Технологии ИКТ
учебно-методический материал по информатике

Марку Марьяна Ивановна
Использование информационных компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Теория 21.02 КБ

Предварительный просмотр:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, ПСИХОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ

Социально-гуманитарный факультет

кафедра педагогики  и инновационной деятельности

Реферат

по дисциплине «Дошкольная педагогика и педагогика раннего возраста»

на тему: «Информационные технологии и их место в системе воспитания детей дошкольного возраста».

Выполнила: Марку Марьяна Ивановна

Химки

2022

Введение

        Применение информационных технологий в управлении образовательным учреждением наиболее перспективное и актуальное направление, влияющее на качество образования, повышение эффективности и качества управленческой деятельности, изменение профессиональной компетентности руководителя и управляемого им педагогического коллектива.

       Информационные технологии в первую очередь меняют стиль действий и образ мысли руководителя. Они обеспечивают точность, оперативность, адекватность принимаемых управленческих решений, высвобождают время руководителя и формируют информационную культуру, отвечающую международным стандартам управления.

        Можно условно выделить следующие этапы перехода к информационному управлению на основе ИКТ (информационно-коммуникационных технологий):

• овладение навыками работы на компьютере (в первую очередь пользовательскими) и специализированными программными средствами, позволяющими выполнять некоторые управленческие функции (вести статистику, делопроизводство, осуществлять учет деятельности, планировать отдельные виды деятельности, вести личные записи и т.п.);

• изменение характера труда всего управляемого коллектива и перевод взаимодействия по вопросам выполнения тех или иных задач на язык информационных технологий (при наличии локальной сети в образовательном учреждении, достаточности компьютерной техники на каждого сотрудника коллектива);

• интернетизация управленческой деятельности и расширение возможности использования информационных ресурсов, обеспечивающих рост профессиональной компетентности, расширение сферы профессионального общения, формирование развитой информационной среды образовательного учреждения;

• переход на новый тип управления (Project Management), осуществление в полной мере образовательного менеджмента и рефлексивно-информационного управления (если в этом есть необходимость и соответствующие предпосылки).

        Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников учреждения, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления.

        В деятельности руководителя можно выделить три вида информационных технологий.

        На уровне операционной деятельности решаются следующие задачи:

· обработка данных о проводимых мероприятиях в учреждении;

· создание периодических контрольных отчетов о состоянии дел в учреждении;

· получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в виде бумажных документов или отчетов.

Информационная технология поддержки принятия решений.

Области применения информационных технологий в работе руководителей и специалистов дошкольного учреждения при организации мониторинга как механизма управления качеством образования дошкольного учреждения следующие:

1. Изучение деятельности дошкольного учреждения. Это сокращает время проведения процедуры сбора информации по стандартизированным методикам, где есть возможность обойтись без прямого включения руководителя и специалистов дошкольного учреждения, автоматизирует математическую обработку данных диагностики, особенно при проведении процедур, где нужны количественные результаты.

2. Анализ конечных результатов деятельности дошкольного учреждения.

Применение информационных технологий сокращает время проведения процедуры анализа, нет необходимости составлять бланки с заключением, отчёты и пр.

3. Оформление документации. Используется для составления сводных таблиц, графиков динамики развития системы дошкольного образования по результатам исследований, для составления и оформления текста заключения и анализа, ведения документации руководителем и специалистами дошкольного учреждения.

4. Сбор информации и обмен опытом работы. Коммуникативные функции можно выполнить, используя как информационные ресурсы образовательной сети города, так и сети Интернет.

5. Проектная деятельность педагогов. На смену рукописным и печатным докладам приходят компьютерные презентации, Web-странички, электронные доклады, разработанные руководителями и педагогами дошкольных учреждений.

        Основная задача современного управления образовательным учреждением – систематизация и структурирование образовательного пространства с хорошо согласованными способами обработки значительных объёмов информации.

