки
В белоснежные рубашки.
Не хочу на них гадать,
Чтоб листки не оборвать.

Прогулка № 9 Наблюдение за муравьем

Цельрасширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях; —  вызывать интерес к окружающему миру.  Ход наблюдения    Художественное слово:Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.                                                                                                               Он — работник настоящий,  Очень-очень работящий.  Под сосной в лесу густом  Из хвоинок строит дом. (Муравей.)                Стихотворение (Алёна Б. в шапке муравья)Муравьишки-торопышки не лентяи, не глупышки.

Друг за другом по дорожке тащат зернышки и крошки.

Муравьям нельзя лениться, муравьи живут трудом:

Все, что только он увидит, тащит в свой подземный дом

Словарная работа: муравейник, муравей, трудолюбивый, самый сильный, санитар леса

Сладко пахнут сосновой смолой Разогретые темные пни. Из иголочек высохшей хвои Строят терем лесной муравьи. Расторопно, с рабочей сноровкой Ставят балки и бревна кладут. Дело спорится бойко и ловко, Будут в доме тепло и уют! Будут в тереме малые дети Мирно спать под напевы дождей. Для того и встает на рассвете Работящий лесной муравей.

 Как выглядят муравьи? Как они передвигаются? Чем питаются? ♦Как называется муравьиный дом? ♦Из чего муравьи строят свой дом?

Муравей — самое сильное  на  земле  насекомое, он  переносит  тяжести,  в  10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщенное брюшко, грудь, голова,  три  пары  маленьких  ножек.  У  муравья  сильные  челюсти,  очень подвижные  усики,  выполняющие  роль  органов  осязания.  Муравьи  — великолепные строители. Муравьи — хищники, они  истребляют множество насекомых. У них много врагов: птицы, медведь, муравьед.

Методика ТРИЗ:

Игра «Дерево, птица, насекомое, дикое животное»
Цель: развивать умение классифицировать объекты живой природы.
Правила: взрослый говорит: «Дерево» (Ребёнок называет любое дерево). «Птица. Насекомое. Дикое животное» и т. д. по кругу. Название игры можно менять. Например, «Рыбы, птицы, звери», «Деревья, цветы, насекомые».

Аппликация «Муравей»

Прогулка № 14 Наблюдение за природой: «Что нам осень подарила?»

Цель: Познакомить детей с изменениями в природе. Формировать умение различать, что где растет. Продолжать развивать память, мышление.

Ход наблюдения

Предложить детям посмотреть вокруг и сказать, что нам осень подарила? (Солнышко, небо, облака, цветы, фрукты, овощи и т. д.). Каждая группа овощей растет на своей грядке. Осенью огородники собирают урожай овощей, затем их консервируют. Овощи растут на земле и в земле. Сегодня мы с вами соберем овощи и отнесем их на кухню, чтобы повар приготовил нам из них обед. Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи».

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Какое сейчас время года?

•        Как вы догадались?

•        А знаете, куда мы сейчас пойдем?

•        Что растет в огороде?

Слов. работа: желтые листья, листопад, овощи, фрукты.

Методика ТРИЗ: На что похоже?  Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

Прогулка №19

Наблюдение за грузовым транспортом

Цель: учить различать по внешнему виду грузовой транспорт.

Ход наблюдения

Познакомить детей с машиной, на которой привозят продукты. Назвать ее основные части. (Кабина, кузов, руль, колесо, окна, кран). Понаблюдать, как разгружают продукты из машины, объяснить, что продукты — это груз для нее. Рассказать, какую важную работу выполняет эта машина.

Наблюдение за транспортом. Форм-ть умение у детей различать грузовой и легковой транспорт; называть его назначение. Обесп-ть развитие внимания, памяти.

Рассмотреть стоящий поблизости транспорт. Определить цвет, посчитать колеса. Рассказать о том, что  транспорт бывает грузовой и легковой, его назначение.

Художественное слово:

Шуршат по дорогам веселые шины,

Спешат по дорогам машины, машины.

А в кузове – важные, срочные грузы:

Цемент и железо, изюм и арбузы.

Работа шоферов трудна и сложна.

Но как она людям повсюду нужна! К.Чолиев

Словарная работа: грузовик, шофер.

Методика ТРИЗ «Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Пятница

Прогулка№ 5 Наблюдение за цветами на клумбе

Цель: уточнить названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям; обратить внимание на то, что некоторые цветы приятно пахнут.

Ход наблюдения

Рассмотрите цветы на клумбах (золотые шары, ноготки, бархатцы) и сравните их. Какой они высоты, цвета, какое у них строение листьев, цветов? На что похожи? (Рудбекия – на золотой шар, бархатцы – на юбочку в оборках.) Приблизьтесь к цветку, понюхайте его. Расскажите о своих ощущениях.

Приметы: Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима; теплая осень к долгой зиме; ночное небо звездное – будет солнечная погода; Луна в тусклой дымке – к ненастью.

Поговорки и пословицы: Осенью серенькое утро, красненький денек; Весна красна цветами, а осень пирогами.

Художественное слово: Вот и лето прошло-пролетело,                                                                                                                                                  Сколько радости было в нем.                                                                                                                                                                                                      Сколько счастья, тепла и света                                                                                                                                                                                                                                                Было в солнечном лете том.

Загадка: Красивой формы грядка,                                                                                                                                                                                               Где можно по порядку                                                                                                                                                                                                                   Нам высадить цветы                                                                                                                                                                                                               Чудесной красоты. (КЛУМБА)

Прогулка № 10 Беседа о бережном отношении к насекомым.

ЦельВоспитывать у детей экологические знания: все насекомые живые, их не следует без надобности брать в руки, их можно осторожно рассматривать. Познакомить детей с экологическими знаками – «Правила поведения в природе»Ход наблюдения На протяжении длительного непрерывного наблюдения за насекомыми мы знакомим детей со знаками, на которых указано, как НЕ НАДО вести себя в природе. А именно,(показать детям знаки)

– Не лови бабочек – Не ломай паутину

– Не разоряй муравейники– Не дави ногой насекомых

Данные знаки дети будут видеть весь летний период в цветниках на своей площадке.

