"Тайна воды"
проект (подготовительная группа)

Хакимуллина Ольга Валерьевна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayna_vody_ns_portal.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

        

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Тайны воды»

Содержание:

1.Введение                                                                                                        3

2. Основная часть                                                                                             4

2.1.Роль воды в жизни человека                                                                     4

2.2.Удивительные свойства воды                                                                   5

3.Заключение                                                                                                    9

4.Список использованной литературы                                                          10

                                                                                               


1.Введение.

     Понять воду- значит понять вселенную, все чудеса природы

и саму жизнь.

М.Эмото.

Вода – самое простое и в то же время самое уникальное вещество на земле. Но вода таит в себе множество тайн и загадок. Ее до сих пор продолжают исследовать ученые, находя все больше увлекательных данных о воде. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница- значение воды очень трудно переоценить. Вода- одно из самых важных для человека веществ. Вода существует повсюду- в океанах и морях, реках и озёрах, под землёй и над землёй, в почве. Много воды содержится в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег. Вода - самое распространенное вещество в мире: она занимает большую часть поверхности нашей планеты. Вода - это сама жизнь.[3,c.18]

А что если бы не было воды? Об этом даже подумать страшно. Не было бы дождя, снега, высохли бы реки, моря, озера, сгорели бы травы и деревья. Значит, не было бы  ни рыб, ни птиц, ни животных, ни людей. На Земле не было бы жизни.[2,c.37].

Вода – это не просто обычная жидкость. Это самое распространенное вещество в природе и главная составная часть всех живых организмов. Сколько воды на Земле? Много или мало? Иногда Землю называют «Голубой планетой». Оказывается, вода покрывает 70% поверхности Земли. Это много. Ученые подсчитали, что 97% всех запасов воды на планете Земля приходится на соленые воды морей и океанов. И только 3% водных запасов – пресная вода. А это очень мало.И поэтому, если мы хотим быть здоровыми сами и жить в чистом мире, нам необходимо беречь воду.[8,c.43]

Вода постоянно совершает круговорот в природе. Когда солнце нагревает поверхность Земли, вода превращается в пары и попадает в атмосферу. Когда вода в атмосфере охлаждается, она образует облака.

Затем некоторое количество этой воды вновь выпадает на Землю в виде осадков.[1,c.93]

Актуальность темы:  Вода – главная составляющая жизни. Она необходима для жизнедеятельности растений и животных.

Цель – уточнить и расширить знания о воде, некоторых ее свойствах, значении для живых организмов.

Задачи исследования:

1) Определить, что представляет собой вода

2) Определить некоторые свойства воды

3) Исследовать свойства воды на опытах.

Предмет исследования: вода и ее свойства.

2.Основная часть.

2.1.Роль воды в жизни человека.

Человек на 70% состоит из воды. Вода находится в крови, органах, мышцах и даже в мозгах человека! Маленькие дети содержат в себе еще больше воды  - 80%. Вода играет важную роль в жизнедеятельности организма. Она доставляет к клеткам питательные вещества, витамины и микроэлементы, участвует в процессах терморегуляции (поддержание нормальной температуры тела) и дыхания.Кроме этого, снижение количества воды в организме человека хотя бы на 2% способствует снижению физических и интеллектуальных показателей на 20%. То есть дажеразвитие умственных способностей напрямую зависит от воды!.[6,c.113]

Вода как «хозяйственно –бытовой» фактор также необходима человеку – это:

-приготовление пищи;

- личная гигиена;

- мытье посуды;

- поливка цветов;

- уход за  домашними питомцами;

- промышленность и производство, и многое другое.

 Итак, мы убедились, что «без воды и не туды и не сюды».

2.2. Удивительные свойства воды.

Ученые всего мира до сих пор занимаются исследованием уникальных свойства воды.Вода – это единственное вещество на Земле, которое существует в природе во всех трёх агрегатных состояниях: жидком, твёрдом и газообразном (вода, лед и водяной пар). Вода удивительна своими самыми обыкновенными свойствами. И некоторые из этих свойств мы сейчас рассмотрим и попробуем доказать на опытах.[4,c.23]

Обычно, среди свойств воды называются такие, как:

-прозрачная,

-бесцветная,

-без запаха,

-текучая,

-принимает любую форму, в которую её налить,

-может замерзать,

-может испаряться,

-вода расширяется и сжимается

-растворяет вещества.

Опыт №1. Прозрачность воды.

