Тема: «О летнем жилище якутов (сайылык)»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Павлова Ксения Николаевна

Цель: Продолжать учить правильно произносить якутские звуки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад № 69 «Брусничка» городского округа «Город Якутск»

Конспект занятия

по якутскому разговорному языку

Тема: «О летнем жилище якутов (сайылык)»

ПДО по якут. раз. яз.:

Павлова КН

2024г.

Конспект открытого занятия по якутскому разговорному языку

Тема: «О летнем жилище якутов (сайылык)»

Цель: Продолжать учить правильно произносить якутские звуки.

Задачи:  

-учить разговаривать на якутском языке; рассказывать о хозяйственно –бытовом укладе жизни народа, о летнем жилище якутов, о сезонных трудовых занятиях народа саха.

-развивать речь, познавательный интерес.

-воспитывать желание узнать о родном крае.

 Обогатить словарь детей якутскими словами: «алаас», «амбар»,  «дал», «сайылык».

Материально- техническое оснащение:

Технические средства обучения: проектор, доска, ноутбук.

Демонстративный материал: слайды с изображением летнего жилища якутов.

Раздаточный материал: шаблоны для аппликации с теленком, клей карандаш, ножницы, салфетки.

Предварительная работа: разучивание   песни  «Биьиэхэ детсадка учугэй»

Активизация словаря: летник, амбар, кладовка, сено, валы, копна.

Оформление : мини забор, муляж балагана и коня,  

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические

I часть   Организационный момент

В зал входят дети.

Педагог:

-утуо кунунэн  ! кунду о5олор

-Уонна ыалдьыттар.

-Посмотрите ребята к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся.

Дети: утуо кунунэн  !

Педагог: в начале занятия у нас идет разминка для язычка ( Прогулка нашего язычка)

Жил был язычок . проснулся язычок , выглянул в окошко, посмотрел  (Уоhээ- аллараа), какая погода хорошая пойду погуляю шел по дорожке (дорожка то широкая то узкая). Шел и шел и увидел волка (Боро) волк показал зубы (Тис), испугался язычок и спрятался . Волк  ушел язычок обрадовался и улыбнулся ИИИ   -УУУ   учугэй  сказал язычок и пошел дальше. Он  увидел Оленя  он был такой красивый что язычок сказал ЭЭЭ –ООО Олень услышал это и ускакал. Замерз язычок домой пришел и почувствовал, что горло заболело и начел полоскать горлышко 55555.  Выздоровел язычок и стал смеяться hэ-hэ-hэ, hо-hо- hо, hы-hы-hы.  Потом погладил себя и сказал молодец.

II.часть основная часть  

Педагог: О5олор сегодня к вам пришла в гости кукла Туйара  

И она хочет с вами познакомиться:

- Эн аатын кимий?  (Как тебя зовут?)

- Мин аатым Туйара  (Меня зовут Туйара) Кукла Туйара  спрашивает у каждого ребенка

- Эн аатын кимий?  (Как тебя зовут?)

- Мин аатым  (Меня зовут ответ детей)

-Эн фамилиян кимий?  (Какая у тебя фамилия )

- Сааьын хаьый ? (Сколько тебе лет)

- Мин сааьым алта ( Мне 6 лет)

- Хайдах  аатах детсака сылдьа5ыт?  (Как называется ваш детский сад?)

-Ответы детей

-Ким детсака сылдьарын собулуруй? (Кто любит ходить в детский сад)

- Ответы детей

Педагог: Охолор давайте вспомним нашу песню про детский сад.

Дети поют песню «Биьиэхэ детсадка учугэй»

Кукла Туйара:

-  О5олор скажите, где вы провели лето?

- Ответ детей

Кукла Туйара:

- Я тоже хочу рассказать где я провела лето

Рассказ  «О летнем жилище якутов (сайылык)» (Презентация)

В давние времена люди жили по алаасам. Алаас – чистое поле (или луг), окруженное лесом то есть чистая полянка среди леса (обычно с озерком посередине). Это место для проживания  людей, есть покосное угодье, где летом косили траву. В летнее время якуты жили в сайылыке. Сайылык – это летник, где люди занимаются сельским хозяйством:  косят сено, они заготавливали сено все летние дни, поэтому привлекались все члены семьи, и дети тоже трудились во время сенокоса вместе со взрослыми. Они  убирали скошенное сено, сгребали в валы, делали копны, сгребали сено возле копна. Сенокос начинается в начале (лето) июля  и заканчивается поздней   осенью, косили сено с раннего утра до позднего вечера.

Хозяйки доили коров, кормили телят, так же запасались на зиму маслом, и кисломолочными  продуктами  «тар», по современному «кефир».

Так же в сайылыке есть свои хозяйские постройки: 2 амбара – амбар   для хранение вещей и  амбар для хранения льда, потому что люди пили талую воду. И еще там есть «Дал» это загон для скота,  и летнее помещение для скота «Титиик». Посмотрите теленку  нужен загон (дал) и мы сделаем для него  ограду? (дал)

Физминутка «Элементы танца якутские узоры»

Творческая деятельность детей

Аппликация: «Ограда  для телят»

III. Заключительная

Рефлексия  

Список литература

1.Программа обучения разговорному якутскому языку в русскоязычных детских садах/Мин-во образования РС (Я), Упр. Образования г. Якутска; Сост. В.М. Петрова, Е.М. Сергеева, Ю.И. Трофимова. – Якутск: Бичик, 2006. – 48 с.

2. Тематические планирование по якутскому народному календарю для старших и подготовительной групп ДОО : методическое пособие для педагогов дошкольных организаций по энтокультурному  воспитанию/Институт развития образование и повышения квалификации им. С.Н. Донского – II, управления  Окружной администрации г.Якутска, Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей №85 «Золотой ключик» Городского округа «города Якутска»; составители: Н.Г. Павлова (и др.); научный руководитель Н.Н. Лебедева- Якутск: Дани-Алмас, 2023.-64

З. Интернет ресурсы картинки для презентации  Летнее жилище якутов «Сайылык».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе на тему: «Из истории жилища».

Цель: Совершенствование знаний о разных видах жилища.Образовательные задачи: Познакомить детей с историей жилища;Развивающие задачи: Развивать речь, творческое воображение, мышление детей;Воспитательн...

конспект нод по теме "сказки Летнего сада"

конспект знакомит детей старшей группы с Летним садом и творчеством И.А.Крылова.раскрывает жанр литературного произведения-"Басня"есть интересная тематическая динамическая пауза.прилагается презентаци...

Статья на тему:" Оптимальный летний отдых для дошкольника"

Данная статья представлена в виде  книжки-буклета, которая может быть представлена в уголке с информацией для родителей. Можно распечатать и раздавать на собрании и при индивидуальной работе с ро...

Методические рекомендации для воспитателей по теме «Организация летней оздоровительной работы в ДОУ»

В публикации представлены методические рекомендации по организации летней оздоровительной работы с воспитанниками в ДОУ...

сценарий интегрированного НОД на тему "Птицы зимующие в Якутии (снегирь)"

конспект интегрированного НОД (музык, лепка) на тему "Птицы зимующие в Якутии (снегирь)"...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РИСОВАНИЮ НА ТЕМУ: «МОЯ РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка - детский сад «Радуга»МО Алданский район РС (Я)     КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВ...

Рассказ воспитателя детям подготовительной группы на тему «Татарское народное жилище.»

Задачи:Познакомить детей с избой. Продолжить знакомить с жилищем  старины; объясняя детям назначение его составных частей.Обогащать словарь детей: терем, горница, лежанка.Познакомить детей с...