Если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.

Методика ТРИЗ:

 «Хорошо-плохо»
Уметь находить и выявлять противоречия — важный навык, составляющий тризовское мышление, потому что именно с разрешения противоречий начинается изобретение и создание нового.

Прогулка№ 15 Наблюдение за погодой осенью.

Цель: продолжать формировать представления об осенних изменениях в природе; продолжать способствовать  развитию  речи, мышления, расширять кругозор детей.

Ход наблюдения

Воспитатель предлагает детям отгадать, о каком времени года идет речь в стихах.

Вдруг похолодало, вдруг загрохотало,

 Полетели листики, листики, листики.

Поля опустели и ливни рекою,

А это, скажите мне, время какое?

 (Осень.)

Золотые тихие рощи и сады,

Нивы урожайные, спелые плоды.

И не видно радуги, и не слышен гром,

Спать ложится солнышко

Раньше с каждым днем. (Осень.)

Воспитатель рассказывает детям о приметах. В сентябре лес реже и птичий голос тише, синица просит осень в гости, и лист на дереве не держится.

Вопросы:

•        Почему осень называют золотой?

•        Какое явление называют листопадом?

•        Как вы думаете, что будет сниться осенним листьям?

Словарная работа: холодно, сыро, холодный ветер.

Художественное слово:

Грустная осень.
Листья улетели
Вслед за птичьей стаей.
Я по рыжей осени
День за днём скучаю.
Небо загрустило,
Солнце унывает…
Жаль, что осень тёплой 
Долго не бывает! 
(Н. Самоний)

Прогулка № 20

Наблюдение за легковым автомобилем.

 Цель: продолжать форм-ть умение различать автомобили по их назначению (легковые, грузовые); формировать интерес к профессии водителя, умение отличать грузовой и легковой транспорт. Спос-ть развитию речи, внимания.

Словарная работа: легковая машина, машина сигналит, везет людей.

Ход наблюдения

Художественное слово:

Машина, машина

Идет гудит,

В машине, в машине

Шофер сидит.

В машине, в машине людей полно

Поехали люди

Глядят в окно.

Объяснить детям, что ездят по дороге легковые машины; эти машины перевозят только людей.

-Что есть у машины? – Для чего нужны колеса? – Кто сидит за рулем?.. – Какого цвета машины? – Для чего они нужны людям?

Методика ТРИЗ «Чего не стало?»

Цель: развитие внимания и наблюдательности.



Предварительный просмотр:

Наблюдения на Октябрь средняя группа.

день

  1. неделя
  1. неделя
  1. неделя
  1. неделя

Живая природа –мир растений

Живая природа –мир животных

Неживая природа

Социальные явления

Понедельник

Прогулка № 1 Рассматривание осеннего дерева.

Цель: формировать знания об основных частях дерева, их высоте и толщине. Спос-ть развитию внимания, речи. вызвать желание участвовать в уходе за растениями; прививать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения

 Подвести детей к дереву, вспомнить его основные части. Дать детям наглядное представление, что деревья бывают разной толщины и высоты. Напомнить, что на ветвях растут листья, но с наступлением осени они опадают.

Художественное слово:                            Падают, падают листья,

                    В нашем саду листопад…

Словарь: ствол толстый, много веток.

Вместе с детьми взрыхлить землю граблями около дерева, подсыпав ее к корням, объяснить для чего это делается

Методы и приемы:

 ТРИЗ: «Хорошо – плохо».

Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности)

Рисование «Разные деревья»

Прогулка № 6 Наблюдение за воробьями. Цель: расширять знания о внешнем виде и повадках воробья; прод. воспитывать внимание и наблюдательность.

Ход наблюдения Рассмотреть и побеседовать о воробьях.  Одни воробьи побольше, другие — поменьше. Одни более светлой окраски, другие темнее, одни шустрые, смелые, другие осторожные.

Художественное слово:                            Воробей по лужице

Прыгает и кружится,

Перышки взъерошены,

Хвостик распустил.

Словарь: шустрые, осторожные.

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности)

Аппликация «Веточки для воробья»

Прогулка № 11 Наблюдение за погодой.

Цель: обращать внимание на то, как изменилась природа; учить сравнивать природные изменения; развивать наблюдательность.

Художественное слово:

В октябре, в октябре

Частый дождик во дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек. С. Маршак

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

Нахмурится, насупится, в слезы ударится —

Ничего не останется. (Туча.)

Блестит под солнцем после стужи

На асфальте сером. (лужа).

Вопросы:-- Какие произошли в природе изменения? - Какое стало небо? - Как часто светит солнце? - Идет ли дождь?

Методы и приемы:

 ТРИЗ Что будет, если…      Цель: на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.

Прогулка № 16

Наблюдение за работой дворника

Цель: воспитывать уважение к труду людей; побуждать приходить на помощь окружающим.

Ход   наблюдения

Загадка: Скручена, связана,

На кол навязана

И по дому пляшет.

                            (Метла.)

Словарь: дворник, помогать, метла, грабли.

Предоставить детям возможность самостоятельно поиграть на участке, обратить внимание на работу дворника: «Посмотрите, как он старается, подметает дорожки, чтобы вам было, где играть». Уточнить, что дворник выполняет свою работу хорошо, ловко действуя метлой и лопатой. Подвести детей к дворнику, который объяснит, что нельзя ломать деревья, бросать мусор на землю, участок нужно содержать в чистоте. Подсказать детям, что нужно поблагодарить дворника за работу, но не только словами, но и делами. Предложить детям собрать мусор на участке.

