"Тайна воды"
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Тайны воды»
Содержание:
1.Введение 3
2. Основная часть 4
2.1.Роль воды в жизни человека 4
2.2.Удивительные свойства воды 5
3.Заключение 9
4.Список использованной литературы 10
1.Введение.
Понять воду- значит понять вселенную, все чудеса природы
и саму жизнь.
М.Эмото.
Вода – самое простое и в то же время самое уникальное вещество на земле. Но вода таит в себе множество тайн и загадок. Ее до сих пор продолжают исследовать ученые, находя все больше увлекательных данных о воде. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница- значение воды очень трудно переоценить. Вода- одно из самых важных для человека веществ. Вода существует повсюду- в океанах и морях, реках и озёрах, под землёй и над землёй, в почве. Много воды содержится в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег. Вода - самое распространенное вещество в мире: она занимает большую часть поверхности нашей планеты. Вода - это сама жизнь.[3,c.18]
А что если бы не было воды? Об этом даже подумать страшно. Не было бы дождя, снега, высохли бы реки, моря, озера, сгорели бы травы и деревья. Значит, не было бы ни рыб, ни птиц, ни животных, ни людей. На Земле не было бы жизни.[2,c.37].
Вода – это не просто обычная жидкость. Это самое распространенное вещество в природе и главная составная часть всех живых организмов. Сколько воды на Земле? Много или мало? Иногда Землю называют «Голубой планетой». Оказывается, вода покрывает 70% поверхности Земли. Это много. Ученые подсчитали, что 97% всех запасов воды на планете Земля приходится на соленые воды морей и океанов. И только 3% водных запасов – пресная вода. А это очень мало.И поэтому, если мы хотим быть здоровыми сами и жить в чистом мире, нам необходимо беречь воду.[8,c.43]
Вода постоянно совершает круговорот в природе. Когда солнце нагревает поверхность Земли, вода превращается в пары и попадает в атмосферу. Когда вода в атмосфере охлаждается, она образует облака.
Затем некоторое количество этой воды вновь выпадает на Землю в виде осадков.[1,c.93]
Актуальность темы: Вода – главная составляющая жизни. Она необходима для жизнедеятельности растений и животных.
Цель – уточнить и расширить знания о воде, некоторых ее свойствах, значении для живых организмов.
Задачи исследования:
1) Определить, что представляет собой вода
2) Определить некоторые свойства воды
3) Исследовать свойства воды на опытах.
Предмет исследования: вода и ее свойства.
2.Основная часть.
2.1.Роль воды в жизни человека.
Человек на 70% состоит из воды. Вода находится в крови, органах, мышцах и даже в мозгах человека! Маленькие дети содержат в себе еще больше воды - 80%. Вода играет важную роль в жизнедеятельности организма. Она доставляет к клеткам питательные вещества, витамины и микроэлементы, участвует в процессах терморегуляции (поддержание нормальной температуры тела) и дыхания.Кроме этого, снижение количества воды в организме человека хотя бы на 2% способствует снижению физических и интеллектуальных показателей на 20%. То есть дажеразвитие умственных способностей напрямую зависит от воды!.[6,c.113]
Вода как «хозяйственно –бытовой» фактор также необходима человеку – это:
-приготовление пищи;
- личная гигиена;
- мытье посуды;
- поливка цветов;
- уход за домашними питомцами;
- промышленность и производство, и многое другое.
Итак, мы убедились, что «без воды и не туды и не сюды».
2.2. Удивительные свойства воды.
Ученые всего мира до сих пор занимаются исследованием уникальных свойства воды.Вода – это единственное вещество на Земле, которое существует в природе во всех трёх агрегатных состояниях: жидком, твёрдом и газообразном (вода, лед и водяной пар). Вода удивительна своими самыми обыкновенными свойствами. И некоторые из этих свойств мы сейчас рассмотрим и попробуем доказать на опытах.[4,c.23]
Обычно, среди свойств воды называются такие, как:
-прозрачная,
-бесцветная,
-без запаха,
-текучая,
-принимает любую форму, в которую её налить,
-может замерзать,
-может испаряться,
-вода расширяется и сжимается
-растворяет вещества.
Опыт №1. Прозрачность воды.
Берем два прозрачных стакана, в один наливаем воду, в другой-молоко. В оба стакана опускаем ложку. В стакане с водой –ложка видна, а в стакане с молоком-нет.(фото 1 и 2).
