Музыка — это язык чувств
статья (подготовительная группа)

Серова Татьяна Евгеньевна

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребёнка. Впечатления детства человек проносит всю свою жизнь.Музыка, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно   привлекательны для дошкольников.Музыка - это одно из средств нашего общения с детьми. Тема соединения художественного творчества и музыки стала для меня интересна и на практике дала положительный результат. Я считаю ,что необходимо стремиться к тому, чтобы по мере становления интеллекта детей музыка и способность к образному восприятию окружающего мира дополняли и обогащали друг друга..

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2020_konech_variant.docx22.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Название темы Музыка помогает творить

Рисование детей старшего дошкольного возраста посредством музыки

Метод погружения в музыку на организованной образовательной деятельности

Связь музыки и творчества воспитанников на ООД

Плодотворное влияние музыки на художественное творчество.

Нетрадиционный приём рисования - метод погружения в музыку

«Музыка объединяет моральную, эмоциональную

и эстетическую сферы человека. Музыка — это язык чувств.»

В.А. Сухомлинский

Детское творчество - явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка. Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности, показывает человеку мир реально существующей красоты.

Музыка - один из видов искусства, в которой есть необъяснимая тайна овладения нашими сердцами. Она рождает у нас определённый эмоциональный отклик. Благодаря музыке в ребёнке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе, интерес к народам своей Родины и других стран. Так формируется полноценная личность, человек, способный чувствовать и сострадать. Обращение с музыкой формирует творческую личность, создаёт благоприятные условия для развития эстетических эмоций, по выражению Л.С. Выготского, "умных эмоций". Ведь эмоциональная отзывчивость связана с эмоциями высшего порядка и лежит в основе эстетического сознания личности человека.

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребёнка. Впечатления детства человек проносит всю свою жизнь. Музыка, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для дошкольников. Музыка - это одно из средств нашего общения с детьми.

Тема соединения художественного творчества и музыки стала для меня интересна и на практике дала положительный результат. Я считаю ,что необходимо стремиться к тому, чтобы по мере становления интеллекта детей музыка и способность к образному восприятию окружающего мира дополняли и обогащали друг друга..

В свете ФГОС содержанием образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) и развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного).

Целевыми ориентирами дошкольного образования в начале дошкольного пути являются эмоциональные отклики воспитанников на различные произведения культуры и искусства, а на этапе завершения - овладение основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

Я согласна,что огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога. Но на данном этапе для меня главное – пробудить в них чувства, личностное отношение к задуманному произведению. И создать благоприятную среду условия для творчества без оказания целенаправленного педагогического воздействия. Воспитанники обретают опыт свободного самовыражения. Это - творчество без обучения.

Теоретической базой исследования являются работы по методике обучения дошкольников изобразительной деятельности таких авторов, как О. Н. Зеленова, Н. В. Шайдурова, Г. Н. Давыдова, И. А. Лыкова., М. Г. Смирнова, Ю. В. Рузанова. Н. П. Саккулина выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению.

В процессе предварительной работы над темой я сформулировала гипотезу исследования: нетрадиционные приемы обучения рисованию через музыку в сочетании с традиционными приемами обучения способствуют раскрытию творческого потенциала ребенка.

Практическая значимость исследования - разработка авторской методики формирования творческой личности дошкольников по изобразительному искусству через мир музыки.

Цель: раскрыть творческие индивидуальные возможности воспитанников через мир музыкальных произведений

ИЛИ

Создать условия для формирования творческих умений посредствам музыкального сопровождения.

ИЛИ

Создать воспитанникам условия для способности к художественному самовыражению.

Задачи:

-учить детей слушать музыку и передавать своё внутреннее состояние, настроение в цвете, трансформировать накопленное напряжение;

- развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии музыкальных произведений;

- воспитывать в детях чувство прекрасного через музыку;

- воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.

Во время проведения образовательной организованной деятельности по художественному творчеству на определённые темы («Лето», «Золотая осень», «Город вечером», «Мы идём на праздник с флагами и цветами», «Волшебная птица», «Сказка о царе Салтане», «Зимний пейзаж», «Наша армия родная», «Нарисуй, что хочешь красивое», «Весна», «Разноцветная страна», «Круглый год», «Родная страна» ) я использовала различные музыкальные произведения : «Марш» музыка С. Прокофьева; «Осень» музыка А. Александрова, слова М. Пожаровой; «Октябрь» из цикла «Времена года» П.Чайковского; «Море» музыка Н. Римского-Корсакого из оперы «Сказка о царе Салтане»; «Зима пришла» музыка Г. Свиридова; «Песня жаворонка» музыка П. Чайкрвского; «Весна и осень» музыка Г. Свиридова ; «Менуэт» из детского альбома «Бирюльки» С. Майкапара; «Танец», «Вальс-шутка» музыка Д. Шостаковича и т. д. А так же песенное творчество с занятий по музыкальной деятельности.

