Цикл наблюдения Зима (средняя группа)
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Цикл наблюдений Декабрь, Январь, Февраль
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dekabr_nablyudeniya.docx | 47.97 КБ |
yanvar_nablyudeniya.docx | 44.49 КБ |
fevral_nablyudeniya.docx | 43.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Наблюдения на Декабрь средняя группа.
день |
|
|
|
|
Живая природа –мир растений | Живая природа –мир животных | Неживая природа | Социальные явления | |
Понедельник | Прогулка № 1 Наблюдение «Рассмотрим нашу ель». Цель: Уточнить представления о настоящей ели, назвать характерные особенности строения, признаки, отличающие от других деревьев. Учить любоваться живой елью. Ход наблюдения Вокруг нашего садика посажено много разных растений и деревьев. Ребята, а что мы сегодня будем рассматривать, вы отгадаете. Художественное слово: Загадка: Что же это за девица? Ни швея, ни мастерица. Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Ель.) Вопросы: Что это за дерево? Кто знает? (Ель). – Почему вы думаете, что это ель? – Какая она: большая или маленькая? – Что есть у ели? (Ствол, веточки, иголочки). – Какого цвета веточки? (Зеленые). – А это что на веточках? (Шишки). – Какие у ели иголки? (Маленькие, острые, колючие). Словарь: ель, елка, иголки, колются, пушистая. Методы и приемы: ТРИЗ: «Хорошо – плохо». Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование «Елочка» | Прогулка № 6 Наблюдение в птичьем парке Цель: закреплять представление о птичьем мире; упражнять в узнавании птиц по описанию. Ход наблюдения На свободном участке разместить на ветках деревьев и кустарников плоскостные изображения птиц (воробей, ворона, сорока, синичка, снегирь). Обратить внимание детей, что птички не живые, а вырезаны из картона и разукрашены как настоящие. Поэтому мы не слышим голоса птиц, но вы сами будете имитировать голоса, распознав их. Художественное слово: Загадка: На суку сижу, Кар-кар! — кричу. (Ворона.) Чик-чирик! С ветки прыг! Клюй, не робей. Кто это? (Воробей.) Словарь: шустрые, осторожные, летают. Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Аппликация «Веточки для птичек» | Прогулка № 11 Наблюдение за сезонными изменениями. Цель: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает); учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях. Ход наблюдения Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! Это снег лежит ковром, Самый первый, самый белый! Вот о чем всю ночь свистел за моим окошком ветер! Он про снег сказать хотел и про то, что зиму встретил. Нарядилась и рябинка в белый праздничный наряд, Только гроздья на вершине Ярче прежнего горят. Художественное слово: Загадка: Текло, текло и под стекло легло. (Вода.) Без рук, без ног, а в избу лезет. (Мороз.) Декабрь год кончает — зиму начинает. Теплая зима к холодному лету. Солнце летом греет, а зимой морозит. Вопросы: Как изменился общий вид участка по сравнению с осенью? Зачем засыпают корни деревьев снегом? Как одеваются люди зимой и осенью? Методы и приемы: ТРИЗ «Что будет, если…» Цель: на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром. | Прогулка № 16 Наблюдение за автомобилями Цель: учить различать автомобили по их назначению; формировать интерес к профессии водителя, стремление освоить его трудовые действия. Ход наблюдения Воспитатель предлагает понаблюдать за автомобилями, движущимися по улицам города. Рассмотреть их внешний вид, ответить на вопросы. Какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, водный, воздушный.) Какие функции выполняет та или иная машина? Загадка: Их видно повсюду, их видно из окон, По улице движутся длинным потоком. Они перевозят различные грузы —Кирпич и железо, зерно и арбузы. За эту работу мы их полюбили, Они называются... (автомобили). Словарь: Автомобили, транспорт, наземный транспорт, воздушный транспорт, водный транспорт. Методы и приемы: ТРИЗ «Подскажи словечко» Цель: развитие мышления, быстроты реакции. Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование «Машины на дороге» |
Вторник | Наблюдение №2 «Что есть у ели?» Цель: Продолжать знакомить с елью: ствол, ветки с колючими иголками (иголок много, они зеленые, маленькие, ветки растут по всему стволу). Ход наблюдения Загадка: Мягко светятся иголки Хвойный дух идет от… (ёлки) Вспомните, какое дерево мы с вами рассматривали в прошлый раз? (Ель). Давайте найдем ель. Полюбуйтесь елью, её красотой. Вот она какая, красавица лесная. Наша ель большая или маленькая? Покажите, какая она. Да, она очень высокая, стройная. У ели есть ствол. Вот он. На стволе растут ветки. Веток много. Растут они по всему стволу. Покажите, как растут ветки у ели? Потрогайте веточки. Какие они? (Колючие). Почему веточки колючие? (Колючие иголки). Посмотрите, сколько на веточках иголочек? (Много).Какого цвета иголочки? (Зеленые). Потрогайте осторожно иголочки. Какие они? (Маленькие, острые, колючие).Иголочек у ели много. Они очень острые и колючие,называются хвоинки. Могут уколоть руку, будьте аккуратны. Художественное слово: Скороговорка: Ель на ежика похожа Еж в иголках, елка тоже. А теперь отгадайте загадку: Не похожи на иголки А упали тоже с ёлки. (Шишки). Стихотворение: Ели на опушке — До небес макушки — Слушают, молчат, Смотрят на внучат. А внучата-елочки — Тонкие иголочки У лесных ворот Водят хоровод. (Токмакова И.) Иголочки у ели. Словарь: елка, шишки, иголки, пушистая, зеленая.. Методы и приемы: ТРИЗ Игра «Кто я?» | Прогулка № 7 Наблюдение за вороной Цель: продолжать знакомить с вороной; углублять знания о ее обитании, внешнем виде, питании, размножении; воспитывать гуманные чувства к птицам, желание заботиться о них. Ход наблюдения Художественное слово: Загадка: Как лиса среди зверей, Эта птица всех хитрей. Прячется в зеленых кронах, И зовут ее ... (ворона). Вопросы: Какие у вороны клюв, хвост, крылья? Эта птица улетает в теплые края или нет? Чем питается? Как высиживает птенцов? Где? Где живет? Есть ли у нее враги? Методы и приемы: ТРИЗ На что похоже? Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем. Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование «Ворона» | Прогулка№ 12 Наблюдение за погодой. Цель: продолжать формировать представление о сезонном явлении — гололедице; развивать наблюдательность. Ход наблюдения Белая, холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. С наступлением зимы стало еще холоднее, чем осенью. Небо почти всегда покрыто облаками. Идет не дождь, а снег. Снег покрыл землю, крыши домов, ветки деревьев. Ручьи, буйные реки, озера сковал лед. Чем больше снега выпадет на землю, тем лучше будут расти растения. Снег защищает их от мороза. День становится короче, а ночь длиннее. Воспитатель задает детям вопросы. Художественное слово: На ладонь упала робко Первая снежинка. Ей, наверно, очень плохо На лесной тропинке? Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! Это снег лежит ковром, Самый первый, самый белый! На заборах, на крылечке Все блестит и все бело. Нет свободного местечка - Всюду снега намело. Словарь: снег, лед, гололед, сугроб. Игра «Четвертый лишний» Цель: способствовать умение выделять из группы предметов лишний и доказывать правильность своего решения. Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Аппликация «Снежок» | Прогулка №17 Наблюдение за пожарной машиной Цель: расширять знания о роли машин и их механизмах; воспитывать любознательность. Ход наблюдения Машины с сиренами спешат на помощь людям. Мигалки предупреждают о том, что машина поворачивает направо или налево. Раздвигающаяся лестница нужна для тушения пожара в многоэтажном доме. Каски защищают голову от падающих предметов. Художественное слово: Спешит машина красная, Словарь: пожарная машина, пожарные, пожарная лестница. Вопросы: Почему весь транспорт пропускает вперед машины с сиренами'' Почему у автомобиля спереди и сзади имеются мигалки? Для чего пожарной машине длинная раздвигающаяся лестница? Почему пожарные работают в касках? Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование «Пожарная машина» |
Среда | Прогулка№ Наблюдение №3 «Наша ель – живая, мы можем ей помочь». Цель: Воспитывать бережное отношение к живому дереву, желание помогать ему (стряхивать снег с веток, не ломать ветки). Ход наблюдения: Давайте найдем нашу ель. Посмотрите, какая она красивая. Вспомните, какие добрые, ласковые слова мы ей говорим. Ель наша, мы любим тебя и никому в обиду не дадим. Наша ель живая, как и мы с вами. Если дерево обижать, то ей, так же, как и нам, будет больно. Вопросы: А ведь мы не хотим причинить ей боль? (Не хотим). Скажите, можем мы поднять ель и перенести в другое место? (Нет).Почему нет? Правильно, она живая, растет в земле, держится корнями, которые питают её. Посмотрите, что лежит на ветках у ели? (Снег). Как вы думаете, легко ли деревьям держать столько снега? Мы можем помочь и стряхнуть снег с веток. Посмотрите, как это делается. Стряхивать снег нужно осторожно, чтобы не повредить ветки у ели, чтобы не сделать ей больно. Если зимой мало снега, у дерева могут промёрзнуть корни. Мы можем прикопать к стволу снег с участка и сохранить там тепло, спасти ель. Нельзя ломать ветви у ели, какими бы они не были пушистыми и красивыми. Художественное слово: Пословица: – Ель не сосна, шумит неспроста. Помогаем ели – отряхнули с веток снег. Словарь: помогаем, заботится, отряхнем снег с веток. | Прогулка № 8 Наблюдение за птицами Цель: формировать желание детей заботиться о зимующих птицах (узнавать птицу, называть части ее тела). Ход наблюдения. Воспитатель объясняет детям, что птицы очень пугливые. Если заметят что-то неладное, быстро вспорхнут и улетят. Ребята, представьте, что вы воробьи. Покажите своими движениями и голосом, что на участок прилетели воробушки. А теперь представьте, что вы — сороки. Покажите, как они машут крыльями в полете и какую песенку поют. Вопросы: Как называется птичка с красной грудкой? Вот и наша старая знакомая летит. Какую песенку она поет? Прислушайтесь. Они между собой переговариваются, наверное очень рады, что появились у них друзья, которые о них позаботятся. Какого цвета перышки на крыльях у сороки? Словарь: ворона, клюет, прыгает, каркает. Художественное слово: Птичка летает, Птичка играет, Птичка поет; Птичка летала, Птичка играла, Птички уж нет! Где же ты, птичка? Где ты, певичка? В дальнем краю Гнездышко вьешь ты; Там и поешь ты Песню свою. | Прогулка№ 13 Наблюдение за погодой Цель: учить самостоятельно выделять и называть изменения в природе зимой. Ход наблюдения Сравните. Морозы стали крепче, и не всегда можно гулять. На улице очень холодно люди идут быстро по улице, чтобы не замерзнуть. Словарь: снег, сугроб, валенки, скользко.Художественное слово: Он к бровям моим прирос, Он залез мне в валенки. Говорят, он — Дед Мороз, А шалит, как маленький. Вопросы: На улице тепло или холодно? Почему люди прячут носы в воротники пальто и быстро идут по улице? Как были одеты люди летом? | Прогулка № 18 Наблюдение за специальным транспортом «Скорая помощь» Цель: Расширять знания о специальном транспорте «скорой помощи», роли водителя в спасении жизни людей; Закреплять умение находить нужную машину по описанию Ход наблюдения Художественное слово: Воспитатель загадывает детям загадки, задает вопросы. Что за зверь по мостовой мчит. Как ветер удалой. По зову больных Рычит, пыхтит. («Скорая помощь».) На красный свет машина мчится, Везу больного я лечиться! И всех, кто вызовет меня, К врачам доставлю быстро я! («Скорая помощь».) Автомобиль с красной полосой и красным крестом немедленно выезжает по указанному адресу на помощь больному. Мигающий маячок и вoющая сирена словно говорят остальному транспорту и пешеходам: «Пропустите нас, пожалуйста, мы очень спешим!»
Какая это машина? Как вы догадались»? Для чего нужны такие машины? Какие водители должны управлять такими машинами? Словарь: машина скорой помощи, скорая помощь, врач Методы и приемы: ТРИЗ «Хорошо – плохо». Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. |
Четверг | Прогулка№ 4 Наблюдение за березой Цель: продолжать знакомить с елкой, выделяя характерные признаки дерева; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы. Ход наблюдения Ель – это очень полезное дерево, так как очищает воздух, помогая всем быть здоровыми! Она живая, зеленая зимой и летом, её надо беречь и охранять. Не обижать и не портить растущие деревья самим, и не позволять это делать другим. Художественное слово: И летом и зимою А запах её хвойный, Подарит праздник всем! Автор: Светлана Казакевич Вопросы:Какое это дерево? Покажите ствол березы. Какой он — толстый или тонкий? Покажите ветки. Какие они — толстые или тонкие? Какого цвета?Погладьте ствол елки Какой он у нее? (Гладкий, шелковистый.) Какой по цвету? (Уточнить, что только у елки темно-коричневый ствол.) Что на елочке листочки или иголочки-хвоинки? Что происходит с деревом летом и зимой? ТРИЗ «Хорошо – плохо».Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. | Прогулка № 9 Наблюдение за птицами Цель: формировать желание заботиться о зимующих птицах; учить сравнивать сороку и воробья, находя отличительные признаки. Ход наблюдения Обратить внимание на зимующих птиц, рассказать, что зимой им очень голодно: нет мошек, червячков. Только люди могут помочь — покормить их. Ребята! Сейчас мы будем угощать птиц крошками хлеба, семечками, зернышками; корм надо рассыпать по всей дорожке, чтобы птицы увидели, а сами отойдем в сторону и понаблюдаем. Вот, ребята, стали и птицы слетаться в зимнюю столовую. Первыми, конечно, прилетели воробьи, сороки, вороны, синички. Давайте сравним воробья и сороку. Словарь: перелетные птицы, дальние края.