         Решение такой задачи позволяет одновременно поддерживать стабильность действующей образовательной системы управления дошкольным учреждением и осуществлять её модернизацию в нескольких направлениях одновременно.

        Применение информационных технологий при создании баз данных Базы данных являются, пожалуй, одним из самых ярких проявлений использования компьютера для извлечения и управления информацией, особенно при условии организации информационной связи пользователей друг с другом с помощью сетей передачи данных и доступа к отдаленным пользователям. Одной из главных потребительских ценностей автоматизированной базы данных является организация поиска необходимой пользователю информации. Эта возможность сделала популярным в практике информационного обеспечения научно-исследовательских работ поиск информации по разрабатываемой проблеме или решаемой задаче.

В работе с педагогическими кадрами:

       Проведение совещаний, педсоветов, планерок с повесткой дня по выбранным темам;

Проведение семинаров психологов для педагогов по направлениям;

В процессе формирования мотивационно-целевых установок педагогов;

Регулирование межличностных отношений в коллективе, создание для каждого учителя комфортной обстановки;

Определение индивидуальной системы стимулирования;

Проведение состязательных и дискуссионных форм работы (педагогические ринги по защите инновационных технологий, аукционы педагогических идей, круглые столы и т.д.);

Обобщение опыта работы учителей в виде уроков-панорам, НПК, педагогических чтений.

в работе с родителями:

Консультирование родителей на основе полученной информации о социальнопсихологических свойствах школьников;

Ознакомление родителей современными педагогическими технологиями.

в работе с детьми:

Индивидуальная работа с воспитанниками по итогам диагностики уровня обученности.

Возможности применения информационных технологий:

 Использование средств компьютерной графики и компьютерного моделирования;

Представление в удобном для изучения масштабе времени различные социально-педагогические процессы, реально протекающие с различной скоростью на основе сочетания перспективного прогнозирования и текущего планирования учебно-воспитательного процесса.

Организационно-исполнительская деятельность руководителя Цели:

Теоретическое, практическое, методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса на основе реализации личностно-ориентированной модели организации деятельности образовательного учреждения;

Рациональная организация труда.

Возможности применения информационных технологий Внедрение средств информационных технологий в образовательный процесс;

Системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих научно-исследовательскую деятельность, процессы обучения и организационного управления;

Обеспечение образовательного процесса психолого-педагогическими и методическими разработками в целях интенсификации образовательного процесса, повышения его эффективности;

Автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов каждого этапа управленческой деятельности.

Таким образом, в ходе осуществления вышеперечисленных управленческих функций с использованием информационных технологий руководитель может эффективно реализовать регулятивно-коррекционную деятельность внутри образовательного учреждения и оперативно внести коррективы в управление образовательным учреждением.

В общем виде система управления дошкольным учреждением может быть представлена как совокупность локальных структур, имеющих самостоятельное содержание, но взаимосвязанных по логике общего результата. Сложность организации такой системы обусловлена несколькими обстоятельствами:

накоплением значительных и возрастающих объёмов информации;

необходимостью анализа и учёта возможных изменений внутри системы управления дошкольным учреждением и во внешней среде;

разностью в организации деятельности в системе субъектно-объектных отношениях (руководитель дошкольного учреждения, педагоги, родители, дети).

Решение задач управления в указанных условиях неизбежно вызовет обращение к применению информационных технологий, существенно ускоряющим обработку и анализ информации по согласованным способам, оперативный обмен ею и позволяющим быстро обращаться к нужным элементам структуры управления дошкольным учреждением при минимальных затратах времени.

Основная задача руководителя — удержание системы управления дошкольным учреждением в стабильном состоянии и готовности к необходимой модернизации.

Поэтому руководителей и специалистов дошкольных учреждений необходимо научить самостоятельной реализации автоматизированных средств диагностики и математических методов обработки результатов на базе доступных программных средств универсальных информационных технологий, таких, как программы пакета Microsoft Office, Word, Excel и пр.

