Технологическая карта ООД по опытно-исследовательской деятельности в средней группе.
план-конспект занятия (средняя группа)
Формирование представлений о воздухе через познавательно-исследовательскую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_ood_po_opytno-issledovatelskoy_deyatelnosti_v_sredney_gruppe.docx | 30.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
ООД по экспериментальной деятельности в средней группе
Организационная информация | |
Тема | «Тайны воздуха» |
Автор заняти (ФИО, должность) | Холмикова Марина Сергеевна, воспитатель средней группы «Знайки» |
Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС | «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное», «Физическое развитие». |
Возрастная группа | Средняя группа |
Описание занятия | |
Форма организации | Групповая, подгрупповая, индивидуальная. |
Цель занятия | Формирование представлений о воздухе через познавательно-исследовательскую деятельность. |
Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные) | Обучающие: продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах; учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования; расширять словарный запас детей. Развивающие: развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию; развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность. Воспитательные: воспитывать желание познавать окружающий мир; воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде; соблюдать правила поведения в лаборатории. |
Технология | «Детское экспериментирование», автор педагогической технологии Бойко Наталья Александровна |
Методы и приёмы | Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый. Планируемый результат: - в ходе данного занятия у детей развивается устойчивый познавательный интерес к окружающему миру через опытническую деятельность в игровой форме; - дети могут самостоятельно делать простейшие опыты и выводы. Предварительная работа: Беседы «Чистый воздух» и «Для чего нужен воздух и кому», рассказ «Где живет воздух», загадки про явления природы, рассматривание иллюстраций в энциклопедии. Материалы и оборудование: вода, карточка, картинки, таз, воздушные шары, бумажные кораблики и дракончики, лук, апельсин, целлофановый пакет, фонарик, дидактическая игра «Ветерок». |
Дидактическая структура занятия
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы Формы приёмы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты | |
11. | Введение в игровую ситуацию Цель: мотивировать детей на включение в игровую деятельность. | Настроить детей на дальнейшую деятельность; - создать эмоциональную положительную атмосферу на предстоящую работу. | 1. Дети полукругом становятся перед воспитателем. Воспитатель: - Ребята! Давайте мы поздороваемся нашим приветствием. Коммуникативная игра «Доброе утро». Здравствуй, небо голубе! Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, утро! Здравствуй день! Нам здороваться не лень. 2. На экране лес и звери. Воспитатель: - Сегодня занятие у нас необычное, я предлагаю прослушать историю про Ежика и Лягушку. История: В одном лесу жил маленький любознательный Ежик, у него была подружка Лягушка. Они дружно и весело играли в своем лесу, пока речь ни пошла о воздухе. Ежик сказал, что воздух окружает нас везде и все живое не может без него существовать. А Лягушка громко рассмеялась и сказала: «Я знаю, что такое тучи, что такое дождь, снег, а Воздух – что же это такое? Почему его никто не замечет? Какой он и зачем он нужен?» Ежик очень просит вас, ребята, взять Лягушку с собой в лабораторию, чтобы она увидела где есть воздух, какой он и для чего! Воспитатель - Конечно, это воздух – наш с вами волшебный друг, без которого мы не сможем жить. . - Давайте, ребята, поможем Лягушке узнать, что такое воздух. Вы согласны? (Да) Воспитатель: Давайте отправимся в нашу мини- лабораторию! Одевайте шапочки магистров и говорите заклинание: Покручусь, поверчусь В лаборатории окажусь! | Дети говорят друг другу: «Здравствуйте» | Сосредотачивают внимание на воспитателе, отвечают на вопросы | Дети эмоционально настроены к занятию и заинтересованы. Проявляют интерес к проблемной ситуации.
| |
2 | Основной этап | ||||||
22.1 | Игровая деятельность. Цель. Опора на опыт детей (актуализация знаний), необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка | Организовать деятельностью расширить знания о правильном поведении в лаборатории. | Воспитатель: Вот мы и в лаборатории! Прежде чем приступить к исследованиям, давайте повторим правила безопасного поведения: - соблюдать тишину, - не перебивать друг друга, - не мешать друг другу, - ничего не брать в руки и в рот без разрешения взрослого, - не трогать лицо и глаза. | Ответы детей. | Проявляют интерес. | Умеют слушать и отвечать на вопросы взрослого. Активно участвуют в общении с взрослым. Проявляют эмоциональную отзывчивость | |
22.2 | Поисково-исследовательский этап
Динамическая пауза Практический этап Организовать и провести опытническую деятельность со свойствами воздуха. | Побуждать интерес к экспериментированию. | Лягушка: Ну и где ваш воздух? Ничего я не вижу! Где же он? Куда он спрятался? Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем лягушке, что воздух действительно есть. Опыт №1 «Как поймать воздух». Воспитатель: Возьмите целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Лягушка: Я уверена, что там ничего нет! Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Воспитатель подносит пакет к лягушке). Лягушка: Я его не вижу, но чувствую. Воспитатель: Молодец, лягушка! Ты сама сделала правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Опыт №2 «Воздух внутри нас»