Методика ТРИЗ: Игра «Дерево, птица, насекомое, дикое животное» \ | Прогулка № 14 Наблюдение за погодой. Цель: Упражнять в определении состояния погоды; формировать обобщённые представления о признаках природных объектов и явлений; устанавливать простейшие связи между ними. Ход наблюдения Ежедневно обращать внимание детей на погоду. Вопросы О каком времени года я вам рассказала стихотворение? А теперь посмотрите кругом, что происходит на улице? (идет снег, дует ветер, светит солнышко и т. д.) Расскажите, какая сегодня погода? Подумайте, чем зимняя погода отличается от летней? Вспомните, как вы были одеты летом, и как сейчас? Художественное слово: Вот зима пришла серебристая, Белым снегом замела поле чистое. Днем с детьми на коньках катается, ночью в снежных огоньках рассыпается… В окнах пишет узор льдом-иголочкой И стучится к нам во двор со свежей елочкой. Опыт со снегом: С одной руки снимите варежку, а на другой оставьте и поймайте снежинки. Посмотрите, где они растают скорее. Методы и приемы: ТРИЗ «На что похоже?» Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем. | Прогулка №19 Наблюдение за самосвалом Цель: Формировать представления о видах грузовых машин; Учить рассказывать о них. Ход наблюдения Предложить детям рассмотреть машину. Эта машина с железным открытым кузовом самосвал. Художественное слово: Вот машина. Так машина Высотою c дом кабина И колеса высотою Выше нас с тобою вдвое. Вопросы: Для каких грузов предназначен самосвал? Как происходит разгрузка машины? Как машина помогает человеку? Может ли самосвал работать без человека? Как происходит разгрузка машины? Как машина помогает человеку? Может ли самосвал работать без человека? Словарь: самосвал, мусоровоз, работать, помогать. Методы и приемы: ТРИЗ «Четвёртый лишний» Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. |
Пятница | Наблюдение №4 «Сравниваем живую ель и искусственную ёлку».Цель: Закреплять представление о живой ели. Показать отличие живой ели от искусственной. Формировать чувство восхищения живым деревом. Ход наблюдения:Ель получила своё название из-за колючей хвои – иголочек. В славянском языке «ель» означало «колючий, острый». Ёлкой называли «рождественскую ель», деревце Нового года. Приближается замечательный праздник – Новый год! По традиции, его празднуют возле ёлки. Было бы хорошо, чтобы дома и в детском саду была искусственная ёлочка, а не живая. Ведь если спилить живую ель, она потом засохнет, больше не сможет расти и радовать нас. А искусственная ёлочка тоже очень красивая! Её можно много лет наряжать разными игрушками, украшать, она не будет осыпаться. Художественное слово: «Хороший подарок»: Мне елку купили! Мне елку купили! В лесу на опушке ее не рубили. А сделали елку на добром заводе Хорошие дяди, веселые тети. Скорей приходите, скорей поглядите На елку из тонких серебряных нитей: Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной, Задень - и она зазвенит еле слышно. А елка лесная осталась живая, Стоит на опушке, макушкой кивая. Кому? Никому! Просто ветру, метели, Такой же красивой неспиленной ели! Ирина Токмакова Вопросы: Посмотрите, что это за ёлочка? Похожи ли настоящая ель и искусственная? Чем живая ель отличается от неживой ёлочки? Где растет живая ель? А растет ли неживая ёлка? Почему вы так думаете? А если мы её посадим в землю, будет ли она расти, у неё появятся корни? Правильно, не будет. Она неживая. Потрогайте иголочки игрушечной ёлки? Какие они? А теперь потрогайте иголочки у живой ели? Какие они? Вырастут шишки у неживой ёлки? А у живой ели? (Да). Когда вырастают шишки у живой ели? Зачем нужна искусственная ёлка? Когда мы наряжаем ёлочку, на какой праздник? Надо ли беречь живую ель? Стихотворение: Ах! Такую ёлочку вижу в первый раз! Не могу от ёлочки отвести я глаз Пышная красавица серебром блестит, И в мороз, на солнце – искрами горит! Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование «Новогодняя елочка» | Прогулка№ 10 Наблюдение за зимующими птицами Цель: расширять представления о зимующих птицах; воспитывать любовь и заботу о них. Ход наблюдения С наступлением холодов зимующие птицы (воробьи, вороны, сороки, голуби, синицы и снегири) приближаются к жилью человека. Для птиц наступило трудное время: они не могут найти корм. Урожай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли (заснули). Поэтому птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они покормят их. Мы будем подкармливать птиц осенью и зимой, чтобы они не погибли от голода. Художественное слово: Воробушки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Вопросы - Каких зимующих птиц вы знаете? Трудно ли птицам добывать корм зимой? Что нужно смастерить для корма? Словарная работа: птицы, зимующие птицы, кормушка, корм. | Прогулка№ 15 Наблюдение за состоянием природы. Цель: Учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях; закреплять умения воспринимать описание узоров на окне. Ход наблюдения. За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На стеклах за ночь появились какие-то удивительные рисунки. Красив снежный узор на окнах и в солнечный день и в пасмурный. Почему появляются на окне снежные узоры? Чем их рисует мороз? Художественное слово: Загадка. Удивительный художник у окошка побывал, Удивительный художник нам окно разрисовал: Пальмы, папоротники, клены — на окошке лес густой. Только белый, не зеленый, весь блестящий, не простой. На стекле цветы и листья — все искрится, все бело. Но без красок и без кисти разрисовано стекло. Замечательный художник у окошка побывал. Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (Мороз.) Словарная работа: мороз, лед, холодно, морозно. Прием эмпатии: «Снежинка, как пушинка». Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Лепка барельеф «Узор на окне» | Прогулка № 20 Наблюдение за автобусом Цель: Расширить знания о наземном транспорте, их классификации, назначении.Формировать представление о назначении автобусов, их значении в жизни человека Ход наблюдения Через определенные отрезки пути автобус останавливается. На каждой остановке водитель нажимает специальную кнопку, чтобы закрылись двери. После того как пассажиры вышли, а другие вошли, Шофер закрывает двери, и автобус едет до следующей остановки. Художественное слово: Дом по улице идет, На работу всех везет. Не на курьих тонких ножках, А в резиновых сапожках. На остановке столпотворенье: Люди автобуса ждут с нетерпеньем. Надо народу успеть на работу Всем поместиться в автобус охота. Только обидно. Что в транспорт бензиновый. Все не войдут: он, увы, не резиновый! Вопросы: Как выглядит автобус? Что находится внутри автобуса? Для чего нужны поручни? Какие автобусы ездят по нашему городу? Как едет автобус? Методы и приемы: ТРИЗ «Что умеет делать?» Цель: на формирование умения выявлять функции объекта |
Предварительный просмотр:
Наблюдения на Январь средняя группа.
