Финансовая грамотность
материал (подготовительная группа)

Людмила 1966

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx52.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «ЗЁРНЫШКО»

СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрена на педагогическом совете Утверждаю:

МБДОУ д/с «Зёрнышко». И.о. заведующего

Протокол №1 от г МБДОУ д/с «Зёрнышко»

Мельникова О.В

Приказ № 30 от #1075;.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«Экономист»

Срок реализации 1 год

Для детей 5 – 7 лет

Автор – составитель

Ануфриева Людмила Николаевна

Воспитатель

2023 – 2024 учебный год

Оглавление

Паспорт программы

3

Введение

5

Пояснительная записка

6

Цель программы

9

Задачи программы

10

Возрастные особенности развития старших дошкольников

11

Механизм оценивания образовательных результатов.

13

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

15

Учебный план

18

Календарный учебный график

18

Перспективное планирование работы по программе творческого объединения «Экономист»

21

Используемая литература

27

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

«Экономист» рабочая программа творческого объединения.

Основание для разработки Программы

Федеральный Закон от № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

СанПиН от №26 «Требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

Письмо Минобразования РФ от № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

Стратегия повышения финансовой грамотности на 2017-2023 г.

Устав МБДОУ д/с «Зернышко»

Год разработки программы

2023г

Разработчик Программы

Ануфриева Людмила Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ д/с «Зернышко»

Целевая группа

Дети 5-7 лет

Срок реализации Программы

1 год

Цель Программы

содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи Программы

Образовательные:

- познакомить детей с профессиями, связанными с экономикой;

- раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия, познакомить детей с ведением хозяйства;

- дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран;

- учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;

Развивающие:

-формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата);

- формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.

-наполнить развивающую среду в группе экономическим содержанием;

Воспитательные:

-воспитывать такие качества, как бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие;

- воспитывать любовь и уважение к старшим;

- вовлекать родителей в активное сотрудничество.

Ожидаемые результаты

Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

Педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Координация и контроль реализации Программы

Осуществляется администрацией МБДОУ д/с «Зернышко» и родителями (законными представителями) детей старшего дошкольного возраста.

Формы предоставления результатов:

итоговое занятие;

день открытых дверей;

отчет о реализации Программы.

Краткое содержание Программы

Согласно программе, детям будут даны базовые финансовые знания для формирования у ребенка картины мира финансов, умение правильно распоряжаться деньгами. Сюда входят понятия денег и профессий, работы и бизнеса, понятие прибыли и расходов, товаров, услуг и цен, рекламы и различных других процессов, происходящих в финансовом мире.

Обеспечение программы

Материально - техническое:

Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

Материалы для продуктивной деятельности

Учебно-методическое:

Детская художественная литература

Методическая литература

Дидактические игры.

Сюжетно-ролевые

Конспекты занятий

Введение

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.

Нужно учитывать, что сегодняшние дошкольники — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.

В настоящее время педагоги ориентируются на формирование у детей уже к 6-7 годам элементарных знаний о мире финансов и экономики, однако, на практике взрослые зачастую не имеют методических рекомендаций и литературы, которые помогали бы им в воспитании человека, умеющего мыслить финансово-экономическими категориями. Дети, в первую очередь, учатся на примере родителей. Не на том, что они им говорят, а на том, как родители поступают в том или ином случае. Поэтому, прежде, чем обучать ребенка, взрослым есть смысл задуматься о самых простых операциях и поступках. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности.

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Знание объективных экономических законов необходимо современному человеку, и чем раньше состоится встреча с ними ребенка, тем активнее пойдет процесс его общего развития.

Возраст 5 -7 лет - оптимальное время для первого знакомства с основами финансовой грамотности. Знать эти основы так же необходимо, как уметь пользоваться вилкой или ножом. Очень важно, чтобы дети не только имели представление о финансах, но и умели о них говорить.

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Актуальность программы

Данная программа зародилась после наблюдений за детьми и родителями в магазине. Многие родители не занимаются экономическим воспитанием детей, что приводит к детским истерикам, которых по моим наблюдениям стало больше.

Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.

Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Наверное, потому, что все дети — это разные дети. Вспомните, как часто взрослые сталкиваются с новым отношением детей к реальной жизни. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексиконе все больше появляется слов финансовой среды.

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.

Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но, если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий,-они окажутся бесполезными. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности начиная с раннего возраста. Наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста, социальный запрос родителей, результаты исследовательской деятельности и требования школы и современности подтвердили точку зрения о необходимости ранней социализации дошкольников средствами экономического воспитания, так как социально-экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем взрослых.

Новизна программы

Новизна опыта состоит в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Педагогическая целесообразность

Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с дошкольного возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Экономист».

Проблема:

Во многих семьях ребенок является центром всей вселенной, что само по себе хорошо, ребенок окружен любовью близких, а с другой стороны это приводит к тому, что многие дети не знают ценности, требуют от родителей игрушки, которые им не всегда интересны, а просто потому что такая игрушка или гаджет есть у друзей, требования за частую проходят в истерике, что влияет и на психоэмоциональное развитие ребенка и микроклимат семьи.

Гипотеза:

Участие детей в творческом объединении «Экономист» позволит максимально обогатить знания и представления детей о деньгах, о бюджете семьи, о труде родителей. А также, сформирует экономическую культуру, будет способствовать развитию познавательно-исследовательской, предметной деятельности, обогатиться словарный запас и творческие способности детей, а самое главное ребенок осознает ценности вещам, будет уважать труд родителей.

Цель программы:

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Программа составлена в соответствии с принципами, определенными ФГОС ДОО: полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития, учет индивидуальных особенностей детей, сотрудничество с семьей, и направлена на достижение следующих задач:

Образовательные:

- познакомить детей с профессиями, связанными с экономикой;

- раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия, познакомить детей с ведением хозяйства;

- дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран;

- учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;

Развивающие:

-формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата);

- формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.

-наполнить развивающую среду в группе экономическим содержанием;

Воспитательные:

-воспитывать такие качества, как бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие;

- воспитывать любовь и уважение к старшим;

- вовлекать родителей в активное сотрудничество.

Методы и приемы:

В программе реализуются различные виды и формы организации детской деятельности: сюжетные, ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, непосредственно образовательную деятельность, изобразительную деятельность, увлекательные ситуационные задачи, загадки, кроссворды.

Согласно программе, детям будут даны базовые финансовые знания для формирования у ребенка картины мира финансов, умение правильно распоряжаться деньгами. Сюда входят понятия денег и профессий, работы и бизнеса, понятие прибыли и расходов, товаров, услуг и цен, рекламы и различных других процессов, происходящих в финансовом мире. Организация творческого объединения по данному направлению позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ребенка, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого дошкольника.

Занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста во вторую половину дня по расписанию ДОО, продолжительность занятий: 1 раз в неделю – четверг, длительность занятий 30 минут. Предусмотрено- 36 занятий. Срок реализации -1 год.

Ожидаемые результаты

  • Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
  • Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
  • Педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Мониторинг усвоения ожидаемых результатов дошкольника: осуществляется в начале и конце года; используются такие формы обследования, как диагностика, блиц опрос, беседа, анкетирование родителей.

Диагностический инструментарий - Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры./авт.сост.Г.П.Поварницина,Ю.А.Киселёва стр33.

