ПРОЕКТ "ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ"
проект (старшая, подготовительная группа)
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенка проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, экологической культуры.
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektpokormiteptitszimoiteremok.docx | 810.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧДОУ «Детский сад №163 ОАО «РЖД»
Экологический проект в подготовительной группе
«Покормите птиц зимой»
Воспитатель: Барышева Д. В.
Новосибирск
2019-2020
О ПРОЕКТЕ
Вид проекта: социальный, детский и взрослый, коллективный, долгосрочный.
Срок реализации: декабрь 2019 года – март 2020 года.
Участники проекта: воспитатель, дети и родители группы.
Объект проекта: процесс организации изучения жизни зимующих птиц родного края как познание дошкольниками важности заботливого отношения к птицам.
Предмет проекта: дидактические и методические условия организации дошкольников по изучению зимующих птиц родного края.
Описание проекта:
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенка проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, экологической культуры.
Актуальность: Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Цель проекта: Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи проекта:
- Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
- Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц.
- Вызвать желание помочь нашим пернатым друзьям зимой.
- Научить детей правильно их подкармливать.
- Познакомить детей с народным праздником Сороки, обрядами, поговорками и закличками.
Ожидаемый результат:
• Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
• Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой .
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
- Воспитание интереса к народным традициям.
• Активное участие родителей в реализации проекта.
Работа над проектом началась с трех вопросов:
- Что мы знаем о зимующих птицах?
- Что мы хотим узнать о зимующих птицах? (Какие птицы остаются зимовать, чем можно им помочь, какой корм предпочитают птицы?)
- Где мы можем найти информацию о птицах?
Этапы реализации проекта:
1 этап . Подготовительный.
Декабрь 2019 год.
- Изучение уровня представлений детей по теме.
- Опрос родителей «Насколько важен для Вас вопрос общения ребенка с миром природы и посильной помощи нашим пернатым друзьям.
- Включение родителей на родительском собрании в проектную деятельность.
- Подготовка консультаций для родителей по теме.
- Подбор информации, художественной, методической литературы, иллюстраций, дидактических игр, фотографий.
2 этап. Реализация проекта.
Декабрь 2019 года – март 2020 года.
3 этап. Заключительный
• Обработка результатов по реализации проекта
• Презентация проекта
Тематическое планирование
Сроки исполнения | Содержание работы | Деятельность детей | Деятельность педагога | Деятельность родителей | продукт |
Декабрь 2019 г. | За круглым столом: выявить как влияют природные условия на жизнь пернатых друзей. | Осознание и личное восприятие проблемы. | Педагог участвует в обсуждении. Совместный выпуск плаката с детьми | Изготовление кормушек | Плакат «Покормите птиц зимой!» Кормушки разных видов |
Январь 2020 г. | Мозговой штурм «Обсуждение ситуации «Что может случиться с птицами без нашей помощи?» Беседа «Синичка-невелички» | Обсуждение вопроса, выражение своего отношения. Заучивание стихов, загадок, песен, хороводов. Слушание голосов птиц | Познакомить с народной мудростью: пословицы, поговорки о бережном отношении к природе. | Папка-передвижка : пословицы, поговорки о бережном отношении к природе. | Правила подкорми птиц, установить периодичность. Дети читают стихи, загадыв. загадки. |
Февраль 2020г. | Изготовление угощения для птиц. |
Непосредственно участвуют в приготовлении корма | Принести ингредиенты :крупы, зерна, топленое масло | Дети правильно называют ингредиенты, знают последовательность приготовления. | |
Выставка рисунков «Птички – невелички». | Дети выражают свое отношение к птицам через творчество. | Выставка рисунков. | |||
Подготовка к народному празднику Сороки 22 марта-день прилета птиц | Вместе с детьми печем жаворонков | Совместная работа с детьми | Заучивание закличек, народных весенних игр | Праздник прилета птиц | |
Март 2020 г. | Фотогазета «Как мы птицам помогали». | Дети по фотографиям составляют рассказ о том, как они кормили птиц зимой, мастерили кормушки. | Педагог активизирует речь детей. | Участвуют в изготовлении газеты | Фотогазета
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дидактические игры для дошкольников
«Накорми птиц»
Цель: дать знание о птицах и о том, чем они питаются, развивать познавательные способности.
Ход игры:
Дети получают большие карточки с изображением птиц. Воспитатель по очереди показывает маленькие карточки с изображением корма для птиц и ставит вопрос: какая птица любит полакомиться хлебными крошками, семенами арбуза, ягодами рябины и т. д.