Методы и приемы:  ТРИЗ «Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности)

Рисование «Метла для дворника»

Вторник

Прогулка№ 2 Наблюдение за березой

Цель: продолжать знакомить с характерными особенностями березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев;

воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Ход наблюдения

Предложить детям полюбоваться красотой березы. Можно ее обнять, погладить и сказать: «Расти, милая березонька, радуй добрых людей».

Загадка: Стоит Алена — платок зеленый, Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза.) Вопросы: О каком дереве говорится в загадке? Какой высоты береза? Где ствол у березы широкий, а где — узкий? Ветки у березы толстые или тонкие? А листья можно достать? Какого цвета ствол березы? Какой ствол у березы? Как можно сказать про березку? Какого цвета листья у березы?

Словарь: береза, узкая, широкая, высокая, низкая.

Методы и приемы:  ТРИЗ Игра «Кто я?»
Цель: развивать умение по одной части называть как можно больше объектов живой
природы.
Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности)

Аппликация «Березки»

Прогулка № 7  Наблюдение за птицами.

Цель: Цель: форм-ть умение находить различие во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения.Ход наблюдения

Художественное слово:

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей,

Воробушек — пташка,

Серая рубашка.

Откликайся, воробей

Вылетай-ка, не робей. Вопросы:

  Какая птица больше — голубь или воробей?

 Как передвигается воробей?

Как передвигается голубь?

Как кричат воробей, голубь?

Голуби ходят по земле, крыше, летают. Воробьи прыгают, как на пружинках, летают, сидят на деревьях.

Предложить детям попрыгать, как воробушки, и походить важно, покачивая головой, часто переступая ногами, как голуби. Покричать, как воробей «чик-чирик», как голубь «гуль-гуль-гуль».

Методы и приемы:

 ТРИЗ На что похоже?  Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.                               Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование «Любимая птичка»

Прогулка№ 12 Наблюдение за небом, солнцем.

Цель: продолжать замечать изменения, которые происходят в природе осенью. Развивать наблюдательность, память.

Ход наблюдения 

Обратить внимание детей, что осенью небо чаще серое, пасмурное. Солнце появляется редко.
Октябрь – второй  осенний месяц.

Художественное слово:

Осень, осень, подожди

Из воды плесни дожди

Туча солнце не бодай,

Голубое небо дай. Л. Андреева.

Вопросы: - Почему солнце не блестит? Предложить протянуть ладони к солнцу и подержать немного. Спросить, греет ли оно?


Игра «Четвертый лишний»  Цель: способствовать умение выделять из группы предметов лишний и доказывать правильность своего решения.

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности)

Аппликация «Солнышко и небо»

Прогулка №17

Наблюдение за трудом дворника

Цели:  продолжать наблюдение за работой дворника;  способствовать развитию речи за счет обогащения словарного запаса; воспитывать интерес и уважение к работе дворника;

Ход наблюдения

Художественное слово:

Сентябрь засыпал все тропинки

Листвою желтой, как всегда.

И тоненькие паутинки

Развесил, словно провода.

Словарь: пометает, собирает листья, мусор; метла, грабли.

Вопросы: •        Какое время года на улице?

•        По каким признакам вы это определили?

Посмотрите, как много листьев на дорожках и полянах. А кто убирает эти листья? Чем работает дворник? Кому нужна его работа?

Загадка: Зубасты, а не кусаются. (грабли).

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности)

Рисование «Листья на дорогах»

Среда

Прогулка№ 3 Наблюдение за березой

Цель:  продолжать знакомить с характерными особенностями березы, выделяя признаки живого;  воспитывать бережное отношение к дереву.

Ход наблюдения

Предложить детям собрать букет из опавших листьев. Еще раз отметить, какого цвета листья. Какие признаки того, что береза живая, можно назвать?

Загадка:  Стоят столбы белые,

На них шапки зеленые,

Летом мохнатые,

Осенью желтоватые. (Береза.)

Художественное слово:

На поляне, на пригорке,

Под окном, среди полей

Белокорая берёзка –

Символ Родины моей.

(М. Ероха)

Дети подходят к березе, здороваются, любуются красотой осеннего дерева. Воспитатель задает детям вопросы.

Вопросы: Какие изменения произошли с деревом?

Что произошло с листьями березы? Какого они цвета? Много или мало листьев на березе?

Когда дует ветер, что происходит с листьями?

Словарь: береза, ствол, дует.

Прогулка № 8  Наблюдение за воробьями.Цельрасширять знания о внешнем виде и повадках воробья; воспитывать внимание и наблюдательность.Ход наблюдения                       Загадка: «Озорной мальчишка                                                          В сером армячишке                                                                       По двору шныряет,                                                               Крохи собирает»                                                                     Чик-чирик!                                                                                      К зернышкам прыг!                                                              Клюй, не робей!                                                                           Кто это?                                                                          Вопросы: - Чем все воробьи похожи друг на друга?- В чем их различие?- Чем питаются воробьи?

Словарь: воробей, клюет, прыгает. Художественное слово: Прыгал воробьишка                             В коричневом пальтишке,                                                  Ростом мал, да боевой,                                                  Нелегко ему зимой.                                                       Прыгает он у крыльца —                                                     Покормите молодца.

Прогулка№ 13 Наблюдение за погодой (дождем). Цель: обращать внимание на то, как изменилась природа; форм-ть умение сравнивать природные изменения; развивать наблюдательность. Ход наблюдения                      

Словарь: хмурая туча, серый асфальт.

Художественное слово:

В октябре, в октябре

Частый дождик во дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек. С. Маршак

Загадки:  Нахмурится, насупится, в слезы ударится —

Ничего не останется. (Туча.)

Блестит под солнцем после стужи

На асфальте сером. (лужа).

Вопросы: - Какие произошли в природе изменения? - Какое стало небо? - Как часто светит солнце? - Идет ли дождь?

Прогулка № 18

Наблюдение за трудом дворника

Цель: продолжать знакомство с трудом дворника; формировать желание приходить на помощь окружающим; воспитывать чувство уважения к труду взрослых; способствовать развитию связной речи.