Лягушка: Ребята, интересно внутри нас есть воздух? Воспитатель: Давайте проверим. Лягушка: Ребята, я тоже вспомнила, как можно увидеть воздух! Я сидела в пруду и пускала через соломинку пузыри в воду. Было так весело. Воспитатель: Молодец, лягушка! Ты мне подсказала еще один интересный опыт с воздухом. Возьмем таз с водой, бумажные кораблики, бумажные дракончики. Опускаем бумажный кораблик в таз с водой и начинаем на него подуть через «дракончиков» (Кораблик двигается). Вывод: Кораблик поплыл, пламя дракона оживили с помощью воздуха, который мы выдохнули. Значит сейчас мы убедились, что воздух есть внутри человека! Мы им дышим! Опыт № 3 «Воздух легче воды» Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берется? Лягушка: А почему пузырьки поднимаются на поверхность? Воспитатель: Потому, что воздух легче воды. Ребята, лягушка! У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Воспитатель достает мыльные пузыри). Что это? Как вы думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Сначала одни дети будут их надувать, другие ловить, а потом наоборот. Динамическая пауза с мыльными пузырями Опыт №4 «Воздух не имеет запаха» Лягушка: А мне интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята? Воспитатель: Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет? Лягушка: Тогда почему на кухне пахнет то апельсином, а то луком? Воспитатель: Погоди, не спеши. Я попробую тебе объяснить. Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов. (Дольки апельсина и долька лука лежат по разным сторонам стола) . Воспитатель: Ребята, дети помашите веером к себе со стороны апельсина, а теперь со стороны лука. Что вы почувствовали? Как произошло, что вы, не поднося к носику овощи и фрукты, почувствовали их запах? Правильно, ветерок принес их запах. Вывод: Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов. Опыт№5 «Почему гаснет пламя?» Возьмем 2 свечи, зажжем их. Одну из них накроем банкой и будем наблюдать, что происходит. Почему свеча в банке погасла? В банке кончился кислород и образовался углекислый газ. Вот так же и мы не можем жить без кислорода в воздухе. Скажите ребята, откуда берется кислород? Лягушка: Значит, если бы не было растений, мы не могли бы дышать? Воспитатель: Правильно, лягушка | Практические и словесные методы, игровой прием | Ответы детей. Сосредотачивают внимание на персонаже. Повторяют действия воспитателя. Участие в опытах Участие в опытах | Активное участие в выполнении действий, проговариваемых воспитателем Активно участвуют совместной деятельности, проявляют интерес. | |
Рефлексия Открытость Цель: Осознание детьми деятельности, самооценка результатов деятельности своей и группы. | Обобщить полученные детьми знания и умения. | Дети, какой можно сделать вывод? Нужно сажать больше растений и не загрязнять воздух выхлопными газами. Нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха. Кто был с родителями в лесу? Вы чувствовали, какой там чистый воздух. А почему? Вы хотели бы побывать в лесу прямо сейчас? Тогда давайте нарисуем лес и представим, что мы на летней лесной полянке. Пройдите дети за столы и каждый нарисуйте дерево, а затем мы из этих деревьев сделаем лес. Дети рисуют деревья. Вы чувствуете, какой здесь стал свежий чистый воздух. Так, что людям нужно делать, что бы все время очищался воздух? (Беречь природу, сажать новые деревья). Сломать или спилить дерево можно очень быстро, а что бы вырастить новое дерево понадобиться много, много лет. Именно, поэтому всем людям на земле, нужно опомниться и начинать беречь природу. -А вы знаете правила, которые необходимо соблюдать в природе? Давайте их вспомним. Дидактическая игра «Как вести себя в природе?» Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового и, надеюсь, много запомнили. Давайте вспомним все, о чем мы говорили на занятии. 1. Воздух не имеет цвета. 2. Воздух легче воды. 3. Воздух не имеет запаха. 4. Воздух движется. 5. Мы дышим воздухом. Он часть природы. Лягушка: Спасибо вам, ребята, за такое интересное занятие. Теперь я самая умная лягушка на свете! Воспитатель: Приходи к нам обязательно еще. Лягушонок: Я хочу подарить вам эти шарики. Теперь я знаю, почему их называют воздушными!
| Наглядные и словесные приёмы, практический метод | Дети, рассказывают о выявленных исследовательским путем | Повторяют, закрепляют новые знания, делают выводы. Сохранили хорошее настроение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта ОС Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Зимующие птицы». Воспитатель Лугинина Олеся Юрьевна
Цель: Создать условия для формирования представления детей о жизни птиц в зимний период.Задачи:- Организовать игровую деятельность по закреплению характерных признаков птиц через игр...
Технологическая карта ОС. Познавательно- исследовательская деятельность в средней группе «Свойства таяния снега». Воспитатель Титова Наталья Юрьевна
Цель: создать условия для расширения представления детей о таянии снегаЗадачи:организовать деятельность детей по закреплению знаний от чего таит снегорганизовать рефлексивную деятельностьМатериалы и о...
Технологическая карта по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Зимние забавы». Воспитатель Ивановская Светлана Степановна
Цель: Создать условия для расширения кругозора детей о зимних развлечениях на улице.Задачи: - Организовать деятельность д...
Технологическая карта ОС, познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Свойства льда». Воспитатель Ивановская Светлана Степановна
Цель: Создать условия для формирования представления детей о свойствах льда, о его примененииЗадачи: - Организовать деятельность детей по развитию умения классифицировать предметы по одном...
Технологическая карта ОС. Познавательно- исследовательская деятельность в средней группе «Чудо мыльных пузырей». Воспитатель Лугинина Олеся Юрьевна
Тема: «Чудо мыльных пузырей».Цель: Создать условия для развития умения самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые способы.Задачи:- Организовать деятельность детей по формирова...
Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Удивительные свойства магнита»
Познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....
Технологическая карта непрерывной непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Подарок для любимой бабушки".
Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами технологической картой ННОД по ручному труду....