день |
|
|
|
|
Живая природа –мир растений | Живая природа –мир животных | Неживая природа | Социальные явления | |
Понедельник | Прогулка № 1 Наблюдение «Деревьями зимой». Цель: дать представление детям о том, что зимой снег необходим деревьям и кустарникам, чтобы не замёрзли их корни. Ход наблюдения Понаблюдать за деревьями. Посмотреть, какими они бывают? Обратить внимание на разновидность деревьев и на их строение. Беседа: "Для чего нужен снег зимой?" Художественное слово: Посмотрите - деревцо К солнцу тянется оно! Ствол коричневый такой Он могучий и большой! Веточки все вверх растут, Птички здесь гнездо совьют! Вопросы: Для чего нужен снег зимой? Как снег помогает растениям? Чем мы сможем помочь деревьям зимой? Словарь: деревья, корни, снег, сугробы. Методы и приемы: ТРИЗ: «Хорошо – плохо». Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование «Деревья в снегу» | Прогулка № 6 Наблюдение за домашними животными зимой. Цель: Закреплять знания о жизни домашних животных в зимнее время года; формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище). Ход наблюдения: Художественное слово: Домашних животных я очень люблю: Кормлю, берегу и ласкаю. Собаку и кошку, козу и свинью Друзьями своими считаю. Помощники наши — корова, баран И конь вороной темногривый Живут с нами рядом, привязаны к нам, Доверчивы, миролюбивы. Вопросы: Каких домашних животных вы знаете? Как изменилась жизнь домашних животных с наступлением зимы? Почему животных перестали выгонять на пастбища? Как люди ухаживают за домашними животными? Чем отличается жизнь домашних животных от диких в зимнее время? Почему люди разводят домашних животных и заботливо к ним относятся? Словарь: домашние животные. Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Аппликация «Мое домашнее животное» | Прогулка № 11 «Наблюдение за снежинками» Цель: формировать умение видеть красоту окружающей природы; знакомить со свойствами снега. Загадка: Что за звездочки такие на пальто и на платке. Методы и приемы: ТРИЗ «Что будет, если…» Цель: на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром. | Прогулка № 16 «Наблюдаем за работой дворника». Цель: воспитать уважение к труду взрослых, формировать желание приходить на помощь окружающим.Ход наблюдения Обратить внимание детей на работу дворника. Лопата у него широкая, зачем? Предложить детям помочь очистить тротуар, участок площадки от снега. Художественное слово Снега прошли немалые, А все идут, идут... Дворники усталые Метут, метут, метут. Гремят они лопатами Под тучами лохматыми,
Метелками шуршат. На улицах, на улках, В дворах и закоулках Управиться спешат. Е. Благинина
Встанет дворник на заре, Снег расчистит во дворе. Дворник мусор уберет И песком посыплет лед. В. Степанов Загадка Он с утра пораньше встанет, Лопату в руки возьмет, Тротуар почистит И весь двор уберет. (Дворник) Дидактическая игра «Кому что нужно для работы» — дети рассуждают на тему «Профессии». Цель — закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда. Воспитать интерес к труду взрослых, желание трудиться. Словарь: дворник, лопата, чистить снег Методы и приемы: ТРИЗ «Подскажи словечко» Цель: развитие мышления, быстроты реакции. Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование «Дворник» |
Вторник | Наблюдение №2 Наблюдение за березой и рябиной Цели: формировать знания о жизни растений зимой; воспитывать бережное отношение к природе. Ход наблюдения Воспитатель организует беседу с детьми, обращая внимание на деревья, стоящие на участке Вопросы: Назовите, какие деревья и кустарники Что делают зимой деревья? По каким характерным особенностям можно узнать березу, рябину? Как чувствуют себя деревья зимой? Хорошо им или плохо зимой? Для чего нужен снег деревьям? Что может произойти, если много снега на ветках ? Художественное слово: Деревья зимою, деревья зимою Пронизаны ветром и стужей самою, И стройные сосны и острые ели Встают, как солдаты, навстречу метели. Словарь: береза, рябина, деревья, заснеженные Методы и приемы: ТРИЗ Игра «Кто я?» | Прогулка № 7 Наблюдение за собакой Цель: продолжать знакомить с объектами живой природы; воспитывать бережное, заботливое отношение к «братьям нашим меньшим». Ход наблюдения: Обратите внимание на собаку, ее походку и внешний вид. Все собаки ходят, опираясь не на всю стопу, а лишь на пальцы, у них на передних лапах по 5 пальцев(5 короткий), на задних 4. У собак голова с вытянутой мордой, уши высокие, треугольной формы. Сейчас на улице холодно, вся земля покрыта снегом, и бездомным собакам трудно найти корм, пережить зиму. Поэтому человек должен по возможности помогать этим животным, подкармливать. Художественное слово: Загадка. С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, А хвост колечком(Собака). Вопросы: У кого в доме живет собака? Ребята как вы думаете для чего человек держит собаку? Методы и приемы: ТРИЗ На что похоже? Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем. Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование «Собачка» | Прогулка№ 12 Наблюдение за снегом Цель: продолжать формировать представление детей о свойствах снега (белый, холодный, мокрый). Ход наблюдения Художественное слово: Тихо-тихо снег идет, Белый снег, мохнатый. Мы расчистим снег и лед Во дворе лопатой. М. Познанская Белым снегом все покрыло: И деревья и дома. Свищет ветер легкокрылый: «Здравствуй, зимушка-зима!» Г. Ладонщиков Вопросы: Какого цвета снег? Какой на ощупь? Что из него можно сделать? Почему снег тает на ладошке? Словарь: снег,снежинка, тает, лед, сугроб. Игра «Четвертый лишний» Цель: способствовать умение выделять из группы предметов лишний и доказывать правильность своего решения. Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Аппликация «Снежинка» | Прогулка №17 Наблюдение за работой дворника Цель: продолжать наблюдение за работой дворника; совершенствовать словарный запас Ход наблюдения: Вопросы: Что делает дворник на участке детского сада зимой? Какие орудия труда нужны дворнику в это время года? Как может дворник помочь деревьям зимой? Художественное слово: Встанет дворник на заре, Всё очистит во дворе И кусты обрежет сам. Красота на радость нам! Словарь: помощь, дворник, помогать Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование «Инструменты дворника» |