Компьютерные версии моделей мониторинговых исследований могут быть полезны в работе как начинающих, так и опытных руководителей и специалистов дошкольных учреждений. Для начинающих может иметь существенное значение сокращение времени обучения работе с компьютерной версией моделей мониторинговых исследований. Руководителям и специалистам дошкольного учреждения, имеющим большой опыт мониторинговой работы, использование компьютеров позволяет рассматривать результаты компьютерного тестирования как предварительные и можно осуществлять дополнительный анализ и интеграцию по своему усмотрению, руководствуясь логикой и задачами исследования.

Решение задачи по оптимизации структуры управления строится на увеличении скорости всех процедур сбора и обработки информации и создании такой организационной модели информационных потоков, которая позволяла бы классифицировать сведения по различным параметрам, обеспечивая всю полноту информационного пространства (от дошкольного учреждения в целом до отдельного воспитанника). При этом важным условием существования такого единого информационного пространства является своевременность обновления его содержания.

Именно информационные технологии открывают широкую перспективу для наиболее адекватной реализации моделей мониторинга в дошкольном учреждении и путь к построению всё более полных моделей деятельности руководителя и специалистов дошкольного учреждения.

Однако, несмотря на значительные потенциальные возможности информационных компьютерных технологий в системе образования и воспитания детей дошкольного возраста еще не нашли должного применения.

Одной из причин подобного положения дел является недостаточная разработанность методических условий использования информационных компьютерных технологий в воспитании дошкольников, отсутствие соответствующих методик.

В качестве рабочего инструмента компьютер применяется уже давно и признан обществом как необходимость. В сфере образования компьютер завоевывает прочные позиции. Идея использовать компьютеры в обучении детей принадлежит профессору Сеймуру Пейперту. Работая с Ж. Пиаже, С.

Пейперт (60-е г. прошлого столетия) пришел к выводу, что ребенок развивается, если имеет условия для креативной деятельности в соответствующей среде.

Основными направлениями применения информационных компьютерных технологий в дошкольных образовательных учреждениях на наш взгляд являются следующие:

Разработка концептуальных основ создания программно-методических средств воспитания и развития детей в условиях непрерывного образования.

Создание программно-методических средств для формирования общих умственных способностей детей и развития отдельных психических Создание программно-педагогических средств для компьютерной поддержки разделов программы воспитания и развития дошкольников в учреждениях образования.

Исследования и разработка компьютеризированных методов диагностики психофизиологического развития детей, их общих и специальных способностей.

Исследования и разработка методик оценки психологических, психофизиологических и социальных последствий компьютеризации дошкольного уровня образования.

Исследования и разработка частных компьютерных методик, оценки степени готовности детей к детскому саду и школе.

Создание интегрированного банка информации по проблемам использования компьютера в начальном образовании.

Отмечаются устойчивое внимание в процессе деятельности за компьютером и огромный интерес к нему. Французские исследователи констатируют, что наибольший интерес наблюдается у детей, когда они добиваются лучших результатов в компьютерной игровой деятельности;

дети более пассивны, когда сталкиваются с трудностями в решении поставленных задач.

У всех старших дошкольников наблюдаются настойчивость и терпение, не свойственные обычно детям этого возраста.

Было выделено несколько типов мотивации к деятельности детей за компьютером: а) интерес к новому, загадочному предмету – компьютеру;

б) исследовательский мотив (желание найти ответ на вопросы); в) мотив успешного решения познавательных задач.

Использование компьютерных игр развивает «когнитивную гибкость» – способность человека находить наибольшее число принципиально различных решений задачи. Развиваются также наглядно-действенные операции мышления.

За компьютером дети предпочитают играть вместе, находя общее решение. Взрослые только помогают детям советами. Совместные компьютерные игры позволяют снять ряд трудностей в общении детей.

Возрастает роль компьютерной игры как инструмента диагностики и реабилитации: в настоящее время компьютерные игры используются как средство помощи детям с нарушениями навыков письменной речи, в связи с трудностями обучения счету, для улучшения координации, диагностики пространственных способностей. Компьютер можно эффективно использовать для коррекции речи, зрения, в работе с детьми с задержкой умственного развития. Компьютерные игры помогают тревожным и застенчивым детям открыто выразить свои проблемы, что является важным в процессе психотерапии.