«Зимние гостьи»
Цель: активизировать в речи пространственные термины и предлоги.
Ход игры:
Во время прогулки воспитатель предлагает детям игровую ситуацию. «Птицы разлетелись по нашему участку. Давайте отыщем их и покормим. Искать будем по схемам». Воспитатель раздаёт каждому свою схему. В разных местах участка разложены плоскостные изображения птиц, в соответствии со схемой. «Внимательно рассмотрите схему и скажите, кого вам нужно найти и где эта птица спряталась». Дети отыскивают нужную птицу и рассказывают о её местоположении, используя пространственные предлоги: под, на, слева, справа и др.
«Верю – не верю»
Цель: закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям ряд фраз, на которые они должны ответить: верю или не верю.
Воробьи выводят птенцов зимой.
У синицы желтая грудка.
У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв?
У сороки длинный черный хвост.
Снегирь любит сало. (Не верим!) Какая птица любит сало?
Ворона питается остатками пищи.
Клесты любят семена шишек.
«Закончи предложение»
Цель: закрепить знание детьми пословиц о птицах, развивать память, речь.
Ход игры: воспитатель читает пословицу, а дети должны закончить ее.
Птицы нахохлились – (к непогоде.)
Снегирь под окном зачирикал на снегу – ( к оттепели и слякоти).
“Прилетели птицы”
Цель: развитие фонематического слуха.
– Я сейчас буду называть птиц, но если я, вдруг, ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопнуть в ладоши.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, куницы.
Прилетели птицы: аисты, вороны, галки и палки.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы.
Все вы – молодцы!
«Филин и пташки»
Цель: закрепить умение подражать голосам птиц, развивать ловкость, внимание, смекалку.
Ход игры.
Перед началом игры выбирается филин, а дети делятся на две стайки: синиц и клестов. Каждая стайка встает в свой обруч (обручи находятся в противоположных концах зала). Филин сидит на стуле в центре зала. Подражая крику птиц (синички – «ци-фи, ци-фи», клесты – «кле-кле»), дети «летают» по залу. На сигнал «Филин!» все птицы стараются улететь в свой обруч. Если птица попадает в чужой обруч, то другие птицы ей говорят: «Кыш – кыш, лети в свою стаю». Пойманную пташку филин угадывает по птичьему крику.
Игра - инсценировка
«Зимний разговор через форточку»
Цель: развивать диалогическую речь, прививать детям интерес к жизни пернатых.
Ход игры:
– Ребята! Если бы вы умели понимать птичий язык, вы бы услышали такой разговор птиц:
– Я – маленький воробей,
Я гибну, дети, спасите!
Я летом всегда подавал сигнал,
Чтобы сторож ворон с огорода гнал.
– Пожалуйста, помогите!
– Сюда, воробей, сюда!
Вот тебе, друг, еда.
Благодарим тебя за работу!
– Я – дятел, пёстрый такой,
Я гибну, дети, спасите…
Всё лето я клювом стволы долбил,
Тьму вредных букашек поистребил,
– Пожалуйста, помогите!
– Сюда, наш дятел, сюда!
Вот тебе, друг, еда,
Благодарим тебя за работу!
Б.Брехт
Пословицы и поговорки о птицах.
Птицы сильны крыльями, а люди дружбой.
Молодой воробей учится чирикать у старого.
Красна птица пером, а человек умом.
Слово- не воробей, вылетит- не поймаешь.
Синичка- воробью сестричка.
Всякая птица- свои песни поет.
Каждая птица своим носом кормится.
Пуганая ворона куста боится.
Стихотворения А. Яшина
« ПОКОРМИТЕ ПТИЦ»
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Какие кормушки можно делать для птиц?
1. Кормушка-подвес.
Просто корм на ниточке или в сетчатом чехле. Типично синичья кормушка на случай сильных холодов.. Подкормка-«антифриз» для синиц – просто кусочек несоленого сала. Более питательный вариант, рассчитанный также на лущильщиков – шар из смеси семян, скрепленный застывшим нутряным жиром (лярдом) или арахисовым маслом в сеточке для овощей. Для птиц-лущильщиков, снегирей и свиристелей хорошей будет висячая подкормка из шишки; для заметности ее неплохо дополнить гроздью калины или рябины. Кормушка-подвес из шишки. Если плодущей шишки нет, пойдет любая взъерошенная: ее обливают арахисовым маслом, набивают между чешуями твердый корм и вешают. Любители птиц и фотографы-анималисты, развешивая шишечные привады с лета, умудряются делать своими постоянными гостями даже клестов.
