Тайна воды
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект и презентация непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayna_vody.ppt | 1.2 МБ |
tayna_vody.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ВОДА?
МИРОВОЙ ОКЕАН
ОКЕАНЫ Атлантический Тихий
МОРЯ Азовское Мертвое Черное Красное
РЕКИ Волга Обь Дон Нил Рейн Темза
ОЗЕРА Каспийское море-озеро Озеро Байкал
ВОДА В ТВЕРДОМ СОСТОЯНИИ Айсберги
ВОДА В ТВЕРДОМ СОСТОЯНИИ Снег Лед
ВОДА В ЖИДКОМ СОСТОЯНИИ Океаны Моря Реки Озера
ВОДА В ПАРООБРАЗНОМ СОСТОЯНИИ Облака Гейзеры
ВОДООЧИСТИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
ЛАБОРАТОРИЯ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №50»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности на тему:
«Тайна воды»
(подготовительная группа)
Разработала:
Воспитатель
Соловей И.И.
Воронеж 2014
Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Задачи:
- Формирование познавательных действий, становление сознания.
- Развитие воображения, творческой активности и наблюдательности.
- Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.
- Развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
- Содействие познавательной активности и любознательности каждого ребенка.
Предварительная работа:
- беседы о воде, ее роли в жизни человека.
- рассматривание иллюстраций с изображением рек, озер, морей, океанов.
- дидактические игры «Кому нужна вода? Зачем нужна вода», «Где спряталась вода?»
- чтение художественной литературы: стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ», рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой, сказки «Путешествие Капельки».
- просмотр мультипликационного фильма «Капитошка».
- загадывание загадок о воде, снеге, дожде.
- Проблемные ситуации «Если на планете исчезнет вода…», «Если использованную воду не очищать, что произойдёт?», «Ты оказался в лесу (пустыне), как найти воду».
- выставка рисунков «Берегите воду!»
Ход НОД
Слышатся звуки дождя
Воспитатель: Ребята, а что это за звуки, как вы думаете?
Дети: Идет дождь
Воспитатель: А что такое дождь? Из чего он состоит?
Дети: Из капель воды
Воспитатель: А что вы знаете о воде? Что такое вода?
Дети: Жидкость
Воспитатель: Кому нужна вода?
Зачем вода нужна растениям?
А как они её получают?
Почему животные не могут жить без воды?
Ребята, а людям нужна вода?
Ответы детей
Слайд 2
Воспитатель: С чего начинается вода?
Дети: С капельки.
Слайд 3
Воспитатель: Посмотрите на картинку. Что на ней изображено?
Дети: Планета.
Воспитатель: Да, а какая она, наша планета?
Дети: Голубая.
Воспитатель: Почему она голубая, как вы думаете?
Дети: Потому что больше воды.
Воспитатель: Кто из вас знает, как называется вся вода на Земле?
Дети: Мировой океан.
Воспитатель: На что он разделяется?
Дети: На океаны, моря…
Воспитатель: Какие океаны вы знаете? Слайд 4
Воспитатель: Какие вы знаете моря? Реки? Озера? А какое озеро самое большое? Слайды 5,6,7
Воспитатель: Вода- удивительное вещество. Она путешествует по всему Земному шару. А как это происходит, мы с вами сейчас в этом и разберемся.
Воспитатель: В каком состоянии можно встретить воду?
Дети: В твердом, жидком, парообразном.
Воспитатель: Где же в природе можно увидеть воду в твердом состоянии? Слайды 8, 9
Дети: Айсберги, снег, лед, сосульки, иней
Воспитатель: Что же произошло с водой, что она сала твердой?
Дети: Замерзла
Воспитатель: А где же в природе вода встречается в жидком состоянии? Слайд 10
Дети: Моря, океаны, реки
Воспитатель: Но вода может находиться в еще одном состоянии.
Давайте представим, что солнце нагревает воду на поверхности Земли. Как вы думаете, что происходит с водой?
Дети: Она начинает испаряться
Воспитатель: Давайте в этом убедимся на опыте. В природе солнце нагревает воду, а я вскипятила ее в чайнике и налила в термос.
Опыт с термосом и зеркалом
Воспитатель: Что это поднимается вверх?