Вывод: вода-прозрачна.
Опыт №2. Чистая вода не имеет запаха.
Берем два стакана с водой, в один стакан добавляем каплю настойки валерьяны. Сначала понюхали стакан с простой водой, а затем воду, в которую мы добавили настой валерьяны.Мы убедились, что простая вода ничем не пахнет.( Фото 3).
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №3. Вода безцветна.
Попробуем определить какого же вода цвета? Берем четыре стакана с водой и полоски цветной бумаги. Поочередно опускаем полоски бумаги в каждый стакан с водой. Цвет воды не соответствует ни одной полоске цветной бумаги. (фото 4, 5).
Вывод: вода безцветна.
Опыт №4. Вода безвкусна.
Очень часто дети слышат: «какая вкусная вода». Попробуем определить какая же вода на вкус. Берем два стакана, в один наливаем воду, в другой сок. Сначала пробуем воду, а затем сок. Какая же вода на вкус? Вода не имеет вкуса.(Фото 6).
Вывод: вода безвкусна.
Опыт №5. Вода может течь.
Берем две колбы, одна с водой, другая- пустая. Мы аккуратно переливаем воду из одной колбы в другую. Вода льется, потому что она жидкая. На этом опыте мы доказали еще одно важное свойство воды-оно называется текучестью.[5,c.41] (фото 7)
Вывод: вода может течь (текучесть воды).
Опыт №6. Под воздействием тепла вода превращается в пар.
Нальем воды в чайник, поставим на огонь. Когда вода в чайнике начинает кипеть, мы видим, как из носика чайника выходит пар. Вода при кипении превращается в прозрачный водяной пар. Этот процесс перехода жидкой воды в газообразное состояние называется испарением [5,c.39].Берем стекло и держим над паром, мы видим, как на стекле появляются капельки воды. Вода при воздействии тепла испаряется и конденсируется при охлаждении- это очень важное свойство воды, на основании которого происходит круговорот воды в природе.(Фото8).
Вывод: под воздействием тепла вода превращается в пар.
Опыт№ 7. При замерзании вода превращается в лед.
Наливаем воду в колбу и выносим на мороз. Через несколько часов достаем колбу и видим, что вода замерзла и превратилась в лед. Мы наблюдаем твердое состояние воды.
Вывод: лед-это тоже вода.(Фото 9).
Опыт №8. Вода-растворитель
Мы приготовили три стакана с питьевой водой. В один стакан положили немного соли, в другой – сахар, в третий – измельченный мел. Хорошо перемешали воду в стаканах. Соли и сахара в стаканах не видно, они растворились, а вода осталась прозрачной. Мел осел на дно стакана. Это хорошо видно. Вода с мелом стала мутная. (Фото 10,11).
Вывод:Вода имеет свойство растворять некоторые вещества, вода-растворитель.
Можно ли очистить мутную воду, чтобы она вновь стала чистой, прозрачной? Проверим это на опыте.
Опыт №9. Очистка воды.
Берем два стакана, в одном мутная вода ( в которой мы растворяли мел), второй пустой. В стакан с мутной водой кладем измельченный активированный уголь. Пустой стакан накрываем марлей и аккуратно переливаем воду с активированным углем. Можно понаблюдать за водой, которая будет течь в стакан. Проверим воду на прозрачность. Вода стала вновь прозрачной. Такой способ воды называется фильтрацией [7,c.57] (Фото 12).
Вывод: мутную воду можно очистить.
Опыт№10. Плотность соленой воды выше плотности пресной.
Берем два стакана с водой. Помещаем в один из стаканов куриное яйцо. Что с ним стало? Оно утонуло. В другой стакан с водой кладем соль, перемешиваем и опускаем туда яйцо. Яйцо не утонуло, а плавает на поверхности. Это происходит потому, что плотность соленой воды выше и она выталкивает яйцо на поверхность. (Фото 13, 14).
Вывод: плотность соленой воды выше пресной.
Мы знаем, что у жидкостей есть такое свойство как смешиваемость с другими жидкостями. Но есть такие, которые не смешиваются, например, масло и вода. Попробуем рассмотреть это на опыте. [7,c.93]
Опыт №12. Несмешиваемые жидкости. «Вулкан».
