Конспект музыкального занятия «Музыкальное экспериментирование» с применением кейс- технологии.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Анастасия Викторовна Шубина

Конспект музыкального занятия «Музыкальное экспериментирование» с применением кейс- технологии.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное занятие с использованием кейс-технологии «Центр музыкального экспериментирования» в подготовительной группе.

Цель:

Стимулировать познавательную активность детей через практическую деятельность.

Задачи:

1.Учить детей получать необходимую информацию в общении; работать в команде; вести диалог со взрослыми и сверстниками.

2. Расширять знания детей в области музыки.

3. Закрепить полученные ранее музыкальные знания.

Подготовила и провела

музыкальный руководитель

Алексеева Елена Викторовна.

Ноябрь 2022 год.

Звучит музыка.Дети входят в музыкальный зал, встают вкруг.

М. Р.:

Музыкальный зал гостеприимно распахнул свои двери, приглашая нас сегодня окунуться в волшебный мир музыки. Но, прежде чем начать нашу встречу, сделаем лёгкую музыкальную разминку для голоса и поприветствуем друг друга, а поможет нам в этом попевка.

Песня приветствие.

(«Мы ладошки друг другу подаём…») 

(воспитатель помогает детям сесть на стулья).

М. Р.:

Нас всегда приветствует музыка, когда мы входим в музыкальный зал. А где и когда в нашем детском саду ещё может звучать музыка? Сейчас мы с вами настроимся на общение с музыкой. Для этого  ответьте мне на несколько вопросов.

Интервью.

Ты хочешь, чтобы с утра, когда ты только приходишь в

детский сад, звучала музыка? Для чего это тебе нужно?

Хочешь ли ты, чтобы во время твоей игры в группе

звучала музыка? Какая музыка?

Тебе интереснее заниматься с музыкой или без?

Например, рисовать интереснее в тишине или под музыку?

Представь, что ты на занятии математикой. Как тебе

будет легче выполнять задание: под музыку или без музыки?

5. Хочешь ли ты засыпать под музыку? Под какую?

6. Хочешь ли ты просыпаться под музыку? Под какую?

7. Хотел бы ты дома или в детском саду самостоятельно

включать музыку на ноутбуке тогда, когда тебе

захотелось? Для чего это тебе может понадобиться?

М. Р.:

Музыки в нашем детском саду играет много, а вот уже и первое музыкальное произведение звучит, приглашает вас выполнить несколько музыкально-ритмических движений.

«М. -Р. ДВИЖЕНИЯ».

(музыка П. И. Чайковского «Осенняя песнь»).

Разучим с вами комбинацию из нескольких движений:

на счет 1-8 мы все будем ритмично хлопать в ладоши,

на следующую 8 – чётко маршируем на месте,

на следующую 8 – стоим по стойке «смирно» 

и на последнюю 8 – маршируем по всему залу врассыпную.

Выполняют м.р.д.

М. Р.:

Ребята, мне кажется, у нас возникла проблема! Ответьте мне на вопрос: музыка, которая звучала во время выполнения движений, помогала вам их выполнять или напротив, мешала? (дети отвечают)

(Садимся на стулья).

М.Р.:

Великие учёные с давних пор считают, что правильно подобранная музыка может за считанные минуты снять усталость, взбодрить, либо расслабить и усыпить, поднять настроение, или помочь поплакать с другом над бедой. Но очень сложно определить, какая музыка для чего подходит! Поможет нам разобраться в этой проблеме «Центр музыкального экспериментирования».

(Ставлю на стол табличку «Центр музыкального

экспериментирования».)

М. Р.:

Сейчас вы разделитесь на две группы – 1 группа проходит к инструментам, а вторая группа садится за стол. (воспитатель помогает)

Попробуем сначала определить, какая музыка помогает слушать и воспринимать происходящее вокруг: громкая музыка или тихая?

Дети первой группы по моей команде берут музыкальные инструменты и начинают играть максимально громко, а дети второй группы будут внимательно слушать моё стихотворение…

1 ЭКСПЕРИМЕНТ:«ФОРТЕ» ИЛИ «ПЬЯНО». 

(МУЗИЦИРОВАНИЕ).