Среда | Прогулка №3 Наблюдение за сосной Цель: уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях (сосна, как и ель, всегда зеленая, у нее тоже есть иголки, только длиннее). Какой ствол у сосны? | Прогулка № 8 Наблюдение за кошкой Цель: закреплять представление о характерных особенностях кошки. Ход наблюдения. Кошка живет рядом с человеком. Он за ней ухаживает. Кошка большая и пушистая. На голове у нее уши, большие глаза, которые в темноте светятся, длинные усы. У нее четыре лапы с мягкими подушечками. Поэтому она может очень тихо ходить и неслышно подкрадываться. Кошка умеет лазать по заборам и деревьям с помощью острых когтей. А еще у кошки длинный красивый хвост. Она любит Молоко, ест рыбу и мясо. Вопросы: Где живет кошка? Кто ухаживает за ней? Как выглядит кошка, каковы ее повадки? Чем питается? Словарь: кошка, пушистая, ласкается Художественное слово: Острые ушки, На лапках подушки. Усы, как щетинка, Дугою спинка. Днем спит, на солнышке лежит, Ночью бродит, на охоту ходит. | Прогулка№ 13 Наблюдения за свойствами снега Цель: развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы; уточнить представления о свойствах снега. Ход наблюдения: Охарактеризуйте погоду. (Солнечная, морозная, ветреная и т. д.) На улице мороз, который можно определить по тому, что покалывают щеки. Походите по снегу, послушайте, как он скрипит. Вывод: снег скрипит под ногами в морозную погоду. Скрип происходит от того, что под ногами ломаются лучики множества снежинок, которые в морозную погоду очень ломкие. Слепите снежки. Как вы думаете, почему у вас ничего не получается? Это еще одно свойство снега, он не лепится, рассыпается в морозную погоду. Приметы: облака и тучи быстро движутся – к ясной погоде; облака черные, низкие, движутся быстро – ненастье сохранится. Опыт «Таяние снега» Цель: знакомство со свойствами снега. Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная. Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду. | Прогулка № 18 Наблюдение за трудом дворника Цель: продолжать наблюдение за работой дворника; способствовать развитию речи за счет обогащения словарного Ход наблюдения Он проснётся на заре, Снег расчистит на дворе. Все дорожки подметёт И песком посыпет лёд. (Дворник) Вопросы:
Посмотрите, как много снега на дорожках ? А кто убирает эти снег? Чем работает дворник? Кому нужна его работа?
Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. |
Четверг | Прогулка№ 4 «Наблюдение за деревьями»Цель: показать детям деревья: березу, ель, разобрать отличительные признаки. Ход наблюдения Показать, что у елочки (сосны) — зеленые иголки (хвоя). Еловая веточка — лапа. Сравнить ее с голой белой березкой. Отметить, что она сбросила листву на зиму. Объяснить, что в морозные дни ветки деревьев и кустов очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать по стволу. Обратить внимание детей на деревья, когда после оттепели ударяет мороз, на ветках образуется тонкий слой льда. Веточки качаются от ветра, задевают друг друга, и слышится тихий мелодичный звон. Художественное слово Вот и мороз... Забыта осень... Затих, застыл весенний лес. Под низкой крышею небес Деревья спят, одежды сбросив. И не тревожат их нимало Ни ветра свист, ни вьюги вой: Закутала их с головой Зима в свой снег Как в одеяло. Теперь их только по весне С дождем желанным Гром разбудит... Деревья спят Совсем как люди И день за днем растут во сне. К. Чомов
Загадка: Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. (Дерево) ТРИЗ «Хорошо – плохо». Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. | Прогулка № 9 Сравнение следов собаки и кошки. Цель: развивать умственные операции сравнения и обобщения; воспитывать заботливое отношение ко всему живому. Ход наблюдения: Обратить внимание на наличие следов на снегу. Подумайте, кому они могут принадлежать и куда ведут. Вспомните, сколько ног у животных, какие они по размеру, какие следы должны быть у собаки и кошки. Пофантазируйте, куда направлялась собака и кошка. Бездомным собакам и кошкам тяжело пережить холодное время, и по возможности их надо подкармливать, но при этом не забывать соблюдать правила поведения с незнакомыми животными. Приметы: зимой собаки валяются – быть метели; если кошка встает на задние лапы, и начинает скрести ногтями стены – будет вьюга. Словарь: следы, кошка, собака.
Методика ТРИЗ: Игра «Дерево, птица, насекомое, дикое животное» \ | Прогулка № 14 «Наблюдение за снегом» Цель: уточнить представления о свойствах снега. - Обратите внимание на чистоту воздуха, как легко дышится, это от того, что снег, падая на землю, захватывает с собой частички копоти, пыли и всяких частиц, очищая тем самым воздух. Поэтому снег не надо брать в рот, несмотря на то, что он кажется белым, он все равно грязный и, кроме того, холодный, и можно простудить горло и заболеть. Методы и приемы: ТРИЗ «На что похоже?» Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем. | Прогулка №19 Наблюдение за работой дворника Цель: продолжать знакомить детей с работой дворника. Закрепить знание орудий труда. Воспитывать уважение к труду дворника. Формировать желание приходить на помощь окружающим. Развивать связную речь. Ход наблюдения: Предложить детям понаблюдать за тем как дворник убирает снег. Какими орудиями труда он работает? (Лопатой, метлой). - Лопата у него широкая, зачем? - Кому нужен труд дворника? Предложить детям помочь дворнику. Художественное слово: Тихо – тихо снег идет, От калитки мы с трудом Белый снег, лохматый. К нам дорожку проведем. Мы расчистим снег и лед Выйдет мама на порог, На дворе лопатой. Скажет: «Кто бы это мог Провести дорожку К нашему порожку?» (М.Познанская) Словарь: дворник, снег, работать, помогать. Методы и приемы: ТРИЗ «Четвёртый лишний» Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. |