Ход наблюдения

Художественное слово:

Чтоб вокруг красиво было,

Дворник подметает двор.

Без шампуня и без мыла,

Убирает грязь и сор.
Вопросы:

•        Какое время года сейчас?

•        Почему вы так думаете?

•        Кто убирает листву?

•        Чем он работает?

•        Кому нужен труд дворника?

Словарь: дворник, помогать, метла, грабли.

Методы и приемы:

 ТРИЗ 
«Хорошо – плохо».

Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Четверг

Прогулка№ 4 Наблюдение за березой

Цели:  продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года;  - воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту  природы.

Ход наблюдения

Воспитатель подводит детей к березе для беседы. Художественное слово:

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчике.

( А.Прокофьев)

Вопросы:Какое это дерево?

Покажите ствол березы.

Какой он — толстый или тонкий?

Покажите ветки. Какие они — толстые или тонкие? Какого цвета?

Погладьте ствол березы.

Какой он у нее? (Гладкий, шелковистый.)

Какой по цвету? (Уточнить, что только у березы такой черно-белый ствол.)

Какие изменения произошли с березой?

Куда подевались листочки с дерева? Их много или мало?

Где лежат листочки?

Кто их срывает?

Предложить поднять листья, отметить, что на земле они уже завяли.

Какое время года?

Что происходит с деревом осенью? (Оно засыпает, готовится к зиме.)

 ТРИЗ 
«Хорошо – плохо».

Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Прогулка № 9 Наблюдение за перелетными птицами.

Цель: расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода; прод. воспитывать любовь и заботу о птицах. Спос-ть развитию речи, наблюдательности, любознательности.Ход наблюдения    Художественное слово: Воды зашумели быстрого ручья,

Птицы улетают в теплые края.

Словарь: перелетные птицы, дальние края.

Вопросы: • Какие птицы улетают в теплые края?

• Зачем они это делают?

Методика ТРИЗ:Игра «Дерево, птица, насекомое, дикое животное»
Цель: развивать умение классифицировать объекты живой природы.
Правила: взрослый говорит: «Дерево» (Ребёнок называет любое дерево). «Птица. Насекомое. Дикое животное» и т. д. по кругу. Название игры можно менять. Например, «Рыбы, птицы, звери», «Деревья, цветы, насекомые». Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Аппликация «Птички полетели»

\

Прогулка № 14 Наблюдения за солнцем. Цель: дать понятие о роли солнца в жизни животных и растений; развивать познавательные интересы, устойчивое внимание, наблюдательность; воспитывать любовь к природе.

  Ход наблюдения    Ежедневно обращать внимание детей на солнце. Вопросы - Солнечный или пасмурный сегодня день?  Какие места участка освещены солнцем утром и во время вечерней прогулки?  - Назвать предметы, которые солнце освещает утром. - Что произойдет с растениями, животными и людьми, если солнце не взойдет как-нибудь утром, будет все время ночь и холодно?

Художественное слово: Стихотворение: «Солнце отдыхает»

Раньше всех на свете солнце встало,

А как встало – принялось за дело:

Обошло всю землю. И устало,

Отдыхать за темным лесом село.

Если вдруг найдешь его в лесу ты,

Там, где на траве туман и сырость,

Не буди: у солнца сон – минуты,

Не шуми: весь день оно трудилось.

Ю. Марцикавичус

Загадка: Большой подсолнух в небе, цветет он много лет.

Цветет зимой и летом, а семечек все нет. (Солнце)

Методы и приемы:

 ТРИЗ На что похоже?  Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

Прогулка №19

Наблюдение за трудом дворника

Цели: - формировать готовность прийти на помощь, способность оценить результаты труда; - воспитывать уважение к людям труда; - развивать речь, повышать словарный запас (название и предназначение рабочего инвентаря дворника).

Ход наблюдения        

Подвести детей к дворнику, который объяснит, что нельзя ломать деревья, бросать мусор на землю, участок нужно содержать в чистоте. Подсказать детям, что нужно поблагодарить дворника за работу, но не только словами, но и делами.

осмотрите, как он старается, подметает дорожки, чтобы вам было где играть. Дворник выполняет свою работу хорошо, ловко действуя метлой и лопатой. Художественное слово: Раньше всех он поутру

Принимается за дело.

Достает свою метлу.

Машет ею вправо, влево.

Летом пыль он подметёт.

Стал уютным, чистым дворик.

Снег зимою уберёт

Всюду наш чистюля…(ДВОРНИК)
Воспитатель задает детям вопросы

. • Кто убирает дорожки?

  • Чем работает дворник?

 • Чем мы будем работать, каким инвентарем?

Словарь: метла, грабли, лопата, ведро, помогать.

Методы и приемы:

 ТРИЗ «Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Пятница

Прогулка№ 5 Прогулка в осенний лес

Цели: отметить какие деревья в осеннем лесу,  формировать знания об осенних месяцах (сентябре, октябре, ноябре), сезонных изменениях; закреплять знания народных примет; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Художественное слово:

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот,

В огороде листик вишни

На дорожку упадет.

 Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая — куст малины

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их покроет тень,

 Станет пасмурной река 

Загадки: Летел пан,

На воду пал,

Сам не тонет

И воды не мутит. (Лист.)

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь.)

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задевает.

Одним проходу не дает,

 Других он прогоняет. (Ветер.)

Вопросы

  • Как называют осень?
  • Как называют раннюю осень?
  • Как называют середину осени?
  • Как называют позднюю осень?
  • Какие вы знаете приметы осени?
  • Какие изменения произошли в природе?

