Конспект ООД в старшей группе «В мире удивительных камней»
план-конспект урока (старшая группа)

Расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_v_mire_udivitelnyh_kamney.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Тимоновская СОШ с УИОП структурное подразделение              

                         дошкольное отделение корпус 1

Конспект ООД

 «В мире удивительных камней»

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»,

«Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».

                                                                                                          Подготовила:

                                                                                 Воспитатель: Карпычева Л.А.

Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Актуализировать знания детей о планете Земля, её недрах, камнях.
  2. Формировать элементарные представления о живой и неживой природе.
  3. Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть).
  4. Закрепить умение грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь, учить составлять рассказ по итогам исследовательской работы.
  5. Дать представление об областях использования камней.
  6. Расширять знания детей о профессии геолога.

Развивающие задачи:

  1. Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования.
  2. Развивать исследовательские навыки: (принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы).
  3. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, воображение, логическое мышление, речь.

Воспитательные задачи:

  1. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.
  2. Формировать навык безопасного поведения с лабораторным оборудованием.
  3. Воспитывать бережное отношение к неживой природе.

Интеграция образовательных областей«познание», художественное творчество», «коммуникация»«социализация»«здоровье».

Предварительная работабеседы«Что такое горы?»«Как человек использует камни»«Подземная кладовая»«Какими бывают камни, чтение художественной литературы: сказка И. Рыжова «О чем шептались камешки», сказы П.Бажова «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце».

Материалы и оборудование: письмо, посылка, записка, мультимедийная презентация», коллекция камней, камни на каждого ребенка, гимнастическая скамейка, 2 дерева, 2 обруча, канат, фонограмма «Звуки леса», макет горы, гуашь, кисточки, баночки с водой, портрет П.П. Бажова

Ход ООД

  1. Организационный момент: «Приветствие».

Воспитатель: Посмотрите, сегодня у нас гости! Давайте поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.

Здравствуй небо (руки вверх)

Здравствуй земля (приседают)

Здравствуйте мои друзья (руки вперед)

1,2,3,4,5 (загибаем пальцы рук)

Вместе мы в кругу опять (беремся за руки)

2. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Мне передали письмо. Как проверить, действительно ли оно предназначено нам? Верно, по адресу. Кто знает адрес нашего детского сада? (ул.Подмосковная, 16).

«Здравствуйте дорогие дети, отправляю вам посылку. Она зеленая, перевязана розовой лентой. Надеюсь, что посылка уже у вас в группе. Надо ее найти. До встречи в моем царстве! Хозяйка медной горы». Посылку действительно надо найти. Вы запомнили, какая она?

Дети: Она зеленая, прямоугольной формы, перевязана розовой лентой.

Воспитатель: Тогда пошли искать ее (Дети ищут посылку. Находят зеленую коробку, перевязанную розовой лентой). Вот она! Смотрите, здесь записка. Давайте ее прочтем (читает).

«Открыть меня вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку:

В сережках у мамы огнем он горит

В пыли на дороге ненужным лежит

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети: камень

2. Основная часть

Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку (открывает посылку). Смотрите, в посылке камни. Значит. Мы с вами правильно отгадали загадку. Давайте теперь о камнях и побеседуем.

Воспитатель: Где мы можем увидеть камни?

Дети: на улице, в горах, в море, на даче…

Воспитатель: а знаете ли вы, что каменным богатством в нашей стране являются горы Урал (показ на телевизоре). Здесь высокие горы. В них много богатств и сокровищ. Ребята, все подземные богатства, и камни в том числе, называют полезными ископаемыми. Подумайте, почему «полезные»? (Ответы детей). Да, вы правы, «полезные» потому что они приносят пользу людям.  А почему «ископаемые»? (Ответы детей).  Верно, ископаемые, потому что они являются «подземными богатствами» и залегают глубоко под землей.  Людям приходится приложить немало усилий, чтобы добыть полезные камни. Существует огромное множество камней, которые для людей очень полезны.