Берем стакан с чистой водой, добавляем туда гуашь, тем самым окрашивая воду. Затем в стакан с окрашенной водой наливаем растительное масло. И что же мы видим? Слой масла оказался наверху. Попробуем перемешать. Плотно закрываем стакан рукой и встряхиваем, пока обе жидкости не перемешаются. Смешались ли вода и масло? Масло осталось наверху, а вода внизу. Так происходит, потому что вода тяжелее масла. А теперь добавим в стакан с водой и маслом, образуются пузырьки, которые выталкивают воду на поверхность. Сода и уксус при смешивании выделяют углекислый газ, который перемешивает наш «коктейль», похожий на вулкан.(Фото 15,16,17).
Вывод: плотность воды выше плотности масла.
Вывод:
При помощи опытов мы доказали:
1). что вода – это жидкость, которая обладает такими свойствами, как:
- прозрачность,
- без запаха,
-без цвета,
- без вкуса,
- текучесть,
- может замерзать,
- может испаряться,
-плотность соленой воды выше плотности пресной.
2).Вода существует в трех агрегатных состояниях: жидком, твердом, газообразном.
3). Мутную воду можно очистить.
3.Закючение.
В наши дни проблема воды стала одной из самых значимых.Благодаря воде, на нашей планете зародилась и до сих пор существует жизнь. Без воды не обходиться ни один живой организм на планете.Мы просто привыкли к воде и часто забываем о том, что вода – это чудо природы, которое мы должны сохранить, ведь запасы воды не безграничны. Если исчезнет вода – исчезнет и жизнь. Наша голубая планета станет такой же безжизненной, как другие планеты в солнечной системе.[4,c.25]
Пока ещё не стало слишком поздно, мы должны сделать всё необходимое для сохранения водоёмов и спасти нашу планету, а значит и нас самих.
Мы предлагаемкомплекс мер по охране водоемов:
1. Не сбрасывать в реку бытовой мусор, отходы промышленных, сельскохозяйственных предприятий;
2. Запретить вырубку деревьев и кустарников вдоль рек;
3. Не мыть автотранспортные средства вблизи водоемов;
4. Проводить регулярные мероприятия по очистке берегов рек от бытового мусора;
5. Необходимо охранять водные богатства, рационально и бережно их использовать.
«Вода- это чудо природы, самое драгоценное ископаемое» - говорил А. П. Карпиненский.
Вода обладает уникальными свойствами: она бесцветна, без вкуса, без запаха, прозрачна, не имеет формы, текуча, обладает теплоемкостью и хороший растворитель. Туман, облака, роса, дождь, град, иней, снег - все это вода в разных состояниях. Ее влияние поистине огромно.[4,c.38].
«Ведь вода – это и есть жизнь» – писал А. Де Сент-Экзюпери.
Список использованной литературы:
1.Голицын М.С. Я познаю мир, 2001,ООО «Издательство АСТ»
2.Краснова М. Обо всем на свете от А до Я. – М. Махаон. – 2008.
3.Халиманович А.А., Человек и мир. – Минск. Рассвет. - 2009.
4. «Мир моря»: Детская энциклопедия – 2-изд., перераб. – Москва изд.«Махаон»,2007
5. Шергин В.С., А. И. Юрьев. «Что такое. Кто такой». Детская энциклопедия: Москва, изд. «Махаон»,2010
6. Большая Российская Энциклопедия, том 5, Москва, научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2006 г.;
7. Большая энциклопедия эрудита, Москва, издательство «Махаон», 2004 г.;
8. Энциклопедия для детей, том 19, Экология, Москва, издательство «Мир энциклопедий Аванта+», 2006 г.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тайны воды из крана
Опытно-эксперементальная деятельность по исследованию свойств воды....
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ "ТАЙНА ВОДЫ"
Задачи: · Способствовать обмену информацией о воде, ее свойствах. Стимулировать интерес детей к экспериментированию, самостоятельному пониманию пр...
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Исследовательский проект "Тайны воды"
Вода - один из главных источников жизни на Земле. Воды на планете очень много. Суша занимает 1/3 ее поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пр...
Тайна воды
Конспект и презентация непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования....
Конспект занятия "Тайны воды" для средней группы по поисково - исследовательской деятельности.
Конспект занятия по позновательно-исследовательской деятельности "Тайны воды"...
Великие тайны воды
Цель: показать значение воды в жизни живой природы.Закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует ее.Учить проводить исследования, размышлять, иметь свое мнение.Развивать наблюдательно...
Проект «Тайны воды». проект в подготовительной к школе группе.
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников, любви к природе родного края, как малой Родине ребенка....