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование «Деревья в осеннем лесу»

Прогулка№ 10 Наблюдение за сорокой. Цель: формировать представления о внешнем виде сороки, ее характерных признаках, повадках; прод. воспитывать потребность заботиться о зимующих птицах. Ход наблюдения Сорока имеет много прозвищ: сорока-белобока, сорока-стрекотуха, сорока-воровка. «Белобока» — потому что по бокам перышки у сороки совсем белые. Голова и крылья черные. Хвост тоже черный, нос очень красивый, с зеленоватым отливом, длинный и прямой, как стрела. А «воровкой» ее прозвали за то, что она любит все яркое, блестящее.

Сороки питаются гусеницами, мошками, жучками и комарами. Помимо насекомых, сороки клюют ягоды и фрукты, семена растений. Осенью сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам, угощаются ягодками рябины, боярышника и облепихи. От нас она не улетает зимой, а перебирается поближе к людям.

Художественное слово: Всюду я летаю,

Все на свете знаю.

Знаю каждый куст в лесу.

Может быть, меня за это

И зовут лесной газетой.

Вопросы -  Как выглядит сорока?  Чем она питается?  • Как стрекочет?

Словарная работа: сорока, стрекочет.

Прогулка№ 15 Наблюдение за солнцем. Цель: вырабатывать представление о том, что

когда светит солнце – на улице тепло; поддерживать радостное

настроение. Спос-ть развитию внимания, памяти. Ход наблюдения

Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду. (Сегодня светит тепло.) Солнце огромное, раскаленное. Обогревает всю землю, посылая ей лучи. Вынести на улицу маленькое зеркало и сказать, что солнце послало свой лучик детям, чтобы они поиграли с ним. Навести луч на стену.

Художественное слово:

Солнечные зайчики играют на стене,

Помани их пальчиком — пусть бегут к тебе.

Вот он светленький кружок, вот, вот, левее, левее —

убежал на потолок.

Словарная работа: обогревает солнышко.

Прием эмпатии: «Я маленький листочек, который полетел…».

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности)Лепка «Какое бывает солнышко?»

Прогулка № 20

Наблюдение за работой дворника

Цели: активизировать познавательную деятельность, развивать умение видеть целесообразность трудовых действий, побуждать оценивать результаты труда; продолжать воспитывать уважение к труду взрослых; воспитывать желание приходить на помощь окружающим.

Ход наблюдения  Обратить внимание детей на убранную территорию. Рассказать им об особенностях работы дворника, её необходимости людям. Художественное слово:

Встанет дворник на заре,

Все очистит во дворе

И кусты обрежет сам.

Красота на радость нам!

Вопросы - Какие орудия труда нужны для работы дворника осенью? (Метла, лопата, грабли, ведро, секатор.)

- Какую работу выполняет дворник осенью? (Подметает дорожки ко входам в группы, собирает мусор, обрезает сухие ветки.)

- Для чего нужна работа дворника? (Чтобы было чисто на территории.)

Загадка: Скручена, связана,

На кол навязана

И по дому пляшет. (Метла.)

Методы и приемы:

 ТРИЗ «Что умеет делать?»

Цель: на формирование умения выявлять функции объекта



Предварительный просмотр:

Наблюдения на Ноябрь средняя группа.

день

  1. неделя
  1. неделя
  1. неделя
  1. неделя

Живая природа –мир растений

Живая природа –мир животных

Неживая природа

Социальные явления

Понедельник

Прогулка № 1 Наблюдение за рябиной

Цель: познакомить с рябиной, показать ее строение: ствол, ветви, листья, ягоды; рассмотреть ее яркий осенний наряд.

Ход наблюдения

 Рябина — высокое стройное дерево, она растет не только в лесах, но и в парках, и садах. Часто рябину сажают вдоль изгородей домов, чтобы радовала людей разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. В народе говорят: «В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина». Если рябины уродилось в лесу много, то осень будет дождливая, а зима — морозная. Ранней осенью рябиновые ягоды горьковато-кислые и жесткие.

Художественное слово:                            Прилетает в гости к ней Стайка алых снегирей, По ветвям они снуют, Красны ягодки клюют. (Рябина.)

У рябины листопад — Под ветвями листьев клад. Облетели листья, Но остались кисти Красные, яркие — Снегирям подарки.

Словарь: ствол толстый, много веток, красные ягоры.

Методы и приемы: ТРИЗ: «Хорошо – плохо». Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности)

Рисование «Веточка рябины»

Прогулка № 6 Наблюдение за прохожими.

 Цель: Пробуждать детей различать возраст людей, правильно называть людей каждой возрастной группы: ребенок (девочка, мальчик, дети), молодой человек (парень, девушка), взрослый (мужчина, женщина), пожилой человек (бабушка, дедушка); понимать смысл и употреблять в речи обобщающие понятия «люди», «человек». Подводить детей к пониманию того, что каждый ребенок растет.

Ход наблюдения Рассмотреть и побеседовать о людях о том какие бывают люди.  Одни люди бывают мужского пола, другие женского пола.  Бывают дедушки бабушки- это люди пожилого возраста. И мальчики и девочки.

Художественное слово:

  Загадка   На земле он всех умней, Потому и всех сильней. (Человек)

Словарь: шустрые, осторожные.

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности)

Аппликация «Человечки»

Прогулка № 11 Наблюдение: «Сила ветра».

Цель: Познакомить детей с понятием «сила ветра», помочь вспом¬нить, каким ветер был летом (теплый, легкий), учить определять силу ветра по верхушкам деревьев и развивающимся флажкам (обратить вни-мание детей на то, что деревья гнутся, а флажки трудно удержать в ру¬ках).

Экспериментирование. Выявление свойств воздуха

В ходе несложных экспериментов (движение детей по ветру и против ветра, осмысление назначение одежды для улицы) помочь де¬тям выявить такие свойства воздуха как плотность (оказание сопротивления движению) и температура (в помещении воздух теплый, на улице - холодный).

Художественное слово:

ЗагадкаНеизвестно, где живет.

               Налетит – деревья гнет.

               Засвистит – по речке дрожь.