Воспитатель: Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами: влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни. Считалось, что у каждого человека есть свой камень, который защищает его. Такие камни называют амулетом.

Воспитатель: У нашей Земли есть одежда, она состоит из камешков. Каждый камешек – это кусочек горы. Там, где очень много камней, возвышаются горы.  Посмотрите сколько на Земле гор. На глобусе они обозначены коричневым цветом. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой. Камни, которые вымываются из реки или моря гладкие. Как вы думаете, почему? (Предположения детей). Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими. В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения.  Для чего ещё служит камень человеку? (Ответы детей). А еще из камней строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро (слайды каменные дома, станции метро и памятники). Даже памятники великим людям делают из камня. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Воспитатель: а кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни?

Дети: Геологи. 

 Воспитатель: Правильно, геологи. Геологи — это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая у геологов сложная и интересная работа!

Воспитатель: Дети, а вы хотите на время стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Мы с вами пойдем в горы, поэтому должны соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах?

- Не шуметь, потому что может быть обвал и засыплет камнями;

- Внимательно смотреть, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке;

- Если разожгли костер, то его нужно потушить (почему);

- Не мусорить (почему). Молодцы, вы все знаете.

Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путь надо собрать рюкзак.

Воспитатель: Ну что, можно отправляться в путь? (Ответ детей –ДА). Чтобы отправиться в горы нужна карта, она перед вами. На которой проложена дорога в горы для нашей экспедиции. (Фонограмма «Звуки леса»)

3. Физкультминутка

1. Посмотрите, вот оно бревно,

Ох, их длинное оно!

К нему мы с вами подойдем

И осторожно все пройдем.

(Дети идут «по бревну», руки в стороны.)

Идем. Идем

И приседаем мы на нем (приседают)

Обойдем все деревца (ходьба «змейкой»)

И пробежимся все слегка. (Легкий бег)

Сейчас пролезем под кустом-

Согнемся низко-низко (наклоны).

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли к горе, и теперь, юные геологи, пойдем добывать камни.

Воспитатель: Какие интересные камни вы нашли. Они разные или одинаковые? (Ответы детей). Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте пройдем к нам в лабораторию, сядем за столы и постараемся открыть тайны камней, которые мы нашли. И в этом нам помогут наши верные помощники. Назовите их.

Дети: Глаза, чтобы смотреть. Пальчики, чтобы трогать и щупать. Уши, чтобы слушать. Нос, чтобы нюхать.

Воспитатель: А рот, как нам будет помогать? (В рот ничего нельзя брать). Для работы в лаборатории необходимо знать некоторые правила поведения. Какие?

Дети: вести себя тихо, никому не мешать, быть аккуратными и внимательными, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать камни.

4. Опытно-экспериментальная работа

Прежде чем приступить к исследованию, мы разомнем наши пальчики, чтобы они хорошо у нас работали

а) Пальчиковая гимнастика

Наши пальчики устали, мы сейчас их разомнем (сжимаем и разжимаем кулачок)

Взяли камешки (берем воображаемый камень)

Друг об друга трем (кулачки трем друг об друга)

Стали камни вдруг горячими

Мы их на место отнесем (кладем воображаемый камень на место)

б) Исследовательская деятельность

ОПЫТ №1. «Цвет и форма»

Воспитатель: самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотрите глазами все камни. Какого цвета у вас камни? А какой формы камни? (Ответы детей). Значит какой можно сделать вывод?

Вывод: камни разного цвета и формы.

ОПЫТ №2. «Определение температуры»

Воспитатель: ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол, какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру. Сейчас у нас будет интереснейший опыт. Возьмите камень. Сейчас мы должны согреть его. А как согреть холодный камень?

Дети предлагают способы действий: положить в горячую воду, приложить к щеке, зажать в кулачке, погреть горячим дыханием, положить на солнышко.

Воспитатель: Возьмите холодный камень и согрейте любым способом. Стал камушек теплее? А сейчас я предлагаю всем вместе согреть холодный камушек своим теплым дыханием.