М.Р.:

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

М. Р.:

Музыканты стоп! Спасибо, вы очень громко играли! Вторая группа ответьте на вопрос: о каких птицах упоминается в моём стихотворении? (дети отвечают)

М. Р.:

Дети, меняемся местами… (Дети меняются.) Теперь у музыкантов будет задание: играть на своих инструментах как можно тише. Дети, сидящие за столом, внимательно слушают стихотворение…

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.

М. Р.

Спасибо музыкантам, вы очень правильно и тихо играли. Ребята, прослушавшие стихотворение, к вам такой вопрос: какие признаки осени я назвала? (дети отвечают)

М.Р.:

Итак, какой вывод мы сделаем из нашего эксперимента : слушать и воспринимать происходящее помогает громкая или тихая музыка?(дети отвечают)

М.Р.:

Хочу познакомить вас, дети, с новыми музыкальными терминами: громкое звучание музыки называется  «форте», а тихое музыкальное звучание «пьяно». А теперь ещё раз сделаем вывод: продуктивно и внимательно заниматься нам помогает музыка «форте» или «пьяно»?. Правильно, а звучание «форте»напротив мешает сосредоточиться.

Термины «форте» и «пьяно» используются не только в игре на музыкальных инструментах, но и когда мы исполняем песни. Вспомните песню, в которой мы поём и тихо и громко.Песня «Осенняя прогулка». Хотите исполнить её? (ответ детей)

Песня «Осенняя прогулка».

М.Р.:

Молодцы!

А вас ждёт второй эксперимент: какая музыка поможет быстрее отдохнуть и восстановить силы? Попробуйте самостоятельно выбрать музыку для отдыха и сна… 

(М. Р. предлагает ребятам картинки с изображениями «Волшебная музыка Моцарта» и «Осенняя песнь» П. И. Чайковского).

Располагайтесь, дети в нашем центре музыкального экспериментирования как вам удобно, будем слушать музыку и проверять ваши предположения…

2 ЭКПЕРИМЕНТ «РЕЛАКСАЦИЯ». 

(СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ).

Дети слушают, звучит выбранная музыка. Затем М. Р. включает 2 музыкальный фрагмент.

М. Р.

Слушанье музыки подошло к концу…

Вот, пришла пора вставать!

Солнце встало поутру раньше первой птички,

Заплетая на ветру лучики в косички.

Наш второй эксперимент закончен. Делаем выводы – слушая какую музыку вам удалось приятно отдохнуть и расслабиться? Почему?

Абсолютно верно! Спокойная, медленная, мелодичная музыка тоже бывает разной: одна может иметь светлый, радостный характер, а другая вызывать грусть, печаль и скорбь.

Ответьте мне на вопрос: а в какой ситуации будет уместно звучание грустной и печальной музыки?

М. Р.

Вот пришло к нам утро!

Солнцу хочется успеть ранним утром этим

Приласкать и обогреть всё на белом свете!

Как же рады все вокруг звери, птицы, рыбки,

Речка, поле, сад и луг солнечной улыбке!

Пришло время для ещё одного музыкального эксперимента. Приглашаю вас в движении создать образ солнечного утра. Но сначала мы должны определиться, какая музыка нам поможет это сделать? (дети отвечают)

Мне кажется, у меня есть музыкальный фрагмент, который точно соответствует вашему описанию. Сейчас выберете себе образы, в которых будете встречать утро. (Дети выбирают костюмы птичек, цветочков, деревьев, солнышка)

3 ЭКСПЕРИМЕНТ «ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ».

(Э. Григ «Утро»).

М. Р.:

Ребята, вы прекрасно танцевали и образы создали,

Теперь же поспешите и на стульчики пройдите.

(воспитатель помогает собрать костюмы, усадить детей)

М.Р.:

Ребята, я думаю, многие из вас узнали напевную, мечтательную, трепетную музыку норвежского композитора Эдварда Грига «Утро». 

Ответьте мне на вопрос: эта музыка вам помогла двигаться в характере заданных персонажей: «солнца»«деревьев»«птиц»«цветов»? Абсолютно верно, каждая музыка, имея свой характер, может помочь танцору создать точный двигательный образ на сцене.