Пятница | Наблюдение №4 Наблюдение за елью Цель: учить находить и называть ель. Развивать наблюдательность, память. Обогащать и активизировать словарь детей. Ход наблюдения: предложить найти елочку среди других деревьев. - Чем она отличается от других деревьев? Ель похожа на пирамидку, веточки ее короткие вверху, книзу длинные, покрыты короткими зелеными иголками. - Какого она цвета? Вспомнить песенку про елочку, зимой ее украшают разными игрушками, бусами, гирляндами. Художественное слово: Ее всегда в лесу найдешь – Пойдешь гулять и встретишь: Стоит, колючая, как еж, Зимою в платье летнем. А к нам придет под Новый год - Ребята будут рады. Хлопот веселых полон рот: Готовим ей наряды Загадка: Зимой и летом, одним цветом. (Елка) Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование «Елочка» | Прогулка№ 10 Наблюдение домашними животными Цель: побуждать различать характерные признаки внешнего вида животных. Продолжать знакомить с особенностями поведения кошки и собаки Уточнить, как называют их детенышей. Ход наблюдения Выйдя на прогулку, можно встретить проходящих мимо домашних животных (кошку, собаку). Закрепить названия частей тела животного, как называют детенышей. Обратить внимание на то, что шерсть стала гуще. Летняя шерсть линяет, и животные покрываются более густой и теплой шерстью. Выяснить, боятся дети животных или нет. Художественное слово: Загадки Гладишь — ласкается, Дразнишь — кусается. (Собака)
Глазищи, усищи, хвостище, Когтищи, а моется всех чаще. (Кошка) Вопросы: Можно ли близко подходить к ним, почему? Почему нельзя дразнить собак? Как называют детенышей кошки и собаки? Словарная работа: кошка, собака, ухаживать, кормить. | Прогулка№ 15 «Наблюдение за снегом» Цель: уточнить представления о свойствах снега: белый, холодный рассыпчатый, мягкий, покрывает весь участок. - Возьмите в руки горсть снега. Вопросы: Что вы почувствовали? Подбросьте его. Что увидели? Потопчите его. Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Лепка барельеф «Снежинка» | Прогулка № 20 Наблюдение за работой дворника Цель: продолжать расширять знания детей о профессии дворника. Воспитывать чувство уважения к труду взрослых, вызывать желание помогать. Развивать связную речь. Ход наблюдения: Обратить внимание детей на работу дворника. Лопата у него широкая, зачем? Предложить детям помочь очистить тротуар, участок площадки от снега. Старшим детям предложить посмотреть, как убирает снег снегоуборочная машина.Вопросы: - Какое сейчас время года? -Почему вы так думаете? - Кто убирает снег? -Чем убирает он снег? -Что еще делает дворник? Предложить помочь дворнику расчистить дорожки на участке. Художественное слово: Наш дворник с метлой и лопатой, В мороз, листопад и пургу. Сгребает, дорожки песком посыпает, Методы и приемы: ТРИЗ «Что умеет делать?» Цель: на формирование умения выявлять функции объекта |
Предварительный просмотр:
Наблюдения на Февраль средняя группа.
день |
|
|
|
|
Живая природа –мир растений | Живая природа –мир животных | Неживая природа | Социальные явления | |
Понедельник | Прогулка № 1 Наблюдение за деревьями и кустарниками под снегом Цель: закреплять знания о деревьях, различных их частях; учить различать виды деревьев; продолжать учить описывать растения, отмечая их различия и сходство между собой, характерные признаки. Ход наблюдения: Обратить внимание на растения. В морозные дни ветки кустов и деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать лопатой по стволу, не наезжать санками. Художественное слово: Стихотворение «Деревья зимой» Деревья зимою, деревья зимою Пронизаны ветром и стужей самою. И старые сосны, и острые ели Встают, как солдаты, навстречу метели. В пургу по колени буранами гнутся, Вершинами машут….сдают? Не сдаются! Вопросы: Чем отличается дерево от кустарника? Что есть у дерева, а что у кустарника? Чем мы можем помочь деревьям зимой? Словарь: деревья, кустарники, корни, снег, сугробы. Методы и приемы: ТРИЗ: «Хорошо – плохо». Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование «Деревья и кустарники зимой» | Прогулка № 6 Наблюдение за сорокой Цели: вызывать интерес к окружающему миру; учить узнавать птицу по оперению и звуку, который она издает (стрекотание), и описывать ее; обогащать словарный запас загадками о сороке; воспитывать заботливое отношение к птицам. Ход наблюдения Художественное слово: Загадки: Верещунья белобока, А зовут ее ... (сорока). Кто летает, кто стрекочет, Рассказать нам новость хочет? (Сорока.) Вопросы: Что это за птица? Как она выглядит? Как люди говорят про сороку? Чем питается сорока? Это зимующая или перелетная птица? Чем заняты птицы весной? Где строят свои гнезда сороки? Зачем им гнезда? Кто появляется у сороки? (Птенцы сорочата.) Как птицы заботятся о птенцах? Словарь: сорока, сорочата, птенцы, зимующая птица Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Аппликация «Гнездо» | Прогулка № 11 Наблюдение за морозным солнечным деньком Цель: продолжать расширять и углублять представление о солнце в зимних условиях. Закрепить зимние приметы. Формировать интерес к неживым объектам природы. Ход наблюдения: В солнечный день обратить внимание на красоту зимнего пейзажа (кругом светло, бело, снег сверкает на солнце, небо голубое). Зимой солнце не греет, оно позже встает и рано заходит, поэтому день короткий, а ночь длинная. Вопросы: Какое сегодня солнце? Каждый ли день мы видим солнце? Солнце греет? (протянуть ладошки к солнцу). Художественное слово: Где ты, солнце, в самом деле? Мы совсем окоченели. Без тебя вода замерзла, Без тебя земля промерзла. Выйди солнышко, скорей! Приласкай и обогрей! Избу осветило, всех развеселило. Методы и приемы: ТРИЗ «Что будет, если…» Цель: на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром. | Прогулка № 16 Наблюдение за воздушным транспортом Цель: расширять знания о воздушном транспорте, его использовании и назначении. Ход наблюдения Художественное слово: Вырасту — буду летчиком смелым. Нет для мальчишки лучшего дела! Загадки: Летит птица-небылица, А внутри народ сидит, Меж собою говорит. (Самолет.) Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает. Отправляется в полет Наш российский ... (вертолет). Вопросы: Какие виды транспорта вы знаете? Что относится к воздушному транспорту? Чем похожи между собой самолет и вертолет? Чем они отличаются? Какое их назначение? (Перевозка грузов, пассажиров.) Кто обслуживает воздушный транспорт? (Пилоты, штурманы, механики.) Отметить, что самолет поднимается высоко под облака, а вертолет летит значительно ниже. Словарь: самолет, вертолет, пилот Методы и приемы: ТРИЗ «Подскажи словечко» Цель: развитие мышления, быстроты реакции. Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование «Самолет» |