2. Площадка. Преимущество – хорошо виден корм. Недостатки: корм снег засыпает, ветер раздувает, много его просыпается вниз, воробьям на ней как у себя дома.
3.Домик. Корм защищен от снега; подобрав конструкцию крыши, кормушку-домик можно сделать ветрозащищенной и антиворобьиной. Но корму просыпается все равно много, и обедать прилетят только птицы к подкормке привычные. Лесные, потянувшиеся к жилью в экстремальной ситуации, могут просто не разглядеть, что там, и грохнуться замертво в двух шагах. Кормушку-домик с покатой крышей тоже можно на скорую руку соорудить из коробки, как показано на рис. справа. Хорошо подойдет ПЭТ от разрезанных бутылок, сшитый леской или сколотый степлером..
4.Бункерная. Самодельные бункерные кормушки бывают разной конструкции.
5,6. Лотковые. Корм виден плохо, так что это кормушки для птиц привычных и приваженных. Что лучше делать перед летком, посадочную площадку или жердочку-шесток, зависит от вида кормящихся;
7. Кормушка-лущилка для птиц соответствующего типа питания. Корм удерживается металлической сеткой.
Фотоотчет
Изготовление жаворонков из теста.
Фотоотчет
Акция добрых дел
«Покормите птиц зимой!»
Чем можно кормить птиц?
Какой же положить корм для птиц в кормушку. Лучшие корма для всех зимующих птиц – семена диких трав, особенно репейные. Далее, в порядке предпочтения птицами и пользы для них:
- Мелкие нежареные подсолнечные семечки.
- Овес. Просо.
- Семена льна и конопли.
- Тыквенные семечки.
- Сухие стручки «акаций» средних широт: гледичий, глициний (белые, желтые и лиловые «акации»), софоры и др.
- Сухие стручки твердого, полностью вызревшего гороха
- Семена лиственных деревьев: клена, липы, ясеня, ольхи, граба
- Кедровые орешки, если вы в Сибири и летом нашишковали их в избытке; в магазине очень дороги.
- Пшено, в небольшом количестве.
- Для лущильщиков очень привлекательны и полезны желуди, семена хвойных в виде взъерошенных шишек, буковые орешки.
Изготовление угощения для птиц.
- Цель: приобщать детей к непосредственному участию детей в приготовление корма для птиц; учить правильно называть ингредиенты и последовательность работы используя мнемотаблицу.
- Оборудование: любые семена, которые едят птицы, крупа, хлебные крошки, топленое масло, фартуки, клеёнка, пластиковые стаканчики с вставленными заранее нитками-подвесками.
- Содержание работы. Дети совместно с воспитателем делают угощения для птиц. Во время работы используется мнемотаблица, в которой указывается порядок работы.
Развлечение для детей подготовительных групп
«Сороки. Вторая встреча Весны»
Герои: Хозяюшка, Солнце, Весна-Красна, Кикимора.
Хозяюшка: Сегодня здесь весну встречаем!
И с поклоном приглашаем
Всех, кто любит веселиться
И смеяться и резвиться
Дети! Долго длиться зимняя пора в России, вот уже пронеслись и Коляда и Масленница, надоела людям мерзнуть, хочется нам скорее тепла, Солнца жаркого, Солнца яркого! Чтобы приблизить Весну, люди придумали весенние заклички.
Весна! Весна! Проснись со сна!
А ты, зима, ступай за моря!
Надоела ты нам, наскучила,
Наши рученьки приморозила!
В марте хозяйки пекли из остатков муки маленькие шарики, затем каждый день выбрасывали по одному шарику на улицу со словами:
-Мороз-Красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся подобру-поздорову.
Люди верили, что Мороз, наевшись шариков, уведет с собой зиму в чужедальние края.
Сегодня мы собрались на праздник, который называется «Жаворонки» или «Сороки» - это народный праздник, который отмечается в день весеннего равноденствия. В этот день зима кончается, а весна начинается. День с ночью равняется.
Отгадайте мои весенние загадки:
1) Ручейки бегут быстрее, ручейки текут быстрее, баба снежная грустна, в гости к нам идет Весна
2) Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает! Подснежник
3) в голубенькой рубашке бежит по дну овражка Ручеёк
4) Сосульки, как носы у цапель, и тают, словно карамель. Я слышу звон апрельских капель, поет весенняя капель
Давайте и мы с вами весну зазывать будем (повторяйте за мной).
Аукаем, аукаем Весну зовем!
Март, март – солнцу рад!
Апрель, апрель – открывай скорее дверь
Май, май – сколько хошь гуляй!