              Озорник, а не уймешь!          (ветер)

Дидактическая игра «Ветер, ветер, ты какой?» (упражнять в подборе прилагательных). Ветер осенью какой? (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, ураганный, прохладный, свежий, холодный, ледяной, теплый, влажный, встречный, попутный, северный, южный, западный, восточный, утренний, осенний).

Методы и приемы:

 ТРИЗ Что будет, если…      Цель: на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.

Прогулка № 16

Наблюдение за транспортом. Цель: Форм-ть умение у детей различать грузовой и легковой транспорт; называть его назначение. Обесп-ть развитие внимания, памяти.

Ход наблюдения

Рассмотреть стоящий поблизости транспорт. Определить цвет, посчитать колеса. Рассказать о том, что  транспорт бывает грузовой и легковой, его назначение.

Художественное слово:                            

Шуршат по дорогам веселые шины,

Спешат по дорогам машины, машины.

А в кузове – важные, срочные грузы:

Цемент и железо, изюм и арбузы.

Работа шоферов трудна и сложна.

Но как она людям повсюду нужна! К.Чолиев

Словарь: грузовой, легковой, водитель, пешеход, дорога.

Методы и приемы:  ТРИЗ «Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности)

Рисование «Машины на нашей улице»

Вторник

Прогулка№ Наблюдение за рябиной

Цель: закреплять знания о том, какую пользу приносит рябина зверям и птицам в холодное время года.

Ход наблюдения

Вот и прихватило ягоды рябины первым морозцем, они стали вкусными и мягкими. Любят рябину звери и птицы. Медведь, если найдет ее в лесу, увешанную гроздьями ягод, ловко наклонит гибкое дерево и с удовольствием полакомится ее плодами; нравятся ягоды рябины и лесным великанам — лосям. Они дотягиваются до самой верхушки дерева, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Клюют птицы быстро, роняя очень много ягод на землю, затем улетают дальше. Рябина спасает от голода многих птиц.

Уже клич отзвенел журавлиный, Давно уж осыпался сад, А яркие гроздья рябины Все также, свисая, горят.

Художественное слово:

Улетели птицы разные, Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует, Бусы красные надев. О. Высотская

Вопросы: О каком дереве говорится в загадке? Какие звери любят ягоды рябины? Какие птицы клюют ягоды

рябины и когда? Что дает рябина людям?

Словарь: рябина, узкая, широкая, высокая, низкая.

Методы и приемы:  ТРИЗ Игра «Кто я?»
Цель: развивать умение по одной части называть как можно больше объектов живой
природы.
Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности)

Аппликация «Рябина»

Прогулка № 7  Наблюдение за одеждой детей и взрослых. Цель: Уметь устанавливать связи между изменениями в погоде и одеждой людей, видеть различия между одеждой ранней и поздней осенью, называть качества предметов; пополнить словарный запас детей, расширять представления о ближайшем окружении. Ход наблюдения Обратить внимание на одежду людей (плащи, куртки, сапоги, в руках зонты). Почему люди так одеты. Уточнить название и назначение предметов одежды.                                           Вопросы:    Во что одеты люди? Какого цвета на них одежда? Зачем нужна одежда?                                                           Методы и приемы: ТРИЗ На что похоже?  Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.                                                             Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование «Одежда»

Прогулка№ 12 Наблюдение: «Сила ветра».

Цель: Продолжать знакомить детей с понятием «сила ветра», формировать навыки безопасного поведения во время сильного ветра. Учить детей различными способами определять силу ветра (по движению ветвей деревьев, ленточек).

Ход наблюдения 

Обратить внимание детей, что осенью часто дует ветер. Отметить с детьми какой сейчас ветер..

Художественное слово:

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задевает,

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер.

Вопросы: - ♦        Как образуется ветер? (Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Такое передвижение воздуха создает ветер.)

♦        Какие бывают ветры по силе? (Сильные и слабые.)

♦        Как называются сильные ветры? (Ураган, тайфун, смерч.)

♦        Сегодня есть ветер? Какой он по силе?

Игра «Четвертый лишний»  Цель: способствовать умение выделять из группы предметов лишний и доказывать правильность своего решения.

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности)

 Рисование «Как я вижу ветер?»

Прогулка №17

Наблюдение за пешеходом. Цель:   Познакомить детей с пешеходной дорогой, научить правильно, переходить дорогу, соблюдать ПДД.

Ход наблюдения Рассказать детям, что пешеходная дорога называется, тротуаром. Напомнить, что переходить дорогу надо по правой стороне, чтобы не наталкиваться на людей, перебегать дорогу нельзя! Понаблюдать, где ходят пешеходы, нарушают ли они правила?

Художественное слово:

Должен помнить пешеход:               Зеленый свет открыл дорогу:

Есть сигналы светофора –                 Переходить ребята могут!

Подчиняйся им без спора!                Красный свет нам говорит: -

Желтый свет – предупреждаем:       Стой! Опасно! Путь закрыт!

Жди сигнала для движения

Словарь: Опасно, пешеходный переход, сигнал светофора.

Вопросы:  Зачем нужен светофор и зебра? Кто такие водители? Кто такие пешеходы? Как правильно переходить дорогу?                                                          Загадка: Шагаешь — впереди лежит.Оглянешься — домой бежит. (Дорога)

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности)

Лепка «Светофор»

Среда

Прогулка№ 3 Наблюдение за рябиной

Цели:

—        познакомить с характерными особенностями рябины, по которым ее можно выделить среди других деревьев;

—        воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Ход наблюдения

Предложить детям собрать букет из опавших листьев. Еще раз отметить, какого цвета листья. Какие признаки того, что береза живая, можно назвать?

Загадка:  Весной зеленела, Летом загорела, Осенью надела Красные кораллы. (Рябина.)

  • Вопросы: Какие части рябины вы знаете? Покажите их и назовите.
  • Какой формы листья?
  • Какого они цвета?
  • Как растут на ветке?
  • Ягоды нужны только для красоты или еще для чего-то?
  • Каковы они на вкус?
  • Какого они цвета и формы?