Весь используемый мной материал был в соответствии с образовательной программой учреждения. Так же поддержен и одобрен музыкальным руководителем нашего детского сада.

Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый несомненно должен помогать ему. Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. Успех во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Я в своей работе совместила традиционные и нетрадиционные методы.

Традиционные методы.

1. Исследовательский метод - направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить, ни какую - либо часть, а всю работу. Этот метод обучения своей целью ставит повышение интереса к познавательной деятельности и обучению, что будет способствовать более результативному и эффективному образовательному процессу.

2. Игра - один из важнейших методов развития внутреннего мира ребенка. Игра - это метод развития воображения и познавательных способностей детей. В силу возраста ребенок легко перевоплощается, активно общается, с интересом включается в процесс. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры - нравственные, эстетические. В. А. Сухомлинский писал: "Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире".

Нетрадиционные методы.

3. Метод эмоционального настроя - предполагает использование на занятиях музыкальных произведений, соответствующих образовательной программе учреждения, индивидуальным и возрастным особенностям детей.

На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: усмиряет возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. Музыка также может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии.

4. Метод полного погружения в музыку.

Во время прослушивания музыки воспитанник чувствует себя свободнее, он отвлекается от забот, мыслей, проблем и погружается в свой собственный мир. Музыка, в данном случае, отличный способ абстрагироваться от действительности. Ребёнок оказывается в своём, собственном, мире, по-своему ассоциируя услышанное произведение. Он в этот момент полностью индивидуален, свободен.

5. Метод вдохновения.

Слушая песни, музыку дети вслушиваются в тексты, мотивы. Воспитанники погружаются, задумываются, а это направляет на определенные идеи, которые впоследствии они смогут нарисовать на бумаге, воплотить их в жизнь.

6. Метод расслабления

Понимая цель своей будущей деятельности воспитанник перестаёт себя чувствовать скованно, а значит рисунок получится более ровным и красивым. Он окунается в мир своих красок и ощущений и получает максимум удовольствия.

Свобода выбора, открытость, самостоятельная деятельность, высокую продуктивность даёт эффективность методов их применения. Дети должны и могут почувствовать, что состояние, вызванное солнечным или напротив, пасмурным днём, первым снегом или листопадом, может выражено через музыку. Способность чувствовать и переживать необходима человеку. Эти методы воедино дают воспитаннику возможность личных, собственных, самостоятельных проявлений по своим силам, умениям и возможностям. Нет шаблонов, рамок, а есть возможность желания высказаться в рисунке так, как им хочется. Таким образом, в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности целесообразно использовать вышеизложенные методы и приемы.

Наша задача – сохранить и развивать в детях эту способность к живому эмоциональному переживанию, беречь её и направлять. Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует и развитию творчества, воображения, и воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Язык чувств"

Конспект занятия по эмоционально-личностному развитию детей подготовительной к школе группы...

консультация для родителей "Учите детей "языку чувств""

Как помочь малышу войти в мир чувств и эмоций? Попытайтесь создать вместе с ребёнком образ эмоционального состояния посредством сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, цветоощущени...

Консультация для педагогов"Обучение детей языку чувств".

В консультации излагаются материалы по обучению детей речи ,не совсем привычной,а обучению "языку чувств"....

Конспект НОД "Музыка - язык чувств и образов"

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей четвёртого года жизни "Музыка - язык чувств и образов"...

МУЗЫКАЛЬНЕ ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ «МУЗЫКА – ЯЗЫК ЧУВСТВ»

Занятие 1 . Три поросенкаПрограммные задачи. Через переживание детьми эмоционального содержания музыкальных произведений подводить к пониманию, что радостное, веселое настроение выражается в характере...

Программа с одарёнными детьми "Музыка -язык чувств"

Цели и задачи программы работы с одаренными детьмиЦель:создание условий для развития дошкольников, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей разви...

Программа Музыка - язык чувств

Авторская, адаптированная, образовательная, программа для детей с общим недоразвитием речи....