Дыхательная гимнастика. Дети берут холодный камень, кладут на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

Значит, что мы можем сказать?

Вывод: камни могут быть холодными и теплыми.

ОПЫТ №3. «Определение характера поверхности».

Воспитатель: Для следующего опыта нам будут нужны очень чувствительные пальчики.

Самомассаж: Каждый пальчик мы потрем, свои ручки разомнем.

Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие). А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? Что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.). А имеет ли камень запах?

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые, ничем не пахнут.

ОПЫТ №4. «Плавучесть»

Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? (Ответы детей: он утонет). Давайте проверим. (Опускают камень в стакан с водой и камень тонет). А почему камень утонул? (Ответы детей) Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (Камень стал мокрым и цвет камня стал более ярким). Молодцы, вы очень внимательные дети.

Вывод: камни в воде не растворяются, не впитывают воду, они тонут в воде, потому что они тяжелые.

ОПЫТ №5. «Определение твердости».

Воспитатель: теперь сравним камень и пластилин. Как вы думаете, если мы сожмем в одной руке пластилин, а в другой камень. Что произойдет? (ответы детей).

Воспитатель: Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло (пластилин изменил форму, а почему (потому, что он мягкий, а камень нет, потому, что он твердый). Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней.

Вывод: камни бывают твердые. 

ОПЫТ № 6. «Определение размера».

Воспитатель спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?

Вывод: камни бывают разных размеров.

ОПЫТ №7. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают. «Определение веса».

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

Воспитатель: А теперь мои юные геологи нам пора возвращаться в детский сад.

5. Физкультминутка - игра «Гора и камешки».

Стоит гора – старушка (поднимают руки вверх)

До небес макушка, (поднимаются на носки)

Ее ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Ее дождик поливает (стряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

Камешки теряет, (дети медленно отходят назад)

И каждый день, и каждую ночь (дети разбегаются и присаживаются)

Катятся, катятся камешки прочь (на корточки возле столов).

Воспитатель: Вот мы и вернулись из экспедиции. Скажите, вам понравилась экспедиция? Сегодня нам открылись многие тайны камней. Ребята, что вы можете мне сказать о камнях и об их свойствах (ответы детей).

6. Рисование каменного цветка

Ребята вспомните, какой сказ мы с вами недавно читали и смотрели мультфильм по Данилу мастера? («Каменный цветок») А написал этот сказ Павел Петрович Бажов (показать его портрет). Давайте, сегодня в подарок для Хозяйки Медной горы попробуем сделать свой каменный цветок, я думаю, ей будет очень приятно. Согласны? Проходите на свои рабочие места…(дети проходят за столы и рисуют под спокойную музыку). Появляется изображение хозяйки медной горы на экране, она благодарит ребят за их работу.

7. Рефлексия

- Сегодня вы узнали много интересного и полезного о камнях, провели исследования в нашей исследовательской лаборатории, узнали свойства камней, узнали, какие есть камни в природе. Так что интересного вы узнали? Спасибо вам всем за работу.


8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "В мире загадок"

В конспекте отражается роль дифференцированного воспитания мальчиков и девочек, с учётом их интересов....

Конспект занятия в старшей группе "В мире насекомых"

Работая с этим конспектом необходимо опираться на презентацию, в которой есть загадки и качественные фотографии....

Конспект занятия в старшей группе по экспериментированию «Удивительный воздух»

ldquo;Люди, научившиеся…. Наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне ...

Конспект НОД в старшей группе Тема:«Эти удивительные насекомые».

Обогащение знаний детей о разнообразном мире насекомых, развитие эмоциональной отзывчивости и симпатии...

Конспект прогулки в старшей группе "Теремок" Тема: "Удивительный песок"

Создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с песком и его свойствами....

Конспект непрерывной образовательной деятельности образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы на тему: «Удивительные камни»

Познакомить с приёмами рисования на камешках разной формы; формировать умение выбирать цвета, как средство передачи настроения. Обучать технике работы акриловыми красками и рисованию тонкой ...