Словарь: рябина, ствол, листья.

Прогулка № 8  Рассматривание одежды детей. Цель:

Предложить детям рассказать, какие изменения произошли в одежде людей по сравнению с ранней осенью, подумать, с чем связаны эти изменения, подвести детей к выводу о том, что выбор одежды зависит от состояния погоды.

Ход наблюдения                                                        Загадка: Я из хлопка, льна и кожи

Шерстяной бываю тоже

Меня люди надевают

И со мной не замерзают

(ОДЕЖДА)

 Вопросы: - Почему люди стали одеваться теплее? Какую одежду мы сейчас одеваем и для чего?

Словарь: одежда, одеваем, носим. Художественное слово: У Джона превосходный плащ,
Отличные галоши.
А дождик не идет – хоть плачь!
День, как назло, хороший.
На небе тучки ни одной!
У них, должно быть, выходной!

Прогулка№ 13 Наблюдение: «Сила ветра». Цель: Продолжить знакомить детей с природным явлением – ветер, формирование представлений детей, как о явлении неживой природы; о его роли в жизни человека.

Ход наблюдения   Организовать наблюдение за движением ветвей деревьев, вертушек, перемещением облаков, помочь детям на основании результатов наблюдения определить направление, скорость, силу ветра. Предложить детям вспомнить стихотворения о ветре (А. Пушкин «Ветер, ветер, ты могуч...», И. Бродский «Ветер»), определить, какие характеристики ветра, данные в стихотворениях, подходят для описания сегодняшней погоды.

                     

Словарь: сильный, порывистый, холодный, теплый, невидимый.

Художественное слово: Ветер, ветерок, ветрище, Ты чего по свету рыщешь? Лучше улицы мети Или мельницы крути! Я. Аким

Вопросы: - Какие произошли в природе изменения? - Какое стало небо? - Как часто светит солнце? - Идет ли дождь?

Прогулка № 18

Наблюдение «Машины нашего города».

Цель: Закреплять знания детей об основных видах транспорта, их предназначение для людей. Развивать внимание, речь, любознательность.

Ход наблюдения

Художественное слово:

«Городской транспорт».

Город. Он весь

           громыхает колёсами.

Спружена улица

           сотней машин.

Лишь тротуары

           прямыми расчёсами

Не подлежат

           для резиновых шин.

Важно проходят

           красавцы автобусы.

Мчат легковые,

           гремит грузовик.

Цепь мотоциклов

           на уличном глобусе.

Парень к мопеду

           всем телом приник.  
Вопросы:-Какой городской транспорт вы знаете? –Для чего нужен автобус в городе (такси, легковые машины…)? –Где ездят автомобили? –Для кого нужен тротуар?...

Словарь: грузовой, легковой, водитель, пешеход, дорога.

Методы и приемы: ТРИЗ  «Хорошо – плохо».

Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Четверг

Прогулка№ 4 Наблюдение за березой и рябиной осенью

Цели:

  • учить проводить сравнительный анализ внешнего вида деревьев (сходство и различия);
  • закреплять представления о характерных особенностях деревьев, условиях, необходимых для роста дерева.

Ход наблюдения

Воспитатель подводит детей сначала к березепотом к рябине для беседы. Обратить внимание детей что рябина и береза разные деревья. Отметить схожесть и различия деревьев. Художественное слово:

Зябнут берёзы,
стынут осины.
Только горят
на морозе рябины.

И отовсюду –
смотри-ка, смотри !-
Греться к рябине
летят снегири.

Н. Меркушова

Вопросы: 

  • Какие деревья вам уже знакомы?
  • Какие характерные особенности березы вы знаете?
  • Какие характерные особенности рябины вы знаете?
  • Что общего есть у этих деревьев?

Какие условия необходимы для их роста?

 ТРИЗ 
«Хорошо – плохо».

Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Прогулка № 9 Наблюдение «Одежда детей осенью». Цель

Научить детей видеть зависимость одежды от состояния погоды, уточнить названия предметов одежды и их деталей, учить описывать одежду своих сверстников, составлять рассказ из 3-4 предложений.

Ход наблюдения    Художественное слово: -Скажите, ребята, какое сейчас время года? (Осень.)

-А какая бывает осень?  (Дождливая, холодная, золотая и т. д.)

-Назовите приметы осени. (Листопад, идет дождь, птицы улетают в теплые края и т.д.)

-Да, ребята, осенью часто идет дождь, становится холоднее, люди надевают более    

  теплую одежду. Как называется одежда, которую носят осенью?( Осенняя одежда).

Словарь: осенняя одежда, пальто, куртка, плащ, кофта.

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование «В чем мы одеты ?»

\

Прогулка № 14 Наблюдение: «Сила ветра». ЦельУчить детей определять направление ветра с помощью вертушек, определять силу ветра различными способами, рассказывать о ветре (сильный, резкий, холодный и т.д.)

воспитывать любовь к природе.

  Ход наблюдения    Раздать детям вертушки для самостоятельного определения силы ветра. Вопросы – Какой сегодня ветер? В какую сторону он дует? Видим ли мы ветер? Как его можно ощутить? С помощью каких предметов можно определить направление ветра?

Художественное слово: Дуйте,

Дуйте,

Ветры,

В поле,

Чтобы мельницы

Мололи,

Чтобы завтра

Из муки

Испекли нам

Пирожки! С. Маршак

Методы и приемы:

 ТРИЗ На что похоже?  Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

Прогулка №19

Наблюдение за грузовым автомобилем

Цель: - учить отличать грузовой автомобиль от легкового.

Ход наблюдения        

Рассмотреть с детьми грузовой автомобиль. Для чего он предназначен.

 Художественное слово: Мощный транспорт

Грузовик

Тяжести возить привык.

Для чего машине кузов?