Возрастные особенности развития старших дошкольников

Старший дошкольный возраст имеет свои особенности. В этот период дети любознательны, проявляют высокую познавательную активность, максимально открыты эмоциональному переживанию и сопереживанию. Развиваются предпосылки понятийного мышления: появляются элементы абстрактных рассуждений, проявляется интерес не только к тем явлениям, которые он видел непосредственно перед собой, но и к обобщённым свойствам предметов окружающей действительности. Ребёнок способен определить причинно-следственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый материал и сделать вполне логические выводы. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Продолжается формирование базовых компонентов ценностных ориентаций. Закладываются основы морального поведения, формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям, выстраивается моральный облик ребёнка, черты которого проявляются в течение всей последующей жизни. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе стимулирует стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоуважении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Формирование финансовой культуры в части развития экономического мышления, деловых качеств, общественной активности и предприимчивости ограничено возрастными особенностями и психическим развитием дошкольников. В этот период дети ещё не готовы к правильному восприятию целого ряда финансово-экономических терминов, проведению сложных математических расчётов, планированию, анализу, синтезу и пр. Несоответствие между познавательными потребностями ребёнка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять. Учитывая это, целесообразно сделать акцент на нравственные стороны, необходимые для финансового воспитания: уважение к своему и чужому труду, честность, справедливость, бережливость, ответственность, заботливость, чувство долга, взаимопомощь и поддержка в противовес вседозволенности, эгоизму, стремлению к наживе любой ценой и пр. Основополагающей идеей Программы выступает формирование у детей здорового интереса к деньгам, которые по своей сути глубоко социальны и выступают неотъемлемой частью окружающей среды. Главным принципом реализации Программы является адекватность возрасту. При ознакомлении дошкольников с основными финансовыми и экономическими понятиями следует принимать во внимание возрастные особенности, соблюдать чувство меры и осторожность. Программа соответствует принципу развивающего образования и сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Программа предлагает вариативные формы обучения - возможность творчески использовать в работе содержание тематического плана. Программа предполагает тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, призвана способствовать формированию ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.

Механизм оценивания образовательных результатов.

Диагностика реализации прогнозируемых результатов.

Для оценки эффективности использовались следующие показатели:

Высокий: Ребенок самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью-доказательством, верно, обосновывает ценность каждого вида труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену,

зависящую от качества. Проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения. Испытывает чувство вины за поломку игрушек, стремиться устранить свою оплошность.

Средний: Ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда. Осознает назначение денег. Стремится аргументировать свои суждения. Может объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеет элементарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену. Владеет обобщенными представлениями о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Проявляет беспокойство в связи с поломкой игрушек, меняется игрушками со сверстниками.

Низкий: Нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Отношение к деньгам не отличается осознанностью. Познавательное отношение к труду не устойчивое. Не осознает товар, как продукт труда, имеющий цену. Имеет нечеткое представление о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Не выражает сожаления по поводу сломанных игрушек, вещей. Не делится со сверстниками.

Формы подведения итогов реализации программы.

- Развлечения, викторины по темам;

- Открытые мероприятия для родителей и педагогов МБДОУ;

- Мониторинг развития каждого ребенка;

- Фотоотчёт о проделанной работе.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

Эффективная педагогическая деятельность ОО по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители.

Перед родителями поставлена задача -помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития. На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи: Кто и как зарабатывает деньги в семье. Как формируется семейный бюджет. Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое. Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок. Как научиться экономить деньги. Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.

Программа предполагает проведение ряда занятий и подготовку буклета для родителей, чтобы ознакомить их с теми понятиями, которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного взаимодействия по формированию финансовой культуры.

Цель:

повышение компетентности родителей вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи взаимодействия с семьями воспитанников:

  • познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
  • расширить кругозор родителей посредством игр экономической направленности.

Формы работы с родителями:

1. Встречи с родителями, беседы, анкетирование.

2. Оформление информационных стендов, памяток.

3. Собрания, консультации, мастер-классы.

4. Презентации для родителей

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом в данном направлении работы

Родительское собрание «Финансовая грамотность дошкольников»

Консультация для родителей «Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах.»

Буклет «Бережное и разумное отношение к деньгам — это то, что дети возьмут в первую очередь у родителей.»

Консультация «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

Папка-передвижка «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников»

Консультация для родителей: «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?»

Папка – передвижка «Финансовая грамотность в семье»

Рекомендации «Как обучить ребенка финансовой грамотности»

Деловая игра «Мы и деньги»

Вывод:

В итоге реализации программы дети старшего дошкольного возраста смогут:

- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом;

- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам,

- осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;

Практические результаты:

- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;

- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;

- денежные средства и пр.;

- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.

- применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

- следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

  • деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
  • авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
  • правила поведения в реальных жизненных ситуациях.