Берем два прозрачных стакана, в один наливаем воду, в другой-молоко. В оба стакана опускаем ложку. В стакане с водой –ложка видна, а в стакане с молоком-нет.(фото 1 и 2).

Вывод: вода-прозрачна.

Опыт №2. Чистая вода не имеет запаха.

Берем два стакана с водой, в один стакан добавляем каплю настойки валерьяны. Сначала понюхали стакан с простой водой, а затем воду, в которую мы добавили настой валерьяны.Мы убедились, что простая вода ничем не пахнет.( Фото 3).

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт №3. Вода безцветна.

Попробуем определить какого же вода цвета? Берем четыре стакана с водой и полоски цветной бумаги. Поочередно опускаем полоски бумаги в каждый стакан с водой. Цвет воды не соответствует ни одной полоске цветной бумаги. (фото 4, 5).

Вывод: вода безцветна.

Опыт №4. Вода безвкусна.

Очень часто дети слышат: «какая вкусная вода». Попробуем определить какая же вода на вкус. Берем два стакана, в один наливаем воду, в другой сок. Сначала пробуем воду, а затем сок. Какая же вода на вкус? Вода не имеет вкуса.(Фото 6).

Вывод: вода безвкусна.

Опыт №5. Вода может течь.

Берем две колбы, одна с водой, другая- пустая. Мы аккуратно переливаем воду из одной колбы в другую. Вода льется, потому что она жидкая. На этом опыте мы доказали еще одно важное свойство воды-оно называется текучестью.[5,c.41] (фото 7)

Вывод: вода может течь (текучесть воды).

Опыт №6. Под воздействием тепла вода превращается в пар.

Нальем воды в чайник, поставим на огонь. Когда вода в чайнике начинает кипеть, мы видим, как из носика чайника выходит пар. Вода при кипении превращается в прозрачный водяной пар. Этот процесс перехода жидкой воды в газообразное состояние называется испарением [5,c.39].Берем стекло и держим над паром, мы видим, как на стекле появляются капельки воды. Вода при воздействии тепла испаряется и конденсируется при охлаждении- это очень важное свойство воды, на основании которого происходит круговорот воды в природе.(Фото8).

Вывод: под воздействием тепла вода превращается в пар.

Опыт№ 7. При замерзании вода превращается в лед.

Наливаем воду в колбу и выносим на мороз. Через несколько часов достаем колбу и видим, что вода замерзла и превратилась в лед. Мы наблюдаем твердое состояние воды.

Вывод: лед-это тоже вода.(Фото 9).

Опыт №8. Вода-растворитель

Мы приготовили три стакана с питьевой водой. В один стакан положили  немного соли, в другой – сахар, в третий – измельченный мел. Хорошо перемешали воду в стаканах. Соли и сахара в стаканах не видно, они растворились, а вода осталась прозрачной. Мел осел на дно стакана. Это хорошо видно. Вода с мелом стала мутная. (Фото 10,11).

Вывод:Вода имеет свойство растворять некоторые вещества, вода-растворитель.

Можно ли очистить мутную воду, чтобы она вновь стала чистой, прозрачной? Проверим это на опыте.

Опыт №9. Очистка воды.

Берем два стакана, в одном мутная вода ( в которой мы растворяли мел), второй пустой. В стакан с мутной водой кладем измельченный активированный уголь. Пустой стакан накрываем марлей и аккуратно переливаем воду с активированным углем. Можно понаблюдать за водой, которая будет течь в стакан. Проверим воду на прозрачность. Вода стала вновь прозрачной. Такой способ воды называется фильтрацией [7,c.57] (Фото 12).

Вывод: мутную воду можно очистить.

Опыт№10. Плотность соленой воды выше плотности пресной.

Берем два стакана с водой. Помещаем в один из стаканов куриное яйцо. Что с ним стало? Оно утонуло. В другой стакан с водой кладем соль, перемешиваем и опускаем туда яйцо. Яйцо не утонуло, а плавает на поверхности. Это происходит потому, что плотность соленой воды выше и она выталкивает яйцо на поверхность. (Фото 13, 14).

Вывод: плотность соленой воды выше пресной.

Мы знаем, что у жидкостей есть такое свойство как смешиваемость с другими жидкостями. Но есть такие, которые не смешиваются, например, масло и вода. Попробуем рассмотреть это на опыте. [7,c.93]

Опыт №12. Несмешиваемые жидкости. «Вулкан».