Дети: Пар
Воспитатель: А откуда же он взялся, ведь в термосе была только вода?
Дети: Вода нагрелась и превратилась в пар.
Воспитатель: Верно. А что такое пар?
Дети: Это мельчайшие капельки воды, которые поднимаются вверх.
Воспитатель: Такое состояние воды называется парообразным.
А где в природе вода встречается в парообразном состоянии? Слайд 11
Дети: Облака, пар от земли с горячими источниками.
Воспитатель: Ребята, мы в начале занятия выясняли кому и зачем вообще нужна вода. Сейчас я вам предлагаю сыграть в одну игру «Кому нужна вода»
Игра с обручами
Воспитатель: Представим себе, что солнце нагрело воду в океане. Что происходит с водой? Слайд 12
Дети: Вода начинает испаряться, превращается в пар, поднимаясь вверх
Воспитатель: Что образует пар, поднявшийся в небо?
Дети: Облака
Воспитатель: Облака, собираясь вместе, образуют тучи.
Воспитатель: Тучи накапливают столько воды, что капли становятся тяжелыми и большими. И они выпадают в виде дождя или снега.
Воспитатель: Что же происходит с водой, когда она прольется дождем на землю?
Дети: Она впитывается
Воспитатель: Воду впитывает земля, песок, она проходит через камушки, лежащие глубоко в земле. И через некоторое время она выбирается на поверхность земли, образую ручейки.
Воспитатель: А как вы думаете, во что собираются ручейки?
Дети: В реки.
Воспитатель: Во что впадают реки? Реки впадают в моря.
А из морей вода попадает в океаны.
Слайд 13
Воспитатель: Такое явление называется круговорот воды в природе.
Динамическая пауза
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Воспитатель: Молодцы, а теперь скажите, всякая вода нам пригодна в употребление?
Дети: Нет
Воспитатель: На нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна, растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная?
Дети: Отвечают.
Воспитатель: Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях в лабораториях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.
Слайды 14,15
Воспитатель: Питьевую воду нужно беречь, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
Воспитатель: Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
Дети одевают халаты
Воспитатель: Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Какой формы вода?
Квадратная формочка и круглая формочка
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Схема-вывод
Опыт 2. Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Ложка
У детей- прозрачные стаканы и бросовый материал (пуговицы)
Вывод: через воду ложка видна, а через молоко – нет. Значит вода прозрачная жидкость. Схема-вывод
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и встанем в круг.
Игра с мячом «Вода- это хорошо. Почему?» «Вода- это плохо. Почему?»
Опыт 3. Вода – растворитель.
Сахар, соль, масло
Форма для соли, форма для сахара, у каждого стакан с ложечкой (пласт.)
Вывод: Что случилось с веществами, которые мы положили в воду? ответы детей. Все ли вещества растворились? Не все вещества могут растворяться в воде. Схема-вывод
Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.
Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)
Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску. Схема-вывод
Саморефлексия
Звучит запись журчания ручейка
(Чтение стихотворений о ВОДЕ)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
Слайд 16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тайны воды из крана
Опытно-эксперементальная деятельность по исследованию свойств воды....
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ "ТАЙНА ВОДЫ"
Задачи: · Способствовать обмену информацией о воде, ее свойствах. Стимулировать интерес детей к экспериментированию, самостоятельному пониманию пр...
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Исследовательский проект "Тайны воды"
Вода - один из главных источников жизни на Земле. Воды на планете очень много. Суша занимает 1/3 ее поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пр...
Конспект занятия "Тайны воды" для средней группы по поисково - исследовательской деятельности.
Конспект занятия по позновательно-исследовательской деятельности "Тайны воды"...
Великие тайны воды
Цель: показать значение воды в жизни живой природы.Закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует ее.Учить проводить исследования, размышлять, иметь свое мнение.Развивать наблюдательно...
Проект «Тайны воды». проект в подготовительной к школе группе.
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников, любви к природе родного края, как малой Родине ребенка....
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по теме экспериментирование (свойства воды) «Тайны воды»
Конспект занятия с детьми старшей группы дошкольного возраста. Тема занятия - экспериментирование с водой, свойства воды. На занятии используются слайды презентации, экспериментирование с водой....