Тайна воды
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Курочкина Ирина Игоревна

Конспект и презентация непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tayna_vody.ppt1.2 МБ
Microsoft Office document icon tayna_vody.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТАЙНА ВОДЫ

Слайд 2

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ВОДА?

Слайд 3

МИРОВОЙ ОКЕАН

Слайд 4

ОКЕАНЫ Атлантический Тихий

Слайд 5

МОРЯ Азовское Мертвое Черное Красное

Слайд 6

РЕКИ Волга Обь Дон Нил Рейн Темза

Слайд 7

ОЗЕРА Каспийское море-озеро Озеро Байкал

Слайд 8

ВОДА В ТВЕРДОМ СОСТОЯНИИ Айсберги

Слайд 9

ВОДА В ТВЕРДОМ СОСТОЯНИИ Снег Лед

Слайд 10

ВОДА В ЖИДКОМ СОСТОЯНИИ Океаны Моря Реки Озера

Слайд 11

ВОДА В ПАРООБРАЗНОМ СОСТОЯНИИ Облака Гейзеры

Слайд 14

ВОДООЧИСТИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Слайд 15

ЛАБОРАТОРИЯ

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №50»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности на тему:

«Тайна воды»

(подготовительная группа)

                                                              Разработала:

                                                              Воспитатель

                                                              Соловей И.И.

Воронеж 2014

Цель:  развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Задачи:

  • Формирование познавательных действий, становление сознания.
  • Развитие воображения, творческой активности и наблюдательности.
  • Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.
  • Развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
  • Содействие познавательной активности и любознательности каждого ребенка.

Предварительная работа:

- беседы о воде, ее роли в жизни человека.

- рассматривание иллюстраций с изображением рек, озер, морей, океанов.

- дидактические игры «Кому нужна вода? Зачем нужна вода», «Где спряталась вода?»

- чтение художественной литературы: стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ», рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой, сказки «Путешествие Капельки».

- просмотр мультипликационного фильма «Капитошка».

- загадывание загадок о воде, снеге, дожде.

- Проблемные ситуации «Если на планете исчезнет вода…», «Если использованную воду не очищать, что произойдёт?», «Ты оказался в лесу (пустыне), как найти воду». 

- выставка рисунков «Берегите воду!»

Ход НОД

Слышатся звуки дождя

Воспитатель: Ребята, а что это за звуки, как вы думаете?

Дети: Идет дождь

Воспитатель: А что такое дождь? Из чего он состоит?

Дети: Из капель воды

Воспитатель: А что вы знаете о воде? Что такое вода?

Дети: Жидкость

Воспитатель: Кому нужна вода?

Зачем вода нужна растениям?

А как они её получают?

Почему животные не могут жить без воды?

Ребята, а людям нужна вода?

Ответы детей

Слайд 2

Воспитатель: С чего начинается вода?

Дети: С капельки.

Слайд 3

Воспитатель: Посмотрите на картинку. Что на ней изображено?

Дети: Планета.

Воспитатель: Да, а какая она, наша планета?

Дети: Голубая.

Воспитатель: Почему она голубая, как вы думаете?

Дети: Потому что больше воды.

Воспитатель: Кто из вас знает, как называется вся вода на Земле?

Дети: Мировой океан.

Воспитатель: На что он разделяется?

Дети: На океаны, моря…

Воспитатель: Какие океаны вы знаете? Слайд 4

Воспитатель: Какие вы знаете моря? Реки? Озера? А какое озеро самое большое? Слайды 5,6,7

Воспитатель: Вода- удивительное вещество. Она путешествует по всему Земному шару. А как это происходит, мы с вами сейчас в этом и разберемся.

Воспитатель: В каком состоянии можно встретить воду?

Дети: В твердом, жидком, парообразном.

Воспитатель: Где же в природе можно увидеть воду в твердом состоянии? Слайды 8, 9

Дети: Айсберги, снег, лед, сосульки, иней

Воспитатель: Что же произошло с водой, что она сала твердой?

Дети: Замерзла

Воспитатель: А где же в природе вода встречается в жидком состоянии? Слайд 10

Дети: Моря, океаны, реки

Воспитатель: Но вода может находиться в еще одном состоянии.

Давайте представим, что солнце нагревает воду на поверхности Земли. Как вы думаете, что происходит с водой?

Дети: Она начинает испаряться

Воспитатель: Давайте в этом убедимся на опыте. В природе солнце нагревает воду, а я вскипятила ее в чайнике и налила в термос.