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данной программы – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

Ожидаем, что дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

Учебный план

Название раздела

Количество часов

Формы контроля/аттестации

теория

практика

В мире экономики

4

5

опрос

Роль денег в нашей жизни

3

4

опрос

Потребность человека

3

4

опрос

Семейный бюджет

3

4

опрос

Труд

2

2

тест

ИТОГО

15

21

Формы работы

Месяц

Сен.

Окт.

Ноя.

Дек.

Янв.

Февр.

Март

Апрель

Май

Занятие

3

4

5

4

4

4

4

4

4

Итого в год

36

Календарный учебный график

Продолжительность учебного года

с – по 2024г.

Продолжительность образовательного процесса

36 недель

Режим работы

1 раз в неделю во второй половине дня

Количество занятий

в

неделю

в месяц

в год

1

4

36

Количество часов

30 минут (один академический час)

Каникулы

с по 24г.

Выходные

Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством РФ.

срок

Время проведения

Кол-во часов

место

Тема занятий

Форма проведения

Мониторинг с #1075;

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

Введение в мир экономики

беседа

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

Понятие об экономике. Как жили первобытные люди и каковы их потребности

Беседа

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

«История денег»

Беседа

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

Потребности современного человека

Игра «Различие в потребностях»

Беседа

игра

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

«Что такое деньги? Где хранятся деньги

беседа

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

Что такое ресурсы?

беседа

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

Где покупают и продают разные товары. Какие бывают товары

беседа

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

«Смешарики. Азбука финансовой грамотности».

Просмотр мультфильма

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

Работать и зарабатывать

Беседа

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

игра

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

«Семейный бюджет и расходы семьи»

беседа

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

«Экономия тепла, света, воды»

Беседа,

игровая

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

Настольные дидактические игра «Супермаркет», «Магазин продуктов»

игровая

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

из серии «Азбука денег или как помочь ребенку вырасти богатым»

Просмотр мультфильма

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

«Кем ты хочешь работать»

беседа

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

«Что подарить другу, когда нет денег?»

Решение игровой ситуации

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

Тратим разумно, экономим

Беседа с просмотром мультфильма

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

“Чудо – папку открываю, все что знаю, вспоминаю»

Работа с лэпбуком «Финансовая грамотность»

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

Труд -продукт

Чтение сказки «Ленивая белочка»

Беседа

Чтение худ.лит

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

Труд-деньги

Вопрос-ответ

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

Денежные знаки других стран

Беседа-сравнение

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

Копим и сберегаем

«Копилка своими руками»

Совместная работа детей и родителей

Беседа,

Продуктивная деятельность

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

Обмен и деньги

беседа

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

«Идем в магазин или как делать покупки с умом»

Беседа

игровая

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

Командная игра «Как проверить и посчитать деньги»

игровая

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

«Путешествие с монеткой по стране Экономики»

развлечение

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

Командная игра «Расходы. Как потратить деньги с пользой»

игровая

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

Экономика семьи. Семейный бюджет

Беседа,

игровая

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

Знаете ли Вы экономику

викторина

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

Станционная игра «Удачная покупка»

игровая

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

Реклама-двигатель торговли

беседа

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

«В гости в Простоквашино»

Квест-игра

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

Экономика в сказках

Чтение худ.литературы.

отгадывание

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

Викторина по формированию основ финансовой грамотности у детей

викторина

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

«Расчеты с помощью банковской карты»

беседа

1

МБДОУ д/с «Зернышко»

Итоговое мероприятие «Экономический квест»

Квест-игра

Мониторинг с 24

Перспективное планирование работы по программе творческого объединения «Экономист» с детьми

Сроки

Тема. Форма работы

Целевые ориентиры

#1075;

Набор группы. Мониторинг

14 сентября

Введение в мир экономики

Установить контакт с ребенком, выявить элементарные экономические знания.

21 сентября

Понятие об экономике. Как жили первобытные люди и каковы их потребности

(стр #1058;.А.Шорыгина. «Беседы об экономике»)

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;

развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей

28 сентября

«История денег» презентация

Просмотр мультфильма из серии «Азбука денег или как помочь ребенку вырасти богатым»

дать представление о денежной единице и познакомить с историей возникновения денег.