Вторник | Наблюдение №2 Наблюдение за деревьями и кустарниками Цель: Продолжать обучать описывать растения, отмечая их различия и сходство, характерные признаки. Ход наблюдения: -Обратить внимание на растения, которые стоят без листвы. Зимой особенно хорошо видны все различия между деревьями и кустарниками. Найдите отличия и сходства между растениями. Пойдите к ним, поздоровайтесь, потрогайте кору руками, погладьте растения. Художественное слово: Загадки. 1. Много рук, а нога одна. (Дерево.) 2. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево.) Стихотворение. Как птица в оперенье ледяном, Бушует ветер злой в краю лесном. Мерзнут у сосны и елки пальчики – иголки… Удалой снежок примчал, Всем им варежки связал, Вы не видели, ребята, Этих варежек мохнатых? Д/и «Найди старое дерево и молодое» Цель: учить детей по внешнему виду определять дерево. Словарь: кустарники, деревья, заснеженные Методы и приемы: ТРИЗ Игра «Кто я?» | Прогулка № 7 Наблюдение за снегирями Цель: расширять знания и представления о внешнем виде и повадках снегирей. Ход наблюдения С наступлением первых заморозков к нам на участок прилетают снегири. У самца снегиря спинка синевато-серая, хвост и крылья черные, а грудка ярко-красная. У самочки грудка темно-серая. Осенью снегири собираются в стайки, летают по лесам и паркам, клюют ягоды рябины, боярышника и шиповника. Кричит снегирь «рюм-рюм». Художественное слово: Подойду поближе к ней — И глазам не верится. Стайка алых снегирей Облепила деревце! Вопросы: Опишите, как выглядит снегирь. Где живут снегири осенью? Чем питается снегирь? Какие звуки он издает? ТРИЗ На что похоже? Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем. Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование «Снегирь» | Прогулка№ 12 Наблюдение за солнцем Цель: формировать знания о том, в каком месте поднимается солнце и где оно прячется. Ход наблюдения Художественное слово: Солнечные зайчики играют на стене. Помани их пальчиком, Пусть бегут к тебе. Вопросы: Где спит солнышко? Откуда оно поднимается? Греет ли солнышко зимой? Словарь: солнышко, греет, светит, блестит. Игра «Четвертый лишний» Цель: способствовать умение выделять из группы предметов лишний и доказывать правильность своего решения. Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Аппликация «Солнышко» | Прогулка №17 Наблюдение за автокраном. Цели: продолжать знакомить с разными видами грузового транспорта; закреплять знания об особенностях грузового транспорта, его значении в жизни человека. Ход наблюдения Художественное слово: Он работает на стройке, Поднимает грузы бойко. Однорукий великан — Это наш ... (подъемный кран). Вопросы. Где используется подъемный кран? (В строительстве, ремонте дорог.) Какую работу он выполняет? Чем отличается он от самосвала? Кто управляет подъемным краном? (Крановщик.) Словарь: помощь, крановщик, подъемный кран, помогать Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование «Кран» |
Среда | Прогулка №3 Наблюдение за кустарниками Цель: закреплять знания о кустарниках. Учить отличать их от деревьев. Развивать наблюдательность, внимание, память. Ход наблюдения: рассмотреть кустарники сирени. Спросить, чем кустарник отличается от березы. Попросить показать ствол растения. Сделать вывод, что у кустарника нет ствола, есть ветки, которые растут от корня. Ветки тоньше ствола. Обратить внимание детей на высоту кустарника. Сравнить его с деревьями. Художественное слово. Загадка: Белоснежная сестричка Все укроет одеялом, Все разгладит, приберет. А потом земле усталой Колыбельную споет. (Зима)
Есть ли у кустарника ствол? Как подругому можно назвать кустарник? | Прогулка № 8 Наблюдение за синичкой Цели: - расширять представления детей о внешнем виде синички, ее повадках, среде обитания;
Ход наблюдения Оперение синички яркое и красивое, кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам и веткам деревьев. Осенью синички собираются в стаи, облетают сады и парки. В садах они клюют спелые яблоки, ягоды боярышника и барбариса. В народе говорят: «Не велика птичка синичка, а и то свой праздник знает». Художественное слово Синичка кричит «синь-синь-синь». Угадай, какая птица — Бойкая, задорная, Ловкая, проворная? Звонко телькает: «Тель-тель! Как хорош осенний день!» Вопросы: Как выглядит синичка? Как передвигается? Чем она питается? Где зимует? Как она кричит? Словарь: птичка, синичка, оперение | Прогулка№ 13 Наблюдение за солнцем Цель: дать понятие о роли солнца в жизни животных и растений; развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения. Ход наблюдения: Солнце поднимается выше, становится ярче, теплее на солнечной стороне появляются проталины; прибавляется световой день (чем выше солнце, тем длиннее день). Художественное слово: Раньше всех на свете солнце встало, а как встало – принялось за дело: Обошло всю землю. И устало, Отдыхать за темным лесом село. Если вдруг найдешь его в лесу ты, Там, где на траве туман и сырость, Не буди: у солнца сон - минуты, Не шуми, весь день оно трудилось. Поговорки и пословицы: зимой солнце сквозь слезы улыбается; зимнее солнце, что мачеха: светит, да не греет. Опыт «Свойства солнечных лучей» Цель: познакомить детей со свойством солнечных лучей нагревать предметы. Предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются. | Прогулка № 18 Наблюдение за машинами Цель: расширять знания о наземном транспорте (их классификация, назначение). Ход наблюдения Понаблюдать за машинами, отметить их классификацию, назначение, применение. Обратить внимание на то, что на улице гололед. Загадка: Неподвижна — а ведет. (Дорога.) Запылал у чудища изумрудный глаз. Значит, можно улицу перейти сейчас. (Светофор.) Вопросы: Что это такое? Почему машинам трудно ехать, они тормозят? Повторить основные правила перехода улицы без светофора. Гололед,гололед — Вверх тормашками полет. Где стоит машин поток — Там не площадь, а каток. Кто не едет, а скользит — Потому что тормозит. Гололед,гололед — Это значит голый лед. Никуда не выходи — Лучше дома посиди И в окошко погляди!
Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. |
Четверг | Прогулка№ 4 Наблюдение за неживым объектом. Цель: продолжать знакомить детей с деревьями, рассказать, почему деревья не мерзнут зимой. Ход наблюдения: Продолжать рассказывать о деревьях. Вопросы: Почему они не промерзают? Какая у них есть защита? Как мы помогаем деревьям перенести холодную зиму? У них есть защита: все лето деревья откладывают под кожицей ствола и веток особую ткань – пробковую. Она не пропускает из дерева ни вод, ни воздуха. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старее деревья легче переносят холод. Художественное слово: Ель обыкновенная - издали надменная, а вблизи - уютный дом... Д/И «Найди старое дерево и молодое» Цель: учить детей по внешнему виду определять дерево. Загадка: Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. (Дерево) ТРИЗ «Хорошо – плохо». Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. | Прогулка № 9 Наблюдение за зимующими птицами Цели: — расширять представления о зимующих птицах; Ход наблюдения С наступлением холодов зимующие птицы (воробьи, вороны, сороки, голуби, синицы и снегири) приближаются к жилью человека. Для птиц наступило трудное время: они не могут найти корм. Урожай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли (заснули). Поэтому птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они покормят их. Мы будем подкармливать птиц осенью и зимой, чтобы они не погибли от голода. Художественное слово: Воробушки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Вопросы: Каких зимующих птиц вы знаете? Трудно ли птицам добывать корм зимой? Что нужно смастерить для корма? Словарь: кормушки, зимующие птицы Методика ТРИЗ: Игра «Дерево, птица, насекомое, дикое животное» \ | Прогулка № 14 «Наблюдение за солнцем» Цель: Продолжать знакомство с природными явлениями. Уточнить знания детей о том, что зимой солнце светит и совсем не греет. Вопросы: Какой сегодня день: солнечный или пасмурный? Методы и приемы: ТРИЗ «На что похоже?» Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем. | Прогулка №19 Наблюдение за легковым автомобилем. Цели: продолжать различать автомобили по их назначению (легковые, грузовые); формировать интерес к профессии водителя, умение отличать грузовой и легковой транспорт. Ход наблюдения Воспитатель предлагает понаблюдать за автомобилями, движущимися по улице, рассмотреть их внешний вид, организует беседу. Вопросы: Какие виды транспорта вы знаете? Чем отличается легковой автомобиль от грузового и от автобуса? Что спереди у автомобиля? (Фары.) Для чего они нужны? (Для освещения дороги.) Кто управляет машиной? Любой человек может управлять машиной? Художественное слово: Их видно повсюду, Их видно из окон, По улице движутся длинным потоком, Они перевозят различные грузы И люди в них ездят. За эту работу мы их полюбили. Они называются ... (автомобили). Словарь: автомобиль, легковой, грузовой, специальные машины. Методы и приемы: ТРИЗ «Четвёртый лишний» Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. |
Пятница | Наблюдение № 5 «Наблюдение за деревьями и кустарниками зимой» Цель: расширять и углублять знания о деревьях и кустарниках зимой, прививать любовь и бережное отношение к природе, желание заботиться об окружающем мире. Ход наблюдения Воспитатель обращает внимание детей на то, как выглядят деревья и кустарники во время инея. Наблюдают за деревьями и кустарниками, обращают внимание на разновидность деревьев и кустарников. Без растений жизнь на земле была бы не возможна. Ведь растения выделяют кислород, которым мы дышим. Человек при дыхании выделяет углекислый газ, который необходим растениям. Получается взаимообмен веществ. Значит, мы друг без друга жить не можем, поэтому необходимо беречь природу. Художественное слово. Все кругом белым-бело, Все дороги замело. В белых ватниках дубки, Ели в белых платьицах. Рады зайцы-беляки: Легче будет прятаться. Вопросы: Чем деревья отличаются от кустарников? Какую пользу приносят деревья и кустарники Почему нельзя бегать около кустарника, играть около деревьев? Почему деревья не растут зимой? Почему не замерзают деревья зимой? Исследовательская деятельность. Раскопать глубокий снег. Под снежным покровом найти маленькие зеленые растения с прижатыми к земле слабенькими листьями. Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Рисование «Дерево» | Прогулка№ Наблюдение за поведением птиц у кормушки. Цель: Продолжать знакомить с многообразием зимующих птиц, уточнить их названия; учить отличать их по 2-3 характерным признакам( воробьи маленькие, серые или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупные, больше воробья, серо-голубые, кормятся стаей). Ход наблюдения: Обратить внимание детей на то, что не все птицы садятся на кормушку. Важно помочь птицам в самый холодный месяц. Предложить найти глазами других птиц, которые летают вокруг, наблюдая за кормушкой и её посетителями. Спросите откуда вороны ведут свои наблюдения. (С забора, с деревьев, с крыш соседних домов). Птицы выбирают себе разные места: вороны – на толстых ветках деревьев, воробьи – на ветках кустов, голуби на карнизах домов. -Понаблюдайте за вороной и воробьями. Сравните их по величине, внешним признакам (глаза, клюв, ноги, крылья). Приметы: Ребята, говорят если вороны сидят на макушках деревьев, усиленно каркают и чистятся, то зимой это к снегу; а если птицы спустились и садятся на землю, то будет оттепель. | Прогулка№ 15 Наблюдение за солнцем Цели: формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение; вызвать желание фантазировать.
А тарелка голубая – не видать конца и края. (Солнце и небо.) Прием эмпатии: «Снежинка, как пушинка». Преемственность в деятельности (связь с другими видами деятельности) Лепка барельеф «Солнышко» | Прогулка № 20 Наблюдение за уборочными машинами Цели: - расширять знания о роли машин в выполнении трудоемких работ, особенностях их строения; - закреплять умение находить изображение машин по описанию;- воспитывать интерес к технике, уважение к труду взрослых. Ход наблюдения Художественное слово: Бывает ли у дождика четыре колеса? Скажите, как называются такие чудеса? Почему поливальную машину называют машиной-фонтаном? Какую работу она выполняет? Чем похожа машина-фонтан на бензовоз? Чем отличается? Что за дворник удалой грязь сгребал на мостовой? Это механический дворник, спереди к нему прикреплен большой скребок. Посередине между передними и задними колесами вращаются мохнатые круглые щетки. Сделаны они из стальной проволоки, поэтому щетина у них жесткая, колючая. Почему чудо-машины выезжают убирать улицы утром? Почему эти машины мы называем чудо-дворниками? Методы и приемы: ТРИЗ «Что умеет делать?» Цель: на формирование умения выявлять функции объекта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл наблюдений за зимующими птицами
Как правильно наблюдать за зимующими птицами в средней и старшей группах....
Цикл наблюдения за зимующими птицами
Цикл наблюдения за зимующими птицами...
Цикл наблюдений за зимующими птицами с детьми дошкольного возраста.
Цели:-формировать представления детей о жизни птиц зимой;-продолжать вызывать интерес к пернатым;-знакомить с синицей, вороной, сорокой, их повадками, средой обитания, особенно...
цикл наблюдений за зимующими птицами
возможно использовать как наглядность в работе с родителями...
Цикл наблюдений за птицами зимой (вторая младшая 3-4 года)
В презентации представлен цикл наблюдений за птицами зимой для детей второй младшей группы во время прогулок....
Цикл наблюдений с детьми на прогулке. Зима.
Экологическое воспитание. Цикл наблюдений с детьми на прогулке зимой....
Цикл наблюдений для подготовительной группы за зимующими птицами
В цикл входит 6 наблюдений за зимющими птицами....