Опыт с термосом и зеркалом

Воспитатель: Что это поднимается вверх?

Дети: Пар

Воспитатель: А откуда же он взялся, ведь в термосе была только вода?

Дети: Вода нагрелась и превратилась в пар.

Воспитатель: Верно. А что такое пар?

Дети: Это мельчайшие капельки воды, которые поднимаются вверх.

Воспитатель: Такое состояние воды называется парообразным.

А где в природе вода встречается в парообразном состоянии? Слайд 11

Дети: Облака, пар от земли с горячими источниками.

Воспитатель: Ребята, мы в начале занятия выясняли кому и зачем вообще нужна вода. Сейчас я вам предлагаю сыграть в одну игру «Кому нужна вода»

Игра с обручами

Воспитатель: Представим себе, что солнце нагрело воду в океане. Что происходит  с водой? Слайд 12

Дети: Вода начинает испаряться, превращается в пар, поднимаясь вверх

Воспитатель: Что образует пар, поднявшийся в небо?

Дети: Облака

Воспитатель: Облака, собираясь вместе, образуют тучи.

Воспитатель: Тучи накапливают столько воды, что капли становятся тяжелыми и большими. И они выпадают в виде дождя или снега.

Воспитатель: Что же происходит с водой, когда она прольется дождем на землю?

Дети: Она впитывается

Воспитатель: Воду впитывает земля, песок, она проходит через камушки, лежащие глубоко в земле. И через некоторое время она выбирается на поверхность земли, образую ручейки.

Воспитатель: А как вы думаете, во что собираются ручейки?

Дети: В реки.

Воспитатель: Во что впадают реки? Реки впадают в моря.

А из морей вода попадает в океаны.

Слайд 13

Воспитатель: Такое явление называется круговорот воды в природе.

Динамическая пауза

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

Воспитатель: Молодцы, а теперь скажите, всякая вода нам пригодна в употребление?

Дети:  Нет

Воспитатель: На нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна, растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная?

Дети: Отвечают.

Воспитатель: Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях в лабораториях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.

Слайды 14,15

Воспитатель: Питьевую воду нужно беречь, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? 

Дети: Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

Воспитатель: Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

Дети одевают халаты

 Воспитатель: Приступим к нашему исследованию.

             Опыт 1. Какой формы вода?

 Квадратная формочка и круглая формочка

 Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором    находится. Схема-вывод

        Опыт 2. Какого цвета вода? 

 Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Ложка

У детей- прозрачные стаканы и бросовый материал (пуговицы)

 Вывод: через воду ложка видна, а через молоко – нет. Значит вода прозрачная жидкость. Схема-вывод

 

          Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и встанем в круг.

Игра с мячом «Вода- это хорошо. Почему?» «Вода- это плохо. Почему?»

        Опыт 3. Вода – растворитель. 

Сахар, соль, масло

Форма для соли, форма для сахара, у каждого стакан с ложечкой (пласт.)

Вывод:  Что случилось с веществами, которые мы положили в воду? ответы детей. Все ли вещества растворились? Не все вещества могут растворяться в воде. Схема-вывод

             Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

Предложить детям определить, есть ли у воды запах.  (Ответы детей)

Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску. Схема-вывод

Саморефлексия

Звучит запись журчания ручейка

(Чтение стихотворений о ВОДЕ)

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!

Слайд 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тайны воды из крана

Опытно-эксперементальная деятельность по исследованию свойств воды....

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ "ТАЙНА ВОДЫ"

Задачи: ·          Способствовать обмену информацией о воде, ее свойствах. Стимулировать интерес детей к экспериментированию, самостоятельному пониманию пр...

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Исследовательский проект "Тайны воды"

Вода - один из главных источников  жизни на Земле. Воды на планете очень много. Суша занимает 1/3 ее поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пр...

Конспект занятия "Тайны воды" для средней группы по поисково - исследовательской деятельности.

Конспект занятия по позновательно-исследовательской деятельности "Тайны воды"...

Великие тайны воды

Цель: показать значение воды в жизни живой природы.Закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует ее.Учить проводить исследования, размышлять, иметь свое мнение.Развивать наблюдательно...

Проект «Тайны воды». проект в подготовительной к школе группе.

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников, любви к природе родного края, как малой Родине ребенка....

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по теме экспериментирование (свойства воды) «Тайны воды»

Конспект занятия с детьми старшей группы дошкольного возраста. Тема занятия - экспериментирование с водой, свойства воды. На занятии используются слайды презентации, экспериментирование с водой....