Беседа по мультфильму

5 октября

Потребности современного человека

(стр 10 .Т.А.Шорыгина. «Беседы об экономике»)

Игра «Различие в потребностях»

(Стр 87 Финансовая грамотность дошкольника)

Познакомить с понятием «потребность»

Формировать у детей понимание, что такое потребность, в чем она выражается

Дать детям представление о потребностях: показать различие между мужскими и женскими потребностями.

12 октября

«Что такое деньги? Где хранятся деньги

(стр 11Л.В.Страхович «Говорим с детьми о финансах»

Продолжать формировать у детей необходимый минимум экономических знаний: представление об экономике, деньгах, их значении для общества.

закрепить представления детей о труде взрослых, о значении труда как средстве зарабатывания денег;

продолжать развивать элементарные представления о семейных доходах и расходах, семейном бюджете;

учить подбирать монеты разного достоинства, составляющих цену подарка;

развивать умение давать оценку своей деятельности на занятии.

19 октября

Что такое ресурсы?

стр 19 .Т.А.Шорыгина. «Беседы об экономике»)

Дать детям понятие «ресурс»

Формировать у детей бережное отношение к живой природе-природа нужна человеку. Учить бережно относиться ко всему.

26 октября

Где покупают и продают разные товары. Какие бывают товары

стр 14 Л.В.Страхович «Говорим с детьми о финансах»

Дать детям понятие что такое товар. Формировать представление о многообразии товаров, в каких магазинах они продаются. Воспитывать бережное отношение к вещам

2 ноября

Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности».

;feature=emb_title

9 ноября

Работать и зарабатывать

стр 8 Л.В.Страхович «Говорим с детьми о финансах»

Просмотр мультфильма «Почему родители ходят на работу»

16 ноября

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

Игровая деятельность

Познакомить детей с игрой «Супермаркет». Формировать у детей умение развивать сюжет на основе полученных знаний, передавать в игре трудовые действия работников супермаркета.

23 ноября

«Семейный бюджет и расходы семьи»

Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет; Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);

Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги

30 ноября

«Экономия тепла, света, воды»

Развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;

Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощённое объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла;

Формировать у детей потребность в их экономии.

Познакомить с понятиями «экономия», «бережливость»;

Показать, что экономия помогает учитывать ограниченность ресурсов.

7 декабря

Настольные дидактические игра «Супермаркет», «Магазин продуктов»

упражнять детей в классификации предметов по признаку; закреплять в речи обобщающие понятия: мясные продукты, молочные продукты, хлебные продукты, овощи, фрукты. Игра развивает логическое мышление, память, внимание.

14 декабря

«Кем ты хочешь работать»

беседа

Закреплять представления детей о том, что такое профессия, употребление в речи слова “профессия”. Вызвать интерес к разным профессиям, к их значимости в нашей жизни.

21 декабря

Просмотр мультфильма из серии «Азбука денег или как помочь ребенку вырасти богатым»

Беседа по мультфильму

28 декабря

Решение игровой ситуации «Что подарить другу, когда нет денег?»

помочь детям освоить формы выражения доброжелательного отношения к сверстникам, развивать добрые чувства и культуру общения.

11 января

Тратим разумно, экономим

стр 17 Л.В.Страхович «Говорим с детьми о финансах»

«Об экономике» Образовательно-развлекательный онлайн клуб для детей/социальная сеть "У тетушки Совы"

Умение экономить (Уроки тетушки Совы) серия 5

18 января

“Чудо – папку открываю, все что знаю, вспоминаю»

Работа с лэпбуком «Финансовая грамотность»

формирование основ финансовой грамотности и расширение их представлений о бюджете, деньгах, товарах и услугах.

Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков

25 января

Труд -продукт

Чтение сказки «Ленивая белочка»

стр #1058;.А.Шорыгина. «Беседы об экономике»)

просмотр сериала о различных профессиях и труде

Объяснить, для чего человеку трудиться. Отметить, что результатом труда людей является продукт-полезная нужная вещь, продукты — труда-это богатство

01 января

Труд-деньги

Закрепить у детей знания о профессиях людей, отметить, что за свой труд люди получают деньги

08 февраля

Денежные знаки других стран

Дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах.