Применение компьютерных технологий способствует выявлению и поддержке одаренных детей.

Основные положения направления легли в основу разработки научных основ информатизации дошкольного образования.

Эффективность компьютеризации дошкольного образования зависит не только от качества применяемых педагогических программных средств, от рационального и умелого их введение в учебный процесс. Первостепенную роль имеет уровень информационной культуры и информационной компетентности руководителя дошкольного учреждения. К сожалению, даже при наличии компьютеров и развитой телекоммуникационной связи, незнание правил, по которым осуществляются информационные процессы, не позволяет добиться значительных изменений в управлении. В свою очередь информационная культура проявляет себя при условии наличия у руководителя функциональной культуры, культуры взаимодействия, культуры исследования, культуры открытости для внедрения и понимания инновационных процессов.

В дошкольном образовательном учреждении широкое распространение получают компьютерные развивающие и обучающие игры, инструментальные средства решения педагогических задач (например, Puzzles), детские сайты в Internet.

        Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что предельно допустимая длительность игровых занятий на компьютере для детей шести лет не должна превышать 10 минут.

Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несет ответственность за безопасность ребенка.

        Для проведения таких занятий необходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 м на одно рабочее место (стул и стол), оборудованное с учетом роста детей. Стул должен обязательно иметь спинку.

Исследования показали: в тех случаях, когда вместо стульев использовались кубы, ухудшение осанки детей к концу года отмечалось в два раза чаще, чем в группах, где использовались стулья со спинками. Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55-65 см. За монитором недопустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко ухудшает условия рассматривания изображения на экране.

Освещенность поверхности стола и клавиатуры должна быть не менее лк, а экрана не более 200 лк.

Компьютер входит в жизнь ребенка через игру. Сейчас компьютеры – излюбленная тема разговоров у детей, особенно у мальчиков, а компьютерные игры – это возможность подружиться даже очень разным детям. Прежде всего, особенность таких игр – активное и непосредственное участие ребенка в разворачивающемся действии в отличие от пассивного просмотра мультиков.

Есть огромное количество компьютерных развивающих игр для детей разного возраста, которые тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Игры формируют у ребенка мотивационную, интеллектуальную, операционную готовность использования компьютерных средств для осуществления своей деятельности.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

Во-первых, предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.

Во-вторых, компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые еще не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

В-третьих, это средство поддержки задач обучения. Решение проблемных задач с помощью компьютера, поощрение ребенка при их правильном решении является стимулом познавательной активности детей.

В-четвертых, компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач. В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.

В-пятых, компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (ледоход, полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку, неожиданные и необычные эффекты).

В- шестых, компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки.

А ждет, пока он сам исправит их.

Педагоги используют в работе с дошкольниками компьютерные игры ассоциации. Игры соответствуют задачам развития и обучения ребенка, его психофизиологическим возможностям. Характер игр: развивающий, обучающий, игры-забавы, компьютерно-диагностические игры.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1. http://vio.fio.ru/vio_32/cd_site/Articles/art_2_9.htm - электронный журнал «Вопросы Интернет образования» № 32, статья Ягодиной Л.А. «Компьютерные игры как новые педагогические информационные технологии в системе дошкольного воспитания».

2. http://ru.wikipedia.org – сайт «ВикипедиЯ».

3. http://refstudy.ru/dip/computer_in_childrens_to_a_garden/m/39251/1.1.html 4. http://www.cybermama.ru/ - сайт «КиберМама» ребёнок и компьютер.

4. http://www.baby74.ru/pub/207/ - сайт «Взрослым о детях», статья Ю.Клеймёновой «Компьютер детям не игрушка?».

5. http://preschool.edu.ru – сайт «Образование детей старшего дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...