Чтобы в нем возили грузы!
Воспитатель задает детям вопросы

Для чего нужны грузовые автомобили?

Что они перевозят?

Назовите некоторые виды грузовых автомобилей и объясните,

Для чего они нужны?

Каким автомобилем сложнее управлять грузовым или легковым?

Словарь: Грузовой автомобиль, перевозит груз, мощный.

Методы и приемы:  ТРИЗ «Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Пятница

Прогулка№ 5 Наблюдение за рябиной

Цель: продолжать наблюдение за рябиной , рассказать, как сберечь ее от сильных морозов.

Ход наблюдения Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед — душистый и полезный. У рябины хорошая

древесина — тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а

из гибких веток плетут красивые корзины.

Стоит наша рябина без листьев. Птицы исклевали ягоды, некоторые ягоды упали на землю, а налетевшие метели укрыли их белым покрывалом. Так под снегом и лежат они, словно законсервированные, до весны.

Художественное слово:

Я по парку погуляла,
Где заря растёт узнала.
Поглядела вверх - она
Сразу стала мне видна!
Ярко ягодки горят,
На меня они глядят!
Что за чудная картина?-
Это дерево - рябина!

В. Сибирцев

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование «Дерево-рябинка»

Прогулка№ 10 Наблюдение за одеждой детей. Цель

Продолжать знакомить детей с особенностями времен года, изменениями в жизни людей. Обратить внимание детей на то, как они одеты, актуализировать их знания об осенней одежде, сравнить ее с зимней одеждой. Учить устанавливать связи между состоянием погоды и одеждой детей.

Ход наблюдения Сорока имеет много прозвищ: сорока-белобока, сорока-стрекотуха, сорока-воровка. «Белобока» — потому что по бокам перышки у сороки совсем белые. Голова и крылья черные. Хвост тоже черный, нос очень красивый, с зеленоватым отливом, длинный и прямой, как стрела. А «воровкой» ее прозвали за то, что она любит все яркое, блестящее.

Сороки питаются гусеницами, мошками, жучками и комарами. Помимо насекомых, сороки клюют ягоды и фрукты, семена растений. Осенью сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам, угощаются ягодками рябины, боярышника и облепихи. От нас она не улетает зимой, а перебирается поближе к людям.

Художественное слово:   « Папа в сапожищах: топ- топ- топ!        

                                 Мамочка в сапожках: шлеп-шлеп-шлеп.                  

        А я, детка- крошка, в маленьких сапожках

        Быстро по дорожке: топ- топ- топ- топ!

Вопросы -  Ребята, назовите, что на вас надето?  Как назвать одним словом эти предметы? Какие виды одежды вы еще знаете?

Игра с мячом: «Какой одежды много продается в магазине?»

Юбка – много юбок.

Кофта – много кофт.

Майка – много маек.

Шорты – много шорт.

Пальто – много пальто.

Куртка – много курток.

Ситцевое платье – много ситцевых платьев.

Шерстяная кофта – много шерстяных кофт.

Меховая шуба – много меховых шуб.

Прогулка№ 15 Наблюдение: «Сила ветра». Предложить детям самостоятельно определить направление ветра с помощью вертушек, пояснить своим товарищам, не справившимся с заданием, как нужно действовать. Учить детей давать характеристику ветра (сильный, резкий, порывистый, холодный, морозный и т.д.) Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.

Ход наблюдения: Выйдя на участок, обратить внимание детей на ветер. Вынести на улицу инструменты для определения силы ветра.

Художественное слово:

Ветер, ветерок, ветрище,

Ты чего по свету рыщешь?

Лучше улицы мети

Или мельницы крути!

Я. Аким

Словарная работа: дует, завывает, сильный ветер

Прием эмпатии: «Каким бывает ветер…».

Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование «Ветерок»

Прогулка № 20 Наблюдение за легковым автомобилем Цель: Научить понимать значение и функции автомобиля; Закреплять умение определять материал, из которого сделана машина (металл, стекло).

Ход наблюдения   Обратить внимание детей на проезжающие мимо легковые машины. Рассказать им об особенностях машин, что они разного вета. Отметить из каких материалов сделаны машины . У машины металлический корпус, стекла предохраняют водителя от ветра и дождя.

Художественное слово: Не летает, не жужжит. Жук по улице бежит. И горит в глазах жука                                      Два блестящих огонька. (Машина.)                             Вопросы:  Для чего нужна машина? Какие машины едут по нашей улице? Что удобнее перевозить на таких машинах: людей или грузы? (Людей.) Как эта машина называется? (Легковая.)А кто ведёт её?                        Загадка: Пью бензин и масло ем, Хоть не голодно совсем. А без них я так болею, Что поехать не сумею! (Машина)                                                                           Методы и приемы:  ТРИЗ «Что умеет делать?» Цель: на формирование умения выявлять функции объекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл наблюдений за объектами живой и неживой природы

Календарно-тематическое планирование наблюдений за объектами живой и неживой природы на прогулках в подготовительной к школе группе...

Цикл наблюдении за снегом и водой.

Картотека наблюдений за снегом и водой....

Цикл наблюдений за комнатными растениями

Картотека для закрепления знаний детей о комнатных растениях и о способах ухода...

Цикл наблюдения за ростом лука.

Цель: вызвать познавательный интерес к выращиванию лука. Учить создавать ситуацию опыта. Формировать представление о том, что растения живые и могут расти и развиваться, если для них созданы необходим...

Цикл наблюдений за хомячком в живом уголке с детьми старшей группы

. Во время наблюдений задействуются все органы чувств ребенка. Именно они обеспечивают активизацию таких умственных операций, как анализ, синтез, сопоставление, благодаря которым ребенок немного спонт...

Наблюдения за растениями и животными (цикл наблюдений за птицей, за мать-и-мачехой).

Материал включает в себя цикл занятий, состоящих из наблюдений (за птицей и мать-и-мачехой). Материал будет полезен при планировании наблюдений на прогулке....