15 февраля

Копим и сберегаем.

стр 17 Л.В.Страхович «Говорим с детьми о финансах»

«Копилка своими руками»

Совместная работа детей и родителей

Расширять представления детей о доходах и расходах; подвести к пониманию понятия «сбережения» («накопления»)

учить детей самостоятельному изготовлению копилки из разного подручного, бросового материала, дополняя её аппликацией из цветной бумаги, скрап бумаги, мелких украшений и других материалов.

22 февраля

Обмен и деньги

(стр #1058;.А.Шорыгина. «Беседы об экономике»)

Расширять знания детей о бартере как операции взаимообмена товарами, о деньгах как средстве обмена товарами между людьми. Уточнить значение понятий «цена» «ценник», «товар»

29 февраля

«Идем в магазин или как делать покупки с умом»

Развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него;

Дать понятия «товар», «цена», «дороже - дешевле», «потребительская грамотность»;

Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

7 марта

Командная игра «Как проверить и посчитать деньги»

Создание положительной мотивации к ознакомлению детей с экономикой.

14 марта

«Путешествие с монеткой по стране Экономики»

Закрепить полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности. расширять социальные представления о современном обществе.

закрепить представления детей экономических понятий: деньги, семейный бюджет: доход и расход

21 марта

Командная игра «Расходы. Как потратить деньги с пользой»

Создание положительной мотивации к ознакомлению детей с экономикой.

28 марта

Экономика семьи. Семейный бюджет

стр #1058;.А.Шорыгина. «Беседы об экономике»)

Познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсия, зарплата, стипендия. Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги

4 апреля

Знаете ли Вы экономику

стр #1058;.А.Шорыгина. «Беседы об экономике»)

Повторение пройденного материала. Закрепление

11 апреля

Станционная игра «Удачная покупка»

Создание положительной мотивации к ознакомлению детей с экономикой.

18 апреля

Реклама-двигатель торговли

Дать детям представление о назначении рекламы, ее видах: печатная, радио- и видео реклама

Уточнить знания детей о рекламе; показать рекламные листовки из магазинов, но обязательно понятные детям.

25 апреля

«В гости в Простоквашино»

Квест-игра для детей

Закрепление знаний детей по темам: «Доход. Труд – основа дохода. Учимся экономить»

формировать понимание того, что каждая вещь, окружающая нас – это результат труда людей, воспитание уважения к людям, которые трудятся и зарабатывают деньги.

02 мая

Экономика в сказках

Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике; давать нравственную оценку поступкам героев

08 мая

Викторина по формированию основ финансовой грамотности у детей

создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности

детей, дать детям элементарное экономическое представление, воспитывать интерес к экономике. Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд - деньги». Познакомить ребенка с номинальными купюрами и монетами. Дать представление о том, что такое товар, цена товара, доход, расход.

Объяснить принцип накоплений денег.

16 мая

«Расчеты с помощью банковской карты»

Дать представление детям, что банковская карта — это пластиковая карточка, связанная с индивидуальным счетом в банке, которая предоставляет возможность владельцу карты оплачивать товары и услуги, а также получать наличные в банках или банкоматах (банковских автоматах).

23 мая

Итоговое мероприятие «Экономический квест»

Создание положительной мотивации к ознакомлению детей с экономикой.

Итоговый мониторинг #1075;

Используемая литература

  1. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры./авт.сост.Г.П.Поварницина,Ю.А.Киселёва.-изд.2-е,испр.-Волгоград:Учитель.-186с
  2. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.-3-е изд.,и доп.-М.:ТЦ Сфера,#1089;
  3. Стахович Л.В.Говорим с детьми о финансах: пособие для родителей дошкольников/Л.В.Страхович, Е.В.Семенкова,Л.Ю.Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников» -2-е изд.-М.: ВИТА-ПРЕСС,#1089;.
  4. Стахович Л.В ,Семенкова Е.В. Финансовая грамотность: сценарии обучающих сказок.-М.:Вакоша,#1089;
  5. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. Детство – Пресс, 2008
  6. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – Аркти, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....