М. Р.:

Пришло время для игры на нашем музыкальном занятии, во время которой мы проведём ещё один музыкальный эксперимент.

(М. Р. раскладывает на столах названные предметы).

Вот раскраски. Выбирайте, кому какая нравится. А на этих картинках изображены музыкальные инструменты, относящиеся к какой-то группе – духовые, клавишные, струнные и ударные. Но один инструмент не относится к этой группе. Вам нужно найти лишний инструмент и обвести его в кружок.

(воспитатель помогает детям сесть, дети разбирают игровой материал).

Сейчас мы с вами устроим необычную игру с музыкой. Вы попробуете заниматься под разную, выбранную мной, музыку. После игр мы сделаем вывод, какая музыка вам помогла, а какая мешала?

4 ЭКСПЕРИМЕНТ – НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ. 

Дети занимаются, воспитатель помогает, М. Р. переключает музыкальные фрагменты. (рок-музыка,музыка для творчества).

М. Р.

Эксперимент закончен. Делаем выводы – приятнее и комфортнее было заниматься под первую музыку или под вторую?(ответ детей)

М.Р.:

Вы правы, спокойная, мягкая, мелодичная музыка, с небыстрым темпом, размеренная, улучшает внимание, помогает сосредоточиться. А громкая, резкая, отрывистая музыка, напротив, мешает спокойной деятельности, не даёт сосредоточиться на выполнении задания.

М. Р.:

Мы с вами многое сегодня узнали в нашем «Центре музыкального экспериментирования». Теперь мы сможем решить проблему, которая возникла у нас в начале встречи: какая музыка сможет помочь нам чётко, ритмично, энергично хлопать в ладоши, маршировать на месте?(дети отвечают «марш»).

М. Р.:

Предлагаю попробовать ещё раз выполнить движения под выбранную вами музыку! Двигаться будем по кругу, на первую 8 – четко маршируем по кругу, на 2-ю 8 – ритмично хлопаем в ладоши, на 3-ю 8 – маршируем на месте, высоко поднимая колени.

«МУЗЫКАЛЬНО-Р.ДВИЖЕНИЯ» .

(«Спортивный марш»).

М. Р.:

А теперь скажите мне, всякая ли музыка подходит для любого дела, действия, или нет? (дети делают вывод)

М.Р.:

Ребята, запомните, с музыкой можно смеяться,

С музыкой можно грустить.

С музыкой можно общаться, с музыкой нужно дружить.

В завершении занятия я хочу вам сделать подарок: на этом диске я записала произведения классической музыки, которые вам помогут в свободное время в группе заниматься и играть в приятной, расслабляющей обстановке.

Пусть знания о волшебной силе музыки помогают вам в жизни всегда!

М. Р. вручает воспитателю диск, медальки и сладкие призы. Дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение "Кейс - технологии" в ДОУ. Технология «Фото – кейс».

Кейс технология  объединяет данную сложную реальность и учебную задачу. Обеспечивает интеллектуально – нравственное развитие. Все фото о детях такого же возраста....

Конспект занятия по ПДД с применением кейс технологии

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы...

Конспект занятия по ПДД с применением кейс-технологий

Интегрированное занятие по ПДД, для детей подготовительной группы....

Конспект интегрированного занятия «Портрет мамы» с использованием кейс - технологии

Интегрированное занятие к предстоящему празднику "День матери" и использованием кейстехнологии. Используется опимание реальной проблемной ситуации. Дошкольники изучают проблему и ищу пути ре...

Конспект интегрированного открытого музыкального занятия «Музыкальная мозаика весны»

ель занятия. Расширять представления о весне и её признаках. Совершенствовать навыки звукоизвлечения, связывая их с необходимой выразительностью. Развивать умение владеть голосовым аппаратом, соз...

Конспект музыкального занятия "Поём, стучим, играем - музыкальность развиваем!" с применением кейс-технологии.

Конспект музыкального занятия "Поём, стучим, играем - музыкальность развиваем!" с применением кейс технологии....

Конспект музыкального занятия "Мы-артисты" с применением кейс-технологии.

Конспект музыкального занятия "Мы-артисты" с применением кейс-технологии....