Берем стакан с чистой водой, добавляем туда гуашь, тем самым окрашивая воду. Затем в стакан с окрашенной водой наливаем растительное масло. И что же мы видим? Слой масла оказался наверху. Попробуем перемешать. Плотно закрываем стакан рукой и встряхиваем, пока обе жидкости не перемешаются. Смешались ли вода и масло? Масло осталось наверху, а вода внизу. Так происходит, потому что вода тяжелее масла. А теперь добавим в стакан с водой и маслом, образуются пузырьки, которые выталкивают воду на поверхность. Сода и уксус при смешивании выделяют углекислый газ, который перемешивает наш «коктейль», похожий на вулкан.(Фото 15,16,17).

Вывод: плотность воды выше плотности масла.

Вывод:

При помощи опытов мы доказали:

1). что вода – это жидкость, которая обладает такими свойствами, как:

- прозрачность,

- без запаха,

-без цвета,

- без вкуса,

- текучесть,

- может замерзать,

- может испаряться,

-плотность соленой воды выше плотности пресной.

2).Вода существует в трех агрегатных состояниях: жидком, твердом, газообразном.

3). Мутную воду можно очистить.

3.Закючение.

         В наши дни  проблема воды стала одной из самых значимых.Благодаря воде, на нашей планете зародилась и до сих пор существует жизнь. Без воды не обходиться ни один живой организм на планете.Мы просто привыкли к воде и часто забываем о том, что вода – это чудо природы, которое мы должны сохранить, ведь запасы воды не безграничны. Если исчезнет вода – исчезнет и жизнь. Наша голубая планета станет такой же безжизненной, как другие планеты в солнечной системе.[4,c.25]

        Пока ещё не стало слишком  поздно, мы должны сделать всё необходимое для сохранения водоёмов и спасти нашу  планету, а значит и нас самих.

 Мы предлагаемкомплекс мер по охране водоемов:

1.  Не сбрасывать в реку бытовой мусор, отходы промышленных, сельскохозяйственных предприятий;

2.  Запретить вырубку деревьев и кустарников вдоль рек;

3.  Не мыть автотранспортные средства вблизи водоемов;

4.  Проводить регулярные мероприятия по очистке берегов рек  от бытового мусора;

5.  Необходимо охранять водные богатства, рационально и бережно их использовать.

«Вода- это чудо природы, самое драгоценное ископаемое» - говорил А. П. Карпиненский.

Вода обладает уникальными свойствами: она бесцветна, без вкуса, без запаха, прозрачна, не имеет формы, текуча, обладает теплоемкостью и хороший растворитель. Туман, облака, роса, дождь, град, иней, снег - все это вода в разных состояниях. Ее влияние поистине огромно.[4,c.38].

«Ведь вода – это и есть жизнь»  – писал А. Де Сент-Экзюпери.

Список использованной литературы:

1.Голицын М.С. Я познаю мир, 2001,ООО «Издательство АСТ»

2.Краснова М. Обо всем на свете от А до Я. – М. Махаон. – 2008.

3.Халиманович А.А., Человек и мир. – Минск. Рассвет. -  2009.

4. «Мир моря»: Детская энциклопедия   – 2-изд., перераб. – Москва изд.«Махаон»,2007

5.  Шергин В.С., А. И. Юрьев.  «Что такое. Кто такой». Детская энциклопедия: Москва, изд. «Махаон»,2010

6.  Большая Российская Энциклопедия, том 5, Москва, научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2006 г.;

7.  Большая энциклопедия эрудита, Москва, издательство «Махаон», 2004 г.;

8.  Энциклопедия для детей, том 19, Экология, Москва, издательство «Мир энциклопедий Аванта+», 2006 г.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тайны воды из крана

Опытно-эксперементальная деятельность по исследованию свойств воды....

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ "ТАЙНА ВОДЫ"

Задачи: ·          Способствовать обмену информацией о воде, ее свойствах. Стимулировать интерес детей к экспериментированию, самостоятельному пониманию пр...

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Исследовательский проект "Тайны воды"

Вода - один из главных источников  жизни на Земле. Воды на планете очень много. Суша занимает 1/3 ее поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пр...

Тайна воды

Конспект и презентация непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования....

Конспект занятия "Тайны воды" для средней группы по поисково - исследовательской деятельности.

Конспект занятия по позновательно-исследовательской деятельности "Тайны воды"...

Великие тайны воды

Цель: показать значение воды в жизни живой природы.Закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует ее.Учить проводить исследования, размышлять, иметь свое мнение.Развивать наблюдательно...

Проект «Тайны воды». проект в подготовительной к школе группе.

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников, любви к природе родного края, как малой Родине ребенка....