Весна – красна, приди весна! Давайте вместе позовем Весну!
(раздается свист, появляется Кикимора)
Кикимора: Здравствуйте мои дорогие, золотенькие, любименькие. Я Кикимора-шишимора. Да не пугайтесь вы так. Я сегодня добрая, смирная.
Хозяюшка: Да ну?
Кикимора: Так ведь праздник сегодня какой- «Сороки,» день с ночью равняется, 40 пташек из дальних краев возвращаются! Идите ко мне поближе. (брызгает на детей водой)
Хозяюшка: Кикимора, а ты не знаешь, где Весна-Красна? Мы её зовем, ждем-пождем, а она все никак не приходит.
Кикимора: Весна-Красна? Так она и не придет. Я ведь её спрятала. И не скажу где. И не отдам вам!
Хозяюшка: Ну Кикимора! Верни нам весну! Пожалуйста!
Кикимора: Ну, ладно, уговорили. Хочу с вами поиграть и повеселиться. Поиграете со мной в мою любимую игру , может тогда и отдам Весну.
Музыкальная игра «Ёлочки-пенечки»
«Удочка»
Эстафета «Кто дальше всех кинет веник?»
Кикимора: Ну потешили вы меня, молодцы! Но прежде чем Весну-Красну отдать, нужно Солнце нам позвать!
Хозяюшка: Солнце Красное помоги, ты Весну нам позови!
Солнце: Здравствуйте, ребята! Я по небу все хожу, да на вас на всех гляжу! Мала еще моя сила. Вставайте в круг, да поиграйте в мою любимую игру
« Заря-заряница» , да повеселите вы меня!
«Заря-заряница, красная девица, по полю ходила, ключи обронила, ключи золотые, ленты голубые, по воду пошла. 1, 2, 3, как огонь беги!»
Солнце: Вот теперь сила моя велика, могу я вам помочь. Давайте, ребята, Весну красную звать, закликать:
Весна, Весна, Весна-красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Появляется Весна
Хозяюшка: Здравствуй, Весна-красна, что ты нам принесла? Чем ты нас одаривать будешь?
Весна: Дарить буду ключевой водой, шелковой травой, теплым летом, лазоревом цветом.
Слышите, птицы из теплых краев возвращаются и звонко поют! Говорили «сорок сороков птиц летят , Весну несут »
Отгадайте, что за птицы;
- Черный, проворный, кричит «крак, червякам враг.
- Спереди у птички шильце позади у птички вильце, сама мала, за морем была
- Села птичка на суку и поет: «Ку-ку, ку-ку!»
- А больше всего любили звонкого жаворонка, который прилетал с юга и начинал будить природу своим щебетаньем
Музыка «Звуки леса»
Издавна на Руси на веселый праздник жаворонков пекли из теста фигурки птиц, мазали их сладким медом, выходили с ними на улицу и кликали, зазывали весну. Дети насаживали этих птичек на палки и выбегали с ними на пригорки и что есть силы кричали:
Жаворонки, жаворонушки,
Вы скорее летите, тепло принесите,
Нам зима надоела, весь хлеб у нас поела
-Птицы прилетайте, весну встречайте! (веточка с птичками)
Хозяюшка: Да и наши ребята сегодня уже успели птичек из теста сделать, ждут, когда же они испекутся!
Весна: Молодцы, ребята! Вы меня так долго ждали, а теперь пришло время и со мной поиграть.
«Идет матушка- Весна, отворяйте ворота» (№3воротцев, 3 ведущих-Х ,К,В)
Ой, хочу вам предложить поиграть в игру, название которой вы в загадке узнаете:
К маме-речке я бегу
И молчать не могу.
Я её сынок родной,
А родился я весной
Игра «Ручеёк»
Я хочу подарить вам много солнечных деньков, звонкую капель и радостное пение птиц. Надеюсь, что птицы будут всегда к вашему дому прилетать, счастье приносить, но помните:
Что птиц, ребята , не надо ловить,
Надо птиц всегда любить.
Птичьих гнезд не разорять,
Зимою птицам помогать,
Их жалеть, оберегать. С праздником вас!
Хозяюшка: Весну-Красную мы встретили, да как праздник наш прошел не заметили. Под веселый перепляс распрощаемся сейчас! Добрые молодцы, да красные девицы, в круг вставайте, в хороводе затевайте. Хоровод
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.
Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...
Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)
Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Акция "Покормите птиц зимой!" Доброта начинается с малого.. Покормите птиц зимой!
Покормите птиц зимой! Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть одна &nda...